Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как

Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как

Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как. Смотреть фото Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как. Смотреть картинку Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как. Картинка про Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как. Фото Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как

Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как. Смотреть фото Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как. Смотреть картинку Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как. Картинка про Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как. Фото Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как

Русский язык и литература. Басова А.М. запись закреплена

Однородные и неоднородные определения

Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете.
Однородные определения соединены между собой сочинительной связью; они равно непосредственно относятся к определяемому существительному и произносятся с перечислительной интонацией.
Между однородными определениями обычно можно вставить союз и.
Упражнение 1.
Выпишите определение с главным словом, отмечая однородность постановкой запятой.
1) После сентябрьских грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. 2) Над прибрежными пахучими травами вились несметные бледно-зелёные мотыльки. 3) Во мне эта песня будила странное, большое и жуткое чувство. 4) Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцами маленьких красивых рук. 5) Надвигался знойный, тяжёлый день.

Упражнение 3.
Выпишите сначала предложения с однородными, а затем – с неоднородными определениями.
1) Нивы печальные, снегом покрытые. 2) Её желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой. 3) У девушки была длинная чёрная коса. 4) Река уходила в золотые, синие от осени леса. 5) На ней было платье цвета золотистой луковой шелухи. 6) Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль.

Упражнение 4.
Спишите предложения, определите, однородные или неоднородные в них определения.
1) Глубокая, дремучая старина окружала мое детство на слободке. (С. Маршак.) 2) Прошел серый пассажирский теплоход. (К. Паустовский.) 3) Шёл надоедливый октябрьский дождь. (К.Г. Паустовский.) 4) Снова потянулись длинные однообразные дни. (С. Щипачев.) 5) Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (К. Паустовский.) 6) Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало и мундир, казалось, становился тесен. (С. Серафимович.) 7) Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком уже тронутом поздней осенью саду. (Б. Горбатов.) 8) Алеша подал ему маленькое складное кругле зеркальце. (Ф. Достоевский.) 9) Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной. (И. Тургенев.)

Упражнение 5.
Запишите предложения. Найдите определения. Какие их них будут неоднородные? Обоснуйте свое мнение.
1) Молодые плодовые деревья росли очень тесно. 2) для гимназиста Поползухина наступили светлые безоблачные дни. 3) Сбежал к реке, попил из ладошек студёной енисейской водицы. 4) На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. 5) Навстречу мне плыл свежий студеный воздух. 6) В приотворенную дверь из соседней комнаты доносилось тихое ровное дыхание. 7) Осенью бабушка вернулась из лесу с большой круглой корзиной.

Источник

ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

От однородных определений (на письме разделяются запятыми) надо отличать неоднородные определения, между которыми запятая не ставится.

При разграничении однородности/неоднородности определений нужно учитывать значение определений, способ их выражения, положение по отношению к определяемому существительному, а также общий характер контекста.

Как правило, неоднородными являются определения, выраженные сочетанием качественного и относительногоприлагательного (см. выше примеры 1—3).

Неоднородными могут быть и определения, выраженные качественными прилагательными разных смысловых групп(см. выше 4-й пример): 1) Вот на землю стали падать холодные крупные капли (М. Горький). 2) Добродушные маленькие серые глаза прищуриваются (Н. Гарин-Михайловский).

II. Однородные определенияхарактеризуют предмет с какой-то одной точки зрения, по какому-либо одному признаку, на каком-либо общем основании.

1. Определения, стоящие после определяемого существительного (независимо от их значения): 1) . Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной. (И. Тургенев).2) И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу (А. Блок).3) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит (А. Пушкин).(Исключение составляют некоторые сочетания терминологического характера: астра ранняя махровая; пшеница озимая морозоустойчиваяи т. п.)

2. Определения-прилагательные, относящиеся к одной семантической группе (по цвету, материалу, назначению, географическому положению и т. д.), например: 1) Чёрные, красные, жёлтые скалы отражались в воде (К. Паустовский).2) Талантливый студент, владевший пятью языками и чувствовавший себя во французской, испанской, немецкой литературах как дома, он смело пользовался своими знаниями (В. Каверин).

3. Определения-синонимы (они по-разному называют один и тот же признак, т. е. характеризуют предмет с одной стороны), причём синонимичность их часто возникает в контексте: 1) На небосклоне чуть заметны были бледные, неяркие звёзды (Л. Толстой).2) Она чувствовала себя совершенно здоровой и была в весёлом, праздничном настроении (А. Чехов).3) Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками (М. Шолохов).4) Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Горький)(слова гибкийи звериный,не являющиеся синонимами в языке, в данном контексте оказываются синонимичными).

4. Определения, из которых первое одиночное, а второе — причастный оборот (одиночное определение предшествует распространённому): 1) Ночами над кораблём глубокое, густо засеянное звёздами небо (И. Соколов-Микитов).2) Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем берёзу (К. Паустовский).3) Хорошо топтать мягкое, забирающееся под рубашку сено (И. Соколов-Микитов).4) Его чёрная, ничем не покрытая голова так и мелькала в кустах (И. Тургенев).

Примечание. Обратите внимание на то, что запятая ставится между прилагательным и причастным оборотом, а не после причастного оборота.

1. Определения, которые обозначают признаки разные, но часто и естественно сопровождающие друга; такие определения связаны между собой причинно-следственными отношениями, между ними можно вставить союзы так как, потому чтоили наречия потому, поэтому, оттого:1) Кусты сирени наклонились, будто предлагали прохожим сорвать густую, тяжёлую(густую, потому тяжёлую) гроздь (С. Маршак).2)Молодая, пахучая(пахучая, так как молодая) трава чуть пробилась (И. Бунин).3)Впереди ехал свежий, красивый(свежий, поэтому красивый) старик. (Л. Толстой).4) Просыпаешься среди тёмной, безлунной(тёмной, потому что безлунной) мартовской ночи и сначала никак не можешь сообразить, где ты находишься (А. Куприн)

Однородность таких определений не обязательна (хотя и предпочтительна).

