в каких храмах будет благодатный огонь
Названы 15 храмов Москвы, где можно будет получить Благодатный огонь
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Определены 15 храмов Москвы, в которых можно будет получить Благодатный огонь, который 1 мая в Москву из Иерусалима доставит фонд Андрея Первозванного.
«По рекомендации Роспотребнадзора в этом году не состоится массовая встреча Благодатного огня в аэропорту “Внуково”», – сказано в сообщении пресс-службы фонда, передает агентство «Интерфакс-религия».
Тем не менее, желающие смогут получить Благодатный огонь в тех храмах, которые вошли в список (1-2 храма на викариатство).
Получить святыню можно будет 1 мая, примерно после 20:30, а также в последующие после Пасхи дни.
Для получения Благодатного огня необходимо будет принести собственную лампаду и соблюдать все меры предосторожности от Роспотребнадзора.
Список храмов, в которые будет доставлен Благодатный огонь:
– Богоявленский кафедральный собор в Елохове,
– храм Знамения Пресвятой Богородицы в Зарядье,
– храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках,
– храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе,
– храм Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове,
– храм Всех святых на Соколе,
– храм Всемилостивого Спаса в Митине,
– храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгине,
– храм Преображения Господня на Преображенской площади,
– храм Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках,
– храм Георгия Победоносца на Поклонной горе,
– храм святителя Иова на Можайском шоссе,
– храм Живоначальной Троицы в Карачарове,
– храм иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще,
– храм святителя Тихона в Новой Москве.
Первые письменные свидетельства очевидцев о появлении Благодатного огня или Святого Света, как его еще называют, относятся к IX веку. Чудо его схождения происходит каждый год в Великую Субботу, накануне православной Пасхи. Ежегодно до 15 тысяч христиан приезжают в Иерусалим, чтобы стать свидетелями этого события.
Благодатный огонь в Москве можно будет получить в 15 храмах
Фото: портал мэра и правительства Москвы
Благодатный огонь в Москве будут раздавать в 15 храмах. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Фонда Андрея Первозванного.
В храмах 1 мая примерно после 20:30 желающие смогут возжечь свои лампады от Благодатного огня из Иерусалима.
«В последующие дни в этих храмах также будет возможно получить Благодатный огонь», – говорится в сообщении.
Известно, что зажечь собственную лампаду можно в таких храмах, как Богоявленский кафедральный собор в Елохове, храм Знамения Пресвятой Богородицы в Зарядье, храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках, Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове, Всех Святых на Соколе, а также Новомучеников и исповедников Российских в Строгине.
Кроме того, горожане смогут это сделать в храме Преображения Господня, находящемся на Преображенской площади, Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках, а также Георгия Победоносца на Поклонной горе.
Помимо этого, огонь будут раздавать в храмах святителя Иова на Можайском шоссе, Живоначальной Троицы в Карачарове, иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще, а также храме святителя Тихона в Московском.
Ранее сообщалось, что благодатный огонь из Иерусалима привезут в Москву 1 мая к патриаршему пасхальному ночному богослужению.
В Россию Благодатный огонь из Храма Воскресения Христова в Иерусалиме доставят 1 мая. В Фонде Андрея Первозванного уточнили, что его можно будет получить уже в 15 храмах Москвы после 20:30 (мкс) субботы. Царьград публикует полный список храмов.
В эту субботу в канун Светлой Пасхи 1 мая по уже сложившейся традиции и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Россию из Храма Воскресения Христова в Иерусалиме Фонд Андрея Первозванного привезёт Благодатный огонь.
В Фонде уточнили, что получить Благодатный огонь любой верующий может в субботу после 20:30 в 15 храмах Москвы.
Председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин ранее отметил, что в этом году, так же как и в прошлом, из-за пандемии получение и доставка Благодатного огня будет «в условиях серьёзных ограничений, связанных с распространением коронавируса».
Полный список московских храмов, где можно получить Благодатный огонь, есть в распоряжении «Первого русского».
— Богоявленский кафедральный собор в Елохове;
— храм Знамения Пресвятой Богородицы в Зарядье;
— храм Живоначальной Троицы в Старых Черёмушках;
— храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе;
— храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисове;
— храм Всех Святых на Соколе;
— храм Всемилостивого Спаса (Патриаршее подворье) в Митине;
— храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгине;
— храм Преображения Господня на Преображенской площади;
— храм Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках;
— храм Георгия Победоносца на Поклонной горе;
— храм Святителя Иова Патриарха Московского и всея Руси на Можайском шоссе (Патриаршее подворье);
— храм Живоначальной Троицы в Карачарове;
— храм Иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще;
— храм Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского в Московском.
Опубликован список храмов Москвы, где будут раздавать Благодатный огонь
В прошлом году из-за пандемии коронавируса святыню доставили на Пасху только в храм Христа Спасителя. А в этом году верующие смогут зажечь собственную лампаду в 15 храмах и церквях.
Фото © ТАСС / Шарифулин Валерий
Благодатный огонь можно будет получить в 15 храмах Москвы вечером в субботу, 1 мая. Об этом сообщила во вторник пресс-служба Фонда Андрея Первозванного.
«Время для духовного подвига»: Священник рассказал, как стоит провести Страстную неделю
«Ориентировочно после 20:30 все желающие смогут возжечь свои лампады от Благодатного огня из Иерусалима. В последующие дни в этих храмах также будет возможно получить Благодатный огонь», — говорится в сообщении.
Храмы, в которых можно будет зажечь собственную лампаду:
— Богоявленский кафедральный собор в Елохове;
— храм Знамения Пресвятой Богородицы в Зарядье;
— храм Живоначальной Троицы в Старых Черёмушках;
— храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе;
— храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисове;
— храм Всех Святых на Соколе;
— храм Всемилостивого Спаса (патриаршее подворье) в Митине;
— храм новомучеников и исповедников российских в Строгине;
— храм Преображения Господня на Преображенской площади;
— храм Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках;
— храм Георгия Победоносца на Поклонной горе;
— храм в честь святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси на Можайском шоссе (патриаршее подворье);
— храм Живоначальной Троицы в Карачарове;
— храм иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще;
— храм святителя Тихона, Патриарха Всероссийского в Московском.
Малоизвестные факты о Благодатном огне у Гроба Господня
Одним из немногих чудес Православной Церкви, являемых ежегодно в известное время и в известном месте, является Благодатный огонь. По количеству очевидцев (до 20 тыс. человек ежегодно) и исторический длительности (как минимум с IV в. по Р.Х.) это событие не имеет аналогов не только в нашей Церкви, но и во всём мире.
Многие знают, что во время схождения происходит самовозгорание свечей как у Патриарха в Кувуклии, так и у простых паломников; широко известно и многократно зафиксировано, что само схождение сопровождается молниеподобными всполохами, а пламя Благодатного огня в течение нескольких минут не обжигает.
Однако за почти двухтысячелетнюю историю упоминаемое явление сопровождалось или предварялось большим количеством иных чудесных событий, которые зачастую оказывали сильное влияние на христианскую общину, а порой и на действия церковных иерархов, представителей власти. Некоторые из таких событий случались единожды, другие повторяются иногда, а иные происходят часто. Хотелось бы рассказать о чудесных событиях подобного рода, неизвестных широкому кругу читателей.
Светящийся шар
Молнии при схождении Благодатного огня. Кадр видеосъемки НТВ в 2003 году |
Среди наиболее часто упоминаемых, но малоизвестных событий – появление в храме светящихся шаров.
Интересный случай был засвидетельствован и снят на камеру греческим паломником в 1994 году. Вскоре после схождения Благодатного огня справа от входа в Кувуклию, в нескольких метрах от неё, появился ярко светящийся шар диаметром около 50 сантиметров в форме чётко очерченной сферы. Он начал быстро (со скоростью около 3,5 метра в секунду) двигаться через плотную толпу приблизительно на уровне плеч людей. При этом, по словам свидетеля, люди не ощущали его, а сам шар не дробился и не размывался. Пройдя около 10-15 метров, он зажёг в конце пути, по словам свидетеля, свечу у пожилого мужчины, находившегося между колоннами на пути к алтарю Марии Магдалины. Другому свидетелю удалось заснять шары небольшого размера голубоватого цвета, витающие в воздухе.
Чаще всего подобные явления происходят около Кувуклии и над ней. Православный исследователь Владимир Губанов приводит такие свидетельства: «Сёстры рассказывают, что благодать ещё проявляется после первого схождения, после Огня. “Я вижу, сверкает опять над Кувуклией, вокруг Кувуклии молнии такими зигзагами, то там сверкнёт, то на самом куполе Кувуклии. Вдруг появился шар (как шаровая молния). В какой-то момент он вдруг распался, сверкнув зигзагом. Тут же мы все вскочили: благодать! Какое чудо. ” “Мы стоим все в ожидании. Вдруг засвистали все, смотрю, прямо на образ Воскресшего голубой шар сошёл. И выходит Патриарх, уже получил Благодатный огонь”».
В.Губанов отмечает также, что от подобных светящихся шаров зажигаются свечи и лампады. Например, на Пасху 1997 года происходило следующее: «Другая женщина, Нина, была в это время на Голгофе и смотрела вниз на алтарь. Она видела, как на свечи греческому священнику сошли три огненных шарика, размером с апельсин. Шарики крутились и как бы играли друг с другом. Затем свечи у священника загорелись». О том же рассказывают писатель Александр Сегень и другие свидетели. «В сей миг весь храм наполнился радостным и восторженным криком, зарницы продолжались, но уже родилось лиловое зарево – его вынес из Кувуклии Патриарх Ириней, его уже разносили во все стороны, и оно уже само отскакивало во все стороны, подобно ёлочным шарикам, и у многих сами зажигались пучки свечей, как сами зажглись лампады над входом в Кувуклию. Один шарик взлетел вверх и зажёг свечи у монахов, разместившихся на втором ярусе ротонды». «У одной седой пожилой женщины из нашей группы при схождении Огня свечи сами возжглись в руке. Она видела схождение Огня не как другие, а в виде огненных шаров, нисходящих на Кувуклию. Когда от этих шаров загорелись её свечи, она трижды тушила их, но те снова возжигались».
Эти светлые шары встречаются и в других местах храма. Вот как это описывает журналист Николай Кокухин:
«– В прошлом году я была на Голгофе, – говорит моя собеседница, – и видела, как по стене катился Благодатный огонь.
– Что значит «катился»?
– Ну, такой светлый огненный шар медленно сползал по стене, и не было сил оторвать от него глаз».
Звуковые явления
Изредка встречаются упоминания о звуковых явлениях, предваряющих схождение Благодатного огня, при этом они встречаются как в исторических, так и в современных свидетельствах. Свидетели в большинстве случаев специально отмечают, что гром появляется при ясной погоде.
В «Житии и хождении в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары (1634-1637)» рассказывается: «А митрополит у той часовни у дверей и зрит на Деисус, прямо к востоку, и вверх на небо смотрит, где проломана маковица, и хвалу Богу воздающе со умилением и со слезами, ожидая милости Божией; а молился 2 часа. И как пробило 11 часов, и над маковицею тоя великия церкви с небес возгреме гром трикраты, и греки и арапы начата велегласно глаголати: агиос, агиос, агиос, а по нашему есть: свят, свят, свят Господь Саваоф, и они начата креститися. »
Упоминание о громе есть и в свидетельстве о событиях XVI века в «Сказании о странствии пострижника Святыя Горы Афонския инока Парфения»: «. День был чистый и красный. Патриарх сидел к правой стране. Вдруг ударил гром, и на левой стране средняя колонна мраморная треснула, и из трещины вышел Огнь пламенем».
Случается подобное и в наше время. Настоятель Спасо-Преображенской церкви села Бронница и духовник Новгородской епархии архимандрит Иларион пишет: «Вместе со священнослужителями из России (в количестве 16 человек) я находился всю оставшуюся часть ночи. в алтаре храма Воскресения Христова. И вот утром Великой субботы, в 9 часов по местному времени, начали появляться первые признаки Божественной силы: послышались первые раскаты грома, между тем как на улице было ясно и солнечно. Продолжались они в течение трёх часов (до двенадцати)».
Восстанавливающиеся предметы
Реже встречаются свидетельства о самовосстановлении предметов, опалённых Огнём. Так, духовник Новгородской епархии архимандрит Иларион рассказывает: «Со мной произошёл такой случай: загорелся клобук. Думаю: вот-те на – совсем сгорел. “Валентина, – говорю послушнице своей, – смотри скорей сюда: что тут у меня на голове сделалось?” “А ничего, отец, – отвечает, – клобук ваш цел, ни одной на нём дырочки нет”. А матушки горненские потом благодушно успокоили: “С нами такое часто бывает”».
Подобные случаи имели место и у других паломников. В.Губанов приводит свидетельство: «Храм мгновенно наполнился Огнём. Я зажгла два пучка свечей. Первое время огонь Благодатный не опаляет – одна гречанка потушила мне эти пучки просто рукой. Столько Огня и никогда никакого пожара. На мне тушили апостольник, но не осталось и следа».
Мироточения в канун схождения Благодатного огня
Православное духовенство зачастую указывает на истечение слёз, крови или мира из икон как на знамение предстоящих испытаний. Крово- и мироточения не единожды происходили перед схождением Благодатного огня.
Впервые это было зафиксировано в 1572 году, когда по фреске «Возложение тернового венца» потекли капли жидкости, похожей на кровь. Копия свидетельства одного из паломников-французов, первыми увидевших происшедшее, и поныне хранится в архиве Центральной парижской библиотеки.
В середине XIX века фреска была заменена иконой с тем же сюжетом. В 1939 году, накануне Пасхи, в ночь с Великой пятницы на Великую субботу, она вновь замироточила. «Миро, стекая по алому плащу Христа, попадало на руки Спасителя – и на них появлялись кровоточащие раны. Это продолжалось недолго: на Пасху икона приняла прежний вид. Патриарх Иерусалимский написал Папе Римскому о том, что на Пасху было знамение».
В 2001 году икона замироточила вновь. Вот что об это рассказывают свидетели. «В прошлом году храм Гроба Господня в ночь с Великой пятницы на Великую субботу был наполнен до отказа, – рассказывает руководитель Русской духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Феофан. – Присутствовали практически все монахи Свято-гробского братства – в Иерусалиме их 50 человек – и тысячи туристов со всего мира. Только из России было более сотни паломников. В храме был и сам Патриарх Иерусалимский Ириней. » По свидетельству иеромонаха Феофана, первым увидел знамение Патриарх. «Ириней давал благословение паломникам, стоя боком к “Возложению тернового венца”. Потом ему протянули свечу. Он повернулся лицом к иконе, поднял глаза – и ахнул! Тысячи паломников, как по команде, повернули головы туда же, куда смотрел Ириней. По храму прошёл стон. На ногах Спасителя появились кроваво-красные пятна. Миро появилось вначале на плаще Христа, а оттуда стекало алой струйкой на ноги. Мироточение продолжалось ровно день. Как и в предыдущие два раза, перед самой Пасхой оно прекратилось, причём на иконе не осталось никаких следов».
А вот свидетельство о том же паломника из США Марио Пейчева (Mario Peichev): «Мы, маленькая паломническая группа из Русской Зарубежной Церкви, были в храме Господнем в ожидании схождения Благодатного огня, читали акафисты и старались подготовиться к этому великому чуду. Приблизительно в 23 часа наступило большое оживление. Румыны и греки, которые сидели рядом, начали разговаривать очень эмоционально о какой-то иконе. Сидящая рядом со мной гречанка объяснила по-английски, что икона Господа нашего Иисуса Христа начала мироточить. Я пошёл к камню бичевания и увидел множество людей – монахов, паломников, которые стояли перед иконой Господа с благоговением и со страхом Божиим. Из голени Господа истекало миро, которое стекало на надпись под самой иконой. Я сделал фотографию (приводим её, а также другой снимок, сделанный Пейчевым накануне Пасхи в монастыре св. Герасима Иорданского. – Ред.). Внизу, на ногах Спасителя, а также под ними, на буквах греческого текста, видны многочисленные потёки мира».
Марио Пейчев: «По милости Божией мы засняли в монастыре Св.Герасима Иорданского, как в канун Великой субботы 2001 года на лике Богородицы на иконе «Бегство в Египет» появилась слеза. » |
Тот же Марио Пейчев сообщал: «Паломники из Самары сподобились увидеть в храме Воскресения Христова на месте бичевания Спасителя на иконе Иисуса Христа ниже колен тёмные пятна, которые всё увеличивались в размерах на глазах у изумлённых верующих. Когда к этим пятнам приложили марлю, то оказалось, что на иконе выступило святое миро, такое же, каким, по мнению священника Илии (Куликова), совершается Таинство миропомазания в православных храмах».
Самарская паломница также свидетельствовала: «А в прошлом году, когда мы были в Иерусалиме, в ночь на схождение Благодатного огня – с Великой пятницы на Великую субботу – закровоточила икона “Христос в узах”. Вообще в Гробе Господнем не помнят таких случаев, как мироточение или кровоточение икон. И вдруг в прошлом году произошло это чудо. Мы все ходили, смотрели, я сама видела, как по иконе стекала кровь. Монахи были в ужасе, они говорили, что это грозный предвестник, что-то случится. И вы видите – какой год был трудный для Израиля, для Святой Земли. В монастыре Герасима Иорданского не просто мироточили иконы, там по стенам текло миро. Мы сняли это на плёнку. Монахи не могли припомнить чего-либо подобного и говорили, что ждут самых тревожных событий. »
Как свидетельствует история, все три случая мироточения сопровождались крупными историческими событиями, в результате которых гибло значительное количество людей. В 1572 году, через пять месяцев после мироточения, произошла печально известная Варфоломеевская ночь, когда были вырезаны тысячи гугенотов. Также через пять месяцев после мироточения 1939 года началась Вторая мировая война, унёсшая жизни десятков миллионов людей. Наконец, все мы были свидетелями чудовищного теракта, произведённого исламскими террористами через пять месяцев после Пасхи – 11 сентября 2001 г. – и унёсшего жизни множества людей.
В заключение хотелось бы отметить, что в настоящем обзоре отмечены не все редкие и необычные события, зафиксированные свидетелями. Некоторые из описаний необычных феноменов встречались единожды и нуждаются в дальнейшем изучении и подтверждении.