Я теряю веру в бога что делать
Запутался в вопросах веры и отношения к Богу
Запутался в вопросах веры и отношения к Богу
Сообщение Лир » 20 ноя 2019, 19:22
Re: Запутался в вопросах веры и отношения к Богу
Сообщение Alex71 » 21 ноя 2019, 00:30
Re: Запутался в вопросах веры и отношения к Богу
Сообщение mashmeshok » 21 ноя 2019, 08:58
Re: Запутался в вопросах веры и отношения к Богу
Сообщение Лир » 23 ноя 2019, 09:53
Re: Запутался в вопросах веры и отношения к Богу
Сообщение Lima » 24 ноя 2019, 05:48
Re: Запутался в вопросах веры и отношения к Богу
Сообщение Лир » 24 ноя 2019, 14:30
Re: Запутался в вопросах веры и отношения к Богу
Сообщение Lima » 25 ноя 2019, 05:13
Лир, я кое-что не понимаю.
Вы боитесь Страшного Суда. Это понятно.
Вы полагаете, что пребывание в коме поможет Вам спасти Вашу душу. Думаю, на самом деле это не так, но в общем понятно.
Но обычно человек, боящийся Страшного Суда, о спасении своей души молится. Разве Вам что-то в этом препятствует? Мне кажется, Вы считаете свой крест, который несете по жизни, слишком тяжёлым. Ну а почему бы не молиться о том, чтобы этот крест стал легче? Такой человек старается избегать греха и каяться. Вы говорите, что ничего не чувствуете, читая список грехов по бумажке. А попробуйте исповедоваться без бумажки, своими словами, рассказывая о конкретных случаях.
«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Уж не думаете ли Вы, что Суд Бога, Который есть любовь, будет жестоким и неправедным?
Что касается якобы дихотомии и выбора между добром и злом. Жизнь намного сложнее, она имеет много цветов и оттенков. Даже черно-белая фотография на самом деле состоит не из 2-х цветов, а из намного большего их числа (оттенков серого). А добро и зло тем более имеют разные степени. Обычно имеется техническая возможность человека, который надоел своими приставаниями, ударить кулаком по лицу. а есть возможность его просто матом обложить. а есть возможность накричать на него без мата. а есть возможность от него просто отвернуться и уйти. а можно сказать ему добрые слова, разобраться, в чем дело и попытаться помочь. и помочь тоже можно по-разному. Поэтому не всё так однозначно, как кажется!
Схиархимандрит Иоаким (Парр): Как не потерять веру?
— Отец Иоаким, мы рады приветствовать Вас на страницах Интернет-портала «Православие и Мир». Хотелось бы спросить про пребывание в вере. Как известно, бывают периоды взлета, падения, бывает и охлаждение в вере. Как не потерять веру? Как не допустить, чтобы охлаждение веры стало постоянным?
— Я думаю, многие люди делают ошибку в вопросах веры. Мы пытаемся иметь концептуальное понимание веры. У нас настолько много идей уже присутствует в жизни, что среди них идея веры теряется. А вера имеет связь с нашими взаимоотношениями с Богом. И Бог — это не концепция, Бог — это Личность. Следовательно, мы должны иметь живые взаимоотношения с Богом для того, чтобы продолжать верить.
А когда главное в нашей жизни — это отношения с самим собой или с кем-то другим, и центром этого союза не является Бог, тогда мы постоянно ищем, с кем мы хотим основать эти отношения — с самим собой, с другими людьми, с миром. Потому что все новые и новые идеи возникают вокруг, и мы тоже пытаемся найти и им место в нашей жизни. Потому что наша вера — интеллектуальная, а не происходит из опыта.
Следовательно, чтобы поддерживать огненный интерес веры, человек должен быть вовлечен в отношения любви, которые заключаются, прежде всего, в том, что человек понимает, что Бог любит его первым. И Он говорит нам: ты способен любить, потому что Я первым возлюбил тебя.
Наша вера ослабевает, мы непоследовательны в своей любви к Богу, потому что мы не понимаем, что здесь мы находимся из-за Божией любви.
— Каждый из нас должен стараться видеть свои грехи, каяться в них пред Богом. Это наше самое главное духовное делание. И как тут выбрать правильный путь?
