Я музыкант что делать первые шаги в музыкальной индустрии
«Я музыкант. Что делать?». Инструкция о первых шагах в музыкальной индустрии
Институт музыкальных инициатив (ИМИ) подготовил большое и подробное руководство для молодых артистов. Как организовать концерт, чем отличается продвижение в разных социальных сетях, какой процент с продажи билетов берут клубы и зачем нужны лейблы, когда свое творчество можно продавать через стриминговые сервисы? Об этом рассказали профессионалы музыкальной индустрии.
Организация клубного концерта
Инструкция разделена на четыре главы. В первой рассказывается о том, зачем музыкантам промопакет и райдер, как выбрать концертную площадку и как организовать информационную поддержку выступления.
Промопакет — это портфолио музыканта, его лицо. В нем обязательно должен быть пресс-релиз — документ с основной информацией о проекте. Материалы из него будут использовать паблики, которым вы будет предлагать свое творчество, СМИ и организаторы концертов. Составлен он должен быть так, чтобы сторонний читатель понял, о чем ваш проект. Так, например, выглядел самый первый пресс-релиз группы «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки». «Невыстроенный и наивный, этот текст тем не менее привлекал внимание к группе».
Понадобятся также фото, демо-записи песен и видео концертов. Фотографии должны быть профессиональными и разных форматов. Для афиш, например, больше подходят вертикальные фото, а для постов в соцсетях — горизонтальные. Демо, если у вас еще нет релизов, — ваша визитная карточка, которая поможет добиться организации первых выступлений. Вот, например, демо-запись инди-музыканта Сергея Сироткина пятилетней давности. ИМИ рекомендует записать хотя бы три трека — сделать это можно, например, на репетиционных точках, где есть услуга поканальной записи репетиции. Не менее важны и видео выступлений: по ним организаторы понимают, насколько хорошо артисты звучат и выглядят живьем.
Площадку нужно выбирать подходящего формата и вместимости. Изучите расписание клуба: если в нем играют близкие вам по духу команды, это хороший знак. За площадкой скорее всего следит ваша потенциальная аудитория, или как минимум руководство клуба лояльно к подобной музыке. Чем больше клуб, тем важнее для организаторов роль билетной выручки.
Обязательно прописывайте в райдере все детали. Частая ситуация: музыканты предполагают, что на площадке будет сольный барабан и приезжают без него. Поскольку чаще барабанщики используют собственный «сольник», может оказаться, что в клубе этого барабана не будет — выступление окажется под угрозой срыва.
Продвижение артиста в социальных сетях
Важная составляющая музыкальной карьеры — продвижение творчества. Этому аспекту посвящена вторая глава инструкции. Эксперты ИМИ рассказывают, например, чем реклама во «ВКонтакте» отличается от промоутинга в Facebook, Instagram и YouTube. «ВКонтакте» — самая популярная для продвижения музыки социальная сеть в России, так что владеть ее рекламным кабинетом — необходимость для музыкантов, занимающихся промоушном самостоятельно. Артистам, нацеленным на Запад, стоит больше сосредоточиться на фейсбуке. Инстаграм лучше подойдет артистам с ярким визуальным стилем или интересным lifestyle-блогом. А YouTube рассчитан на тех, кто готов выкладывать видеоконтент на регулярной основе: нишевая музыка сама по себе не попадет в тренды платформы, поэтому придется вкладываться в продвижение.
Основные положения авторского права
Третья часть рассказывает о юридической стороне музыкальной жизни. Кто такие автор и соавторы, что такое исключительное право и что означает его передача? Что такое смежные права и лицензионный договор? Как доказать наличие у вас авторских прав и что делать, если ваши права нарушили?
Дистрибуция музыки: стриминги, лейблы и агрегаторы
В последней части профессионалы индустрии рассказывают о том, как распространять свою музыку в сети и отвечают на важнейший для независимых музыкантов вопрос: стоит ли идти на лейбл?
В эпоху, когда кто угодно может сам продавать свою музыку через стриминговые сервисы, изменилась роль лейблов. Как и раньше, они выступают в качестве фильтра — выделяют из моря артистов тех, в чей успех верят. Однако сегодня артистам вовсе необязательно подписывать с лейблом контракт на пять альбомов. Лейблы не вмешиваются в творчество, но могут помогать продвигать музыку на стримингах, организовывать концерты и интервью, заниматься промо и маркетингом релизов. Подробнее об этом можно почитать в главе «Что рекорд-лейбл может дать артисту сегодня».
Все самое интересное в пределах вашей ленты — на страницах «Цеха» в Facebook и Instagram
Я музыкант что делать первые шаги в музыкальной индустрии
ИМИ запись закреплена
Мы подготовили масштабный спецпроект — инструкцию «Я музыкант. Что делать? Первые шаги в музыкальной индустрии». Она адресована всем, кто хочет выступать, записываться, продвигать свою музыку в соцсетях и разобраться в том, как артистам могут помочь лейблы и дистрибьюторы.
Из четырех глав инструкции вы узнаете, как самостоятельно организовать клубный концерт, вести и оформлять соцсети, размещать музыку в стриминговых сервисах, а также сможете получить базовые знания в сфере авторского права.
Авторы глав и рецензенты — признанные профессиональным сообществом эксперты с многолетним опытом, которые работали в клубах, компаниях-дистрибьюторах, на рекорд-лейблах, вели PR- и SMM-кампании концертов и фестивалей, а также занимались менеджментом артистов.
Благодарим компанию Harman за поддержку проекта. Обратите внимание на главу в инструкции про оборудование для начинающих музыкантов.
Составитель: Илья Зинин (редактор «ИМИ.Журнала»)
Редактор: Лев Ганкин (музыкальный журналист, ведущий программы «Хождение по звукам» на радио «Серебряный дождь» и подкастов Arzamas)
Тексты: Антон Выборнов (глава отдела маркетинга лейбла Respect Production), Алексей Галяткин (советник по юридическим вопросам Universal Music Group), Кирилл Марковский (юрист ГБУК г. Москвы «Московский продюсерский центр»), Илья Зинин
Рецензенты: Александр Горбачев (сценарист креативной студии Lorem Ipsum, редакционный советник ИМИ, музыкальный журналист), Ксения Карло (арт-менеджер клуба Powerhouse Moscow), Алексей Аляев (генеральный директор лейбла Soyuz Music), Андрей Бегтин (специалист отдела маркетинга музыкальной компании ONErpm), Максим Динкевич (шеф-редактор «ИМИ.Журнала»).
Я музыкант что делать первые шаги в музыкальной индустрии
Прежде всего для артистов, которые готовы выкладывать видеоконтент на постоянной основе, вкладываться в инструменты продвижения внутри YouTube, сознательно увеличивать свое присутствие на площадке — не только на своем канале. Стоит понимать, что нишевая музыка сама по себе не получит широкого распространения и не попадет в тренды YouTube; вам неизбежно придется вкладываться в продвижение вашего контента на крупнейшем видеохостинге. Возможно, эффективнее будет заливать «узконаправленные» ролики на другие площадки и таргетировать их путем видеорекламы уже там.
Рекомендации по продвижению
В YouTube хорошо работают коллаборации с блогерами и упоминания вас на других каналах, однако тут следует быть осторожным: прямая реклама может вызвать негативную реакцию пользователей, а нативная (то есть та, которая воспринимается как часть просматриваемого сайта, обычно не идентифицируется как реклама и, следовательно, не вызывает у аудитории отторжения) не даст прямых переходов или конверсий, кроме общей узнаваемости. Такое промо нужно использовать параллельно с общей рекламной кампанией.
Из прямых инструментов продвижения видео можно отметить прероллы In-Stream (видео, которые появляются внутри роликов) и формат Video Discovery (реклама в поиске и блоке «Рекомендуемое»). Эти «помощники» гарантированно дадут дешевые живые просмотры (при правильной настройке), однако, как всегда, успех кампании будет зависеть от материала и того, насколько аудитория после знакомства с ним захочет подписаться на канал или пройти по ссылке.
Кроме того, надо понять, готов ли артист действительно развивать канал, потому что на YouTube очень ценится стабильная публикация контента. Если у вас выходит один клип в год и больше ничего не происходит, о системе рекомендаций в целом можно забыть, потому что канал считается мертвым.
«Хочу музыки, а вот этого всего не хочу»: как начать работать в музыкальной индустрии
Как правило, естественное желание «сделать пирсинг и играть рок» возникает у подростков. Но зачастую, бывают ситуации, когда взрослые и состоявшиеся люди приходят к выводу о том, что работа в офисе — это не для них.
На работе что-то не складывается или не приносит удовольствия, «белые воротнички» задумываются о романтике концертных туров или о смене рутинного ритма клавиш на вращение пластинок, а кто-то видит себя в студии у микрофона. Менять свою жизнь никогда не поздно, но некоторые нюансы лучше знать заранее, чтобы быть готовыми ко всему.
Мы решили начать цикл материалов по этой теме с рассказа о том, как устроиться на радио.
Демка (демо, демо-запись) — самый важный и самый первый этап, с которого нужно начинать готовиться к новой работе. Демка — это визитная карточка, не менее важная, чем резюме: это 30-секундный пробный выход в эфир, который даёт возможность будущему начальству оценить вашу речь, голос и способности. Абсолютно все описания вакансий на позиции радиоведущих содержат строчку «резюме без демо не рассматриваем».
Нет необходимости отправлять часовую запись программы, которую вы вели на школьном радио или диктофонную запись с вашим чтением Есенина.
1. Запишите хорошую демку
Самый правильный вариант — посетить любую звукозаписывающую студию и объяснить звукорежиссёру, что вам нужна 30-секундная демо-запись для радио. С собой можно взять готовый текст, чтобы всё получилось идеально. В тексте — должен быть ваш «выход в эфир». Если работодателя всё устроит, он сможет более внимательно ознакомиться со способностями соискателя уже на своей аппаратуре.
Не нужно тривиальных рассказов о хорошей погоде за окном или «самой лучшей музыке на волнах нашей станции».
Многие диджеи так делают, но лучше за полминуты рассказать, что далее в эфире такая-то композиция, которая, между прочим, в таком-то году заняла первое место в индонезийском чарте, а сегодня «рвёт» хит-парады Китая.
Подойдёт любая интересная и короткая история. Важно понимать, что вы готовите маленький спектакаль одного актёра. Фоном на вашей речи будет играть музыка. Это — так называемая «подложка». Сейчас чаще всего в качестве «подложки» используется вступление к песне (здесь мы рассказывали об этом подробнее).
2. К каждому собеседованию надо готовиться
Этот, казалось бы, очевидный совет часто игнорируют новички. Есть мнение, что если при устройстве на радио вызвали на собеседование, то вас точно возьмут на работу. Это действительно так: если вами заинтересовались, то большая часть отбора позади, но очень важно на этапе собеседования закрепить результат.
Если вы метите на позицию ведущего новостей, покажите, что ориентируйтесь в повестке: выучите ключевых ньюсмейкеров, имена самых важных политических деятелей и ознакомьтесь с тем, как подаёт новости радиостанция, на которую вы устраиваетесь. На собеседовании, как правило, первым вопросом будет такой: «Какие, на ваш взгляд, самые важные новости этой недели» — сразу называйте то, что есть в повестке дня и обоснуйте, почему считаете именно эти новости важными. Мнение может не совпадать с мнением руководства, но уверенная «защита» своей точки зрения будет даже плюсом.
Если вы хотели бы стать ведущим эфира, определённо учите плейлист станции, горячие хиты, которые ротирует ваше будущее руководство. Желательно запомнить, как располагаются песни в хит-параде станции. И самое главное — сносный английский, чтобы названия песен в эфире звучали правильно, потому что если Jamiroquai внезапно становится «йамирокиаем» — это провал.
3. «Знай, куда идешь»
Как и при любом собеседовании, хорошенько изучите будущее место работы: на радио работают тщеславные люди, и они с гораздо большим удовольствием сработаются с тем человеком, которому нравится то, что они делают.
