Вспомните что означают литературоведческие термины выделенные в тексте жирным шрифтом

ЕГЭ. Литература. Теория. Литературоведческие термины.

Мой многолетний опыт показывает, что обучающиеся затрудняются при анализе литературного произведения из-за того что несвободно владеют целым рядом понятий, без которых невозможен полноценный (хотя и на ученическом уровне) анализ текста. Ныне действующая модель экзамена (задания с кратким ответом) проверяет, насколько выпускники знают эти литературоведческие термины. В помощь по подготовке к выполнению этих заданий я собрала термины по основным разделам теории литературы. Предлагаемые памятки помогут при подготовке к ЕГЭ по литературе.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Литература. Теория. Литературоведческие термины.»

ЕГЭ. Литература. Теория.

Основные литературоведческие термины к заданию ЕГЭ с кратким ответом

Художественная речь (язык художественной литературы)

Тропы – слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности:

Синекдоха – название части(меньшего) вместо целого (большего) или наоборот (« пропала моя головушка» вместо « я пропал»).

Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным: серебряная береза. Постоянный эпитет – красочное определение, образующее устойчивое образно- поэтическое выражение ( сине море, ясный сокол, сахарные уста)

. Слово ( с точки зрения происхождения и сферы употребления)

Неологизм-новое слово, языковое новшество: «О, рассмейтесь, смехачи!»

Литературные роды и жанры

Жанр-вид худ-го произведения: в эпосе- рассказ, повесть, роман, в лирике- стих, ода, в драме- трагедия, комедия и др.

Эпос – род литературы, отражающий жизнь подробно. Основные жанры эпоса:

Роман – эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности и развернуто в пространстве и во времени.

Новелла-жанр эпического рода литературы, отличающийся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки.

Сказка – занимательный рассказ о невероятной, но поучительной истории

.Фельетон – художественно – публицистический жанр, газетная статья на злободневную тему, резко осуждающая явления окружающей среды.

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема в свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.

Комедия – разновидность драматического произведения, в которой – осмеяние общественного и человеческого несовершенства.

Пародия-вид комического произведения, целью которого служит подражание (с целью осмеяния)

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи.

Мадригал – небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее.

Послание – лирический жанр в форме обращения к кому-нибудь

Элегия – жанр лирической поэзии, сохраняющий интимность, мотивы разочарования, любви, одиночества, бренности земного бытия (Е.Баратынский «Признание)

Идиллия—жанр лирического произведения, в котором изображена вечно прекрасная, гармоничная природа, несущая покой и умиротворение, иногда в контрасте с мятущимся и порочным

Баллада – один из видов лиро-эпической поэзии с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. «Светлана» А.С.Пушкина.

Басня – короткий нравоучительный рассказ в стихах или в прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл.( И.А Крылов) Былины – русские народные эпические песни-сказания, повествующие о подвиге богатырей.

Поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Роман в стихах – лиро-эпический жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью

Стихотворение в прозе – один из видов лирических произведений в прозаической форме (стих-е в прозе И.С.Тургенева.

Структура литературного произведения

Сюжет – содержание, ряд событий, описанных в худ-м произведении, положенных в его основу.

Развитие действия – система событий, которые вытекают из завязки, по ходу развития действия конфликт, как правило, обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее.

Эпилог – заключительная часть произведения. Финал, отделенный от основной части текста.

Фабула – последовательное изображение событий худ. произведения в хронологической последовательности.

Содержание литературного произведения

Тематика – совокупность тем художественного произведения или творчества писателя.

Пафос (авторское настроение)– воодушевление, подъем, состояние душевного переживания.

Портрет – изображение внешности героя в произведении.

Интерьер – изображение условий, в которых живет и действует персонаж

«Диалектика души»- художественный прием, воспроизводящий процесс зарождения и последующего формирования мыслей, чувств. развития одного из другого (перерастания любви в ненависть или возникновение любви из симпатии) Творчество Л.Н.Толстого.

