Внимательно прочитайте текст о михаиле васильевиче ломоносове расскажите что нового вы узнали
ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §6. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Упражнение №29
Прочитайте текст. Расскажите о значении открытий М. Ломоносова в лингвистике.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
( 1711 — 1765 )
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом», — писал о выдающемся русском просветителе и учёном А. С. Пушкин.
Значительны открытия М. В. Ломоносова в лингвистике. Опубликованная в 1757 году «Российская грамматика» М. В. Ломоносова является первым научным описанием русского языка, в котором рассмотрены вопросы морфологии, синтаксиса, словопроизводства, систематизированы орфографические правила и орфоэпические нормы. На основе грамматики Ломоносова в начале 70 −х годов XVIII века были созданы первые школьные учебники русского языка.
Огромна заслуга М. В. Ломоносова в развитии теории красноречия (риторики). Его «Краткое руководство к красноречию» стало фактически первой книгой такого рода, написанной на русском языке. До Ломоносова учебники красноречия составлялись либо на церковнославянском, либо на латыни.
Оценивая значение трудов М. В. Ломоносова, А. С. Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник. »
Решение
Открытия М. В. Ломоносова в лингвистике значительны. Опубликованная в 1757 году «Российская грамматика» М. В. Ломоносова является первым научным описание русского языка. На основе грамматики Ломоносова в начале 70 −х годов 18 века были созданы первые школьные учебники русского языка.
§ 1. Зачем человеку нужен язык (окончание)
Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но и вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребёнок уже в четыре года.
2. Найдите предложение, которое передаёт главную мысль текста. Спишите без ошибок это предложение, разберите по составу глаголы.
1. Спишите без ошибок, объясните, как вы понимаете смысл предложений.
1) Берегись такого слова, которое разъединяет людей. (Л. Толстой) 2) Язык — инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. (М. Горький) 3) Язык — удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. (Л. Успенский)
2. К выделенным словам подберите однокоренные.
5. Учимся читать и понимать лингвистический текст
1. Внимательно прочитайте текст о М. В. Ломоносове. Расскажите, что нового вы узнали об учёном.
Удивительным человеком был Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711 — 1765). Сын помо́рского крестьянина, он испытывал непреодолимую тягу к учению. В возрасте девятнадцати лет покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обо́зом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но, преодолев все препятствия, он стал великим учёным и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета.
Кроме того, М. В. Ломоносов был создателем русской лингвистики — науки о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занималось более пятидесяти поколений русских школьников.
М. В. Ломоносов всегда подчёркивал, что без грамматики невозможно познать родной язык и науку. «Все науки в грамматике нужду имеют», — писал учёный. И он был прав. Чтобы правильно и грамотно изложить мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи.
2. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста.
3. Спишите выделенные слова, обозначая корни и объясняя значения.
4. Спишите второй и третий абзацы, начиная со слов М. В. Ломоносов был. Имя и отчество учёного напишите полностью.
ГДЗ, русский язык, 7 класс, Ладыженская, упр. 29, Расскажите о значении открытий М. Ломоносова в лингвистике.
Прочитайте текст. Расскажите о значении открытий М. Ломоносова
в лингвистике.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711—1765)
«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет.
Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом», — пи-
сал о выдающемся русском просветителе и учёном А. С. Пушкин.
Значительны открытия М. В. Ломоносова в лингвистике. Опуб-
ликованная в 1757 году «Российская грамматика» М. В. Ломоносова
является первым научным описанием русского языка, в котором рас-
смотрены вопросы морфологии, синтаксиса, словопроизводства, си-
стематизированы орфографические правила и орфоэпические нормы.
На основе грамматики Ломоносова в начале 70-х годов XVIII века
были созданы первые школьные учебники русского языка.
Огромна заслуга М. В. Ломоносова в развитии теории красноре-
чия (риторики). Его «Краткое руководство
к красноречию» стало фактически первой
книгой такого рода, написанной на русском
языке. До Ломоносова учебники красноре-
чия составлялись либо на церковнославян-
ском, либо на латыни.
Оценивая значение трудов М. В. Ломоно-
сова, А. С. Пушкин писал: «Соединяя не-
обыкновенную силу воли с необыкновенною
силой понятия, Ломоносов обнял все отрас-
ли просвещения. Жажда науки была силь-
нейшей страстию сей души. Историк, ри-
тор, механик, химик, минералог, художник
и стихотворец, он всё испытал и всё про-
ник. »
Михайло Ломоносов: человек, определивший время
«С Ломоносова начинается наша литература. Он был ее отцом, ее Петром Великим», — говорил Виссарион Белинский о значении творчества Михаила Васильевича Ломоносова в русской литературе.
А Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург» писал: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Гениальный русский ученый: философ, поэт, историк, естествоиспытатель, основоположник русского литературного языка родился в деревне Мишанинской близ Холмогор.
Отец Ломоносова был человеком не бедным, даже имел собственное судно — двухмачтовый «новоманерный гукор», прозванный за быстрый ход «Чайкой». На этом «гукоре» он занимался рыбной ловлей, выходя в Белое море и даже в Ледовитый океан.
У односельчанина Ивана Шубного Ломоносов научился грамоте Ломоносов прочел все книги, какие смог достать. Он самостоятельно изучил «Арифметику» Леонтия Магницкого и «Славянскую грамматику» Мелетия Смотрицкого — лучшие учебные пособия того времени. В одинаковой мере он интересовался науками и стихосложением. Не случайно много позже Ломоносов любил повторять: «Стихотворство — моя утеха, физика — мое упражнение».