III.Особую разновидность составляют определения, связанные пояснительными отношениями (второе определение поясняет первое); обычно между ними можно вставить союзы то есть, а именно:1)Иные, лучшиемне дороги права; иная, лучшая потребна мне свобода. (А. Пушкин).

2) Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартиры (В. Катаев).

Задание 2. Почему данные определения являются однородными?

1. Он бросил её, но она была ему верна до смерти и всё ждала, что он возвратится к ней, почему-то непременно больной, нищий, обиженный жизнью, и она, отругав его как следует, приютит наконец и пригреет. (К.Г. Паустовский)

2. Шамет давно заметил, что единственным желанием людей, встречавшихся с ним, было поскорее уйти и забыть его тощее, серое лицос обвисшей кожей и пронзительными глазами. (К.Г. Паустовский)

3. Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее. (И.С. Тургенев)

4. Но уже, ещё недавно высоко стоявшие на небе; всё совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает всё только к утру: всё спало крепким, неподвижным, передрассветным сном. (И.С. Тургенев)

5. Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки, встретясь с которыми, вы почтительно отойдёте к сторонке, чтобы как-нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтем; сердцем вашим овладеет робость и страх, чтобы как-нибудь от неосторожного даже дыхания вашего не переломилось прелестнейшее произведение природы и искусства. (Н.В. Гоголь)

6. Эти художники вовсе не похожи на художников итальянских, гордых, горячих, как Италия и её небо; напротив того, это большею частию добрый, кроткий народ, застенчивый, беспечный, любящий тихо своё искусство, пьющий чай с двумя приятелями своими в маленькой комнате, скромно толкующий о любимом предмете (Н.В. Гоголь)

7. В её глазах, томных, усталых, написано было бремя блаженства; всё в комнате его дышало раем; было так светло, так убрано. (Н.В. Гоголь)

8. Он ещё хорошенько не вылинял и оставлял следы не только на земле, но ещё развешивал зимнюю шёрсточку на кустарнике и на старой, прошлогодней высокой траве. (М.М. Пришвин)

Почему данные определения являются неоднородными?

1. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. (М.М. Пришвин)

2. Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. (М.Ю. Лермонтов)

3. Боец достал из кармана шинели маленькое стальное колечко, сдул с него крошки махорки и соли, потёр о рукав шинели и надел Варюше на средний палец… (К.Г. Паустовский)

4. Лачуга мусорщика приткнулась к подножию северного крепостного вала, рядом с домишками жестянщиков, сапожников, собирателей окурков и нищих. (К.Г. Паустовский)

5. Однажды, в седую от морозного дыма осеннюю ночь, я проснулся в своей комнате на втором этаже от странного ощущения, будто кто-то мгновенно выдавил из неё весь воздух. (К.Г. Паустовский)

6. Рачинский снял велюровую широкополую шляпу, высоко поднял трость с голой серебряной наядой, взывая к тишине, и закричал с пафосом… (К.Г. Паустовский)

7. Мама жила с сестрой Галей в Полесье, невдалеке от городка Чернобыля. Там у моей киевской тетушки Веры была небольшая усадьба Копань, и мама согласилась жить в Копани и вести скудное тамошнее хозяйство. (К.Г. Паустовский)

8. На поляне в лесу стояла большая старая хата под гнилой соломенной крышей и какие-то ветхие сарайчики. (К.Г. Паустовский)

9. К нам на двор уже летели, лязгая, искорёженные огнём железные листы и горящие головни. (К.Г. Паустовский)

10. В нашем доме был маленький гастрономический магазин. (К.Г. Паустовский)

Задание 3. Однородные или неоднородные определения? Поставить знаки препинания

1. Синие желтые красные под ярким солнцем флаги зацвели (Ош.)

2. На таинственных еловых лапах лунной бахромой снег повис (М.А.).

3. Все последние дни стояли пасмурные серые дни (Фад.)

4. Снег скрипел под ее маленькими черными ботиками (Гран.)

5. Заросшая дорога ведет через старый сосновый лес (Пауст.)

6. На крыльце стоит старуха в дорогой собольей душегрейке (П.)

7. Наступила дождливая грязная темная осень (Чехов)

8. Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком уже тронутом поздней осенью саду (Горб.).

9. Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные, и утомителен этот непрестанный кислый и сухой звук (Т.)

10. Только узкая саженей в триста полоса плодородной земли составляет владение казаков (Л. Т.)

Задание 4. Чем являются прилагательные: однородными определениями или именной частью сказуемого? Подчеркнуть.

1. Тембр голоса у Блока был глухой, отдаленный, равномерно спокойный (Пауст.)

2. И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу (Блок)

3. Этот мир казался когда-то таким обыденным, заурядным, даже скучным (Фад.)

4. Этот старинный дом, пустой, гулкий, нагонял тоску.

5. Сегодня утро вышло серое, теплое, в лужах.

6. Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках, с заложенными в карманы руками, мамы в розовых, белых и бледно-голубых атласных рединготах и шляпках. Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, чёрные, как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной коллегии. (Н.В. Гоголь).

Задание 5. Сколько рядов однородных членов предложения? Одиночным или повторяющимися союзами связаны? Назовите синтаксическую функцию. Расставьте знаки препинания (где необходимо).

1.Река извивалась светлой и чистой змейкой и скрывалась где-то за пригорком.

2.Здешние лихорадки похожи на крымские и молдавские и лечатся одинаково (П.)

3.На бесконечном, на вольном просторе блеск и движенье грохот и гром (Тютч.)

