Яицкие казаки кто такие
Казаки из Яика, или вкратце про уральское казачье
Уральское казачье войско имеет богатую и необычную историю. Первая половина XVI века – время возникновения казачьих общин на берегах реки Яик (Урал). Предание гласит, что между 1520 и 1550 годами с Дона и из «иных городов» привёл атаман Василий Гугня отряд численностью в 30 человек. Историческое свидетельство появления и проживания казаков на Яике – документ, датируемый 1571–1572 годами. Это одно из свидетельств, которое подтверждает на
Ногайские мурзы писали: «Теперь государь велит-де казакам у нас Волгу и Самару и Яик отняти, и нам-де на сем от казаков пропасти: улусы наши и жен и детей поемлют». Вторая половина XVI века является периодом, когда на берегах Яика и Эмбы стало появляться множество казачьих городков.
Первое летописное упоминание о яицких казаках датируется 9 июля 1591 года. Наказ царя Фёдора Иоанновича астраханским воеводам, которые отправились в поход за реку Терек, гласит: «…Да память боярину и воеводам Князю Ивану Васильевичу Сицкому с товарищи: указал Государь… на непослушника своего на Шевкальского послати, на семь лет, с Терка рать свою, а для тоя службы велел Государь Яицким и Волгским атаманам и казакам идти в Астрахань к стану… всех казаков в Астрахань собрати для Шевкальския службы: Волгских 1000 человек да Яицких 500…»
Таким образом, упоминание о яицких казаках в летописи помогло определить день основания Уральского казачьего войска, этот праздник и отмечают 9 июля. По старшинству, богатству родословной среди казачьих войск Российской империи Уральское казачье войско сравнимо только с Донским. Войсковой праздник казаки-уральцы празднуют 8 (21) ноября, в день святого архангела Божия Михаила.
В 1613 году яицкое казачество было принято в подданство Московского государства, но свою «вольность» оно сохранило. Уже в 1615 году войску была пожалована царская грамота на «вечное» владение рекой Яик. К этому времени здешние казаки имели свою столицу, укреплённый городок у впадения реки Чаган в Яик. Столица яицкого казачества стала именоваться в честь реки – Яик, или Яицкий. В 1622 году казачье поселение перенесли на территорию современного Уральска, который находится на территории Казахстана.
Уральское казачье войско и казаки.
За Яицким (Уральским) войском на законодательном уровне была закреплена та территория, которую казаки заняли сами, и только та территория, которая была незаселённой до появления казаков. Современные историки Казахстана заявляют, что Российская империя когда-то забрала у казахов-кочевников их земли и отдала казакам. Но согласно истории, впервые кочевья Младшего жуза с ханом Нурали появились на левом берегу Урала лишь в 1785 году. Кочевники пришли к Уралу только с письменного разрешения оренбургского генерал-губернатора, который разрешил 17 старшинам казахских родов расположиться на правом берегу реки Урал (территория России) для зимовки.
Яицкое казачье войско несло пограничную и сторожевую службу по реке Яик. Так как территория Яицкого войска находилась недалеко от сибирской земли, яицкие казаки несли также службу и на Сибирской укреплённой линии. В 1719 году Яицкое казачье войско перевели под управление Коллегии иностранных дел. Уже на следующий год яицкие казаки несли службу также и на Иртышской укреплённой пограничной линии. Указом Петра I в 1721 году Войско было переведено в подчинение Военной коллегии. В;1723–1724 годах яицкие казаки принимали участие в боях против ногайцев и каракалпаков на реке Утве. Начиная с 1724 года Яицкое войско стало нести службу на Кавказе. Уже к 1743 году Войско постоянно держало гарнизоны на Яицкой низовой пограничной линии.
В 1773 году Яицкое казачье войско поддержало донского казака Емельяна Пугачёва. «Пугачёвский бунт» переломил историю Яицкого казачьего войска. За поддержку Емельяна Пугачёва и участие в его бунте императрица Екатерина своим Указом от 15 января 1775 года повелела «войско это впредь именовать Уральским, реку Яик – Уралом, а город Яик – Уральском». Но этим ещё не закончилось «недовольство» государыни, т. к. она решила полностью убрать из истории память о Яицком казачьем войске.
