В чем причина упадка русского языка и есть ли он вообще текст
Про тотальный диктант
Тотальный диктант – ежегодная акция, направленная на популяризацию грамотности, повышение интереса к русскому языку, сохранение и развитие русской речевой культуры.
«Тотальный диктант» охватил 12 городов в России и США
23 апреля в Новосибирске проходит традиционная весенняя акция по добровольной проверке грамотности — «Тотальный диктант».
Автором текста для «Тотального диктанта» в этом году стал известный писатель, колумнист и телеведущий Дмитрий Быков. Как рассказала руководитель проекта «Тотальный диктант» Ольга Ребковец, диктант состоится сразу на 15 открытых площадках по всему Новосибирску.
С 2004 года диктант из университетского мероприятия НГУ превратился в акцию городского масштаба. Его участники – люди самых разных профессий и возрастов: школьники, студенты, преподаватели, чиновники, бизнесмены, офисные работники, пенсионеры. Количество участников выросло со 150 человек в 2004 году до 2396 в 2010.
В Советском районе «Тотальный диктант» проведут в НГУ (ауд. 118, 120, 119а, 121а) и в гимназии № 6 «Горностай»; в Ленинском районе — в НГТУ (корп. 5, ауд. № 5, 6, 7), во Второй Новосибирской гимназии и в школе № 165; в Октябрьском районе — в НГПУ (1 и 2 поточные аудитории), в СибГУТИ (сбор в фойе главного корпуса) и в СибАГСе; в Центральном районе — в НГУЭУ и в областной библиотеке; в Кировском районе — в гимназии № 7; в Дзержинском районе — в аэрокосмическом лицее; в Калининском районе — в гимназии № 12. В Бердске диктант пишут в Центральной детской библиотеке, а в Краснообске — в гимназии № 13.
На всех площадках диктант начнется в 15:00. Участие в акции — бесплатное и не требует предварительной регистрации.
В этом году «Тотальный диктант» вышел за пределы Новосибирска и проходит одновременно в более чем 10 российских городах, а также в Массачусетском технологическом университете (Бостон, США) — здесь будет организована площадка, где диктант напишут россияне.
Результаты опубликуют на сайте «Тотального диктанта» totaldict.ru 27 апреля.
В 2010 году специально для нашего диктанта был написан текст самим Б. Н. Стругацким:
В чем причина упадка русского языка и есть ли он вообще?
Никакого упадка нет, да и быть не может. Просто цензуру смягчили, а частию, слава богу, и вовсе упразднили, и то, что раньше мы слышали в пивных и подворотнях, сегодня услаждает наш слух, доносясь с эстрады и с телеэкранов. Мы склонны считать это наступлением бескультурья и упадком Языка, но ведь бескультурье, как и всякая разруха, не в книгах и не на театральных подмостках, оно в душах и в головах. А с последними, на мой взгляд, ничего существенного за последние годы не произошло. Разве что начальство наше, опять же слава богу, отвлеклось от идеологии и увлеклось более распиливанием бюджета. Вот языки и подраспустились, а Язык обогатился замечательными новшествами в широчайшем диапазоне – от «хеджирования портфеля ГКО с помощью фьючерсов» и до появления интернет-жаргона.
Разговоры об упадке вообще и Языка в частности – это, по сути, результат отсутствия ясных указаний сверху. Появятся соответствующие указания – и упадок прекратится как бы сам собой, тут же сменившись каким-нибудь «новым расцветом» и всеобщим суверенным «благорастворением воздyхов».
Литература благополучно процветает, оставшись, наконец, почти без цензуры и в сени либеральных законов, касающихся книгоиздания. Читатель избалoван до предела. Ежегодно появляется несколько десятков книг такого уровня значимости, что, появись любая из них на прилавках лет 25 назад, она тут же стала бы сенсацией года, а сегодня вызывает лишь снисходительно-одобрительное ворчание критики. Разговоры о пресловутом «кризисе литературы» не затихают, общественность требует немедленного появления новых булгаковых, чеховых, толстых, как водится забывая при этом, что любой классик – это обязательно «продукт времени», как хорошее вино и вообще как все хорошее. Не надо тянуть дерево за ветки вверх: оно от этого быстрее не вырастет. Впрочем, в разговорах о кризисе ничего плохого нет: пользы от них маловато, но и вреда ведь тоже не наблюдается.
А Язык, как и прежде, живет своею собственной жизнью, медленной и непостижимой, непрерывно меняясь и при этом всегда оставаясь самим собой. С русским языком может произойти все, что угодно: перестройка, преображение, превращение, – но только не вымирание. Он слишком велик, могуч, гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы взять и вдруг исчезнуть. Разве что – вместе с нами.
В этом году текст был не таким интересным. Я бы даже сказала скучным, неживым, пресным. Вроде текст несложный, но кое-где присутствуют эти пресловутые авторские знаки. В общем, по моим оценкам, в этом году я диктант напишу на два 🙂
Результаты сегодняшнего диктанта будут известны с 27 по 29.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Борис Стругацкий: «В чем причина упадка русского языка и есть ли он вообще?»
24 апреля около 2600 человек, желающих проверить свою грамотность, писали в Новосибирске Тотальный диктант, видеоверсию которого можно найти на нашем сайте. Тайга.инфо перепечатывает 330 слов текста диктанта, написанного фантастом Борисом Стругацким.
«В чем причина упадка русского языка и есть ли он вообще?
Никакого упадка нет, да и быть не может. Просто цензуру смягчили, а частию, слава богу, и вовсе упразднили, и то, что раньше мы слышали в пивных и подворотнях, сегодня услаждает наш слух, доносясь с эстрады и с телеэкранов. Мы склонны считать это наступлением бескультурья и упадком Языка, но ведь бескультурье, как и всякая разруха, не в книгах и не на театральных подмостках, оно в душах и в головах. А с последними, на мой взгляд, ничего существенного за последние годы не произошло. Разве что начальство наше, опять же слава богу, отвлеклось от идеологии и увлеклось более распиливанием бюджета. Вот языки и подраспустились, а Язык обогатился замечательными новшествами в широчайшем диапазоне — от «хеджирования портфеля ГКО с помощью фьючерсов» и до появления интернет-жаргона.
Разговоры об упадке вообще и Языка в частности — это, по сути, результат отсутствия ясных указаний сверху. Появятся соответствующие указания — и упадок прекратится как бы сам собой, тут же сменившись каким-нибудь «новым расцветом» и всеобщим суверенным «благорастворением воздýхов».
Литература благополучно процветает, оставшись, наконец, почти без цензуры и в сени либеральных законов, касающихся книгоиздания. Читатель избалóван до предела. Ежегодно появляется несколько десятков книг такого уровня значимости, что, появись любая из них на прилавках лет 25 назад, она тут же стала бы сенсацией года, а сегодня вызывает лишь снисходительно-одобрительное ворчание критики. Разговоры о пресловутом «кризисе литературы» не затихают, общественность требует немедленного появления новых булгаковых, чеховых, толстых, как водится забывая при этом, что любой классик — это обязательно «продукт времени», как хорошее вино и вообще как все хорошее. Не надо тянуть дерево за ветки вверх: оно от этого быстрее не вырастет. Впрочем, в разговорах о кризисе ничего плохого нет: пользы от них маловато, но и вреда ведь тоже не наблюдается.
А Язык, как и прежде, живет своею собственной жизнью, медленной и непостижимой, непрерывно меняясь и при этом всегда оставаясь самим собой. С русским языком может произойти все, что угодно: перестройка, преображение, превращение, — но только не вымирание. Он слишком велик, могуч, гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы взять и вдруг исчезнуть. Разве что — вместе с нами».
В чем причина упадка русского языка и есть ли он вообще текст
Никакого упадка нет, да и быть не может. Просто цензуру смягчили, а частию, слава богу, и вовсе упразднили, и то, что раньше мы слышали в пивных и подворотнях, сегодня услаждает наш слух, доносясь с эстрады и с телеэкранов. Мы склонны считать это наступлением бескультурья и упадком Языка, но ведь бескультурье, как и всякая разруха, не в книгах и не на театральных подмостках, оно в душах и в головах. А с последними, на мой взгляд, ничего существенного за последние годы не произошло. Разве что начальство наше, опять же слава богу, отвлеклось от идеологии и увлеклось более распиливанием бюджета. Вот языки и подраспустились, а Язык обогатился замечательными новшествами в широчайшем диапазоне — от «хеджирования портфеля ГКО с помощью фьючерсов» и до появления интернет-жаргона.
Разговоры об упадке вообще и Языка в частности — это, по сути, результат отсутствия ясных указаний сверху. Появятся соответствующие указания — и упадок прекратится как бы сам собой, тут же сменившись каким-нибудь «новым расцветом» и всеобщим суверенным «благорастворением воздyхов».
Литература благополучно процветает, оставшись, наконец, почти без цензуры и в сени либеральных законов, касающихся книгоиздания. Читатель избалoван до предела. Ежегодно появляется несколько десятков книг такого уровня значимости, что, появись любая из них на прилавках лет 25 назад, она тут же стала бы сенсацией года, а сегодня вызывает лишь снисходительно-одобрительное ворчание критики. Разговоры о пресловутом «кризисе литературы» не затихают, общественность требует немедленного появления новых булгаковых, чеховых, толстых, как водится, забывая при этом, что любой классик — это обязательно «продукт времени», как хорошее вино и вообще как все хорошее. Не надо тянуть дерево за ветки вверх: оно от этого быстрее не вырастет. Впрочем, в разговорах о кризисе ничего плохого нет: пользы от них маловато, но и вреда ведь тоже не наблюдается.
А Язык, как и прежде, живёт своею собственной жизнью, медленной и непостижимой, непрерывно меняясь и при этом всегда оставаясь самим собой. С русским языком может произойти все, что угодно: перестройка, преображение, превращение, — но только не вымирание. Он слишком велик, могуч, гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы взять и вдруг исчезнуть. Разве что — вместе с нами.
Текст Тотального диктанта 2010 (автор: Борис Стругацкий)
В чем причина упадка русского языка и есть ли он вообще?
Никакого упадка нет, да и быть не может. Просто цензуру смягчили, а частию, слава богу, и вовсе упразднили, и то, что раньше мы слышали в пивных и подворотнях, сегодня услаждает наш слух, доносясь с эстрады и с телеэкранов. Мы склонны считать это наступлением бескультурья и упадком Языка, но ведь бескультурье, как и всякая разруха, не в книгах и не на театральных подмостках, оно в душах и в головах. А с последними, на мой взгляд, ничего существенного за последние годы не произошло. Разве что начальство наше, опять же слава богу, отвлеклось от идеологии и увлеклось более распиливанием бюджета. Вот языки и подраспустились, а Язык обогатился замечательными новшествами в широчайшем диапазоне — от «хеджирования портфеля ГКО с помощью фьючерсов» и до появления интернет-жаргона.
Разговоры об упадке вообще и Языка в частности — это, по сути, результат отсутствия ясных указаний сверху. Появятся соответствующие указания — и упадок прекратится как бы сам собой, тут же сменившись каким-нибудь «новым расцветом» и всеобщим суверенным «благорастворением воздyхов».
Литература благополучно процветает, оставшись, наконец, почти без цензуры и в сени либеральных законов, касающихся книгоиздания. Читатель избалoван до предела. Ежегодно появляется несколько десятков книг такого уровня значимости, что, появись любая из них на прилавках лет 25 назад, она тут же стала бы сенсацией года, а сегодня вызывает лишь снисходительно-одобрительное ворчание критики. Разговоры о пресловутом «кризисе литературы» не затихают, общественность требует немедленного появления новых булгаковых, чеховых, толстых, как водится забывая при этом, что любой классик — это обязательно «продукт времени», как хорошее вино и вообще как все хорошее. Не надо тянуть дерево за ветки вверх: оно от этого быстрее не вырастет. Впрочем, в разговорах о кризисе ничего плохого нет: пользы от них маловато, но и вреда ведь тоже не наблюдается.
А Язык, как и прежде, живет своею собственной жизнью, медленной и непостижимой, непрерывно меняясь и при этом всегда оставаясь самим собой. С русским языком может произойти все, что угодно: перестройка, преображение, превращение, — но только не вымирание. Он слишком велик, могуч, гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы взять и вдруг исчезнуть. Разве что — вместе с нами.
В чём причина упадка русского языка? Действительно ли он есть? Над этими глубокими и важными философскими вопросами, которыми, наверное, хотя бы раз в жизни задавался каждый, размышляет писатель Б. Н.Стругацкий в приведённом для анализа тексте.
Автор раскрывает проблему всестороннее. С одной стороны писатель показывает, что упадок русского языка отсутствует и единственное, почему многие считают иначе — это смягчение цензуры и «отсутствие явных указаний сверху». Так, Стругацкий подчёркивает, что наступление «бескультурья» является лишь мифом поселившимся в головах людей.
С другой стороны, автор пишет о том, что «литература благополучно процветает» и без цензуры. Стругацкий отмечает, что в наше время читателя стало сложно удивить, и книги, которые поразили бы раньше даже самого искушённого критика, сейчас могут остаться незамеченными. Этим автор направляет нас на путь размышлений о том, что никаких серьезных проблем из-за смягчения цензуры не появилось.
На мой взгляд, авторская позиция понятна: ни упадка, ни регресса русского языка нет, он просто стремительно развивается сталкиваясь со сленгом и интернет жаргоном. Не зря Стругацкий пишет, что бескультурье связано не книгами, а с душами и головами людей.
Я согласен с точкой зрения автора. Мне кажется, что русский язык не регрессирует, а скорее неумолимо развивается.
В моей правоте меня убеждает проект Людмилы Вербицкой «Давайте говорить как петербуржцы». Этот проект помогает людям грамотно излагать свои мысли, и именно благодаря таким акциям в русском языке никогда не будет упадка или регресса.
Хочется верить, что, несмотря на любые изменения, русский язык по-прежнему будет «великим и могучим».