В чем разница понятий благо и услуга
В чем отличие понятий «благо» и «услуга»?
Правильный вариант как я думаю, это Б.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.
В наши дни безработица становится все более неотъемлемым элементом нашей жизни, оказывающим влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения и научной общественности.
В наше время для россиян естественными и нормальными явлениями являются: неполная рабочая неделя, неоплачиваемые отпуска, невыплаты зарплаты, «утечка мозгов», снижение престижа труда. У современной молодежи отсутствует мотивация к получению рабочих профессий и специальностей. В службу занятости обращаются в основном те безработные, которые, как правило, владеют одной специальностью, длительное время не повышают свою квалификацию, не знают основ рыночной экономики и рынка труда, новых профессиональных требований, не коммуникативны. Что касается молодежи, то здесь добавляется отсутствие опыта и низкий профессионализм.
Безработица – это явление, определяемое незанятостью экономически-активного населения. Под экономически активным населением понимаются граждане, которые имеют или могут иметь собственный доход. В экономические активное население не входят дети, пенсионеры, женщины в отпуске по уходу за ребенком и инвалиды. Официальный безработный должен не иметь работы, искать работу и быть готовым в любой момент приступить к исполнению должностных обязанностей. Существует множество видов безработицы. Уровень безработицы есть доля безработных к общему количеству экономически активного населения, в процентах.
Понятия “благо”, “товар” и “услуги”
Ни одно общество, ни один человек не может существовать без удовлетворения потребностей. Средства, вещи, пригодные для удовлетворения потребностей, называются благами.
Благо — это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, а именно предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.
Такое понимание блага характеризует расширительную его трактовку как воплощенную полезность, которой могут быть не только продукты труда, но и данные природой не только предмет, но и явления, не только что-то материальное, но и духовное и т.д.
В экономической литературе встречается и более узкое понимание блага как всех желаемых нами вещей или вещей, удовлетворяющих человеческие потребности (А.Маршалл). Здесь понимание блага ограничивается вещами, предметами.
Для понимания блага большое значение имеет их классификация. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ (рис. 7.1).
Так, наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.
1. Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (продукты, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.). Иногда к материальным благам относят (например, А.Маршалл) и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Тем самым в одну группу объединяют различные по свое-
МАТЕРИАЛЬНЫЕ | НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ | ||
имеющие материальную форму или природу | не имеющие материальной формы | ||
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ | ( БЛАГА ) | НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ | |
являющиеся результатом экономической деятельности, обладающие ценой | даровые, “свободно” предоставленные природой |
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ |
Рис. 7.1. Классификация благ
му характеру блага, одни из которых — суть полезности, другие — форма присвоения полезности.
2. Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музей и т.д. Различают две группы нематериальных благ:
внутренние — блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение, декламация; музыкальный слух — занятия музыкой; способности к науке и т.д.);
внешние — это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).
Кроме отмеченных групп благ рассматриваются также: настоящие и будущие; прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные и т.д.
Особое значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические:
экономические блага (этот термин принадлежит субъективистской школе экономической науки, к которой относится, например, известный итальянский экономист А.Пезенти). К экономическим относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить. Возьмем себе на заметку, что в связи с экономическим благом возникает проблема редкости благ, что обусловливает соответствующее поведение человека (хозяйственная, производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ;
неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе “свободно”, в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).
Таким образом, именно соотношение между потребностью (или, по терминологии видного представителя австрийской школы К.Мен- гера, надобностью) и доступным для распространения количеством благ делает их экономическими или неэкономическими.
Специфической формой экономического блага является товар. Что же такое товар? Товар — это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.
К.Менгер утверждал, что экономическое благо становится товаром независимо от его способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его для продажи, от его материальности, от характера его как продукта труда, но обязательно предназначено для обмена.
Товар как таковой обладает двумя свойствами:
а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;
б) способностью к обмену.
Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительную стоимость. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребность непосредственно как предметы потребления (хлеб, одежда и т.п.), другие — косвенно, опосредованно как средство производства (станок, сырье). Многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей (древесина, например, используется как химическое сырье, как топливо, для производства мебели).
Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства всякого общества. Потребительная стоимость имеет три формы проявления:
б) натуральная форма;
Последнее — это степень полезности данной потребительной стоимости, ее соответствия, ее пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.
Следует отличать потребительную стоимость товара от потребительной стоимости продукта в натуральном хозяйстве.
1. Продукты труда в натуральном хозяйстве являются потребительной стоимостью для самих производителей. А товары обладают потребительной стоимостью для других, т.е. общественной потребительной стоимостью.
2. Потребительная стоимость товара к непосредственному производителю переходит только посредством обмена.
Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.
Категории “потребительная стоимость” и “меновая стоимость” введены в научный оборот много столетий назад. Аристотель, А.Смит, Д.Рикардо, Т.Мальтус, К.Маркс, Дж.С.Милль и многие другие ученые-экономисты отмечали различие между этими категориями. Сторонники трудовой теории стоимости считали необходимым условием обмена различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, которые качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. По их мнению, обмениваемые товары имеют общую стоимость.
В современной западной экономической теории принят иной подход, берущий начало с работ представителей теории предельной полезности: К.Менгера, Е.Бём-Баверка, Ф.Визера. Согласно этому подходу, в основе обмена лежит не стоимость, а полезность.
Прежде чем раскрыть, что такое стоимость, отметим, что особое место среди благ, которые необходимы человеку и роль которых возрастает с развитием производства, занимают услуги. В рыночной экономике они могут являться предметом купли-продажи, т.е. товарами.
Услуги — это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.
Специфика услуг как товара выражается в следующем.
1. Потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы.
2. Потребительная стоимость услуги — это полезный эффект деятельности, живого труда.
3. Услугу нельзя накопить, она может быть потреблена в момент производства.
Различия между материальном благом и услугой
Муниципальные услуги
Общая характеристика муниципальных услуг
Муниципальная деятельность реализуется через систему муниципальных услуг, доставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Управление оказанием муниципальных услуг является важнейшей составной частью муниципального управления, поэтому вопрос о муниципальных услугах является ключевым для понимания всех социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне.
Муниципальная услуга является базовым элементом, клеткой муниципальной деятельности, основой экономических и социальных отношений между людьми на территории муниципального образования.
Прежде чем характеризовать систему муниципальных услуг, необходимо рассмотреть особенности услуги как продукта человеческой деятельности. Свои потребности человек удовлетворяет с помощью материальных благ и услуг. Материальные блага — это вещи, предметы, которые можно потрогать, подержать в руках: жилище, мебель, продукты питания, одежда, обувь, лекарства, телевизор г. д. В давние времена, при натуральном хозяйстве, основную часть материальных благ люди производили для себя сами: выращивали хлеб, ткали ткани, шили одежду, изготавливали орудия производства и т. п. В современном обществе подавляющая часть материальных благ имеет форму товара, который человек приобретает в магазине, на рынке или в другом месте. Другая часть человеческих потребности удовлетворяется с помощью услуг, не имеющих материальной формы. Основные различия между материальным благом и услугой представлены в таблице.
Материально благо (продукт) | Услуга |
Осязаемость | Неосязаемость |
Существуют отдельно от производства | Неотделима от производителя |
Качество колеблется в широких пределах в зависимости от производителя, места и времени оказания (непостоянство качества). Измерения качества ряда услуг затруднено | |
Подлежит сохранению в течение определенного времени | Не может быть сохранена (свойство несохраняемости) |
Может перемещаться на значительные расстояния | Место производства и потребления услуги совпадают (свойство неперемещаемости) |
Несмотря на эти различия, очевидно, что и на производство материальных благ, и при оказании услуг тратится человеческий труд, который должен быть оплачен.
Часть услуг человек оказывает себе сам или члены семьи оказывают их друг другу в рамках домохозяйства. Например, женщина готовит пищу на всю семью.
Но вы можете сходить в ресторан, работники которого окажут вам услугу по приготовлению пищи, а потом вымоют использованную вами посуду. Здесь услуга сопровождает материальный продукт (потребленные вами продукты питания). Одновременное предоставление товара и сопутствующих ему услуг — достаточно распространенное явление. Вы можете сами отремонтировать свою квартиру, а можете пригласить профессионалов-ремонтников, можете сами починить телевизор, купив необходимые для этого детали, а можете вызвать мастера, который продаст вам эти детали и произведет ремонт, и т. д. По мере развития цивилизации и разделения труда все меньшую долю услуг человек оказывает себе сам или в пределах домохозяйства и все чаще пользуется услугами со стороны. Отсюда можно сделать вывод, что потребности людей в них будут постоянно возрастать.
Не все услуги, в которых нуждается человек, связаны с местом его проживания (например, транспортные услуги вне поселения, туристические, курортные, банковские и др.). Однако подавляющее большинство услуг люди хотят получать там, где живут и работают. Именно их мы будем называть «муниципальными».
Муниципальными услугами называются такие услуги, которые предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы местного самоуправления несут определенную ответственность.
Понятие «муниципальные» в данном случае подразумевает не форму собственности производителя, а локальный характер, определяемый местом проживания человека. К муниципальным относится весь комплекс жилищно-коммунальных, транспортных (в пределах территории поселения), бытовых, торговых, образовательных, медицинских, культурных, досуговых и других услуг. К ним следует относить и обеспечение общественного порядка, обустройство и содержание территории, обеспечение ее экологического и санитарного благополучия и т. д. Даже то, что мы называем «комплексным социально-экономическим развитием» муниципального образования, означает не что иное, как целенаправленное изменение ситуации в сторону увеличения объема и повышения качества муниципальных услуг. По отношению к функции оказания муниципальных услуг населению все остальные функции местного самоуправления производны.
Использование термина «муниципальные услуги» не означает, что их должны оказывать сами органы местного самоуправления. Но они отвечают за то, чтобы люди имели возможность получать их на территории муниципального образования. Перечень основных муниципальных услуг, оказание которых обязана обеспечить местная власть, перечислен в законодательстве о местном самоуправлении в качестве его предметов ведения или вопросов местного значения. Их потребителями являются как жители, так и предприятия и организации, обслуживающие нужды населения. Школе или больнице нужны тепло, вода, электричество, вывоз мусора, услуги по ремонту помещений, больнице нужна стирка белья и т. д.
Специфические свойства муниципальных услуг:
♦ необходимость бесперебойного (для многих — круглосуточного) оказания услуг;
• необходимость рассредоточения оказания услуг по территории поселения с целью максимального приближения к месту проживания человека (для крупных городов это весьма сложная задача);
• увеличение числа потребителей услуг не влечет за собой уменьшения их полезности для каждого, а удовлетворение потребности в одной услуге не
снижает потребности в другой (свойство «отсутствия соперничества»);
• практическая невозможность ограничения доступа неограниченного круга потребителей к некоторым муниципальным услугам;
• местный монополизм исполнителей некоторых муниципальных услуг (водоснабжение, электроснабжение и т. п.). Такие услуги должны быть предметом особой заботы органов местного самоуправления.
Перечень, объемы и качество муниципальных услуг, предоставляемых населению на территории конкретного муниципального образования, могут изменяться в широких пределах, в зависимости от природно-климатических условий, социально-демографического состава населения, финансовых возможностей и др. учетом этих факторов органы местного самоуправления, в соответствии с требованиямиФедерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года (ст. 53), должны самостоятельно устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты, определяющие объемы, качество и периодичность предоставления отдельных муниципальных услуг, а такженормативы расходов местных бюджетов на эти цели. Муниципальные социальные стандарты не следует путать с технологическими, экологическими, санитарными идругими стандартами и нормативами, которые устанавливаются федеральнымиправовыми актами и должны учитываться органами местного самоуправления при определении нормативов бюджетных расходов,
Классификация и система оплаты муниципальных услуг
До сих пор в сознании многих людей сохраняется представление о бесплатности или низкой стоимости услуг в сравнении с материальными продуктами. Это ошибка. В оказании услуг принимают участие работники, получающие за свой труд соответствующее вознаграждение. Оказание многих услуг предполагает потребление расходных материалов, энергоресурсов, использование специальной техники, зданий, помещений и т. п., приобретение и содержание которых также требует определенных затрат. Поэтому необходимо не просто платить за каждую услугу, но платить столько, чтобы поставщик мог окупить свои расходы и получить хотя бы минимальную прибыль. Иначе в условиях рыночной экономики никто оказывать муниципальные услуги не будет.
Объем финансовых ресурсов, необходимых органам местного самоуправления для предоставления муниципальных услуг, зависит от того, кто конкретно будет платить за них: потребитель, местный бюджет или оба они в какой-то мере. Самому исполнителю это в принципе безразлично. При прочих равных условиях органы местного самоуправления заинтересованы в том, чтобы потребители муниципальных услуг сами оплачивали их. Преимущества оплаты услуги ее потребителем:
♦ обеспечивается возможность количественной и качественной оценки услуги потребителем;
♦ появляется заинтересованность в экономном потреблении услуг;
♦ стимулируется качественная работа исполнителя.
Бесплатность или заниженная плата за муниципальную услугу развращает и исполнителя, и потребителя, а также всегда ведет к некачественной работе и расточительному использованию ресурсов.
Для определения наиболее целесообразной формы оплаты муниципальных услуг представим их классификацию (рисунок).
Понятие «благо», «товар», «услуга»
Товар, как предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. Сущность эффекта дохода и замещения. Характер экономических отношений, возникающих по поводу товаров.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.04.2015 |
Размер файла | 49,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Казанский (приволжский) федеральный университет
Кафедра экономической теории и экономической политики
по дисциплине: «Понятие “благо”, “товар”, “услуга”. Товар и его свойства. Виды товаров. Эффект дохода и эффект замещения»
Студент группы 2142213
товар потребность экономический доход
2.1 Свойства товаров
3. Эффект дохода и эффект замещения
Список используемой литературы
Итак, в своей контрольной работе я решил рассмотреть товар, как предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей, и все, что связанно с ним, а именно: свойства и виды товара. Также разберу виды услуг, и такие понятия как «благо», «товар», «услуга».
Центральной категорией теорий товарного производства является товар, которой исторически и логически предшествует категория «благо». Рассмотрим эту категорию.
В экономической литературе есть и другие определения блага. А. Маршалл, например, под благом понимал все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. В этом определении блага ограничиваются лишь вещами, предметами.
Иногда блага рассматриваются как воплощенная полезность, которой могут быть не только продукты труда, но и плоды природы.
Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.
Различают две подгруппы нематериальных благ:
Кроме отмеченных групп благ рассматриваются также блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долго- и краткосрочные и т.д.
Особое значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические.
Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).
Специфической формой экономического блага является товар. Что же такое товар?
К. Менгер утверждал, что экономическое благо становится товаром независимо от его способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его для продажи, от его материальности, независимо от характера его как продукта труда, поскольку обязательно предназначено для обмена.1
Товар как таковой обладает двумя свойствами:
а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;
б) пригодностью к обмену.
Услуга не имеет вещной формы, ее нельзя непосредственно накопить, она может быть потреблена лишь в момент производства.
Предоставление (оказание) услуги может включать в себя, например, следующее:
деятельность, осуществлённую на поставленной потребителем материальной продукции (например, ремонт неисправного автомобиля);
деятельность, осуществлённую на поставленной потребителем нематериальной продукции (например, составление заявления о доходах, необходимого для определения размера налога);
предоставление нематериальной продукции (например, информации в смысле передачи знаний);
создание благоприятных условий для потребителей (например, в гостиницах и ресторанах).
Услуги, оказываемые населению, по назначению подразделяются на материальные и социально-культурные:
Услуги могут быть: частные или коммерческие, добровольные или вынужденные, платные или бесплатные, мгновенные или длительные, взаимные и анонимные, государственные и т. д.
Обобщающей категорией, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг и составляет часть экономики, является сфера услуг.
В Российской Федерации оказание услуг регламентируется Гражданским кодексом, федеральным законом «О защите прав потребителей» и др.
Существует множество определений понятию товар. Вот несколько из них:
Карл Маркс выдвинул такое определение этому понятию: «Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств».
Товар есть благо, являющееся результатом производства одного субъекта экономики и поступающее в потребление другого субъекта через обмен в форме купли-продажи. За данным определением скрывается довольно сложная совокупность экономических отношений.
Во-первых, товар отражает отношения собственности. Любой товар выступает в качестве объекта собственности. Собственник товара готов передать его другому в обмен на нечто равноценное.
Во-вторых, существуют отношения по поводу производства товара. К ним можно отнести отношения, обеспечивающие специализацию на производстве того или иного товара и возможность возникновения на ее основе кооперации. При производстве товара возникают также отношения конкуренции, в ходе которой производители стремятся сделать товар более привлекательным для покупателей.
В-третьих, по поводу товара складываются отношения распределения. Поскольку каждый товар выступает как часть общественного продукта, то, продавая и покупая товары, люди тем самым участвуют в распределении этого продукта.
В-четвертых, товар становится объектом потребления, поскольку, в конечном счете, она создается для удовлетворения каких-то потребностей.
Характер экономических отношений, возникающих по поводу товаров, позволяет отличить их от благ, созданных людьми, но не являющихся товарами. К таким благам относятся те, которые произведены людьми для собственного потребления. К. Менгер утверждал, что экономическое благо становится товаром независимо от его способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его для продажи, от его материальности, но обязательно предназначено для обмена.
Отличительным признаком товара являются отношения в виде купли-продажи. Обмен характеризуется возмездностью и эквивалентностью, что означает, передачу товара из рук его собственником в руки другого в ответ на обратную передачу его заменителя, при этом заменитель должен быть равноценным данному товару.
2.1 Свойства товаров
Товар обладает двумя основными свойствами:
а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность.
б) способностью к обмену.
Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства всякого общества. Потребительская стоимость имеет три формы проявления:
б) натуральная форма;
В современных рыночных условиях фирмы вынуждены разрабатывать различные товарные классификации на основе присущих этим товарам характеристик.
Товары промышленного назначения и классифицируют по степени участия их в процессе производства (материалы и детали, капитальное имущество, вспомогательные материалы и услуги).
Товары народного потребления классифицируют на основе покупательских привычек потребителей (брошюры, открытки, календари, бланки, визитки, этикетки и т. п.).
Исследование рынка товаров народного потребления проводится с целью определения емкости и характера рынка, географического размещения потенциального потребителя, структуры и степени монополизации рынка, влияния торгово-политических и экономико-географических факторов на долгосрочные тенденции развития рынка. Для того чтобы выявить товары наибольшего спроса и местонахождение потребителей применяются следующие классификации:
по степени долговечности или материальной осязаемости товары можно разделить на три группы:
На основе покупательских привычек потребителей существует разделение товаров народного потребления на:
— основные товары постоянного спроса (газеты с программой), то есть те товары, которые люди покупают постоянно;
— товары импульсивной покупки приобретают без всякого предварительного планирования и поисков, они, как правило, продаются во многих местах, поэтому потребители почти никогда их специально не ищут (журналы);
— товары для экстренных случаев покупают при возникновении острой нужды в них (газета «Из рук в руки»); производители организуют распространение этих товаров через множество торговых точек, чтобы не упустить возможность продажи, когда потребителю вдруг понадобятся эти товары.
3. Эффект дохода и эффект замещения
К появлению эффектов дохода и замещения приводит любое изменение цены, так как оно меняет объем доступных благ и их относительные цены. Названные эффекты являются реакцией потребителя на изменение относительных цен и реального дохода.
Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них. Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.
Для товаров низшей категории результирующая обоих эффектов зависит от степени воздействия каждого из них на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на товар низшей категории будет иметь ту же форму, что и нормальный товар. Таким образом, закон спроса выполняется. Если же эффект дохода действует сильнее эффекта замещения, то объем спроса на товар низшей категории падает при снижении цены этого товара. Иными словами, закон спроса здесь не выполняется. Товары, для которых не выполняется закон спроса, называются товарами Гиффена, по имени английского экономиста XIX в., теоретически обосновавшего подобное явление. Кривая спроса на товары Гиффена представлена на рисунке.
потребность экономический доход
Чтобы удовлетворить свои все возрастающие потребности, человечество вынуждено постоянно искать ответы на главные вопросы основ хозяйственной жизни, то есть главных вопросов экономики:
1. Что и в каком количестве производить?
3. Каким образом распределять изготовленные блага?
Решая вопрос, «Что и в каком количестве производить?», люди, в конечном счете, распределяют ограниченные ресурсы между производителями различных благ.
Решая вопрос «Как производить?», люди выбирают предпочтительные для них способы (технологии) изготовления благ, которые им необходимы.
Отвечая на вопрос «Каким образом распределить изготовленные блага?», люди решают, кому и сколько благ должно достаться в конечном счете. Как осуществить распределение благ, чтобы оно не вызвало в людях чувства не справедливости из-за различий в комфортности жизни?
Люди решали эту проблему следующим образом:
Жизнь доказала пагубность использования этих принципов, так как они не заинтересовывают людей в более производительном труде. При таком распределении благ, даже если трудиться лучше других и получать за это больше, не гарантировано приобретение желаемого блага. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира (и во всех богатейших странах) в настоящее время преобладает сложный механизм рыночного распределения.
Список используемой литературы
1. «Основы экономики», Е.Ф. Борисов, 2008 г.
2. «Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие», И.К. Ларионова, С.Н. Сильвестрова, 2012 г.
3. «Государство и экономика», Соколинский В.М., 1996 г.
4. «Экономика предприятия», Сафронов Н.А., 1998 г.
5. «Экономический анализ», Гиляровская Л.Т., 2004 г.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
контрольная работа [23,5 K], добавлен 09.11.2010
Спрос и эластичность как движущие силы рыночного механизма. Анализ проявления эффекта Гиффена в современной экономике Российской Федерации. Рост величины спроса при снижении цены. Рассмотрение эффекта дохода и эффекта замены по Хиксу и Слуцкому.
курсовая работа [631,8 K], добавлен 18.12.2015
Эффект дохода, отражающего влияние изменения цены на величину спроса. Сущность кардиналистской полезности. Построение кривых безразличия. Определение предельной полезности потребительских товаров, предельной нормы замещения блага. Функция спроса на товар.
контрольная работа [32,9 K], добавлен 10.04.2015
Товар и его основные классификации. Товарная единица. Товары промышленного назначения и товары народного потребления. Двойственный характер труда, воплощенного в товаре. Социальная сущность товара. Экономическая сущность товара. Двойственный характер.
реферат [12,1 K], добавлен 20.11.2002
Сущность и свойства товара, величина и формы его стоимости. Двойственный характер труда заключающегося в товарах. Теория предельной полезности и субъективная ценность блага. Принцип равенства предельной нормы замещения. Факторы потребительского выбора.
контрольная работа [38,8 K], добавлен 11.11.2010