В 1775 году с географических карт и из государственных документов исчезли названия реки Яик и Яицкого городка, а также название казачьего войска, упоминать их строжайше запрещалось. Таким образом, современное название «Уральское казачье войско» является заменой «Яицкого казачьего войска» с екатерининских времён.
Повелением государыни Уральское казачье войско стало подчиняться астраханскому или оренбургскому генерал-губернатору, а управление Войском перешло коменданту гарнизона Уральска.
С 1798 года уральские казаки стали служить в российской гвардии. В 1799 году чины офицеров Уральского казачьего войска были уравнены с общеармейскими чинами. В этом же году уральские казаки вместе с донскими приняли участие в Итальянском и Швейцарском походах под командованием походного атамана Адриана Карповича Денисова, а также в секретной Голландской экспедиции против французов.
В 1803 году было утверждено «Положение об Уральском казачьем войске» и определился его состав: одна лейб-гвардии Уральская сотня и десять конных казачьих полков. Полки были номерными – с № 1 до № 10. В последующие годы уральские казаки принимали участие во многих войнах против шведов, турок, поляков, персов, англичан, французов (в том числе и в Отечественной войне 1812 года) и др.
Уральское казачье войско. Уральские казаки в период Русско-Японской войны.
Уральское казачье войско. Уральские казаки в период Русско-Японской войны.
В 1819 году к Уральскому казачьему войску причислили казаков Илекской и Сакмарской станиц, таким образом сформировались два новых полка – № 11 и № 12. В 1837 году уральские казаки были направлены на Кавказскую войну, в Бессарабию, Финляндию и на Нижне-Уральскую пограничную линию. Уральское казачье войско принимало участие в боях в степях Казахстана и Киргизии, на территории Кавказа и Туркестана, совершая подвиги, которые удивляли даже врагов.
В Крымскую войну 1853–1856 годов казаки Уральского казачьего войска сражались с англичанами и французами на земле Крыма, отличившись при Балаклаве и на Чёрной речке, несли дозорную службу у осаждённого Севастополя.
В 1865 году уральцы участвовали во взятии города Ташкента и крепости Ниазбек. На следующий год уральские казачьи сотни отличились в сражении против армии бухарского эмира Муззафара при урочище Ирджар и взятии укреплённых городов Ходжента, Ура-Тюбе и Джизака. В 1868 году две сотни уральских казаков прославились в штурме города Самарканда и в сражении против армии бухарского эмира на Зера-Булакских высотах, которое закончилось полным разгромом противника.
В 1874 году вышло «Положение об Уральском казачьем войске». Согласно ему, Уральское казачье войско состояло из лейб-гвардии Уральского казачьего эскадрона, девяти номерных конных полков и учебной сотни.
В последующие годы казаки Уральского казачьего войска проявляли примеры мужества и стойкости, преданности Отечеству и народу во многих войнах и военных действиях, в том числе и в годы Русско-японской и Великой войн, а также Гражданской братоубийственной войны.
В 1920 году постановлением советской власти Уральское казачье войско было упразднено. Гражданская война и репрессии против казаков не только «выкосили» мужское население Уральского казачьего войска, но и повлияли на дальнейшее развитие и становление его как исторически сложившейся культурно-этнической общности, богатой своими традициями, обычаями, религиозностью и, конечно же, особой историей!
О происхождении Яицких казаков
Родословная Яицких Казаков по книге»Топография Оренбургской губернии»
(«Сочиненная коллежским советником Петром Ивановичем Рычковым и изданная в С. Петербурге Императорской Академией Наук в 1762 году»).
Под таким заголовком находится в Парижской Национальной Бибилиотеке книга в двух томах, в первом ее издании на русском языке.
Яицкие казаки в походе. (Акварель конца XVIII века)
П.И. Рычков был послан Академией Наук для обследования этой «губернии» в то время, когда губернатором ее был назначен «тайный советник и кавалер (1774 г.) Иван Иванович Неплюев». Книги эти, несмотря на идеальные условия хранения, за 210 лет так обветшали, что при несторожном пользовании ими высохшая кожа переплета осыпается, а многие страницы пожелтели.
«Булгары-болгары суть отродья скифского, а ранее званы были казарами. Волжские болгары суть сарматы». Эти сведения Рычков сообщает с сылками на летопись праотца Нестора. Монах фламанец Гильом Рубрикис, посланный французским королем Людовиком 9-ым к татарам, был в 1253 г. В Оренбургской губернии, которая тогда была ими заселена. Яик он называет «Ягач». На основании археологических изысканий на верховьях Урала Г.В.
