укажите предложение части которого связаны с помощью союзного слова разведчики еще днем выяснили
Тест 4. Подчинительные союзы и союзные слова
Тест 4. Подчинительные союзы и союзные слова.
Просмотр содержимого документа
«Тест 4. Подчинительные союзы и союзные слова»
Подчинительные союзы и союзные слова
1. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:
1) Разведчики еще днем выяснили, что на кургане засело десятка полтора гитлеровцев с одним ручным пулеметом. (М. Алексеев)
2) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован. (М. Алексеев)
3) Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и еще чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька. (М. Алексеев)
4) Тимофей был доволен, что, не колеблясь, исправил свою ошибку. (И. Акимов)
2. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:
1) Командир роты распорядился, чтобы до ночи разведчики отдыхали. (М. Алексеев)
2) Там была столовая, где вчера вместе с молчаливыми гостями сидел и он [Никита]. (Ю. Бондарев)
3) Марта смеялась тоненьким, радостным смехом, как смеются благонравные дети. (Ф.Сологуб)
4) Ночь была темна, оттого что тучи покрывали небо и не пропускали света звезд. (В. Гроссман)
3. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:
1) Прошло несколько минут, пока бечевка с сучком на конце опустилась и остановилась сажени за две до протянутой руки Бумбараша. (А.Гайдар)
2) На видимой стороне монолита нечетко намечены уступы, откуда прыгали все мальчишки городка.
3) Видимо, так и не вспомнив, кто это, Соколов изумленно поверх очков поглядел на ведущего и ему первому протянул руку. (А. Бахвалов)
4) Андрей не знал больше никого, кто бы так жалел и уважал эту скотину [коней], как его отец. (В. Распутин)
4. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:
1) К полуночи, миновав рощу, разведчики вышли на опушку леса, где начинался наш передний край.
2) Лютров вспоминает попутчиков, которых нередко сажает к себе в машину по дороге на аэродром.
3) Лютров еще докуривал сигарету, когда за дверью в прихожую заворчала и несколько раз пролаяла собака.
4) Никогда не пойму, зачем Клара Ивановна согласилась быть завучем. (Ю. Поляков)
5. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:
1) Когда Василий и Кузьма пришли, тётка Наталья спала и не услышала их. (В. Распутин)
2) Кособокость деду Гордею, видно, мешала не сильно, потому что бегал он по-прежнему бодро. (В. Распутин)
3) Там, где когда-то были густые вишневые сады, теперь торчал обгорелый черный кустарник. (М. Алексеев)
4) Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. (Г. Троепольский)
Подчинительные союзы и союзные слова
1. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:
1) Рюкзак мой, сиротливо завалившись набок, лежал на дощатой платформе, куда дежурный по станции выходил встречать поезда. (О. Куваев)
2) Бим мчался до тех пор, пока не потерял из виду перепела, а затем, веселый и радостный, вернулся.
3) Кузьма, спохватившись, догоняет проводницу и спрашивает, сколько осталось до города. (В. Распутин)
4) У здешних деревень есть одна особенность, которую вряд ли где в мире встретишь.(О. Куваев)
2. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом ЧТО:
1) Деньги, что не успел положить на книжку, Егор хранит в чемодане. (В. Тендряков)
2) Кузьма стягивает с ног сапоги, разматывает портянки и чувствует, что Геннадий Иванович наблюдает за ним.
3) Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. (Г. Троепольский)
4) Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. (В. Солоухин)
3. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:
1) Иртыш прошел по шумным коридорам и наконец очутился в комнате, где уже несколько человек ожидали комиссара. (А. Гайдар)
2) И вот звуки несутся уже откуда-то сверху. (А. Бахвалов)
3) Стараясь попадать в чьи-то следы, чтобы не мять снег, Кузьма через рельсы идёт к вокзалу. (В. Распутин)
4) В пчеловодских календарях, если хотят указать, когда цветет то или иное растение, обозначают количество дней после цветения орешника. (В. Солоухин)
4. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:
1) Акации под церковной оградой, где часто сидел он [Бумбараш] когда-то с Варенькой, сплошной стеной раздались вширь. (А. Гайдар)
2) При этих словах все войско разделяется на несколько отрядов, которые вполоборота расходятся в разные стороны. (А. Гайдар)
3) Любищев в двадцать с лишним лет, начиная свою научную работу, тоже точно знал, чего он хочет.
4) Из расспросов Мечик узнал, что подъезжала японская разведка. (А. Фадеев)
5. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:
1) Дальше идти прямо, пока не наткнешься на саперный взвод у переправы. (А. Гайдар)
2) Скажи, Алексей, почему ты жалеешь его? (Ю. Бондарев)
3) Учительница с удовольствием думала о том, что этот новый мальчик ей никак не испортит класса.
4) Ничего я не успел сказать на это Степану, так как в казарме загремел милый голосок старшины (И. Стаднюк)
Тест «Сложноподчиненное предложение» № 1 (9 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест «Сложноподчиненное предложение» № 1
№ 1. Укажите предложение, части которого связаны с помощью СОЮЗНОГО СЛОВА.
а) Ребята понимали, что у Яшки с Алькой есть какая-то тайна.
б) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован.
в) Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и ещё чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька.
г) Тимофей был доволен, что, не колеблясь, исправил свою ошибку.
№ 2. Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительного союза.
а) Прошло несколько минут, пока бечёвка с сучком на конце опустилась и остановилась сажени за две до протянутой руки Бумбараша.
б) На видимой стороне монолита нечётко намечены уступы, откуда прыгали все мальчишки городка.
в) Видимо, так и не вспомнив, кто это, Соколов изумленно поверх очков поглядел на ведущего и ему первому протянул руку.
г) Люди на берегу провожали тех, кто уплывал в прошлое, и не замечали друг друга.
№ 3. Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительного союза ЧТО.
а) Деньги, что не успел положить на книжку, Егор хранит в чемодане.
б) Кузьма стягивает с ног сапоги, разматывает портянки и чувствует, что Геннадий Иванович наблюдает за ним.
в) Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь.
г) Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным.
№ 4. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.
а) Рэм вдруг испытал такой приступ голода, что даже голова закружилась.
б) В старом тенистом парке, что тянулся вдоль улицы, умолкли птицы.
в) Из информации Жаворонкова становилось ясно, что только балтийским летчикам сейчас по плечу такая задача.
г) Пришлось спуститься в трясину, что было крайне трудно из-за ледяной температуры родниковой воды.
№ 5. Укажите предложение с изъяснительным придаточным.
а) Воспитание Варвары Яковлевны сводилось к тому, чтобы сделать из Вани доброго и работящего человека.
б) Фандорин заспешил, чтобы успеть рассмотреть лицо неизвестного.
в) Чтобы лодку не было видно, Дерсу вымазал её снаружи грязью и углём.
г) Дмитрий Алексеевич колол дрова мелко, чтобы удобнее было разжигать уголь.
№ 6. Укажите ряд, в котором верно указаны смысловые вопросы, на которые отвечают придаточные ВРЕМЕНИ.
б) Как долго? По какой причине?
в) С каких пор? До каких пор?
г) С какой целью? Откуда?
№ 7. Укажите верное утверждение.
а) Придаточные времени могут быть связаны с главной частью с помощью союзов и союзных слов.
б) Все средства связи придаточных ВРЕМЕНИ с главной частью являются подчинительными союзами, кроме слова КОГДА, которое может быть и союзом, и наречием.
в) Придаточные ВРЕМЕНИ могут быть связаны с главной частью только с помощью указательных местоимений.
г) Придаточные ВРЕМЕНИ могут быть связаны с главной частью только с помощью частиц.
№ 8. Придаточные МЕСТА отвечают на вопросы:
а) Несмотря на что? Вопреки чему?
б) Когда? В какое время?
№ 9. Какое предложение не является сложноподчинённым с придаточным сравнения?
а) Человек крался вдоль стены и, поминутно озираясь, подпрыгивал, КАК БУДТО над ухом его стреляли.
б) Тарас Гаврилович потянул вперёд подбородок, КАК БУДТО бы воротник резал ему шею.
в) Солнце вывалилось из-за горизонта, и сирота-хата сразу помолодела.
г) Квартиры Пушкина, Чехова, Некрасова обладают необъяснимой силой воздействия, КАК БУДТО дух хозяина продолжает жить в этих стенах.
№ 10. Укажите предложение с придаточным определительным:
а) Все в деревне были убеждены, что Балашов человек одинокий.
б) Долго и трудно пришлось бороться гребцам с течением, которое не давало подойти к острову.
в) Уже совсем рассвело, хотя поле и лес ещё затягивала редкая пелена тумана.
г) Когда баркас отвалил и пароход тронулся в путь, Возницын спустился в столовую.
№ 1. Укажите предложение, части которого связаны с помощью СОЮЗНОГО СЛОВА.
а) Ребята понимали, что у Яшки с Алькой есть какая-то тайна. б) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован. в) Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и ещё чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька. г) Тимофей был доволен, что, не колеблясь, исправил свою ошибку.
№ 2. Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительного союза.
а) Прошло несколько минут, пока бечёвка с сучком на конце опустилась и остановилась сажени за две до протянутой руки Бумбараша. б) На видимой стороне монолита нечётко намечены уступы, откуда прыгали все мальчишки городка. в) Видимо, так и не вспомнив, кто это, Соколов изумленно поверх очков поглядел на ведущего и ему первому протянул руку. г) Люди на берегу провожали тех, кто уплывал в прошлое, и не замечали друг друга.
№ 3. Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительного союза ЧТО.
а) Деньги, что не успел положить на книжку, Егор хранит в чемодане. б) Кузьма стягивает с ног сапоги, разматывает портянки и чувствует, что Геннадий Иванович наблюдает за ним. в) Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. г) Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным.
№ 4. Укажите предложение с изъяснительным придаточным: а) Рэм вдруг испытал такой приступ голода, что даже голова закружилась. б) В старом тенистом парке, что тянулся вдоль улицы, умолкли птицы. в) Из информации Жаворонкова становилось ясно, что только балтийским летчикам сейчас по плечу такая задача. г) Пришлось спуститься в трясину, что было крайне трудно из-за ледяной температуры родниковой воды.
№ 5. Укажите предложение с изъяснительным придаточным: а) Воспитание Варвары Яковлевны сводилось к тому, чтобы сделать из Вани доброго и работящего человека. б) Фандорин заспешил, чтобы успеть рассмотреть лицо
№ 1. Укажите предложение, части которого связаны с помощью СОЮЗНОГО СЛОВА.
а) Ребята понимали, что у Яшки с Алькой есть какая-то тайна. б) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован. в) Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и ещё чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька. г) Тимофей был доволен, что, не колеблясь, исправил свою ошибку.
№ 2. Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительного союза.
а) Прошло несколько минут, пока бечёвка с сучком на конце опустилась и остановилась сажени за две до протянутой руки Бумбараша. б) На видимой стороне монолита нечётко намечены уступы, откуда прыгали все мальчишки городка. в) Видимо, так и не вспомнив, кто это, Соколов изумленно поверх очков поглядел на ведущего и ему первому протянул руку. г) Люди на берегу провожали тех, кто уплывал в прошлое, и не замечали друг друга.
№ 3. Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительного союза ЧТО.
а) Деньги, что не успел положить на книжку, Егор хранит в чемодане. б) Кузьма стягивает с ног сапоги, разматывает портянки и чувствует, что Геннадий Иванович наблюдает за ним. в) Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. г) Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным.
№ 4. Укажите предложение с изъяснительным придаточным: а) Рэм вдруг испытал такой приступ голода, что даже голова закружилась. б) В старом тенистом парке, что тянулся вдоль улицы, умолкли птицы. в) Из информации Жаворонкова становилось ясно, что только балтийским летчикам сейчас по плечу такая задача. г) Пришлось спуститься в трясину, что было крайне трудно из-за ледяной температуры родниковой воды.
№ 5. Укажите предложение с изъяснительным придаточным: а) Воспитание Варвары Яковлевны сводилось к тому, чтобы сделать из Вани доброго и работящего человека. б) Фандорин заспешил, чтобы успеть рассмотреть лицо
№ 1. Укажите предложение, части которого связаны с помощью СОЮЗНОГО СЛОВА.
а) Ребята понимали, что у Яшки с Алькой есть какая-то тайна. б) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован. в) Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и ещё чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька. г) Тимофей был доволен, что, не колеблясь, исправил свою ошибку.
№ 2. Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительного союза.
а) Прошло несколько минут, пока бечёвка с сучком на конце опустилась и остановилась сажени за две до протянутой руки Бумбараша. б) На видимой стороне монолита нечётко намечены уступы, откуда прыгали все мальчишки городка. в) Видимо, так и не вспомнив, кто это, Соколов изумленно поверх очков поглядел на ведущего и ему первому протянул руку. г) Люди на берегу провожали тех, кто уплывал в прошлое, и не замечали друг друга.
№ 3. Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительного союза ЧТО.
а) Деньги, что не успел положить на книжку, Егор хранит в чемодане. б) Кузьма стягивает с ног сапоги, разматывает портянки и чувствует, что Геннадий Иванович наблюдает за ним. в) Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. г) Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным.
№ 4. Укажите предложение с изъяснительным придаточным: а) Рэм вдруг испытал такой приступ голода, что даже голова закружилась. б) В старом тенистом парке, что тянулся вдоль улицы, умолкли птицы. в) Из информации Жаворонкова становилось ясно, что только балтийским летчикам сейчас по плечу такая задача. г) Пришлось спуститься в трясину, что было крайне трудно из-за ледяной температуры родниковой воды.
№ 5. Укажите предложение с изъяснительным придаточным: а) Воспитание Варвары Яковлевны сводилось к тому, чтобы сделать из Вани доброго и работящего человека. б) Фандорин заспешил, чтобы успеть рассмотреть лицо
неизвестного. в) Чтобы лодку не было видно, Дерсу вымазал её снаружи грязью и углём. г) Дмитрий Алексеевич колол дрова мелко, чтобы удобнее было разжигать уголь. № 6. Укажите ряд, в котором верно указаны смысловые вопросы, на которые отвечают придаточные ВРЕМЕНИ.
а) Когда? Где? б) Как долго? По какой причине? в) С каких пор? До каких пор? г) С какой целью? Откуда?
№ 7. Укажите верное утверждение.
а) Придаточные времени могут быть связаны с главной частью с помощью союзов и союзных слов. б) Все средства связи придаточных ВРЕМЕНИ с главной частью являются подчинительными союзами, кроме слова КОГДА, которое может быть и союзом, и наречием. в) Придаточные ВРЕМЕНИ могут быть связаны с главной частью только с помощью указательных местоимений. г) Придаточные ВРЕМЕНИ могут быть связаны с главной частью только с помощью частиц.
№ 8. Придаточные МЕСТА отвечают на вопросы:
а) Несмотря на что? Вопреки чему? б) Когда? В какое время? в) Куда? Где? Откуда? г) Почему? Отчего?
№ 9. Какое предложение не является сложноподчинённым с придаточным сравнения?
а) Человек крался вдоль стены и, поминутно озираясь, подпрыгивал, КАК БУДТО над ухом его стреляли. б) Тарас Гаврилович потянул вперёд подбородок, КАК БУДТО бы воротник резал ему шею. в) Солнце вывалилось из-за горизонта, и сирота-хата сразу помолодела. г) Квартиры Пушкина, Чехова, Некрасова обладают необъяснимой силой воздействия, КАК БУДТО дух хозяина продолжает жить в этих стенах.
№ 10. Укажите предложение с придаточным определительным:
а) Все в деревне были убеждены, что Балашов человек одинокий. б) Долго и трудно пришлось бороться гребцам с течением, которое не давало подойти к острову. в) Уже совсем рассвело, хотя поле и лес ещё затягивала редкая пелена тумана. г) Когда баркас отвалил и пароход тронулся в путь, Возницын спустился в столовую.
неизвестного. в) Чтобы лодку не было видно, Дерсу вымазал её снаружи грязью и углём. г) Дмитрий Алексеевич колол дрова мелко, чтобы удобнее было разжигать уголь. № 6. Укажите ряд, в котором верно указаны смысловые вопросы, на которые отвечают придаточные ВРЕМЕНИ.
а) Когда? Где? б) Как долго? По какой причине? в) С каких пор? До каких пор? г) С какой целью? Откуда?
№ 7. Укажите верное утверждение.
а) Придаточные времени могут быть связаны с главной частью с помощью союзов и союзных слов. б) Все средства связи придаточных ВРЕМЕНИ с главной частью являются подчинительными союзами, кроме слова КОГДА, которое может быть и союзом, и наречием. в) Придаточные ВРЕМЕНИ могут быть связаны с главной частью только с помощью указательных местоимений. г) Придаточные ВРЕМЕНИ могут быть связаны с главной частью только с помощью частиц.
№ 8. Придаточные МЕСТА отвечают на вопросы:
а) Несмотря на что? Вопреки чему? б) Когда? В какое время? в) Куда? Где? Откуда? г) Почему? Отчего?
№ 9. Какое предложение не является сложноподчинённым с придаточным сравнения?
а) Человек крался вдоль стены и, поминутно озираясь, подпрыгивал, КАК БУДТО над ухом его стреляли. б) Тарас Гаврилович потянул вперёд подбородок, КАК БУДТО бы воротник резал ему шею. в) Солнце вывалилось из-за горизонта, и сирота-хата сразу помолодела. г) Квартиры Пушкина, Чехова, Некрасова обладают необъяснимой силой воздействия, КАК БУДТО дух хозяина продолжает жить в этих стенах.
№ 10. Укажите предложение с придаточным определительным:
а) Все в деревне были убеждены, что Балашов человек одинокий. б) Долго и трудно пришлось бороться гребцам с течением, которое не давало подойти к острову. в) Уже совсем рассвело, хотя поле и лес ещё затягивала редкая пелена тумана. г) Когда баркас отвалил и пароход тронулся в путь, Возницын спустился в столовую.
неизвестного. в) Чтобы лодку не было видно, Дерсу вымазал её снаружи грязью и углём. г) Дмитрий Алексеевич колол дрова мелко, чтобы удобнее было разжигать уголь. № 6. Укажите ряд, в котором верно указаны смысловые вопросы, на которые отвечают придаточные ВРЕМЕНИ.
а) Когда? Где? б) Как долго? По какой причине? в) С каких пор? До каких пор? г) С какой целью? Откуда?
№ 7. Укажите верное утверждение.
а) Придаточные времени могут быть связаны с главной частью с помощью союзов и союзных слов. б) Все средства связи придаточных ВРЕМЕНИ с главной частью являются подчинительными союзами, кроме слова КОГДА, которое может быть и союзом, и наречием. в) Придаточные ВРЕМЕНИ могут быть связаны с главной частью только с помощью указательных местоимений. г) Придаточные ВРЕМЕНИ могут быть связаны с главной частью только с помощью частиц.
№ 8. Придаточные МЕСТА отвечают на вопросы:
а) Несмотря на что? Вопреки чему? б) Когда? В какое время? в) Куда? Где? Откуда? г) Почему? Отчего?
№ 9. Какое предложение не является сложноподчинённым с придаточным сравнения?
а) Человек крался вдоль стены и, поминутно озираясь, подпрыгивал, КАК БУДТО над ухом его стреляли. б) Тарас Гаврилович потянул вперёд подбородок, КАК БУДТО бы воротник резал ему шею. в) Солнце вывалилось из-за горизонта, и сирота-хата сразу помолодела. г) Квартиры Пушкина, Чехова, Некрасова обладают необъяснимой силой воздействия, КАК БУДТО дух хозяина продолжает жить в этих стенах.
№ 10. Укажите предложение с придаточным определительным:
а) Все в деревне были убеждены, что Балашов человек одинокий. б) Долго и трудно пришлось бороться гребцам с течением, которое не давало подойти к острову. в) Уже совсем рассвело, хотя поле и лес ещё затягивала редкая пелена тумана. г) Когда баркас отвалил и пароход тронулся в путь, Возницын спустился в столовую.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Подчинительные союзы и союзные слова, 9 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Подчинительные союзы и союзные слова
1. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:
1) Разведчики еще днем выяснили, что на кургане засело десятка полтора гитлеровцев с одним ручным пулеметом. (М. Алексеев)
2) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован. (М. Алексеев)
3) Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и еще чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька. (М. Алексеев)
4) Тимофей был доволен, что, не колеблясь, исправил свою ошибку. (И. Акимов)
2. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:
1) Командир роты распорядился, чтобы до ночи разведчики отдыхали. (М. Алексеев)
2) Там была столовая, где вчера вместе с молчаливыми гостями сидел и он [Никита]. (Ю. Бондарев)
3) Марта смеялась тоненьким, радостным смехом, как смеются благонравные дети. (Ф.Сологуб)
4) Ночь была темна, оттого что тучи покрывали небо и не пропускали света звезд. (В. Гроссман)
3. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:
1) Прошло несколько минут, пока бечевка с сучком на конце опустилась и остановилась сажени за две до протянутой руки Бумбараша. (А.Гайдар)
2) На видимой стороне монолита нечетко намечены уступы, откуда прыгали все мальчишки городка.
3) Видимо, так и не вспомнив, кто это, Соколов изумленно поверх очков поглядел на ведущего и ему первому протянул руку. (А. Бахвалов)
4) Андрей не знал больше никого, кто бы так жалел и уважал эту скотину [коней], как его отец. (В. Распутин)
4. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:
1) К полуночи, миновав рощу, разведчики вышли на опушку леса, где начинался наш передний край.
2) Лютров вспоминает попутчиков, которых нередко сажает к себе в машину по дороге на аэродром.
3) Лютров еще докуривал сигарету, когда за дверью в прихожую заворчала и несколько раз пролаяла собака.
4) Никогда не пойму, зачем Клара Ивановна согласилась быть завучем. (Ю. Поляков)
5. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:
1) Когда Василий и Кузьма пришли, тётка Наталья спала и не услышала их. (В. Распутин)
2) Кособокость деду Гордею, видно, мешала не сильно, потому что бегал он по-прежнему бодро. (В. Распутин)
3) Там, где когда-то были густые вишневые сады, теперь торчал обгорелый черный кустарник. (М. Алексеев)
4) Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. (Г. Троепольский)
Подчинительные союзы и союзные слова
1. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:
1) Рюкзак мой, сиротливо завалившись набок, лежал на дощатой платформе, куда дежурный по станции выходил встречать поезда. (О. Куваев)
2) Бим мчался до тех пор, пока не потерял из виду перепела, а затем, веселый и радостный, вернулся.
3) Кузьма, спохватившись, догоняет проводницу и спрашивает, сколько осталось до города. (В. Распутин)
4) У здешних деревень есть одна особенность, которую вряд ли где в мире встретишь.(О. Куваев)
2. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом ЧТО:
1) Деньги, что не успел положить на книжку, Егор хранит в чемодане. (В. Тендряков)
2) Кузьма стягивает с ног сапоги, разматывает портянки и чувствует, что Геннадий Иванович наблюдает за ним.
3) Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. (Г. Троепольский)
4) Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. (В. Солоухин)
3. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:
1) Иртыш прошел по шумным коридорам и наконец очутился в комнате, где уже несколько человек ожидали комиссара. (А. Гайдар)
2) И вот звуки несутся уже откуда-то сверху. (А. Бахвалов)
3) Стараясь попадать в чьи-то следы, чтобы не мять снег, Кузьма через рельсы идёт к вокзалу. (В. Распутин)
4) В пчеловодских календарях, если хотят указать, когда цветет то или иное растение, обозначают количество дней после цветения орешника. (В. Солоухин)
4. Укажите предложение, части которого связаны подчинительным союзом:
1) Акации под церковной оградой, где часто сидел он [Бумбараш] когда-то с Варенькой, сплошной стеной раздались вширь. (А. Гайдар)
2) При этих словах все войско разделяется на несколько отрядов, которые вполоборота расходятся в разные стороны. (А. Гайдар)
3) Любищев в двадцать с лишним лет, начиная свою научную работу, тоже точно знал, чего он хочет.
4) Из расспросов Мечик узнал, что подъезжала японская разведка. (А. Фадеев)
5. Укажите предложение, части которого связаны союзным словом:
1) Дальше идти прямо, пока не наткнешься на саперный взвод у переправы. (А. Гайдар)
2) Скажи, Алексей, почему ты жалеешь его? (Ю. Бондарев)
3) Учительница с удовольствием думала о том, что этот новый мальчик ей никак не испортит класса.
4) Ничего я не успел сказать на это Степану, так как в казарме загремел милый голосок старшины (И. Стаднюк)