Во царствие твоем меня помяни текст

Чин изобразительных

Когда нет Великого поста, изобразительны начинаются с чтения 102 и 145 псалмов и «Единоро́дный Сы́не. » В Четыредесятницу после девятого часа поются блаженны ( Мф. 5:3–12 ):

Во Ца́рствии Твое́м помяни́ нас, Го́споди, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.

[«В Царстве Твоём вспомни нас, Господи, когда придёшь в Царство Твоё».]

Блаже́ни ни́щии ду́хом, я́ко тех есть Ца́рство Небе́сное.

[«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».]

В Четыредесятницу к каждому стиху припев: Помяни́ нас Го́споди, егда́ прии́деши во Царстви́и Твое́м.

Блаже́ни пла́чущии, я́ко ти́и уте́шатся.

[«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».]

Блаже́ни кро́тцыи, я́ко ти́и насле́дят зе́млю.

[«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».]

Блаже́ни а́лчущии и жа́ждущий пра́вды, я́ко ти́и насы́тятся.

[«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».]

Блаже́ни ми́лостивии, я́ко ти́и поми́ловани бу́дут.

[«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».]

Блаже́ни чи́стии се́рдцем, я́ко ти́и Бо́га у́зрят.

[«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят».]

Блаже́ни миротво́рцы, я́ко ти́и сы́нове Бо́жии нареку́тся.

[«Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими назовутся».]

Блаже́ни изгна́ни пра́вды ра́ди, я́ко тех есть Ца́рство Небе́сное.

[«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».]

Блаже́ни е́сте егда́ поно́сят вам, и иждену́т, и реку́т всяк зол глаго́л на вы лжу́ще Мене́ ра́ди.

[«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня».]

Ра́дуйтеся и весели́теся, я́ко мзда ва́ша мно́га на небесех.

[«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах».]

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.

В седмичные дни Четыредесятницы:

Помяни́ нас Го́споди, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.

Помяни́ нас Влады́ко, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.

Помяни́ нас Святы́й, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.

[«Вспомни нас, Господи, когда придёшь в Царство Твоё. Вспомни нас, Владыка, когда придёшь в Царство Твоё. Вспомни нас, Святой, когда придёшь в Царство Твоё».]

Лик Небе́сный пое́т Тя, и глаго́лет: свят свят, свят Госпо́дь Савао́ф, испо́лнь Не́бо и земля́ сла́вы Твое́й.

[«Хор небесный воспевает Тебя, восклицая: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, небо и земля полны славы Твоей».]

Стих: Приступи́те к Нему́ и просвети́теся, и ли́ца ва́ша не постыдя́тся.

[«Приступите к Нему и просветитесь и лица ваши не постыдятся».]

Лик Небе́сный пое́т Тя, и глаго́лет: свят, свят, свят Госпо́дь Савао́ф, испо́лнь Не́бо и земля́ сла́вы Твоея́.

[«Хор небесный воспевает Тебя, восклицая: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, небо и земля полны славы Твоей».]

Лик Святы́х А́нгел и Арха́нгел, со все́ми Небе́сными си́лами пое́т Тя, и глаго́лет: свят, свят, свят Госпо́дь Савао́ф, испо́лнь Не́бо и земля́ сла́вы Твоея́.

[«Собор святых Ангелов и Архангелов со всем небесным воинством воспевает Тебя, восклицая: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, небо и земля полны славы Твоей».]

И ныне: «Ве́рую во Еди́наго Бо́га Отца́. » (см. ниже, Символ веры).

Осла́би, оста́ви, прости́ Бо́же прегреше́ния на́ша, во́льная и нево́льная, и́же в сло́ве и в де́ле, и́же в ве́дении и не в ве́дении, и́же во дни и в нощи́, и́же во уме́ и в помышле́нии: вся нам прости́, я́ко Благ и Человеколю́бец.