Фото Alan Levine PD
4. «Учить» будут все
Когда вас примут на работу, будьте готовы к постоянному обучению. В работе каждой радиостанции есть миллион нюансов, которые надо очень быстро запомнить.
Самый ценный сотрудник — тот, кто быстро вникает. В сфере радиовещания это важно вдвойне. «Медленных» людей могут запросто убрать и тут же заменить новыми.
«Учить» будут старшие коллеги, редакторы, менеджеры по рекламе, даже офис-менеджеры и бухгалтеры. Внутренний распорядок, эфирные тонкости, корпоративный кодекс — всё это обрушивается на нового сотрудника. На этом этапе важно внимательно всех слушать и не огрызаться, даже если вы «все уже знаете».
На радио часто можно встретить нарциссов и снобов, которые, при обучении могут смотреть слегка свысока: например сказать, что «такой выход в эфир я делал лет пятнадцать назад, когда только начинал работать».
Конечно, это обидно, но ругаться с коллегами не стоит. На радио коллеги — это семья, от них зависит и ваш отпуск, и ваши отгулы, и ваше свободное время.
На радио не бывает так, что в «офисе» никого нет. Если вам нужен выходной, то в эфире вас должен заменить ваш коллега, которого придётся об этом просить.
Впитывайте новое, быстро обучайтесь и не конфликтуйте — тогда работа пойдёт.
5. «Ставить свою» музыку не получится
Если вы идёте на радиостанцию с мыслью о том, как вы «сейчас научите этих доходяг рок-н-ролл любить», забудьте.
Есть плейлист, есть формат, есть программный директор (ранее мы как раз писали о том, как формируют плейлисты на радио). Шаг вправо или шаг влево от плейлиста — это попытка саботажа эфира, штраф или увольнение.
В редких случаях, когда у сотрудника есть имя и отменный музыкальный вкус, ему дают музыкальный карт-бланш в рамках формата, но и спрос с него будет двойной.
6. Самосовершенствоваться придётся всегда
Это значит, что даже спустя 20 лет работы надо:
7. Бонусный совет
Ходите на корпоративы своей радиостанции. Во-первых, это лучший способ подружиться с коллегами. Во-вторых, работники радиостанций вне эфира всегда «творят рок-н-ролл».
В-третьих, никогда не знаешь, чем кончится такой корпоратив. Стартовать он может в восемь вечера во дворике радиостанции, а закончиться в шесть утра в караоке в Химках.
P.S. Чем еще мы делились с вами на GT на этой неделе:
Я музыкант что делать первые шаги в музыкальной индустрии
Для начала стоит задать себе вопрос: а чем вы можете заинтересовать лейбл? Чтобы выходить с предложением, вам нужны хоть какие-то достижения: наработанная и активная аудитория, концерты, участие в фестивалях и хотя бы минимально успешные релизы. Шанс, что никому не известного новичка заметят и подпишут на лейбл, — один на миллион.
Далее необходимо изучить бэк-каталог лейбла и посмотреть на других его подписантов. Сочинитель экспериментальной электроники вряд ли получит контракт с крупным мейджором, а поп-артисту, напротив, не имеет особого смысла обращаться в DIY-панк-лейбл.
Впрочем, крупные компании сегодня тоже активны как никогда. Российские представительства мейджоров (Universal, Warner Music и Sony Music) впервые за всю историю существования начали расширять локальный бэк-каталог и массово подписывают контракты с российскими музыкантами.
Среди подписантов крупной рекорд-компании Soyuz Music можно найти и молодых хип-хоп-артистов, и металлистов, и звезд российского рока. Выбор лейблов сегодня очень большой, и их представители крайне заинтересованы в новой музыке. Существуют лейблы, которые ориентированы только на нее — например, созданный владельцем питерской «Ионотеки» Александром Ионовым «Ionoff Music».
Не менее активны и нишевые лейблы. Если вы представитель той или иной субкультуры, то, скорее всего, знаете о них, наверняка там издаются близкие вам по духу музыканты. Именно такой лейбл, вероятно, лучше всего поможет распространить информацию о вас среди вашей потенциальной аудитории.