Янычар что это такое
Янычар
Яныча́ры (тур. Yeniçeri — новое войско) — регулярная турецкая пехота XIV-XIX веков. Янычары вместе с сипахами и акынджи (конницей) составляли основу войска в Османской империи.
Содержание
История
Янычарская пехота создана султаном Мурадом I в 1365 из христианских юношей 12-16 лет (албанцы, армяне, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы, русские), впоследствии воспитанных в исламских традициях. Детей, набранных в Румелии, отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.
Набор детей в янычары (девширме — налог кровью) был одной из наиболее тяжелых повинностей немусульманского населения империи, поскольку позволял властям отобрать и включить на службу наиболее физически и интеллектуально развитых юношей, тем самым ослабив покоренные народы.
В янычары набирали исключительно христианских детей по разнорядке, иудеи были освобождены от девширме. Позднее бошняки и албанцы-мусульмане добились от султана права также не посылать детей в янычары.
От девширме также были освобождены жители Стамбула, владеющие турецким языком, физически и умственно неполноценные, а также женатые. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени.
Значение
Структура
Внешний вид. Вооружение
См.также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Янычар» в других словарях:
янычар — ЯНЫЧАР, а, м. Т. н. «лицо южной национальности». Общеупотр. «янычар» пехотинец каратель в войсках султанской Турции … Словарь русского арго
янычар — сущ., кол во синонимов: 1 • пехотинец (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ЯНЫЧАР — и янычарка. Жарг., мол. Шутл. Скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» в Москве. Щуплов, 330 … Большой словарь русских поговорок
янычар — уже др. русск. янычаръ (Триф. Коробейн., 1584 г., 43), янычанинъ (Позняков, 1558 г., 20 и сл., Нестор Искандер, Зап. Вост. Отд. 2, 149), янчанъ, род. п. мн. ч. (Азовск. Вз., XVII в.; см. РФВ 56, 148), янчарский (там же 56, 150), укр. яничар,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Янычар — I м. см. янычары I II м. см. янычары II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
янычар — янычар, янычары, янычара, янычаров, янычар, янычару, янычарам, янычара, янычаров, янычар, янычаром, янычарами, янычаре, янычарах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
янычар — яныч ар, а, род. п. мн. ч. яныч ар и ов … Русский орфографический словарь
янычар — (2 м); мн. яныча/ры, Р. яныча/р и яныча/ров … Орфографический словарь русского языка
янычар — тар. Төркиядә: мөселманлыкка күчкән христианнардан, шулай ук хәрби әсирләрдән җыелган регуляр җәяүле гаскәр солдаты … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
янычар — а; мн. род. аров; (собир.: ар); м. [от тур. yäni čäri новые войска]. 1. В султанской Турции до 1826 г.: солдат особых частей пехоты, комплектовавшейся из пленных юношей. 2. Вооружённый охранник диктаторского режима; бездушный палач. ◁ Янычарский … Энциклопедический словарь
Янычары
Яныча́ры (тур. yeniçeri (йеничери) — новый воин) — регулярная пехота Османской империи в 1365—1826 гг. Янычары вместе с сипахами и акынджи (конницей) составляли основу войска в Османской империи. Были частью полков капыкулы (личной гвардии султана, состоявшей из рабов и заключённых). Янычарские войска выполняли также полицейские и карательные функции в государстве.
Содержание
История
В связи с расширением экспансии Османской империи возросла необходимость в реорганизации армии, создании нового регулярного дисциплинированного пешего войска. Янычарская пехота была создана султаном Мурадом I в 1365 из христианских юношей 12-16 лет. В основном в армию зачислялись албанцы, армяне, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы, украинцы, впоследствии воспитуемые в исламских традициях. Детей, набранных в Румелии, отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.
Набор детей в янычары (девширме — налог кровью) был одной из повинностей христианского населения империи, поскольку позволял властям создать противовес феодальной тюркской армии (сипахам).
В янычары набирали исключительно христианских детей по разнарядке; иудеи были освобождены от девширме. Позднее исповедующие ислам бошняки и албанцы-мусульмане добились от султана права также посылать детей в янычары, так как многие добивались положения в обществе. От девширме также были освобождены жители Стамбула, владеющие турецким языком, физически и умственно неполноценные, а также женатые. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени.
Янычары считались рабами султана, жили в монастырях-казармах, им первоначально запрещалось жениться (до 1566) и заниматься хозяйством. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них сделали гражданскую карьеру.
