Яхь намус что такое
Осенью 2020 года я вернулась из Швеции, где жила с мужем, в родной Дагестан. У меня закончилась брачная виза, я хотела делать вид на жительство, а ждать его пришлось в России. С приездом у меня обострилась депрессия, которая началась ещё в Швеции. Я не могла учиться, работать, даже просто встать с кровати. Помимо этого, нужно было решать, бросить всё и окончательно уехать в Швецию к мужу, с которым мы практически разводились, или остаться в Дагестане и пытаться строить новую жизнь на старом месте. И тут и там я чувствовала себя чужой.
Дагестан я никогда не воспринимала как дом. Мне всегда казалось, что кавказское общество, в котором я выросла, меня не принимало. Помню, как в школе надо мной смеялся весь класс из-за того, что я придумала себе вымышленное имя. Смех не смогла сдержать даже учительница. В Дагестане я всегда чувствовала себя аутсайдером. Мне было тяжело вписаться в рамки традиционной культуры, где ты не можешь быть свободным и иметь своё мнение.
Когда мне было 15 лет, я сознательно решила отказаться от ислама и принять православие. Я изучала Библию, мне нравилась христианская философия. Православие было для меня религией прощения и принятия. На моём крещении была только мама, и больше никто об этом не знал. Думаю, если бы я рассказала кому-то из родственников в Дагестане, то со мной бы перестали общаться или просто убили.
Я выросла в не очень религиозной семье, но всё равно праздную исламские праздники со всеми и часто делаю вид, что соблюдаю адаты (обычаи). В Дагестане есть такое понятие, как «ях-намус», что означает «совестливое поведение», и в случае чего тебя могут упрекнуть в том, что у тебя нет ях-намуса, и исключить из общества.
Мне часто говорили, что я «урус», то есть стала похожа на русскую, потому что не соблюдала этого всего, не ходила на свадьбы, которые обязательно нужно было посещать, а ещё не знаю своего родного кумыкского языка.
В Дагестане меня всегда спрашивали, откуда я приехала. Хотя я не выгляжу необычно. Из-за этого я часто представляла, что просто путешествую и к Дагестану не имею никакого отношения. Я всегда стремилась уехать из Дагестана, и у меня это получилось. К сожалению, мне пришлось сюда вернуться, хоть и ненадолго.
Жить с мамой в одной квартире по возвращении было непросто. Мы часто ссорились, и я решила съехать на съёмную квартиру. В попытках избавиться от депрессивного состояния я приглашала друзей, развлекалась, а с мамой прекратила общаться. Вечеринки у меня были в основном алкогольные, и их я «успешно» совмещала с антидепрессантами и нейролептиками. Постепенно я уходила в запой, а моё состояние становилось всё менее стабильным.
В очередной раз, когда пришли друзья, они захватили с собой нашего общего знакомого Ислама. Я его плохо знала, но он мне симпатизировал. Он был высокий, подтянутый и в тот вечер пришёл в чёрной рубашке. Единственное, что меня внешне отталкивало от него, это борода. Я просто не люблю бороды, которые отпускают парни в Дагестане: обычно в этом есть религиозный подтекст. Но Ислам не был религиозен.
Ещё одна причина, из-за которой мне было тяжело в Дагестане, — всеобщая религиозность. Если ты не веришь в бога, то это приходится тщательно скрывать. Там в приоритете законы шариатского суда, и особо преданные его представители тебя могут даже избить за твои взгляды и попытаться заставить изменить твоё мнение, поэтому это просто опасно для жизни. Лучше молчать.
Власти также сильно поддерживают религию. Со всех сторон пропагандируется ислам, а особенно в той среде, где больше молодёжи. Помимо государства, есть специальная организация, контролирующая внедрение ислама в общество, — Муфтият Дагестана. У неё собственный медиахолдинг с десятками различных СМИ и огромной аудиторией. Помню, как их газету «Ас-Салам» раздавали даже в московском метро.
В тот вечер мы неплохо проводили время, но я решила, что или не буду пить совсем, или не так много. Я понимала, что это всё меня тянет на дно. Я чувствовала себя подавленно и болезненно, а ещё хотела, чтобы все поскорее ушли. Друзья жили рядом и на время удалились. Мы с Исламом остались наедине.
Мы разговорились о Швеции, почему я вернулась, какие у меня планы и о многом другом. Я поделилась с Исламом, что сейчас нахожусь в жуткой неопределённости и не знаю, что мне делать дальше. Ведь Швеция и Дагестан — два абсолютно противоположных мира. В первом ты живёшь в спокойствии и защищённости, во втором — днём рядом с твоим домом может начаться спецоперация. В первом мире тебя не будут осуждать за то, что покрасил волосы в синий, во втором — обязательно покажут пальцем, сфотографируют и выложат в местные паблики. Но если в Швеции всё классно, то почему бы не остаться там?
Ислам очень внимательно слушал меня, а потом отошёл в туалет. Я впала в какой-то мысленный ступор и почему-то начала нервничать.
Когда Ислам вернулся, он подвинул стул ближе ко мне, и я очень напряглась. Ислам мне был немного симпатичен, но я не собиралась заводить никаких отношений. Особенно с мужчинами из Дагестана: слишком сильная разница во взглядах на жизнь.
— Я хотел тебе сказать, что было бы классно, если бы ты была моей девушкой.
— Что? Мы даже особо не знаем друг друга, какие отношения? Я сейчас развожусь, мне вообще не до этого. Я понимаю твои чувства, но не хочу. И лучше было бы, если б я сейчас осталась одна.
— Да что такого я сказал? Ну и что, что мы друг друга не знаем. Узнаешь.
— Нет, я же сказала, что не хочу!
Внезапно он стал агрессивен, вскочил и набросился на меня. Я не могла даже пошевелить рукой, пыталась отбиться, оскорбляла его. Это было ошибкой: он ещё больше вышел из себя. Потом он сказал мне, что я не доживу до утра, и начал меня душить. Я никогда не забуду эти безумные стеклянные глаза. Я была уверена, что не выживу, потому что слышала такие истории со смертельным исходом.
Не успев придумать ничего больше, я притворилась, что не дышу. Это, на удивление, сработало. Ислам сильно испугался и начал читать молитвы. В такие моменты все начинают верить в бога.
Вообще, я заметила, что мужчины в Дагестане очень болезненно и неадекватно воспринимают отказ. Это связано не только с кавказским кодексом чести, но и с завышенной (или, наоборот, заниженной) самооценкой. Будучи ещё мальчиками, они привыкают ко вседозволенности. А девочки, наоборот, к покорности.
Уже было два часа ночи, мы с Исламом на такси поехали в больницу, потому что это быстрее, чем на скорой. «Главное, просто выйти из квартиры и привлечь внимание», — подумала я. Около больницы дежурили полицейские, к которым я просто подошла и сдала Ислама. У меня зафиксировали побои и следы удушения.
Чтобы подать заявление, нужно было дождаться утра, поэтому в отделе полиции предложили отвезти меня домой. Пока мы ехали, полицейские остановились около круглосуточного магазина, потому что один из них срочно захотел купить сигареты. Он вернулся с шоколадкой и дал её мне. Я в этот момент почувствовала себя маленькой и заплакала. Не знаю, заметили они это или нет, но начали меня доставать вопросами про Ислама.
— Может, он хороший парень, просто вспылил, с кем не бывает. Ты ему, видимо, сильно понравилась.
— Вы считаете, это нормально? Даже если понравилась?
— Ну, душить, конечно, не надо, он просто не рассчитал.
Переспорить их было невозможно. На Северном Кавказе это обыденность: мужчины бьют и душат женщин. В Дагестане ты можешь попытаться сбежать, но тебя всё равно найдут, потому что и полиция, и родственники будут заодно. Из-за неудавшегося побега ты пожизненно будешь пятном на репутации семьи.
Утром мне нужно было явиться в отделение, чтобы подписать заявление, и именно там я столкнулась с Исламом. Он провёл там всю ночь, но его отпустили, потому что к нему на помощь приехали знакомые, которые быстро договорились обо всём с полицейскими. Дело возбуждать не стали, и подавать заявление, которое всё равно бы уничтожили, я не стала. Из-за стресса я была в таком рассеянном состоянии, что не понимала отчётливо, что происходит.
На улице около отделения Ислам стоял с толпой друзей и курил. Когда я вышла, он приблизился ко мне и начал рассказывать, как у него ночью пытались вымогать деньги, чтобы уничтожить заявление, которого ещё не было. Мне это всё казалось абсурдным, а возможно, Ислам это вообще придумал, лишь бы привлечь моё внимание. Он вёл себя как ни в чём не бывало, а я испытывала какие-то смешанные чувства. Мне было страшно рядом с ним стоять, противно на него смотреть, но одновременно с этим я чувствовала жалость к нему.
Приехав на квартиру, в которой всё произошло, я начала в слезах собирать вещи. Я сама себя не понимала, мне хотелось, чтобы он туда приехал, попросил прощения и обнял. Мне также хотелось попросить прощения у него. Это было похоже на стокгольмский синдром. Я понимала, что одной находиться нельзя, и решила позвонить подруге. Она сразу примчалась и помогла мне съехать с квартиры и вернуться домой.
Я не выходила из дома две недели, всё это время думая об Исламе, но вместе с тем боясь, что он может следить за мной. Ислам мне не звонил и не писал. Я спрашивала у знакомых о нём. Он уволился с работы и уехал куда-то спустя месяц после произошедшего.
Все вокруг меня убеждали в том, что нельзя было это так просто оставить, нужно было его наказать, всё-таки попытаться подать заявление. У меня тогда не было сил этим заниматься.
Какое-то время я жила в режиме переосмысления всего, что было. Со временем моё эмоциональное состояние стабилизировалось и депрессия сошла на нет. Мама постоянно поддерживала меня. Я осталась с ней, и мне больше никуда не хочется переезжать.
Видимо, нужно было пройти через боль, чтобы взять жизнь в свои руки и стать смелее. Я долго не решалась развестись. После этой истории я поняла, что действительно этого хочу. Решилась ещё одна проблема: переезжать в Швецию теперь не придётся.
Яхь намус что такое
Беседа Адама Сутуева со старейшиной села
Намус определяет последовательность естественной взаимосвязи вещей согласно законам природы. Его не передать словами, скорее это понятие исходит из недр бьющейся энергии нации, глубоко уходя к ее истокам.
У каждого из нас на протяжении всей жизни остаются неизменными определенные черты. Судьба может преподносить сюрпризы, изменяя привычный ход. Но «стержень» ценностных устоявшихся ориентиров остается невредимым. Надо полагать, это и есть некий нравственный идеал, — не столь обширный, но для каждого человека естественный, как само собой разумеющийся факт.
У горцев охвату ценностных установок можно дать одно имя — «намус». Не ищите перевод слова в справочных изданиях. Вы не сможете найти его значение даже в Большой Советской Энциклопедии. Намус многогранное понятие, включающее совесть и честь, стыд и порядочность, любовь к Родине и уважение женщины, восхищение народом и т.д.
Мечеть в Алхан-Юрте
Язык нации — отражение его мышления. И если слова «намус» нет в других языках, соответственно, оно выражает жизненные явления, свойственные исключительно этой нации — ментальности горской традиционной культуры. Народы Северного Кавказа хорошо чувствуют это понятие. Они не пытаются дать ему обозначение.
Не все в нашей жизни требует логического объяснения. Есть вещи и отношения, которые следует просто чувствовать, поддаваясь их внутреннему зову.