Из книги Геннадия Прашкевича «Самые знаменитые ученые России»
Михаил Васильевич Ломоносов— русский поэт, ученый-энциклопедист, мыслитель, государственный деятель. Жизнь Ломоносова столь необычна, что ее по праву можно назвать легендарной. Ломоносов вырос в условиях непростого быта Русского Севера, с детства помогал отцу в его промысле, в десять лет уже выходил с ним в Белое море рыбачить и выплывал до Соловецких островов. Трудовое детство, морские походы, северная природа и мир простых людей развили в мальчике пытливость, фантазию и сообразительность, закалили здоровье и волю. Интерес к познанию у Ломоносова обнаружился рано: грамоте его обучил дьячок местной церкви С.Н. Сабельников, и уже подростком Ломоносов хорошо писал, что было удивительно на фоне подавляющей неграмотности крестьянского населения.
В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, взяв с собой одежду на первое время, учебники Смотрицкого и Магницкого, Ломоносов отправляется вслед за караваном — ему пришлось уходить тайком, чтобы избежать ранней женитьбы, на которой настаивал отец. Вместе с рыбным обозом по нелегкой зимней дороге Ломоносов за три недели пришел в Москву— это был один из трех городов в России того времени, в которых можно было овладеть науками (два других— Киев и Санкт-Петербург). Вскоре он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию. С Этого времени началась его беспримерная научная деятельность. Ломоносов за пять лет прошел восьмилетний курс Славяно-греко-латинской академии, затем учился в Петербургской Императорской академии и был отобран в числе немногих студентов для учебы в Германии. В течение пяти лет Ломоносов изучал горное дело, химию, языки и другие науки в университете Марбурга и Горной академии Фрайберга, после чего вернулся в Петербург.
В 1832 году в Архангельске ему был установлен бронзовый памятник. Впервые в истории России памятник был посвящен не военному и не самодержцу, а гражданскому лицу — ученому и литератору.
Излюбленный жанр поэзии Ломоносова— ода. Будучи высоким по стилю и назначению жанром, ода Ломоносова была призвана выражать самые дорогие, самые сокровенные его мысли и устремления. Ломоносов писал два типа од: одни были адресованы внешнему миру, событиям общественной жизни, другие— обращены к внутренним переживаниям и размышлениям человека. Первый тип ломоносовской оды называют похвальными одами, второй— духовными. Похвальные оды слагались на торжественные случаи жизни императорского двора, они восхваляли монарха, расточали похвалы великолепию монаршей власти и ее окружению. Однако при этом они поучали властителей, указывали им на идеалы благочестивого и мудрого правления во благо России. Духовные оды носили характер глубокого размышления, мысль автора в них воспаряла к высотам мироздания, оды сочетали в себе религиозность и философию. Поэтому в духовных одах можно найти стихи, восхищающие своей грандиозностью. Вот описание ночного мира: Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. А здесь поэт говорит о могуществе Бога: Кто море удержал брегами И бездне положил предел.
Из учебника «Литература» Г. В. Москвина, Н. Н. Пуряевой и Е. Л. Ерохина, 9 класс, I часть
Из Сочинения Ксенофонта Полевого
«Отрок»
Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.
В середине января 1731 года мечта Ломоносова осуществилась: он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию. Чтобы попасть в это учебное заведение, Ломоносов на собеседовании с ректором школы Г. Копцевичем обманно назвался сыном холмогорского дворянина. Надо заметить, что Ломоносов и в дальнейшем не раз прибегал к подобным методам, если они могли помочь ему в достижении поставленной цели.
Известно, например, что для того, чтобы стать участником экспедиции, направлявшейся к Аральскому морю, Ломоносов без всяких колебаний сказался обер-секретарю Сената Ивану Кириллову сыном священнослужителя, и что отец у него — города Холмогор церкви Введения Пресвятыя богородицы поп Василей Ломоносов. Только когда Ставленнический стол Академии, засомневавшись, вознамерился проверить полученные сведения в Камер-коллегии, Ломоносов поспешил признаться, что в действительности он всего лишь крестьянский сын и поповичем сказался лишь с простоты своей. Проступок Ломоносову был прощен, но в экспедицию Кириллова он не попал.
Из книги Геннадия Прашкевича «Самые знаменитые ученые России»
Учебный справочник школьника. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 1664 с.
Из учебника «Литература» А. Н. Архангельского и Т. Ю. Смирновой, 9 класс, I часть
Методические рекомендации
Вопросы разного уровня — для тех, кто только начал постигать творческие замыслы Ломоносова, и для самых настоящих знатоков, которые разбираются в «теории трех штилей» и могут сходу разобраться, в чем отличие литературной теории Тредиаковского от Ломоносовской реформы стихосложения.
Внимательно прочитайте текст о михаиле васильевиче ломоносове расскажите что нового вы узнали
Упражнение № 29 Прочитайте текст. Расскажите о значении открытий М. Ломоносова в лингвистике.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он» лучше сказать, сам был первым нашим университетом», — писал о выдающемся русском просветителе и учёном А. С. Пушкин.
Значительны открытия М. В. Ломоносова в лингвистике. Опубликованная в 1757 году «Российская грамматика» М. В. Ломоносова является первым научным описанием русского языка, в котором рассмотрены вопросы морфологии, синтаксиса, словопроизводства, систематизированы орфографические правила и орфоэпические нормы. На основе грамматики Ломоносова в начале 70-х годов XVIII века были созданы первые школьные учебники русского языка.
Огромна заслуга М. В. Ломоносова в развитии теории красноречия (риторики). Его «Краткое руководство к красноречию» стало фактически первой книгой такого рода, написанной на русском языке. До Ломоносова учебники красноречия составлялись либо на церковнославянском, либо на латыни.
Оценивая значение трудов М. В. Ломоносова, А. С. Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник. »