В 1683 янычары начинают комплектоваться также из мусульман. С конца XVI — начала XVII веков происходил процесс разложения корпуса янычаров. Они стали обзаводиться семьями, стали заниматься торговлей и ремеслом. Постепенно янычары превратились в консервативную политическую силу и орудие дворцовых переворотов. Так, в результате путча 1622 был убит султан. Похожее восстание произошло в 1807.
В 1826 году корпус янычаров был ликвидирован султаном Махмудом II при помощи сипахов и акынджи. Сигналом к насильственному расформированию послужили 15 артиллерийских залпов 14 июня по столичной казарме, в результате которых многие янычары погибли или были ранены.
Комплектование и обучение
Функции
Структура
Учебными подразделениями корпуса, а также янычарским гарнизоном Стамбула командовал истанбул агасы. Главным священнослужителем был оджак имам. Главным казначеем был бейтюльмалджи. За подготовку янычар отвечал талимханеджибаши. Старшими офицерами, отвечавшими за набор мальчиков в корпус на определённой территории империи и их подготовку, были румели агасы (он отвечал за проведение девширме в Европе), анадолу агасы (Азия), гелиболу агасы (Галлиполи). Позже появилась должность кулоглу башчавушу, отвечавшего за обучение и подготовку принятых в корпус янычарских сыновей.
Оджак состоял из 3 частей:
В рамках полка-орта существовали следующие чины: сакабаши («начальник водного снабжения»), баш каракуллукчу (букв. — «старший помощник повара»; младший офицер), ашчи уста («старший повар»), имам, байрактар (знаменосец), векильхарч (квартирмейстер), одабаши («начальник казармы») и, наконец, чорбаджи (букв. — «суповар»; соотв. полковнику). Простые солдаты также имели свои собственные чины в зависимости от проявленных качеств и срока службы. Самый высокий чин отурака освобождал от участия в кампаниях и давал право заниматься торговлей.
Тактика
Униформа и вооружение
Отличительной особенностью янычар были усы и бритая борода, что было нехарактерно для традиционного мусульманского населения. От остальных военнослужащих их отличал белый войлочный колпак (бёрк, или юскюф) с висящим сзади куском материи, напоминающим по форме рукав султанского халата или парадную шапку запорожского казака. Одежда янычар была скроена из шерсти. Униформа старших офицеров была оторочена мехом. Статус владельца подчёркивали ремни и кушаки.
Христианские янычары
В армии Речи Посполитой по турецкому образцу из добровольцев были сформированы свои собственные янычарские части. [1] Король Август II создал свою личную янычарскую гвардию. Вооружение и форма христианских янычар полностью копировала турецкие образцы, отличаясь цветом., в том числе войсковые барабаны были турецкого образца. [2]
Невольники, гвардейцы или бунтари: кто такие янычары
Долгое время они были избранными — костяком турецкой армии и гвардией султана. А ещё социальным лифтом для бесправных райятов или вовсе рабов. Каким было знаменитое « новое войско»? О янычарах, их традициях и роли, которую они сыграли в судьбе Османской империи, — в нашем материале.
Долгое время они были избранными — костяком турецкой армии и гвардией султана. А ещё социальным лифтом для бесправных райятов или вовсе рабов. Каким было знаменитое « новое войско»? О янычарах, их традициях и роли, которую они сыграли в судьбе Османской империи, — в нашем материале.
Преторианцы турецких султанов
Очень часто в исторической литературе янычарами называют всю пехоту османской армии. Но это неверно. До конца XVI века янычары были сравнительно немногочисленны, а основную массу османской пехоты составляли ополченцы ( азапы) или воины поселенных войск ( яя).
Эти особые пехотные части появились в XIV веке. В середине XV века их численность составляла всего от трёх до пяти тысяч человек. А в середине XVI века, когда огромная Османская империя уже раскинулась от Персидского залива до Марокко, — 10-12 тысяч. Это очень немного.
Янычары тогда были не « расходным материалом» турецких завоевательных войн, а костяком армии и гвардией султана.
Налог кровью
В Османской империи собирали так называемый « девширме» — налог кровью. У христиан, подданных империи, забирали мальчиков, обращали в ислам, и воспитывали из них воинов — янычар.
Правда, среди историков есть мнение, что эта повинность не могла обеспечить нужное количество рекрутов. Поэтому большое количество детей власти вынуждены были приобретать на невольничьих рынках.
Янычар — от турецкого « еничери» — означает « новое войско». Если быть точнее, то на рынках набирали « капыкулу». Это переводится как « рабы двора». Ими комплектовали не только части янычар ( элитная пехота), но и артиллерийские части, конницу, оружейников.
Из капыкулу выходили и высшие чиновники. Наверное, наиболее известный — это Мехмет-паша Соколлу. Серб-потурченец, который управлял империей в 1565–1579 годах при трёх султанах и погиб от рук убийцы-дервиша ( дервиш — мусульманский аналог монаха, аскет. — Прим. ред.).
Меритократия ( «правление достойных», или власть, основанная на заслугах. — Прим. ред.) в действии: в золотой век империи всю административную элиту старались набирать именно из капыкулу. А этнические тюрки могли претендовать максимум на должности военачальников провинциального ополчения.
Таким способом центральные власти пытались уменьшить влияние родовой аристократии. Впрочем, возможности чиновников также ограничивались: например, дети бывших рабов не могли наследовать высокие титулы своих отцов.
Единственными мусульманами, которые всё-таки получили право отдавать своих детей в янычары, были бошняки. То есть они явно рассматривали девширме как привилегию, которая позволила бы их детям подняться по социальной лестнице.
Военно-монашеский орден
Приняв ислам и получив воспитание в турецких семьях, дети проходили военное обучение. Затем те из них, кто становились янычарами, жили преимущественно в Стамбуле, в казармах.
Эти солдаты считались членами суффийского ордена Бекташи и до 1566 года не имели права жениться. При этом версия ислама, которой придерживались члены ордена, заметно отличалась от ортодоксальной. Янычары больше напоминали западноевропейский военно-монашеский орден.
Первоначально янычары были преимущественно лучниками. Это требовало от солдат длительного обучения и серьёзной физической подготовки. Позже воинов перевооружили на ружья — сначала фитильные, а затем и кремнёвые. Использовались также сабли различных типов и кремнёвые пистолеты. А вот штык в XVIII веке в турецкой армии распространения не получил.
Путь к сердцу янычар
Янычарский корпус — « оджак» — делился на « орты». Их численность могла сильно варьироваться.
У каждой орты был бронзовой котёл, фактически заменявший знамя. В мирное время каждую пятницу его посылали на кухню султана, где для воинов готовили плов.
Если янычары отказывались принимать угощение и переворачивали котёл, это считалось сигналом к мятежу.
А если янычар, совершивший какое-то преступление, успевал забраться под котёл, его ждало помилование.
Командир орты назывался « чорбаджи» — то есть буквально « раздатчик похлёбки».
Подобно преторианцам Древнего Рима или русским гвардейцам XVIII века, янычары неоднократно смещали монархов, устраивая госперевороты. Впервые это произошло в 1444 году. После отречения султана Мурада II пехотинцы подняли мятеж, в том числе с требованием возвращения правителя к власти.
Из ордена в сословие
На рубеже XVI–XVII в Османской империи из-за экономического и демографического кризиса численность всадников-тимариотов ( т.е. поместной конницы), готовых выходить на поле боя, резко упала. Чтобы это компенсировать, стали увеличивать количество янычар.
При Сулеймане Кануни ( Великолепном) их было 10-12 тысяч. Но вскоре привилегированные пехотинцы превратились в многочисленную пехоту. Так, на рубеже веков их численность выросла до 30-35 тысяч, а к концу XVII века — до 70 тысяч воинов.
По части устава им сделали послабления: отставным солдатам разрешили заводить семьи и отдавать своих детей в янычары.
Затем систему комплектования корпуса изменили кардинально: стали вербовать мусульман и прекратили практику девширме.
Название « янычары» осталось, но суть изменилась. В XVII веке они фактически превратились в военное сословие.
Денежное содержание воинов было очень небольшим, и солдаты занимались торговлей и ремёслами, чтобы содержать свои семьи.
Боеспособность и дисциплина сильно упали. Зато янычары показали себя как грозная сила в политической борьбе. В 1617–1623 годах в результате янычарских бунтов в Стамбуле сменились четыре султана.
Могильщики империи?
Парадоксально, но когда-то бывшие становым хребтом Османской империи янычары едва не стали её могильщиками. Воевать они теперь не стремились, зато яростно отстаивали свои права, мешали проводить военные реформы. Их бунты следовали один за другим.
После окончания в 1791 году русско-турецкой войны находившиеся в дунайских крепостях солдаты подняли мятеж, центром которого стал город Видин на северо-западе Болгарии. Смута, получившая название « кырджалийской», продлилась много лет. И охватила значительную часть турецких владений на Балканах.
В 1807 году, воспользовавшись уходом ( во время очередной русско-турецкой войны) недавно созданных, наиболее боеспособных войск из Стамбула, пехотинцы подняли в столице бунт. В результате был свергнут и убит султан Селим III.
Реформы пытался продолжить румелийский вельможа Мустафа-паша Байрактар, но и он вскоре погиб. Сгорел во время очередного мятежа в подожжённом янычарами дворце.
Избавиться от этой опасной силы султану Махмуду II удалось только в 1826 году. Очередной — и последний — янычарский бунт в Стамбуле подавили артиллерией. Вождей мятежников казнили, а уцелевшие стали ремесленниками и торговцами.
Военная мода
Во время войн противоборствующие стороны очень часто заимствуют названия видов войск ( «уланы», « гусары», « казаки»…) и элементы униформы. Законы « Война и мода».
‘ title=>военной моды никто не отменял.
И как раз в эпоху упадка янычар им стали подражать в Речи Посполитой. В XVIII веке там были созданы две коронные янычарские хоругви ( организационно-тактическая единица в войске средневековой Речи Посполитой. — Прим. ред.), которые позаимствовали у турок необычную одежду и название. Но набирались преимущественно из местных жителей. Польско-литовские магнаты следовали за модой, создав такие же хоругви в своих частных армиях.
Пережившие своё время
Янычары, как и ‘ title=>мамлюки в своё время, были невероятным социальным лифтом, позволявшим выйти « из грязи в князи». Эти гвардейские части, сформированные из рабов или бесправных райятов, стали ядром армии и намного пережили своё время. Но даже на закате своей истории оставались образцами для подражания.
Янычары. Как появились? Их история.
ЯНЫЧАРЫ – регулярная пехота Османской империи; существовала с 1330 по 1826.
Возникновение янычарского войска.
Расширение внешнеполитической экспансии молодого Османского государства в начале 14 в. породило потребность в создании регулярной и дисциплинированной пехоты как для осады христианских крепостей, так и для широкомасштабной агрессии в Европе. Однако турки с их традициями кочевой жизни и неорганизованного конного сражения предпочитали воевать в составе легкой кавалерии (akinci). После безуспешных попыток создать унифицированные пехотные соединения из сыновей османских всадников и из мусульманских наемников султан Орхан (1326–1359) организовал в 1330 отряд пехотинцев из пленных христиан, добровольно или вынужденно принявших ислам (1000 чел.). Стремясь сделать его ударной силой в войнах против «неверных», султан сразу постарался придать ему религиозный характер, связав с дервишеским орденом Бекташие; возможно, он ориентировался на модель христианского военно-монашеского ордена. Согласно легенде, глава ордена Хачи Бекташ на церемонии инаугурации отряда оторвал от своего белого одеяния рукав, возложил его на голову одного из воинов (причем так, что часть его свешивалась на затылке), назвал того «янычаром» («новым воином») и дал свое благословение. С этого времени янычарский корпус формально считался частью Бекташие, а Хачи Бекташ – его святым покровителем; члены ордена служили войсковыми священниками; головным убором янычар стала шапка с прикрепленным сзади куском ткани.
В середине 14 в. потребность в увеличении нового войска натолкнулась на два препятствия – недостаток пленных воинов-христиан и их ненадежность. Это побудило султана Мурада I (1359–1389) в 1362 изменить способ комплектования: отныне корпус рекрутировался из захваченных во время походов на Балканы детей христианской веры, проходивших специальную военную подготовку. К началу 16 в. такая практика превратилась в обязательную повинность, наложенную на христианское население балканских провинций, прежде всего Албании, Греции и Венгрии: каждый пятый/седьмой год (в поздний период еще чаще) особые чиновники отбирали на специальных «смотринах» в каждой христианской общине 1/5 всех мальчиков в возрасте от семи до четырнадцати лет (так называемая «доля султана») для службы в янычарском корпусе.
Эта система, вскоре ставшая почвой для крупных злоупотреблений, вызывала явное и скрытое сопротивление со стороны покоренных христианских народов: от восстаний и бегства за пределы Османской империи до разнообразных уловок, когда родители использовали лазейки в законодательстве, в частности запрет брать женатых и принявших ислам (женили мальчиков еще во младенческом возрасте, обращали их в мусульманскую веру). Турецкие власти жестоко подавляли попытки возмущения и сокращали число легальных способов уклонения. В то же время часть бедных родителей с готовностью отдавали своих детей в янычары, желая дать им тем самым возможность вырваться из нищеты и избавить семью от лишних ртов.
Структура и жизнь янычарского войска.
Янычарский корпус носил название очак («очаг»). Он делился на тактические соединения – орты (также «очаг»); в эпоху Сулеймана II (1520–1566) их насчитывалось 165, затем это количество возросло до 196. Число членов орты не было постоянным. В мирное время оно варьировалось от 100 в столице до 200–300 воинов в провинции; в период войны оно увеличивалось до 500. Каждая орта делилась на небольшие отряды по 10–25 человек. Орты были объединены в три большие группы: болук, боевые единицы, дислоцировавшиеся в Стамбуле и пограничных крепостях (62 орты); себган, дрессировщики собак и охотники (33); чемаат, вспомогательные соединения (101).
Принципы жизни янычар были установлены законом (Кануном) Мурада I: им предписывалось беспрекословно подчиняться своим начальникам, избегать всего, что не подобает воину (роскошь, сладострастие, ремесло и т.д.), не вступать в брак, жить в казарме, соблюдать религиозные нормы; они были подсудны только своим командирам и обладали привилегией подвергаться особо почетному виду смертной казни (удушение); продвижение по службе осуществлялось строго по принципу старшинства; оставлявшие корпус ветераны обеспечивались государственной пенсией. Каждая орта представляла собой своеобразную большую семью, сплоченную группу мужчин, объединенных общим делом и общим образом жизни.
Начальник всего корпуса, ага, своим рангом превосходил командующих других родов войск (конницы, флота) и гражданских сановников и являлся членом дивана (государственного совета). Он обладал абсолютной властью над янычарами. Ага, как и остальные офицеры, происходил из простых янычар и поднимался по карьерной лестнице благодаря принципу старшинства, а не по милости султана и поэтому был относительно независим от верховной власти. Селим I (1512–1520) ликвидировал эту независимость и начал назначать агу по своему выбору, что вызвало сильную оппозицию со стороны янычар: они стали воспринимать агу как чужака, и во время их мятежей тот часто оказывался первой жертвой. В конце 16 в. властям пришлось восстановить старый порядок избрания аги.
Янычарский корпус славился эффективной организацией системы питания. Она преследовала цель постоянно поддерживать воинов в хорошей физической и психической форме; ее главные принципы – достаточность и умеренность. Посты соблюдались даже в период войны. Строго следили за равенством солдатских пайков. Военной инсигнией корпуса являлся священный котел. Каждая орта имела большой бронзовый котел (казан) для варки мяса; свой небольшой котел был и у каждого отряда. Во время похода казан несли перед ортой, в лагере его ставили перед палатками; потерять котел, особенно на поле боя, считалось самым большим позором для янычар – в этом случае всех офицеров изгоняли из орты, а простым солдатам запрещали участвовать в официальных церемониях. В мирное время каждую пятницу орты, дислоцированные в столице, шли с казанами к султанскому дворцу, где получали продовольственный пилаф (рис и баранину). Если орта отказывалась принимать пилаф, опрокидывала котел и собиралась вокруг него на Ипподроме, это означало отказ от повиновения властям и начало мятежа. Казан также считался святым местом и убежищем: спрятавшись под ним, виновный мог спасти свою жизнь.
Контроль за питанием являлся главной функцией офицеров среднего и низшего звена. Это отражалось в большинстве названий офицерских должностей в орте. Во главе ее стоял корбачи баши («распределитель похлебки»); важную роль играл ашчи баши («главный повар»), исполнявший одновременно обязанности квартирмейстера орты и палача. Младшие офицеры носили звания «главный водонос», «поводырь верблюдов»
Униформа янычар состояла из длинного платья (доларма), головного убора с пристегнутой впереди деревянной ложкой, шаровар и наколенников. В походе и в бою полы долармы собирались по бокам в складки и закреплялись ремнем.
Эволюция янычарского корпуса.