Обратимся к речевым оборотам. Общественное осуждение для горца считалось хуже физической расправы. Хотя, причем тут горцы? Для каждого из нас потеря достоинства на глазах у общественности бывает невыносима. Человек долго не может оправиться, теряя ценность жизни, если его достоинство втоптала в грязь народная молва.
Так уж мы отличаемся от горцев? Кому из нас нравятся насмешки и осуждения? Кто из нас способен равнодушно смотреть на сплетни вокруг собственной персоны? С точки зрения горцев стать смешным в глазах народа — значило потерять намус.
Ироничный взгляд в сторону мужчины считали оскорблением мужского достоинства. Но, если потеря намуса произошла по собственной вине — сам себе и становись судьей.
Сельский пейзаж где-то в Чечне
В нашем понимании есть на свете что-то, что может быть дороже самой жизни человека? У простого безвестного горца дороже «самого дорогого» был намус. Горец нес ответственность за семью и род. Он мог и сам себя лишить жизни, погибнуть в бою кровной мести. Для горца наиболее важным считалось сохранить намус семьи, тейпа, тукхума.
Намус требовал от каждого горца собственной защиты и защиты семьи от оскорблений и унижений.
Да, времена изменились. Человек теперь живет в уюте и тепле. Но вместе с ушедшими в прошлое тяжелыми условиями выживания мутировали и общепризнанные моральные ценности. Особенно тенденция искажения нравственности намуса прослеживается в последние два десятилетия. Защита личностных ориентиров каждого из нас находится под давлением коммерциализации, политизации, демократии и других поддельных понятий современного общества.
Статусные маркеры прослеживаются во всех аспектах современной жизни. Шаблонность стала типичной нормой поведения. Понятие личности растворяется в омуте псевдо ценностей. Разумеется, социальные ценности тоже имеют место быть. Но значение они приобретают лишь в том случае, когда их подлинность не вызывает сомнений. Практический опыт грустных реалий говорит о забвении замечательных черт нравственной основы горского намуса, что есть тяжелейшее преступление нации.
намус
1 намус
ниндидер бер хат өчен намусын югалтмас инде — из-за како́го-то письма́ не потеря́ет же свою́ со́весть
намус белән ант итәм! — кляну́сь че́стью!
гаиләнең намусын саклау — сохраня́ть честь (репута́цию) семьи́
Ватан намусы өчен — за честь Ро́дины
намусны югалту — потеря́ть честь
2 намус
3 намус
См. также в других словарях:
Намус — Նամուս Жанр … Википедия
намус — (НАМУСЛЫ) (НАМУСЛЫЛЫК) (НАМУССЫЗ) (НАМУССЫЗЛЫК) – 1. Үз тәртибеңне, эш кыланышларыңны бәяләү хисе. Яхшы исем, абруй, дан 2. Гыйффәтлелек (хатын кызлар тур.) … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Намус (фильм) — Намус Նամուս Жанр драма Режиссёр Амо … Википедия
Вау-ан-Намус — араб. واو الناموس … Википедия
Армянской ССР кинематография — «Намус». Режиссёр А. Бек Назаров. (Рустам Г. Нерсесян, Сусанна М. Шахубатян Татиева.) 1926. Армянской ССР кинематография. До установления Советской власти (1920) киносъёмки в Армении носили случайный характер. Первые съёмки… … Кино: Энциклопедический словарь
намусоленный — намус оленный; кратк. форма ен, ена … Русский орфографический словарь
намусоливать — намус оливать, аю, ает … Русский орфографический словарь
намусоливаться — намус оливаться, ается … Русский орфографический словарь
намусолить — намус олить, лю, лит … Русский орфографический словарь
Армянская Советская Социалистическая Республика — (Айкакан Советакан Социалистакан Анрапетутюн) Армения (Айастан Страна армян). I. Общие сведения Армянская ССР образована 29 ноября 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См.… … Большая советская энциклопедия
Бек-Назарян — Бек Назарян, Амбарцум Амбарцум (Амо) Бек Назарян (арм. Համո Բեկնազարյան; 19 мая 1891, Ереван 27 апреля 1965, Москва) советский армянский кинорежиссёр, сценарист, актёр. Народный артист Армянской ССР с 1935 года. Лауреат… … Википедия
Яхь намус что такое
| История Кавказа | запись закреплена
Обычаи и традиции вайнахов требуют, чтобы родители воспитывали в детях здоровое соперничество – залог важного для любого человека качества «яхь»!
