В чем разница между спонсорством и благотворительностью
Статьей 39 Конституции РФ провозглашен принцип поощрения со стороны государства благотворительной деятельности. В силу бурного роста экономических показателей России за последние несколько лет, институт благотворительности вступил в фазу своего активного развития, в связи с чем, даже появились разговоры о возрождении традиций меценатства, существовавших в дореволюционной России.
На сегодняшний день очень престижно быть инвестором в части финансовой поддержки различного рода спортивных, культурно-массовых, иных творческих мероприятий, в том числе выступать в качестве спонсора различных концертов, выставок и т.п. Что же касается оказания финансовой помощи, например, детским домам, больным детям, а также престарелым и инвалидам, то, данная деятельность инвесторов как правило, менее заметна, и менее разрекламирована, хотя и имеет наибольшее социальное значение.
Казалось бы, и в том, и в другом случае инвестирование носит общественно-полезный характер, однако суть оказания того или иного вида материальной поддержки со стороны инвесторов в корне различна, причем, различия эти лежат сугубо в законодательной плоскости, в связи с чем, разные виды помощи имеют разную мотивацию и разные результаты для стороны финансирующей.
Не каждый собственник бизнеса или его руководитель на сегодняшний день имеет четкое представление о том, какие последствия с точки зрения Закона может повлечь для него участие в благотворительной или спонсорской деятельности. А между тем, последствия эти различны и имеют большое значение для инвестора, в частности, с точки зрения возможности использования налоговых льгот, связанных с оптимизацией расходной части бизнеса (речь идет о налогах с доходов и НДС).
Рассмотрим подробно и тот и другой механизмы финансирования в целях сравнения возможных налоговых последствий для инвестора.
Понятия, связанные с благотворительностью в современном российском праве
Гражданский кодекс РФ не содержит понятия благотворительности, как такового и идентифицирует его со словом «пожертвование», давая следующее определение:
«Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях» (ст. 582 ГК РФ).
Таким образом, главным критерием, позволяющим отличить пожертвование от какой-либо иной деятельности по передаче вещи или права, является его безвозмездный, то есть бескорыстный характер.
Однако, применительно к понятию благотворительность, в данном случае под бескорыстностью следует понимать не только безвозмездную передачу имущества или имущественных прав.
Действующее законодательство предусматривает более широкий перечень действий от имени передающей стороны, подпадающих под определение благотворительности.
Так, в статье 1 Федерального закона №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г., содержится следующее определение благотворительной деятельности:
«…добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».
Таким образом, благотворительное пожертвование, как видно из приведенного определения, представляет собой один из способов осуществления благотворительной деятельности, поэтому в отличие от пожертвования, носящего сугубо безвозмездный характер, осуществление благотворительной деятельности иными способами может осуществляться и возмездным путем (передача чего-либо на более льготных условиях).
Упомянутый закон №135-ФЗ действует уже более 10 лет, и за это время зарекомендовал себя с положительной стороны, как основополагающий документ, определяющий взаимоотношения сторон, передающих блага и их получающих.
Согласно данному закону право на осуществление благотворительной деятельности в нашей стране имеют любые граждане и юридические лица.
Однако, чтобы действия лица, желающего сделать общеполезный дар другому лицу, были квалифицированы в дальнейшем как благотворительные, такому лицу необходимо соблюсти ряд законодательно установленных ограничений, а именно:
1) Благотворительные пожертвования должны осуществляться в строго определенных формах, в частности, в виде:
— бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
2) Пожертвования могут осуществляться в отношении строго определенного круга лиц (ст. 582 ГК РФ):
— лечебных, воспитательных учреждений;
— учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений;
— благотворительных, научных и образовательных учреждений;
— фондов, музеев и других учреждений культуры;
— общественных и религиозных организаций;
— иных некоммерческих организаций в соответствии с законом;
— государства и его субъектов.
При этом статьей 575 ГК РФ установлен запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 5 МРОТ, в отношении следующих субъектов:
— работников лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
— государственных служащих и служащих органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
— в отношениях между коммерческими организациями.
Кроме того, Закон №135-ФЗ, давая расширительное толкование норме, содержащейся в ГК РФ, указывает, что в случае если направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах осуществляется в отношении коммерческих организаций, а также с целью поддержки политических партий, движений, групп и кампаний, такие действия благотворительной деятельностью не являются (п. 3 ст. 2 Закона №135-ФЗ).