[«Дай облегчение, освободи, прости. Боже, наши прегрешения вольные и невольные, совершенные словом и делом, сознательно и несознательно, днём и ночью, в уме и мысли, – всё нам прости, как хотящий всем блага и человеколюбец».]

в седмичные дни Великого поста читаются кондаки дня недели, храмового святого и дневного святого. Слава: «Со Святы́ми упоко́й. » И ныне: «Предста́тельство христиа́н. » Если же храм во имя Господнего праздника, то кондак храма, дневной и святого. А если храм во имя Богородицы, то на «И ныне» кондак храма. В субботу на «И ныне»: «Я́ко нача́тки естества́ Насади́телю тва́ри. »

Кондаки дневные

В понедельник – бесплотным силам, глас 2:

Архистрати́зи Бо́жии, служи́телие Боже́ственныя сла́вы, а́нгелов нача́льницы и челове́ков наста́вницы, поле́зное нам проси́те и ве́лию ми́лость, я́ко безпло́тных архистрати́зи.

[«Архистратиги Божии, служители Божественной славы, начальники Ангелов и наставники людей, испросите нам всё полезное и великую милость, как военачальники бесплотных».]

Во вторник – Предтече, глас 2:

Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти, главу́ твою́, я́ко шипо́к свяще́ннейший, от земли́ обре́тше, исцеле́ния всегда́ прие́млем, и́бо па́ки, я́коже пре́жде, в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.

[«Нашедши в земле, как священнейшую розу, голову твою, пророк Божий и Предтеча благодати, мы всегда получаем исцеления, ибо ты вновь, как прежде, проповедуешь миру о покаянии».]

В среду и пятницу – кресту, глас 4:

Вознесы́йся на Крест во́лею, тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же; возвесели́ нас си́лою Твоею́, побе́ды дай нам на супоста́ты, посо́бие иму́щим Твое́, ору́жие ми́ра, непобеди́мую побе́ду.

[«По своей воле вознёсшийся на крест, Христе Боже, даруй милости Твои новому обществу, носящему имя Твоё; обрадуй силою Твоею православных христиан, даруй им победу над врагами, ибо имеют они в помощь от Тебя крест, как ограждение мира и непобедимый памятник победы».]

В четверг – святым апостолам, глас 2:

В этот же деньсвятителю Николаю, глас 3:

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, воздержа́ния учи́теля яви́ тя ста́ду твоему́ я́же веще́й и́стина; сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, нището́ю бога́тая, о́тче священнонача́льниче Нико́лае, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

[«В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий. Исполнив Христов Евангельский завет, ты, преподобный, положил душу за людей своих и спас неповинных от смерти. Поэтому ты причислен к святым, как великий служитель тайн благодати».]

На каждый день. Слава:

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́ши раб Твои́х, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.

[«Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих там, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий, но жизнь бесконечная».]

В субботу мученикам, глас 8:

Я́ко нача́тки естества́ Насади́телю тва́ри, вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, Богоно́сныя му́ченики: тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

[«Тебе, Господи, Насадителю твари, вселенная приносит, как первые зрелые плоды, богоносных мучеников. По молитвам их и ходатайству Богородицы сохрани. Многомилостивый, в глубоком мире церковь Твою и народ Твой».]

И ныне (кроме субботы):

Предста́тельство христиа́н непосты́дное, хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы: но предвари́ я́ко Блага́я на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти: ускори́ на моли́тву, и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно Богоро́дице, чту́щих Тя.

[«Надёжная защита христиан, неизменная ходатаица пред Творцом, не презри молитвенного голоса грешников, но поспеши. Милостивая, на помощь нам, с верою взывающим к Тебе: поторопись на заступление и поспеши на молитву. Богородица, всегда защищающая почитающих Тебя».]

В Четыредесятницу: Го́споди, поми́луй (40 раз). Слава, и ныне. Честне́йшую херуви́м. И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче. Священник: Бо́же, уще́дри ны. Молитва св. Ефрема Сирина Го́споди и Влады́ко. с 16-ю поклонами и вечерня. Если вечерня не присоединяется, Трисвято́е по О́тче наш.