— Покаяние — это радикальное изменение в направлении нашей жизни. Не просто уклонение в какую-либо сторону, а полное изменение. Для большинства из нас, если не для всех, цель и направление нашей жизни — это мы сами. Все, что происходит, это все «обо мне». И таким образом, для того, чтобы покаяться, надо изменить направление своей жизни — эгоизм, одержимость своими желаниями и нуждами, то направление, внутри которого мы видим все и всех только в той мере, в которой они соотносятся с нами лично.
Покаянием будет радикальное изменение в прямо противоположное направление — от меня к Богу. Вот что такое покаяние: это изменение внимания, фокуса внимания с себя на Бога. С этого момента я вместо того, чтобы жить для себя, живу для Бога. И тогда все в нашей жизни меняется, потому что мы все время делаем все, что возможно, для тех, кого любим. Обычно мы любим самих себя, поэтому мы делаем все, что приносит нам удовольствие. Но когда мы любим Бога, Он говорит: если любишь Меня, люби и своего ближнего. И Он зовет нас к святости. Но мы не можем ответить на этот призыв до тех пор, пока мы не изменим это направление.
— Отец Иоаким, бывают грехи постоянные, которые тянутся, сопровождают человека в течение продолжительного времени. Например, обидчивость или раздражительность. Как бороться с такими грехами?
— Вы, вероятно, говорите о страстях. Страсть — это тот грех, который совершается часто и через это становится неотделимой частью нашей жизни. Мы начинаем реагировать автоматически на этот грех.
Одна из болезней мужчин- нечистые желания в отношении женщины. С момента, как ты становишься молодым человеком, тебе говорят, что это естественно — испытывать желание к женщине, похотливое желание. И поэтому, идя по улице, даже не осознавая того, мы оборачиваемся на женщину, чтобы посмотреть на нее с вожделением. И эта старая привычка стала частью нашей жизни.
И мы должны понимать, что страсти всегда иррациональны. Возьмем, например, такую ситуацию: мужчина 50–60 лет идет по улице и видит молодую привлекательную девушку. И в мгновение его мысли пропитываются похотливым размышлением. Грех, который он совершает, иррационален: прежде всего, это человек уже в возрасте и эту девушку, вероятно, вообще не заботит его существование. И хотя этот поступок иррационален, мы все равно его совершаем.
Такого рода страсти ослепляют нас. Мы развиваем в себе предрассудки и ведем себя подобным образом с другими. Мы становимся жадными, мы хотим слишком многого. Все это занимает всю нашу жизнь.
— В наше время, возможно, это в значительной степени связано с появлением электронных средств коммуникации, когда можно сидеть за клавиатурой компьютера, работать, но на самом деле это самообман — ты просто проводишь время в привычной для тебя обстановке. Это тоже превращается в некую страсть. При этом человек может себя оправдывать тем, что он якобы занимается делом. Что бы Вы могли посоветовать людям, чтобы они преодолели этот грех и самообман?
— Цель нашей жизни — это взаимоотношения. В печатании на клавиатуре взаимоотношений нет. Центр этого действия заключается в самом действии, в получении результата. Это только одна сторона поступка, который тебя привлекает, ты что-то печатаешь, что-то отсылаешь, и на этом все заканчивается. Но что важно в человеческой жизни — нам надо искать взаимоотношений с Богом и ближним. Вот в чем смысл жизни. Смысл ее не столько в том, что мы делаем, а в том, почему мы это делаем.
Если ты кормишь голодного, потому что после этого он тебе становится должен, и ты хочешь каким-то образом его использовать — это не поступок любви. Если ты кормишь голодного, потому что ты его видишь как своего брата, своего ближнего, действие остается прежним — ты кормишь голодного, но причина этого действия другая. В одном случае этот поступок эгоистичен, а в другом случае этот поступок рассматривается в контексте взаимоотношений. В одном случае ты получаешь некую выгоду, в другом случае ты никакой выгоды не получаешь. Итак, вот что привносит различие в жизненных поступках — почему мы их совершаем.
— Скажите, пожалуйста, сейчас имеется очень хорошая традиция регулярного частого Причащения. Но как любое дело, которое ты делаешь постоянно, это может вызвать привыкание. Идешь на Причастие, потому что привык. Как избежать этого привыкания? Как сохранить в себе чистое горячее стремление соединиться со Христом? И как готовиться, если ты причащаешься часто?
— Святое Причащение. В православной вере мы знаем и верим — это подлинные тело и кровь Иисуса Христа, которые даются нам для исцеления души и тела. Это не просто акт Богопоклонения, Богослужение, скорее здесь Бог обогащает союз человека с Собой. И так как это событие также имеет центром взаимоотношения, принятие Причастия зависит от того, какую пользу мы извлекаем из этого. Оно зависит от того, какие взаимоотношения у нас с Богом.
Господь всегда говорит: если у тебя есть вера, Я тебя исцелю; если у тебя есть вера, твои грехи прощены. Он говорит о том, что у Него есть власть изменить все. Но для того, чтобы получить пользу от этой силы, мы должны верить — верить в Него. И поэтому Он говорит, что прежде, чем что-либо произойдет, нам перед этим нужно основать взаимоотношения с Ним.
Когда мы принимаем Причащение, полнота пользы проистекает не только от принятия, но и от тех взаимоотношений с Богом, которые мы имели перед тем, как идти причащаться. Поэтому, если мы не живем той жизнью, которая ради Бога, для Бога, то Причастие может быть нам в осуждение.
Мы должны всегда готовиться к Причастию. Но Господь говорит, что есть множество способов подготовиться. В Тайную Вечерю Господь не спрашивал апостолов, читали ли они правило перед этим, сколько канонов они прочли. Ничего подобного. Потому что они жили с Ним, потому что их жизнь проходила в непрестанном понимании присутствия Бога. И поэтому каноны, молитвенное правило установлены Церковью, чтобы помочь нам жить в реальности присутствия Бога.
Есть много путей осуществить это. Ты не сам решаешь, читать или не читать правило, но по мере того, как ты возрастаешь в духовной жизни, тебе становится недостаточно быть с Богом столько времени, сколько ты проводил с Ним раньше. Все то, что не приводит тебя к Богу, более тебя не интересует.
Итак, если у тебя есть хорошие взаимоотношения с Богом, ты Его любишь, и Он на первом месте в твоей жизни, молиться для тебя не будет тягостно. Тебе это будет приносить счастье. Люди, которые часто причащаются, должны иметь чудесные и живые взаимоотношения с Богом. Поэтому вместо того, чтобы сокращать свою молитвенную жизнь, мы должны нашу молитвенную жизнь расширять.
Форум сайта Memoriam.ru
Пожалуйста помогите вернуть веру в Бога!
Сообщение Natali » 13 ноя 2009, 00:47
Re: Пожалуйста помогите вернуть веру в бога!
Сообщение Утешительный ПОП » 13 ноя 2009, 21:44
Как вернуть веру
Сообщение +ксения+ » 18 авг 2010, 00:02
Re: как вернуть веру
Сообщение священник Андрей » 18 авг 2010, 13:46
Re: Как вернуть веру
Сообщение +ксения+ » 18 авг 2010, 16:46
Re: Как вернуть веру
Сообщение священник Андрей » 19 авг 2010, 18:56
Re: как вернуть веру
Сообщение +ксения+ » 19 авг 2010, 22:48
Re: как вернуть веру
Сообщение священник Андрей » 20 авг 2010, 22:16
Re: как вернуть веру
Сообщение +ксения+ » 20 авг 2010, 22:48
Маловерие
Сообщение naverevo4keosa » 15 окт 2011, 13:07
Православная Жизнь
«Все зло в мире от неверия. Если бы люди верили в Бога, они бы доверяли Ему, верили каждому Его слову и старались применить его в своей жизни. От веры рождаются все добродетели – человек учится любить по-настоящему и сам преображается от своей любви». (Преподобный Паисий Святогорец).
«Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Вера в Бога – великое дело. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, своих родных, свою работу, свою деревню, свою область, свое государство, свою Родину. Тот, кто не любит Бога, своей семьи, тот не любит ничего. И естественно, что Родины своей он не любит, потому что Родина – это большая семья. Я хочу сказать, что все начинается с этого. Человек не верит в Бога и не считается потом ни с родителями, ни с семьей, ни с деревней, ни с Родиной. Вот это как раз и хотят сейчас разложить, для чего и насаждают это состояние расхлябанности…». (Преподобный Паисий Святогорец).
«Поскольку вся сила, коею побеждаются враги наши, порождается в нас от неверия себе самим и упования на Бога, то надлежит тебе, брате мой, запастись точными ведениями относительно сего, чтоб с Божией помощью всегда носить в себе и хранить такую силу… Как сказал Господь: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5); так что всю жизнь свою, все дни и все минуты мы неотложно должны хранить в себе чувство, убеждение и настроение, что ни по какому поводу, ни по какому помыслу не позволительно нам положиться и возуповать на самих себя». (Преподобный Никодим Святогорец).
«Неверие бывает от гордости. Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам. Смиренным душам Господь показывает Свои дела, которые непостижимы для нашего ума, но открываются Духом Святым. Простым умом можно познавать только земное, и то отчасти, а Бог и все небесное познается Духом Святым. Некоторые всю жизнь трудятся, чтобы узнать, что есть на солнце, или на луне, или иное что, но вот нет пользы от этого душе. А если будем стараться узнать, что есть внутри сердца человеческого, то увидим: в душе святого – Царствие Небесное, а в душе грешного – мрак и мучение. И это полезно знать, потому что мы вечно будем пребывать или в Царстве, или в мучениях». (Преподобный Силуан Афонский).
«Гордой душе Господь не являет Себя. Гордая душа, хотя бы все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своею не дает в себе место благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым. Если бы мы были смиренны, то Господь, по Своей любви, все показал бы нам, открыл бы все тайны, но горе наше в том, что мы не смиренны, гордимся и тщеславимся всяким пустяком, и тем мучаем и самих себя и других». (Преподобный Силуан Афонский).
«Жалко мне бедных людей, которые не знают Бога. Они гордятся, что летают; но это совсем не дивно: и птицы летают и славят Бога; человек же, творение Божие, оставляет Творца. Но ты подумай, как ты будешь стоять на Страшном суде Божием? Куда ты убежишь и где ты скроешься от лица Божия? Много молю я Бога за вас, чтобы все вы были спасены и вечно радовались со ангелами и со святыми. И вас умоляю: покайтесь и смиритесь, порадуйте Господа, Который желанно и милостиво ждет вас. Господь душе, которую Он возлюбил, дает скорбь о народе, чтобы она молилась со слезами». (Преподобный Силуан Афонский).
«Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу, Господь непременно просветит… И тогда душа твоя почувствует Господа; почувствует, что Господь простил ее, и любит ее, и это ты из опыта познаешь, и благодать Святого Духа будет свидетельствовать в душе твоей спасение, и захочешь тогда кричать на весь мир: «Как много нас любит Господь»». (Преподобный Силуан Афонский).
«Укоряет Апостол тогдашних учеников, яко неведующих благодати, говоря: или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть? разве точию чим неискусни есте (2 Кор. 13, 5), – за леность вашу не преуспеятельны. Почему таковые и дивных свойств молитвы, действом Духа Святого производимых в неких, не приемлют (не признают за истинные) по причине неверия и высокомудрия». (Преподобный Григорий Синаит).
«Всякий верный есть участник сыноположения Духа по вере, но остается без действия Его и непросвещенным, лишившись света и жизни Иисусовой вследствие беспечности и неверия». (Преподобный Григорий Синаит).
«Утрачивающие благодать терпят это за неверие и беспечность и вновь находят ее посредством веры и усердного искания. С помощью этих они всегда подвигаются вперед. От противоположных же им (неверия и беспечности) возвращаются назад совершенно. (Преподобный Григорий Синаит).
«Ныне же, поскольку и бывшие ранее и бывшие позднее, к те и другие и все обрекли себя на неверие, Бог, по Своей власти, данной Его праведным судом, тех, которых пожелал помиловал. Пожелал же и помиловал нас, сущих из язычников, лучше же сказать – всех, поелику Он – Бог всех; потому что Бог пожелал с нас начало положить Своей милости, а не с тех, которые до ныне упорствуют; но и не от тех совершенно отвратился; потому что чрез нас и для них, если они пожелали бы, отверста дверь спасения, и тех из них, которые приходят к нашей Церкви, с радостью приемлет; потому что они споткнулись не для того, чтобы упасть, но чтобы вследствие их ошибки пришло спасение для нас, прежде пребывающих в неверии, что воспалило бы их ревность и привлекло к подобному же спасению, если только они умышленно не смежат очи, и не заткнут уши, чтобы, если, увидят, услышат и уверуют, не случилось им спастись». (Святитель Григорий Палама).
Православная Жизнь
Возможно ли потерять веру? С чего начинается духовное охлаждение? Что делать, если оно с вами по каким-то причинам произошло?
Почему так происходит?
Многие люди считают, что, если вера появилась, то потерять её нельзя. В случае, когда у кого-то она пропадает, прикрываются словами апостола: «Они вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2:19). Однако всё может быть, и сомнения в вере, потеря веры — в том числе. Отчего же это происходит? Причины могут быть самые разные.
Человек может неправильно расставить приоритеты. У меня были знакомые, которые всё внимание, весь смысл своего хождения в храм сводили к красивой священнической одежде, дорогой утвари и благолепию храма. То есть они ходили любоваться и не более того.
Легко теряют веру те, у кого она осталась на уровне ребёнка. Любой взрослый может с лёгкостью разрушить её, она дрогнет под натиском обычных научных фактов.
Потеря веры может происходить от духовного кризиса или в процессе поиска Бога.
Нередко веру теряют те, кто говорит: «Я уже всё о ней знаю!», — а на самом деле даже не подступили к её изучению. Это люди поверхностные, наивные, мало читающие — возможно, просто юные.
Сейчас православная вера не так интересна людям, как некоторые восточные религии и культы. Наверное, это и не удивительно, потому что в церковных лавках мало творений святых отцов и литературы, которая адекватно рассказывает о нашей Церкви. Из-за этого христианское учение может некоторым показаться недостаточно глубоким.
Вера теряется, когда мы перестаём молиться. Мы можем продолжать ходить в храм, регулярно читать утреннее и вечернее правило, добавлять к этому правилу ещё что-то, но при этом терять живое присутствие Бога, забывать, что с Ним можно говорить как с другом, как с кем-то самым близким. Та же проблема возникает, когда человек молится, ходит на службы, но не причащается Святых Христовых Таин.
Бывает, что человеку кажется, что он теряет веру, но на поверку оказывается, что он её не имел никогда. Он принял как данность, что Бог есть, но встречи с Ним у него не произошло. Я помню по себе, через что пришлось пройти, прежде чем я познакомился с живым Христом. Помню, как сидел, пил чай — и вдруг понял, что я вовсе не христианин, хотя хожу в храм, причащаюсь и даже пономарю. В тот момент и возникло желание честно поговорить с Богом.
Что же делать, если человек чувствует, что теряет веру?
Прежде всего важно найти человека, в глазах которого вы увидите огонь веры во Христа. Не важно, какой у него будет пол и возраст, в сане он будет или нет. В окружении каждого верующего хотя бы один такой человек есть. Не надо сразу говорить, что вы потеряли веру, просто пообщайтесь.
Надо разобраться в себе, понять, почему охладели, куда делась ревность о Боге, в которой мы должны не умаляться, а возрастать. Может, вы просто привыкли — к иконам, молитвослову, молитвам, святыням, что находятся у вас в доме? У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть рассказ о том, как инок пришёл к духовнику и говорит: «Авва, я приобрёл непрестанную молитву!» — а тот ему отвечает: «Нет, просто у тебя молитва вошла в привычку». Может, у вас тоже так? В этом случае нужно посоветоваться со священником, он подскажет, что и как изменить.
Возможно, для вас явились соблазном какие-то второстепенные моменты из жизни священника — типа дорогой машины или его внешнего вида. Может быть, священник как-то неправильно вёл себя или общался с кем-то нехорошим, вы разочаровались в нём — и перенесли это разочарование на православие в целом? Но если разобраться, оказывается, что это не причина терять веру. Священник — живой человек, с достоинствами и недостатками, и общаться он должен не только со святыми, но со всеми, кто к нему приходит.
Вам могут быть непонятны или не близки какие-то догматы или постановления Церкви. Это вопрос посерьёзнее предыдущего, но он тоже решаем. Мы живём в век интернета, когда можно задать вопрос куда и кому угодно — хоть в богословскую комиссию. Главное — хотеть разобраться, искать ответы. Пишите, спрашивайте! Я слышал историю о священнике, который ещё в доинтернетные времена нашёл номер телефона Алексея Ильича Осипова и советовался с ним по вопросам, которые беспокоили его прихожан. Если от решения определённых вопросов зависит ваша вера, ищите на них ответы.
Вера может колебаться, когда человек, не укрепившийся в ней, начинает наполнять себя чем-то другим, в частности — искать какое тайное знание, учение для избранных. Могу сказать, что они его уже нашли: православие и есть учение для избранных, только избранным может стать каждый, кто хочет, а не только какая-то горстка посвящённых. Тем, кому кажется, что истина не только в христианстве, но и где-то ещё, я рекомендую почитать книгу святителя Николая Сербского «Феодул».
Вера может пропасть у человека, который ждёт, что Бог сделает так, чтобы в жизни всё было хорошо. Магическое мышление у наших людей никуда не делось, мы по-прежнему думаем, что выполнив определённые ритуальные действия, можем исправить свою жизнь, добиться успеха в чём-либо. Некими обрядами задобрим Бога, и Он сделает всё, что нам хочется. Чтобы избавиться от этого заблуждения, надо читать не только Евангелие, но и Деяния святых апостолов. Мне кажется, что этой книге не уделяют достаточного внимания. Так вот, апостол Иаков учит: если мы просим, но не получаем просимого, то либо просим о том, что пользы не принесёт, либо просим плохо. Если вас не удовлетворяет такое объяснение, то есть молитва, которая отвечает на все вопросы. Это «Отче наш», где есть слова, известные всем: «Да будет воля Твоя». Очень часто святые отцы пишут: если можете — не просите ничего у Бога, Он сам знает, что вам нужно. Лучше научитесь Его благодарить. Мы очень часто забываем об этом — и очень редко радуемся.
Надо учиться радоваться, находить поводы для этого. Запоминать моменты, когда мы счастливы. Я и сам этому учусь. Всё это помогает научиться быть благодарными Богу, а в благодарности расцветает и вера. Следите за тем, чем вы себя наполняете. Порой человек так увлекается всем злым, страшным и печальным, что происходит в мире, что не замечает ничего доброго. От этого рождаются уныние и пессимизм, которые вряд ли помогут обрести крепкую веру.
Бывают моменты, когда кажется, что ваши молитвы не слышат, они идут куда-то в пустоту. Однако это не значит, что нужно всё забросить и не молиться. Надо поступать, как Господь нас учит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7).
Каждому из нас полезно периодически просто отложить телефон и посидеть в тишине. Не читать, ничего не смотреть, просто подумать, помолчать. Круговорот жизни не даёт возможности сосредоточиться на себе, а без этого сложно сосредоточиться на своих отношениях с Богом.
Причиной потери веры могут быть депрессивные состояния, то есть проблемы со здоровьем. Верующий может регулярно исповедоваться в унынии и маловерии, но ему нужен психолог или даже врач-психотерапевт. Мы выросли в обществе, где считалось, что психологических проблем ни у кого нет. И к психологам, если они не называют себя «православными», верующие люди не обращаются. Хотя, если психолог называет себя так, у меня к нему много вопросов, потому что православной психологии не существует. Так вот: отказываться от психологической помощи не стоит. Даже Патриарх не раз уже поднимал тему священнического выгорания, а ведь выгорают не только священники. Нет ничего плохого в том, чтобы человеку в его проблемах, связанных с психикой, помог специалист. Моя знакомая врач-психиатр говорит: «Если бы Церковь и мы работали в тандеме, можно было бы помогать эффективнее».
Было бы неплохо, если бы верующие люди читали книги по психологии. Тогда они бы знали, что в нашем мозге есть процессы, которыми мы можем управлять ради улучшения качества нашей жизни. Есть серьёзные психологи и психиатры, читать которых действительно стоит — Виктор Франкл, например, который прошёл через концлагерь и писал свои работы на грани жизни и смерти. Его книга «Логотерапия» может быть полезна многим.
Ещё раз подчеркну, что нужно найти собеседника, с которым вы сможете говорить о вере. Сейчас о ней говорить не модно, а о сомнениях — вообще не принято. Я считаю, что любые духовные недоумения могут быть предметом обсуждения, потому что иногда проблемы, кажущиеся нам неразрешимыми, со стороны выглядят и решаются довольно просто. Всегда есть люди, которые готовы прийти нам на помощь. Если вдруг вы не нашли таких людей вокруг себя, можно найти их в интернете. Сейчас многие прекрасные священники ведут блоги в соцсетях, каналы в YouTube, не боятся отвечать на трудные вопросы и поднимать острые темы. Обратите внимание на передачи и книги архимандрита Саввы (Мажуко), канал «Серафим» в YouTube, посмотрите ответы на вопросы, которые даёт на канале «Спас» отец Геннадий (Войтишко), загляните в блог отца Павла Островского в Instagram, и вы найдёте современных, интересных православных людей.
Ещё посоветую искать вокруг себя просто добрых людей, которые говорят о правильных и хороших вещах, ещё не подозревая, что они верующие. Возможно, такой человек Христа ещё не встретил, но Спаситель уже идёт рядом с ним и ждёт, когда он повернёт к Нему голову. Да и тем, кто чувствует охлаждение в вере, тоже стоит внимательно посмотреть по сторонам: может быть, Христос уже рядышком, просто ждёт, когда мы на Него посмотрим.
Священник Димитрий Паламарчук