3) Благотворительная деятельность должна преследовать одну из следующих целей (п. 1 ст. 2 Закона №135-ФЗ):
— социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
— подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
— оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
— содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
— содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
— содействия защите материнства, детства и отцовства;
— содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
— содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
— содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
— охраны окружающей природной среды и защиты животных;
— охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
4) Передача имущества благотворителем (жертвователем) должна быть обусловлена использованием этого имущества получателем по строго определенному (целевому!) назначению.
При отсутствии данного условия пожертвование считается обычным дарением (п. 4 ст. 582 ГК РФ), в связи с чем, очень важно правильно оформить взаимоотношения между одаряемым и дарителем. В случае, если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 5 МРОТ, для такого договора является обязательной письменная форма сделки (п. 2 ст. 574 ГК РФ), при этом в нем обязательно нужно указать конкретную цель благотворительности, соответствующую перечню, изложенному в п. 2 Закона №135-ФЗ.
Кроме того, статьей 5 Закона №135-ФЗ благотворителям разрешено определять цели и порядок использования своих пожертвований. В случаях же, когда использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится невозможным вследствие изменившихся обстоятельств, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица- жертвователя по решению суда (п. 4 ст. 582 ГК РФ). В противном случае жертвователь (а также его наследники и правопреемники) вправе потребовать отмены пожертвования (п. 5 ст. 582 ГК РФ).
Таким образом, из всех перечисленных условий можно вывести одно общее правило, позволяющее квалифицировать деятельность как благотворительную, собрав все ее признаки воедино: благотворительная деятельность – деятельность, осуществляемая физическим или юридическим лицом бескорыстно, добровольно, в общеполезных целях, не связанных с извлечением дохода или политикой.
Спонсорство, как оно есть
Согласно ст. 3 Закона №38-ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. спонсор – это лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Таким образом, спонсорство – это деятельность спонсора, предоставившего средства для проведения определенного мероприятия.
При этом закон о рекламе не разъясняет, каким может быть спонсорство – возмездным или безвозмездным. Исходя из общего значения и толкования данного закона можно сделать вывод, что спонсорство по своей природе – возмездная деятельность, поскольку любая реклама требует определенных затрат в целях получения от этого результатов в виде прироста доходов рекламодателя.
Спонсором можно считать любое лицо (физическое или юридическое), предоставляющее средства в обмен на распространение информации о нем (возмездное спонсорство), а также предоставляющее средства без ожидания от получателя средств рекламных действий в отношении его имени или продукции (бренда) (безвозмездное спонсорство). Главное, чтобы средства предоставлялись в целях проведения какого-либо мероприятия, упомянутого в ст. 3 Закона №38-ФЗ. Именно направленностью своих целей спонсорство отличается от благотворительности.
В зависимости от того, какую деятельность ведет лицо – благотворительную или спонсорскую, а также от того, какой характер носит спонсорская деятельность – возмездный или безвозмездный (для благотворительности данный факт значения не имеет), будут различаться и налоговые последствия для инвестора, вытекающие из соответствующих обязательств.
Для наибольшей ясности рассмотрим налоговые последствия для инвестора от осуществления той и другой деятельности на конкретных примерах, взяв, в частности, оказание материальной поддержки детям в виде финансовой помощи детскому дому, организации выставки для школьников, а также проведения спортивных детских мероприятий.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок.
Спонсорство и благотворительность: чем они отличаются
Благотворительная помощь и спонсорство — разные формы финансовой поддержки, хотя часто их считают одним и тем же. Тем не менее религиозную организацию, например, спонсировать нельзя, но ей можно оставлять пожертвования. +1Люди рассказывают, чем спонсоры отличаются от благотворителей и как проще всего начать помогать людям.
Спонсорство — это финансирование проекта или деятельности при условии распространения рекламы о спонсоре или его товарах. Главная цель — улучшить имидж и узнаваемость бренда, который вложил деньги (например, в благотворительную акцию). Такие меры помогают повысить лояльность аудитории.
Дэвид Д’Алесандро в книге «Война брендов» пишет: если вы делаете вклад в важное для потребителей событие, то можете заслужить их уважение или даже получить благодарность. Часто, если компания профинансировала интересное событие или сотрудничала с селебрити, потребитель начинает лучше относиться к ней. Дэвид Д’Алесандро называет это явление «эффектом нимба».
Виды спонсорской помощи
Спонсорство бывает возмездным и безвозмездным. В обоих случаях стороны должны заключить договор. При возмездном спонсорстве переданные деньги считаются оплатой за рекламу, а безвозмездная спонсорская помощь приравнивается к процедуре дарения и не предусматривает продвижение продукции, имени или бренда.
Формы спонсорской помощи:
В ходе переговоров о спонсорстве НКО рассказывает бизнесу о своих рекламных возможностях и договаривается о цене. Спонсора может интересовать число показов его рекламы и площадки, на которых она будет размещена, количество упоминаний продукта и так далее.
Благотворительность: что это
Благотворительность — это бескорыстная поддержка нуждающихся, не предполагающая получения коммерческой выгоды и пиара. Цель благотворительности — оказать помощь.
НКО помогают решить социальные проблемы, с которыми не справляется государство. Так, помогая фондам, вы можете сделать вклад в обустройство доступной среды для людей с инвалидностью, в ликвидацию бедности или закупку лекарств для тяжелобольных детей. Вы узнаете, куда пойдут деньги, потому что государство следит за отчетностью НКО.
Виды благотворительности
Благотворительностью может быть безвозмездная передача денег или имущества, выполнение работ, организация мероприятий. По закону № 135-ФЗ, сделки на льготных условиях — тоже благотворительность.
Благотворительность бывает частной и корпоративной.
Частная благотворительность — это пожертвования от физических лиц. Средства отдельных людей формируют фонд, который распределяется между нуждающимися. Когда бизнес страдает из-за экономического кризиса и прекращает выделять деньги на благотворительность, частные пожертвования позволяют НКО продолжать свою работу и спасать жизни.
Корпоративная же благотворительность — это оказание добровольной помощи нуждающимся со стороны бизнеса. Также компании могут поучаствовать в благотворительных акциях.
Виды оказания благотворительной помощи.
В мире больше всего распространены частные благотворительные пожертвования. В России ситуация иная: до 90% денежных переводов НКО отправляют компании.
Пожертвование и благотворительность: в чем разница
По закону пожертвование — это дарение вещи или передача прав на нее в общеполезных целях. В отличие от благотворительности, пожертвование может быть только безвозмездным. Например, сдать квартиру детскому хоспису за символическую плату — это сделка на льготных условиях, то есть благотворительность. Если же вы разрешаете пользоваться хоспису жилплощадью, не взимая платы и оплачивая все счета, — это пожертвование.
Пожертвования можно направлять организациям, которые не занимаются благотворительностью. Например, церквям или политическим партиям.
Цели спонсорства и благотворительности
Спонсорство и благотворительность — это два разных направления поддержки. Но на практике эти понятия часто путают, потому что спонсор часто оказывает безвозмездную помощь и может не претендовать на рекламу.
С другой стороны, законодательство не запрещает руководителям или сотрудникам НКО писать про деятельность благотворителя в личном блоге. Мы часто слышим имена людей, сделавших пожертвования, хотя фонд не брал на себя обязательств рассказать об их вкладе.
Спонсор может поддержать любые проекты, даже если они противоречат интересам общества. А целью благотворительности всегда является улучшение уровня жизни людей и решение социальных проблем:
Если вы тоже хотите принять участие в благотворительности, напоминаем: сделать это просто. +1Люди подготовили справочник проверенных благотворительных фондов, которые размещают на своих сайтах финансовые отчеты. НКО важны даже небольшие пожертвования — в 50 или 100 руб. Вместе мы сможем больше!
Елочные игрушки, открытки и текстильный тигр: выбираем благотворительные сувениры на онлайн-ярмарке «Планета добрых подарков»
Родители вызвали полицию, чтобы ребенку с муковисцидозом выписали лекарство
Как фонд «Ковчег» организовал патронаж во время пандемии — и не смог остановиться
Налоговая консультация: Что выгоднее – спонсорство или благотворительность? (часть 1)
Управляющий партнер Консалтинговой группы «Ардашев и Партнеры»,
Бизнес-консультант, эксперт по договорному праву, налогообложению и ВЭД
Владимир Леонидович Ардашев
Эксперт по организационному и налоговому проектированию
Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности
Консалтинговой группы «Ардашев и Партнеры», налоговый консультант
Торшина Татьяна Александровна
Статьей 39 Конституции РФ провозглашен принцип поощрения со стороны государства благотворительной деятельности. В силу бурного роста экономических показателей России за последние несколько лет, институт благотворительности вступил в фазу своего активного развития, в связи с чем, даже появились разговоры о возрождении традиций меценатства, существовавших в дореволюционной России.
На сегодняшний день очень престижно быть инвестором в части финансовой поддержки различного рода спортивных, культурно-массовых, иных творческих мероприятий, в том числе выступать в качестве спонсора различных концертов, выставок и т.п. Что же касается оказания финансовой помощи, например, детским домам, больным детям, а также престарелым и инвалидам, то, данная деятельность инвесторов как правило, менее заметна, и менее разрекламирована, хотя и имеет наибольшее социальное значение.
Казалось бы, и в том, и в другом случае инвестирование носит общественно-полезный характер, однако суть оказания того или иного вида материальной поддержки со стороны инвесторов в корне различна, причем, различия эти лежат сугубо в законодательной плоскости, в связи с чем, разные виды помощи имеют разную мотивацию и разные результаты для стороны финансирующей.
Не каждый собственник бизнеса или его руководитель на сегодняшний день имеет четкое представление о том, какие последствия с точки зрения Закона может повлечь для него участие в благотворительной или спонсорской деятельности. А между тем, последствия эти различны и имеют большое значение для инвестора, в частности, с точки зрения возможности использования налоговых льгот, связанных с оптимизацией расходной части бизнеса (речь идет о налогах с доходов и НДС).
Рассмотрим подробно и тот и другой механизмы финансирования в целях сравнения возможных налоговых последствий для инвестора.
Понятия, связанные с благотворительностью в современном российском праве
Гражданский кодекс РФ не содержит понятия благотворительности, как такового и идентифицирует его со словом «пожертвование», давая следующее определение:
«Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях» (ст. 582 ГК РФ).
Таким образом, главным критерием, позволяющим отличить пожертвование от какой-либо иной деятельности по передаче вещи или права, является его безвозмездный, то есть бескорыстный характер.
Однако, применительно к понятию благотворительность, в данном случае под бескорыстностью следует понимать не только безвозмездную передачу имущества или имущественных прав.
Действующее законодательство предусматривает более широкий перечень действий от имени передающей стороны, подпадающих под определение благотворительности.
Так, в статье 1 Федерального закона №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г., содержится следующее определение благотворительной деятельности:
«…добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».
Таким образом, благотворительное пожертвование, как видно из приведенного определения, представляет собой один из способов осуществления благотворительной деятельности, поэтому в отличие от пожертвования, носящего сугубо безвозмездный характер, осуществление благотворительной деятельности иными способами может осуществляться и возмездным путем (передача чего-либо на более льготных условиях).
Упомянутый закон №135-ФЗ действует уже более 10 лет, и за это время зарекомендовал себя с положительной стороны, как основополагающий документ, определяющий взаимоотношения сторон, передающих блага и их получающих.
Согласно данному закону право на осуществление благотворительной деятельности в нашей стране имеют любые граждане и юридические лица.
Однако, чтобы действия лица, желающего сделать общеполезный дар другому лицу, были квалифицированы в дальнейшем как благотворительные, такому лицу необходимо соблюсти ряд законодательно установленных ограничений, а именно:
1) Благотворительные пожертвования должны осуществляться в строго определенных формах, в частности, в виде:
2) Пожертвования могут осуществляться в отношении строго определенного круга лиц (ст. 582 ГК РФ):
— граждан;
— лечебных, воспитательных учреждений;
— учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений;
— благотворительных, научных и образовательных учреждений;
— фондов, музеев и других учреждений культуры;
— общественных и религиозных организаций;
— иных некоммерческих организаций в соответствии с законом;
— государства и его субъектов.
При этом статьей 575 ГК РФ установлен запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 5 МРОТ, в отношении следующих субъектов:
— работников лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
— государственных служащих и служащих органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
— в отношениях между коммерческими организациями.
Кроме того, Закон №135-ФЗ, давая расширительное толкование норме, содержащейся в ГК РФ, указывает, что в случае если направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах осуществляется в отношении коммерческих организаций, а также с целью поддержки политических партий, движений, групп и кампаний, такие действия благотворительной деятельностью не являются (п. 3 ст. 2 Закона №135-ФЗ).
