В чем заключается механистический редукционизм на примере данного текста
Редукционизм механистического мировоззрения
После впечатляющих достижений классической механики представители других наук предприняли немало попыток объяснить изучаемые ими явления с помощью принципов и законов механики. Конечно, явления, однотипные с механическими процессами, как, например, распространение волн в различных средах, звуковые, гидродинамические и некоторые другие, можно объяснить с помощью принципов и законов механики Ньютона. Однако в XVIII в. с их помощью пытались объяснить многие более сложные химические и биологические процессы и даже работу человеческого организма. Об этом свидетельствует, например, книга французского врача и философа – материалиста Ж. О. Ламетри с характерным заглавием «Человек- машина» (1747).
Экстраполяция, или перенесение, понятий, законов и принципов механики на другие, более сложные процессы, является типичной формой редукционизма. Она стала широко применяться после открытия Ньютоном закона универсальной гравитации, или всемирного тяготения. Именно это открытие послужило толчком к поиску таких же сил в явлениях магнетизма, электричества и химического сродства элементов. По-видимому, благодаря идее универсальной гравитации Ньютона в электростатике был открыт известный закон Кулона, согласно которому сила взаимодействия между электрическими или зарядами убывает с увеличением квадрата расстояния между ними. Однако в отличие от силы гравитации электростатические силы зависят не только от величины, но и знака заряда: одноименно заряженные тела, как известно, отталкиваются друг от друга, а разноименные – притягиваются. Таким образом, аналогия между гравитацией и электрическими и магнитными силами оказалась ограниченной.
Специфический недостаток метафизического материализма как рв им, что он игнорирует диалектическую взаимосвязь и качественное различие между различными формами движения и состояниями материи и, в конце концов, приходит либо к идеализму, либо к вульгарному материализму, в форме одушевления всей материи, что видно на примере Дидро. Пытаясь отвергнуть господствовавший в ХVIII в. механицизм с его опорой на инертную массу, Дидро впал в другую крайность, наделив всю материю свойством чувствительности. С критикой механицизма выступали также виталисты, которые приписывали организму особую «жизненную силу», наличием которой они объясняли отличие живых существ от неживых тел.
Нетрудно заметить, что взгляды виталистов по этому вопросу мало, чем отличались от взглядов материалиста Дидро, разве что вместо более ясного его понятия чувствительности виталисты выдвигали идею о некоей мистической «жизненной силе». Таким образом «крайности сходятся», ибо представители противоположных точек зрения игнорируют качественные различия в процессе развития материальных систем.
Рассмотрение процессов природы исключительно с точки зрения принципов и масштабов механики, явилось одной из предпосылок возникновения метафизического, антидиалектического метода мышления. Такой метод рассматривает развитие, как простой рост, увеличение или уменьшение определенного свойства или отношения материальных систем и отрицает коренные, качественные изменения, которые происходят в процессе такого развития.
Вопросы для самоконтроля
1. Какими результатами своих предшественников воспользовался Ньютонпри создании механики?
2. Почему 2 закон механики считается основным в его системе?
3. В чем заключается аналитический и синтетический подход Ньютона?
4. Почему гравитация считается универсальной силой природы?
5. Как можно вывести закон падения тел из закона всемирного тяготения?
6. Чем отличается наука механики от механицизма?
7. Какие основные принципы лежат в основе механицизма как картины мира?
8. Чем отличаются универсальные законы от статистических?
9. Почему Лапласовский детерминизм оказался несостоятельным?
10.Какая связь есть между лапласовским детерминизмом и фатализмом
11. Почему французский материализм XVIII в. называют механистическим?
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса- М., 1986. С. 89
Редукционизм и механизмы «сборки»
РЕДУКЦИОНИЗМ И МЕХАНИЗМЫ «СБОРКИ»
Редукционизм в любых дисциплинах означает попытку объяснения того или иного феномена, наблюдаемого на том или ином уровне организации материи, свойствами, более простых явлений или наблюдаемых на «более низком» уровне организации.
Редукционизм — это стремление свести объяснение сложного через объяснение более простого.
Редукционизм — это есть некоторый своеобразный метод мышления.
Редукционизм представляет собой феномен и как таковой заслуживает самого пристального внимания и исследования. По существу, редукционизм пронизывает все науки, в разной степени, но все. Это именно образ мышления — специфическое явление интеллектуальной жизни людей.
Эта особенность мышления возникла, вероятно, в процессе эволюции, однако она прививается человеку и в процессе обучения. Редукционизм и «объяснение на пальцах» — это, по существу, одно и то же.
Физики, построившие грандиозное здание модельных конструкций, по своей природе и методам анализа являются в своем подавляющем большинстве редукционистами. Наиболее яркий и простой пример редукционистского мышления дает создание кинетической теории газов и современной термодинамики. Именно в его рамках удается понять, что означают общие характеристики движения газа или жидкости, такие, как температура, давление, скорости движения газа, энтропия и т. д., как они связаны с общим характером движения молекул, особенностями их соударений, их энтропией и т. п
Подобные факты — это не просто важнейшие достижения физики, но и наглядная иллюстрация успехов редукционистского образа мышления. Он породил и своеобразные методы анализа, позволяющие связывать надежными логическими переходами, различные этажного здания моделей, которое выстраивается физикой.
Среди редукционистского инструментария особое место занимают разнообразные асимптотические теории, придающие фундаментальность и архитектурную цельность зданию современной физики. Блестящей иллюстрацией тех возможностей, которыми обладают эти методы, является вывод уравнений движения вязкого газа (уравнения Навье — Стокса) из уравнений, которые описывают движение соударяющихся молекул (уравнения Больцмана). Этот переход от уровня микроописания динамики молекул к макроописанию движения газа требует всего лишь двух предположений — о малости свободного пробега молекул и о максвелловском законе распределения их скоростей.
В первой половине XIX века модель движения газа носила феноменологический характер — она отражала представления естествоиспытателей, их наблюдения и опыт. Теперь эта модель сделалась следствием другой феноменологической модели более глубокого уровня — модели свободного движения молекул, из которой, преодолевая те или иные математические, в конечном счете технические, трудности, выводимы все свойства движения газа.
Таким образом, редукционизм как способ сведения сложного к анализу явлений более простых является мощнейшим средством исследования. Он позволяет изучить сложнейшие явления самой различной физической природы.
Однако было бы большой ошибкой думать, что этот способ познания носит универсальный характер и любые сложные явления могут быть познаны с помощью их расчленения на отдельные частные исследования их отдельных составляющих.
Тем не менее «идеология редукционизма» столь глубоко пронизала все физическое мышление, что, по-видимому, подавляющее большинство физиков глубоко убеждены, что все свойства макроуровня уже закодированы в моделях микроуровня.
Другими словами: если в распоряжении исследователя имеется достаточно «хорошая» модель, то есть модель, достаточно полно описывающая свойства микроуровня (свойства элементов системы), то определение всех свойств самой макросистемы ничего неожиданного для нас не содержит.
Надо лишь для их изучения преодолеть определенные «технические трудности», но принципиально они выводимы из свойств элементов микроуровня подобно тому, как это делается в кинетической теории газов или гидродинамике вязкой жидкости.
Небезынтересна судьба редукционизма в биологии. В прошлом веке, в особенности в его начале, казалось аксиомой утверждение о некой жизненной силе, присущей всему живому, о невозможности объяснить процессы, протекающие в живом веществе, только одними законами физики и химии. Это течение мысли получило название витализма. Однако оно довольно быстро стало размываться. Многие факты начали получать свое относительно простое объяснение, например, явлением наследственности, и они не требовали привлечения, казалось бы, потусторонних соображений о существовании некой жизненной силы. Поэтому влияние редукционизма весьма глубоко проникло и в различные области естествознания.
Вместе с тем найдется не так много биологов, которые готовы принять безоговорочно основной постулат редукционизма, смысл которого состоит в том, что никаких неожиданностей, никаких новых свойств макроуровня, не выводимых из свойств микроуровня, не существует. Другими словами, свойства системы однозначно определяются свойствами ее элементов и структурой их связей. Если этот процесс в таком крайнем виде неприемлем для биолога, то он тем более не может быть принят науками об обществе.
Я думаю, что существует некоторая общая проблема, актуальная для любых уровней организации материи. Я ее называю «проблемой сборки», или, может быть, точнее, «проблемой механизмов сборки». При объединении элементов, то есть при переходе к макроуровню, происходит образование новой структуры, обладающей своими специфическими качествами.
Кое-что об этих алгоритмах сборки мы уже знаем. Один такой пример нам дает изучение движения того же вязкого газа, о чем мы только что говорили. Если мы знаем механизм соударения молекул и если газ достаточно плотный, то есть если длина свободного пробега молекул достаточно мала, то мы, в принципе владеем алгоритмом сборки: мы можем определить температуру, плотность, давление и другие характеристики системы «движущийся газ», которые не имеют смысла для произвольной совокупности молекул. Приведенный пример относительно прост, ибо мы знаем, как получаются общие свойства системы из свойств ее элементов.
Более сложный пример, хотя тоже еще относительно простой, нам дает кристаллография. Кристаллизация вещества — это один из примеров «сборки системы». В конце прошлого века установил (так называемый закон Федорова) все возможные формы (286) кристаллических структур. Оказалась, что, какое бы ни было вещество, способное к кристаллизации, будь то поваренная соль или алмаз, оно может принять лишь одну из перечисленных возможных форм.
Этот пример — тоже относительно простая иллюстрация возможных алгоритмов сборки, поскольку форма равновесия кристалла является в конечном счете следствием закона минимума потенциальной энергии. Однако здесь уже есть одна принципиальная трудность. Далеко не всегда мы можем предсказать финальное состояние процесса сборки. Как и в случае механизмов бифуркационного типа, оно определяется не только внешними условиями, но и неконтролируемыми случайными флюктуациями и внешними воздействиями.
Эти и многие подобные примеры действительно просты, ибо свойства системы могут быть установлены заранее — они определяются известными законами физики и химии (с учетом случайных флюктуаций).
Но такие примеры, как правило, счастливые исключения.
Проблема сборки, то есть определение свойств системы на основе информации о свойствах ее элементов, не только труднейшая, но она только начинает осознаваться как одна из самых актуальных и самых универсальных проблем современной науки.
Известных успехов достигли специалисты в области создания новых полимеров. Им действительно удается порой создавать искусственные материалы, обладающие заранее заданными свойствами. Однако их достижения в большей, степени обязаны накопленному опыту и интуиции инженеров и химиков, нежели строгим выводам науки.
Проблемами сборки на молекулярном уровне занимается квантовая химия. Однако ее успехи пока еще очень ограниченны, и многие экспериментальные факты, нам всем известные, продолжают оставаться глубокой тайной. Так, например, мы очень много знаем о свойствах кислорода и водорода и, конечно, знаем, что их соединение — вода — будет образовывать систему, молекула которой состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Но мы совершенно беспомощны в объяснении свойств этой системы. Почему, например, плотность воды до поры до времени, как и у других веществ, растет вместе с падением температуры? Но ниже 4 градусов Цельсия она падает. В чем секрет такой аномалии? Можно ли сборку этой системы, называемую водой, полностью объяснить известными нам законами физики и химии и редуцировать изучение свойств воды к изучению атомарного уровня ее компонентов?
На подобный вопрос у нас пока нет ответа. И такие безответные вопросы нас встречают всюду.
Если процессы сборки и изучение тех или иных свойств системы зависят от свойств ее элементов и представляются столь сложными в мире неживой природы, то можно себе представить, сколь глубоки (сложны) они в мире живого вещества и тем более в обществе!
Рассматривая объединение отдельных элементов в систему, мы сталкиваемся с необходимостью рассматривать объединение как некоторый процесс, учитывающий его историю, то есть стохастику, неопределенность и наследственность.
Очень интересные данные нам дает этология — наука о поведении животных, особенно стадных. Стадо начинает обладать присущим ему свойством лишь в том случае, если оно достигнет определенной численности. Несколько отдельных особей, даже если они находятся вместе, не проявляют тех свойств совместного поведения, которые свойственны большому стаду.
При его формировании большую роль играет наследственность, точнее, своеобразная память. Но, например, если в стадо диких оленей попадают домашние олени, то их поведение всегда несколько отлично от стандартного, и они, например, в первую очередь оказываются добычей волков.
Таким образом, чтобы изучить поведение стада, его свойства как некоторой системы, а стадо является системой, совершенно недостаточно знать особенности отдельных животных. Механизм сборки — это в данной ситуации особый процесс, требующий изучения неизмеримо большего, чем изучение поведения отдельных животных. Во всяком случае, этот процесс порождает определенное кооперативное поведение, обеспечивающее в известном смысле «оптимальное» функционирование системы. В подобных ситуациях говорить о редукционизме при объяснении поведения целого (стада) просто не имеет смысла. В процессе «сборки» возникают новые системные свойства, не выводимые из свойств объектов более низкого уровня.
Выше было использовано понятие — «кооперативное поведение». Оно имеет смысл лишь тогда, когда речь идет об объектах, для которых можно говорить о «целеполагании», например, для живых существ, стремящихся сохранить свой гомеостазис.
Кооперативность поведения есть лишь специальный случай возникновения общих для системы свойств.
При переходе к изучению общесистемных характеристик человеческого общества именно это свойство коллективов и любых организаций нашего общества приобретает важнейшее значение.
А в проблемах коэволюции биосферы и человека — решающее!
Развитие нашего мира на всех его уровнях можно представлять в форме некоторого процесса непрерывного возникновения (и разрушения) новых систем, новых организационных структур. И механизмы сборки, определяющие процессы становления этих систем, их возникновение как синтез, объединение более просто организованных систем, элементов, возникновение новых свойств, нового качества, являются стержнем всего мирового процесса развития.
Несмотря на их роль в нашем понимании общих процессов развития, столь необходимого нам сегодня в выработке стратегии во взаимоотношении человека и природы, мы очень мало можем сказать об общих свойствах «механизмов сборки», а тем более прогнозировать результаты их действий. Задача изучения свойств этих механизмов еще толком не поставлена.
Нильсу Бору принадлежит известное высказывание о том, что описать процессы, протекающие в окружающем мире, с помощью одного языка невозможно. Необходимо много разных языков описания, много разных интерпретаций, в каждом из которых отчетливее проявляются те или иные особенности изучаемого явления. Такое понимание реальности крайне необходимо человеку в его практической деятельности. Оно требует рассмотрения изучаемого предмета с разных позиций.
Проблема понимания — это вечная проблема. Она стоит перед философией и другими науками со времен Древних греков и носит не только научный, не только идеологический, но и психологический характер. И сформулированный тезис Бора достаточно общепринят: вопросы интерпретации всегда занимают в любой научной дисциплине весьма почетное место.
Интерпретация особенно важна при изучении проблем развития, где разнообразие материала делает изучение его особенно трудным.
Тема V. Новое время. XVII век. Механицизм
Возникновение науки, науки в современном смысле этого слова, науки, органично включающей в себя эмпирию и теорию, многие исследователи датируют XVII веком. В 1600 году, знаменующим начало новой эры, в Риме, по приказу инквизиции, сжигают Дж. Бруно. Еще не утихло мракобесие, но уже Френсис Бэкон разрабатывает индуктивный метод, активно пропагандирует экспериментальное естествознание, «поет гимн во славу науке». В это же время, Декарт строит геометрическую систему координат и создает учение о рефлексах, Лейбниц параллельно с Ньютоном закладывает основы дифференциального и интегрального исчисления, а Паскаль и Лейбниц изобретают первые счетные машины. В XVII веке происходит научная революция, качественный скачок в развитии науки.
Социально-экономическими предпосылками возникновения новой науки это, прежде всего, буржуазные революции в Нидерландах и в Англии, интенсивное развитие капитализма, возникновение частного капитала и крупных промышленных предприятий. Все это привело к материально- производственной ориентации субъекта познания. Познание природы и общества не есть абсолютная ценность, как в античности, но познание с целью переустройства природы и общества, познание для достижения своих практических целей.
В философском плане Новое время это господство рационалистического мировоззрения. Именно рационализм, с его господством и даже абсолютизацией разума, создал интеллектуальные, и социальные предпосылки для научной революции. Рационализм как мировоззрение оказал огромнейшее влияние на социальное развитие Европы, по сути, рационализм привел к буржуазным революциям, к социальному переустройству, а, в конце концов, к социальному равенству и гражданскому обществу. Такова разрушающая и созидающая сила разума.
Наука имеет логику своего развития, в которой количественные процессы, накопления эмпирического материала, сменяются качественными скачками, когда происходит смена теоретических моделей, объясняющих действительность. Логика развития любой науки – от эмпирии к теории, от сбора фактического материала, от описания объективной действительности, к созданию теоретической модели, раскрывающей суть, сущностные, закономерные связи действительности.
Научная революция предполагает радикальное изменение процесса и содержания научного познания, которое связано с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания.
Глобальная научная революция происходит сначала в той науке, которая имеет доминирующее значение в тот или иной исторический период. Взгляд на мир с точки зрения данной науки становиться универсальным, что приводит к изменению мировоззрения в целом.
Весь мир развивается по законам механики, эти законы объективны, то есть принципиально независимы от субъекта познания. Эти законы экспериментально проверяемы, основаны на эксперименте. На этих принципах формируется классическая наука.
Первая научная революция привела к формированию современного естествознания, опирающегося на опыт и эксперимент, к возникновению классической науки Нового времени.
Классическая наука возникает на базе принципиально нового мировоззрения, суть которой заключается в идеи самодостаточности природы, в которой действуют не божественный промысел, не антропоморфный или иной внешний фактор, а объективные законы. Окружающий нас мир существует объективно и развивается по объективным законам.
Философской предпосылкой нового мировоззрения явился пантеизм как разновидность атеизма, деизм и материализм. Пантеизм (Спиноза) растворяющий бога в природе, тем самым освобождает природу для научного исследования, природа, тождественная богу, становится объектом научного познания.
Деизм был сформулирован еще Аристотелем. Согласно деизму первопричина мира есть бог, а затем мир развивается по объективным законам. Поэтому в Новое время деизм давал методологическую возможность утверждения естественных объективных законов в природе.
Механицизм был доминирующим течением в науке и философии Нового времени. Механицизм понимался как метод и как мировоззрение. Механицизм как метод познания, основан на признании механической формы движения материи единственно объективной. Абсолютизация механицизма логически приводила к редукционизму.
Характерными чертами науки Нового времени были: жесткое требование к точности научных результатов, интерпретация полученных фактов с точки зрения причинно-следственной детерминации, активное использование математики. Однако главная черта, отражающая сущность научной революции XVII века – формирование науки, базирующейся на экспериментальной методологии. Возникает классическая наука Нового времени, просуществовавшая до конца XIX века.
Мануфактурное производство, возникшее в XVII веке, в отличии от ремесленного, было великолепной школой опыта осмысления механических закономерностей. Давление воды, движение деталей насоса, кузнечного молота включали в себя непрерывную цепь механических причин и следствий. Отсюда возникает новый предмет исследования — система механизмов и машин.
Ремесленники, люди, занимающиеся практической деятельностью, становятся изобретателями. Часовщик Уатт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт — прядильную машину, рабочий-ювелир Фултон — пароход. Первые паровые машины, первые прядильные и ткацкие машины, мельницы были построены ремесленным способом.
Таким образом, происходило сближение теории и практики, которое носило двусторонний характер: ремесленники – практики стремились к теоретическому обоснованию своих изобретений, а представители теоретического знания обращались к исследованию практических проблем.
В результате этого изменялась теория и практика, изобретательство вбирало в себя теоретическое знание, а наука, в свою очередь приобретала экспериментальную базу, происходил синтез теории и практики, теории и эксперимента.
Галилей – яркий пример механистического мировоззрения. Мир существует объективно, он бесконечен и вечен, в природе ничто не уничтожается и не порождается, происходит лишь изменение взаимного расположения тел и частей. Движение атомов, из которых состоит материя, и движение небесных светил подчиняются единым законам механики, все в природе обусловлено механической причинностью.
В методологии научного познания Галилей стоял на стороне опыта и эксперимента, который должен иметь теоретическое обоснование. Понятие опыта Галилей не сводил к простому наблюдению, а предпочитал планомерно поставленный эксперимент, посредством которого исследователь ставит природе интересующие его вопросы. По сути своей это метод анализа, расчленения природы. Он дополнялся другим синтетическим методом, который посредством цепи дедукции проверяет истинность выдвинутых при анализе предложений. Опыт, являясь исходным пунктом познания, но сам по себе, без синтеза и дедукции, не может дать достоверного знания. Таким образом, методология научного познания Галилея органично включала в себя опыт, эксперимент и дедуктивные построения.
Проблема движения была доминирующей в творчестве Галилея. До Галилея господствовало аристотелевское понимание движения, согласно которому движение существует только при наличии внешнего источника: движущее и движимое, когда его воздействие прекращается, тело останавливается. Галилей, сформулировав совершенно иной принцип, получивший впоследствии наименование принципа инерции: тело либо находится в состоянии покоя, либо движется, не изменяя направления и скорости своего движения, если на него не производится какого-либо внешнего воздействия.
Галилей, полагая, что «книга природы» написана языком математики, создает теоретические модели и мысленные эксперименты. Он дает строго количественное математическое описание движения тел, формулирует закон инерции и закон свободного падения тел. Тем самым он закладывает основы классической механики.
Галилею принадлежит экспериментальное обнаружение весомости воздуха, открытие законов колебания маятника, немалый вклад разработку учения о сопротивлении материалов.
Только в наше время, в октябре 1992 года Галилей был реабилитирован католической церковью.
Иоганн Кеплер (1571—1630) — немецкий астроном и математик. занимался поисками законов небесной механики и составлением звездных таблиц. В поисках математической гармонии мира, созданного Богом, предпринял математическую систематизацию идей Коперника.
Для математики особое значение имело исследование «Стереометрия винных бочек» (1615), в котором Кеплер вычислял объемы тел, получающиеся при вращении конических сечении вокруг оси, лежащей с ними в одной плоскости. Он также применил логарифмы к построению новых таблиц движений планет (1627). Его «Краткий очерк коперниканской астрономии» (Epitome astronomiae Copernicanae, 1621) был лучшим учебником астрономии той эпохи.
Значение Кеплера для развития науки огромно, его главной заслугой было открытие законов движения планет.
Исаак Ньютон(1642—1727) —английский ученый, один из создателей новоевропейской науки. В 1699 году Ньютон стал членом Парижской академии наук, а в 1703 — президентом Королевского общества. Высшим творческим достижением Ньютона стали «Математические начала натуральной философии» (1687). Эта книга составила целую эпоху, связанную с господством механистической картины мира. По общему признания «Математические начала» на несколько веков определили развитие естествознания.
Ньютон создал математический аппарат для описания движения, впоследствии ставший основанием математического анализа, и сформулировал основные идеи корпускулярной оптики, экспериментально доказал гетерогенность белого цвета, решил основные задачи, связанные с центробежными и центростремительными силами, возникающими при круговых движениях.
Эти понятия были использованы при решении проблем небесной механики (эллиптическое движение планет возникает под действием силы, убывающей обратно пропорционально квадрату расстояния между ними и центром Солнечной системы).
Ньютон сформулировал три основных закона движения,которые легли в основу механики как науки.
Ньютон открыл закон всемирного тяготения, согласно которому все тела, независимо от их свойств и от свойств среды, в которой они находятся, испытывают взаимное притяжение, прямо пропорциональное их массам и обратно пропорциональное квадрату расстояния между ними. Открытие закона всемирного тяготения имело огромное значение для дальнейшего развития науки. Это был универсальный закон природы, которому все подчинялось, он явился основой создания небесной механики.
Таким образом, в «Математических началах натуральной философии» представлены два важнейших достижения ньютоновской физики: закон всемирного тяготения и законы движения, основывающиеся на понимании движения как учения о взаимодействия сил. Они разворачиваются в богато разветвленную систему механики.
Последствия открытия этих законов были огромны, они давали возможность решить громадное число проблем. Были определены относительные массы Солнца и планет, их плотности, а также пути, проходимые в первую секунду свободно падающими на их поверхность телами. Было дано объяснение явлений сжатия у полюсов не только Юпитера, но Земли. Были объяснены явления морских океанических приливов и отливов, которые оказались следствием соединенного действия на землю притяжения Луны и Солнца. Впервые был объяснен ряд важнейших неравенств в движении Луны: эвекция, вариация и годичное уравнение. Применение закона всемирного тяготения к движению комет вокруг Солнца положило основание теории кометных орбит и предвычислению их появления вблизи Земли и Солнца.
Математический образ движущегося тела оказывается моделью реального предмета, идеализацией объекта, посредством которой объясняются явления механики. Объект предстает как всеобщая и необходимая модель, которая становится критерием проверки чувственных данных. Таким образом, Ньютон превратил естествознание в математическое естествознание.
Методология Ньютона имела огромное значение для дальнейшего развития науки. Методологическая установка Ньютона – математическое конструирование предмета познания, использование математических образов физических объектов как необходимых составных частей естественнонаучного исследования. Научная программа Ньютона – создание единой универсальной научной картины мира на базе математико-механистического мировоззрения.
XVII век – время научной революции, которая привела к коренной перестройке взгляда на мир, к созданию принципиально нового мировоззрения, качественно отличающегося от средневекового и античного, к созданию современной науки.
Под современной наукой мы понимаем механико-математическое естествознание, возникшее в XVII веке. Ее существенная черта – единство теории и практики, теории и эксперимента.
В науке Нового времени на первый план выступает субъект-объектное отношение, перед познающим субъектом объективная, безгласная природа, субъект должен создать столь же объективную модель этой природы. Поэтому, наука Нового времени имеет свой, отличный от античности и средних веков предмет исследования. Природа подобна механизму, которой надо разобрать и собрать.
Роль техники. Причем формирование экспериментального естествознания шло от конкретной практики, от ремесла и изобретательства. В технике огромную роль играли люди практики, ремесленники, кораблестроители, инженеры. Теоретическая наука не успевала за практикой создания новой техники. Все крупные математики занимаются практической механикой, теории формируются уже как результат практических изобретений.
В отличии от средних веков формируется новое рационалистическое мировоззрение, рационалистический тип мышления, получивший наиболее яркое воплощение в декартовской формуле «я мыслю, значит я существую». Место бога занял сомневающийся во всем, все разъедающий, все могущий познать всесильный разум. Произошла, по вполне объяснимым причинам (научная революция), некоторая абсолютизация разума. Разум мыслился как архимедов рычаг, опираясь на который можно перевернуть весь мир.
Мир не есть божественное творение, он существовал и существует объективно независимо от бога и человека. Человек как познающий субъект, наделенный разумом, познает объективные законы объективно существующего мира. Законы природы существуют объективно, задача человека познать их и создать столь же объективную теоретическую модель природы.
Вера во всесильный разум привела к некоторой абсолютизации его познавательных возможностей, к гносеологическому оптимизму, что в конце XIX века было поставлено под сомнение. Сущность вещей познаваема, для всесильного разума в мире нет никаких тайн. Для того чтобы познать мир надо разложить его, путем анализа, на простые составляющие, затем собрать, синтезировать. Идея элементарности мира, ведь мир подобен механизму. Но, тем не менее, рационализм стал мощным стимулом развития науки вплоть до сегодняшнего дня.
Этот принципиально новый тип мышления создает классическую науку, просуществовавшую до конца XIX века. Потом возникнут неклассическая и постнеклассическая науки. Существенная черта классической науки – вера в объективность научного знания.
Рационализм породил просветительскую идеологию, которое оказала огромное влияние на социальное развитие Европы и всего мира. По сути, просветительская идеология явилась идейным источником буржуазных преобразований в Европе, существенным и необходимым условием становления гражданского общества. Идеи рационализма и Просвещения получили яркое воплощение в Великой французской буржуазной революции конца XVIII века, в знаменитой «Декларации прав человека и гражданина», провозгласившей социальное равенство. Таким образом, рационализм дал толчок не только познанию природы, к техническому и материальному прогрессу, но и к социальному переустройству общества.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1688 ; Мы поможем в написании вашей работы!