Иметь «яхь» не означает стремление человека быть выше или сильнее других! Иметь «яхь» означает стремление человека быть не хуже других.
Если о человеке говорят, что у него нет «яхь», то это верный признак того, что он потерял авторитет среди людей своего круга. Когда же речь идет о представителе мужского пола, то подобная характеристика равносильна тому, как если бы о нем сказали «не мужчина». И наоборот – сказать о чеченце или ингуше, что у него сильно развит «яхь» – значит высказать ему самую высокую похвалу. Такой человек считается образцом поведения, ему присущи все те черты, которые высоко ценятся по вайнахским этическим нормам.
Что такое «яхь»?
Одна из составных частей «яхь» – дух соревнования – стремление равняться по всему лучшему, что есть в обществе, в котором ты живешь:
• быть одним из лучших в труде, храбрейшим в бою; • оказаться первым там, где ждет помощи страдающий;
• последним, где идет раздача наград;
• проявлять отзывчивость и щедрость по отношению к другим;
• скромность и умеренность к себе;
• стремиться к общественному признанию.
И.Алироев, Д.Межидов: «Чеченцы: обычаи, традиции, нравы». Грозный, 1992 г.
Источник https://vk.com/wall-132260543_340005
Классный час об дагестанских обычаях, о совести.
Учитель МКОУ «Кумухская СОШ»
«Намус-это горская честь»
Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как намус, совесть, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе; давать честную оценку своим поступкам; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе.
— Сегодня мы с вами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю вам посмотреть небольшой видео ролик.
Видеоролик «Осколки в сердце»
— Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»? Что под ними подразумевается?
Намус-это горская честь. Слайд 1
Короткое, четкое слово, и выше его, нет другого.
В жаркой кузнице горца ковался,
Как ковер, он горянкою ткался,
И дорога его высока.
Говорят, что намус удлинить
На вершок должен каждый мужчина
И жемчужиной хоть единой
Сегодня мы будем говорить о неописанном законе гор- дагестанском намусе.
«Дочь моя, проживи жизнь с чистым намусом»-говорит мне всегда моя бабушка.
Что же означает слово «намус»? в своих ответах на вопрос «что такое намус?» вы ответили, что это совесть, что это значить быть доброй, честной, милосердной, уважать старших, любить и беречь свою Родину.
Один взрослый человек рассказывал, как ему в детстве здорово досталось от своего отца за неуважительное отношение к просьбе старшего человека.
Было это так. Отец его позвал однажды со двора и послал к родственнику, который жил на другом конце аула и строго наказал, чтобы он нигде не задерживался и побыстрей вернулся домой.
Случилось так, что он, когда проходил мимо сидящих у ворот мужчин, один из них протянул ему пустой кувшин и сказал, чтобы он сбегал к роднику за водой. Он ответил, что ему некогда, и что он спешит по делу отца.
Давайте попробуем вместе провести небольшую, но очень важную исследовательскую работу и посмотрим, какие получатся результаты.
1. Поднимите руки, у кого есть бабушка.
Запишите у себя на листочках её фамилию, имя, отчество.
2. У кого есть дедушка?
Сделайте тоже самое, отступя 10-15 строк.
Если нет ни дедушки, ни бабушки, запишите того взрослого человека, кто вам наиболее дорог, кроме родителей: тётя, дядя, знакомый. Если у вас две бабушки или два дедушки, запишите тех, с кем вы наиболее часто бываете вместе.
А теперь на следующей строчке вниз под фамилией и именем-отчеством бабушки и дедушки напишите.
3.Кем и где они работают или работали до пенсии, если они уже сейчас пенсионеры. (Дети пишут каждую фразу с новой строчки)?
4.День, месяц и год их рождения. Если год рождения определить трудно, напишите сколько им лет.
5.Какое их любимое блюдо?
7. За какой работой дома вы их видите чаще всего?
8.Как они проводят воскресенье?
9.Что делают для вас в повседневной жизни?
А теперь внимательно посмотрите на свои записи. Кто ответил на все вопросы? На 7?5? Меньше 5?
— О чем, как вы думаете говорит уже само количество ответов?
(О внимательном и не внимательном отношении к членам семьи; об интересе или отсутствии его к их жизни, об уважении и вашей заботе или отсутствии их.)
— Подумайте, ребята, над этими ответами, внимательно посмотрев ваши записи. Сделайте необходимые выводы. Это очень важно.
Старшее поколение отдает все душевные силы, сердце, тепло семье, детям, внукам, порой жертвует своими удобствами, здоровьем, временем ради нас. Но к сожалению, ребята в жизни случается и такое.
(Бабушка моет пол. Услышав настойчивый звонок, она пошла открывать дверь. Вбежала внучка и, бросив портфель на пол протараторила.)
— Мне через час снова в школу! А я ужасно хочу есть!
— Секретное школьное поручение!
(Внучка побежала в свою комнату, взяла какую-то книжку, уткнулась в неё. Бабушка поставила разогреть суп.)
-Иди, ешь, внученька (Внучка пошла к столу с книгой. Пристроила ее перед тарелкой, не глядя, протянула руку).
-Да вот же, пред носом твоим.
(Бабушка налила суп)
-Сметаны!- сказала внучка.
(Бабушка подала сметану. Закончив обед, внучка спросила сколько времени. Бабушка сходила в другую комнату, посмотрела на часы.)
-ОЙ, мне уже пора! Мы будем по квартирам наших учеников ходить, проверять, как ребята помогают родителям.
-Может быть. Ну, я побежала.
(Бабушка вздохнула, принялась снова за полы.)
-А вдруг придут проверять!
Намус учит и наставляет:
— Дети должны заботиться о родителях, уважать их;
— Как бы ни был старик беспомощен и сед, цени его, он даст тебе совет ;
— Кто не почитает стариков сам не достоин почтения;
— Кто не послушает совета матери, тот не достигнет своей цели.
Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы, а ради правды. По этому решению люди и будут судить о человеке.
Рассмотрим-ситуации. Трудно ли вам будет поступать по совести?
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке даёт вам со сдачей лишние пятьдесят рублей. Как вы поступите?
(Дети высказываются по поводу ситуации)
б) Ситуация II –слайд №3
Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставел «3» а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?
в) Ситуация III –слайд №4
Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум- нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения.
Упражнение совести-это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека.
Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках саму ситуацию, а выше ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовём это упражнение «Минутка раскаяния»
(Включается музыка. В течении одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках)
-Прочитайте нам то, что написали.
-Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, ка можно успокоить совесть?
-Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Ка сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке?
-Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Может быть, это и пробудет в человеке совесть, станет человеку стыдно.
В качестве завершения нашей сегодняшней беседы и предлагаю посмотреть еще один видеоролик «Притча про воробья».
— Никогда не поздно попросить прощения, но не надо ждать 50 лет, как герой нашего первого рассказа.
— Если молодые поступят не так, скажут нет у них намуса. А хуже бранного слова нет.
«Тот, кто потерял намус, тот потерянный человек для общества». Слайд 7
Наш разговор подошёл к концу. Всем большое спасибо. Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное.