Я тоже так думаю кстати
Кстати или к стати?
Как и многие другие слова в русском языке, слово КСТАТИ может быть написано как слитно, так и раздельно, в зависимости от ситуации. Неудивительно, что многие пишущие делают ошибку в правописании. А вы, кстати, знаете, как пишется это слово? Если нет, давайте разбираться.
Правописание слова
Прежде всего, нужно понять, что это за часть речи. Учитывая неизменяемость слова и то, что в предложении часто выступает обстоятельством и отвечает на вопрос «как?», можно сделать вывод, что это наречие. Все наречия, как мы знаем, пишутся без предлогов.
Пишется оно с буквой И на конце, и это нужно просто запомнить.
Употребление слова кстати
Частую ошибку пишущие допускают, отделяя корень «стать» от приставки «к-» пробелом. Это можно понять, так как предлог «к» тоже существует и сбивает с толку. Тем не менее, как обстоятельство, так и вводное слово пишутся слитно. Но как определить, чем именно КСТАТИ выступает в конкретном тексте?
Примеры предложений
Употребление слов «к стати»
Гораздо реже встречается, но все же используется раздельное написание К СТАТИ. В данном случае это существительное «стать» (означающее «осанка, телосложение») с предлогом «к». Проверить это можно, вставив после предлога прилагательное: «к его гордой стати». Если значение фразы не искажается, то предлог смело можно писать отдельно.
Примеры предложений
Ошибочное написание
Ошибкой будет писать КСТАТИ слитно в случае, если это существительное, и раздельно, если наречие.
Также в любом случае неправильно писать с окончанием Е: «кстате», «к стате».
Заключение
Итак, запомним, что слово всегда заканчивается на И, и что проверить раздельность написания можно попыткой вставить определение перед корнем «стать».
Единственному Мужчине. письмо из ниоткуда.
Она плакала. Сквозь ресницы,
Сквозь подушку, потекшую тушь,
Поцелуи. забытые лица
И Луну в отражении луж.
Отрицает сердце разбитое
Эту горькую правду и ложь,
Чашу бед, до конца не испитую.
Любишь? Нет? Не любишь? Ну что ж.
Что же делать девчонке обиженной?
Ведь еще далеко до утра.
Позабыта. Любовью унижена.
И на грани зла и добра.
. У меня было несколько дней, чтобы просто сесть и подумать, прийти к
чему-то. Мне придется переступить через себя. Я пытаюсь трезвым взглядом оценить все происходящее, и не витать в облаках. Рано или поздно все равно придется с этим столкнуться. И чем дальше, тем мучительнее. Я конечно давно смирилась, но меня гнетет это.
. У меня сейчас боль внутри, все комком сжалось, долго не отпустит. Но я сейчас не о себе думаю, о тебе. Я слишком люблю тебя, чтобы приносить тебе страдания, и поэтому я отступаю. Я думала, что смогу держать себя в рамках дозволенного, не переступая черту, но переоценила свои силы. Каждый раз даю себе слово не задевать тонкие струны твоей души, чтобы они не натягивались, но снова лезу с глупыми вопросами. Такова к сожалению природа женщины.
. Я чувствую, что это давит на тебя и мне от этого еще тяжелее. Ты запретил мне говорить о любви, о нас, о прошлом, о настоящем, о будущем. о чем я могу с тобой говорить? Избитыми фразами :как дела? все хорошо. Это мертвый разговор, и ты сам понимаешь это. Наши беседы всегда будут плавно переходить на нас с тобой, потому что мы нуждаемся друг в друге, что бы ты не говорил. Независимо, хотим мы того или нет, нас связывает какая-то прочная нить, я не знаю что. Иногда я думаю, что наша встреча в жизни была неизбежна, она фатальная какая-то. Я все знаю и понимаю, что впереди у нас нет ничего. Я сейчас плачу от своего понимания. Прости мне мое слишком горячее сердце, тебя оно обжигает. Я просто недолюбила тебя. поэтому такое ненасытное желание. Но просто переписываться, это еще больнее, это каждый раз напоминание о том, как ты далеко. Все сложно. Ты правильно назвал это тупиком. У нас так и будет всегда, тупик, тупик, тупик. пока мы не придем к какому-то решению, чтобы просто не мучить друг друга.
. Общаясь с людьми я поняла одно (многие делятся своими проблемами, я их выслушиваю), для того, кто любит нет времени и расстояния. Для них это не проблема. Не буду копаться в твоей душе, это бессмысленно, ты все равно закрыт для меня. Но если бы ты любил и если бы я была нужна тебе, ты бы хоть раз сказал мне об этом. Мне так мало надо. Слова, это всего лишь слова, но иногда так много значат. Значит тебе это не нужно, и это просто была моя упертая фантазия и надежда. Наши семьи, дети не страдали бы от этого, мы бы просто не позволили себе такое.
. Ты зря думаешь, что я не понимаю тебя, понимаю ВСЕ! Среди множества твоих проблем не хочу забивать твою голову еще и своей глупой любовью. Ненавидеть не хочу, не любить не могу. Значит надо что-то с этим делать. Быть просто друзьями нелегко, ты мой любимый человек и я женщина. Я всегда буду видеть в тебе мужчину, а не друга. Ты перекинул всю ответственность на мои плечи, может ты и прав. Ты и не отталкиваешь меня но и не даешь приблизиться. Я не понимаю почему ты это делаешь, поэтому мне так трудно. С тобой нет ясности.
. Любовь не умерла, умерла я. Мне просто сейчас не за что зацепиться, я как будто хватаю руками воздух. Тебе не понять, ты живешь разумом. Но ты, мой родной человек, не виноват, что я так болею тобой. Это моя и только моя вина. Значит мне и решать эту проблему. в себе. Даже самое сильное чувство когда нибудь сдается, просто от безысходности и от понимания того, что это дальше бессмысленно. Я не тороплю ход событий, как тебе кажется, я просто хотела ясности, понимания того, кто я для тебя. Ты же все понимаешь по своему. Слова ни к чему не обязывают.
. Есть еще одна вещь, которую я пытаюсь сказать тебе все эти месяцы, но не могу набраться смелости. Я не знаю, правильно ли будет если я скажу об этом. Иногда я задумываюсь, стоит ли, но опять таки прихожу к выводу, что не имею права молчать, и ты должен знать об этом. Но сейчас нет моральных сил. Может быть когда- нибудь я решусь это сделать, но только когда придет время. Один Бог мне судья и ты не вправе будешь меня осуждать за это. Свое наказание я отработала сполна за все. Сейчас я никому ничего не должна. Это и так далось мне слишком огромной ценой. Боюсь одного, что ты никогда не простишь мне этого.
. Долгие годы я думала только об одном, что Господь подарит мне хотя бы одну встречу с тобой, чтобы я могла просто прижаться к твоему плечу и выплакаться до конца, обнять тебя и хотя бы еще один раз в жизни ощутить твой поцелуй. Это самое большое счастье. Тебе наверное это не понять, за тебя всегда говорит лишь рассудок. Я же живая! Я живу сердцем. Это безумие страсти, желание провести с тобой сумасшедшую ночь, где только ты и я. Я бы все на свете отдала за одну такую ночь! Мне никто не может этого дать кроме тебя. Я хочу только твое тело, твои руки, твои губы, я просто свихнулась на этом. Господи, я бредила этим, как больная. Вся моя жизнь семейная проходила мимо меня, не оставляя никаких следов в душе. В этом нет моей вины. Если бы я могла любить своего мужа так как тебя, я бы была благодарна Богу за такое счастье. Но Он дал мне другое. Он дал мне несчастье полюбить чужого мужа.
. Я не принимаю никаких решений сейчас, я не верю в них, Судьба иногда выкидывает такие фортели, что и не знаешь что думать. Даже то, что через столько лет мы нашли друг друга, это тоже нонсенс, такое не должно было быть. Но видно это было суждено. Поэтому я просто отдаюсь воле Его, и не сопротивляюсь. Один раз я уже попыталась обмануть судьбу но получилось то, что получилось. Хотя я ни минуты об этом не сожалела. Единственное чего я боялась это потерять тебя из-за моего проступка. Без прошлого нет будущего.
. Сейчас я хочу лишь покоя в твоей душе и чувствую себя виноватой, в том, что заставляю тебя душевно напрягаться. Я ведь для тебя чужой человек, посторонний, просто случайная попутчица в твоем трамвае под названием «жизнь», и мои душевные переживания не должны отражаться на тебе. Наши 8 месяцев любви ничто по сравнению с целой жизнью. В далекой юности ты принял важное для себя решение, ты выбрал то, что тебе нужно. Я же потеряла. Схожу с твоего трамвая по дороге. Я эгоистка. Прости меня за это.
. А теперь главное, к чему я готовлю себя давно. У меня к тебе просьба, огромная просьба. Ты причиняешь мне боль, тем, что молчишь. Этим ты провоцируешь меня на новые письма, а для меня это тяжело. Ты даешь мне надежду в то же время лишая ее. Мне трудно разобраться в тебе. в себе. Пусть это звучит жестоко и слишком реально, но это выбор, который я перед тобой ставлю. Поступи со мной как мужчина, хотя бы раз в жизни. возьми ответственность на себя. Я не прошу тебя об этом, я просто умоляю. Это твоя жизнь. Я просто должна понять наконец, что не нужна тебе. Докажи мне, ведь твое сердце ХОЛОДНОЕ. Покажи мне свой разум, которым ты живешь и на который ты ссылаешься каждый раз. Сделай так как нужно. Я сама прошу тебя об этом. Я хочу разрубить этот проклятый узел. Ведь все равно и так все кончено. За что ты так мучаешь меня? Это очень жестоко с твоей стороны. Ты прекрасно понимаешь, что я не могу это сделать.Зачем ты это делаешь? Тебе нравиться, что мне больно?! Если не любишь меня, за что так мучаешь? Отпусти, освободи меня из этого ада. Ты знаешь, прекрасно знаешь, что я слаба по сравнению с тобой, что я сама не смогу уйти, ТЕБЕ нужно уйти от меня. Только тогда я пойму, что свободна. За что ты так меня ненавидишь? За что?! Ты говорил, что ты справедливый человек, покажи мне эту свою пресловутую справедливость. Или она касается всех кроме меня?! Я хочу зайти в сайт и больше не увидеть тебя там, чтобы. Я буду плакать, да. мне будет плохо. я буду умирать. но все же это хоть какой-то выход. Я хотя бы буду ЗНАТЬ наконец, что это КОНЕЦ. Если же даже после этого письма я тебя там увижу. это значит что ты ЛЮБИШЬ МЕНЯ и Я НУЖНА ТЕБЕ. что бы ты ни говорил. и как бы долго ты не молчал. Это будет значит, что ты не хочешь разрывать эту последнюю ниточку между нами, и что тебя она тоже держит также как и меня. Я не давлю на тебя, ни в коем случае. Просто сделай один раз то, о чем я тебя прошу. если я для тебя что-то значу или значила. Ведь если любишь, то жалеешь и не делаешь больно.
Вот так тоже бывает!
За день до увольнения какому-то парню из аутсорсинговой конторы, контакты которого мне руководство сказало, скинул инфу. В итоге он увольняется через 2 месяца после меня. И я так понял, он плохо уволился, так как ничего им не отдал.
Потом пошли звонки. Передал какой то девочке эту же инфу. Она тоже уволилась через полгода. Потом позвонили, уже начало бесить, сказал что задолбался я на своем компе все их данные хранить, вот удалю сейчас весь мусор и потом больше не звоните.
По слухам от тех кто остался, они потом опять все благополучно протеряли. Восстанавливали потом все это дело очень долго.
Поверь, те кто «сэкономил» — показали сверхприбыль сразу, и тут же сами уволились, как только запахло жареным. И делают они это не первый раз. Есть такая работа — волшебники. Они же «антикризисные менеджеры». Суть в том, что они предлагают свои сверхценные услуги компаниям, столкнувшимися с падением прибыли, а то и убытками — и обещают самую вкусную мечту рода человеческого: БЫСТРО ОТЫГРАТЬСЯ.
Пароли все собрал, распечатал, папочку руководителю отдал и всё, пока. Любые дополнительные действия после увольнения должны быть материально простимулированы.
P.S. Первый нормальный админ поменял бы все пароли сразу, от греха по дальше.
А как-то можно догадаться что за сеть такая?
Скупой платит дважды. Все эти «оптимизации» потом влетают в копеечку работодателю. Да и найти нового человека, ввести его в курс дела и т.д. выйдет гораздо дороже, чем платить нормальную зарплату текущему работнику. И работать по заниженной цене они долго не будут. Получают опыт и валят туда, где з/п побольше. Вот и получается вечный круговорот кадров каждые несколько месяцев.
Эффективные менеджеры и успешные успехи.
Почему ты так не хочешь работать?
Ответ на пост «Как войти в IT после 30, мой путь от офисного планктона до Middle Java разработчика в Сбербанке»
Как войти в IT после 30, мой путь от офисного планктона до Middle Java разработчика в Сбербанке
поэтому три года назад, перегорев от творческой работы по раскладыванию пасьянса «косынка», я решил что-то в жизни поменять. Начал с изучения английского. Не стану превращать пост в подробное описание этого процесса, тем более есть уже замечательный пост от @L4rever, на эту тему. Добавлю лишь, что для пополнения словарного запаса мне очень зашёл сайт\приложение memrise который помог мне дотянуть свой словарик до 5000 слов примерно за год в бесплатном режиме. Хоть изучение английского и не имело решающего значения в моей дальнейшей судьбе, но весьма помогло.
Глава 1. Избавление от обязательств и накопление финансовой подушки
Как и у большинства людей старше 25 у меня была ипотека, благо не такая большая, всего на 1,5 миллиона (хоть какие-то преимущества жизни в пригороде провинциального города).
Поэтому прежде чем резко менять свою сферу деятельности, неплохо бы было погасить обязательства. Нужно было заработать денег, с этим вопросом я вышел в интернет.
Интернет рассказал мне о фрилансеров, различных специальностей, всяких копирайтерах, smm менеджерах и так далее. С копирайтингом у меня не особо получилось, за 50 заказов и около 30 часов работы я получил 1500 рублей. Писать тексты было скучно, бесконечные поправки и конкуренция в виде армии школьников за заказ стоимостью 35 рублей, 84 копейки.
Поэтому было решено попробовать второй путь. И тут мне повезло уже на второй день поисков на зарубежной бирже я смог найти заказчика, которому нужно было вести группы в ВК и Facebook для нескольких брендов. Работы было не сильно много, всего на пару часов в день. Платили тоже не супер, 15 тысяч, однако это на 13 500 больше чем зарплата копирайтера, поэтому я приступил к работе.
Также спустя примерно месяц поиска мне удалось найти работу на полный день в службе поддержки одной фирмы электронных сигарет, где зарплата была выше в два раза, чем аналогичные позиции на рынке. В требованиях было знание английского. Разумеется моего текущего уровня знания языка не хватало для прохождения собеседования, но благодаря разговорам с носителем (олды может даже вспомнят) я мог хоть как-то поддерживать разговор. К моему удивлению этого хватило, чтобы:
1) Устроится туда самому.
2) Устроить туда жену, со знанием языка на уровне летспик фромахарт используя хитроумное устройство, в виде наушника и меня с микрофоном.
Благо звонки были только на русском и английский нужен был чтобы в рабочей программке с английским интерфейсом заполнять данные.
Но как не может долго длится волна постов на пикабу, так и эффективные менеджеры не могли долго смотреть на зарплату выше рынка. В итоге через год наш коллектив был распущен, мы с женой остались без работы, но и без ипотеки и даже с финансовой подушкой на пол года. Обдумав все варианты дальнейшей жизни я решил, что:
Глава 2. Куда пойти
Есть люди способные учиться чему-то после работы или в выходные. Они могут потратить свой отпуск на курсы или экзамены, а зимние каникулы на собственные проекты. Я по хорошему завидовал таким людям, но прекрасно осознавал, что я ленивая жопа с низкой самодисциплиной и вот это вот всё мне не подходит. Мне нужны были какие-то курсы, желательно оффлайн, но обязательно с другими людьми рядом, с этим вопросом я вышел в интернет.
UPD. Сейчас многие крупные компании также открыли свои школы, видел такие у Яндекса и ВТБ, поэтому выбор стал шире.
Здание школы в Казани
На удивление не нашёл нормальных постов про эту школу на пикабу, хотя казалось бы тема актуальная. Поэтому расскажу подробно как проходит процесс поступления и обучения.
Так как школа бесплатная и фактически никаких ограничений по возрасту и образованию к поступающим не предъявляет (единственное это возраст 18+), желающих поступить приходит больше, чем существующее количество мест. Поэтому в качестве вступительных экзаменов там есть «Бассейны». Но перед тем как попасть на них нужно пройти две игры на сайте, на память и логику\алгоритмы, после чего записать видеоинтервью с коротким рассказом о себе и ждать приглашения на испытание бассейном.
Нет, плавательные шапочки можно отложить, это не совсем то
Они представляют собой месячное, пробное обучение, где каждый день тебе даётся несколько задач, решение которых ты должен предоставить через день, однако учитывая, что задачи дают ежедневно, фактически ты ограничен одним днём. После чего выполнение таких заданий проверяют два случайным образом выбранных ученика и внутренняя система (мулиннет). Каждую неделю проходит экзамен, по темам, которые ты должен был изучить за эту неделю и финальный экзамен на 28 день обучения.
Так выглядит учебное здание, около 300 рабочих станций с шахматным расположением.
Советую по возможности найти компанию людей и вместе проходить это обучение, так намного проще, если вообще не единственный способ успешно превозмочь все трудности. В феврале 2020 я прошел этот бассейн, первый на тот момент в Казани, школу только открыли. Но потом случился коронавирус, который заморозил сроки старта обучения и до мая я просто сидел дома слегка самообучаясь в ожидании новостей.
В мае мы приступили к обучению, при чём дистанционно из-за ограничений в массовых собраниях, что было неслыханно для школы 21 (Кстати кампус в Москве уже на тот момент работал два года) и добавило сложностей к обучению, ведь я опять остался на самоконтроле и без друзей за соседними компами. Благо в сентябре нам разрешили вернутся в Кампус и надев маски, перчатки, соблюдая дистанцию метр мы начали учится сообща, что было всё же намного лучше, чем ничего. Лучшей мотивацией для меня стала работа в команде, желание не подставить свою команду, да и в целом, коллективная работа более эффективная, особенно когда сталкиваешься с проблемой, которую не можешь решить несколько часов.
Для закрытия 9 уровня мне потребовался ровно год, я это сделал в мае 2021 и начал искать место стажировки, которая кстати в 99% случаев оплачиваемая.
Глава 4. Стажировка и работа
Офис какой-то ИТ-компании
Логично было бы подумать, что раз школа финансируется Сбером, то и работать ты обязан только там. Но это не так. Никаких финансовых или трудовых обязательств у учеников нет, в интернете ходит информация о штрафе в 50к за отчисление, но она устарела, этот штраф был лишь стимулирующей мерой не забрасывать школу, как оказалось она не работает и вызывает массу негатива, поэтому была заменена на дедлайны по набору уровней, при нарушении которых тебя просто отчисляют.
Затем школа помогает тебе состряпать твоё первое резюме и проводит различные ярмарки вакансий, куда приглашаются крупные компании, яндекс, мэйл и другие. Также ты можешь сам искать вакансии в любых фирмах, либо даже организовать собственный стартап, бывало и такое, как были и случаи стажировки в кампусах гугла с переездом в другие страны.
Но естественно самым простым, в плане организации, путём является стажировка в Сбере. Так как они прекрасно знают что ты стажёр и много от тебя ожидать не стоит, не получается таких недоразумений:
Мне опять же повезло, я прошел 4 собеседования в различные команды, по итогу получил 1 предложение на стажировку и 1 сразу в штат. Так не мудрствуя лукаво, в Июне я стал Junior Java разработчиком в Сбере в городе Иннополис (недалеко от Казани). Про город кстати отдельная тема, достойная целого поста, но можно просто почитать посты @veronichka.pb, где она подробно рассказывает о городе и процессе переезда в него.
Ну а спустя пол года, неделю назад, получил повышение (сейчас тру-погроммисты будут меня ругать, так как настоящий мидл это человек с опытом 2-3 года. И честно сказать будут правы, я считаю что получил повышение авансом, но в конце концов кто мы такие чтобы спорить с начальством)))
Касательно работы именно в Сбере, я очень доволен тем, что имею. Особенно сравнивая свой текущий опыт с отношением работодателей в не-айтишном прошлом, даже не беря в расчёт зарплату, а откинуть такой весомый аргумент довольно сложно =D. Коллектив поддерживает меня, несмотря на пробелы в моих знаниях и более низкую эффективность, отпроситься с работы для каких-то дел очень просто, а при необходимости легко можно работать удаленно. Ну и весьма неплохо иметь возможность переключится на другой проект, если текущий для тебя станет скучным, а проектов здесь огромное количество.
Кстати одним из главных аргументов, почему я выбрал именно эту компанию является отсутствие постоянно горящих дедлайнов, из-за чего многие перегорают, как например @OWIII, за вхождением в IT которого я внимательно следил. именно поэтому решил написать пост об этом сейчас, уже пройдя этот путь, а не в процессе его.
В конце хотел бы сказать, что ничего нереального во вхождение в ИТ-сферу нет, да вам будет легче, если вам 20 лет, нет детей и ипотеки, но рядом со мной прошёл путь человек с двумя детьми, ипотекой и 40 годами за плечами, который тоже сейчас работает разработчиком. И это не какая-то единичная ситуация, таких людей буквально сотни, даже на пикабу @vigerf, почитав мои комментарии решился начать свой путь, надеюсь он также поможет ответить на вопросы о школе в комментариях))
Не бойтесь начинать это в 30, 40, любое другое количество лет, намного страшнее как мне кажется, так и не попробовать.
Я взял с собой только самое необходимое
Плюсы и минусы сменного графика и пятидневки
Всем привет. У меня трудовой стаж свыше 10 лет. Работал как в сменный график (2/2 день/ночь), так и в пятидневку. Вот какие плюсы и минусы я выделил на своём опыте.
Ну собственно вот, моё субъективное мнение. А какие плюсы и минусы можете добавить вы?
«Было, правда, обидно за «бесстыжую полуголую бабенку», — вспоминает артистка Казанского ТЮЗа Полина Малых реакцию комментаторов «БИЗНЕС Online» на фотографии с последней премьеры театра — спектакля «Тень», где она играет главную женскую роль. Молодая, талантливая выпускница Казанского театрального училища имеет уже немало заметных ролей в ТЮЗе. В интервью нашей газете Малых рассказала о том, можно ли читать Канта в 14 лет, расстроил ли ее уход из театра Туфана Имамутдинова и что важнее для актера — интеллект или хорошая смекалка.
Полина Малых: «Когда поступила в театральное училище, то начала очень резко меняться, быть более внутренне свободной. И я до сих пор к такому иду, потому что это еще не пройденный путь» Фото: Сергей Елагин
«У нас были ребята из богатых семей, они учились в «А» классе, я — в «Г»
— Полина, на сайте театра узнал, что вы окончили школу № 18 Казани, ту самую английскую, престижную. Подозреваю, что мало кто после такого учебного заведения идет в актрисы. Вы как учились в школе?
— На отлично. Может, вас удивит, но в Казанском театральном училище в нашей параллели у другого педагога учился Леша Жучков. Камиль Гатауллин, актер нашего ТЮЗа, учился на класс меня старше. Мы все из 18-й школы.
Вообще, школа никак не повлияла на мой выбор профессии. Кроме того, когда я там училась, этого флера элитности вокруг нее уже не было. Потом уже и директор сменился. Раньше да, главными школами Казани были 39-я, 131-я и 18-я…
— Но вы же застали еще директорство Надии Масгутовны Шевелевой, которая 36 лет возглавляла школу.
— Да, но не было уже этого флера элитности. Ну или я его не ощущала. Да, у нас были ребята из богатых семей, они учились в «А» классе, я — в «Г». (Смеется.)
Полина Малых — артистка Казанского ТЮЗа.
Родилась 28 мая 1996 года в городе Амурске Хабаровского края.
В 1997-м с семьей переехала жить в Казань.
Окончила школу № 18 с углубленным изучением английского языка в 2014 году.
В 2018-м окончила Казанское театральное училище по специальности «искусство эстрады». Мастера: Т. М. Корнишина, Р. М. Фаткуллин, Н.Р Фаткуллина.
С октября 2018 года принята в труппу Казанского театра юного зрителя.
Навыки вокала, игры на фортепиано, классического, народного и латиноамериканских танцев.
2019 — участница XXIII международного театрального фестиваля им. Достоевского — спектакль «Бал.Бесы», Великий Новгород.
2020 — участница VIII всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Артмиграция» — спектакль «Бал.Бесы», Москва.
2020 — участница XXI международного театрального фестиваля «Радуга» — спектакль «Бал.Бесы», Санкт-Петербург.
2021 — участница XXV международного театрального фестиваля «Земля. Театр. Дети», Евпатория, спектакль «Приглашение на кАЗнь» по роману Владимира Набокова, режиссер — Ильнур Гарифуллин.
2021 — участница X международного театрального фестиваля современной национальной драматургии им. Тинчурина, спектакль «Папамамалогия», режиссер — Радион Букаев.
— То есть родные и близкие не говорили: «Поля, какое театральное училище, после 18-й школы надо на юрфак!»?
— На меня родители в этом плане не давили. У меня была самостоятельность. Они даже ни на одном моем спектакле не присутствовали, отец занимался своей профессией, мама тоже — своими делами. Ну бабушка с дедушкой… Единственное, что мне всегда говорили: «Давай, хорошо, иди, да». «Мам, можно так?» — «Ну да. А что нет?» Я как-то сама себе в основном была предоставлена.
— Это хорошо или плохо?
— Не знаю. Это просто моя данность.
— И как у выпускницы 18-й школы на горизонте появилось театральное училище?
— У меня просто возникло резкое желание, хотя была хорошая физика. То есть все было хорошо с точными науками, ну и с гуманитарными тоже. Мне вообще учеба очень легко давалась. Но как-то я решила сдавать литературу, поехать в Москву, но не было средств на то, чтобы ехать туда… И помню, середина июня, я сдала ЕГЭ и с горящими глазами думаю: а куда мне идти?
— То есть такой вопрос все-таки стоял?
— В смысле идти в театральное, есть ли в Казани. Я начала искать в интернете. Это было все очень спонтанно. Я познакомилась тогда с Айнуром Низамутдиновым, он бывший артист «Театра на Булаке». Он и в иммерсивной «Карениной» доктора играл, сейчас в Москве в ГИТИСе. Я с ним познакомилась совершенно случайно, и он говорит: «Давай встретимся, я тебе все объясню». И именно по его наводке я поступила в театральное училище, пошла на курс к Фаткуллину. Но было странно, мне не объяснили, что есть разница между эстрадным и драматическим курсом, и я просто попала случайно (меня буквально с первого тура как-то прибрали) и оказалась на эстрадном курсе. Буквально за три дня выучила прозу, стих, басню.
— И как оно было в театральном училище?
— Я там понемногу начала идти к себе, к той, которой сейчас являюсь, в том плане, что раньше в школе было трудно… Не в учебе, а вообще вот это время — от пубертатного юношеского периода до осознания себя — было очень тяжело, имелись какие-то тараканы в башке. Когда поступила в театральное училище, то начала очень резко меняться, быть более внутренне свободной. И я до сих пор к такому иду, потому что это еще не пройденный путь. То есть, возможно, это путь вообще во всю жизнь. На тебе наросло что-то — и ты вот так счищаешь с себя. В отрочестве многое на мне наросло. Это связано с отношениями с родителями, с какими-то травмами и так далее.
— Многие же сокурсники были совсем малыши, после 9-го класса.
— Да, но я не чувствовала этой разницы, мне было абсолютно хорошо и комфортно.
«Этот месяц был самым мозговыносящим в моей жизни»
— И кем человек выходит из театрального училища, готовым актером?
— До сих пор не знаю, кто я. Вы чего! Дело в том, что когда оканчиваешь театральное училище… Мне повезло просто, что я попала в театр. Меня прибрал Туфан Рифович (Имамутдинов — главный режиссер Казанского ТЮЗа с 2014 по 2020 год — прим. ред.), я сразу выпала в «Бал.Бесы», и буквально через месяц состоялась премьера. Дело в том, что этот месяц был самым мозговыносящим в моей жизни, потому что пришлось забыть все то, что я изучала в театральном училище.
— В чем это выражалось?
— Потому что ты понимаешь: если переносить один и тот же метод, который используешь для создания персонажа, спектаклей и так далее, из постановки в постановку, ничего хорошего не получается. И этому обучаешься уже в репертуарном театре, что метод Станиславского, или полного психологизма и погружения, где ты очерчиваешь логику, невозможно применить в детской сказке, там надо больше вспоминать эстрадное искусство, которому тебя учили.
— И как можно обозвать режиссерский метод Имамутдинова?
— Мы называли это жестами. Туфан Рифович давал задания, например, я пришла, ребята уже были на определенном этапе, они прочитали всю критическую литературу по Достоевскому… Я не читала «Бесов», и мне пришлось буквально за неделю это все осилить.
— Литературных критиков тоже заставлял читать режиссер?
— Да. Ну Туфан Рифович вообще… Это и правильно, я сама так люблю делать: перед лабораторией по Шварцу прочитала, мне кажется, по данному автору все вообще, хотя мне и не пригодилось, но пусть будет так. И мне пришлось прочитать колоссально быстро роман. И потом мы начали писать монологи. И вот у тебя есть монолог. То есть мы не за Достоевского писали, а просто его слова, как пазл, собирали в единый монолог. Тексты у всех были очень разные, кстати говоря, несмотря на то что один автор, настолько разное у всех видение. И потом по этим монологам нам надо было придумать жесты.
— Вы задавали режиссеру вопрос, почему в спектакле по «Бесам» нет Ставрогина?
— Я задавала себе. Иногда Туфан Рифович не любит лишние вопросы, порой они просто-напросто не нужны, они тебе мешают. Я задавала себе этот вопрос и на него очень странно отвечала, что Ставрогин — это и есть режиссер, он нас поставил. По идее, мы в «Бесах» ходили по очень заданной траектории, мы не меняли ее. Там нет поля для импровизации вообще. Режиссер-манипулятор в хорошем смысле. Здесь это просто было необходимо.
«Если меня спрашивают про планы на жизнь, посылаю всех на три буквы, говорю уже заезженную фразу, что у самурая нет цели, есть только путь» Фото: Сергей Елагин
«Я в 14 лет открыла «Критику чистого разума» Канта…»
— Насколько герои Достоевского близки и понятны современным 20-летним?
— Я не люблю вот это разделение, что 20-летнему то надо смотреть, а 40-летнему уже не нужно. Человек же не тупой, каждый для себя сам решает, что ему надо, что — нет. Иногда что-то посмотрю и думаю: черт, я этого не понимаю, мне кажется, не доросла до этого. Я в 14 лет открыла «Критику чистого разума» Канта.
— Неплохо так.
— И через пару страниц закрыла, потому что понимаю: мне это не дается. Я с трудом в локдаун прочитала одно эссе Камю, видимо, недостаточно развита или многого не понимаю пока, но как бы это нормально: столкнуться с тем, что ты не понимаешь, а потом вернуться к этому через какое-то время. Поэтому, если тебя заинтересовал в любом возрасте, хоть тебе 10 лет, Достоевский, ну иди и попробуй, не получается — вернешься потом.
Я не понимаю на самом деле такого разделения. Вот у нас есть спектакль «Юбилей ювелира», его оценивают как спектакль для взрослых, потому что там история человека, который прожил целую жизнь, был влюблен в женщину и пронес эту любовь через всю жизнь. Я недавно видела отзыв девочки, она сидит после спектакля, снимает себя и плачет. Я тоже плакала, когда была на прогоне: артисты так хорошо играли, что у меня просто слезы лились рекой.
Кстати говоря, если мы про «Бесов» говорим, про то, как может 20-летним, 25-летним героям быть понятен Достоевский… Во-первых, они все сами молодые в «Бесах», у них радикальные мысли, кроме Верховенского-старшего, и они доводят все до полного максимума или минимума, очень радикально мыслят. У Туфана Рифовича была такая задача. «Мне, — говорит, — интересен не персонаж, мне не надо делать персонажа, мне интересна ваша личность». В каждый монолог мы вкладывали свое отношение к этому. Вот я говорю, какое у меня было отношение к Шигалеву, например. У меня имелся четкий референс в голове — это сюжет фильма Кубрика. Удивительная картина, абсолютно абсурдная, и поэтому у меня тоже было отношение к тому, что говорит Шигалев, как к абсолютному абсурду.
— Но идеи Шигалева об уничтожении большей части человечества ради достижения светлого будущего чудовищны.
— Мое отношение, что это абсурд. Шигалев говорит невероятно страшные вещи. Возможно, я смеюсь, чтобы не было так страшно, потому что он говорит не просто о судьбе России, а вообще о судьбе всего человечества и он хочет просто всех посадить на пороховую бочку. Это страшные вещи.
— А что думаете о Кириллове, мне кажется, что этот герой и его теория рационального самоубийства — один из удивительных персонажей в русской литературе и эти идеи обладают какой-то необыкновенной притягательностью разрушения. Об этом мы разговаривали с Сергеем Курышевым, который играл Кириллова в знаменитом спектакле «Бесы» Льва Додина в МДТ.
— Я считаю, что Эльмира Рашитова, которая исполняла роль Кириллова в нашем спектакле, просто великолепно читала монолог. Его написала я, и Туфан Рифович решил его взять. Как мне кажется (возможно, кто-то со мной поспорит, я готова), я очень хорошо понимаю Кириллова. И для меня тема самоубийства, суицида, вопросы о том, могу ли я лишить себя жизни, имею ли на это право… Я вообще Кириллова оправдываю полностью. Он видел мир так, как не видел его никто в романе, он видел его невероятно красиво, поэтому задавался такими глубокими вопросами.
Я сама большая поклонница Японии и японской философии. Если меня спрашивают про планы на жизнь, посылаю всех на три буквы, говорю уже заезженную фразу, что у самурая нет цели, есть только путь. Когда, помню, в юношестве узнала о том, что там есть сады самоубийц, то подумала: это же так красиво, харакири — так красиво. Я сейчас никого, ничего… не оправдываю самоубийство, просто для меня данная тема, во-первых, не страшная совершенно. Помню, на «Бесах» был батюшка в зале среди зрителей. И он подарил цветы Эльмире. У всех людей своя голова на плечах, каждый думает то, что он хочет, и делает то, что хочет. Надо просто от всех отстать. Отстаньте от всех — и тогда все будет хорошо!
— Чувствуется, что вы часто вступаете с людьми в споры по поводу различных жизненных принципов.
— Я всегда сталкиваюсь с тем, что у меня, оказывается, есть какие-то убеждения и принципы. Но в целом думаю, что все вокруг правы и все дозволено. Жизнь бессмысленна, эге-гей! Но я все равно постоянно сталкиваюсь с тем, что с кем-то не согласна, у меня есть какие-то принципы и убеждения.
— Один известный критик сказал мне, что «Бал.Бесы» Имамутдинова — это антилиберальный манифест.
— Не согласна вообще. Я, конечно, не зритель спектакля, но внутри… Так как мы говорим с позиции личности, еще раз упомяну, что Туфан Рифович просил нашего мнения об этих персонажах. Я понимаю, мы там куролесим бесовской бал, танец с трупом и прочее, показываем эту позицию, но мы не ставим где-то галочку, что, ребята, вот так делать надо или нет, не преподносим это как некий рецепт того, как нужно или не нужно поступать. Есть спектакль «Дитя», например, в нашем театре, вот там четкая позиция: дети, не убивайте себе подобных, будьте добрыми, не обижайте детей других и животных, это очень важно, тогда все будут счастливы. «Бесы» не такой спектакль, он дает пищу для размышлений. Если ты хочешь видеть антилиберальный спектакль, то увидишь антилиберальный спектакль. Или наоборот.
«У меня даже больше сцен, чем у дровосека»
— Скажите, вы расстроились, когда Имамутдинов решил уйти из ТЮЗа?
— Просто было ощущение, что главный успех Туфана Имамутдинова как главрежа Казанского ТЮЗа — это сколоченная им банда интересных молодых артистов, которые, кажется, готовы были идти с ним, куда он пожелает. И вдруг добровольная отставка.
— Слушайте, это его жизнь, он сам решает, куда ему идти дальше. Конечно, мы все расстроились.
— Не было желания схватить его за любимый потертый свитер и не отпускать.
— Мы с Гузель Валишиной (актриса Казанского ТЮЗа — прим. ред.) больше всего расстроились, потому что буквально за несколько месяцев до ухода Имамутдинов нам сказал: «Я хочу ставить „Дядю Ваню“». И нам с Гузель предложил сделать пробы на роль Сонечки. Мы сделали пробы, показывали этюды. Ужас, как вспомню, что мы показывали… Хрень какую-то. А потом я к нему подхожу и говорю: «А можно я попробую Елену Андреевну?» Он такой: «Давайте». Потому что я Гузю очень люблю (я так Гузель называю) и мне бы хотелось с ней быть в одном спектакле. И мы там себе с Гузель уже напридумывали кучу всего, роли распределили сами. Весь локдаун читали критические статьи, читали по несколько раз пьесу, обсуждали что-то, придумывали новые этюды, но потом он сказал, что уходит. Но это его жизнь опять-таки.
— Вы согласны, что «Иваново детство» в постановке Антона Федорова стало визитной карточкой нынешнего ТЮЗа?
— Я внутри спектакля, не среди зрителей, не могу сказать. И вообще, что такое «визитная карточка»? Я не очень понимаю, когда кто-то говорит: «Вот это визитная карточка театра». Да блин, идите, посмотрите другие спектакли, там их много. Мне кажется, есть свой шарм ходить на те же детские постановки. У нас, например, классная премьера «Северное сияние», веселая.
— Хотел сделать комплимент, мне очень понравилась ваша Мама в этом спектакле. Пусть это и не очень большая роль, но, кажется, ключевая с точки зрения присутствуя духа фильмов Тарковского в данной постановке. И было приятно видеть, что молодая актриса очень хорошо все про это понимает.
— Смотрите, я никогда не была мамой.
— Дело ведь не в материнстве. Скорее это не про маму, а про Тарковского.
— Нет, почему? Я про то, что у артиста есть воображение. Во-первых, воображение, во-вторых, «он понимает»… Что значит «понимает»? Каждый в возрасте своем понимает все по-своему. Или вы думаете, что именно в таком возрасте человек докопался до самой сути, да, и все, а вот в этом не докопался и еще ничего не понимает?
— Я лишь говорю о конкретном спектакле и хвалю конкретную актерскую работу, а еще режиссера Федорова, который работал с актрисой Малых.
— Вообще, артист прекрасен на сцене, когда прекрасен режиссер.
— Исключений не бывает?
— Я вообще в этом уверена: не может быть одно без другого. Артист плохо играет, если режиссер ему плохо все развел, объяснил и если они не были в контакте. Многое от режиссера зависит, актер в том числе. То есть талант талантом, но иногда на одном таланте вообще не выедешь.
— В каждой роли у вас идет поиск чего-то нового, желание помочь режиссеру, как-то выстроить по-своему роль?
— То есть даже если это сказки и нужно сыграть белочку, вы все равно будете что-то придумывать и спорить?
Вот у нас был спектакль, не знаю, сняли его или нет с репертуара, недавно мы его играли, например, — «Тайна волшебного королевства». Аля Ловянникова его нам поставила на Новый год. Мы приходим на читку, мне дали роль маленькой феи, я говорю: «Хорошо, давайте читать». И у меня ровно одна реплика во всей инсценировке. Ну и в итоге мы просто начали придумывать роль — и она получилась довольно забавной. И даже в самом спектакле моя роль играет значительное решение в событиях. То есть мы придумали ее, из одной реплики ее расширили. И у меня даже больше сцен, чем у дровосека. (Смеется.)
— В «Ивановом детстве» было что-то подобное?
— С матерью так получилось, потому что была запланировала только одна сцена. Антон Павлович [Федоров] приезжал к нам еще до локдауна. Мы прочитали, у меня одна сцена с колодцем, которая есть в фильме «Иваново детство». Я, кстати, не помню, в повести она есть или нет. Но я такая: «Ха! Ха-ха». И потом ловлю его около курилки и говорю: «Слушайте, а давайте „Зеркало“ добавим?» Все, так и появилось.
— Ага, значит, вот это все появилось в спектакле благодаря вам?
— Нет, я просто говорю, как было. Сцены-то мы вместе придумывали, он режиссер же. Ну, а что? Главные герои сидят там, читают, репетируют, а меня на репетиции вообще не вызывают. Я думаю: ха, это что такое? Я уж утрирую. И на следующий год Федоров приезжает, а в сценарии уже есть «Зеркало».
«Что бы с человеком ни происходило, он всегда будет недоволен тем, что с ним происходит, поэтому всегда хочется большего» Фото: Сергей Елагин
«Он меня слушал, но ничего не взял… все зарубил»
— Режиссеры всегда отзывчивы? Или бывает и такая реакция на новые идеи: «Девушка, пошла работать!»
— Бывают режиссеры, которые вступают в диалог. В основном на моей памяти все вступали в диалог. Когда мы делали «Капитанскую дочку» с Ильгизом Зайниевым… Я обожаю Ильгиза, он очень нежный режиссер. Я, конечно, понимаю, что, возможно, «Капитанская дочка» не была замечена как театральное событие, это, вероятно, не достижение театрального искусства и так далее, но мы ее очень классно репетировали. Я приносила уйму всего. Говорю: «Ильгиз, давайте сделаем вот так, вот так, вот так». Ничего не принял, все поставил по-своему. Он меня слушал, но ничего не взял… все зарубил.
А например, Антон Федоров… Я ему приношу — и он берет, приношу — берет. То есть здесь настолько было сотворчество… В «Капитанской дочке» тоже было, просто у Ильгиза Газинуровича имелась, видимо, своя система координат, которую я не очень понимала, а например, моя система координат с Антоном Павловичем, наверное, как-то совпала либо я просто поняла его сразу же. Антону Павловичу буквально стоит что-то сказать — вот пару слов, мы уже понимаем и делаем. Это удивительно, конечно.
— Согласны, что вам везет на режиссеров? Карьера, по сути, только начинается, а уже были Имамутдинов, Федоров, Шерешевский, Букаев…
— Что бы с человеком ни происходило, он всегда будет недоволен тем, что с ним происходит, поэтому всегда хочется большего. Еще больше, больше. Тем не менее я всегда осознаю, что не все деньги заработаешь, не все роли сыграешь.
— Что изменилось в ТЮЗе с приходом нового главного режиссера Радиона Букаева?
— Я ни черта не понимаю в том, чем должен заниматься главреж. Понятно, что видна разница. Ну Радион Тимурович также ставит спектакли, но он ставит по событиям, чувствует, например, необходимость поставить на юбилей Вячеслава Васильевича (Казанцева — актера Казанского ТЮЗа — прим. ред.) спектакль, он ставит на юбилей, потому что есть эта необходимость. То есть данный запрос висит в воздухе, он его хватает и как бы исполняет. Не знаю, я не главреж… Как бы занимаюсь своим делом, что мне туда лезть?
— В начале разговора шла речь о том, что после театрального училища было непросто адаптироваться к стилям разных режиссеров. А сейчас уже адаптировались?
— Упаси боже, если я адаптируюсь. Мне тогда будет неинтересно работать. Зачем мне это? Нет, каждый раз ты приходишь… желательно приходишь очищенный полностью, у тебя никаких ожиданий. И вот по крупицам где-то сметаешь что-то, начинаешь собирать какого-нибудь уродца, потом из него что-то внятное получается — иногда хорошо, иногда не очень, иногда не слишком удачно.
«Было, правда, обидно за «бесстыжую полуголую бабенку»
— Вы довольны своей работой в спектакле «Тень»?
— У меня вообще всегда конфликт со спектаклем, всегда — не может быть иначе. У меня не было еще такого спектакля, над которым бы я полностью села на коленки и преклонилась. Нет, всегда есть конфликт со спектаклем, и ты всегда приходишь к режиссеру и что-то ему свое доказываешь.
— В случае с «Тенью» вас смутило, что это не совсем Шварц?
— И это спектакль скорее про режиссера Шерешевского, чем про героев пьесы Шварца.
— Да, абсолютно верно, скорее про Шерешевского, а не про Шварца.
— Как я понимаю, такие психологические поединки героев друг с другом или с самим собой — это режиссерское кредо Шерешевского.
— Мне это очень интересно. Во-первых, это такая актерская прокачка — то, что он предлагает. Просто у меня из этого спектакля… Можно я не буду говорить про данные противоречия? Мне не хочется, например, Петра Юрьевича обижать, но он знает про мои препятствия… Это просто мой конфликт с материалом. Я же могу конфликтовать с романом, пьесой, с кем угодно. Возможно, мой конфликт помогает мне, наоборот, играть, исполнять эту роль. Ну и, собственно, все.
— Что вы скажете анонимным комментаторам «БИЗНЕС Online», которые считают, что такая степень откровенности недопустима в театре, который называется ТЮЗом?
— Это их мнение. И высказывать его они имеют право. Было, правда, обидно за «бесстыжую полуголую бабенку». Я еще говорю нашему пресс-секретарю: «Лера, ответь, пожалуйста, от Казанского ТЮЗа, что я не бабенка, а типа девушка». Ну ладно, это их мнение.
Честно говоря, этого не понимаю. Я понимаю, что у людей есть свои убеждения, что не все приемлют наготу. Если человек не приемлет наготу, не приходите на спектакль, потому что там есть маркировка 18+. Может быть, кстати, нам писать о том, что в данной постановке есть нагота, хотя там особо ничего нет, можно увидеть только мою задницу в зеркало — и все, больше там ничего нет.
— Чья же еще, если под текстом стоит моя фамилия.
— Мне, правда, очень приятно, но у меня вообще тезис «секс-символ» никак не коррелируется с понятием «театр». Я кто вообще? Никто. Но, конечно, хотелось бы, чтобы было меньше гневных комментариев по теме, потому что, повторяю, там на самом деле ничего такого нет.
— Я тоже считаю, что «ничего такого» в тюзовской «Тени» нет.
— Потому что и в наготе нет ничего такого. Там был комментарий: «Что режиссер хотел сделать с этой наготой? Удивить хотел?» В том-то и дело, что наготой сейчас никого не удивишь, ну как бы все взрослые люди, все знают, что у женщины есть грудь, задница, кожа… Может, я не права, конечно, не знаю. У меня крутится в голове слово «ханжество», но оскорблять никого не хочется, потому что понимаю, как уже говорила, все правы в своей системе координат.
— Будет у этого спектакля серьезная фестивальная жизнь?
— Я это не чую, я не зритель в этом плане, не вижу спектакль со стороны, не знаю, как он воздействует на зрителя, совершенно не понимаю. У меня там своя история внутри, я могу рассказать, что чувствую, когда играю, могу рассказать про своих героев, но как могу оценить так, со стороны. Это кто-то другой лучше скажет.
— Вы понимаете своих героинь в «Тени» — ту девушку из 90-х и современную барышню?
— Мы сами придумывали обстоятельства. То есть это обстоятельства не из пьесы, верно?
— Ага.
— Это обстоятельства, придуманные нами. Нам Петр Юрьевич [Шерешевский] сказал, точно так же, как Туфан Рифович: «Мне неинтересны ваши персонажи, мне интересна личность на сцене», — у меня сразу пошло дело бурлить: давайте придумаем обстоятельства. Я сидела, и мы с Яриком (Ярослав Кац — актер Казанского ТЮЗа — прим. ред.) напридумывали несколько вариантов, как могли. Нам надо было сделать сцену, чтобы… Вот есть Пал Саныч (Павел Густов — актер Казанского ТЮЗа — прим. ред.), ученый. Почему он стал тенью себя самого? Нам надо было ответить на этот вопрос, показать травму юношества, что с ним произошло и почему он отказывается от любви. Мы напридумывали кучу вариантов. И вот на выходе видим один из них. Было еще много вариантов, мы придумали обстоятельства. Но я вот свой персонаж также не могу обойти стороной, поэтому придумала тоже ей перенесенную травму, почему она так реагирует, почему вместо тети, как заявлено в пьесе, говорит «мама» и так далее.
— Последний диалог вашей героини с ученым: о чем это?
— Это сон, причем в сцене с Яриком я рассказываю о том, что мне снится такой сон. В чем дело? Это цикличность, то, что мы потом видим, происходит уже с другой девушкой, это другая девушка, похожая на мою ту самую любимую, но я уже не могу любить. Об этом говорит ученый в конце. Это про цикличность, про то, что подобное, несчастливый конец сказки, случается со всеми, люди встречают свою первую любовь, потом понимают, осознают, что первая любовь не бывает и последней, про то, что глаза у тебя открываются и ты видишь, что вокруг много других мужчин… И у мужчин то же самое: глаза открываются, и… Это столкновение с реальностью, то, что это частный случай, когда бывает счастливая сказка. Знаю, например, пару, которая встретилась в 16 лет, и они уже 40 лет вместе. Очень круто! Но это частности. И Петр Юрьевич хотел рассказать про эту реальность. И я его в таком плане очень хорошо поняла.
— Песни Бориса Гребенщикова тоже вы притащили в «Тень»?
— Почему вы думаете, что я там все принесла? Нет, это все Петр Юрьевич, но мне не чужд Гребенщиков. Моя любимая группа — это вообще «АукцЫон». Я знаю Курехина и так далее. Мне все это не чуждо, я в довольно сознательном возрасте все смотрела. У нас были вопросы, отражать ли нам эпоху. Нам ответили: «Нет, не надо. Ничего не делайте, не нужно». Я просто еще думала, если мы танцуем с Яриком, значит, какие-то должны быть движения из 90-х, Петр Юрьевич сказал: «Не надо, танцуй, как ты чувствуешь, и танцуй каждый раз так, как хочешь. Не надо, не иди в эту эпоху». Мы обозначаем эпоху условно. На самом деле это как фильмы Нолана: могло бы случиться в любом вообще пространстве и времени.
«Моя любимая группа — это вообще «АукцЫон» Фото: Сергей Елагин
«Подождите, а умный артист — это тот, кто знает Ханеке, что ли?»
— В одной из соцсетей видел ваши предпочтения в искусстве: «АукцЫон», Тарковский, Ханеке. Излишний интеллект артисту не мешает в профессии?
— Подождите, а умный артист — это тот, кто знает Ханеке, что ли? Такой критерий?
— Черт его знает. Но говорят же, что актер — это пустой сосуд, который должен заполнить режиссер. А что делать, если туда уже изначально налито?
— Я, честно говоря, не знаю, можно ли измерять масштаб личности по кино и литературе, которую ты знаешь, по эрудиции… Ну есть просто умные люди с хорошей смекалкой, которые быстро схватывают. Ярик, например, очень быстро и здорово вводится в спектакли.
— Но Ярик неначитанный? (Смеется.)
— Кстати, не знаю, с ним не разговаривала по этому поводу, лучше у Ярика спросить. Я про смекалку. Я, когда ввожусь на роль, тупая как пробка (стучит по столу — прим. ред.), очень долго соображаю что, где, куда. У меня спутываются мысли. Ну я знаю Ханеке, да.
— Вам какой период больше нравится в творчестве этого режиссера — австрийский, ранний, или все-таки французские фильмы?
— Мне нравится «Пианистка».
— Ну это как-то попсово, просто называете самый известный фильм Михаэля Ханеке.
— Почему попсовый? Нет, я считаю, что это самый выдающийся его фильм, и там есть Изабель Юппер.
— Вот оно что.
— Ханеке — это, безусловно, хорошее кино. Допустим, я для себя самой делю: есть хорошее кино, а есть произведения искусства (кино, музыка и так далее), в которых ты отражаешься. Вот я для себя так разделяю. Есть прекрасный кинематограф, а есть кинематограф, который ты смотришь и который с тобой разговаривает на твоем языке.
— То есть Ханеке — это скорее хорошее кино?
— Тогда назовите мне из разных сфер искусства какие-то примеры, которые в вас отражаются.
— Ну кино… Леос Каракс, Рой Андерссон.
— Любой фильм Каракса?
— Я думаю, что любой, кроме последнего фильма — «Аннет».
— Того самого мюзикла.
— Да-да-да. Я не поняла в общем. Как будто это не Каракс был. Кстати, из отечественного — Соловьев. Это правда, я так вижу мир. Кустурица. Еще я обожаю художественные и документальные фильмы Вернера Херцога. В музыке это «АукцЫон» и все сольные проекта Леонида Федорова, хочу за него замуж. Если про поэтов, то это Введенский, 100 процентов.
— Вы не через последнего полюбили Федорова? У него же есть песни на стихи Введенского.
— А я только потом узнала, что у Федорова есть такие, думаю: опа, какое совпадение!
Да, еще музыка Баха! Я думаю, Бах вообще универсален.
«Я много ною и часто бываю недовольна, но потом я такая: ну нет, вот хорошо же» Фото: Сергей Елагин
«Это крышеснос!»
— Насколько вы благодарный театральный зритель?
— Я вообще человек, который всегда видит сначала исключительно положительные стороны. То есть у меня сначала положительное, и только потом, может быть, я вижу край отрицательного чего-то. Нет, я много ною и часто бываю недовольна, но потом я такая: ну нет, вот хорошо же. Опять у меня каша в голове.
— Видели что-то крышесносное в театре?
— «Петровы в гриппе» Федорова (спектакль московского Театра Наций — прим. ред.) я видела вживую. Это крышеснос! У меня ком в горле застрял. Когда тебе говорят, что ком в горле застрял, ты это образно понимаешь, а тогда случилось именно это. Я не могла говорить, мне было тяжело. Ездила в Екатеринбург на этот спектакль, там был показ «Золотой маски», очень большое впечатление.
— А в Казани нравятся какие-то спектакли?
— Я не запоминаю названий на татарском и не помню из-за этого, как назывался спектакль на русском. Был спектакль Айдара Зяббарова на малой сцене театра имени Камала. Такой поэтический.
— «Все плывут и плывут облака…»
— Да, по-моему, это был спектакль «Все плывут и плывут облака…». Вот меня очень впечатлило.
Меня сильно впечатлил спектакль Фарида Бикчантаева «Антигона». Он его поставил в Башкирской драме имени Гафури, по-моему. Это было круто! Многого не поняла, что и зачем, но я очень благодарный зритель. Иногда просто понимаю: ну это не сработало или это не нужно, но я просто не буду туда смотреть. То, как играли там артисты… Еще девочка, которая играла Антигону… Ну вообще вот эта вся история с отцом и так далее — мне все очень близко, возможно, потому меня так затронуло. Эта артистка была беременна. Возможно, потому от нее такая бешеная энергия шла, что я, во-первых, влюбилась в эту актрису напрочь, ну и в данный спектакль. Для меня это было очень большое впечатление.
А еще я видела додинский спектакль «Жизнь и судьба». Как бы там ни говорили, что он отжил свой век, я так не считаю, по-моему, это вообще колоссальное произведение. Не представляю, как там сложно, во-первых, артистам находиться, зато как интересно! Во-вторых, видно, что данный спектакль — большое актерское счастье. Во-вторых, это очень сложный, непомерный материал, звучит Шуберт, если я не ошибаюсь, саксофоны, трубы. Тоже сильное впечатление было.
Но я хочу сказать, что от «Вишневого сада» в Качаловском театре я тоже рыдала — мне было 14 лет, мы стали изучать Чехова, и нас повели в Качаловский театр. И я плакала навзрыд. Я еще спрашиваю у учительницы литературы: «Что это со мной было?» Она говорит: «С тобой катарсис». Это тоже было сильное театральное впечатление. Моя любовь вообще началась с данного театра.
— Вы сейчас ходите в Качаловский театр?
— У меня на данный момент нет времени ходить туда, а вообще я очень хочу посмотреть «Королеву красоты».
— Я не видел, но вроде бы от Макдонаха там мало что осталось.
— Мне надо увидеть. У них свои методы работы. И кто-то любит всю эту эстетику, ходьбу по большому кругу, по маленькому, все эти великолепные, прекрасные костюмы. Это же прямо вот, знаете, театр, супернастоящий театр.
— Но меня убивает, когда главная героиня выходит на авансцену и говорит в зал монолог, который, в общем, предназначен героям, которые находятся здесь же, на сцене.
— Туминас тоже так работает — и ничего.
— Ну Туминас великий, ему позволительно.
— Кстати, я «Евгения Онегина» Туминаса в записи смотрела, тоже было сильное впечатление.
«То, что Диана Сафарова сделала, — это удивительно. Она сорганизовала огромный механизм, там столько людей над этим работает, столько деталей надо предусмотреть» Фото: «БИЗНЕС Online»
«Я не умею красиво ползать по стеночке»
— Вы играете сейчас в иммерсивной «Анне Карениной» или уже нет?
— Почему?
— Но это был интересный опыт?
— Классный опыт. Мне посоветовали, я пришла на кастинг, потом меня вызвали на репетицию — и так пошло дело. И буквально полтора-два месяца репетировала роль Машеньки вместе с Владиславой Оболенской.
— Что дал этот опыт?
— Классный. Ты учишься находиться в моменте как актер, думать, потому что тебе нельзя расслабляться, к тебе может подойти в любой момент зритель и сделать все что угодно, да, или ты с ним должен сделать что угодно. Там тоже на это… Но я поняла, что это не совсем мое, не умею красиво ползать по стеночке. Это все-таки не театр, а больше шоу. И у меня папа умер, и я вот… Просто он умер в день, когда была «Каренина». Я позвонила другой Машеньке, там сейчас две другие девочки, попросила заменить, она, слава богу, смогла. И я что-то после этого уже больше не выходила, просто подумала: а что буду тратить жизнь на то, что мне не совсем нравится?
Хотя команда там просто великолепная. То, что Диана Сафарова сделала, — это удивительно. Она сорганизовала огромный механизм, там столько людей над этим работает, столько деталей надо предусмотреть. Это очень круто для Казани, что такое есть. Просто я поняла, что не очень хочу этим заниматься. Мне хочется заниматься чистым священным театром. (Улыбается.)
— Нет ощущения, что в Казани уже как-то тесно и хочется чего-то большего?
— Так давайте переедем в другой город.
— Как вариант. Все-таки Казань — своеобразный город в плане какой-то культурной эстетики. Концертные промоутеры не зря же говорят, что хороших артистов они не привозят в Казань, потому что многие из них здесь просто не соберут зал, тот же «АукцЫон». А в соседних Нижнем Новгороде или Самаре соберут.
— Обидно мне слышать эти слова о публике. Я просто знаю другую публику. Возможно, такое есть. Я просто не обращаю внимания на это.
— А другие театры интересуют как место работы?
— Если идти в другой театр, то надо в другой город. А в Казани держит личная жизнь. Так, личная жизнь, расходимся.