Коллизия— столкновение противоположных интересов и стремлений у действующих лиц.

Диалог – разговор двух персонажей

Приемы создания художественного образа человека

Портрет – изображение внешности героя в произведении.

Интерьер – изображение условий, в которых живет и действует персонаж

«Диалектика души»- художественный прием, воспроизводящий процесс зарождения и последующего формирования мыслей, чувств. развития одного из другого (перерастания любви в ненависть или возникновение любви из симпатии) Творчество Л.Н.Толстого.

Коллизия— столкновение противоположных интересов и стремлений у действующих лиц.

Диалог – разговор двух персонажей

Комическое и сатирическое

Подтекст – неявный смысл, не совпадающий с прямым текстом, средство умолчания или иронии.

Образ. Тип. Персонаж

Внесценический персонаж – персонаж драматургического произведения, упоминаемый по ходу действия сценическими героями, не появляющийся на сцене, но дающий дополнительные сведения о главных героях. ( «Горе от ума» А.С.Грибоедова)

Тип – худ. образ, наделенный характерными, обобщенными чертами какой-либо группы людей.

Силлабическое стихосложение – слоговая система стихосложения, основанное на равенстве числа слогов в каждом стихе с обязательным ударением на предпоследнем слоге.

Онегинская строфа – принадлежащая А.С.Пушкину форма строфы, которой написан роман «Евгений Онегин», 14 – стишие четырехстопного ямба с рифмовкой «абабввдееджж»

Поэтический синтаксис и интонационные фигуры:

Фигура стилистическая – оборот речи, особое синтаксическое построение, к которым прибегает автор для усиления выразительности художественного слова.

Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений, сближение явлений по сходству : «Твой ум глубок, что море, твой дух высок, что горы…»

Эпифора – единство концовок: Струится нетихнущий дождь, томительный дождь…

Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально – смысловой значимости: « Не жалею, не зову, не плачу…»

Кольцо – повторение в конце произведения каких-либо элементов его начала (звуковых, лексических, синтаксических, смысловых.

Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа.

Аллитерация повторение однородных согласных звуков, придающих тексту особую звуковую выразительность: «Пора, перо покоя просит»

Анафора – единочатие: « Я, говорит, не воин, Я, говорит, раздвоен…»

Паронимия – игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи: Леса – лысы. Леса обезлосели. Леса обезлисели.

Литературные направления и течения.

Литературное направление – обозначает единство основных творческих особенностей художников слова в определенный период. Это единство возникает на основе общности худ. метода, мировосприятия, эстетических взглядов.

Сентиментализм –литературное направление второй половины 18 века, признающее основой человеческой природы не разум, а чувство. («Бедная Лиза» Н.М.Карамзина)

Социалистический реализм –литературное направление, возникшее в годы советской власти, ведущий метод советской литературы.( М.Горький)

Источник

Основные литературоведческие термины и понятия

Основные литературоведческие термины и понятия.

Лирика- ЛИРИКА – род литературы, воссоздающий субъективные переживания автора и персонажа, их отношения к изображаемому. Речевой формой лирики обычно является внутренний монолог, преимущественно в стихах. Видами лирики являются сонет, ода, элегия, песня, эпиграмма и др., жанрами – гражданская, любовная, пейзажная, философская и т. п.

Драма- 1. Род искусства, имеющий синтетический характер (сочетание лирического и эпического начал) и принадлежащий равно литературе и театру (кино, телевидению, цирку и т. п.); 2. Собственно драма – вид литературного произведения, изображающий остроконфликтные отношения человека и общества. – А. Чехов «Три сестры», «Дядя Ваня», М. Горький «На дне», «Дети солнца» и др.

КОМЕДИЯ – один из видов литературного творчества, принадлежащих к драматическому роду. Действие и характеры В комедии ставят целью осмеяние безобразного в жизни. Комедия возникла еще в античной литературе и активно развивается вплоть до нашего времени. Различаются комедии положений и комедии характеров. Отсюда жанровое разнообразие комедии: социальная, психологическая, бытовая, сатирическая. Повест ь-вид эпического произведения, в котором преобладает повествовательное начало. Повесть раскрывает жизнь главного героя в пределах немногих эпизодов. Автор повести дорожит достоверностью описанного и внушает читателю мысль о его реальности. (А. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Капитанская дочка»; И. Тургенев «Вешние воды», А. Чехов «Степь» Повесть «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына; «Старик и море» Э.Хемингуэя.

КУЛЬМИНАЦИЯ – элемент сюжета: момент наивысшего напряжения в развитии действия произведения.

МОНОЛОГ – пространная речь действующего лица в литературном произведении, обращенная в отличие от монолога внутреннего к окружающим. Примером внутреннего монолога может служить первая строфа романа А. Пушкина «Евгений Онегин»: «Мой дядя самых честных правил…» и т. д.

САТИРА – 1. Своеобразный способ изображения действительности, имеющий целью обнаружение, наказание и осмеяние пороков, недостатков, изъянов общества и личности. Эта цель достигается, как правило, путем преувеличения, гротеска, карикатуры, абсурда. Жанры сатиры – басня, комедия, сатирический роман, эпиграмма, памфлет и т. п.; 2. Жанр лирики; произведение, содержащее обличение какого-нибудь лица или порока. – К. Рылеев «К временщику».

Эпиграф-– пословица, цитата, чье-либо высказывание, помещаемое автором перед произведением или его частью, частями, призванное указать на его замысел: «…Так кто ж ты наконец? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Гете. «Фауст» – эпиграф к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Деталь художественная- это подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ.

ГРОТЕСК – художественный прием гиперболизированного нарушения пропорций изображаемого, причудливого соединения фантастического и реального, трагического и комического, прекрасного и безобразного и т. п. Гротеск может быть использован на уровне стиля, жанра и образа: «И вижу: // Сидят людей половины. // О, дьявольщина! // Где же половина другая?» (В. Маяковский).

Анафора- выразительное средство языка: повторение в начале стихотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкций.

Антитеза – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А. Блок), а может служить приемом создания всего произведения в целом. Таково противопоставление двух частей стихотворения А. Пушкина «Деревня» (1819), где в первой рисуются картины прекрасной природы, мирной и счастливой, а во второй – по контрасту – эпизоды из жизни бесправного и жестоко угнетенного русского крестьянина.

ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета, явления, качества с целью усилить впечатление.

Метафора- – слово или выражение, употребленные в переносном значении. Изобразительное средство языка, основанное на неявном сравнении. Основные виды метафор – аллегория, символ, олицетворение: «Гамлет, мысливший пугливыми шагами…» (О. Мандельштам).

Олицетворение – прием метафорического перенесения черт живого на неживое: «Река играет», «Дождь идет», «Тополь тяготится одиночеством» и т. п. Многозначный характер олицетворения раскрывается в системе других художественных средств языка.

СРАВНЕНИЕ – изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного падежа или сравнительных форм прилагательных:

А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит. ( А. Пушкин )

Основные теоретико-литературные понятия

1. Художественная литература как искусство слова

Литература – это искусство слова, один из основных видов искусства. Литературой называют закрепленные в письменном слове художественные произведения. В отличие от живописи, скульптуры, музыки, танца, обладающих предметно-чувственной формой из какой-либо материи (краски, камень и т.п.) или из действия (звучание струны, движение тела), литература создает свою форму из слов, из языка, который, воплощаясь в звуках и в буквах, постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Именно в искусстве слова человек как носитель духовности становится объектом воспроизведения и постижения с различных точек зрения, главной точкой приложения художественных сил даже тогда, когда речь идет не непосредственно о нем, а об окружающем мире. В своих многообразных и многоаспектных проявлениях литература изучается различными отраслями литературоведения.

4. Литературные роды и жанры

Род – это один из основных разделов в систематике литературных произведений, определяющих три разные формы: эпос, лирика, драма.