3) Благотворительная деятельность должна преследовать одну из следующих целей (п. 1 ст. 2 Закона №135-ФЗ):
— социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
— подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
— оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
— содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
— содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
— содействия защите материнства, детства и отцовства;
— содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
— содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
— содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
— охраны окружающей природной среды и защиты животных;
— охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
4) Передача имущества благотворителем (жертвователем) должна быть обусловлена использованием этого имущества получателем по строго определенному (целевому!) назначению.
При отсутствии данного условия пожертвование считается обычным дарением (п. 4 ст. 582 ГК РФ), в связи с чем, очень важно правильно оформить взаимоотношения между одаряемым и дарителем. В случае, если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 5 МРОТ, для такого договора является обязательной письменная форма сделки (п. 2 ст. 574 ГК РФ), при этом в нем обязательно нужно указать конкретную цель благотворительности, соответствующую перечню, изложенному в п. 2 Закона №135-ФЗ.
Кроме того, статьей 5 Закона №135-ФЗ благотворителям разрешено определять цели и порядок использования своих пожертвований. В случаях же, когда использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится невозможным вследствие изменившихся обстоятельств, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица- жертвователя по решению суда (п. 4 ст. 582 ГК РФ). В противном случае жертвователь (а также его наследники и правопреемники) вправе потребовать отмены пожертвования (п. 5 ст. 582 НК РФ).
Таким образом, из всех перечисленных условий можно вывести одно общее правило, позволяющее квалифицировать деятельность как благотворительную, собрав все ее признаки воедино: благотворительная деятельность – деятельность, осуществляемая физическим или юридическим лицом бескорыстно, добровольно, в общеполезных целях, не связанных с извлечением дохода или политикой.
Спонсорство, как оно есть
Согласно ст. 3 Закона №38-ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. спонсор – это лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.
Таким образом, спонсорство – это деятельность спонсора, предоставившего средства для проведения определенного мероприятия.
При этом закон о рекламе не разъясняет, каким может быть спонсорство – возмездным или безвозмездным. Исходя из общего значения и толкования данного закона можно сделать вывод, что спонсорство по своей природе – возмездная деятельность, поскольку любая реклама требует определенных затрат в целях получения от этого результатов в виде прироста доходов рекламодателя.
Гражданский кодекс РФ не содержит такой разновидности сделки как спонсорский договор, однако гражданские права и обязанности могут возникать «из договоров и иных сделок хотя и непредусмотренных законом, но не противоречащих ему» (ст. 8 ГК РФ). Если следовать норме статьи 423 ГК РФ, спонсорский договор является возмездной сделкой, т.к. спонсор должен получить от спонсируемого встречное исполнение обязательств.
На самом же деле спонсорство, может осуществляться и безвозмездно, что в определенной мере роднит его с благотворительностью (в виде безвозмездных пожертвований), однако ставить знак равенства между данными понятиями все же не стоит. В Законе №38-ФЗ нет условия о том, что спонсируемый в обязательном порядке должен рекламировать спонсора или его товары. В ранее действовавшем законе о рекламе №108-ФЗ такое условие существовало. Таким образом, спонсорскую помощь можно разделить условно на возмездную и на безвозмездную.
Спонсором можно считать любое лицо (физическое или юридическое), предоставляющее средства в обмен на распространение информации о нем (возмездное спонсорство), а также предоставляющее средства без ожидания от получателя средств рекламных действий в отношении его имени или продукции (бренда) (безвозмездное спонсорство). Главное, чтобы средства предоставлялись в целях проведения какого-либо мероприятия, упомянутого в ст. 3 Закона №38-ФЗ. Именно направленностью своих целей спонсорство отличается от благотворительности.
В зависимости от того, какую деятельность ведет лицо – благотворительную или спонсорскую, а также от того, какой характер носит спонсорская деятельность – возмездный или безвозмездный (для благотворительности данный факт значения не имеет), будут различаться и налоговые последствия для инвестора, вытекающие из соответствующих обязательств.
Для наибольшей ясности рассмотрим налоговые последствия для инвестора от осуществления той и другой деятельности на конкретных примерах, взяв, в частности, оказание материальной поддержки детям в виде финансовой помощи детскому дому, организации выставки для школьников, а также проведения спортивных детских мероприятий.