Всесвята́я Тро́ице, единосу́щная держа́во, неразде́льное Ца́рство, всех благи́х вина́, благоволи́ же и о мне гре́шнем, утверди́, вразуми́ се́рдце мое́, и всю́ мою́ отыми́ скве́рну. Просвети́ мою́ мысль, да вы́ну сла́влю, пою́ и покланя́юся, и глаго́лю: Еди́н свят, Еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с, во сла́ву Бо́га Отца́, Ами́нь.

[«Всесвятая Троица, единосущная Держава, нераздельное Царство, источник всех благ, благоволи же обо мне, грешном, утверди и вразуми моё сердце, очисти меня от всякой скверны, просвети моё помышление, чтобы непрестанно славить, воспевать, поклоняться и восклицать: Один свят, Один Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь».]

Если служится литургия Преждеосвященных даров, «Бу́ди и́мя Госпо́дне» и псалом 33 исполняются не на изобразительных, а в конце литургии.

Бу́ди и́мя Госпо́дне благослове́но от ны́не и до ве́ка [Трижды).

[«Да будет имя Господне благословенно отныне и до века».]

В пост три поклона. Слава, и ныне.

Псалом 33

Досто́йно есть. Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй (трижды). Благослови́. И отпуст.

Источник

Евангелие по Луке 23:42

Толкования:

Архим. Павел (Груздев)

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое

Добро делай — верующему ли, неверующему. Не нам судить! Пьянице ли, разбойнику… Не пьянице делаешь ведь, человеку. Помни: первым разбойник вошел в Небесное Царство: “Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!” И Господь сказал: “Сегодня же будешь со Мной в раю!” И ты — делай, как разбойник благоразумный, и Господь тебя помилует

Блж. Феофилакт Болгарский

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое

Еп. Михаил (Лузин)

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое

Лопухин А.П.

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое

Прп. Варсонофий Оптинский

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое

Прп. Нил Синайский

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое

Письма на разные темы. Председателю Ферину.

Свт. Игнатий Брянчанинов

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое

Свт. Иннокентий (Борисов)

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое

Нет сомнения, что понятие кающегося разбойника о царстве Иисуса Христа еще не было свободно от всех мнений, с которыми оно обыкновенно соединялось в уме иудея. Разбойник не мог быть выше апостолов, которые представляли себе, как мы видели, царство Иисуса Христа еще земным и чувственным. Поэтому в словах разбойника надо предполагать смысл, не превышающий его понятия. Я верю, как бы он говорил Господу, что крест не воспрепятствует Тебе восторжествовать над Своими врагами: Ты воскреснешь и, воскресив с Собой всех, ожидавших Твоего пришествия, утвердишь потом на земле царство Израилево. Не забудь тогда и о мне недостойном; воскреси вместе с другими и дай место в царстве Твоем!

Свт. Иоанн Златоуст

И глаголаше Иисусови: помяни мя, Господи, егда приидеши во цар­ст­вии си

Когда таким образом он обвинил сам себя, когда обнаружил свои дела, когда произнес защиту за Владыку, сказав: мы убо в правду: сей же ни единаго зла сотвори, — тогда осмелился предложить и просьбу: помяни мя, Господи, говорит, егда приидеши во царствии си. Он не дерзал прежде сказать: помяни мя, пока исповеданием не очистил себя от нечистоты грехов, пока осуждением своим не сделал себя невинным, пока обвинением себя не сложил прегрешений своих.

О кресте и разбойнике.

Восемь слов на книгу Бытия. Слово седьмое.

Источник

Молитвы о усопших

М олитва за всякого усопшего

К ороткая молитва об усопшем

Молитва родителей за умерших детей

Молитва детей об усопших родителях

Молитвы об усопшем муже

Молитвы об усопшей жене

Молитва об умершем некрещеным, св. мученику Уару

Молитва о новопреставленном усопшем

Молитва Богородице об усопших

П ресвятая Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице наша: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая! Наипаче же молим Тя в час сей: помози новопреставленному рабу Твоему (имя) прейти страшный и неведомый оный путь; молим Тя, Владычице мира, силою Твоею отжени от движимой страхом души его страшныя силы темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою; свободи ю от истязания воздушных мытарей, разори советы их и низложи их, яко зломыслящих врагов. Буди ей, о Всемилостивая Госпоже Богородице, заступницею и защитницею от воздушного князя тьмы, мучителя и страшных путей стоятеля; молим Тя, Пресвятая Богородице, ризою Твоею честною Защити ю, да тако безбоязненно и невозбранно прейдет от земли на небо. Молим Тя, Заступнице наша, заступи за раба Твоего Матерним Твоим у Господа дерзновением; молим Тя, Помоще наша, помози ему, имущему судитися еще прежде онаго Страшнаго судилища, помози убо оправдатися пред Богом, яко Творцем неба и земли, и умоли Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да упокоит усопшаго в недрах Авраама с праведными и всеми святыми. Аминь.

Источник

Чин изобразительных

В не Великой Четыредесятницы, по окончании шестого (или девятого) часа, читаются псалмы:

Б лагослови, душе моя, Господа, благословен еси Господи.

П салом 102

Б лагослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя: Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние eго, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся Силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его.

Б лагослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благословен еси, Господи.

С лава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

П салом 145

Х вали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух eго и возвратится в землю свою. В той день погибнут вся помышления eго. Блажен, eмуже Бог Иаковль Помощник его, упование eго на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя. Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженныя. Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В Великую же Четыредесятницу псалмы не читаются, но по молитве 9 часа хор: В о Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем. И поются Блаженны на глас 8, с припевом: П омяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем.

В о Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем.

Б лажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.

Б лажени плачущии, яко тии утешатся.

Б лажени кротции, яко тии наследят землю.

Б лажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Б лажени милостивии, яко тии помиловани будут.

Б лажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Б лажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Б лажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

Б лажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.

Р адуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех.

Е сли не Четыредесятница: Слава, и ныне:

В Великую же Четыредесятницу хор протяжно поет :

П омяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем.

П омяни нас, Владыко, егда приидеши, во Царствии Твоем.

П омяни нас, Святый, егда приидеши, во Царствии Твоем.

В конце каждого стиха совершается земной поклон.

Е сли нет литургии возглашается прокимен и читаем Апостол и Евангелие.

Д алее чтец: Л ик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.

С тих: П риступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.

Л ик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.

С лава: Л ик святых Ангел и Архангел со всеми Небесными силами поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.

Е сли нет литургии:

В ерую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

О слаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении, вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

О тче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

И ерей : Я ко Твое есть Царство:

З атем в праздничные дни читается кондак праздника; если также празднуется и память святого, то сначала читается кондак ему, затем – Слава, и ныне: праздника. В дни непраздничные и в посты, когда поется «Аллилуия», сначала читается кондак Преображения или храма (если храм Господский), затем дня седмицы, святого храма, святого дневного, и далее:

С лава: С о святыми упокой, Христе:

И ныне: П редстательство христиан: или храма Богородицы.

К ондак Преображения, глас 7:

Н а горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мiрови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

В о все дни, кроме субботы:

С лава, глас 8: С о святыми упокой Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

И ныне, глас 6: П редстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Я ко начатки естества, Насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики, тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое, Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Е сли Великая Четыредесятница:

Ч естнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

И менем Господним благослови, отче.

И ерей: Б оже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны.

И молитва св. Ефрема Сирина с 16 поклонами:

Г осподи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми. (Земной поклон)

Д ух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему. (Земной поклон)

Е й, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. (Земной поклон)

Т акже 12 поясных поклонов с молитвой: Б оже, очисти мя грешнаго.

И снова всю молитву: Г осподи и Владыко живота моего: И один земной поклон.

Е сли нет литургии Преждеосвященных Даров, то начинаем вечерню: П риидите, поклонимся: (Трижды)

И 103-й псалом: Б лагослови душе моя Господа:

Е сли совершаем литургию Преждеосвященных Даров, то после поклонов:

Т рисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш:

И ерей: Я ко Твое есть Царство:

Ч тец: А минь. Господи, помилуй. (12 раз)

И молитву: В сесвятая Троице: (смотри ниже).

И ерей: П ремудрость.

Л ик: Д остойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.

И ерей: П ресвятая Богородице, спаси нас.

Л ик: Ч естнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем (великий поклон).

И ерей: С лава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Л ик: С лава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.

И отпуст. (После отпуста начинаем Литургию)

Е сли нет Четыредесятницы, то после кондаков:

Г осподи, помилуй. (12 раз)

М олитва: В сесвятая Троице, Единосущная Державо, Нераздельное Царство, всех благих Вина: благоволи же и о мне, грешнем, утверди, вразуми сердце мое и всю мою отыми скверну. Просвети мою мысль, да выну славлю, пою, и покланяюся, и глаголю: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца, аминь.

Б уди имя Господне благословено от ныне и до века. (Трижды)

П салом 33

И ерей: П ремудрость.

Л ик: Д остойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, / Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.

И ерей: П ресвятая Богородице, спаси нас.

Л ик: Ч естнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, / без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу, Тя величаем.

И ерей: С лава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Л ик: С лава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.

С вященник произносит отпуст, на котором поминает святых дня.

Источник

Молитва хананеянки и разбойника

Будем молиться, как можем, ибо мы видели, что Спаситель не презрел и молитвы хананеянки. Она, бедняга, даже не была еврейкой. Она была финикиянкой, из пределов Тира и Сидона. Между тем, финикийцы были язычниками. Но услышала и она тоже о Спасителе, что Он совершает чудеса, и пришла. И увидев столько людей вокруг Него, стала кричать: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется (Мф. 15: 22)!

Как женщина-язычница, научилась и она от евреев, как надо взывать. Она даже не знала, как Его зовут. «Ты зови вот так вот, женщина!» А она, бедняга, взывала как страдающая мать. Ее дочь мучили бесы уже столько лет, ведь она была бесноватая. И мать берет на себя страдания своей дочери, слышишь ведь, как она кричит: помилуй меня, Господи, ибо дочь моя жестоко беснуется! Она не кричала: «Помилуй, Господи, мою дочь!». То есть, «если сотворишь милость с дочерью моей, меня помилуешь».

Итак, она проникла в существо своей дочери и всем сердцем молилась за свою дочь. А Спаситель, дабы показать всем стойкость ее веры, делал вид, будто не слышит ее. Ты видел, что Он сказал: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Как если бы сказал: «Ты финикиянка, язычница; не для тебя Я пришел в мир!». Она тогда еще громче стала кричать. И апостолам стало жалко: отпусти ее, потому что кричит за нами. Они видели, как она кричит со слезами из глубины сердца. А Спаситель еще раз дает ей отпор: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

Он с собакой сравнил ее! Ты понимаешь? Но она не рассердилась, что Он сравнивает ее с собакой. Она, в пылу своей молитвы, переступила через все. Поэтому сказала: «Да, Господи, я собака, – то есть я не из рода Израилева, я язычница, – но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». То есть, «пусть даже я и собака, но дай и мне хоть одну крошку, я ведь не протягиваю руку к столу вместе с хозяевами».

И тогда Спаситель сказал ей: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф. 15: 23–28).

А разбойник на кресте? Ты видел, что говорит святой Ефрем в «Слове о разбойнике в Великий Пяток»[1]? Сначала он и другой разбойник хулили Иисуса на Кресте и говорили Ему: если Ты Христос, сойди с Креста и спаси Себя и нас. Потом увидели, что Спаситель, когда Ему вбивали гвозди в руки и ноги и глумились над Ним, молился о распинавших беззлобно: Отче! прости им, ибо не знают, что делают! (ср.: Лк. 23: 39, 34).