Лирика – выразительный род литературы. Предметом является внутренний мир человека, его мысли и чувства. Жанры лирики: ода, стихотворение (пейзажная, гражданская, интимная, философская лирика), элегия, песня, дума, послание, эпиграмма.

Эпос – изобразительный род литературы. Предметом является реальная действительность в ее объективной, материальной данности: характеры, события, бытовая и природная среда, в которой существуют и взаимодействуют герои.

Жанры : малые форы ( рассказ, очерк, новелла ), средние формы ( повесть ), большие формы ( роман, роман-эпопея ).

Рассказ – повествование об одном событии из жизни человека; на единичном примере показывается столкновение характеров, взглядов; свойственна емкость деталей и глубина подтекста.

Очерк – небольшое повествование, рисующее нравы какой-либо среды, тот или иной человеческий тип; художественно-публицистический жанр.

Новелла – необычайное происшествие с динамичным развитием сюжета и его острыми поворотами.

Повесть – повествование о перипетиях человеческой жизни; на этом примере показываются какие-либо закономерности самой жизни.

Роман – повествование о множестве действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; предмет изображения – жизнь в ее сложности и противоречивости.

Трагедия воссоздает острые, неразрешимые конфликты и противоречия, в которые вовлечены исключительные личности; непримиримое столкновение враждующих сил; одна из борющихся сторон гибнет.

Драма – изображение личности в ее драматических отношениях с обществом и тяжелых переживаниях; однако существует возможность благополучного разрешения конфликта сталкивающихся сил.

Комедия воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеивания отсталого, отжившего.

5. Основные литературные направления

Классицизм (XVII – начало ХIХ в.) Подражание образам античной литературы ; вера в разум рационализма; строгая иерархия жанров: высоких – трагедия, ода, эпопея ; низких – сатира, комедия, басня. Представители: Мольер, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.

Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу.

Наличие гражданских мотивов.

Антагонистические противоречия в основе конфликта.

Трагическая заостренность конфликта.

Стремление подчеркнуть в человеке общее; сатирическая типизация.

Сентиментализм (2-я пол. XVIII в.) Приоритет чувства ; значимость понятия «естественного» человека; жанры: элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники. Представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж.Ж. Руссо, Г.Э. Лессинг, Н.М. Карамзин.

Подчеркнутое внимание к духовному миру героев (в том числе принадлежащих к низшему сословию).

Приоритет естественного чувства над разумом.

Сочувствие к простому человеку.

Откровенность в обрисовке человека.

Система персонажей с одним главным героем.

Неизменяемость характеров действующих лиц.

Неотразимость и демонизм героя – «обаяние Зла».

Экзотика сюжета и места действия.

Тема рока (фатума) в судьбе героя.

Реализм (2-я пол. XIX в. – ХХ в.) Исследование человеческого характера в его связи со средой ; направленность на объективное, правдивое отражение жизни ; отражение глубины и широты охвата действительности; воплощение социально-критического начала; жизнеподобие : создание живого образа реальности; жанровая представленность: роман, повесть, эпопея, лироэпическая драма, лирика. Представители: О. Бальзак, Ч. Диккенс, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.

Правдивое и достоверное изображение жизни.

Изображение исторически конкретного общества.

Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды.

Мотивированность сюжетных коллизий и поступков персонажей.

Изображение жизни и характеров в развитии.

Переосмысление романтического конфликта «герой – общество».

Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал).

6. Форма и содержание литературного произведения неотделимы друг от друга.

Содержание : тема, проблема, идея, конфликт, пафос.

Тема – круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения (область отражения реальности).

Проблематика – перечень проблем.

Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права – проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости).

Идея – сущность отношения писателя к жизни; главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому; вариант решения главной проблемы. Выражается во всей художественной структуре произведения.

Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.

Художественная форма : сюжет, композиция, центральные и второстепенные персонажи, характеры, приемы создания образов персонажей, пейзаж, интерьер, художественные детали, художественная речь.

Сюжет – совокупность событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность, ход событий, составляющий содержание художественного произведения.

Композиция – последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.

Стадии развития действия

Экспозиция — условия, которые вызвали к жизни конфликт, общий фон действия, может быть прямой (в начале произведения) или задержанной (в середине или конце произведения).

Завязка — это событие, которое является началом действия.

Кульминация — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме.

Развязка — исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта.

Эпилог — всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев.

Лирическое отступление (внесюжетный, вставной элемент) — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тормозят фабульное развития произведения, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме.

Средства создания образа

1. Эпиграф к литературному произведению может указывать на основную черту характера героя.

5. Психологический анализ персонажа : подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души» (движение внутренней жизни героя).

6. Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения.

натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека);

психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер);

идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами).

9. Пейзаж помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.

10. Художественная деталь : описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы).

Образ автора – персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей, условный носитель авторской речи в прозаическом произведении. Не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего.

Автор-повествователь является одной из форм выражения образ автора.

Литературный герой – образ человека в художественном произведении. Часто употребляется в значении «персонаж», «действующее лицо». Дополнительный смысловой оттенок – позитивная доминанта личности, ее неординарность, исключительность.

Лирический герой – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли, чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности.

7. Язык художественного произведения:

художественная лексика : тропы (слова и выражения, употребленные в переносном значении), группы слов определенного происхождения и сферы употребления;

синтаксические фигуры : повтор, параллелизм, антитеза, инверсия, риторические вопросы, обращения, восклицания;

эвфония (особенности звучания): благозвучие, ритм, рифма, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс, диссонанс, звуковые повторы.

Тропы (изобразительно-выразительные средства)

Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве.

Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.

Гипербола – художественное преувеличение.

Аллегория – перенесение значений одного круга явлений на другой, например с мира людей на мир животных, иносказание.

8. Проза и поэзия: сходство и различие

В основе создаваемого художественного мира

Действительность в предельно объективизированной оценке писателя; осваивается повседневное бытие людей в его сложности и многогранности; тяготеет к изображению событий, характеров, деталей, которые организуются в сюжет

Субъективное отношение личности к миру; отражаемое детализируется ради выражения отношения к нему. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров

Форма отражения действительности

Эпическая. На первом плане – события; переживания либо упоминаются, либо о них приходится только догадываться

Лирическая. На первом плане – переживания. Только через них можно представить события, вызвавшие эти переживания

Важнейший элемент произведения. Внешние обстоятельства воспроизводятся с возможной определенностью и последовательностью

Практически отсутствует. Задача передать развитие событий и характеров не ставится

Определяется сюжетными ходами

Подчинена движению чувств лирического героя

Характер проявляется предметно, в деталях, во взаимодействии с другими характерами. В центре – образ-характер

Характер изображается в отдельных проявлениях и отдельных переживаниях. В центре – образ-переживание

Занимают существенное место

Встречаются редко; крайне лаконичны

Своеобразие художественной речи

Художественная речь – средство описания, изображения предметного мира; используется лексика в богатстве ее предметных значений (фонетика и синтаксис носят вспомогательное значение). Характерно взаимодействие различных речевых планов (автора, рассказчика, персонажей)

Художественная речь – средство передачи экспрессивных эмоций; используется лексика экспрессивного характера; большое значение придается средствам поэтической фонетики и синтаксиса

Стихотворный размер – последовательно выраженная форма стихотворного ритма. Определяется числом слогов, ударений или стоп.

Дактиль – трехсложный размер с ударением на первом слоге. | ` _ _ |.

Амфибрахий («окруженный») – трехсложный размер с ударением на втором слоге. | _ ` _ |

Анапест («перевернутый, отраженный») – трехсложный размер с ударением на третьем слоге. | _ _ ` |

Ритм – повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических особенностей; периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определенные промежутки; упорядоченность ее звукового строя.

Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк.

Строфа – повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *