В чем особенность языка былины найди в тексте преувеличения
Урок родного (русского) языка в 6 классе на тему «Особенности языка былины»
Урок родного (русского) языка в 6 классе на тему: « Особенности языка былины».
повторить, закрепить и углубить знания учащихся о былине как эпическом жанре устного народного творчества, формировать представление о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении;
развивать кругозор учащихся, навыки выразительного чтения былины, анализа художественного текста;
осуществлять нравственное воспитание учащихся средствами былины.
Планируемые результаты: знание определения былины, умение видеть средства художественной выразительности в тексте былины и определять их роль; развитие мотивации к аналитической деятельности.
1. Постановка цели и задач урока.
Чем былина отличается от сказки?
Как связана былина с реальными историческими событиями?
Кто является персонажами былины?
3.Аукцион. Назвать былины, в которых встречаются Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич?
Что вы знаете об особенностях былины?
(Композиционную основу многих былин составляет антитеза (противопоставление):
“ Илья Муромец и Калин-царь”;
“ Алёша Попович и Тугарин”;
“ Добрыня Никитич и Змей!
Слово “былина” образовано от слова “быль”, другое название былины – старина.
Что такое речитатив?
4. Проверка домашнего задания.
Художественный или краткий пересказы отрывков или выразительное чтение отрывков из прочитанных дома былин учащимися.
О чем былина? Понравилась вам?
Кто из героев запомнился? Почему?
5. Работа по теме урока.
Повествование в былине ведётся неторопливо, величаво. В развёртывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения. Замедленность действия достигается путём утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев.
В поэтический стиль былины включались повторения слов. А вы помните, какие это слова? Давайте поищем их в тексте былины. (Черным-черно, много-множество, крепко-накрепко, скорым-скоро). Найдите также и слова-синонимы (злодей-разбойник, путь-дорога, драться-ратиться, дани-пошлины).
Важная особенность былины: изображение множественного в единичном обобщённом (синекдоха). Былины переносили качество массы на одно лицо: изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных воинов-богатырей, побеждающих несметные полчища врагов. Вражеская сила также могла изображаться в единичных фантастических образах (Идолище, Соловей-разбойник, Тугарин).
Гипербола – главный художественный приём в былине.
Гиперболы использовались для изображения (силы богатыря, устрашающего крика врага, необычайной битвы; а также для развенчания врагов.
Учебник,упр.121(нахождение гипербол в былине «Первые подвиги Ильи Муромца».
Рабочая тетрадь,упр.138(с какой целью используются гиперболы в былине «Садко»).
Эпитеты и сравнения – важные художественно-изобразительные средства в былине. Давайте поищем с вами в тексте эпитеты и сравнения и определим их роль в былине. (Эпитеты: чистое поле, добрый конь, палица булатная, стрела калёная, палаты белокаменные, делают речь выразительной, помогают воспринимать предметы, изображённые в былине более зримыми и весомыми; сравнения: Тугарин почернел, как осенняя ночь, Алёша Попович стал, как светел месяц передают психическое состояние героев)..
Назовите художественные особенности былин.
Для чего они используются в былине?
Итак, в основе былины лежит рассказ о подвиге богатыря. Былина имеет особую устойчивую форму построения (композицию). Каждая былина имеет зачин и концовку. В ней есть повторы и общие места. За счёт них повествование ведётся неторопливо, размеренно, торжественно, напевно. Постоянные эпитеты и сравнения делают язык былины особенно выразительным. Возможности былинных герое преувеличены. Традиционно при создании былинных образов используются синекдоха и гипербола.
7. Домашнее задание: читать п.27, выполнить упр.143-рабочая тетрадь.