Я учился плавать так первым делом
Я учился плавать так первым делом
ЛЕВ УСПЕНСКИЙ И ЕГО КНИГИ
Если бы попросили людей, хорошо знающих Льва Васильевича Успенского, коротко охарактеризовать личность писателя, они бы ответили, что прежде всего поражают его огромные разносторонние знания, его поразительная память, редкое трудолюбие и работоспособность, его жизнерадостность и сильно развитое чувство юмора.
Многие из них дали бы совсем короткую характеристику: «Он все знает».
В наше время – время грандиозных открытий, бурного развития науки и техники, в век космонавтики и электроники – невозможно «все знать». Но Лев Васильевич «дает повод» так о нем говорить. Он является исключительно образованным человеком: он ученый-лингвист, знаток археологии, истории в широком смысле этого слова, в частности истории Петербурга, географ, землемер, ботаник, фотограф, знаток античности, писатель, поэт, переводчик.
Лев Васильевич пишет филологические книги, книги об археологии, географии, книги на мифологические темы, книги из истории нашего города, военные рассказы, повести и романы. Все, о чем он пишет, он хорошо знает и рассказывает читателям со знанием дела.
Этому помогает превосходная память писателя.
В редакциях газет и издательств частенько можно слышать: «Это знает Лев Васильевич, это нужно поручить Льву Васильевичу, нужно спросить у Льва Васильевича».
Такое отношение к писателю хорошо, емко выразил в дружеской эпиграмме ленинградский поэт Михаил Александрович Дудин:
Л. В. Успенский проявляет самый живой интерес ко всему, чем живет наша страна, чем живет весь большой мир – наша планета Земля.
Писатель-гражданин быстро и живо откликается на все события, происходящие как в нашей стране, так и за рубежом. Отсюда – частые выступления Льва Васильевича в газетах и по радио. Он прекрасный оратор, его речь жива и образна, он говорит языком, доступным всем, приводит интересные примеры, пословицы и поговорки; его речь то полна острыми, гневными словами, когда он говорит о поджигателях войны, то полна восхищения и лиризма, когда он говорит о делах и жизни советских людей, о славной советской молодежи.
В 1960 году писательская общественность Ленинграда, работники издательств, редакций газет, журналов и радио, юные и взрослые читатели торжественно отметили шестидесятилетие Льва Васильевича Успенского и тридцатилетие его творческой деятельности.
Было сказано много слов благодарности писателю за его большой, вдохновенный труд; ему желали долгих лет жизни и выражали уверенность в том, что писатель порадует многими и многими книгами своих требовательных, но всегда чутких и благодарных читателей.
В адрес юбиляра поступило много телеграмм от разных учреждений и читателей, было много преподнесено писателю адресов и цветов.
Виновник торжества, добродушный великан, с гривой седых волос и доброй, с лукавинкой улыбкой, был смущен, взволнован и растроган; он, по-видимому, не ожидал такого праздника, устроенного в его честь.
Книги Льва Васильевича читают и взрослые и школьники с одинаковым интересом, а это самая высокая оценка книг и труда писателя.
Издательство «Детская литература» по-издательски отметило юбилей писателя, выпустив его книгу «Повести и рассказы» (о которой еще будет речь впереди).
В 1960 году в издательстве «Детская литература» вышла также языковедческая книга «Ты и твое имя» (Лен. отдел.).
Прошло десять лет. В эти годы Лев Васильевич продолжал много и плодотворно работать.
В это время писатель работал еще над двумя филологическими книгами: «Имя дома твоего» и над этимологическим словариком школьника «Почему не иначе?». Обе книги вышли в 1967 году в издательстве «Детская литература».
Прошло десять лет – очень малый срок для истории и большой срок в человеческой жизни, – но Лев Васильевич Успенский по-прежнему бодр, работоспособен, по-прежнему оптимистичен и скор на шутку и остроту.
9 февраля Льву Васильевичу Успенскому исполнилось 70 лет. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1970 года за заслуги в развитии советской литературы и в связи с семидесятилетием со дня рождения Лев Васильевич Успенский награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Лев Васильевич Успенский родился двадцать седьмого января (9 февраля) 1900 года в Петербурге в семье инженера-геодезиста. Отец – Василий Васильевич Успенский – происходил из разночинной семьи: дед будущего писателя был провинциальным банковским бухгалтером.
А все это было в семье Льва Васильевича. Мать будущего писателя, Наталья Алексеевна, происходила из дворянской семьи Костюриных, имение которых было в Псковской губернии. Она без согласия отца уехала в Петербург поступать на Высшие женские курсы и, чтобы стать самостоятельной, вступила в фиктивный брак с Василием Васильевичем Успенским, потом этот брак перешел в обычный законный брак.
Детство Льва Васильевича было вполне благополучным, кроме него, в семье был только один ребенок, брат Всеволод Васильевич, на два с половиною года младше его. Зимой жили в Петербурге, от двух лет и до двенадцати – на Выборгской стороне, летом – Псковская губерния, Великолучина.
Выезды в деревню имели большое значение: мальчик знакомился с жизнью псковских крестьян, с природой Озерного края. Он начинал понимать, что знакомые псковские поля и перелески – это часть огромной страны, его Родины, России.
Будучи в раннем детстве очень любознательным и наблюдательным (эти качества сохранились на всю жизнь), Лев Васильевич в пять лет незаметно для родителей научился читать.
В школу поступил в 1906 году, но, по настоянию врача, был переведен в детский сад (мальчику было шесть лет), где начал изучать французский язык. Немецким языком он уже занимался дома с преподавательницей.
В этом же году произошло событие исключительной для него важности: ему подарили книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо». С жадностью и трепетом прочел он эту книгу.
Впечатление от книги было так велико, так ярко, что до сих пор, более шестидесяти лет спустя, Лев Васильевич помнит все картинки из этой книги и даже многие подписи под ними.
В раннем детстве сильнейшим увлечением была зоология, мир животных. Читал и перечитывал Брема.
Другим большим увлечением раннего детства были паровозы, железная дорога: самое любимое место для прогулок – платформа на Финляндском вокзале.
И няня и мальчик Левушка получали оба большое удовольствие: первая могла сколько угодно беседовать со знакомыми старушками, а ее питомец часами мог наблюдать за маневрами паровозов. Любовь к паровозам Лев Васильевич сохранил до сих пор.
Общительный, любознательный мальчик, окруженный лаской и вниманием родителей и няни, которую нежно любил и о которой сохранил самые теплые воспоминания, живо интересовался окружающей действительностью.
Однажды, гуляя по своей излюбленной железнодорожной платформе, мальчик увидел в окнах за решетками чьи-то лица.
На вопрос сына, что это за люди смотрят, мать ответила, что это храбрые революционеры, их посадил за решетку царь-вампир, который пьет народную кровь; мать поддерживала связь с революционно настроенным студенчеством; в эпоху реакции прятала подпольщиков в доме; постоянно, под видом прислуги, жили жены арестованных рабочих заводов «Русский дизель» и Нобеля.
Я учился плавать так первым делом
Михаил Абрамович Бейлин
По утрам звенят будильники, пора ребятам вылезать из-под одеял, не опоздать бы в школу. А вылезать не хочется, полежать бы ещё немного, нет, не спать, а просто полежать с закрытыми глазами. Но мама торопит:
— Вставай, вставай, опять не успеешь ни умыться толком, ни поесть!
Идёт мальчик умываться, зевает, потягивается, рубашка застёгнута даже на самую верхнюю пуговку. Намочит руки, потрёт глаза и нос, опять подставит пальцы под струйку воды. Брызги летят во все стороны, а он стоит смотрит.
— Ты что, не проснулся? — спрашивает мама.
А ведь действительно, человек просыпается не сразу. Глаза уже смотрят, а сердце ещё бьётся медленно, как во сне. Зарядка, энергичные движения помогают разбудить весь организм.
А если зарядку не делать, то и завтракать не хочется, и в школу мальчик идёт вяло, ногами по земле шаркает, будто маленький старичок.
Все знают, что польза от зарядки огромная. Десять — пятнадцать минут поупражняешься — и сердце бьётся чётко, дыхание становится глубоким, все мускулы просыпаются, наливаются силой. А потом ещё умоешься как следует, разотрёшься жёстким полотенцем — сразу и настроение бодрое, и никакая работа не страшна.
Наверное, не найдёшь мальчика или девочки, которые бы ни разу в жизни не делали зарядку. Начинают делать все, но, увы, потом многие бросают. А «заряд» бодрости человеку нужен каждый день. И твёрдым рукам рабочего необходима сила, выносливость, ловкость. И тем, кто трудится, склонившись над столом, зарядка нужна не меньше. Без работы, без физической нагрузки мышцы становятся вялыми, здоровье слабым. Недаром с древних времён живёт пословица: «В здоровом теле здоровый дух».
Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов приказывал солдатам обязательно делать гимнастические упражнения. Сам он в детстве не отличался крепким здоровьем и силой, но у него была крепкая воля, он неустанно упражнялся, ежедневно закалял себя и стал сильным, выносливым, смелым воином.
Все воины, все спортсмены делают по утрам зарядку. День космонавта тоже начинается с зарядки.
Чтобы делать зарядку ежедневно, не нужна большая сила, но нужна крепкая воля. Конечно, не очень хочется ранним утром выскакивать из тёплой постели. Но ты ведь понимаешь, что это надо? Вот и заставь себя. И не один день, не два, а каждый день. Характер твой станет твёрже, и скоро ты будешь получать от зарядки не только пользу, но и удовольствие.
Утром радио разносит по стране знакомую бодрую песенку: «На зарядку, на зарядку, на зарядку… становись!»
Можешь делать зарядку под радио? Прекрасно. Становись! А если нет, занимайся самостоятельно. Как? Пусть тебе посоветует учитель физкультуры. И в нашей книге ты найдёшь комплекс упражнений. Желаем тебе успехов!
Твоя первая зарядка
По утрам делай зарядку.
Первое упражнение — «глубокое дыхание». Медленно поднимись на носки, слегка отводя локти назад и выпрямляясь (вдох), так же медленно опустись (выдох).
Второе упражнение — «футболист». Быстро подними правую ногу (выдох). Медленно приставь её к левой ноге (вдох). То же самое проделай левой ногой.
Третье упражнение — «маятник». Наклони туловище влево (выдох). Выпрямись (вдох). Теперь наклонись вправо.
Четвёртое упражнение — «колка дров». Быстро наклонись как можно дальше вперёд (выдох). Медленно выпрямись. Каждое из этих упражнений проделай 4–5 раз.
Пятое упражнение — «мячик». Подпрыгни 30–40 раз на носках. Не задерживай дыхания. После прыжков походи по комнате одну-две минуты.
Геомар Георгиевич Куликов
Лёша Бубликов по части спорта считался самым безнадёжным человеком в лагере. И, когда председатель совета отряда Петя Шашкин пытался укорять его, Лёша, чуть не плача, отвечал:
— Ну что я могу поделать, если у меня спортивного таланта нет?! У кого самые лучшие фотографии? У меня. Значит, фотографический талант есть, а спортивного — нет.
Но дело было, как видно, не в одном таланте. Стоило Лёше, разбежавшись, приблизиться к планке для прыжков в высоту, как ноги его наливались тяжестью, переставали слушаться, и он, махнув рукой, сворачивал в сторону.
— Трус ты! — кипятился Петя. — Самый обыкновенный трус!
Лёша обиженно поджимал губы и уходил со спортплощадки.
Это случилось в тот день, когда отряд отправился в соседний колхоз в гости к сельским пионерам.
Лёша вместе со всеми работал на огороде, а как только выдался свободный час, с неизменным своим спутником — фотоаппаратом — отправился бродить по деревне.
Он уже нацелился аппаратом на новенькую колхозную птицеферму, как вдруг услышал за спиной чьё-то дыхание.
Лёша обернулся и обомлел…
Ещё утром, когда их знакомили с колхозным хозяйством, он обратил внимание на рыжего бычка с белой отметиной на лбу.
Федя Сачков, мальчишка, водивший городских пионеров по скотному двору, остановился возле этого бычка и с гордостью сказал:
— Племенной. Зовут — Тюльпан. Знаете, какой он у нас…
Лёша посмотрел на крутую шею, на острые рога Тюльпана, на его диковатые, с красными прожилками глаза и невольно с опаской попятился, подумав: «Попадись такому».
И вот теперь этот самый Тюльпан стоял рядом с Лёшей, широко расставив ноги и угрожающе нагнув голову.
— Ты чего? — с дрожью в голосе спросил Лёша.
Тюльпан мотнул головой и сделал шаг в Лёшину сторону.
Лёша на шаг отступил и льстиво забормотал:
— Тюльпанчик… Да ты чего…
«Мы-ы-ы. » — низким хриплым голосом отозвался Тюльпан и двинулся на Лёшу.
Лёша подскочил, как заяц, и что было сил пустился бежать. Он мчался так, что ветер свистел в ушах, и слышал за собой неотступный тяжёлый топот. Тюльпан не отставал. Лёша нырнул в ближайший проулок и сразу же понял, что совершил ошибку. Проулок пересекала широченная канава. Раздумывать было некогда — Лёша прыгнул. Но и бык легко перескочил канаву.
Я учился плавать так первым делом
Гриша и Стасик были у себя во дворе лучшими спортсменами. Поэтому Гриша и сказал Стасику:
— У нас есть ребята, которые не занимаются спортом. Тебя это не огорчает?
— Надо их заинтересовать, — решительно заявил Стасик. — У нас, спортсменов, даже закон такой есть: один плюс два. Каждый должен подготовить двух новичков.
— Что там двух! — разохотился Гриша. — Мы с тобой весь двор чемпионами сделаем! Айда на улицу, чего медлить!
Через несколько секунд приятели уже стояли около первоклассницы Оли и одновременно спрашивали её:
— Тебе спорт нравится? Ты хочешь стать чемпионкой?
— Я продавцом буду, — сказала Оля и отвесила невидимому покупателю полный совок песка.
Друзья переглянулись, и Стасик сказал Оле:
— А ты знаешь, что продавец делает в день тысячу движений и не устаёт, потому что физкультурой занимается? Вот и тебе надо спортом заняться.
— Если хочешь, мы будем твоими учителями, — предложил Гриша.
Оля промолчала, и друзья решали, что она согласна.
— Ну-ка посмотрим, как ты бегаешь, — сказал Стасик и, отобрав у Оли совок, скомандовал: — Беги вон до той лужи! Раз!
Оля нехотя поднялась и побежала.
— А теперь беги обратно, — скомандовал Гриша, — только быстрее!
— А теперь ко мне! — закричал Стасик, отбежав к забору.
Оля пробежала несколько шагов в его сторону, но вдруг вернулась и села на скамейку.
— Что же ты? — спросил Стасик.
— Я больше не хочу быть продавцом, — переводя дыхание, сказала Оля. — Лучше кассиршей буду. Кассирши целый день сидят. — И, покрутив воображаемую ручку у своей кассы, Оля выбила первый чек.
Друзья хотели уговорить её продолжать занятия, но тут во двор вышел третьеклассник Вовка Чулков. Гриша и Стасик оставили Олю и направились к Вовке.
— Как дела, спортсмен? — остановил его Гриша.
— Я не спортсмен, а космическая ракета, — объяснил Вовка и, надув губы, принялся трещать и заводить себя.
— А ты знаешь, кто может управлять космической ракетой? — спросил Стасик.
— Кто? — заинтересовался Вовка и перестал заводиться.
— Самый выносливый человек, вроде Гагарина или Титова. Хочешь таким быть?
— А я могу? — усомнился [1] Вовка.
— Всё дело в закалке. Будешь тренироваться под нашим руководством, станешь сильнее всех. Пошли на турник.
Ребята подсадили Вовку на перекладину и отбежали. Стасик подал команду:
Вовка не двигался. Он лежал животом на перекладине турника.
— Ты что, прилип, что ли? — рассмеялся Гриша. — Тебе же говорят — крутись!
— Я… боюсь… — еле слышно выговорил Вовка. — Снимите меня, пожалуйста.
— Ну и комедия! В космический рейс собрался, а простое упражнение сделать не может! — засмеялся Гриша.
— Какое там упражнение, слезть с турника и то боится, — добавил Стасик и тоже рассмеялся.
Вовка не выдержал и заплакал.
— Ты упражнение выполняй, а не реви! — строго сказал Гриша. — Вот получишь сейчас щелчок, сразу ныть перестанешь.
Вовка заголосил ещё громче. Терпение у тренеров лопнуло, и они направились к Вовке, грозно размахивая руками. Тот дёрнулся и свалился. Не издав ни звука, Вовка мгновенно вскочил и опрометью [2] бросился к своему подъезду. Приятели проводили его дружным хохотом. Потом они оглядели двор в поисках нового ученика и увидели толстяка Геню, своего одноклассника.
— Этот не подойдёт, — решил Стасик, — уж очень неуклюж.
— А почему? Если такого увлечь, совет дружины наверняка благодарность вынесет. — И Гриша поманил Геню к себе. — Тебя ребята толстяком дразнят?
— Не толстяком, а Пончиком, — вздохнул Геня.
— Хочешь, чтобы не дразнили?
Геня торопливо закивал головой.
— Тебе надо стать боксёром, — сказал Гриша. — Сначала мы тебя потренируем, а потом ты в настоящую секцию запишешься. Становись-ка, я тебе приём один покажу.
Может, Геня и овладел бы этим приёмом, но тут над головой его тренеров с шумом
Лирика (12 стр.)
МАСТЕР
Но счастье в ней вмещалось и тоска,
Все, что творца в работе навещает…
Теперь мемориальная доска
Невозмутимо нам о нем вещает.
Писал он сверху сизость влажных крыш
И дым, из труб струящийся дремотно…
Теперь Антверпен, Лондон и Париж
Вступают в тяжбу за его полотна.
Над всем, чем жизнь художника была
Отважна и без золота богата,
Простерла слава светлых два крыла.
Жаль только, что немного поздновато.
СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ТОВАРИЩИ
А впереди товарищей,
Согнувшись, как крючок,
По ленинградской улице
Шел старый старичок.
И видят два товарища,
Как ветром от Невы
Вдруг шляпу у прохожего
Срывает с головы.
И он спешит но улице
С портфелем на весу
За шляпою, что катится
Подобно колесу…
Один из двух товарищей
Схватился за бока!
Второй из двух товарищей
Жалеет старика.
Один из двух товарищей
От радости визжит!
Второй из двух товарищей
За шляпою бежит.
Один из двух товарищей
Хохочет у ворот!
Второй идет к прохожему
И шляпу подает…
Спасибо вам, товарищи,
Я старый инвалид,
И очень быстро двигаться
Мне доктор не велит…
Я это происшествие
Увидел из окна.
Откуда мне вся улица
Широкая видна.
КАК Я НАУЧИЛСЯ ПЛАВАТЬ
Я учился плавать так:
Первым делом снял башмак.
Сел на камушек сырой,
Посидел… И снял второй.
Отойдя за валуны,
Снял рубашку,
Снял штаны…
Посидел на берегу,-
Прыгнуть в воду не могу!
Нынче только окачусь,
Плавать завтра научусь!
Вот любуюсь на закат,
Но идет мой старший брат.
И кричит мой старший брат:
— Прыгай в воду, говорят.
Вижу, плавает бревно.
Может, выручит оно?
Руки тянутся к бревну,
Ноги шлепают по дну.
Вижу, брат недалеко,
Вижу, здесь неглубоко.
Ноги вспенили волну,
Руки шлепают по дну.
Дальше дело было так:
Снял он брюки,
Снял пиджак,
Не пустил меня к бревну,
Потащил на глубину!
Я руками и ногами
По воде, что было сил,
Я руками и ногами
По воде замолотил!
ПРИЗВАНИЕ
Стал он в шахматы играть
Опозорился опять.
Знать, и это не по нем:
Пешкой ходит, как конем!
— Бесталанный я совсем!
Объявил он мрачно всем.
Погрустил, погоревал,
Сам себя нарисовал…
Вот ноет Егор,
Записавшись в хор.
Вот пришел дружок
В драматический кружок.
Вот, глядите-ка, ферзя
Ставит он, куда нельзя…
Поздравляем от души!
Все рисунки хороши.
МОИ ИНСТРУМЕНТЫ
МОЛОТОК
ТОПОР
Чтоб стесать с бревна кору,
Обратитесь к топору!
Нужен мост или паром,-
Надо ладить с топором!
Не найти в селе двора,
Где б не знали топора!
С незапамятной поры
Служат людям топоры!
Я скажу нам кратко:
Люблю, чтоб было гладко
СВЕРЛО
ДРУГ
Мне не верится, ребята,
Что щенком был этот пес,
Что домой его когда-то
Я за пазухой принес.
Накрывал его тулупом,
Тыкал в блюдце с молоком…
Был он глупым,
Очень глупым,
Очень маленьким щенком.
Рос он, рос,
И как-то вдруг
Вырос пес,
По кличке Друг.
Как он ласково при встрече
Лапы мне кладет на плечи!
Как он скачет по двору,
Вызывая на игру!
Как заливисто он лает,
Как он любит малышей,
Как хвостом смешно виляет,
Улыбаясь до ушей!
Я иду из магазина,-
У него в зубах корзина.
Нее живущие вокруг
Говорят: «Вот это друг!»
Он шагает по дорожке,
А с деревьев,
С высоты,
Смотрят яростные кошки,
Смотрят гневные коты…
Мне не верится, ребята,
Что щенком был этот пес,
Что домой его когда-то
Я за пазухой принес!
НОЧНОЙ ПОЛЁТ
Белый снег.
Синий лед.
Взлетная дорожка.
Взял разбег
Самолет.
Я гляжу в окошко.
Все быстрей,
Все быстрей,
Вот он оторвался.
Красный свет
Фонарей
Подо мной остался.
И сейчас
Мне видна,
Ближе став немножко,
Только круглая
Луна
В круглое
Окошко.
Рядом
Девушка сидит,
Сняв платок и шубку.
Сбоку
Старый инвалид
Набивает трубку.
Обживается
Народ.
Людям отдых нужен.
Стюардесса
Несет
На подносе ужин.
С аппетитом
Ем и пью.
Взял конфету «Мишку».
Спрятав столик,
Достаю
Из портфеля книжку.
Спать охота,
Вот беда…
Ну и что же,
Если
Нет кровати,
Тогда
Можно спать и в кресле…
И земля
Под крылом
Зеленью одета.
Это мы
Из зимы
Прилетели и лето!
ТИМОША
Тот завел себе собаку,
Тот завел себе кота,
Тот завел себе корову,
Я завел себе кита.
Кит попался мне хороший,
Очень добрый и большой.
Я назвал его Тимошей,
Привязался всей душой.
В синем море-океане
Мой Тимоша служит мне.
Можно жить, как на поляне,
У Тимоши на спине.
Здесь порой бывает жарко,
Но кругом ведь океан,
И воды киту не жалко,
Приглашает под фонтан.
Под фонтаном освежусь,
Над стихами потружусь,
Или книжку почитаю,
Или просто спать ложусь.
Мчится кит,
меня катая,
От Цейлона
до Китая!
Солнце блещет,
волны плещут
Под ударами хвоста!
Не раскаюсь
никогда я,
Что завел
не попугая,
Не корову,
не кота я,
А завел себе кита!
МЕДВЕДИ И МЕСЯЦ
Желтый, желтый,
Как из меди,
Месяц плавает в воде.
— Мы его сейчас поймаем,
Что за месяц, поглядим,
С ним сначала поиграем,
А потом его съедим.
— Мне для ловли месяца
С ветки надо свеситься.
— Я поймаю на крючок.
— Я хватаю за бочок.
И не могут два медведя
Взять в соображение,
Что ведь это же не месяц,
Это отражение!
Я учился плавать так первым делом
«Я по номеру. «
Сеф Роман
Храбрецы
Чёрный Саша
Зуб
Лейкин Вячеслав
Вопрос
«Поговорим. «
На рынке
Милн Алан (пер. Н. Слепаковой)
В конце пути
Милн Алан (пер. Н. Слепаковой)
Гость в лесу
Фейерверк
Акматова Зоя
В шалаше
Белозёров Тимофей
Костёр
Белозёров Тимофей
Как до небес добраться
Кузьмин Лев
Как я научился плавать
Лифшиц Владимир
Кто хозяин?
Степанов В.
Что всего труднее
Заходер Борис
Город Львов
Шульжик Валерий
На полпути
Милн Алан
Наедине с собой
Милн Алан
Барашек
Лунин Виктор
Я взрослею
Яснов Михаил
Дорогою добра
Энтин Юрий
Кто колечко найдет?
Маршак Самуил
«Какой пассаж, какой кошмар. «
Стеквашова Елена
Кавычки
Сеф Роман
Бутерброд
Сапгир Генрих
33 коровы
Олев Наум
Любознательный Григорий
Антонова Наталия
На лесной опушке
Антонова Наталия
Я выросла большая!
Капутикян Сильва
Это я помыла пол
Капутикян Сильва
Что мне делать?
Капутикян Сильва
Домовята и каша
Авдеенко, Кирилл
Свинки дяди Пинки
Авдеенко, Кирилл