4.Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан и ее золотистые косы и холщовый ее сарафан. (С. Есенин)

5.Не утаишь от меня, не спрячешь великолепия дел и вещей мощи земли молодой и горячей страсти ума и ума страстей. (А. Безыменский)

6.Я верю в разум человека, в его порыв дружить, любить, в потребность тихого ночлега и в жажду строить и творить. (Н. Доризо)

Задание 6. Одиночными, двойными или повторяющимися союзами связаны однородные члены предложения? Расставить недостающие знаки препинания.

1. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса, в их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса и редкий солнца луч ипервые морозы и отдалённые седой зимы угрозы (П.)

2. Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество (Пришвин)

3. Иней подолгу лежал и на скатах крыш и у колодца и на перилах балкона и на листве (А.Н.Т.)

4. Щеки румяны и полны и смуглы (Н.)

5. Захар не старался изменить не только данного ему богом образа но и своего костюма (Гонч.)

6. Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные черты и распущенные власы и капли слез (П.)

7. Туманы в Лондоне бывают если не каждый деньто через день непременно (Гончаров)

Задание 7.Определите место обобщающего слова по отношению к однородным членам предложения. Определите синтаксическую функцию. Расставьте знаки препинания.

1. Всюду вверху и внизу кипела работа.

2. Бабушка предложила моей матери для своего помещения выбрать одну из двух комнат или залу или гостиную (Аксаков).

3. Голубая майка юбчонка стриженые волосы все промокло вмиг (Пан.).

4. Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения как-то муку, пеньку, мёд и прочее, но покупает только небольшие безделушки. (Н. Гоголь).

5. Но здравый смысл твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях словом все её достоинства точно родились с ней (И. Тургенев).

Задание 8. В каких предложениях одиночный союз И (ДА И) употребляется с присоединительной конструкцией и отделяется запятой?

1. Он был мыслителем и не скрывал этого (А.Н. Толстой).

2. Некогда он служил в гусарах идаже счастливо(П.).

3. Целый мир отшумел за спиной и остался лишь в памяти да на исписанных бледным карандашом листках (Паустовский)

5. Люди часто посмеиваются над ними справедливо (В. Панова).

Задание 9. В норме однородные члены предложения должны быть семантически похожими, т. е. входить в одно семантическое или хотя бы тематическое поле, и выражаться одной частью речи: красные, синие, желтые огоньки. Нарушение этого требования может иметь стилистический эффект, на котором строится стилистическая фигура силлепсис (в том числе зевгма). Он основан на синтаксической конвергенции ‑ так называется группа из нескольких совпадающих по функции элементов, объединенных одинаковым синтаксическим отношением к подчиняющему их слову или предложению.

Источник

Краткий анализ стихотворения в прозе Тургенева «Истина и правда»

Почему вы так дорожите бессмертием души? — спросил я.

— Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной… А в этом, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!

— В обладании Истиной?

— Позвольте; в состоянье ли вы представить себе следующую сцену? Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою… И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга, едва может говорить. «Что такое? Что такое?» — «Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения! Или вот еще: между двумя точками самый краткий путь — прямая линия!» — «Неужели! о, какое блаженство!» — кричат все молодые люди, с умилением бросаются друг другу в объятия! Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеетесь… В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства… Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело… Правда и Справедливость! За Правду и умереть согласен. На знании Истины вся жизнь построена; но как это «обладать ею»? Да еще находить в этом блаженство?

Целый год Тургенев не писал стихотворений в прозе. В июне 1882 г. он записал в свою беловую тетрадь под № 76 «Истину и Правду». Этому стихотворению в беловой рукописи предшествует стихотворение «Молитва», в котором ставятся вопросы того же плана — о религии, боге, человеческом разуме, истине. Рукопись «Истины и Правды» испещрена многочисленными поправками. Судя по почерку, Тургенев не раз возвращался к этой рукописи, правя ее то чернилами, то карандашом, но так и не довел своих поправок до конца. Характер исправлений дает возможность заметить, что вопросы, первоначально поставленные Тургеневым, он пытался из абстрактно-философских сделать социально-философскими, не забывая, однако, о необходимости считаться с цензурными условиями. Очевидно, Тургенев не оставлял мысли напечатать это стихотворение; поэтому искал лучших возможностей сделать доступными дли печати заключительные строки стихотворения, но оно осталось не отделанным до конца.

Приводим варианты заключительных строк стихотворения. После слов: «Правда и Справедливость!» зачеркнуто: «А Истина пребывает там, на небе, в вечности… Она пребывает в царстве законов … Там, где человеческого нет ничего». После слов: «и умереть согласен» — зачеркнуто: «А за Истину?» Вместо конца: «На знании Истины — в этом блаженство?» было: «На знании Истины вся жизнь построена, но [люди-то живут для Правды] жить можно только для Правды и умереть за нее! а как это „обладать Истиной? “ — Так вы не верите в бессмертие души?»

Источник

Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как

Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как. Смотреть фото Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как. Смотреть картинку Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как. Картинка про Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как. Фото Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как

Получите 30₽ за публикацию своей разработки в библиотеке «Инфоурок»

и получить бесплатное свидетельство о размещении материала на сайте infourok.ru

Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как. Смотреть фото Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как. Смотреть картинку Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как. Картинка про Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как. Фото Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной и тургенев определения так как

Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Занятие 11. Пунктуационная грамотность

Козлова Анна Алексеевна

Эпиграф

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства.

Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал — так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания! (А. Каневский)

Пример 1.

Разорённый, сожжённый, выморочный город снова возрождался (Гранин).

Между прочим, почему-то он любил неделовую, нетоварную (синонимы в этом предложении) осину (Гранин).

И вдруг всё скрывалось за блестящей, серебряной пеленой степного марева (Горький).

Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной (Тургенев).

И перья страуса склонённые в моем качаются мозгу. И очи синие бездонные цветут на дальнем берегу (Блок).

Пример 2.

Сильные, коротко выраженные мысли много содействуют улучшению жизни (Цицерон).

Если великолепно сияющий драгоценный камень попадает в грязь, он остаётся драгоценностью. Если пыль поднимется к небу, она останется пылью. (По Саади.)

Однородные определения

Неоднородные определения

Между однородными определениями можно вставить союз И (или другой сочинительный союз).

Красные, синие, жёлтые мячи → И красные, и синие, и жёлтые мячи.

Между неоднородными определениями невозможно вставить союз И (или другой сочинительный союз).

Красные резиновые мячи → Х.

Однородные определения невозможно переставить так, чтобы одно находилось после существительного.

Ситцевые, шерстяные, трикотажные вещи → Х.

Неоднородные определения можно переставить так, чтобы одно находилось после существительного.

Новые трикотажные вещи → Трикотажные вещи новые. Трикотажные вещи были новые.

Однородные определения очень часто имеют переносное значение, являются эпитетами, выражают авторскую оценку.

Маленький, беленький, пушистый котёнок.

Неоднородные определения чаще всего имеют прямое значение.

Большая спелая узбекская дыня.

Пример 3.

Неоднородные определения могут выражаться местоимением и прилагательным (мой новый телефон), числительным и прилагательным (первый солнечный день), причастием и прилагательным (опадающие осенние листья), качественными и относительными прилагательными (новые трикотажные вещи), относительными прилагательными (современный жилой район). Редко бывает неоднородность, выраженная качественными прилагательными.

Упр.1. Скопируйте предложение и вставьте пропущенные запятые.

Вот разница между городом водным морским открытым миру и ветру и городом сухопутным континентальным повернутым к Азии мечтающим о степях солончаках и пустынях (Макушинский).

Вот разница между городом водным, морским, открытым миру и ветру, и городом сухопутным, континентальным, повернутым к Азии, мечтающим о степях солончаках и пустынях (Макушинский).

Пример 4.

В Малышкине рядом с неспокойной, всегда оживлённой, с взволнованной талантливостью жила большая житейская простота (Паустовский).

По нынешней, взрослой мерке обрыв невысок, это травянистый уступ, крутость, подмытая снизу, скреплённая корнями полёгшей ивы (Гранин).

Дорога была неровна и кочковата, но Бальен не захотел ехать обычным, наезженным трактом, потому что лесной путь сокращал расстояние по крайней мере вёрст на десять (Грин).

Упр.2. Определите, чем выражены определения.

1.Передо мной было занесённое снегом большое болото. (По А.И. Куприну.) 2. Роща слушала и ощущала что-то хорошее и сильное, это ощущение наполняло её теплом и светом, и даже старые, серыми лишаями покрытые ветви деревьев зашептали о прошлых днях. (М. Горький.)

Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

Упр.3. Запишите предложения, разделяя их на две группы: с однородными и неоднородными определениями. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в записанных предложениях.

1.Была тёмная осенняя южная ночь. (К.М. Симонов.) 2. Великолепное ласковое солнце весны улыбалось в ясном небе. (М. Горький.) 3. Клён стоял во дворе возле кирпичной глухой стены. В осенних сумерках в один и тот же час старый полузасохший клён начинал под окном петь. Между редкими пожелтевшими листьями покачивались, напевая, десятки птиц. (Д.А. Гранин.) 4. Густым тяжёлым маслом написана темень еловой хвои. Но перед елями растет берёзка, и теперь она окропила это «масло» нежной яркой солнечной акварелью свежих только что развернувшихся листочков. (В.А. Солоухин.)

Упр. 4. Придумайте небольшой текст, в котором были бы и однородные, и неоднородные определения. Чтобы вам было легче, приводим пример одного из таких текстов.

Образец: На одних гиацинтах5 все цветы розовые, на других синие, голубые, лиловые, ярко-красные, желтые. Гиацинты издают сильный приятный запах.

Пример 5.

На верхнюю ступень пьедестала поднялись Александр Зубков и Алексей Воевода, двукратные олимпийские чемпионы Игр в Сочи в двойках и четверках, серебряные призёры Олимпийских игр 2006 года в четвёрках, бронзовые призёры Олимпийских игр 2010 года в двойках, чемпионы мира 2011 года в двойках, четырёхкратные чемпионы Европы, заслуженные мастера спорта России.

Первый заместитель председателя ДОСААФ России генерал-лейтенант Константинов Владимир Иванович (должность и воинское звание).

Упр.5. Прочитайте текст. Проанализируйте предложения с обособленными согласованными определениями, объясните пунктуацию в них.

В конце долгого пути я оказался в местах, хорошо знакомых мне с детства. В дали, неясной и туманной, мне уже мерещились очертания родной деревушки.

Сердце замирало от мысли, что совсем скоро я окажусь возле домика, немного покосившегося от старости. (Давно построенный, домишко наш был всё же довольно крепким*). Навстречу мне выйдет старушка мать…

Взволнованный нахлынувшими воспоминаниями, я приближался, окрылённый надеждой на скорую встречу, к окраине деревни.

Упр. 6. Распределите предложения на 4 группы в соответствии с характером обособляемых определений. Запишите, графически обозначая границы обособленных определений и слова, к которым относятся данные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Вдоль стены тянулись широкие нары устро(ен,енн)ые из тяжелых деревя(н,нн)ых плах. 2. Он шёл по изв_вавшейся между деревьями тр_пинке. 3. Его форм(енн,ен)ая фуражка помятая и замасл_(н,нн)ая была (с,з)бита на затылок. 4. Они решили обосноваться на окруж_(нн,н)ой листв(ен,енн)ым лесом поляне. 5. Дождь до этого лишь приятно освежавший усиливается и осл_жняет наше движение через перевал.

Упр. 7. Вспомните, какие местоимения называются личными. Как они изменяются?

Найдите определяемое слово в данных предложениях и при необходимости обособьте определение, которое относится к этому слову.

1. Полный раздумья шел я однажды по большой дороге. (И.С. Тургенев.) 2. Я долго не спал взволнованный переживаниями дня. (И.С. Соколов-Микитов.) 3. Уже поздно ночью усталого взбудораженного укладывала меня мать в глубокие бабушкины перины. (И.С. Соколов-Микитов.) 4. Особенно обращали на себя внимание его глаза: серые задумчивые они смотрели на все окружающее удивительно ласково. (Г. Федосеев.)

Упр. 8. Соберите «рассыпанные» предложения и расставьте в них знаки препинания, если это потребуется.

1. Ледник, гор, с, это, сползающая, как бы, медленно, огромная, очень, река.

2. Создание, тысячелетие, письменности, чрезвычайно, одно, сложный, не, занявший, процесс.

1. Дождь редкий но крупный застучал по крыше. 2. Ветер то тихий то порывистый дул целый день. 3. Погода пасмурная дождливая холодная затрудняла работу в поле. 4. Василий Николаевич вдруг смолкает успокаивается и обнадеженный засыпает. (Г. Федосеев.) 5. Я вышел на поляну освещенную солнцем и остановился.

Упр. 10. Теперь давайте посмотрим, как «ведут себя» знаки препинания в предложениях, где есть тире между подлежащим и сказуемым и обособленные определения.

Образец: Экскаватор – это машина, вынимающая грунт.

Венеция это город построен_ый на море. Там вместо улиц каналы прох_дящие через весь город а вместо автобусов гондолы. Гондолы это покрытые ч_рным лаком лодки с узким высоко поднятым носом. Гондолы скользят по в_лнам от проходящ_х мимо катеров. Все гондольеры5 поют и город полон звуков отр_жающихся от мутных вод каналов. Поездка на гондоле по прекрасному городу загадочному и ч_рующему5 (не)забываемое приключение. (Из журналов.)

Упр. 11. Займемся прогнозом. Прогноз – это обоснованное предсказание того, что должно произойти. Расставьте знаки препинания в «отрезках» предложений.

Упр. 12. Поработайте редактором! Исправьте предложения.

1. У клетки, где расхаживали павлины, толпились зеваки, распустившие свои пышные хвосты. 2. На картине Репина изображен запорожец, который оперся рукой о бочонок, хитро ухмыляющийся в усы.

1. Принесенный щенок в дом быстро привык к новым хозяевам. 2. Построенный дом талантливым архитектором хорошо вписался в ансамбль площади. 3. От принесенных конфет мамой скоро ничего не осталось. 4. Барон Мюнхгаузен называл себя самым правдивым человеком на земле, известный своими выдумками.

Пример 6.

Кошка, раз усевшаяся на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту. И на холодную тоже (М. Твен).

Опрокинутый чёлн с проломанным дном и ограбленные холодным ветром деревья, жалкие и старые… Всё кругом разрушено, бесплодно и мертво… (Горький.)

Не рождённый героем, Годунов однако ж с юных лет знал войну… (Карамзин).

Упр. 13. Внимательно изучите таблицу. Почему иногда нужно обособить определение, стоящее перед существительным? Почему необходимо, чтобы это существительное играло в предложении роль подлежащего?

Изучив таблицу, проанализируйте данные предложения и сделайте вывод о постановке знака препинания между определением и определяемым существительным.

Внимательно изученные, памятники седой старины много расскажут о далёком прошлом. => (памятники какие? – внимательно изученные. Расскажут при каком условии? – если внимательно изучить) => [Памятники седой старины много расскажут о далёком прошлом], (если их внимательно изучить).

Отлично экипированные для похода, ребятане боялись ни дождя, ни ветра. => (ребята какие? – отлично экипированные для похода. Не боялись почему? – потому что отлично экипированы для похода) => [Ребята не боялись ни дождя, ни ветра], (потому что были отлично экипированы для похода).

1. Хорошо натренированный и экипированный, альпинист не боялся трудностей предстоящего восхождения. 2. Умытый, причесанный и прилично одетый, беспризорник выглядел бы пай-мальчиком из приличной семьи. 3. Обычно некрасивые и бездушные, эти купола сейчас нежно золотились.

1. Шустрые до невозможности дикие лисята не подпускали к себе. 2. Замкнутый осторожный и трусливый волк в минуту решающей схватки делается яростным и дерзким. (Г. Федосеев.) 3. Ослепленный мраком старик долго стоял, тревожно прислушиваясь к лесному шуму. (Г. Федосеев.) 4. Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом дорога похожа на бесконечный туннель. (И.А. Бунин.)

Пример 7.

Александровский сад цвёл поздним цветом, красивый и ухоженный (Чивилихин).

Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (Шолохов).

Недалеко от дома, обнесённый оградой, раскинулся старинный парк.

Вышедший рано утром отряд прошел уже четыре версты (Л. Толстой). – Вышедший рано утром, отряд прошел уже четыре версты.

И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота (Шолохов)

Упр. 14. Прочитайте текст и найдите в нём пары определений. Обратите внимание на расстановку знаков. Не вызывает ли она у вас вопросов? Не увидите ли вы несоответствие между такой расстановкой и изученными ранее правилами?

Пещеры

Прекрасен и неповторим мир пещер. Под темным каменным небом растут необычные бесцветные мхи и травы, бесшумно пролетают странные перепончатокрылые птицы, похожие на ископаемых птеродактилей. Здесь дремлют тихие прозрачные озера и грохочут пенистые ревущие водопады. В их водах резвятся гибкие слепые протеи5 и обитает более двадцати разновидностей белых безглазых рыб. Под каменным небом можно увидеть дворцы поистине волшебной, сказочной архитектуры, причудливые цветы, занавески и драпировки5, сотканные из камня искусницей2-природой.

Упр. 15. Из каждого набора слов выпишите только те определения, которые в предложении могут быть однородными.

1. железный, невообразимый, веселый, фиолетовый, хвойный, жизнерадостный;

2. перепончатокрылый, изящный, микроволновый, молочнокислый, элегантный, веснушчатый;

Упр. 16. Расставьте знаки препинания в «отрезках» предложений:

1. … подъехал к просторному двухэтажному деревянному загородному дому чтобы … 2. … была клумба на которой расцвели белые желтые нежно-голубые … 3. … недорогим элегантным синим спортивным костюмом который …

Пример 8.

Обиженный таким приёмом и негодуя на своего приятеля, Володя решил немедленно уйти (Толстой).

К другу не учащай ходить, дабы, пресыщенный тобой, он не возненавидел тебя. (Солон.).

Лысый, он был по-своему благородно красив (И. Грекова).

Босая, маленькая, поджав руки, стояла она перед ним, шептала что-то… (Бунин.)

Надя, как и во все прошлые майские ночи, села в постели и стала думать. А мысли были всё те же, что в прошлую ночь, однообразные, ненужные, неотвязчивые (Чехов).

В голубом блеске их вдали вставала горная цепь, сверкая синими огнями, серебряная и холодная, а когда молнии гасли, она исчезала, как бы проваливаясь в тёмную пропасть (Горький).

Пример 9.

Беды и трагедии народные, русские Бунин переживал как свои собственные. (По Крутиковой.)

Я не распространяюсь о важности народных песен. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа (Гоголь).

Его усы, густые, длинные, беспрестанно вздрагивали, как у кота (Горький).

В обед прибежал Федя, взволнованный, счастливый, и, задыхаясь от усталости, сообщил новость (Горький). – Федя прибежал взволнованный, счастливый.

Пример 10.

Солнце – не огнистое, не раскалённое, как во время засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо-лучезарное – мирно всплывает под узкой и длиной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман (Тургенев).

Так рождался бунинский стиль – сдержанный, но не бесстрастный, а внутренне напряжённый, звенящий каждым словом (Крутикова).

Бунин в своём творчестве ставил и пытался разрешить множество проблем, которые подсказывала ему жизнь: не только нравственных, психологических, но и бытовых, социальных, экономических и политических – он улавливал их в способах мышления и чувств, в привычках и побуждениях русского народа.

Вечно холодные, вечно свободные, нет у вас родины, нет вам изгнания (Лермонтов).

Сверкают, разноцветные, в причудливом саду (Брюсов).

Дитя сама, в толпе детей играть и прыгать не хотела (Пушкин).

Полный тревожных мыслей, я вошёл в комендантский дом (Пушкин).

Такая задача не под силу не то что неподготовленному мне, но и самому квалифицированному специалисту.

Упр. 17. Найдите предложение с обособленными распространёнными однородными определениями.

(1) Была весна, ранняя и суровая, как зима, но в другом роде. (2) Недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд. (3) Рыбачьи лодки, вытащенные на берег и напоминающие хребты громадных рыб, образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей. (4) Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. (5) На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, нёсшийся с береговых холмов в пустоту горизонта делал “открытый воздух” суровой пыткой. (6) Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.

Упр. 18. Найдите предложение с обособленными распространёнными однородными определениями.

(1) Была весна, ранняя и суровая, как зима, но в другом роде. (2) Недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд.

(3) Рыбачьи лодки, вытащенные на берег и напоминающие хребты громадных рыб, образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей. (4) Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. (5) На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, нёсшийся с береговых холмов в пустоту горизонта делал “открытый воздух” суровой пыткой. (6) Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.

Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины.

Пример 11.

С моря веет свежестью в его высокий лоб, весь в мелких морщинах (Горький).

Все вдруг оставили работу, обернулись к нам лицом, низко поклонились, а некоторые крестьяне, постарше, поздоровались с отцом и со мной (Аксаков).

Ребятишки постарше, отталкивая малышей, вертелись у него под руками… (Рыленков.)

Барыня, в чепце, в белом капоте, вся обложенная подушками, сидела в кресле (Тургенев).

Окаймлён летучей пеной, днём и ночью дышит мол (Блок).

Лил дождь – и сверкает асфальта река, широка, глубока (Щипачёв).

Шумит детвора, и по новым аллеям проходят матросы, в плечах широки (Щипачёв).

Пример 12.

Вот и осталось мне только одно сомнительное удовольствие – глядеть из окошка на рыбную ловлю (Куприн).

Для нас, писателей, ругань ничего не значит. Мы живём для того, чтобы на нас кричали; одно только молчание нас губит. (Джонсон.)

Знания, не рождённые опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. (Леонардо да Винчи.)

Смышлёные звери, бобры зимуют разумно. (Зуев.)

Рядом с Кудряшом в пьесе выступает Кулибин, местный мещанин и «механик-самоучка». (Поспелов.)

Славные сыны рабочих и крестьян – волгарей.

Григорий Иванович через зыбкие мостки прошёл на конторку и сел, глядя на тот берег, зеленый и крутой, где между деревьями на юру стоял белый дом с куполом и колоннами, всегда забитый досками поперек окон, – усадьба Милое. (По А.Толстому.)

Вошла его сестра Мария. – Вошла его сестра, Мария.

Упражнение 19. Расставьте в предложениях знаки препинания и скажите, сколько человек находилось в комнате.

На диване устроились мой брат молодой врач приезжая дальняя родственница матери юная девушка и я. В кресле и на стульях расположились наша соседка женщина средних лет её муж красивый седой старик маленький мальчик чей-то плачущий внук.

Пример 13.

По ночам часто плакал во сне пёс, по прозванию Фунтик, – маленькая рыжая такса (Паустовский).

Старинные туристские справочники, или путеводители, усиленно рекомендовали путешествовать по Владимирской земле. (По Солоухину.)

Упр. 20. Сравните два примера. Найдите в них приложения. Определите, какое из них имеет добавочное значение, и выделите его запятой.

1. Древнегреческий поэт Гомер создал увлекательную историю о странствиях хитроумного Одиссея.

2. Любитель шуток и мистификаций Артур Конан Дойл изготовил несколько «фотографий» призраков и духов, на одной из которых был «учитель фехтования» с шестью руками.

Упр. 21. Прочитайте предложения. Найдите определения и установите, чем они выражены.

1. Напротив меня сидела красивая девушка.

2. Напротив меня сидела девушка с красивым лицом.

3. Напротив меня сидела девушка-красавица.

Сделайте вывод о том, что такое приложение.

Упр. 22. Прочитайте текст. Проанализируйте предложения, в которых есть приложения. Объясните пунктуацию при обособлении приложений.

Русские богатыри

Самый любимый народом герой былин – богатырь Илья Муромец – сильный, стойкий, независимый, неподкупный, сдержанный, спокойный. Таков идеал, вылепленный русским народом. К князьям, боярам и попам особого уважения нет. Илья Муромец, «деревенщина», освобождает города от вражьей силы, очищает дороги от разбойников.

Смелый Добрыня Никитич и весёлый Алёша Попович стоят вместе с Ильёй на заставе богатырской, вместе с ним защищают родную землю.

В Новгороде без удержу вольничает молодой силач Василий Буслаев.

Но сильнее всех Микула Селянинович, простой русский мужик, преодолевший земное тяготение, любящий землю, которую пашет. (Н.Н. Михайлов.)

Какие ещё случаи и способы обособления приложений существуют? Перечислите их и приведите примеры, иллюстрирующие сформулированные положения.

Упр. 23. Спишите, расставляя знаки препинания. Выделите приложения графически, над определяемым словом поставьте крестик.

1. За весной красой природы лето знойное пройдёт. (А.С. Пушкин.) 2. Ветер нарушитель тишины шумит, скользя во мраке вдоль стены. (М.Ю. Лермонтов.) 3. К чаю единственному нашему блюду в это утро полагалась горсть сухарей на троих. (Г. Федосеев.) 4. В лодке сидел старик рыбак и его внучка школьница.

Почему в четвертом предложении выделено слово?

Какого случая обособления приложения нет в этом упражнении?

Упр. 24. Составьте и запишите предложения, используя в качестве приложений слова, данные в скобках. Графически объясните пунктуацию в записанных предложениях.

1. В распоряжении агронома был серый конь (по кличке Буран). (По С.П. Антонову.) 2. Схлынувшая вода очистила городище лежавший между мельницей и нашей усадьбой (то есть луг). (По В.В. Вересаеву.) 3. Маше стало жаль расставаться с этим берегом с лугами с дедом (корзинщиком). (По К.Г. Паустовскому.) 4. Две радуги опрокинулись над вершинами (подруги). (По К.Г. Паустовскому.) 5. Посоветовала Маше ехать пароходом бабушка (вдова речного капитана). (По К.Г. Паустовскому.) 6. Мы идём с Ладой вдоль небольшого озерка (моей охотничьей собакой). (По М.М. Пришвину.)

Упр. 25. Найдите предложение с обособленным приложением.

(1) Удивительно, как один человек может начисто испортить настроение нескольким людям. (2) А эти люди не могут ничего сделать для восстановления самой обыкновенной справедливости. (3) А эта девчоночка Надя, совсем букашка, по-моему, просто боится возвращаться домой и наверняка будет околачиваться во дворе до самого вечера, пока не вернутся с работы её родители. (4) А потом я подумал о Наде и о всех тех людях, которые были незаслуженно обижены, и никто к ним вовремя не пришёл на помощь.

Упр. 26. Вставьте в предложения подходящие по смыслу приложения. Запишите, поставьте нужные знаки.

Пример 14.

Сбоку от шторы было видно, как снег, нестерпимо яркий, кишел под фонарем, расплываясь большими хлопьями в областях рассеянного света и мельчая, буквально сатанея под самой лампой в спортивном кепочном козырьке. (Славникова.)

Каковое чудище, как рассказывает нам Мэри Шелли, сбежав от своего создателя, скрывалось где-то рядом с городом у крестьян, то есть вот где-то здесь, в этой столь хорошо впоследствии знакомой мне местности, по которой я ехал в тот день с Аннеттой и колонелем впервые и которая вдруг далеко увиделась мне, как будто вся раскрылась передо мной, когда, проехав, наконец, неинтересный город, мы свернули с главной дороги направо — и как-то сразу все кончилось, кончились бензоколонки, рекламные щиты, супермаркеты, серые сараи предместья, развилки и светофоры, остались только поля, далекий очерк синеющего и падающего за край зримости леса, облачные громады над разбегающейся равниной. (Макушинский.)

Необходимо осознать свои ошибки, а осознав, стремиться не повторять их. Волны обратно на землю не отражаются, а, пройдя сквозь эти слои, уходят в пространство.

Обиженный таким приёмом и негодуя на своего приятеля, Володя решил немедленно уйти (Толстой).

Пример 15.

Пришли туда и сели на двух пуфах рядом друг с другом и держась за руки (Горький).

Он работал не покладая рук.

Он шел не оглядываясь. Сидел прислонясь к стене. Идёт согнув спину.

Он шел не оглядываясь. – Он торопливо шел, не оглядываясь.

Можно ответить и не смущаясь.

Она сидела ожидая. – Она сидела, ожидая ответа.

Всё изменилось начиная со вчерашнего вечера.

Нужно действовать смотря по обстоятельствам.

Деканат составил ведомость, исходя из рейтинга студентов.

В школе, начиная с пятого класса, изучают два иностранных языка.

Упр. 27. Прочитайте текст. Найдите добавочные сказуемые-обстоятельства. Объясните постановку знаков препинания.

В 1959 году небольшое судно, выйдя из колумбийского порта, потерпело аварию в открытом море. Оказавшись в воде, люди подверглись нападению акул. Помощь пришла неожиданно. Дельфины, вступив в бой с хищниками, спасли людей. Отогнав акул далеко в море, они вместе с людьми встретили спасательное судно. (Из газет.)

Упр. 28. Запишите каждое слово в соответствующий столбик таблицы.

Летая, докрасна, сияющая, умчалась, молча, сияя, попросту, шелестела, нарисовав, никогда, развеселившись.

Упр. 29. Перед вами перепутанные пословицы. «Распутайте» их, перепишите и подчеркните деепричастия.

1. Не давши слова, не суйся в воду. 2. Снявши голову, крепись, а давши, держись. 3. Не зная броду, по волосам не плачут.

Упр. 30. Используя слова для справок, вставьте подходящие по смыслу деепричастные обороты. Есть ли среди них устойчивые выражения (фразеологизмы)? Нужно ли обособлять фразеологизмы в предложении? Почему?

Перепишите, расставляя знаки препинания.

Слова для справок: не взвесив всех возможных трудностей, очертя голову, преодолевая неохоту, скрепя сердце, будучи совершенно искренним, положа руку на сердце, не работая, сложа руки, торопясь к поезду, сломя голову.

Упр. 31. Для выполнения этого упражнения вам необходимо помнить не только правило об обособленных обстоятельствах, но и об однородных членах предложения.

Спишите. Прежде чем расставить знаки препинания, возьмите все союзы И и А в кружочки и выясните, что они присоединяют.

1. Я сложил головешки5 раздул огонь и добавив в котелок снега разбудил всех. (Г. Федосеев.) 2. Хребет убегая далеко на юг терял высоту и расплываясь по широкому горизонту исчезал в синеющей дали. (Г. Федосеев.) 3. Медведи продолжали идти гуськом не прибавляя шагу и не изменяя направления своего пути. (И. Соколов-Микитов.) 4. Ярко освещая стоянку и отбрасывая в глубину леса трепещущие тени старых лиственниц костер по-праздничному играет пламенем. (Г. Федосеев.) 5. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели. (Л.Н. Толстой.) 6. Медвежата согрелись и сразу уснули а проснувшись утром стали знакомиться с обстановкой комнаты. 7. Реки шумно текут в горах а выйдя на равнину умолкают.

Упр. 32. Расставьте знаки препинания. Запишите номер каждого предложения в соответствующий столбик таблицы.

Однородные члены соединены одиночным «опасным» союзом (И или ИЛИ)

Однородные члены соединены интонацией, или «безопасными» союзами (А, НО, ТО…ТО и т.д.), или повторяющимися«опасными» союзами

1. Однажды Андерсен видел, как Дюма писал свой очередной роман то громко переругиваясь с его героями то покатываясь от хохота. 2. В далекой высокогорной стране Тибет много монастырей. Священнослужители-ламы, которые в них живут, проводят жизнь не только творя молитвы не только исцеляя5 больных не только собирая лечебные травы. Они еще рискуя жизнью совершают полеты на огромных воздушных змеях держась руками за веревки и упираясь ногами в специальные приспособления. 3. Стремительно скользя по снегу и весело размахивая палками мимо меня пронеслась разрумянившаяся лыжница. 4. И улыбаясь и размахивая руками Ваня что-то взволнованно рассказывал.

Упр. 33. Расставьте знаки препинания в «отрезках» предложений. Будьте внимательны, различайте деепричастия и наречия.

1. Лучи света попадая на … 2. … оказавшись на стене или другой плоской поверхности сохраняют … 3. Обведя эту тень карандашом или углем можно получить … 4. … задолго до изобретения фотографии научились получать изображения человека не тратя при этом … 5. Отец молча наблюдал за … 6. … раскричавшись переполошила …

Упр. 34. Найдите обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами. Какие обороты требуют обязательной постановки запятой?

1. Луговые цветы в этом году благодаря постоянным дождям необыкновенно ярки и пышны. (М.М. Пришвин.) 2. Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин. (Н.В. Гоголь.) 3. В долгой жизни своей видывал я путешественников до глубокой старости не утративших несмотря на возраст своей страсти. (И. Соколов-Микитов.) 4. В то время за отсутствием трамваев поездка в Сокольники занимала добрый час. (М. Осоргин.) 5. Утром несмотря на непогоду миноносцы снялись и пошли дальше. (В.К. Арсеньев.)

Упр. 35. Поработайте корректором! Перепишите предложения, исправляя пунктуационные ошибки.

1. Лучи солнца проходя сквозь насыщенный парами воздух, падали тут и там снопами. (М.М. Пришвин.) 2. Мальчик вел на поводке собаку махая хвостом; она обнюхивала тротуар. 3. Солдаты, несмотря на шквальный огонь бросились в атаку.

Пример 16.

Екатерина Александровна резким движением поднялась с колен и села на порог, лицом к пруду (А. Толстой).

Толкнул дверь, вошёл и увидел на диване, рядышком, в сумерках две фигуры (А. Толстой).

Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.

Мы свернули сначала в одну арку, затем в другую, затем еще в какую-то третью, прошли сквозь затхлый подъезд с полуломанными и ржавыми почтовыми ящиками, поднялись, на дергающемся лифте, на последний этаж и затем на чердак по загибавшейся за лифтовую шахту лестнице — и долго шли потом по этому чердаку, едва освещенному одной-единственной, уже далеко позади, у самого входа, оставшейся лампочкой, по длинным, очень скрипучим доскам, переброшенным, как гать через болото, через гулкую его темноту, покуда не добрались, наконец, до обитаемой части этого чердака, отделенной от внешнего враждебного мира классической советской дверью, с клочьями грязной ваты, выбивавшейся из-под рыжей обивки; за дверью был свет, голоса, табачный дым, треньк гитары (Макушинский).

Пример 17.

Благодаря им Киевскую Русь на физмате студенты знали не хуже, чем на историческом факультете (В. Распутин «Новая профессия») – Киевскую Русь на физмате студенты, благодаря им, знали не хуже, чем на историческом факультете.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *