В чем значение подарков в гранатовом браслете
В чем значение подарков в гранатовом браслете
Автор: Паздникова Оксана Сергеевна
Организация: Читинское суворовское военное училище МВД России
Населенный пункт: Забайкальский край, город Чита
Символический аспект в изучении повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Если воспринимать повесть Куприна на событийном, фабульном уровне, то всё описанное в произведении довольно незамысловато и заурядно: история несчастного молодого человека, безнадёжно влюблённого в замужнюю даму не его круга и не его социального положения, не нова, однако даже не самый опытный читатель чувствует, что в основе сюжета лежит некая тайна, выводящая произведение на более сложный, более глубокий уровень. Если же при анализе художественного текста учитывать не только предметно-событийное содержание, но и смысловые переходы на уровень знаков и символов, это даёт возможность постигать иные смыслы и духовный подтекст художественной мысли. Повесть «Гранатовый браслет», как все классические произведения, рассказывает не о частном, а о вечном, о непреходящих, надвременных ценностях, и задача учителя раскрыть это содержание, сделать его доступным для осмысления, научить школьников таким методам анализа, которые помогут им «раскодировать» текст.
Художественный мир, созданный словом, представляет собой многомерную модель, выстроенную на системе знаков и символов. Символ делает текст объёмным, он обладает свойством в лаконичной форме выражать суть, глубинный смысл переживаемых человеком и человечеством событий. За каждым конкретным символом тянется цепочка ассоциаций, универсальных и индивидуальных, позволяющих внимательному читателю интерпретировать произведение литературы, находить в нем новые смыслы в рамках устоявшейся знаковой системы русской культуры.
Обращение к символическому уровню повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» выводит читателя на новый уровень его восприятия.
Загадочный подарок, который главная героиня получает в день своих именин и на который автор обращает внимание уже в названии повести, является своеобразным кодом к пониманию текста.
Символизм этого подарка слишком очевиден, но почему не рассматривать в этом ключе все остальные детали и всех персонажей повести?
Прекрасные серьги «из грушевидных жемчужин», подаренные мужем, не вызывают у неё неприятных ассоциаций, даже веселят Веру, однако мы знаем, что в художественной литературе жемчуг является символом, предвестником тревоги, слёз. Будет нелишним провести параллель из других произведений литературы, уже знакомых школьникам. Например, «Слово о полку Игореве». Трагические известия о беде, случившейся с Игорем, Святославу приносит вещий сон, в котором князя осыпают крупным белым жемчугом. А в рассказе Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье» богатый подарок отца пугает и его дочь, и гостей и воспринимается всеми как предвестник несчастий, слёз.
Сестра дарит Вере старинный молитвенник, переделанный в записную книжку. Он под стать самой Вере: изысканный, в переплёте удивительной тонкости и красоты, но лишенный духовного содержания. Молитвенник для Веры пуст. Символика звучит в каждом слове.
В самих сестрах словно отражается весь мир – строгий, респектабельный запад и чувственный, иррациональный восток. «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Младшая — Анна, — наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца. Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры».
Это устоявшийся, разумно обустроенный, благополучный и благонадёжный мир с давно и прочно сложившимися традициями, не знающий любви и не подозревающий о своём незнании: «Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза. Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».
У Веры с мужем сложились ровные и надёжные отношения партнёрства, товарищества. Своё благополучие она принимает за любовь. Анне отсутствие настоящей любви заменяет восторженная жизнерадостность и чувство обожания, которое она вызывает у мужчин. Романтические чувства в обществе, собравшемся на именины Веры, воспринимаются как повод для шутки, и гости с удовольствием слушают истории князя Василия Львовича, в которых правда мешается с вымыслом и герои в порыве чувств совершают безумные поступки, не свойственные им в реальной жизни. Не менее нелепым и смешным представляется «бедный телеграфист», влюблённый в Веру на расстоянии. Выходит, чувства в этом представительном, почтенном обществе – предмет осмеяния, поскольку нарушают мерный, спокойный ход жизни.
И только один человек, по-отечески относящийся к Вере и Анне русский генерал Аносов, хранит предание о любви. В этом образе символически воплощена мысль о миссии русского народа сохранить и передать миру знание об истинной любви.
Единственный герой повести, испытывающий это ставшее уже полумифическим чувство, тайный поклонник Веры, которого до времени никто не видел и не знал его имени. Если не учитывать символику этого образа и рассматривать его только на событийном, фактическом уровне, история Желткова мало чем отличается от двух нелепых и жалких романтических историй, рассказанных Вере старым генералом. В рассказах этих влюблённые юноши гибли в рабской привязанности к даме сердца, глупо, неблагородно, бессмысленно. Любовь «телеграфиста» и трагический её финал при всей красивости и возвышенности, на поверхностный взгляд, такие же, однако в них читатель угадывает некую тайну, способную объяснить и оправдать всё.
В своём последнем письме к Вере Николаевне Желтков говорит о любви как о громадном счастье, которое Богу было угодно послать ему, как о награде. После прочтения Вера пришла к мужу с покрасневшими от слез глазами. Слезами оживает, оттаивает сердце холодной, гордой женщины. По пушкинской формуле начинает воскресать, преображаться её душа: «и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Одну большую красную розу приносит Вера покойному Желткову, и в этом подарке, который она кладёт почему-то под шею умершему, звучат те же мотивы любви и страдания, что и в кроваво-красном гранате. Не любви к нему, Желткову, но любви как новому для Веры состоянию, самой способности любить.
В финале повести притча о любви переходит в молитву, её усиливает символика звуков: «В уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Музыка Бетховена оживляет слова молитвы, дарит утешение, пророчит рождение Любви и Преображение Любовью.
«Значение символов в рассказе «Гранатовый браслет»»
События в повести «Гранатовый браслет» вращаются вокруг важного атрибута, которым является полученный в подарок Верой Шееной золотой браслет со вставленными в него драгоценными гранатами. Браслет Вере подарил тайный поклонник. Господин Желтков дарит девушке браслет, который является для него семейной реликвией. Браслет носила еще прабабка Желткова, последней надевала покойная его матушка. Желтков приписывал браслету мистические свойства. По семейной легенде владелице браслета открывался дар предвидения, а мужчине, который обладал чудесным браслетом, не суждено было умереть насильственной смертью.
Вера получила в подарок браслет в красном футляре. Дутый золотой браслет овальной формы с пятью красными гранатами и одним зеленым камнем покоился на черном бархате. Именно зеленому гранату, который считался редким, и приписывались Желтковым чудесные свойства. Браслет был дутый и очень толстый, из низкопробного золота. Наружная его сторона была усыпана мелкими плохо отшлифованными гранатами. Главной его ценностью были камни, что расположены по центру. Это были отборные гранаты-кабошоны в количестве пяти штук, алого цвета. Гранаты были крупными — каждый размером с горошину. В самой середине был небольшой зеленый камень — гранат редкого сорта.
Желтков подарил Вере золотой браслет, а сам родовой браслет, который носили его предки по женской линии, был серебряным. Читателю понятно, что от самого старинного браслета были подарены лишь камни, а сама подаренная драгоценность, оправа, была заказана Желтковым для Веры индивидуально, чтобы девушка была единственной обладательницей браслета. Господин Желтков сообщил Вере, что она может не сомневаться в том, что кто-либо до нее надевал этот браслет.
На Веру браслет произвел впечатление — она любовалась им, поднося браслет к электрической лампочки. Когда свет искусственного освещения попадал на гранаты, то яйцевидная поверхность граната загоралась алыми огнями. Вся ценность этого браслета была именно в уникальных камнях, которые своим блеском завораживали Веру.
Символика в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»
Куприн Александр Иванович относится к тем великим писателям, которые верили в счастливую и безмятежную жизнь, в прекрасных и жизнерадостных людей, в их счастливые судьбы. Именно данной тематикой и наполнены работы великого автора. Самой романтической и трогательной историей Куприна я считаю повесть «Гранатовый браслет
». О чем она? Конечно же, о великой и светлой любви, которая, к большому сожалению, может быть и безответной.
Куприн, в своем рассказе использует символические образы, которые создают основу написанного сюжета. Уже с первых строчек рассказа мы окунаемся в символический образ природы, который был схож с жизненным путем главной героини. Молодой месяц – это трогательная и нежная Вера Николаевна, а различная погода – эта ее разнообразная и наполненная сюжетами жизнь.
Описание тихого и теплого сентября я бы сравнила с прекрасной любовью Желткова, о которой мы узнаем дальше.
Главная героиня Вера Николаевна предстает перед нами в прекрасном облике, с тонкой талией, нежными чертами лица, спокойным характером. Именно такая женщина станет символическим образом. Именно прекрасная, утонченная женская натура достойна такой чистой и сильной любви.
Символом мудрого старца, который поведал своей внучке – Верочке о редкости такого настоящего любовного чувства, становится генерал Аносов. Он высказывает мысль о том, что редкие женщины наделены возможностью испытывать такую чистую любовь. Именно генерал Аносов предает главной героине ту уверенность и решительность, которой ей так не хватало раньше.
К большому разочарованию, героиня слишком поздно понимает всю ситуацию. Только лишь гранатовый браслет позволяет ей поверить, что эти чувства были искренними и настоящими, чистыми и вечными. Она тяжело вспоминает все, что с ней приключилось до этого. Ведь теперь, уже ничего не поменять. На память о такой вечной любви остается лишь гранатовый браслет.
Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Анализ повести Куприна «Гранатовый браслет» Анализ 12 главы повести Куприна «Гранатовый браслет» Любовь в повести Куприна «Гранатовый браслет» Образ Желткова в повести Куприна «Гранатовый браслет» Смысл названия и проблематика повести Куприна «Гранатовый браслет»
Роль символики в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
А.И. Куприн – одно из самых ярких имен русской литературы. Его произведения вызвали довольно неоднозначную реакцию. Писатель имел свой особый взгляд на многие вещи. Много произведений Куприна посвящены теме любви. Эту тему он раскрывает по-своему, выражая мнение, что настоящей любви практически не осталось на свете. На это великое и глубокое чувство способны в современном мире только особо избранные. Куприна можно назвать идеалистом и романтиком, ведь любовь он понимал как нечто исключительное, самоотверженное, бескорыстное. Особенно ярко это отразилось в повести «Гранатовый браслет». Это произведение о сильной, яркой, всепоглощающей любви бедного чиновника к богатой и знатной даме. Желтков – всего лишь мелкий чиновник. Но он наделен поразительной способностью самоотверженно любить. Этот человек счастлив, не смотря на то, что эмоции его безответны. Он умеет ценить то чувство, которое у него есть внутри, и благодарит за это Господа. На мой взгляд, символичен образ возлюбленной героя. Это княгиня Вера Николаевна Шеина. Она — независимая, спокойная, холодная красавица: «… Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Вера Николаевна становится символом того прекрасного человека, который достоин настоящей любви. Символично даже ее имя. Это вера в чувства, в подлинную, безграничную любовь. А для Желткова возлюбленная становится буквально отдельной религией, верой во все самое прекрасное в жизни. Безусловно, символичен образ самого Желткова. Маленький чиновник, ничем не примечательный снаружи, буквально раскрывается перед читателем изнутри. В один момент герой будто распрямляется и встает перед нами гордо, величественно. Вначале чувства Желткова кажутся нелепыми, неуместными. На это настраивают нас высмеивания героя князем Василием. Да и инициалы его скорее забавны, чем загадочны: то ли Г.С.Ж., то ли П.П.Ж. Но, читая письма этого нищего чиновника, читателю уже не хочется смеяться над ним. Каждая строка дышит неподдельной любовью и смиренным преклонением перед прекрасной женщиной: «Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам». Желтков любит Веру Николаевну на протяжении уже многих лет, еще с тех пор, как она была незамужней девушкой. Все эти годы он присылал ей любовные письма, сначала пылкие и ожидающие ответа, затем нежные, уважительные, проникновенные, безответные. Впервые за все эти годы герой решился прислать своей возлюбленной подарок. Это старинный гранатовый браслет. Куприн приковывает внимание читателей к этому украшению: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину». Символичным является то, что браслет словно оживает в руках Веры Николаевны: «Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни». Видимо героиня предчувствует последующую за подарком трагедию, именно поэтому игра света в браслете напоминает ей кровь. Браслет похож на самого Желткова. Герой также выглядит неказистым, «низкопробным», но таит внутри себя невероятную, невиданную способность любить. Пожалуй, первым увидел это в Желткове, как ни странно, именно муж Веры. Он пришел к чиновнику вместе с братом своей жены с целью поговорить с навязчивым поклонником и вернуть ему браслет. Но очень быстро осознал, что перед ним стоит человек, умеющий любить как никто другой. Вера ни даром полюбила князя Василия и вышла за него замуж. Этот человек сохранил в себе достаточную тонкость души, чтобы понять, увидеть подлинные чувства другого человека. В противовес князю Василию выступает брат Веры Николай. Он не верит Желткову, считает его чувства глупыми, не заслуживающими внимания. Этот человек не способен оценить подлинность чувств, искренность эмоций. Именно поэтому Николай до сих пор не женат. Мне кажется, что довольно символичным в повести можно назвать сравнение княгини Веры и ее сестры Анны. Они совершенно не похожи не только внешне (Анна «была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью… Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры»), но и внутренне. Примечательно то, что Анна, в отличие от Веры, вышла замуж за глупого, нелюбимого человека. У нее есть дети, но они болезненны. Союз же Веры с ее, казалось бы, любимым Василием оказался полностью бездетным. Очень символичен в повести образ пожилого генерала Аносова. Мне кажется, что этот герой помогает автору передать свою собственную позицию. Именно Аносов заставляет Веру взглянуть на своего надоедливого поклонника совсем с другой стороны: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Генерал долго жил на свете и многое видел. Он уверен, что для настоящей, подлинной любви в современном обществе уже нет места. Глубокие и сильные чувства ушли, их заменили привычка и жажда комфорта. Но сам Аносов может только размышлять об этом, ведь на его жизненном пути никогда не встречалась такая исключительная, всепоглощающая любовь. Поэтому к старости лет он остался одинок и бездетен. Повесть сопровождает описание осени, увядающей природы. Это прекрасное и печальное зрелище. Так и аристократия 20 века: она прекрасна, образована, но нежизнеспособна. Эти люди увядают, умирают духовно, так как разучились любить. В конце произведения Вера Николаевна понимает, что абсолютная любовь, о которой мечтают все женщины, прошла мимо нее, близко-близко, едва коснувшись. И в память об этих чувствах у нее осталось лишь самое прекрасное произведение Бетховена: «Son. No 2, op. 2. Largo Appassionato». «Гранатовый браслет» — прекрасная повесть, посвященная теме любви. На мой взгляд, это произведение затрагивает самые глубокие струнки в душе каждого читателя. А глубокая символичность повести помогает нам лучше и полнее понять позицию автора.
Молитва о любви (по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)
Урок литературы учителя русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 города Славянск-на-Кубани Краснодарского края Белик Л.И.
Тема: молитва о любви (по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»).
Цель: анализ повети в единстве идейно-эстетического содержания.
1.Обмен первоначальными впечатлениями о прочитанной повести:
Значение подарков в рассказе гранатовый браслет. Значение символов в рассказе «гранатовый браслет»
и обострение душевных переживаний героев передаются и через представление некоторых символических образов.
Только генерал Аносов, символизирующий философскую мудрость жизни, способен увидеть в этой истории неповторимость и уникальность любви: «. может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Произошли трагические события, прежде чем княгиня поняла смысл этой фразы.
Событие, разорвавшее жизнь княгини Веры пополам, заставившее ее по-новому переосмыслить произошедшее, заключалось в подарке, который Желтков завещает ей. Никто ничего не понял. А суть была проста: он подарил ей свою любовь, свою жизнь.
Пока Вера оценивает лишь внешние достоинства драгоценности, она не представляется ей достойной внимания: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных фанатов-кабошонов, каждый величиной с горошину». Густо-красные живые огни гранатов напомнили ей о человеческой крови.
А в письме четко и ясно написано: «. этот браслет принадлежал еще моей прабабке, его носила моя покойная матушка», т. е. явное завещание.
«Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу. Вашу записку, ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке, а потом забыли на стуле при выходе. »
в них бунтарские свойства, успокаивала и примиряла. Видимо, княгиня только теперь почувствовала невозможность жить по-прежнему. Звуки музыки Бетховена вылились в ее сознании в слова Желткова: «Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко».
Повторяющийся рефрен в его обращениях к княгине, имеющий религиозные истоки, может означать только одно: бедный телеграфист любил так, что ее образ в его сознании был обожествлен. Этот рефрен является, несомненно, молитвой, обращенной к любимому человеку. Что бы ни было: «Да святится имя твое!»
3)Подарок Анны, записная книжка
«в удивительном переплете: на старом, стершемся и посеревшем от времени синем бархате вился тускло золотой филигранный узор редкой сложности, тонкости и красоты. Книжка была прикреплена к тоненькой, как нитка, золотой цепочке, листки в середине были заменены таблетками из слоновой кости». В ней кощунственно заменены страницы, прежде заполненные божественными писаниями. Она сделана из древнего молитвенника.
4)Рыба «морской петух».
«Ее чешуя отливала золотом, плавники были ярко-красного цвета, а от громадной хищной морды шли в стороны два нежно-голубых складчатых, как веер, длинных крыла. Морской петух был еще жив и усиленно работал жабрами». Как символ чего-то уходящего, безвозвратно утерянного; возможно, смерти, как человека, так и его внутреннего мира или его отношений с другим человеком.
5)Генерал Аносов
настоящий, не фальшивый, как остальные гости, живой, нравственный, по-детски чистый, всеми обожаемый, романтичный человек. Верящий в любовь.
12)Соната Бетховена.
Вера просит подругу Женни сыграть что-нибудь, не сомневаясь, что сыграно будет «то самое место из второй сонаты, о которой просил. Желтков».
«И душа ее как будто раздвоилась. Она одновременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет».
Исследовательская работа на городскую Научно-практическую конференцию учащихся «Шаг в будущее» на тему: «Символика в повести «Гранатовый браслет»
Символический аспект в изучении повести «Гранатовый браслет»
Символический аспект в изучении повести «Гранатовый браслет»
Если воспринимать повесть Куприна на событийном, фабульном уровне, то всё описанное в произведении довольно незамысловато и заурядно: история несчастного молодого человека, безнадёжно влюблённого в замужнюю даму не его круга и не его социального положения, не нова, однако даже не самый опытный читатель чувствует, что в основе сюжета лежит некая тайна, выводящая произведение на более сложный, более глубокий уровень. Если же при анализе художественного текста учитывать не только предметно-событийное содержание, но и смысловые переходы на уровень знаков и символов, это даёт возможность постигать иные смыслы и духовный подтекст художественной мысли. Повесть «Гранатовый браслет», как все классические произведения, рассказывает не о частном, а о вечном, о непреходящих, надвременных ценностях, и задача учителя раскрыть это содержание, сделать его доступным для осмысления, научить школьников таким методам анализа, которые помогут им «раскодировать» текст.
Художественный мир, созданный словом, представляет собой многомерную модель, выстроенную на системе знаков и символов. Символ делает текст объёмным, он обладает свойством в лаконичной форме выражать суть, глубинный смысл переживаемых человеком и человечеством событий. За каждым конкретным символом тянется цепочка ассоциаций, универсальных и индивидуальных, позволяющих внимательному читателю интерпретировать произведение литературы, находить в нем новые смыслы в рамках устоявшейся знаковой системы русской культуры.
Обращение к символическому уровню повести «Гранатовый браслет» выводит читателя на новый уровень его восприятия.
Загадочный подарок, который главная героиня получает в день своих именин и на который автор обращает внимание уже в названии повести, является своеобразным кодом к пониманию текста.
Символизм этого подарка слишком очевиден, но почему не рассматривать в этом ключе все остальные детали и всех персонажей повести?
Прекрасные серьги «из грушевидных жемчужин», подаренные мужем, не вызывают у неё неприятных ассоциаций, даже веселят Веру, однако мы знаем, что в художественной литературе жемчуг является символом, предвестником тревоги, слёз. Будет нелишним провести параллель из других произведений литературы, уже знакомых школьникам. Например, «Слово о полку Игореве». Трагические известия о беде, случившейся с Игорем, Святославу приносит вещий сон, в котором князя осыпают крупным белым жемчугом. А в рассказе «Жемчужное ожерелье» богатый подарок отца пугает и его дочь, и гостей и воспринимается всеми как предвестник несчастий, слёз.
Сестра дарит Вере старинный молитвенник, переделанный в записную книжку. Он под стать самой Вере: изысканный, в переплёте удивительной тонкости и красоты, но лишенный духовного содержания. Молитвенник для Веры пуст. Символика звучит в каждом слове.
В самих сестрах словно отражается весь мир – строгий, респектабельный запад и чувственный, иррациональный восток. «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Младшая — Анна, — наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца. Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры».
Это устоявшийся, разумно обустроенный, благополучный и благонадёжный мир с давно и прочно сложившимися традициями, не знающий любви и не подозревающий о своём незнании: «Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза. Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».
У Веры с мужем сложились ровные и надёжные отношения партнёрства, товарищества. Своё благополучие она принимает за любовь. Анне отсутствие настоящей любви заменяет восторженная жизнерадостность и чувство обожания, которое она вызывает у мужчин. Романтические чувства в обществе, собравшемся на именины Веры, воспринимаются как повод для шутки, и гости с удовольствием слушают истории князя Василия Львовича, в которых правда мешается с вымыслом и герои в порыве чувств совершают безумные поступки, не свойственные им в реальной жизни. Не менее нелепым и смешным представляется «бедный телеграфист», влюблённый в Веру на расстоянии. Выходит, чувства в этом представительном, почтенном обществе – предмет осмеяния, поскольку нарушают мерный, спокойный ход жизни.
И только один человек, по-отечески относящийся к Вере и Анне русский генерал Аносов, хранит предание о любви. В этом образе символически воплощена мысль о миссии русского народа сохранить и передать миру знание об истинной любви.
Единственный герой повести, испытывающий это ставшее уже полумифическим чувство, тайный поклонник Веры, которого до времени никто не видел и не знал его имени. Если не учитывать символику этого образа и рассматривать его только на событийном, фактическом уровне, история Желткова мало чем отличается от двух нелепых и жалких романтических историй, рассказанных Вере старым генералом. В рассказах этих влюблённые юноши гибли в рабской привязанности к даме сердца, глупо, неблагородно, бессмысленно. Любовь «телеграфиста» и трагический её финал при всей красивости и возвышенности, на поверхностный взгляд, такие же, однако в них читатель угадывает некую тайну, способную объяснить и оправдать всё.
В своём последнем письме к Вере Николаевне Желтков говорит о любви как о громадном счастье, которое Богу было угодно послать ему, как о награде. После прочтения Вера пришла к мужу с покрасневшими от слез глазами. Слезами оживает, оттаивает сердце холодной, гордой женщины. По пушкинской формуле начинает воскресать, преображаться её душа: «и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Одну большую красную розу приносит Вера покойному Желткову, и в этом подарке, который она кладёт почему-то под шею умершему, звучат те же мотивы любви и страдания, что и в кроваво-красном гранате. Не любви к нему, Желткову, но любви как новому для Веры состоянию, самой способности любить.
В финале повести притча о любви переходит в молитву, её усиливает символика звуков: «В уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Музыка Бетховена оживляет слова молитвы, дарит утешение, пророчит рождение Любви и Преображение Любовью.