С самого начала янычары были ударной силой османских завоеваний. Именно им империя обязана своими крупнейшими военными успехами в 14–16 вв. Численность и удельный вес янычар в турецкой армии постоянно возрастали. При Сулеймане II их насчитывалось уже 40 тыс. Они приобрели ряд привилегий (освобождение от светской и церковной юрисдикции и от уплаты налогов, подсудность только своим командирам, право убежища в казармах и т.д.); усилилась их связь с верховной властью – начиная с Сулеймана II, султан традиционно включался в янычарские списки и получали ветеранское жалование. Корпус мог выступить в поход только под командованием самого султана. С середины 15 в. янычары начали превращаться в серьезную политическую силу. Первое их восстание произошло в 1449 и было вызвано требованиями повышения жалования. В 1451 вступивший на престол Мухаммед II (1451–1481), стремясь обеспечить лояльность янычар, выдал им денежный подарок, что превратилось в обычай одаривать их при каждом новом воцарении: размеры этого дара постоянно возрастали; в надежде на его получение янычары с готовностью поддерживали любую смену власти. Традиция эта была упразднена только в 1774 Абдул Хамидом I. Также существовал обычай одаривать каждого янычара по случаю первого похода нового султана. Значительные суммы выплачивались им и перед сражениями.
Во второй половине 16 в. в связи с упадком конного ополчения корпус превратился в самое крупное соединение турецкой армии; его численность к концу столетия достигла 90 тыс. В начале 17 в. янычары стали также ведущей политической силой Османской империи, главным источником мятежей и заговоров; фактически присвоив себе право низлагать и возводить на престол султанов. Попытка Османа II (1618–1622) в 1622 реформировать корпус стоила ему жизни. В 1623 янычары свергли Мустафу I (1617–1618, 1622–1623), в 1648 Ибрагима (1640–1648), в 1703 Мустафу II (1695–1703), в 1730 Ахмеда III (1703–1730), в 1807 Селима III (1789–1807); еще чаще их жертвами оказывались высшие сановники государства.
Параллельно с ростом политического влияния янычарского корпус происходила его военная деградация. Из хорошо обученного, дисциплинированного и сплоченного соединения оно превратилась в привилегированную касту преторианцев, не обладавших боевым духом и боевыми качествами прежних дней. Причиной этого стал отход, начиная с 16 в., от исходных принципов его комплектования и функционирования. Еще в ранний период многие турки были недовольны тем, что элитные войска и государственная администрация рекрутируются из среды покоренного христианского населения: некоторые родители-турки договаривались с христианами, чтобы те во время рекрутского набора выдавали их детей за своих. При Сулеймане II турок стали уже открыто принимать в ачеми оглан и даже прямо в войско. Значительная часть таких новобранцев не была подготовлена к тяготам службы; многие умирали в период обучения. Зачисленные в ряды янычар по протекции или за взятку, как правило, не проявляли особого мужества на поле боя. Старые янычары отказывались служить вместе с ними; между этими двумя группами нередко возникали кровавые столкновения. К концу 17 в. турки составляли уже большую часть янычарского войска. Их количество особенно возросло после отмены в 1638 детского налога на христиан и прежней системы комплектования.
Увеличение турецкого компонента обусловило отказ от одного из важнейших принципов жизни янычар – безбрачия. В ранний период разрешение жениться давалось агой только в исключительных случаях, прежде всего старым и заслуженным ветеранам. Но в 1566 Селим II (1566–1574) при вступлении на престол был вынужден предоставить это право всем янычарам. В результате практика совместной жизни в казармах сошла на нет: сначала женатым янычарам позволили жить в своих домах, а затем и неженатые отказались оставаться в казармах и подчиняться строгой дисциплине. Вскоре возникла проблема обеспечения янычарских семей; поскольку солдатского жалования для этого было недостаточно, заботу об их детях взяло на себя государство. Сыновьям янычар предоставлялось право на получение хлебного рациона с момента рождения, а позже их стали зачислять в состав орт еще во младенчестве с соответствующими льготами. В итоге корпус превратился в наследственный институт.
Ликвидация янычарского войска.
Разложение корпуса стало причиной серии военных поражений Османской империи, начиная с конца 17 в. Попытки султанов (Махмуда I, Селима III) реформировать его или создать параллельные военные соединения нового, европейского типа, наталкивались на резкое противодействие янычар, которых поддерживало мусульманское духовенство, дервиши из ордена Бекташие, улемы (законоучители), а также низы турецкого общества. Только Махмуд II (1808–1839), которому удалось спровоцировать раскол между янычарами и религиозными кругами, смог провести военную реформу. 28 мая 1826 он издал указ о создании регулярных армейских соединений из части янычарского корпуса. В ответ 15 июня янычары подняли восстание, которое было жестоко подавлено. Корпус был упразднен, казармы разрушены, священные котлы уничтожены, само имя янычар предано вечному проклятию.