По поводу русского населения он пишет так: «В рассуждении славянских и русских древностей часто происходит, великое затруднение и такое смешательство, что мы сущих славян от скифов и сарматов докозательно разобрать и точно различить не можем. Самые любопытные и в истории древностей искуссные люди нередко в том ошибались, почитая за славян то скифские, то сарматские народы, нимало к ним не принадлежавшие. А напротив, сущих славян в скифские и сарматские имяна погружали. Оттого у многих в рассуждении славяно-российских народов разные мнения произошли: так что один народ у одних славянским, у других скифским, а у третьих сарматским быть сказуется». А так как земля яицких казаков, в ту эпоху относилась к Оренбургской губернии, то, в порядке исследования, Рычков дважды побывал у них. О своем посещении Яицкого городка он начинает так: «От 1745 г., 9 декабря и от 22 июня 1748 г. Тайному советнику и кавалеру Ивану Ивановичу Неплюеву от Государственной Военной Коллегии повелено было на каком основании яицкие казаки сперва поселились, какие вольности и жалованные грамоты им даны и генерально о всем том, что до оных казаков касается. Что и учинено как то обстоятельство значит в определении учиненном в Яицком их городке ноября 22 числа 1748 г., при Атамане Илья Григорьев сын Меркульев». Атаман этот со старшинами заявил Неплюеву, что имеется только одна грамота от 192 г. (1676 год), в которой значится, что «в прошедшие годы при Великих Государях и Великих Князьях Михаиле Феодоровиче, Алексее Михайловиче и Феодоре Алексеевиче службы их были. Более старые грамоты при пожаре в Войсковой Избе сгорели. Кроме того, им известно, что в 198 г. (1681 году) Войско Яицкое было командировано в Чигиринский поход».
Состав Илецкой станицы был таков: рядовых 424, один Атаман, один ясаул,10 сотников и 5 хорунжих, которых по годно выбирали из числа рядовых. На равных условиях с этими двумя станицами, в их ведении были еще две станицы ниже по течению реки от Яицкого городка Кулагинская и Калмыковская «именуясь городками». Численный состав их, также как и Сакмарской, Рычков не указал. В общем, исторических данных об яицких казаках у Рычкова немного, и расположены они не планомерно. Объясняется это, видимо, тем, что он был на Яике два раза и в первое посещение еще не знал об указе 1744 года о «северной границе Яицкого Войска».
Экспонаты Атырауского (Гурьевского) краеведческого музея
Для курьеза можно привести указания на те суммы, что уплачивало правительство Яицкому Войску за его службу: в годы 1741-71 уплочено всему Войску 4.138 руб. в год. Сверх того хлеба положено 1.598 четвертей, выдаваемых по Самарским ценам (от 600 до 1.000 руб.), да с Симбирских казенных заводов по «сту» ведер (100 в.) вина, все что «сочиняло» сумму около 5.000 рублев. И жалования прибавлено по 1 р. 50 коп. в год. А Войско должно было посылать в столицу три посольских станицы, содержание которых, одна с Войсковым Атаманом, обходилась ему в 3.428 р. 34 коп. с половиной. Такая даже по тому времени ничтожная оплата не смутила Рычкова. Он утешает себя, что «яицкие казаки, помимо сего, имеют изрядные доходы от своих промыслов: рыболовства, скотоводства, охоты, торговли и хлебопашества». Что, по существу было правдой. Иначе бы на все получаемое казаки существовать бы не могли, имея в виду что все «содержание» делалось из расчета на 3.196 служилых казаков.
Что же касается вопроса Неплюева, когда появились казаки на Яике, кто они такие и т.д., в 1745 г. Атаман И.Г. Меркульев, ответил что они «люди собственные и что предки их древние богатыри и т.д., а они Горынычи».
Такой ответ Неплюева не удовлетворил, и он намекнул, что «из беглых происходят», и что такая родословная может грозить плохими последствиями. Во время вторичного посещения Неплюевым, которого сопровождал Рычков, Войсковой Атаман Илья Григорьевич Меркулов, выбранный и утвержденный Российским правительством пожизненно, рассказывал легенду о Гугнихе, как подтверждение происхождения яицких казаков от донских. Рычков замечает, что рассказ Атамана «в справедливости своей», у него не вызвал никаких сомнений, тем более, что позже, ко времени издания книги в 1762 г. другой Войсковой Атаман А.
Бородин показания И.Г. Меркульева подтвердил. Нужно сказать, что Атаман Меркульев, утвержденный пожизненно в этой должности Российским правительством между датами 1744 г. (первое посещение Неплюевым) и 1762 г. (время редактирования и издания книги Рычкова) был смещен со своей должности и именно за то, что он противился проекту Неплюева «О заселении нижней династии», смысл которого мною описан в статье «История рыболовства на Яике» («Родимый Край», №100), и именно за то, что его недруги донесли, что якобы «меркульевцы» говорили: «если нас не послушают и не будут соблюдать наши права, то мы, де пойдем на другую реку или воду». Меркульев и его окружение точного ответа дать не могли так как, у него не было никаких правительственных актов, подтверждающих его сведения, как и не было их очевидно и в Государственной Военной Коллегии, наследницы Польского Приказа, ведавшими всеми казачьими делами до 1721 г. В противнем случае Гос. Военн. Коллегии не было бы смысла давать подобное «повеление» Неплюеву. Меркульев рассказом о Гугнихе пытался доказать, Неплюеву, происхождение яицких казаков, потому, что последние уже имели свои «метрики» и были признаны русским правительством. Цель мудрого Атамана была ясна: ему нужна была «казачья метрика», а не теория о беглых крепостных крестьянах.
Поэтому он и рассказал, что его отец Войсковой Атаман Григорий Меркульев, умерший в возрасте 100 лет в 1741 г., имел бабушку, которая при его жизни умерла также «имея 100-летний возраст». И она, бабушка, знала престарелую женщину (когда ей было около 20-ти лет), «татарской породы» по прозванию Гугниху, которая о начале Яицкого Войска сообщила: «В самые де те времена, когда Тимир Аксак (в Еврепе названный Тамерланом (1336-1405 гг.), разные области разорял, был некто из донских казаков имянем Василий Гугня. Сей, прибрав там в товарищество тамошних казаков, человек тридцать, в том числе был один татарин, и с товарищи вышли они к Каспийскому морю, где в камышах провели зиму. С весны, добыв лодки, запасшись провиантом вышли в море, где нападали на торговые суда и грабили их. Добравшись до устья р. Яика там зазимовали, найдя зимовку удобной, со многими лесами по реке. Потом спустившись по реке, примерно, на 60 верст на урочище Коловоротное, где и основали свое становище. Зимы проводили там, а с каждой весной спускались на море на промысел, на грабежи торговых судов. Первое время жили по соседству с татарами, остатками Золотой Орды, заселившими низовья р. Яика. Но татары скоро покинули Яик, потому, что у них произошли раздоры между улусами. Они нападали друг на друга и много погибло их от того. А произошло это потому, что они, будучи в несогласии с Тимур-Аксаком (Тамерланом), боялись его, а потому все свои табуны коней, держали по ночам недалеко от своих юрт, и много коней заседланными привязывалось около самых юрт.
Троих братьев они убили, а Гугниху взяли в полон. Положив за нее цену,чтоб от летних промыслов удержать ее с того, кому она достанется.
Метнули жребий. Два раза они метали, два раза она доставалась татарину. Заподозрив его в колдовстве, казаки взяли его за руки, за ноги и бросили в Яик, где он и утонул. А татарку присудили дать Атаману Василию Гугне. Пленными и другими приходящими людьми (происхождение их не указано), казаки умножились, и к тому времени перешли на урочище Орешное, что находится в 10-ти верстах выше по Яику от Коловоротного, из которого они послали двух казаков, один из них был татарином, к царю Михаилу Феодоровичу, и последний дал им грамоту на владением Яиком, которая сгорела во время пожара. Из урочища Орешного одним летом триста яицких казаков отправились на промыслы в море, где встретили четыреста донских казаков. Соединившись, казаки напали на персидский берег. Много награбили добра и много персидскому шаху вреда причинили. В ответ шах послал русскому царю жалобу на казаков.
Тогда были вызваны к Великому Государю с Дона Фрол Минаев, а с Яика Атаман Иван Белоусов, которым Великий Государь приказал поехать на море и уговорить казаков донских и яицких прекратить разбои и привести их всех в Москву. Минаев и Белоусов розыскали казаков и на их же судах поднялись до Нижнего Новгорода, а от него на подводах прибыли в Москву и явились к Великому Государю. Каждый из них имел топор и плаху. При появлении Великого Государя, все казаки легли головами на плахи, положив топоры около и просили Великого Государя отрубить им всем головы за вину. Великий Государь вину их простил, но в наказание послал их на службу в Польшу, в Великие Луки; некоторые из них остались на местах и дано им было для тамошнего содержания по одному крестьянину. Эта служба за самую первую почитается.
Но Нечай задержался дольше в Хиве, чем требовала обстановка. Едва он с отрядом своим и добычей оставил город, как хан Хивинский возвратился из свего похода. Увидев разорения в столице, он немедленно бросился в погоню за Нечаем, догнал его на «Горловине» перебил все войско Нечаево, и там же погиб и сам Нечай.
В то время хивинцы завалили выход Аму-Дарьи, чтобы к ним подступа рекою из Каспийского моря не было, предположив, что казаки пришли к ним этой рекой. Надо думать, что «Горловина» есть ничто иное, как устье старого русла реки Аму-Дарьи, соединявшей когда-то море Аральское и Каспийское между собой. Атаман И.Г. Меркульев со слов, якобы все той же престарелой женщины татарской породы» Гугнихи, рассказывал, что после Нечая был еще один поход на Хиву яицкими казаками в количестве 300 казаков под командой Атамана Шамая, который был также неудачен. На той же «Горловине» Шамая встретили улусы калмыков, у которых он потребовал дать ему проводника до Хивы. Обещав требуемое, калмыки завели казаков в засаду, неожиданно напали на них, многих поубивали, остальных бросили без провианта на месте, а Шамая взяли в полон. Оставшиеся в живых прибились к «Горловине» и не имея провианта сильно голодали до того, что убивали другу друга и поедали. Но все же им удалось известить о своих бедах хана Хиванского и просить его взять их в свое подданство. Все они были привезены в Хиву, а Шамая калмыки скоро отпустили на волю. Так кончается рассказ «прабабушки Гугнихи».
*Источник:* «Родимый край», №103, 1972 г.
Яицкие казаки
Ура́льские казаки́ (ура́льцы) или Ура́льское каза́чье во́йско (до 1775 и в 1917 — Яи́цкое каза́чье во́йско) — группа казаков в Российской империи, II по старшинству в казачьих войсках. Размещаются на западе Уральской области (ныне северо-западные области Казахстана и юго-восточная часть Оренбургской области), по среднему и нижнему течению реки Урал (до 1775 — Яик).Старшинство с 9 июля 1591 года. Войсковой штаб — Уральск (до 1775 назывался Яицкий городок). Войсковой праздник, войсковой круг 8 ноября, день св.Архангела Михаила.
Содержание
История
Ранняя история
Вольные общины яицких казаков образовались в конце XV века на реке Яик. По общепринятой традиционной версии, как и донские казаки, яицкие казаки формировались из переселенцев из Русского государства. Их основными занятиями были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Все казаки имели подушевое право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины.
Эта статья входит в тематический блок |
Казаки |
---|
Казачьи войска |
Донское · Уральское · Терское · Кубанское · Оренбургское · Астраханское · Сибирское · Забайкальское · Запорожское · Амурское · Семиреченское · Уссурийское |
Исторические казачьи войска |
Реестровое казачество · Азовское войско · Черноморское войско · Бугское войско · Волжское войско · Кавказское линейное казачье войско · Задунайская сечь · Запорожская Сечь · Персидская казачья бригада · Слободские казацкие полки · Казачья Лейб-гвардия |
Казачьи чины |
Казак · Приказный · Младший урядник · Старший урядник · Вахмистр · Подхорунжий · Хорунжий · Сотник· Подъесаул · Есаул · · Войсковой старшина · Полковник · Генерал-майор · Генерал-лейтенант · Генерал от кавалерии |
Разное |
Атаман · Гетман · Гетманщина · Некрасовцы · Папаха · Панцирные казаки · Пластун · Шашка · Станица · Царская сотня · Казаки в Турции · Слобожанщина · Совет украинского казачества · Расказачивание · Донской курень · Евреи в украинском казачестве |