В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

ОГЭ. Теория. Задание 1.Изложение

ОГЭ. Задание 1. Изложение. Теория

В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

Задание №1 – это изложение по прослушанному тексту. Оно может формулироваться следующим образом.

В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

Предлагаю теоретический материал, необходимый для выполнения данного задания.

Что такое сжатое изложение?

Сжатое изложение – это тип изложения, при котором учащиеся должны кратко передать только основное содержание текста, не передавая особенностей авторского изложения.

Помните: необходимо не только кратко передать содержание текста, но и сохранить последовательность изложения, не искажая текст (нельзя что-то придумывать, фантазировать, добавлять, изменять характер героев, события).

Возникает вопрос: а как сжать текст, какие есть для этого методы: остановимся на них. Сжатие ещё называют « компрессией» текста.

Способы компрессии (сжатия) текста

    Данный способ сжатия предполагает исключение такой информации, без которой текст будет понятен. Что же можно исключить?

      Различные пояснения, уточнения, особенно, если они даются в скобках

      Вводные слова и предложения, обращения

      Повтор слов или фраз

      Один или несколько синонимов

      Однородные членов, оставив лишь обобщающее слово

      Части предложения, то есть его фрагменты

      Предложения (одно или несколько) с второстепенной информацией

      Вопросительные и восклицательные предложения

      Авторы, особенно классики, часто пишут пространные, большие предложения с множеством пояснений, обособлений. Необходимо текст сделать проще.

      Какие существуют способы упрощения текста?

        Замена предложения или его части указательным местоимением (это, такой, такова и другими).

        Ещё один способ, который часто применяют учащиеся, это замена сложного предложения простым.

        Замена части предложения (например, обособленного члена, пояснения, уточнения) синонимичным словосочетанием.

          Обобщение или объединение

          Данный способ сжатия текста предполагает переформулировку предложений, передачу в обобщённом виде ту или иную информацию своими словами.

          Способы обобщения текста:

            Замена обобщающим словом однородных членов предложения

            Объединение нескольких предложений, в которых использована парцелляция (то есть дробление одного на несколько) в одно.

              Сочетание исключения и обобщения

              Данный способ предполагает не просто исключение какой- то информации, а именно её обобщение, так как только исключение не позволит полностью передать содержание текста.

              Таковы способы сжатия теста.

              Тема и микротема

              На экзамене необходимо показать умение определять тему и микротемы теста. Что же это такое?

              Помните: микротемы помогают понять общую тему текста.

              Основная мысль текста

              Проблема текста

              Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

              Источник

              Как пройти итоговое собеседование на ОГЭ по русскому языку

              Из чего состоит экзамен, как быстро подготовиться к пересказу текста и как вести диалог с экзаменатором.

              В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

              В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

              С 2019 года на ОГЭ по русскому языку стало обязательным устное собеседование. На нём проверяют умение понимать и пересказывать текст, общаться, отвечать на вопросы. Зачёт по собеседованию — пропуск на ОГЭ, без него ученик не будет допущен к экзаменам. Разберёмся, что будет в заданиях и как к ним готовиться.

              Из чего состоит собеседование

              В итоговом собеседовании по русскому языку четыре задания:

              2. пересказ текста с использованием дополнительной информации,

              4. диалог с экзаменатором.

              За собеседование ставят зачёт или незачёт, максимальное количество баллов — 19. Для получения зачёта достаточно набрать не меньше 10 баллов. При этом не имеет значения, за выполнение каких заданий вы их получите. Вы сдадите зачёт, даже если не сделаете одно или два задания, но наберёте 10 баллов на остальных. Если же не сдадите с первого раза, у вас будет ещё две попытки.

              Чтение текста

              Что требуется. В первом задании нужно прочесть текст объемом 170–180 слов. Все тексты на экзамене будут посвящены известным российским спортсменам, писателям и ученым. На подготовку к чтению даётся 2 минуты.

              В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

              Советы. За эти 2 минуты обратите внимание на важные детали: имена, названия, даты, а также выделите микротемы — главные мысли каждого абзаца. Во время подготовки вы можете делать в тексте необходимые пометки.

              Обратите внимание на:

              Все незнакомые или сложные слова перечитайте несколько раз и убедитесь, что правильно ставите ударения. Очень важно прочитать верно слово, над которым стоит знак ударения — за ошибку в его чтении снимают один балл. При чтении числительных обратите внимание на правила склонения, за ошибку в форме числительного тоже снимают один балл.

              При чтении оценивается интонация и темп. Интонация должна совпадать с пунктуацией. Делайте небольшие паузы на месте точек и запятых, используйте вопросительную или восклицательную интонацию, если в тексте стоят соответствующие знаки препинания.

              Темп чтения должен быть средним. Не нужно торопиться и проглатывать слова или читать слишком медленно. Произносите предложения неторопливо, спокойно и уверенно.

              Баллы. За чтение можно получить максимум 2 балла.

              Пересказ текста

              Что требуется. Пересказывать вы будете тот же самый текст, который только что прочитали. На подготовку к пересказу даётся 2 минуты.

              В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

              К пересказу предъявляются два основных требования:

              1. Он должен быть подробным. Это не значит, что вы должны выучить все определения или использовать те же самые слова. Главное — упомянуть все микротемы. Как правило, в тексте столько же микротем, сколько абзацев. В экзаменационных текстах в большинстве случаев 4 абзаца.

              2. Вы должны использовать при пересказе дополнительную информацию с отдельной карточки. На ней вы получите цитату, характеризующую персонажа текста. Эту цитату нужно уместно и логично вставить в пересказ.

              При пересказе оценивается четыре момента:

              Советы. Вы будете видеть текст 2 минуты во время подготовки к чтению и 2 минуты во время подготовки к пересказу. Потом его заберут, однако вы сможете использовать те записи, которые успели сделать для себя в поле для заметок.

              Если в тексте есть дата, а вы её не запомнили, используйте обобщения, например: «В 1960-х годах», «в середине XX века». Это поможет избежать фактической ошибки.

              Это самое сложное задание итогового собеседования. Готовьтесь к нему на протяжении всего учебного года: читайте книги, смотрите спектакли и фильмы и обязательно пересказывайте их своим родителям и друзьям.

              Баллы. За пересказ можно получить максимум 4 балла.

              Также при чтении и пересказе отдельно оценивается правильность речи:

              Всего за оценку речи в первых двух заданиях можно получить максимум 4 балла.

              Монолог

              Что требуется. В третьем задании вам даётся карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну. Среди тем обязательно представлены все три типа речи: описание, повествование и рассуждение. В первом случае нужно описать фотографию, во втором — рассказать о событии из жизни, в третьем — порассуждать о поставленном вопросе. Выбирайте тему и готовьте монолог, опираясь на вопросы в карточке. Выбирайте тот тип речи, которым вы лучше всего владеете.

              Ваша речь должна содержать не менее 10 фраз и длиться не более 3 минут. Одна фраза — это одно простое предложение. Если предложение состоит из двух частей, то каждая часть считается за одну фразу.

              В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

              В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

              В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

              В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

              Советы. Монолог — это цельный связный текст, у которого обязательно должно быть заключение. Чтобы не потерять баллы за это задание, не забудьте в конце подытожить сказанное.

              Баллы. За монолог можно получить максимум 3 балла. Он оценивается по трём основным критериям:

              1. Соответствие коммуникативной задаче.

              Вы получите 1 балл, если в вашем монологе не менее 10 фраз, нет фактических ошибок, есть ответы на все вопросы в карточке. При этом вопросы нужно использовать только как опору для монолога, а не строить текст по формату «вопрос/ответ»: читать вопрос — отвечать на него, читать следующий — отвечать. В противном случае текст получится несвязным, и вы потеряете балл.

              2. Учёт речевой ситуации.

              1 балл начисляется, если ваша лексика соответствует моменту. Нужно избегать любых слов-паразитов.

              3. Речевое оформление.

              Вы получите 1 балл, если в вашей речи есть смысловая цельность, связность и последовательность изложения и если в ней нет логических ошибок. Также у текста обязательно должно быть заключение, а конструкции не должны быть однотипными: например, «Я очень люблю вышивать. Также я очень люблю ходить в кино. Я люблю читать книги перед сном».

              Диалог

              Что требуется. Четвёртое задание начнётся сразу после того, как вы завершите монолог, поэтому на подготовку времени не будет. Во время диалога экзаменатор-собеседник будет задавать вопросы по той теме, которую вы выбрали в третьем задании.

              В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

              Оценивать ваш ответ будет не собеседник, а эксперт — учитель русского языка. Эксперт может присутствовать на экзамене, но не имеет права задавать вопросы или еще как-то вмешиваться в ход проведения экзамена. Он лишь наблюдает и оценивает. Очное присутствие эксперта не обязательно — он может проверить ответы по аудиозаписи в течение пяти дней.

              Советы. Внимательно слушайте собеседника и отвечайте на заданные вопросы, не уходя от темы.

              Баллы. Если вы успешно провели диалог и ответили на все вопросы, вы получаете 1 балл. Второй балл начисляется за уместность употребляемых слов и выражений. Как и в случае с пересказом, в диалоге нужно избегать сленга и слов-паразитов.

              Речь в третьем и четвертом задании также оценивается отдельно, по тем же критериям, что в чтении и пересказе: соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм, богатство лексикона и разнообразие конструкций. Отсутствие ошибок в сумме дает максимум 4 балла.

              Важно, что если вы сами себя исправили, то это не считается за ошибку.

              За монолог и диалог можно получить максимум 9 баллов.

              Что нужно знать о порядке проведения экзамена

              ✔️ Разрешается делать пометки на контрольно-измерительных материалах, то есть карточках с заданиями, а также использовать черновики. Конкретный способ использования черновиков определяет школа или департамент образования вашего города.

              ✔️ Скорее всего, экзамен будет принимать не тот учитель, который преподает у вас русский язык.

              ✔️ Возможный вариант проведения экзамена — без отрыва от учебы. В назначенный день вас будут вызывать с урока на собеседование.

              ✔️ На сдачу экзамена отводится в среднем 15 минут, но если у школьника проблемы с речевым аппаратом, на собеседование ему дают до 30 минут.

              ✔️ Экзамен должен проходить в специально оборудованных аудиториях. Во время экзамена будет вестись аудиозапись.

              ✔️ Спецификацию и критерии оценивания итогового собеседования можно найти на сайте ФИПИ. В этих документах подробно расписан порядок проведения экзамена и критерии оценивания.

              Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

              Источник

              Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку

              Как правильно сжимать текст, что такое микротема и зачем знать, визуал вы или аудиал

              В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

              В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

              В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст объёмом около 150 слов из трёх абзацев. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты. Между чтениями дают ещё 3–4 минуты, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение.

              В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

              Типы восприятия

              Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.

              От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.

              Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.

              Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.

              Если не можете определить свой тип восприятия — попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене.

              Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

              Этапы работы над изложением

              1. Первое прочтение.

              Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько вам нужно.

              Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста.

              2. Перерыв между чтениями.

              Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.

              Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.

              3. Второе прочтение.

              Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.

              Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.

              4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной.

              Соедините всё, что написали, и сделайте черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы: они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось.

              5. Сжатие текста: сократите написанное.

              В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.

              6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз.

              В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит у вас получилось хорошее изложение.

              7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию.

              Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.

              8. Переписывание чистовика на бланк.

              На этом этапе советуем отложить ваш текст и перейти к тесту или сочинению, а к первой части вернуться в конце экзамена. Так вы успеете отдохнуть от изложения и посмотрите на него более отстранённо. На переписывание изложения и сочинения в чистовик, а также на проверку написанного заложите не менее одного часа.

              Критерии оценивания

              За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.

              🧠 Микротемы

              Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.

              Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.

              Содержание изложения
              Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.2
              Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему.1
              Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы.0

              Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ

              🗜 Сжатие текста

              Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия:

              1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.

              «Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». → «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

              2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.

              «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». → «Все жители вышли на охрану родного города».

              3. Обобщение нескольких предложений в одно.

              «Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». → «Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

              Что нужно сохранить при сжатии текста:

              Что можно исключить при сжатии текста:

              Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.

              Сжатие исходного текста
              Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.3
              Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста.2
              Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста.1
              Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.0

              Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ

              ➗ Разделение абзацев

              В каждом абзаце должна быть законченная мысль.

              Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
              Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, в работе нет нарушений абзацного членения текста.2
              Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.1
              В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста.0

              Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ

              Как готовиться

              На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.

              Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:

              1. Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться.

              2. Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни.

              3. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Путь добра — единственно верный жизненный путь человека.

              1. Вопрос — ответы, добрый, душевная красота.

              2. Забота, воспитываться в детстве, ценность жизни, поступки во имя добра.

              3. Путь добра. В мире, где много зла. Полезен человеку и обществу

              Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:

              Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.

              Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

              Источник

              Статьи для р о дителей

              В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

              Что такое изложение и каковы его цели

              Изложение — это учебное задание, которое заключается в письменном пересказе текста близко к содержанию. В ходе такой задачи учащиеся должны передать главную мысль текста, логику повествования, конкретные факты.

              Главная цель изложения как учебной задачи — отработать навык аудирования и пересказа: школьники учатся воспринимать, обрабатывать и воспроизводить устную информацию.

              Изложение развивает:

              Сложность изложений не только в том, что у школьников не получается запомнить содержание, чтобы его пересказать. Многим труднее анализировать информацию и писать связный текст со вступлением и заключением. На этих навыках и стоит сфокусироваться, чтобы понять, как научиться правильно писать изложение.

              А чтобы сразу перейти к практике, запишите ребенка на бесплатный вводный урок в современную школу Skysmart. На занятиях школьники разбирают задания из будущих экзаменов на примерах из жизни подростков. А еще получают поддержку внимательных учителей и чувствуют себя комфортнее на уроках и экзаменах.

              Виды изложений

              Несмотря на то, что принципы работы над пересказом текста всегда одни и те же, существует несколько видов изложений. Их разделяют по степени сжатия текста, по его характеру и по учебной задаче.

              По степени компрессии текста изложения бывают:

              По характеру текста:

              По учебной задаче:

              Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3-го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.

              На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.

              Микротема — подраздел текста, который занимает один абзац и выражает одну завершенную мысль.

              Каналы восприятия информации

              Давайте разберемся подробнее, как хорошо написать изложение на ОГЭ и как правильно спланировать работу, чтобы на все хватило времени. Если главная цель — высокий балл по русскому языку, начинать тренировки лучше задолго до экзамена. И первым делом стоит определить, как именно ваш ребенок воспринимает информацию.

              Есть три канала восприятия:

              Как правило, у каждого из нас один канал развит чуть лучше остальных — и та информация, которая по нему поступает, воспринимается и запоминается лучше других.

              Аудиалы хорошо запоминают звуковые образы, легко воспринимает устную речь. Если нужно вспомнить какой-то факт, вначале им приходит на ум то, что они слышали об этом факте от других людей.

              Визуалы лучше всего помнят зрительные образы. Если ребенок с визуальным типом восприятия хочет вспомнить, как правильно пишется какое-либо слово, он представляет его на странице учебника или тетради.

              Кинестетики ориентированы на ощущения и хорошо запоминают все, что может быть передано с их помощью. Если ребенку с ведущим кинестетическим каналом нужно вспомнить орфографию слова, ему потребуется это слово написать.

              Определите главный канал восприятия информации, и вам будет проще понять, как лучше писать изложения именно вашему ребенку — сразу отмечать тезисы на черновике или мысленно выделять главные мысли текста. Если вы не уверены, какой канал ведущий, попробуйте все способы, чтобы к моменту экзамена определить лучшую стратегию.

              Как найти ведущий канал восприятия информации

              Спрашивает, слушает и пишет

              Отмечает в учебнике

              Любит спокойствие и тишину. Если все в коридоре — ему комфортнее в классе

              Разговаривает, кричит, слушает

              Двигается, балуется, толкается, осваивает пространство

              Описывает внешние показатели: цвет, форма, размер. Говорит ускоренно

              Когда рассказывает, сам себя слушает. Речь выразительная, легко сочиняет истории

              Говорит медленно, спокойно. Голос тихий, низкий — может стать звонким в комфортной обстановке

              Пишет грамотно, без ошибок

              Не контролирует глазами то, что пишет — сосредотачивается на ощущениях

              Этапы написания изложения для школьника

              На ОГЭ по русскому языку разрешено использовать черновики, причем их количество не ограничено. Поэтому у школьников есть возможность вдумчиво поработать над текстом, вспомнить недостающие детали, проверить орфографию и грамматику. Посмотрим, как правильно работать с черновиком, чтобы писать изложение легко и без стресса.

              Создание черновика

              На ОГЭ запись текста включают два раза, оставляя небольшой перерыв между прочтениями. Зная свой ведущий канал восприятия, ребенок может эффективно использовать эту особенность во время экзамена. Мы даем разные советы для аудиалов и визуалов, поскольку эти два типа восприятия имеют наибольшее значение для работы над изложением.

              Во время первого прочтения:

              В перерыве

              Во время второго прочтения:

              Корректировка черновика

              Вначале стоит по свежей памяти дополнить свои записи, а затем перечитать их и на этой основе написать связный текст. В нем должно быть 3 абзаца, поскольку на экзамене используются тексты с тремя микротемами. Если пропустить одну микротему или разбить материал на большее количество абзацев, комиссия может снять баллы. При этом важно соблюдать заданную последовательность микротем и не нарушать логику повествования.

              Готовый текст необходимо сжать — сократить все маловажные детали. Как написать сжатое изложение на ОГЭ, расскажем чуть позже, а пока отметим нормативы по объему.

              Минимальный объем изложения на ОГЭ — 70 слов, а тексты менее 50 слов не засчитываются. Ограничений по максимальному объему нет, но учителя советуют держаться в пределах 90–100 слов. Учитываются все части речи, кроме числительных, написанных цифрами.

              Работа над чистовиком

              Если ошибок в передаче содержания нет и текст читается легко — его можно переписывать на чистовик (но не на бланк изложения). Важно также отметить все слова со сложной орфографией и проверить их написание. Помните, что на экзамене по русскому языку у школьников есть право пользоваться орфографическим словарем.

              Завершив редактуру и переписав все на чистовик, стоит отложить текст и перейти к другим заданиям ОГЭ. Учителя рекомендуют так поступать с изложениями и сочинениями, чтобы спустя время посмотреть на материал свежим взглядом и заметить пропущенные ошибки. Переписать все на официальный бланк можно в конце экзамена, заложив на это около 30 минут.

              В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

              Как писать краткое изложение

              Независимо от вида изложения, текст черновика лучше сократить, чтобы поместиться в оптимальные рамки и избежать «словесного мусора». Разберемся, что такое сжатое изложение и как следует писать его на ОГЭ по русскому языку.

              Сжатое или краткое изложение — это особый вид пересказа текста, при котором нужно передать главные мысли, факты, события меньшим количеством слов, сохраняя исходную логику повествования. Для этого используют приемы сжатия.

              Сокращать текст можно тремя способами:

              1. Замена — для сокращения заменяют несколько однородных членов предложения одним словом или передают прямую речь с помощью косвенной.

              2. Исключение — из готового текста исключают лексические повторы, вводные слова и малозначимые детали.

              3. Слияние — несколько предложений соединяют в одно более короткое, повествующее о том же самом.

              При сжатии текста важно сохранить его содержание и стиль речи. В план сжатого изложения по-прежнему должны входить 3 микротемы, и каждую из них нужно раскрыть в отдельном абзаце, используя близкие тексту высказывания.

              Критерии оценивания

              На ОГЭ по русскому языку отдельно оценивают содержание и грамотность изложения — для них есть четкие критерии оценки, которыми руководствуются эксперты.

              Перед тем как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.

              Оценка содержания

              За содержание текста школьник может получить не более 2 баллов. Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте (за лишние или недостающие микротемы снимается балл). Поэтому лучше набросать план материала как можно раньше — во время перерыва между прослушиваниями.

              В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

              Оценка сжатия

              Все приемы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это много времени. По сути, как только ребенок научится выделять главную мысль текста, можно тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать сжатое изложение.

              При оценке изложения эксперты учитывают использование компрессии в каждом микротеме. Школьникам нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью.

              В то время как последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остается в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.

              В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

              Оценка связности

              Готовый текст должен представлять собой связное высказывание, правильно разделенное на абзацы. Абзацы нужно четко отделять друг от друга, но использовать красную строку необязательно — в изложениях достаточно пробела.

              Также важно не допускать лексических ошибок: соединение двух разнородных мыслей в одном предложении, нарушение последовательности событий.

              В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

              Оценка грамотности

              Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит вычитать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.

              Вместе с тем некоторое количество ошибок все же допускается:

              Но в чем точно нельзя ошибаться, так это в использовании терминологии. Если ребенок не уверен в значении слова, лучше его не употреблять.

              Подробности о критериях оценки и указаниях, как писать сжатое изложение, можно найти в методических материалах (правила для 2021–2022 годов не изменились).

              В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Смотреть картинку В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Картинка про В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения. Фото В чем состоит основная задача первого прослушивания текста изложения

              Подготовка к изложению ОГЭ

              Для полного погружения в обстановку ОГЭ рекомендуем школьникам:

              Разбор задания

              Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.

              В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.

              Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.

              Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.

              Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.

              Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.

              Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.

              Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.

              Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.

              Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки. Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.

              Как написать сжатое изложение на отлично

              В заключение — несколько советов школьникам:

              Родителям, которые хотят научить детей правильной подготовке к изложению, рекомендуем вместе с ребенком составить график домашних занятий и участвовать в них, зачитывая тренировочные тексты.

              Кроме того, помогите ребенку организовать тихое рабочее место, где ему не будут мешать младшие братья и сестры, работающий телевизор и любой шум.

              Но главное, верьте в своего ребенка и напоминайте ему, что все обязательно получится. А если что-то пойдет не по плану — вы всегда рядом и обязательно со всем вместе разберетесь.

              Источник

              Добавить комментарий

              Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *