верны ли следующие суждения о праве на благоприятную окружающую среду
Тест по обществознанию Экологическое право для 11 класса
Тест по обществознанию Экологическое право для 11 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).
Задания с выбором ответа
1. Экологическое право — это
2. К способам защиты права на благоприятную окружающую среду не относится
1) сужение рамок уголовных наказаний за совершение экологических правонарушений
2) совершенствование экологического законодательства в целях исключения возможности неоднозначного толкования его правоприменителями
3) осуществление реальной борьбы с коррупционерами от экологии независимо от занимаемой должности
4) расширение системы природоохранных прокуратур в рамках единой системы органов Прокуратуры РФ
3. К экологическим правам человека и гражданина относится(-ятся)
1) право на благоприятную окружающую среду
2) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
3) право на возмещение ущерба, причинённого имуществу экологическим правонарушением
4) все перечисленные
4. Укажите, какое действие граждан по защите своего права на благоприятную окружающую среду не является правовым
1) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы
2) оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды
3) угрожать расправой гражданину, совершившему экологическое правонарушение
4) создавать общественные объединения, фонды, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды
5. Верны ли следующие суждения о праве на благоприятную окружающую среду?
А. Право на благоприятную окружающую среду является естественным правом человека.
Б. Реализация права на благоприятную окружающую среду связана с финансовыми, материальными, организационными и иными возможностями органов государственной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о способах охраны окружающей среды?
А. К способам охраны окружающей среды относится увеличение налогов с юридических и физических лиц при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
Б. К способам охраны окружающей среды относится установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о праве на достоверную информацию о состоянии окружающей среды?
А. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды заключается в обязанности государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовить доклад о её состоянии в субъектах РФ.
Б. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды заключается в возможности человека обращаться с запросом в государственные органы по охране окружающей среды.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Сельские жители Ноздринского района обратились с заявлением в областной комитет природных ресурсов. Из заявления следовало, что гражданин Ф., назвавший себя предпринимателем, в водоохранной зоне возвёл трёхэтажный кирпичный коттедж и отгородил его высокой кирпичной стеной. Какой способ защиты права граждан на благоприятную окружающую среду иллюстрирует этот пример?
1) создавать общественные объединения в области охраны окружающей среды
2) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениям и по вопросам, касающимся охраны окружающей среды
3) предъявлять иск в суд о возмещении вреда окружающей среде
4) направлять обращения в органы государственной власти о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды
9. Прорвав дамбу отстойника химического завода «П.», сточные воды аммиачного производства хлынули на поля агропромышленного комплекса «С». В общей сложности вылилось более 50 тыс. т химически загрязнённой сточной воды. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что имело место экологическое правонарушение?
1) приводит только к дисциплинарной ответственности
2) является виновным действием
3) всегда представляет собой нарушение земельного законодательства
4) наносит вред исключительно имуществу человека
10. В одном из регионов социологической службой был проведён опрос группы граждан. Им задавали вопрос: «Какой способ защиты своих экологических прав Вы считаете наиболее эффективным?». Результаты опроса (в процентах от числа ответивших) представлены в диаграмме.
Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.
1) Меньшинство опрошенных в качестве наиболее эффективного способа защиты своих экологических прав считает выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз.
2) Более трети опрошенных высказалось за обращение в государственные органы власти по вопросам охраны окружающей среды в качестве наиболее эффективной меры защиты своих экологических прав.
3) Выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз среди опрошенных в качестве способа защиты своих экологических прав оказалось менее популярным, чем участие в собраниях, митингах, демонстрациях по вопросам охраны окружающей среды.
4) На третье место по популярности среди способов защиты своих экологических прав опрошенные поставили выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз.
Задания с кратким ответом
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
2. Установите соответствие между компонентами окружающей среды и её объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Компоненты окружающей среды
A) инженерные сети
Б) сад
B) шоссейная дорога
Г) животный мир
Д) почва
Объекты окружающей среды
1) природные
2) природно-антропогенные
3) антропогенные
3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Природопользование, с точки зрения законодателя, должно осуществляться таким образом, чтобы не создавать угрозу для жизни людей, не причинять вреда их здоровью. (Б) Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности имеют своей целью сохранение благоприятной для человека среды обитания. (В) Представляется, что на защиту объектов окружающей среды должна быть направлена реализация принципа разумного сочетания экономических потребностей и экологических интересов в процессе взаимодействия человека и природы. (Г) Смысл этого принципа, по мнению специалистов, заключается в том, что человечество, будучи вынужденным заниматься постоянным воспроизводством материальных объектов, обречено на потребление природных ресурсов.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите рядом с буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответы на тест по обществознанию Экологическое право для 11 класса
Задания с выбором ответа
1-2
2-1
3-4
4-3
5-3
6-2
7-3
8-2
9-2
10-4
Задания с кратким ответом
1. Качества
2. 32311
3. 2122
Тест по обществознанию в 11 классе по теме» Экологическое право «. 2 варианта с ответами.
