Я петя мамонов такой же нервный и издерганный
Памяти Петра Мамонова: От рокера до отшельника
Известный актер и музыкант Петр Мамонов умер от последствий коронавируса. Ему было 70 лет.
Фото, видео: globallookpress.com © Ekaterina Tsvetkova; globallookpress.com / Svetlana Mal’tseva, Youtube @WolfTVMusic, РИА Новости / Игорь Михалев, РИА Новости / Михаил Воскресенский, ТАСС / Смирнов Владимир, globallookpress.com / Anatoly Lomohov
Артист Петр Мамонов прославился еще в 80-х. Основатель рок-группы «Звуки Му» ездил по стране, давал провокационные интервью, а через пару лет очень изменился. Мало кто мог поверить, что набожный Петр Мамонов — в прошлом скандальный музыкант.
Рокерское прошлое Петра Мамонова
После этого случая Мамонов немного успокоился: окончил школу, поступил в полиграфический институт, работал корректором и заведующим отделом писем в журнале «Пионер». В то же время Петр не переставал писать песни: в 1980-м он сочинил около семидесяти текстов. Чуть позже Мамонов решился создать собственную рок-группу с младшим братом Алексеем Бортничуком и друзьями, Павлом Хотиным и Александром Липницким. Коллектив назвал себя «Звуки Му» и впервые выступил в 1984-м. Через год группа прошла прослушивание в Московской рок-лаборатории, которая позволяла музыкантам выступать легально. Друзья Мамонова сочли это предательством и полагали, что Петр сделает ради заработка все. Впервые «Звуки Му» выступили на концертах рок-лаборатории лишь в 1986-м.
Молодой Петр Мамонов. Фото: РИА Новости / Игорь Михалев
« Очень хотелось бы в золотом костюмчике и тридцать девочек…и вышел Петр Николаевич потихоньку, королем », — смеялся молодой Мамонов, говоря о старости.
В то время состав коллектива часто менялся: все потому, что Петр постоянно предъявлял участникам жесткие требования и заставлял писать новый материал, к которому слушатели еще не привыкли.
Конец группы «Звуки Му»
«Жизнь — это деятельность. Мы все уже действуем, только это надо фиксировать, уметь это отлавливать, анализировать, превращать в какие-то литературные труды, отлично сделанный стол, шкаф или землю вспахать…это же все одинаковое », — утверждал Петр Мамонов.
Петр Мамонов и группа «Звуки Му». Фото: globallookpress.com © Euguenii Matveev
В 90-х Мамонов запускал новые проекты, но так и не повторил былую славу. Участники коллективов уточняли, что работать с Петром невозможно: он часто запирался в студии и творил в одиночестве. В 1993-м Петр возродил группу «Звуки Му» с новым составом музыкантов и даже выпустил альбом «Грубый закат». Коллектив не мог повторить те причудливые сочетания звуков, которые нравились зрителям, и хоть выступления были успешными, отношения между участниками коллектива были напряженными.
«Группа — сложнейший организм, и не каждый может позволить себе за ним ухаживать. Я потерял „Звуки Му“ именно потому, что не выстраивал отношения внутри коллектива, а пытался давить на всех сверху », — рассказывал Мамонов.
Со временем Мамонов начал проявлять интерес к театру и кинематографии, музыке отдавал меньше внимания. В 1996-м «Звуки Му» снова распались, Петр Николаевич решил посвятить время новым увлечениям.
Актерские работы Петра Мамонова
Мамонов проявил интерес в кино. Он появился в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз», где сыграл отчаянного саксофониста Алексея. Режиссер написал героя, вдохновляясь характером Мамонова, Поэтому поверить в перформансы героя было легко. Интересно, что по фильму герой Мамонова отправляется в психиатрическую больницу — когда-то в таком учреждении побывал и Мамонов, притворяясь сумасшедшим, чтобы не идти служить в армию.
Петр Мамонов в фильме «Такси-блюз». Фото: РИА Новости
Фильм «Такси-блюз» был достаточно успешным. Мамонов присоединился к труппе театра Станиславского и играл в нескольких спектаклях. Как и с музыкантами когда-то, он не нашел общий язык с труппой.
«Неудачный был опыт, не получился спектакль. Я вот тогда понял, что работать с коллективом — это не мое. И режиссура — тоже не моя профессия», — рассказывал актер.
Из-за популярности Петр чувствовал себя некомфортно и в 1995-м переехал жить в деревню. По словам бывшего музыканта, после распада проекта всей его молодости, «Звуков Му», он переживал крах личности и не видел смысла в жизни.
«У меня был полный крах жизни. Я уперся рогом в сорок пять лет, когда у меня и бабки были, и слава, и дети, и жена хорошая. А жить мне стало незачем» — признавался Мамонов.
В 2000-х Мамонову несколько раз предлагали работы в кино — мужчина отвергал любые предложения. Он еще работал в театре и поставил несколько спектаклей, но ушел, боясь самоповторения.
После длительного перерыва, в 2006-м, Мамонов вернулся в кинопроект к уже знакомому режиссеру Павлу Лунгину. В фильме «Остров» Петру Николаевичу досталась роль юродивого монаха, который отмаливает грех за расстрел друга в монастыре. Артист с трудом согласился на роль, советовался с духовником. Лунгин же видел в образе только Мамонова, и позже говорил, что актер на площадке будто играл самого себя. В картине были заняты звезды российского кино нулевых Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев, но и критики, и зрители обращали внимание только на пронзительную игру Мамонова.
Петр Мамонов в фильме «Остров». Фото: kinopoisk.ru
В 2009-м на экраны вышла новая картина Павла Лунгина «Царь». Мамонов сыграл Ивана Грозного. Зрители остались довольны актерской игрой артиста, несмотря на отсутствие у того актерского образования. Мамонов же был недоволен собственной работой в «Царе»: по его мнению, образ Ивана Грозного у него не получился.
«Мелковат я для русского царя », — заметил актер.
После выхода картин на экраны Мамонова можно было увидеть только на выступлениях. Артист выступал с лекциями о вреде алкоголизма, давал интервью, где рассказывал о приходе в христианство, ставил редкие моноспектакли.
Отшельничество в деревне
Переехав в деревню Ефаново с семьей, Мамонов словно начал новую жизнь — уединился от всех знакомых, закодировался. Из готовящихся альбомов Петр вырезал старый «треп» о бурной молодости. Сам он начал посещать церковь, ходил исповедоваться, молился. Ни о каком золотом костюмчике и тридцати девочках не шло и речи: хотя Мамонов в интервью называл это актерской работой. Журналисты пытались выведать у артиста: какова причина такой перемены?
«Если в человеке не заглушен голос совести, он рано или поздно встанет на верный путь », — просто отвечал Петр.
В попытке понять, кто же он и зачем пришел в этот мир, Мамонов даже обращался к духовникам и святым отцам. На склоне лет артист понял, что его миссия — осуществлять все, что приходит ему в голову.
Петр Мамонов в последние годы жизни. Фото: РИА Новости / Михаил Воскресенский
Он сделал радиопрограмму и до последних дней жизни записывал авторские песни в собственной студии. Для поклонников Мамонов рассказывал, что для него христианство и как он живет. Уже будучи пожилым, Петр Мамонов связывал распад легендарной группы «Звуки Му» с решением бога, а христианство считал не религией, а совестью.
Личная жизнь Петра Мамонова
Несмотря на бурную жизнь рок-музыканта, вторую половину Петр Мамонов нашел в молодости. Он женился в 1982-м. Избранницей артиста стала танцовщица Ольга. Спустя годы она переехала с мужем из шумной Москвы в деревню. С течением времени Ольга стала менеджером и концертным директором артиста. В браке у Мамоновых родились трое сыновей, появились внуки. Но жена артиста рассказывала, что долгое время они чувствовали себя чужими: Петру не нравились танцы Ольги, а она считала себя лишней в обществе пьяных друзей мужа. Отношения между супругами окрепли с возрастом, Ольга поняла, что Мамонов действительно любит ее и семью. Когда заболел один из сыновей артиста, Петр молился за выздоровление ребенка и чуть сам не заболел от горя и страха.
Петр и Ольга Мамоновы. Фото: globallookpress.com © Anatoly Lomohov
«Мне было очень весело, но окружающим – страшно»: каким был Петр Мамонов
Накануне вечером скончался Петр Николаевич Мамонов. Он умер от последствий коронавируса в реанимации московской больницы. Ему было 70 лет. Одни знают Мамонова как солиста и сооснователя легендарной группы «Звуки Му», другие — как блистательного актера, запомнившегося по лентам «Остров» и «Царь», третьи — как неуравновешенного панка, презирающего правила и законы мейнстрима. Он был всем: андерграундным праведником и одухотворенным шутом, перевернувшим с ног на голову русский шоубиз и открывшим портал в культурный космос.
Государственной регалии Мамонову так и не дали, но, как известно, и зрительская любовь в нашей стране приравнивается к высокому званию Фото: © Ekaterina Tsvetkova/Russian Look/globallookpress.com
В 14 лет в очках и обмотанный цепью от туалетного бачка сколотил первую рок-группу
Первые сообщения о тяжелом состоянии музыканта появились за две недели до его смерти. Тяжелая форма коронавируса, реанимация, искусственная вентиляция легких. О кончине Мамонова сообщила его жена Ольга на странице мужа в «Фейсбуке». А ведь всего несколько месяцев назад она просила присвоить супругу звание Народного артиста.
Государственной регалии Мамонову так и не дали, но, как известно, и зрительская любовь в нашей стране приравнивается к высокому званию, а порой и превосходит его. В случае с Петром Николаевичем именно так и случилось. Он был балагуром и эксцентриком в молодости, а в зрелые годы стал отрешенным от мира праведником разве что без тернового венка на голове.
К слову, из этой же школы и почти в то же время выгнали Александра Липницкого, будущего бас-гитариста легендарной группы «Звуки Му». Но до этого судьбоносного момента Мамонов успеет поработать наборщиком в типографии, массажистом, грузчиком, лифтером, кочегаром, банщиком, переводчиком с норвежского (эту профессию он унаследовал от матери), а также заведовать отделом писем в журнале «Пионер».
В 21 год будущий музыкант первый раз женился, но девушка не выдержала безумного образа жизни Мамонова и бесконечного алкогольного угара, в котором он перманентно пребывал. Позже артист признается в мемуарах: «Мне было очень весело, но окружающим — страшно».
«Звуки Му» появились на музыкальном горизонте, когда Мамонову было уже 30. Порой критики удивляются, как он смог выжить в череде дичайших драк и выплыть из ликеро-водочных рек. Но, к счастью всех будущих поклонников музыканта, Мамонов не просто пытался свести счеты с жизнью в жуткой коммуналке в Чертаново. Он писал песни, да так мощно и в таком количестве, что будущий известный музыкальный критик Артемий Троицкий тут же предложил собрать коллектив.
Он писал песни, да так мощно и в таком количестве, что будущий известный музыкальный критик Артемий Троицкий тут же предложил собрать коллектив Фото: © Anton Belitsky/Russian Look/globallookpress.com
«Я не люблю эту всю пьяную нашу молодость»
Современное молодое поколение сейчас вряд ли поймет, почему их родители мечтали попасть на подпольные концерты группы. Если же спросить современников Мамонова, они как один расплывутся в ностальгической улыбке. Его тексты были одновременно глубокими, острыми и пронзительными. Не обходилось и без юмора, но опять же — особенного, мамоновского.
Вся его жизнь, творчество, сочинительство, само присутствие на сцене определялось чем-то особенным, даже отдаленно не похожим на существующее. Он двигался в болезненной пантомиме вкупе с площадным скоморошеством. Неподготовленный зритель оказывался в странной западне: сначала шокировался, а потом влюблялся в это шаманское магическое действо. Довольно быстро «Звуки Му» обрели бешеную андерграундную популярность, но уже в начале 90-х Мамонов увлекся театром и кино и распустил группу. В своем «золотом» составе коллектив просуществовал недолго. Мамонов менял состав, названия, одно время сведя группу к дуэту «Мамонов и Алексей» со своим младшим братом, гитаристом Алексеем Бортничуком.
Кино он любил больше. И, надо сказать, камера отвечала ему взаимностью: сначала «Игла» с Виктором Цоем, затем роль саксофониста в «Такси-блюз» Павла Лунгина — главный приз Каннского кинофестиваля, «Ника» за лучшую мужскую роль. В «Игле» у Мамонова была почти безмолвная роль, но ему удалось перенести на экран свою неповторимую пластику. Тогда уже стало понятно, что Петр Николаевич — не только выдающийся рок-поэт и рок-артист, но и уникальный, ярчайший актер. Музыка постепенно уходила из его жизни. Ее место все чаще занимал кинематограф и театр. Мамонов блистательно сыграл в спектакле «Лысый брюнет» в театре им. Станиславского.
Мамонов продолжал сниматься и давать концерты до своего 70-летия, которое отметил за несколько месяцев до смерти Фото: © Vladimir Zaytsev/Global Look Press/globallookpress.com
Православный праведник, рассуждающий о философии незыблемых материй
В 45 лет произошел кардинальный перелом в жизни эксцентричного балагура. Произошел поворот на 180 градусов — закодировался от алкоголя, принял православие, фактически удалился от мира и был счастлив в этом новом для себя состоянии. Никаких бесов, соблазнов, безумств. Только благостный покой, который длился 10 лет. Но потом Петр Николаевич снова вернулся в кино. В 2005-м на экраны вышла черно-белая фантастическая лента «Пыль», а затем — новая притча Лунгина «Остров» о старце-целителе, который положил жизнь на замаливание грехов. За эту роль Мамонов получил высшие награды российского кино — «Нику» и «Золотого Орла», а сама лента собрала десятки кинопремий. Многие критики решили, что здесь Мамонов сыграл самого себя, хотя сам актер хотел отказаться от предложения Лунгина, потому что считал себя недостойным роли, а согласился только после благословения духовника.
Позже было еще несколько картин, но до успеха «Острова» они уже не добирались. Однако Мамонов не переставал работать. Он сыграл Ивана Грозного в новой ленте Лунгина «Царь», в одной из новелл комедийного мини-сериала «Шапито-шоу» (оператором стал сын артиста Иван), даже вернулся на театральную сцену с моноспектаклем «Дед Петр и Зайцы».
Светлой памяти Петра Мамонова
В ЧЕМ ТВОЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ? Искренний рассказ Петра Мамонова.
(ушёл из жизни 15.07.2021)
— Каждый встречающийся на пути человек — ангел. Он тебе помощник и встретился недаром. Он тебя или испытывает, или любит. Другого не дано. У меня был случай в молодости. Выпивали мы с приятелем, расстались поздно. Утром звоню узнать, как добрался, а мне говорят: он под электричку упал, обе ноги отрезало. Беда невыносимая, правда? Я к нему в больницу пришел, он говорит: «Тебе хорошо, а я вот. » — и одеяло открыл, а там. ужас! Был он человеком гордым. А стал скромнейшим, веселым.
Поставил протезы, жена, четверо детей, детский писатель, счастьем залит по уши. Вот как Господь исцеляет души болезнями физическими! Возможно, не случись с человеком горя, гордился бы дальше — и засох, как корка черствая. Таков труднопереносимый, но самый близкий путь к очищению духовному. Нужно каждую минуту поучаться, каждую минуту думать, что сказать. И созидать, созидать, созидать.
Жизнь порой бьет, но эти удары — лекарство. «Наказание» — от слова «наказ». А наказ — это урок, учение. Господь нас учит, как отец заботливый. Ставит маленького сына в угол, чтобы он в следующий раз не делал плохого. Дитя рвется, а отец держит его за руку, чтобы под трамвай не попал. Так и Бог.
Искушения — это экзамен. А экзамен зачем? Чтобы его сдать. В этих испытаниях мы становимся все чище и чище. Золото в огне жгут, чтобы оно стало чистым. Так и души наши. Мы должны переносить скорби безропотно, без вопроса «за что?». Это наш путь.
ПОДЛИННЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ — ЛЮБИТЬ
— Зачем мы живем? Долгие годы я никак не отвечал на этот вопрос — бегал мимо. Был под кайфом, пил, дрался, твердил: «Я главный». А подлинный смысл жизни — любить. Это значит жертвовать, а жертвовать — это отдавать. Схема простейшая. Это не означает — ходить в церковь, ставить свечки и молиться. Смотрите: Чечня, 2002 год, восемь солдатиков стоят, один у гранаты случайно выдернул чеку, и вот она крутится. Подполковник, 55 лет, в церковь ни разу не ходил, ни одной свечки не поставил, неверующий, коммунист, четверо детей. брюхом бросился на гранату, его в куски, солдатики все живы, а командир — пулей в рай. Это жертва. Выше, чем отдать свою жизнь за другого, нет ничего на свете.
В войну все проявляется. Там все спрессовано. А в обыденной жизни размыто. Мы думаем: для хороших дел есть еще завтра, послезавтра. А если умрешь уже сегодня ночью? Что ты будешь делать в четверг, если умрешь в среду? Кажется, только вчера сидел рядом Олег Иванович Янковский, вот его курточка лежит, вот трубочка. А где сейчас Олег Иванович? Мы с ним на съемках фильма «Царь» сдружились. Много о жизни беседовали. Я и после его смерти с ним беседую. Молюсь: «Господи, помилуй и спаси его душу!» Вот что проходит туда — молитва. Поэтому, когда буду умирать, мне не надо роскошных дубовых гробов и цветов. Молитесь, ребята, за меня, потому что я прожил очень всякую жизнь.
ЛЮБОВЬ — ЭТО ВЫМЫТЬ ПОСУДУ ВНЕ ОЧЕРЕДИ!
Видеть хорошее, цепляться за него — единственный продуктивный путь. Другой человек может многое делать не так, но в чем-то он обязательно хорош. Вот за эту ниточку и надо тянуть, а на дрянь не обращать внимания. Любовь — это не чувство, а действие. Не надо пылать африканскими чувствами к старухе, уступая ей место в метро. Твой поступок — тоже любовь. Любовь — это вымыть посуду вне очереди.
СПАСИ СЕБЯ — И ХВАТИТ С ТЕБЯ
— Нельзя рассказать про вкус ананаса, если его не попробовать. Нельзя рассказать про то, что такое христианство, не пробуя. Попробуйте уступить, позвонить Людке, с которой не разговаривали пять лет, и сказать: «Люд, давай закончим всю эту историю: я что-то сказала не так, ты сказала. Давай в кино сходим». Вы увидите, как ночью будет хорошо! Все возвращается во стократ тебе, любимому, но только не тряпками, а состоянием души. Вот подлинное счастье! Но чтобы его достичь, каждую минуту надо думать, что сказать, что сделать. Это все есть созидание.
Посмотрите, что делается вокруг: сколько хороших людей, чистых, удивительных, веселых лиц. Если мы видим гадость — значит, она в нас. Подобное соединяется с подобным. Если я говорю: вот пошел ворюга — значит, я сам стырил если не тысячу долларов, то гвоздь. Не осуждайте людей, взгляните на себя.
Спаси себя — и хватит с тебя. Верни Бога в себя, обрати свой взор, свои глаза не вовне, а вовнутрь. Полюби себя, а потом самолюбие преврати в любовь к ближнему — вот норма. Мы все извращенцы. Вместо того чтобы быть щедрыми — жадничаем. Живем наоборот, на голове ходим. На ноги встать — это отдать. Но если ты отдал десять тысяч долларов, а потом пожалел, подумал, что нужно было отдать пять, — твоего доброго дела, считай, и нет.
Я ПРОЖИЛ СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ — КОМУ-НИБУДЬ ОТ ЭТОГО БЫЛО ХОРОШО?
Каждую ночь нужно задавать себе простенький вопросик: я прожил сегодняшний день — кому-нибудь от этого было хорошо? Вот я, знаменитый крутой артист, рок-н-ролльщик, — могу с вами разговаривать так, что вы по струнке будете ходить. Но разве мне от этого лучше будет? Или вам? Одно из имен дьявола — «разделяющий». Внутренний дьявол внушает: ты прав, старик, давай всех построй! Я стараюсь таким не быть. Продвигаюсь в своей душевной работе каждый день. Комариными шажочками.
Не хочу ничем гордиться: ни своей ролью в фильме «Остров», ни стихами своими, ни песнями, — хочу с краю глядеть на все это. Мне чудо — каждый день, у меня каждый день небо разное. А один день не похож на другой. Счастье, что стал это замечать. Я очень много пропустил, мне очень жаль. Об этом я плачу, внутренне, конечно. Могло быть все чище и лучше. Один человек сказал: ты такие песни написал, потому что водку пил. Но я их написал не благодаря водке, а вопреки.
С высоты своих 60 лет я говорю: нельзя терять в этой жизни ни минуты, времени мало, жизнь коротка, и в ней может быть прекрасен каждый момент. Важно утром встать и убрать вокруг. Если я проснулся в дурном настроении, не портвейн пью, а говорю: «Господи, что-то мне плохо. Я надеюсь на тебя, ничего у меня не получается». Вот это движение самое важное.
«Леса, леса, домишки, вновь леса.
И рыжая лиса,
по снегу пробегая, остановилась, взглядом провожая наш поезд, синеватые вагоны,
и среди них тот один зелёный,
в котором ехал я по прихоти случайной
и, ложечкой покручивая чайной, давил лимон в стакане.
Потом в купе улёгся на диване
и долго-долго размышлял, зачем и почему
мне рыжий лисий тот огонь так дорог стал».
Знаменитый Российский актер, музыкант и поэт Петр Мамонов — наверное, одна из самых неоднозначных личностей в современной российской культуре. Живет просто, не пытаясь никому понравиться, не стараясь никого перетянуть на свою сторону. Но с теми, кому это действительно важно, Петр Николаевич охотно делится своими размышлениями о жизни, о добре и зле — и ему веришь, как веришь всему подлинному, выстраданному.
30 уроков Петра Мамонова о самом главном.
1. Я ничего не одобряю и не порицаю, у меня дел по горло, своей грязи. Если я очищу мир на маленькое пятнышко себя, миру этого хватит. Спаси себя, и хватит с тебя.
2. Любовь — это не чувство, это добродетель. Это количество добра, которое мы делаем, невзирая на отдачу. Когда ты делаешь просто так. Вот бабуля в метро, уступи ей место. Не надо к ней чувством пылать, делать надо, делать.
3. Любое, любое дело мимо любви — это мимо Бога. А мимо Бога — это мимо вообще.
4. Сделай кому-нибудь что-то хорошее, даром, но каждый день. Все время в плюс, в позитив. Увидишь, как у тебя сердце заживет! Можно ведь жить совершено иначе. Знаешь, как в метро на эскалаторе. Он едет вниз, а нужно идти вверх, все едут вниз, а ты вверх идешь. Другого нет пути, надо к Свету идти.
5. Нельзя подменять настоящее ловко сказанным.
6. Так страшно становится, когда, например, уродливый дом или матом ругаются.
7. Надо встречать человека, всегда говорить выше его заслуг и достоинства, и это не будет человекоугодием. Тогда человек будет стремиться подняться до того уровня, который ты ему устанавливаешь.
8. Если ты на самом дне, то у тебя на самом деле хорошее положение: тебе дальше некуда, кроме как наверх.
9. Задайте себе один вопрос: «Зачем я живу?». Только так, реально задайте. Считаю, если никому не было хорошо от того, что я сегодня день прожил, — он прошел зря.
10. Надо бы нам всем, да и мне в первую очередь, научиться говорить себе «нет».
11. Легко сказать — трудно сделать. Трудно. Но если постараться сильно, понять, что другого способа жить – просто нет, тогда получается.
12. Не прощать обидчику — всё равно как сердиться на какую-то вещь, что об неё стукнулся. Виноват всегда ты; но бывает так больно, что бьёшь вещь или швыряешь её об пол. Ну и что? Только руку зашиб или отскочила от пола и — по лбу! Обида — это адское состояние: нигде нет покоя.
13. Важно, как мы умрем! Одно дело — за правду и совсем иное — от водки.
14. Жизнь порой бьет, но эти удары — лекарство.
15. Учитесь проигрывать и не сожалеть об этом.
16. Нам знать нужно, что все плохие мысли — они не наши, от чертей. Наше — хорошее. Значит, себя любить надо. Но себя — изначально задуманного. А все блудное, жадное — не мое. И — легче становится. Все чужое гнать начинаешь.
17. На мой взгляд, святой отличается от грешного тем, что научился любить.
18. Если мы сделали 9100 шагов в сторону от Бога и один шаг в сторону Бога, то мы движемся.
19. Дух творит себе формы. Нельзя быть плохим человеком и хорошим писателем.
20. Без любви человек умирает заживо — живой труп. Ходит, делает свои дела, исполняет свой долг, но задыхается.
21. Мы интересуемся, как дела в Бангладеш, как в Японии после землетрясения. Какое землетрясение?! У каждого из нас землетрясение внутри. Человек тонет в реке. Кричит: «Help!» А ему говорят: «Знаешь, в Японии. »
22. Если мы видим гадость — значит, она в нас. Подобное соединяется с подобным. Если я говорю: вот пошел ворюга — значит, я сам стырил если не тысячу долларов, то гвоздь. Не осуждайте людей, взгляните на себя.
23. Если делаешь доброе и раскрываешь это перед людьми, то добро становится не случившимся.
24. Я однажды вошел в дом, думал — сейчас компьютер включу, а электричества не было. И я оказался в полной темноте. Лягте как-нибудь в темноте, отключите все «пикалки» и задайте себе такой вопрос: кто вы и как вы живете? Я вообще нормальный парень или так себе?
25. Блатные правильно говорят: в гробу карманов нет. Что собрал в душе, с тем и будешь лежать! Человеческая жизнь — как луч. У человека есть начало и нет конца! Понимаете, как интересно!
29. Зло не имеет сущности, это как если черный ящик покрасить, закрыть и внести в свет, открыть его — и там будет свет. Тьма не уничтожает свет. Тьма — это отсутствие света. Изначально все создано любовью и добром. Только мы внесли в мир зло своим раздражением, своим непониманием, своим осуждением. Только мы овеществляем зло.
30. Сядь, напиши стихотворение хорошее, если ты поэт. Сядь, напиши статью хорошую, если ты журналист. Найди хорошее, честное, чистое, чтобы в этом ужасе маленькую щелочку света сделать. Всегда можно. На работе все тащат детали? Не тащи, сегодня хотя бы. Куришь семь косяков в день? Выкури сегодня пять. Это тоже будет христианство. Движение, подвиг. Так всюду, всегда, везде, постоянно. Всегда чуть в плюс чтобы было. Чуть лучше, чуть лучше — каждый день. И начинается что? В привычку входит. В человеке все — привычка.
«Привычка свыше нам дана, замена счастию она». Входит в привычку деланье добра. К концу жизни стать бы нормальным человеком. Вот и вся задача. Чтобы с тобой всем было хорошо, спокойно, просто, ясно, не путано, без этих вопросов.
Петр Мамонов: «Не хочу ничем гордиться: ни своей ролью в фильме «Остров», ни стихами своими, ни песнями, — хочу с краю глядеть на все это. Мне чудо — каждый день, у меня каждый день небо разное. А один день не похож на другой. Счастье, что стал это замечать. Я очень много пропустил, мне очень жаль. Об этом я плачу, внутренне, конечно. Могло быть все чище и лучше».
P.S. От себя добавлю – вот и получается, что человек, если чувствует Бога душой, то у него и смысл в жизни присутствует. И Счастьем он светится, и Любовью делится, и Красотой Мира видимого и невидимого наслаждается! Восприятие и полёт мысли легки и свободны. И только тихая скорбь о несчастии и неведении ближних омрачает полноту его жизни. Это путь с Сердцем!
Когда же отсутствует связь души-совести с Богом-смыслом, человек ставит какую-нибудь абстрактную цель перед собой (часто обходится без этой «заморочки») и заполняет свою суть унынием, ложью, злобой, сиюминутной жадностью, похотью и т.д., и т.п. Если всё ложь, то какой смысл жить?! Но это уже другая дорога – путь Мрака…
Человеку надо всего лишь сделать правильный выбор. Лёгкий выбор для человека – правда? Особенно, когда ты знаешь, что есть Свет-жизнь, а что – Мрак-смерть.