в каком году выходят на пенсию мужчины 1961 года рождения в беларуси
Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин и женщин
Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе
Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.
Год | Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет | Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет |
2017 | 55,5 | 60,5 |
2018 | 56 | 61 |
2019 | 56,5 | 61,5 |
2020 | 57 | 62 |
2021 | 57,5 | 62,5 |
2022 | 58 | 63 |
Пенсионный возраст в Беларуси в 2019 году составляет 61,5 года у сильной половины, 56,5 — у слабой.
К 2022 году пенсионный возраст для мужчин и женщин Белоруссии увеличится до 63 и 58 лет соответственно. Отдельные возрастные ограничения устанавливаются для тех, кто не отработал минимальный стаж, они смогут получить социальную пенсию в 65 лет — мужчины и в 60 лет — женщины.
МВФ о пенсионной системе Белоруссии
Представители Международного валютного фонда (МВФ) высказали свое мнение по поводу возраста выхода на пенсию в Беларуси. Специалисты считают, что правительству не нужно останавливаться в 2022 году на проведенных изменениях, оптимальный пенсионный возраст для страны — 65 лет для всех граждан.
В дополнении к повышению возраста выхода на пенсию в РБ предлагаются следующие меры:
МВФ имеет право диктовать свои требования, поскольку является основным кредитором Белоруссии. Условием выдачи займов является возможность влиять на внутреннюю политику государства.
Основными аргументами экспертов за реформирование является большое количество людей пенсионного возраста и недостаток трудоспособного населения. Критичным для экономики и пенсионного фонда является соотношение пенсионеров и работающих, это 1 к 1,5.
МВФ рекомендует рассмотреть руководству страны варианты снижения расходов бюджета на социальное обеспечение, которые составляют 35%.
Льготные категории
Увеличение возраста выхода на пенсию в Беларуси затронуло и льготные категории населения, к которым относятся:
Для них установлен пониженный страховой стаж — 5 лет. Для работников с вредными условиями труда — 12,5 лет, тогда их выход на пенсию в Белоруссии состоится в 58 лет, такой же пенсионный возраст установлен и для государственных служащих. Учителя должны отработать минимум 25 лет, чтобы рассчитывать на льготную категорию.
Трудовой стаж и социальная пенсия
Пенсионная реформа предполагает не только увеличение пенсионного возраста в Беларуси, но и изменение требований к минимальному стажу. В законе заложена программа его роста с 15 до 20 лет к 2025 году каждый год на полгода.
Речь идет о страховом стаже, в который включаются следующие периоды жизни гражданина:
Учеба в высших учебных заведениях в расчетный стаж не включается. Установлен порог, после которого стаж перестает учитываться для расчета пенсии — 45 лет у мужчин, 40 у женщин.
Тем граждан, кто не успел отработать нужный стаж, положена выплата по старости — 25% от установленного прожиточного минимума.
Размер пенсионных выплат в Беларуси
Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:
Вид пенсии | Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб. |
Социальная пенсия по старости | 25 от прожиточного минимума |
По инвалидности I, II группы | 100 |
По инвалидности III группы | 50 |
Матерям-героиням | 100 |
По потере кормильца | 100 |
Детям-сиротам | 200 |
По выслуге лет | 100 |
Для некоторых категорий устанавливаются доплаты. Периодически проводится перерасчет, если выросла средняя зарплата в стране или изменился уровень прожиточного минимума. В зависимости от инфляции, как в России, выплаты не индексируются.
Размер пенсии рассчитывается на основе зарплаты за последние 24 года, но не больше среднего значения, увеличенного в 4 раза. Средний размер пенсионных выплат составляет 438 белорусских рублей, это 13 724 российских рубля.
Таким образом, пенсионная сфера Белоруссии так же, как и российская, проходит этап реформирования. Главная причина этого — увеличение числа пенсионеров и снижение количества работающих граждан, что негативно сказывается на состоянии бюджета и социально-экономическом развитии страны. В РБ ситуация осложняется тем, что правительство вынуждено выполнять требования МВФ из-за задолженности перед ним. Международные эксперты дают понять, что действующего увеличения пенсионного возраста недостаточно, потребуются дальнейшие изменения.
Как правильно определить пенсионный возраст
общеустановленный пенсионный возраст (статья 11 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет;
возраст, дающий право на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет, назначаемую до достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с законодательными актами, на пенсию за выслугу лет по Закону Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь», а также на ежемесячное денежное содержание по Указу Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих», повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Продолжительность страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии по возрасту или назначения пенсии за выслугу лет зависит от года выхода на пенсию, Так, гражданину который планирует обращение за пенсией по возрасту в 2017 году, для возникновения права на эту пенсию потребуется документально подтвердить не менее 16 лет страхового стажа.
Таблица 1 для расчета даты выхода на пенсию при достижении общеустановленного пенсионного возраста согласно Указу.
право на пенсию возникает
страховой стаж, требуемый для назначения пенсии
за сколько лет работы перед назначением пенсии исчисляется заработок
Пенсионный возраст в Беларуси
Пенсионный возраст – это количество лет, прожив которое, гражданин имеет право на получение пенсии по возрасту (по старости).
Плательщиками пенсии по возрасту являются пенсионные фонды, чаще государственные или контролируемые государством. Как правило, в трудоспособном возрасте гражданин делает отчисления в такого рода фонды. В некоторых странах есть возможность выбирать пенсионную систему, размер взносов в нее и другие условия, в некоторых существует одна, государственная система, порядок и размер платежей в нее определяется законодательно. Последнее в полной мере относится к Республике Беларусь.
Впервые пенсии по возрасту и, соответственно, понятие пенсионного возраста появилось в Германии в 80-х годах 19 века. Тогда он равнялся 70-ти годам. Ввиду того, что в тот период средняя продолжительность жизни была значительно меньше 70 лет, выплата пенсий не была слишком обременительной для государственного бюджета, но само существование такого закона создавало у населения чувство защищенности и доверия к государству.
С течением времени выплачивать пенсии по возрасту стали в других европейских странах, США, СССР. В настоящий момент на получение пенсии по старости могут претендовать граждане большинства государств мира.
Первоначальной и главной целью назначения пенсии по старости являлось обеспечение средств к существованию лицам, которые потеряли трудоспособность в силу преклонного возраста.
Следует, однако, заметить, что планка пенсионного возраста нигде не определяется индивидуально исходя из работоспособности конкретного человека.
С течением времени появилась иная трактовка пенсии по возрасту, связанная более с понятием заслуженного отдыха: при условии занятия общественно полезным трудом, выплаты взносов в пенсионные фонды, у человека, по достижении определенного возраста, появляется право получать из этих фондов пенсионные выплаты.
В настоящий момент применяются обе концепции. На практике это приводит к тому, что право на пенсию по возрасту имеет право любой гражданин, даже не занимавшийся никой полезной деятельностью, но у трудившихся и делавших пенсионные отчисления – размер пенсий существенно выше.
Пенсионный возраст в большинстве стран составляет 60-65 лет. Как правило, он назначался одновременно с появлением пенсий по возрасту и в целом был близок к возрасту реальной потери трудоспособности на момент формирования пенсионной системы. Затем пенсионный возраст мог снижаться под давлением профсоюзов, социалистических и правозащитных движений.
Со временем, параллельно с увеличением продолжительности жизни и улучшением здоровья населения, в экономически и социально благополучных странах сложилось положение, при котором большинство выходящих на пенсию находилось во вполне трудоспособном состоянии и по здоровью и по профессиональным навыкам. Вкупе со снижением рождаемости в этих же государствах такое положение приводило к заметным социально-экономическим перекосам. Независимо от принципов пенсионной системы, материальное обеспечение пенсионеров ложится на плечи работающих групп населения, однако их численность падала, а количество пенсионеров росло.
Понимание этого факта положило начало дискуссиям о повышении пенсионного возраста.
Их суть можно свети к противоречию между желанием социального благополучия и социальной же ответственностью.
В настоящий момент назрела необходимость экономически уравновесить соотношение трудящегося населения и пенсионеров. В противном случае обществу придется повышать пенсионные взносы для работающих и снижать средний размер пенсий, что может оказаться неприемлемым для обеих сторон.
В перспективе уже определилась тенденция приведения пенсионного возраста к некоторому приемлемому равновесию между реальным возрастом потери трудоспособности и возрастом выхода на пенсию. Также все чаще происходит отказ от более низкого пенсионного порога для женщин, которые по продолжительности жизни возрасту потери трудоспособности обычно превосходят мужчин.
Таково общее положение дел в большинстве экономически и промышленно развитых стран.
Для большей информативности приведем таблицу с данными о возрасте выхода на пенсию по данным 2008-2017 годов.
Стоит добавить, что в Китае всеобщая пенсионная система отсутствует по сей день, пенсии получает ограниченное число лиц. Обеспечение пожилых людей является обязанностью их детей, других родственников или общины.
Многие государства планируют повышение пенсионного возраста в ближайшей перспективе, так:
Республика Беларусь получила в наследство от Советского Союза систему пенсионного обеспечения и, в частности, пенсионный возраст в 60-55 лет, для мужчин и женщин соответственно. Однако, с 2017 года в Беларуси проведена пенсионная реформа, которая предусматривает повышение пенсионного возраста..
В СССР пенсионное обеспечение по старости появилось еще в 1932 году. Тогда же был определен пенсионный возраст в 60 лет для мужчин и 55 – для женщин. Стоит помнить, что средний срок жизни в этот период составлял примерно 45 лет, таким образом, выплата пенсий не была обузой для государства.
Сегодня средняя продолжительность жизни в Беларуси составляет 70,2 года (64,3 – для мужчин; 76,1 – для женщин). Это явно недотягивает до 78-81 в благополучных странах Европы, но и производительность труда у нас заметно ниже.
Старение населения стало реальностью для Республики.
По данным переписи населения 2009 года соотношение граждан назвавших основным источником дохода работу ровно вдвое превышало число живущих на пенсию. Данные о соотношении числа работающих и пенсионеров отличаются в разных источниках, однако все сходятся во мнении, что число трудящихся явно недостаточно для обеспечения растущего числа пенсионеров. Для сохранения устойчивости экономики на каждого пенсионера должно приходиться, как минимум четверо работников.
Несмотря на не слишком хорошее состояние здоровья лиц предпенсионного возраста в Беларуси, некоторый «запас здоровья» все-таки есть. Так примерно четверть получателей пенсии по возрасту продолжают работать еще некоторое время, вероятно еще столько же желало бы остаться на рабочих местах при возможности. Однако, идея повышения пенсионного порога популярностью не пользуется, особенно нервно на подобные планы воспринимают ожидающие пенсии в ближайшие годы.
Возможно, по этой причине в Республике Беларусь повышение пенсионного возраста не планировалось. Об это прямо говорил Президент, заявляли другие официальные лица.
С другой стороны, выхода из сложившегося демографического тупика не обещают самые оптимистичные прогнозы. Даже в случае резкого увеличения рождаемости, положительного экономического эффекта придется ждать не меньше 20-30 лет. Резкого повышения производительности также не происходит. А население продолжает стареть …
Однако, на основании указа от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 2017 по 2022 годы будет приводиться в действие пенсионная реформа. Каждый год с 1 января 2017 года минимальный возраст для оформления трудовой пенсии будет увеличиваться на 6 месяцев и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года – для мужского. В соответствии с указом от 31 декабря 2015 ежегодно на те же шесть месяцев будет возрастать минимальный страховой стаж, необходимый для оформления пенсии по возрасту (на 2021 год он составляет 18 лет, а к 2025 достигнет отметки 20).
Пенсионный возраст в Беларуси
Пенсионным возрастом называется количество прожитых человеком лет, после которых он вправе прекратить трудовую деятельность и получать денежное содержание от государства — пенсию.
В 1932 году в СССР законодательно установили пенсионный возраст 60 и 55 лет (соответственно мужской и женский). Это положение действовало и в Беларуси вплоть до 2016 г., причем данные показатели в течение нескольких десятилетий были одними из самых низких на планете.
Увеличение длительности жизни, а также естественный прирост пенсионного населения по сравнению с количеством лиц трудоспособного возраста привели к резкому росту расходов Пенсионного фонда. Необходимость поднятия пенсионной возрастной планки стала очевидной, и в 2016 г. белорусским президентом был издан указ, направленный на совершенствование системы государственного пенсионного обеспечения.
Когда можно выйти на пенсию
С 2017 г. до 31.12.2022 г. в РБ ежегодно пенсионный возраст возрастает на полгода.
Следовательно, с 2020 года на пенсию выходят женщины от 57 лет, и мужчины от 62 лет. Через год пенсионеркой можно будет стать по достижении 57,5 лет, а пенсионером — 62,5 лет. Завершится реформа 31 декабря 2022 года, когда женщины смогут получать пенсию с 58 лет, а мужчины — с 63 лет.
Дата рождения | Пенсионный возраст (лет) | Период выхода на пенсию | ||
мужчины | женщины | мужчины | женщины | |
01.01-30.06.1957 | 01.01-30.06.1962 | 60,5 | 55,5 | 01.07-31.12.2017 |
01.07-31.12.1957 | 01.07-31.12.1962 | 61 | 56 | 01.07-31.12.2018 |
01.01-30.06.1958 | 01.01-30.06.1963 | 61,5 | 56,5 | 01.07-31.12.2019 |
01.07-31.12.1958 | 01.07-31.12.1963 | 62 | 57 | 01.07-31.12.2020 |
01.01-30.06.1959 | 01.01-30.06.1964 | 62,5 | 57,5 | 01.07-31.12.2021 |
01.07-31.12.1959 и младше | 01.07-31.12.1964 и младше | 63 | 58 | 01.07-31.12.2022 |
Специалисты допускают, что власти могут в дальнейшем вновь поднять пенсионный возраст. Причем в первую очередь это касается женского населения, поскольку все чаще выдвигаются предложения уравнять пенсионный возраст, сделав его единым для всех.
Пенсионная реформа в Беларуси ежегодно касается 100 тыс. человек. Из них примерно половина будет ожидать выхода на пенсию дополнительные 6 месяцев, а все остальные — год.
Кому положена трудовая пенсия
В Беларуси можно получать либо трудовую, либо социальную пенсию. Размер трудовой пенсии значительно выше социальной, для ее получения необходимо:
Страховой стаж — это срок, на протяжении которого человек платил взносы в Пенсионный фонд (соответствующими удержаниями из зарплаты занимается бухгалтерия предприятия-нанимателя). Также к нему может относиться время, на протяжении которого гражданин занимался видами деятельности, определенными законодательством.
Не стоит путать понятия трудового и страхового стажа. В первом случае речь идет о более широком понятии; от него может зависеть сумма трудовой пенсии, но только страховой стаж дает право на ее получение. Иначе говоря, если у вас достаточно трудового стажа, но не хватает страхового — будете получать только социальную пенсию. Она назначается позже трудовой: мужчинам с 65 лет, женщинам с 60 лет. Ее размер — 50% прожиточного минимума, сейчас это 123,39 руб.
Ниже перечислены виды деятельности, которые входят в трудовой стаж, но не включаются в страховой:
До 2013 года в Беларуси действовал сравнительно небольшой период страхового стажа —5 лет. Однако далее он увеличивался: с 2014 г. — до 10 лет, чрез год — до 15 лет. Сейчас страховой стаж составляет 17,5 лет, но к 2025 году после поэтапного и постепенного увеличения (на полгода ежегодно) он достигнет 20 лет.
Ситуация у соседей
В Японии, США, большинстве государств Европы люди обоих полов выходят на пенсию в одинаковом возрасте, который в разных странах находится в диапазоне 60-65 лет.
В России экономические власти проводят реформу, начавшуюся в 2019 году, она будет длиться до 2028 года. В результате пенсионный возраст поднимется до 65 и 60 лет (это касается соответственно мужского и женского населения). Именно такие показатели сегодня в Польше, где в 2017 г. пенсионный возраст резко снизили (до этого он был 67 лет для всех).
В государствах Прибалтики сейчас проводится пенсионная реформа, которая закончится в Эстонии и Литве в 2026 году, а в Латвии на один год раньше. Граждане этих стран станут выходить на пенсию в 65 лет.
Страна | Мужчины | Женщины |
---|---|---|
Германия | 65-67 | 65-67 |
Польша | 65-67 | 60-67 |
Финляндия | 62-68 | 62-68 |
Швеция | 61-67 | 61-67 |
Италия | 57-65 | 57-65 |
Норвегия | 67 | 67 |
Австрия | 65 | 60 |
Бельгия | 65 | 65 |
Великобритания | 65 | 65 |
Грузия | 65 | 60 |
Испания | 65 | 65 |
Канада | 65 | 65 |
Кипр | 65 | 65 |
Латвия | 65 | 65 |
Люксембург | 65 | 65 |
Нидерланды | 65 | 65 |
Португалия | 65 | 65 |
США | 65 | 65 |
Хорватия | 65 | 60 |
Швейцария | 65 | 64 |
Япония | 65 | 65 |
Македония | 64 | 62 |
Черногория | 64 | 59 |
Армения | 63 | 63 |
Болгария | 63 | 60 |
Казахстан | 63 | 58 |
Кыргызстан | 63 | 58 |
Словения | 63 | 61 |
Эстония | 63 | 61 |
Азербайджан | 63 | 58 |
Литва | 63 | 60 |
Венгрия | 62 | 62 |
Молдова | 62 | 57 |
Словакия | 62 | 55-59 |
Чехия | 61год 10месяцев | 56-60 |
Россия | 60 | 55 |
Китай | 60 | 50-55 |
Украина | 60 | 55 |
Франция | 60 | 60 |
Во всех государствах, проводящих пенсионные реформы, главными причинами нововведений называются стремительный рост числа стареющего населения по сравнению с количеством трудоспособных граждан. В экс-советских странах это, как правило, является прямым следствием демографического провала 1990-х годов, ставшего причиной снижения рождаемости.
При использовании материалов гиперссылка на creditportal.by обязательна. Если вы обнаружили ошибку на этой странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Алексей Гладкий
Профессионально занимаюсь писательской деятельностью. В настоящее время являюсь автором более 30 книг на экономические, прикладные и другие темы, большого количества статей в периодических изданиях, ряда help-проектов, финансовых порталов.
Таблица выхода на пенсию
Пенсионный возраст определяется числом прожитых лет, по истечении которых человек зарабатывает право на ежемесячное пенсионное вознаграждение и заслуженный отдых. До 2016 года белорусские женщины выходили на пенсию в 55 лет, а мужское население – в 60 лет. Эти нормы были утверждены во времена СССР и были в числе самых низких в мире.
Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?
Начиная с 11.04.2016 года, когда президент подписал указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», пенсия в Беларуси наступает на три года позже. Так, к 2023 году возраст пенсионера будет достигать 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Если обратиться к общемировой практике, то средний возраст для пенсионеров находится в пределах от 60 до 65 лет.
Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.
Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.
Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.
Таблица выхода на пенсию с 2017 года
Дата рождения | Пенсионный возраст, лет | Период выхода на пенсию | ||
---|---|---|---|---|
мужчины | женщины | мужчины | женщины | |
01.01-30.06.1957 | 01.01-30.06.1962 | 60,5 | 55,5 | 01.07-31.12.2017 |
01.07-31.12.1957 | 01.07-31.12.1962 | 61 | 56 | 01.07-31.12.2018 |
01.01-30.06.1958 | 01.01-30.06.1963 | 61,5 | 56,5 | 01.07-31.12.2019 |
01.07-31.12.1958 | 01.07-31.12.1963 | 62 | 57 | 01.07-31.12.2020 |
01.01-30.06.1959 | 01.01-30.06.1964 | 62,5 | 57,5 | 01.07-31.12.2021 |
01.07-31.12.1959 и младше | 01.07-31.12.1964 и младше | 63 | 58 | 01.07-31.12.2022 |
Ежегодно нововведение затрагивает интересы приблизительно 100 тысяч человек, при этом 50 тысяч из них ждут пенсии дополнительные 0.5 года, остальные 50 тысяч – целый год.
Кто не имеет права на трудовую пенсию?
Важно понимать, что это касается именно трудовой пенсии, право на которую имеют не все граждане. Чтобы ее получить, необходимо достигнуть пенсионного возраста и отработать минимальный страховой стаж (его продолжительность прописана в законе), т.е. выработать некий временной интервал, на протяжении которого из заработка человека делались отчисления в пенсионный фонд.
Этот показатель до 2013 года исчислялся пятью годами. С 2014 года он поднялся до 10 лет, а затем и до 15 лет. В настоящее время его уровень растет каждый год на 6 месяцев, так будет до той поры, пока минимальный страховой стаж не увеличиться до 20 лет.
Если человек не выработал минимальный страховой стаж, то он получает лишь социальную пенсию по достижению им пенсионного возраста. Выплачивается она после 60 лет женщинам и после 65 – мужчинам. Ее размер составляет 50% от прожиточного минимума.
Как обстоят дела с пенсией в других странах?
Во многих европейских странах, а также в США и Японии мужчины и женщины выходят на заслуженный отдых в одинаковом возрасте – от 60 до 65 лет.
В РФ женщины уходят на пенсию в 55, а мужчины – в 60 лет. Но правительство уже принимает меры, в которых предусмотрено увеличение пенсионного возраста до 60 и 65 лет соответственно (это произойдет в 2028 году).
Однако есть страны, где возраст пенсионеров снижается. Так, в Польше в 2017 году его понизили с 67 (для обеих полов) до 60 для женщин и 65 для мужчин.
Страны Балтии тоже проводят реформу, в рамках которой выход на заслуженный отдых женского и мужского населения планируется увеличить до 65 лет.
Везде, где проходит пенсионная реформа, называют одни и те же причины, а именно: рост стареющих граждан по отношению к количеству трудоспособного населения.