Тест 21.Экологическое право.1 вариант
1.Экологическое право представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества
1.экологии 2.окружающей среды
3.животного мира 4.экологических организаций
2. Экологическое право в классификации отраслей права определяется как отрасль
1. комплексная 2.базовая
3.Основным документом, закрепившим требования по экологическому нормированию, является
1.Конституция Р Ф 2.Закон «Об охране окружающей среды»
3.Декларация по окружающей среде и развитию
4.Федеральный закон « О недрах»
4.Верны ли следующие суждения о праве граждан на информацию об окружающей среде?
А. Граждане могут, привлекая суд и другие государственные органы, требовать запрета на строительство экологически небезопасных объектов.
Б. Выдвигая требования запретить строительство экологически небезопасных объектов, граждане сохраняют право на возмещение ущерба, причинённого экологическим правонарушением.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5.Верны ли следующие суждения о способах защиты права граждан на благоприятную окружающую среду?
А. Граждане РФ имеют право предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
Б. При размещении объектов, хозяйственная или иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимаются с учётом мнения населения или результатов референдума.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Вставьте пропущенное понятие.
Состояние защищенности природный среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий называется____________безопасностью .
7.Установите соответствие между названиями охраняемых природных территорий и их определениями.
А) государственные природные заповедники
Б) национальные природные парки
В) государственные природные заказники
Г) памятники природы
3) природоохранные, эколого-просветительские и научно- исследовательские учреждения, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую и эстетическую ценность; предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях.
4) территории(акватории),имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
8.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «благоприятная окружающая (природная) среда? Привлекая знания обществоведческого курса, составь два предложения: одно содержащее о видах ответственности за экологические правонарушения, и одно, раскрывающее любой способ защиты гражданами права на благоприятную среду.
Тест 21.Экологическое право. 2 вариант
1.Объектом экологического права является
3.окружающая среда 4.глобальные проблемы современности.
2.Федеральное законодательство среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, определяют как
3.допустимую 4. благоприятную
3.Состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью, в федеральном законе называется
1. качеством окружающей среды 2.загрязнением окружающей среды
3.нормативами допустимых выбросов. 4.экологическим аудитом
4. Верны ли следующие суждения о праве граждан на информацию об окружающей среде?
А. Граждане могут, привлекая суд и другие государственные органы, требовать запрета на строительство экологически небезопасных объектов.
Б. Выдвигая требования запретить строительство экологически небезопасных объектов, граждане сохраняют право на возмещение ущерба, причинённого экологическим правонарушением.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5.Верны ли следующие суждения о способах защиты права граждан на благоприятную окружающую среду?
А. Граждане РФ имеют право предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
Б. Вред, причинённый здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности (юридических и физических лиц), подлежит возмещению в полном объёме.
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
В соответствии с российским законодательством каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного(А),вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную (Б) о состоянии окружающей среды и на возмещение (В)окружающей среде. Граждане имеют право создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; выдвигать предложения о проведении общественной экологической (Г) и участвовать в ее проведении в установленном порядке; оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; предъявлять в(Д) иски о возмещении вреда окружающей среде и т.д. В то же время граждане обязаны сохранять (Е) и окружающую среду и бережно относится к природе и природным богатствам.
1.экспертиза 2.воздействие 3.суд 4.информация 5.среда 6.вред
8.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «благоприятная окружающая (природная) среда? Привлекая знания обществоведческого курса, составь два предложения: одно содержащее о видах ответственности за экологические правонарушения, и одно, раскрывающее любой способ защиты гражданами права на благоприятную среду.
Верны ли следующие суждения о праве на благоприятную окружающую среду
Выберите верные суждения об экологическом праве и экологических правонарушениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Право каждого на благоприятную окружающую среду закрепляет Красная книга РФ.
2) Экологическое право регулирует общественные отношения, связанные с куплей-продажей земли и других природных ресурсов.
3) Гражданин имеет право на возмещение ущерба, который был причинен его здоровью или имуществу в результате совершения экологического правонарушения.
4) Совершение экологических правонарушений влечет дисциплинарную, гражданскую, административную или уголовную ответственность.
5) К способам защиты благоприятной окружающей среды относится предъявление в суд исков о возмещении вреда, нанесённого природе.
1) Право каждого на благоприятную окружающую среду закрепляет Красная книга РФ. Нет, неверно, Конституция РФ (42 ст.)
2) Экологическое право регулирует общественные отношения, связанные с куплей-продажей земли и других природных ресурсов. Нет, неверно, их регулирует Гражданский кодекс РФ.
3) Гражданин имеет право на возмещение ущерба, который был причинен его здоровью или имуществу в результате совершения экологического правонарушения. Да, верно, это закреплено Конституцией РФ (42 ст.)
4) Совершение экологических правонарушений влечет дисциплинарную, гражданскую, административную или уголовную ответственность. Да, верно, меры государственного принуждения содержатся в соответствующих кодексах.
5) К способам защиты благоприятной окружающей среды относится предъявление в суд исков о возмещении вреда, нанесённого природе. Да, верно, это один из способов защиты благоприятной окружающей среды.
Тест по теме «Право на благоприятную окружающую среду» (обществознание 11 класс)
Тест позволяет организовать проверку знаний по теме «Право на благоприятную окружающую среду» на уроках обществознания в 11 классе.
Просмотр содержимого документа
«Тест по теме «Право на благоприятную окружающую среду» (обществознание 11 класс)»
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
1.Верны ли следующие суждения?
А. Право на благоприятную окружающую среду относится к естественным правам, оно принадлежит человеку с рождения.
Б. Экологическое право устанавливает критерии предельно допустимого воздействия на окружающую среду
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
2.экологическое нормирование – это
1)система государственных санкций, направленных на защиту окружающей среды
2)закреплённые в правовых документах экологические нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду
3)перечень экологических правонарушений
4)обязанности граждан по защите окружающей среды
3.В воздухе содержание соляной кислоты не должно превышать 0,2 мг/м. Какие экологические нормативы определяют эту концентрацию?
1)нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ
2)нормативы допустимого принятия
3)нормативы допустимого изъятия
4.Какие нормативы установлены с целью предупреждения истощения природных ресурсов?
1)нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ
3)нормативы допустимого изъятия
5.Верны ли следующие суждения?
А. Граждане РФ имеют право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Б. Сведения о состоянии окружающей среды являются государственной тайной РФ.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
6.Верны ли следующие суждения?
А. Охранять природу – моральная обязанность каждого человека, в Конституции РФ нет закона, обязывающего граждан беречь природу.
Б.В Конституции РФ закреплены обязанности гражданина охранять природу, бережно использовать природные богатства.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
7.На фабрике произошёл выброс вредных веществ в атмосферу, в результате которого пострадали жители села Н. В каком объёме должен быть возмещён предприятием нанесённый ущерб?
1)20% от затрат на устранение ущерба
2)50%от затрат на устранение ущерба
3)80% от затрат на устранение ущерба
8.Перечислите не менее 2-х способов защиты экологических прав гражданина РФ.
Верны ли следующие суждения о праве на благоприятную окружающую среду
Выберите верные суждения об экологическом праве и экологических правонарушениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Право каждого на благоприятную окружающую среду закрепляет Красная книга РФ.
2) Экологическое право регулирует общественные отношения, связанные с куплей-продажей земли и других природных ресурсов.
3) Гражданин имеет право на возмещение ущерба, который был причинен его здоровью или имуществу в результате совершения экологического правонарушения.
4) Совершение экологических правонарушений влечет дисциплинарную, гражданскую, административную или уголовную ответственность.
5) К способам защиты благоприятной окружающей среды относится предъявление в суд исков о возмещении вреда, нанесённого природе.
1) Право каждого на благоприятную окружающую среду закрепляет Красная книга РФ. Нет, неверно, Конституция РФ (42 ст.)
2) Экологическое право регулирует общественные отношения, связанные с куплей-продажей земли и других природных ресурсов. Нет, неверно, их регулирует Гражданский кодекс РФ.
3) Гражданин имеет право на возмещение ущерба, который был причинен его здоровью или имуществу в результате совершения экологического правонарушения. Да, верно, это закреплено Конституцией РФ (42 ст.)
4) Совершение экологических правонарушений влечет дисциплинарную, гражданскую, административную или уголовную ответственность. Да, верно, меры государственного принуждения содержатся в соответствующих кодексах.
5) К способам защиты благоприятной окружающей среды относится предъявление в суд исков о возмещении вреда, нанесённого природе. Да, верно, это один из способов защиты благоприятной окружающей среды.
Автор пишет, что нормы международного экологического права закреплены в многочисленных международных актах. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три формы взаимодействия, которые могут координировать совместные усилия стран и их правительств, направленные на решение глобальной экологической проблемы.
Экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная деятельность. Развитые страны в основном уже разрушили свою природную среду и сейчас являются главными экологическими загрязнителями. Крупные густонаселённые развивающиеся страны также практически полностью разрушили свои экосистемы, а остальные развивающиеся страны быстро движутся по этому же пути, варварски разрушая природу на своих территориях и наращивая массу выбрасываемых загрязнителей. Необходима разработка эффективного международного механизма прекращения процесса разрушения природной среды, сохранения того, что осталось от неё, и перехода к расширению таких территорий.
Также важным элементом задачи обеспечения экологической безопасности является дальнейшее развитие правовой составляющей инфраструктуры. Необходимо создание достаточно завершённой системы специального экологического законодательства, укрепление нормативно-технической базы, а также экологизация законодательных актов в других сферах деятельности, важных для решения основных стратегических задач экологической безопасности.
Культурными элементами инфраструктуры обеспечения экологической безопасности служат система сбора, накопления, обработки, выдачи и анализа информации по всему спектру природоохранных проблем, система экологического воспитания, обучения и образования, научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой.
Объектами международного экологического права являются природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне её (международные интернациональные природные объекты). Правовой режим первых объектов определяется внутренним правом и частично нормами международного права, т. е. здесь существует соотношение и взаимодействие внутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закреплённые в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права. Правовой режим вторых объектов определяется международным правом. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое признание международных интернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой страны на захват этих объектов. Но в современных условиях такое положение всё меньше стало отвечать интересам и потребностям народов мира. Стали вырабатываться и постепенно внедряться в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действий в отношении международных интернациональных природных объектов.
Международное экологическое право пока не кодифицировано, его нормы закреплены в многочисленных международных актах, имеющих комплексный характер. Для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация. Решение возникающих проблем международного экологического права и дальнейшее улучшение качества жизни человечества возможно в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего естественный биотический механизм саморегуляции природы.
В чём, с точки зрения автора, состоит ключевой фактор обеспечения экологической безопасности? Назовите три элемента правовой составляющей инфраструктуры экологической безопасности, названные в тексте. Какой фактор окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права называет автор?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Ответ на первый вопрос, например: экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная деятельность;
2. Ответ на второй вопрос, например: создание достаточно завершённой системы специального экологического законодательства, укрепление нормативно-технической базы, экологизация законодательных актов в других сферах деятельности;
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания трёх элементов, упомянутых в тексте.)
3. Ответ на третий вопрос, например: для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобальные проблемы». Какое условие решения возникающих проблем международного экологического права называет автор? Какие два типа объектов международного экологического права названы в тексте?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Объяснение, например: совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс всего человечества и сохранение цивилизации;
(Может быть дано другое объяснение.)
2. Ответ на первый вопрос: стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее естественный биотический механизм саморегуляции природы;
3. Ответ на второй вопрос: природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне её
(международные интернациональные природные объекты).
Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух типов объектов, упомянутых в тексте.
Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Автор перечисляет культурные элементы инфраструктуры обеспечения экологической безопасности. Назовите два любых из них, указанных автором. Приведите по два примера, иллюстрирующих проявление каждого из них в задаче решения глобальной экологической проблемы. (Сначала указывайте элементы, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
В правильном ответе должны быть названы два элемента и приведены примеры, иллюстрирующие проявление каждого из них в задаче решения глобальной экологической проблемы:
1) система экологического воспитания, например:
— во многих общеобразовательных школах создаются экологические кружки, призванные расширить знания учащихся об экологии;
— экологическое воспитание детей в дошкольных учреждениях включает участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными;
2) научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой, например:
— группа учёных опубликовала ряд статей о разработках, ориентированных на эколого-дружественное применение результатов фундаментальных и практических разработок;
— среди наиболее востребованных направлений исследований и разработок шведских учёных — биотопливо, интеллектуальные электросети, а также сбор и хранение углерода.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобальные проблемы».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Глобальные проблемы — совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс всего человечества и сохранение цивилизации.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Проведение международных конференций (например, на международных конференциях обсуждаются проблемы и принимаются решения, на основании которых государства могут вносить поправки в законы, закрепляя право на адекватную окружающую среду и обязательства государства сохранять эту среду;
2. Создание международных организаций (например, международные организации могут координировать действия национальных правительств, давать рекомендации, стимулировать обсуждение наиболее насущных проблем);
3. Подписание международных природоохранных документов (например, подписание такого документа накладывает на государства обязательство по соблюдению достигнутых договорённостей).
Меры могут быть сформулированы иначе, могут быть даны иные верные пояснения.
На основании знаний курса обществознания сформулируйте определение понятия «отрасль экологического права». Какие две формы взаимодействия общества и природы лежат в основе определения автором предмета отрасли экологического права?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
В основу классификации отраслей российского права положены предмет и метод правового регулирования.
Экологическое право — это самостоятельная отрасль права, которая имеет свой предмет и метод.
Предмет экологического права образует специфическая группа отношений, которые складываются в процессе взаимодействия общества и природы (экологические отношения). Поскольку это взаимодействие проявляется в двух основных формах, можно сказать, что предметом экологического права являются общественные отношения по поводу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.
Метод правового регулирования — это совокупность приёмов и средств правового воздействия на общественные отношения. Как известно, правовое регулирование осуществляется с помощью двух основных методов — административно-правового (императивного), который предполагает отношения власти и подчинения между субъектами, установление обязательных предписаний и запретов, а также гражданско-правового (диспозитивного), основанного на равенстве участников правоотношений и свободе их волеизъявления. Особенности метода отрасли права обусловлены характером регулируемых отношений, своеобразием её предмета.
В экологическом праве сочетаются оба указанных метода. С учётом значимости экологических интересов общества, от имени которого выступает государство, правовое регулирование экологических отношений осуществляется преимущественно с помощью административно-правового метода: компетентные государственные органы принимают нормативные акты, в которых предусмотрены экологические правила, обязательные для выполнения всеми участниками отношений в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.
Какое определение понятию «правовой метод» даёт автор? Чем, по мнению автора, обусловлены особенности методов правового права применительно к различным отраслям права?
B правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:
— метод правового регулирования — это совокупность приёмов и средств правового воздействия на общественные отношения;
— особенности метода отрасли права обусловлены характером регулируемых отношений, своеобразием её предмета.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста
Какие два метода правового регулирования называет автор? Какой метод является преимущественным для норм экологического права? Приведите пример одной любой нормы экологического права и укажите, к какому методу правового регулирования она относится.
В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:
1) названы два метода правового регулирования:
2) преимущественный метод:
3) норма экологического права:
— гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации (императивный метод).
Могут быть приведены другие нормы экологического права, указан другой метод правового регулирования.
Используя текст и обществоведческие знания, назовите два вида юридической ответственности за нарушение норм экологического права. Проиллюстрируйте каждый из них примером, каждый раз указывая, какой вид ответственности Вы иллюстрируете.
В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:
1) виды ответственности:
— гражданка И., выгуливая собаку ранней весной, позволила ей вытоптать лужайку подснежников (административная ответственность);
— директор компании «Лес и природа» не предотвратил незаконную вырубку и порчу леса в значительном размере, которую осуществила его компании (уголовная ответственность).
Могут быть названы другие виды ответственности. Могут быть приведены другие примеры
На основании знаний курса обществознания сформулируйте определение понятия «отрасль экологического права».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Отрасль экологического права — это система правовых норм, регулирующих отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды с целью её сохранения, воспроизводства и улучшения.
В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:
— отрасль экологического права — это система правовых норм, регулирующих отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды с целью её сохранения, воспроизводства и улучшения.
2) две формы взаимодействия:
— рациональное использование природных ресурсов;
— охрана окружающей природной среды.
Может быть приведена иная формулировка определения.
Автор перечисляет культурные элементы инфраструктуры обеспечения экологической безопасности. Назовите два любых из них, указанных автором. Приведите по два примера, иллюстрирующих проявление каждого из них в задаче решения глобальной экологической проблемы. (Сначала указывайте элементы, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная деятельность. Развитые страны в основном уже разрушили свою природную среду и сейчас являются главными экологическими загрязнителями. Крупные густонаселённые развивающиеся страны также практически полностью разрушили свои экосистемы, а остальные развивающиеся страны быстро движутся по этому же пути, варварски разрушая природу на своих территориях и наращивая массу выбрасываемых загрязнителей. Необходима разработка эффективного международного механизма прекращения процесса разрушения природной среды, сохранения того, что осталось от неё, и перехода к расширению таких территорий.
Также важным элементом задачи обеспечения экологической безопасности является дальнейшее развитие правовой составляющей инфраструктуры. Необходимо создание достаточно завершённой системы специального экологического законодательства, укрепление нормативно-технической базы, а также экологизация законодательных актов в других сферах деятельности, важных для решения основных стратегических задач экологической безопасности.
Культурными элементами инфраструктуры обеспечения экологической безопасности служат система сбора, накопления, обработки, выдачи и анализа информации по всему спектру природоохранных проблем, система экологического воспитания, обучения и образования, научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой.
Объектами международного экологического права являются природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне её (международные интернациональные природные объекты). Правовой режим первых объектов определяется внутренним правом и частично нормами международного права, т. е. здесь существует соотношение и взаимодействие внутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закреплённые в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права. Правовой режим вторых объектов определяется международным правом. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое признание международных интернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой страны на захват этих объектов. Но в современных условиях такое положение всё меньше стало отвечать интересам и потребностям народов мира. Стали вырабатываться и постепенно внедряться в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действий в отношении международных интернациональных природных объектов.
Международное экологическое право пока не кодифицировано, его нормы закреплены в многочисленных международных актах, имеющих комплексный характер. Для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация. Решение возникающих проблем международного экологического права и дальнейшее улучшение качества жизни человечества возможно в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего естественный биотический механизм саморегуляции природы.
В чём, с точки зрения автора, состоит ключевой фактор обеспечения экологической безопасности? Назовите три элемента правовой составляющей инфраструктуры экологической безопасности, названные в тексте. Какой фактор окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права называет автор?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Ответ на первый вопрос, например: экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная деятельность;
2. Ответ на второй вопрос, например: создание достаточно завершённой системы специального экологического законодательства, укрепление нормативно-технической базы, экологизация законодательных актов в других сферах деятельности;
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания трёх элементов, упомянутых в тексте.)
3. Ответ на третий вопрос, например: для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобальные проблемы». Какое условие решения возникающих проблем международного экологического права называет автор? Какие два типа объектов международного экологического права названы в тексте?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Объяснение, например: совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс всего человечества и сохранение цивилизации;
(Может быть дано другое объяснение.)
2. Ответ на первый вопрос: стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее естественный биотический механизм саморегуляции природы;
3. Ответ на второй вопрос: природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне её
(международные интернациональные природные объекты).
Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух типов объектов, упомянутых в тексте.
Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Автор пишет, что нормы международного экологического права закреплены в многочисленных международных актах. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три формы взаимодействия, которые могут координировать совместные усилия стран и их правительств, направленные на решение глобальной экологической проблемы.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Проведение международных конференций (например, на международных конференциях обсуждаются проблемы и принимаются решения, на основании которых государства могут вносить поправки в законы, закрепляя право на адекватную окружающую среду и обязательства государства сохранять эту среду;
2. Создание международных организаций (например, международные организации могут координировать действия национальных правительств, давать рекомендации, стимулировать обсуждение наиболее насущных проблем);
3. Подписание международных природоохранных документов (например, подписание такого документа накладывает на государства обязательство по соблюдению достигнутых договорённостей).
Меры могут быть сформулированы иначе, могут быть даны иные верные пояснения.
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобальные проблемы».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Глобальные проблемы — совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс всего человечества и сохранение цивилизации.
В правильном ответе должны быть названы два элемента и приведены примеры, иллюстрирующие проявление каждого из них в задаче решения глобальной экологической проблемы:
1) система экологического воспитания, например:
— во многих общеобразовательных школах создаются экологические кружки, призванные расширить знания учащихся об экологии;
— экологическое воспитание детей в дошкольных учреждениях включает участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными;
2) научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой, например:
— группа учёных опубликовала ряд статей о разработках, ориентированных на эколого-дружественное применение результатов фундаментальных и практических разработок;
— среди наиболее востребованных направлений исследований и разработок шведских учёных — биотопливо, интеллектуальные электросети, а также сбор и хранение углерода.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологические права граждан и способы их защиты». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие экологического права.
2. Основные экологические права граждан:
а) право на благоприятную окружающую среду;
б) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
в) право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
3. Механизмы защиты экологических прав граждан:
б) через общественные организации;
4. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения:
в) гражданско-правовая и др.
5. Понятие окружающая среда, ее элементы:
а) природные объекты;
б) природно-антропогенные объекты;
в) антропогенные объекты.
6. Экологические обязанности граждан.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Наличие любых двух из 2—5. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «экологическое право»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию об источниках экологического права;
— одно предложение, раскрывающее сущность экологических правонарушений.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию и охране
окружающей среды; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией об источниках экологического права, опирающейся на знание курса, например: к источникам экологического права относятся Конституция РФ, Закон об охране окружающей среды, земельный и водный кодексы; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об источниках экологического права.)
3) одно предложение, раскрывающее сущность экологических правонарушений, например: экологические правонарушения выражаются в действии или бездействии людей, хозяйствующих субъектов и властей, которое нарушает действующее экологическое законодательство и причиняет вред окружающей среде и здоровью человека.
Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность экологических правонарушений.
В чём, с точки зрения автора, состоит ключевой фактор обеспечения экологической безопасности? Назовите три элемента правовой составляющей инфраструктуры экологической безопасности, названные в тексте. Какой фактор окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права называет автор?
Экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная деятельность. Развитые страны в основном уже разрушили свою природную среду и сейчас являются главными экологическими загрязнителями. Крупные густонаселённые развивающиеся страны также практически полностью разрушили свои экосистемы, а остальные развивающиеся страны быстро движутся по этому же пути, варварски разрушая природу на своих территориях и наращивая массу выбрасываемых загрязнителей. Необходима разработка эффективного международного механизма прекращения процесса разрушения природной среды, сохранения того, что осталось от неё, и перехода к расширению таких территорий.
Также важным элементом задачи обеспечения экологической безопасности является дальнейшее развитие правовой составляющей инфраструктуры. Необходимо создание достаточно завершённой системы специального экологического законодательства, укрепление нормативно-технической базы, а также экологизация законодательных актов в других сферах деятельности, важных для решения основных стратегических задач экологической безопасности.
Культурными элементами инфраструктуры обеспечения экологической безопасности служат система сбора, накопления, обработки, выдачи и анализа информации по всему спектру природоохранных проблем, система экологического воспитания, обучения и образования, научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой.
Объектами международного экологического права являются природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне её (международные интернациональные природные объекты). Правовой режим первых объектов определяется внутренним правом и частично нормами международного права, т. е. здесь существует соотношение и взаимодействие внутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закреплённые в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права. Правовой режим вторых объектов определяется международным правом. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое признание международных интернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой страны на захват этих объектов. Но в современных условиях такое положение всё меньше стало отвечать интересам и потребностям народов мира. Стали вырабатываться и постепенно внедряться в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действий в отношении международных интернациональных природных объектов.
Международное экологическое право пока не кодифицировано, его нормы закреплены в многочисленных международных актах, имеющих комплексный характер. Для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация. Решение возникающих проблем международного экологического права и дальнейшее улучшение качества жизни человечества возможно в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего естественный биотический механизм саморегуляции природы.
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобальные проблемы». Какое условие решения возникающих проблем международного экологического права называет автор? Какие два типа объектов международного экологического права названы в тексте?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Объяснение, например: совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс всего человечества и сохранение цивилизации;
(Может быть дано другое объяснение.)
2. Ответ на первый вопрос: стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее естественный биотический механизм саморегуляции природы;
3. Ответ на второй вопрос: природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне её
(международные интернациональные природные объекты).
Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух типов объектов, упомянутых в тексте.
Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Автор перечисляет культурные элементы инфраструктуры обеспечения экологической безопасности. Назовите два любых из них, указанных автором. Приведите по два примера, иллюстрирующих проявление каждого из них в задаче решения глобальной экологической проблемы. (Сначала указывайте элементы, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
В правильном ответе должны быть названы два элемента и приведены примеры, иллюстрирующие проявление каждого из них в задаче решения глобальной экологической проблемы:
1) система экологического воспитания, например:
— во многих общеобразовательных школах создаются экологические кружки, призванные расширить знания учащихся об экологии;
— экологическое воспитание детей в дошкольных учреждениях включает участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными;
2) научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой, например:
— группа учёных опубликовала ряд статей о разработках, ориентированных на эколого-дружественное применение результатов фундаментальных и практических разработок;
— среди наиболее востребованных направлений исследований и разработок шведских учёных — биотопливо, интеллектуальные электросети, а также сбор и хранение углерода.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).
Автор пишет, что нормы международного экологического права закреплены в многочисленных международных актах. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три формы взаимодействия, которые могут координировать совместные усилия стран и их правительств, направленные на решение глобальной экологической проблемы.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Проведение международных конференций (например, на международных конференциях обсуждаются проблемы и принимаются решения, на основании которых государства могут вносить поправки в законы, закрепляя право на адекватную окружающую среду и обязательства государства сохранять эту среду;
2. Создание международных организаций (например, международные организации могут координировать действия национальных правительств, давать рекомендации, стимулировать обсуждение наиболее насущных проблем);
3. Подписание международных природоохранных документов (например, подписание такого документа накладывает на государства обязательство по соблюдению достигнутых договорённостей).
Меры могут быть сформулированы иначе, могут быть даны иные верные пояснения.
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобальные проблемы».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Глобальные проблемы — совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс всего человечества и сохранение цивилизации.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Ответ на первый вопрос, например: экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная деятельность;
2. Ответ на второй вопрос, например: создание достаточно завершённой системы специального экологического законодательства, укрепление нормативно-технической базы, экологизация законодательных актов в других сферах деятельности;
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания трёх элементов, упомянутых в тексте.)
3. Ответ на третий вопрос, например: для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобальные проблемы». Какое условие решения возникающих проблем международного экологического права называет автор? Какие два типа объектов международного экологического права названы в тексте?
Экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная деятельность. Развитые страны в основном уже разрушили свою природную среду и сейчас являются главными экологическими загрязнителями. Крупные густонаселённые развивающиеся страны также практически полностью разрушили свои экосистемы, а остальные развивающиеся страны быстро движутся по этому же пути, варварски разрушая природу на своих территориях и наращивая массу выбрасываемых загрязнителей. Необходима разработка эффективного международного механизма прекращения процесса разрушения природной среды, сохранения того, что осталось от неё, и перехода к расширению таких территорий.
Также важным элементом задачи обеспечения экологической безопасности является дальнейшее развитие правовой составляющей инфраструктуры. Необходимо создание достаточно завершённой системы специального экологического законодательства, укрепление нормативно-технической базы, а также экологизация законодательных актов в других сферах деятельности, важных для решения основных стратегических задач экологической безопасности.
Культурными элементами инфраструктуры обеспечения экологической безопасности служат система сбора, накопления, обработки, выдачи и анализа информации по всему спектру природоохранных проблем, система экологического воспитания, обучения и образования, научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой.
Объектами международного экологического права являются природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне её (международные интернациональные природные объекты). Правовой режим первых объектов определяется внутренним правом и частично нормами международного права, т. е. здесь существует соотношение и взаимодействие внутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закреплённые в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права. Правовой режим вторых объектов определяется международным правом. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое признание международных интернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой страны на захват этих объектов. Но в современных условиях такое положение всё меньше стало отвечать интересам и потребностям народов мира. Стали вырабатываться и постепенно внедряться в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действий в отношении международных интернациональных природных объектов.
Международное экологическое право пока не кодифицировано, его нормы закреплены в многочисленных международных актах, имеющих комплексный характер. Для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация. Решение возникающих проблем международного экологического права и дальнейшее улучшение качества жизни человечества возможно в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего естественный биотический механизм саморегуляции природы.
В чём, с точки зрения автора, состоит ключевой фактор обеспечения экологической безопасности? Назовите три элемента правовой составляющей инфраструктуры экологической безопасности, названные в тексте. Какой фактор окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права называет автор?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Ответ на первый вопрос, например: экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная деятельность;
2. Ответ на второй вопрос, например: создание достаточно завершённой системы специального экологического законодательства, укрепление нормативно-технической базы, экологизация законодательных актов в других сферах деятельности;
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания трёх элементов, упомянутых в тексте.)
3. Ответ на третий вопрос, например: для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Автор перечисляет культурные элементы инфраструктуры обеспечения экологической безопасности. Назовите два любых из них, указанных автором. Приведите по два примера, иллюстрирующих проявление каждого из них в задаче решения глобальной экологической проблемы. (Сначала указывайте элементы, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
В правильном ответе должны быть названы два элемента и приведены примеры, иллюстрирующие проявление каждого из них в задаче решения глобальной экологической проблемы:
1) система экологического воспитания, например:
— во многих общеобразовательных школах создаются экологические кружки, призванные расширить знания учащихся об экологии;
— экологическое воспитание детей в дошкольных учреждениях включает участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными;
2) научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой, например:
— группа учёных опубликовала ряд статей о разработках, ориентированных на эколого-дружественное применение результатов фундаментальных и практических разработок;
— среди наиболее востребованных направлений исследований и разработок шведских учёных — биотопливо, интеллектуальные электросети, а также сбор и хранение углерода.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).
Автор пишет, что нормы международного экологического права закреплены в многочисленных международных актах. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три формы взаимодействия, которые могут координировать совместные усилия стран и их правительств, направленные на решение глобальной экологической проблемы.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Проведение международных конференций (например, на международных конференциях обсуждаются проблемы и принимаются решения, на основании которых государства могут вносить поправки в законы, закрепляя право на адекватную окружающую среду и обязательства государства сохранять эту среду;
2. Создание международных организаций (например, международные организации могут координировать действия национальных правительств, давать рекомендации, стимулировать обсуждение наиболее насущных проблем);
3. Подписание международных природоохранных документов (например, подписание такого документа накладывает на государства обязательство по соблюдению достигнутых договорённостей).
Меры могут быть сформулированы иначе, могут быть даны иные верные пояснения.
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобальные проблемы».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Глобальные проблемы — совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс всего человечества и сохранение цивилизации.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Объяснение, например: совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс всего человечества и сохранение цивилизации;
(Может быть дано другое объяснение.)
2. Ответ на первый вопрос: стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее естественный биотический механизм саморегуляции природы;
3. Ответ на второй вопрос: природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне её
(международные интернациональные природные объекты).
Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух типов объектов, упомянутых в тексте.
Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Какие три формы негативного воздействия человека на окружающую среду названы в тексте? Приведите примеры каждой из указанных в тексте форм негативного экологического воздействия.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Сейчас население на земном шаре определяется в 3,7 миллиарда человек. Если оно будет продолжать возрастать теми же темпами (в среднем на 2% в год), как в этом столетии, то через 700 лет наша планета будет населена столь плотно, что на каждый квадратный метр всей поверхности земного шара будет приходиться по одному человеку. Конечно, это невозможно, и процесс возрастания размножения людей должен ещё задолго до этого оборваться. Когда и при каких факторах это произойдёт и во что при этом превратится цивилизация, является важнейшей глобальной проблемой ближайшего будущего.
Одна из самых главных глобальных проблем связана с энергетикой, поскольку использование людьми природных энергетических ресурсов является главным фактором, определяющим уровень современной цивилизации и благосостояния человечества. Сейчас наиболее крупным источником сырья в энергетике является уголь, и если его потребление остановится на нынешнем уровне, то запасов угля будет достаточно примерно на тысячу лет. Если даже человечество не будет расти, но потребление энергии на душу населения будет расти теми же темпами, как за последние 100 лет, то запасов угля хватит только на 100—150 лет. Ещё более близкий кризис можно предвидеть по другим видам сырья. Например, серебра хватит в пределах 13—40 лет, свинца — 20—60 лет и т. д. (с учётом использования в пятикратном масштабе новых, пока ещё не найденных природных запасов).
Истощение сырьевых ресурсов части важных веществ грозит уже нашему поколению. И поэтому решение вопросов, связанных с технико-экономическим аспектом проблемы «человек и природа», нужно считать срочным. Но здесь сразу встаёт и социально политический аспект: в силу глобального характера решение этих вопросов невозможно в национальном масштабе, оно реально лишь при широком международном сотрудничестве на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем.
Следующая проблема — экологическая — возникает в результате нарушения в природе равновесия вследствие загрязнения окружающей среды в том же глобальном масштабе. Трудность при решении этой проблемы заключается в том, что глобальные масштабы технических процессов при современном уровне цивилизации стали так изменять окружающую нас среду — загрязнять воздух, воду и почву, уничтожать леса, изменять естественные природные ландшафты, — что существовавшее до сих пор в природе биологическое равновесие уже не может сохраняться, и это начинает вести к гибели фауны и флоры, которые необходимы для существования людей.
Когда в глобальном масштабе начнёт возникать недостаток в материалах и в энергетических ресурсах и это начнёт катастрофически влиять на уровень благосостояния людей, то перед человечеством не останется другого выбора, как начать сокращать вооружение, поскольку риск гибели от агрессии будет менее реален, чем опасность гибели от недостатка материальных ресурсов. К тому же, поскольку решение глобальных проблем должно происходить при тесном международном сотрудничестве, люди начнут чувствовать, что они живут в общей квартире и что у всего человечества есть только один общий враг: это наступающий глобальный кризис, с которым, позабыв все распри, надо начинать дружно бороться.