Тогда разбойник, висевший справа, был потрясен Его кротостью и говорил: «Ты посмотри! Мы так проклинаем и браним этих распявших нас тут, а Он говорит: Отче! прости им, ибо не знают, что делают

Разбойник, который начал верить, что Спаситель – Бог, видя, что Он терпит с такой кротостью, стал смотреть на Него снизу вверх, ибо Крест Спасителя был выше их крестов, и думал: «Что плохого сделал Этот Человек? Мертвых воскрешал, больных исцелял, людей насыщал, учил словом кротости, он не был грешен, Его не коснулось ничего… Воистину Он Бог!»

Это говорит и апостол: сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10: 10). Ибо недостаточно верить в Бога в душе, а нужно и исповедовать Его устами, потому что у нас имеются две части. Душой я верю, что Он Бог, но нужно исповедовать Его и устами. Поэтому Спаситель сказал: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10: 33). Всем существом своим нужно исповедовать Его: и словом, и сердцем, верой.

Тогда разбойник, который поверил в сердце своем, что Спаситель – Бог, что он подумал? «Простит ли Бог меня, я ведь сначала хулил, как и этот слева?» Он думал: «Этот Иисус, Который молится за тех, которые распинают Его, если Он не держит зла на тех, которые Его распяли, то насколько же скорее Он простит меня, хотя я и совершил столько разврата, и убийств, и грабежей, и сквернословий, и пьянств!»

И он вспоминал свою разбойническую жизнь и говорил сам себе: «Какое же мне теперь покаяние совершить? Если бы ноги мои были свободны, я бил бы земные поклоны, но они связаны. Если бы руки мои были свободны, я влепил бы пару пощечин тому, что слева, который хулит, и сказал бы ему: “Почему ты хулишь Этого кроткого Иисуса?” Но и руки мои тоже распяты». Он думал: «Какое же покаяние принести мне теперь, на кресте?» И Дух Святой подал ему мысль: «А знаешь, что я еще вполне могу? У меня есть язык! Он не распят. Я закричу изо всего сердца языком моим: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»

Видишь? Сначала он языком защитил Его от разбойника слева, ругавшего Спасителя, сказав ему: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, а Этот Иисус что плохого сделал? Сначала он языком укорил второго. «Я верю, что Он – Иисус! Я уже не заодно с тобой!» Укорив языком разбойника слева, он совершил покаяние; плоды покаяния, ибо только язык и раскаяние сердца у него оставались. «Я буду кричать этим языком Этому Иисусу, Который не держит зла, чтобы Он простил меня». И он закричал из глубины сердца: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое! И слышит Спасителя сверху, с Креста: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (ср.: Лк. 23: 40–43)!

Святой Ефрем великолепно излагает это: «Ты видел разбойническую мольбу? Ты видел мудрого разбойника? Он много успел похитить в жизни своей! Но, имея веру в сердце, сумел восхитить языком своим рай». То есть: «Разбойник! Ты грабил, крушил, убивал, причинял зло; а теперь своей верой из сердца сумел похитить языком рай». И он говорит в конце этого Слова так: «О разбойник и рая похититель! Ты похищал всё, но похитил и рай языком. О разбойник и рая похититель! О скорорастущий цветок Христа, Которому подобает слава!»

То есть самым первым цветком, выросшим из Креста Христова, была душа разбойника.

Потому он первым и вошел в рай со Спасителем, что исповедал Его с креста прежде того, как исповедал Его Богом Лонгин сотник, пронзив Его в ребро, и многие другие впоследствии. Разбойник первым исповедал Его Богом и молил отвести его в рай.

Вот что значит молитва во время беды! Когда беда нахлынет на нас, будем вопить всем сердцем, ибо Бог смотрит на наше сердце. Аминь.

Перевод выполнен по: Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Vol. 1.
Ed. a 2-a. Vânători-Neamţ: Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *