японская притча о подарке
Японская притча о подарке
Похожие цитаты
Истина без любви — ложь.
Ищите любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.
Душа исцеляется рядом с детьми.
Люди не любят, более того, ненавидят тех, кого они обидели.
Любить человека — значит, видеть его таким, каким его замыслил Бог.
Перестать читать книги — значит перестать мыслить.
Юмор есть остроумие глубокого чувства.
… показать весь текст …
1. Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы.
2. Хитрость жизни в том, чтобы умереть молодым, но как можно позже.
3. Не говорите, если это не изменяет тишину к лучшему.
4. Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага.
5. Сильный преодолеет преграду, мудрый — весь путь.
6. Не бойся медлить, бойся остановиться.
7. У дурака и счастье глупое.
8. Если ты споткнулся и упал, это ещё не значит, что ты идёшь не туда.
9. Хижина, где смеются, богаче дворца, где скучают.
10. Всегда см…
… показать весь текст …
.
Мир состоит из бездельников, которые хотят иметь деньги, не работая, и придурков, которые готовы работать, не богатея.
Революции никогда не облегчали бремя тирании; они лишь перекладывали это бремя с одного плеча на другое.
Газета — это печатный орган, не видящий разницы между падением с велосипеда и крушением цивилизации.
Мой способ шутить — это говорить правду. На свете нет ничего смешнее.
Секрет успеха — в том, чтобы вызвать возмущение у как можно большего числа людей.
Любите мужчин. И…
… показать весь текст …
Лучшие притчи. Большая книга. Все страны и эпохи
Притчи как жанр переживают настоящее возрождение. Оказалось, что именно сейчас возникла необходимость в чтении небольших историй, каждая из которых по силе воздействия равна серьезному роману. В этой книге вы найдете лучшие притчи за всю мировую историю, которые легко отвечают на вопросы, на которые не могут ответить ни философия, ни наука, ни религия. На первый взгляд простые рассказы на самом деле могут совершить чудесное превращение в каждом.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лучшие притчи. Большая книга. Все страны и эпохи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Был в старину обычай: как только старикам исполнялось шестьдесят лет, покидали их на погибель в дальних горах. Так приказал князь: незачем лишние рты кормить.
Старики при встрече приветствовали друг друга:
— Как время-то бежит! Уж пора мне в этом году отправляться на гору Обасутэ.
— Вот как? Значит, вместе пойдем, и мне пора. Но вот что случилось однажды на рассвете.
Двое братьев несли по очереди своего старого родителя по крутой горной тропе. Тащит старший брат тяжелую ношу на спине и слышит по временам какой-то треск за собой.
Оглянулся он и спросил:
— Что делает наш отец?
— Да так, пустым делом балуется, — ответил младший брат. — Ломает ветки и бросает на дороге.
— Отец, ты зачем ветки ломаешь? Верно, для заметок? Хочешь убежать, когда мы уйдем домой?
Старик ответил так:
Ветками путь отмечу.
Ради любимых детей,
И после в молчании продолжал ломать ветки и бросать на тропинку.
Обасутэ прячется в самой глубине гор. Братья добрели туда к вечеру, сказать по правде, с легким сердцем, только спинам их пришлось тяжело.
Посадили они отца под большим деревом и начали совещаться, какую дорогу выбрать.
— Идти назад тем же путем скучновато.
— Правда твоя, ничего нового не увидим.
— А зачем долго думать? Пошли вниз с горы куда глаза глядят. Все равно выйдем к деревне.
Так и сделали. Но незнакомая тропинка давай петлять, шла-шла вниз и вдруг начала подниматься вверх. А уже наступила ночь. Кругом слышался волчий вой, уханье сов… Братья сперва храбрились, а потом испугались вконец.
— Вернемся поскорей туда, где мы покинули нашего отца, и найдем верную дорогу. Он ведь оставлял заметы по пути, — взмолился младший брат.
Вот когда братья впервые поняли, как сильно любил их отец, как заботился о них.
— Батюшка! Батюшка! — стали кричать они во весь голос и бегом припустились назад.
Взошла луна и осветила темную чашу. Видят — старик неподвижно сидит под деревом. Братья опустились возле него на землю и перевели дух.
— Что с вами случилось, дети мои?
— Да вот, захотелось нам пойти назад по другой дороге. Но мы заблудились. Просим тебя, вернись с нами и укажи правильный путь.
Отец показал пальцем на тропинку:
— Вот идите по ней, я бросал ветки по дороге. А я останусь здесь.
— Нет, нет, не говори так. Позволь нам отнести тебя домой. Будь что будет, мы больше никогда не покинем тебя! — стали умолять братья.
— Неразумные слова! Хотите вы или нет, а должны оставить меня в горах: на то есть строгий княжеский указ. Ослушников ждет суровая кара.
Но братья поняли, как любит родительское сердце, и твердо стояли на своем. Они понесли отца против его воли.
Дома братья поспешили вырыть под полом глубокий подвал и спрятали там своего отца. Каждый день они приносили еду своему отцу и беседовали с ним.
Так прошло больше года. Вдруг от имени князя объявили указ: «Приказываю свить веревку из пепла, коли найдется такой умелец». Люди в княжеских владениях вконец измучились, пробовали и так и этак, но все без толку: никто не смог свить веревку из пепла. Братья рассказали об этом своему старику-отцу.
— А ведь дело-то нехитрое. Вымочите солому в соленой воде и свейте жгутом, а как высохнет, сожгите на огне, — посоветовал старик.
Сделали братья, как он сказал, и правда, получилась у них веревка из пепла.
Князь похвалил братьев, но задал им новую задачу:
— Коли вы такие хитрые, продерните нить сквозь большую морскую раковину, да так, чтобы прошла внутри по всем завиткам.
Опечалились братья и поспешили к отцу за советом.
— Вот оно как, — призадумался отец, а поразмыслив, сказал сыновьям: — Принеси-ка ты муравья, а ты — длинную нитку и горсточку рисинок.
Принесли сыновья, что велено. Старик привязал нитку к муравью и впустил его в глубь витой раковины, просверлив отверстие на верхушке. Потом повернул раковину открытой стороной к свету и насыпал рисинок. Муравей скоро выполз к приманке, а по дороге продернул нить сквозь все завитки.
Князь остался очень доволен:
— Хотел я узнать, сколь умны люди в моих владениях. Теперь душа моя спокойна. Но скажите мне, сами ли вы догадались, или кто другой научил вас?
Братья поведали обо всем без утайки.
— Поистине старые люди — кладезь премудрости! — воскликнул князь и немедля отдал указ, чтобы стариков отныне не оставляли в горах на погибель. А братьев богато одарил.
Радостные вернулись братья домой. С тех пор они не таясь, без всякой боязни содержали своего отца в доме и заботились о нем.
Давным-давно жил в столице один сват. Целыми днями подыскивал он женихов и невест.
Однажды он просватал пятнадцатилетнюю девушку за тридцатипятилетнего мужчину, скрыв его возраст. Но родители невесты вскоре прослышали, что жених стар.
— Мы ни за что не отдадим дочь: ведь между возрастом жениха и невесты двадцать лет разницы, — сказали они.
Что мог поделать сват? Он решил пожаловаться судье. Судья вызвал обе стороны и спросил родителей девушки:
— Вы дали слово, по какой же причине теперь отказываетесь?
— Сват обманул нас: жених на двадцать лет старше невесты, поэтому мы не согласны. Мы бы отдали ее, если бы он был хотя бы только вдвое старше ее.
— Пусть будет, как вы хотите. Отдайте ему свою дочь через пять лет. Жених обязан это время подождать. Тогда ему исполнится сорок, а ей — двадцать, и жених будет старше невесты как раз вдвое.
Так порешил судья, и обе стороны с извинениями удалились.
Воин по имени Нобусигэ пришел к Хакуину и спросил его, есть ли на самом деле Ад и Рай?
— Кто ты? — спросил Хакуин.
— Самурай, — ответил воин.
— Это ты — самурай? — воскликнул Хакуин. — Какой же правитель мог взять тебя в охрану? У тебя же лицо нищего!
Нобусигэ так рассердился, что стал вынимать из ножен меч. Хакуин продолжал:
— А у тебя и меч есть? Небось такой тупой, что им ты мне и голову не срубишь.
Когда же Нобусигэ обнажил меч, Хакуин заметил:
— Вот так открываются двери Ада.
Эти слова открыли самураю учение мастера. Спрятав меч, он поклонился.
— А так открываются двери Рая, — сказал Хакуин.
Великий японский воитель Нобунага решил однажды атаковать врага, который десятикратно превосходил числом солдат. Он знал, что победит, но солдаты его уверены не были. В дороге он остановился у синтоистского храма и сказал:
— Когда я выйду из храма, то брошу монету. Выпадет герб — мы победим, выпадет цифра — проиграем сражение.
Нобунага вошел в храм и стал безмолвно молиться. Затем, выйдя из храма, бросил монету. Выпал герб. Солдаты так неистово ринулись в бой, что легко одолели врага.
— Ничего не изменить, когда действует рука судьбы, — сказал ему адъютант после сражения.
— Верно, не изменить, — подтвердил Нобунага, показывая ему поддельную монету с двумя гербами на обеих сторонах.
В старину, далекую старину, как-то раз под вечер шло у цикад большое веселье.
Вдруг одна из них жалобно заверещала:
— Ой, больно! Ой, не могу! Ой, голову ломит!
Поднялся переполох. Решили цикады скорее послать за лекарем. Тут заспорили они между собой:
— Пошлем ту, нет, лучше эту…
А самая старая и мудрая цикада посоветовала:
— Надо сороконожку послать. У нее ног много, она скорее всех добежит.
Попросили цикады сороконожку сбегать за лекарем, а сами стрекочут возле больной:
— Потерпи немного, потерпи, потерпи!
Стонет больная, а лекаря все нет как нет. «Где же наша сороконожка? Отчего она до сих пор лекаря не привела?» — тревожатся цикады. Пошли они посмотреть, не вернулась ли сороконожка к себе домой. Видят: сидит сороконожка, обливаясь потом, на пороге своего домика, а перед ней — ворох соломенных сандалий.
Спрашивают ее цикады:
— Что же лекарь так долго не идет?
А сороконожка в ответ:
— Не видите разве, я спешу изо всех сил. Как раз двадцать первую ногу обуваю. Надену сандалии на все свои ноги и сразу же побегу за лекарем.
Тут только догадались цикады, что сороконожка еще только обувается в дорогу. Хорошо, что больная тем временем и без лекаря выздоровела.
Недаром старики говорят: «Первым добежит не тот, кто быстрее всех бегает, а тот, кто скорее всех в дорогу соберется».
Это было в эпоху Камакура (эпоха Камакура — название периода в истории Японии, конец XII — середина XIV в). Один чиновник переправлялся однажды ночью через реку Намэри, и его слуга нечаянно уронил в воду десять мон (мон — мелкая монета, грош).
Чиновник немедля приказал нанять людей, зажечь факелы и отыскать все деньги. Некий человек, глядя на это со стороны, заметил:
— Печалясь о десяти монах, он покупает факелы, нанимает людей. Ведь это обойдется гораздо дороже десяти мон.
Услышав эти слова, чиновник сказал:
— Да, некоторые думают так. Многие жадничают во имя экономии. Но потраченные деньги не пропадают: они продолжают ходить по свету. Другое дело, десять мон, которые утонули в реке: если мы их сейчас не подберем, они будут навсегда потеряны для мира.
Некий князь имел множество диковинных сокровищ. Чего только у него не было: и рога бородатого льва, и рыбий пуп, и веер тэнгу, и даже набедренная повязка бога грома Каминарисама!
Князь очень гордился своими сокровищами. Но предметом его особой гордости был золотой петух. Хотя он и был сделан из золота, выглядел петух совсем как настоящий. Каждый день, едва лишь начинало светать, он выкрикивал три раза: «Кукареку!»
Самым большим наслаждением для князя было время от времени вынимать свои сокровища и рассматривать их. Драгоценностями, которые ему особенно нравились, он никогда не уставал любоваться.
Было у князя восемь главных слуг, и каждый из них, как и подобало княжеским слугам, тоже имел свое сокровище — какую-нибудь редкость, которой гордился.
И вот однажды князь созвал этих слуг и сказал им:
— Вот что: завтра вечером я устраиваю смотр сокровищ. Приходите все в замок со своими драгоценностями. Тот, чье сокровище окажется лучшим, получит щедрую награду.
— «Смотр сокровищ»! Вот интересно!
Так переговариваясь, разошлись они по домам.
Наступил вечер следующего дня. Князь достал золотого петуха и стал ждать слуг с их редкостями.
Вскоре появился первый слуга. Он принес свое сокровище — «глаз дракона».
Второй слуга принес маленький череп.
— Вот череп теленка, — самодовольно сказал он.
Третий слуга принес ведьмин фонарь. Четвертый — желудок барсука. Пятый — ботинки для воробья. Шестой — крылья и лапки голубя-вертуна. Седьмой — искусственное ухо для глухого.
Один за другим собрались со своими диковинками семеро слуг и стали ждать восьмого, но он все не появлялся.
— Где же он? Что с ним приключилось?
— Ему, наверное, нечего показать!
— Поэтому он и не пришел! Жаль, но… Пока семеро слуг вели такой разговор, появился восьмой слуга. Он почтительно поклонился князю.
— Я опоздал, нет у меня никакого оправдания.
— Потом будешь извиняться. Покажи скорее, какое сокровище ты принес?
— Да, да… Только у меня нет такого сокровища, которое можно назвать особенным. Я не знал, что мне принести сегодня вечером, и взял с собой сокровище самое обыкновенное.
— Хо! Обыкновенное сокровище? Что это еще такое? Показывай скорее!
— Я оставил его перед воротами замка.
— Что же ты, иди скорей за ним!
Восьмой слуга пошел и сразу же вернулся со своим сокровищем. Это были четыре послушных мальчика и четыре прехорошенькие девочки. Дети стали парами и вежливо поклонились.
Весь большой зал посветлел от сияния оживленных детских лиц. А золотой петух князя и диковинки его слуг сразу потускнели.
— М-да… — вздохнув, заговорил князь, — в самом деле, это замечательное сокровище. Прекрасные дети! Чего уж, обыкновенное, — а рядом с ними наши редкости и драгоценности все равно, что мусор. Я завидую тебе, потому что у тебя есть первое сокровище Японии — дети. Ты победил. Первая награда принадлежит тебе. Поздравляю! Поздравляю!
Услышали другие слуги слова князя, и им стало стыдно. Низко опустили они головы и долго не поднимали их.
Однажды ученик спросил Учителя:
— Учитель, скажи, какой день недели самый благоприятный?
— День? — кивнул Учитель. — Да, конечно. Этот день — среда, — и хитро посмотрел на учеников. Те схватили свои тетради и стали записывать сказанное Учителем.
— А ты почему не записываешь? — строго спросил он ученика, который сидел прямо и улыбался, глядя на Учителя.
— Потому что я знаю, что ты скажешь дальше, Учитель.
— И что же? — Учитель, нахмурившись, поднял руку, и все ученики замерли. Тогда ученик, который не записывал, сказал:
— Это также вторник, пятница, суббота, понедельник, четверг и воскресенье.
— Ты прав, — сказал Учитель. — Только я хотел назвать сначала пятницу, а потом вторник.
Ученики зашумели, радуясь тому, что их товарищ сказал почти все правильно. А потом один из них спросил:
— Учитель, именно такая последовательность? Учитель внимательно посмотрел на ученика, который дал почти правильный ответ, и сделал ему знак рукой:
— Только один день, — сказал тот. — Этот день — сегодня.
Молодая женщина тяжело болела и, собравшись умирать, сказала мужу: «Я так тебя люблю, что не хочу тебя покидать. Не уходи от меня к другой женщине. Если ты это сделаешь, я буду возвращаться к тебе привидением и постоянно тебя тревожить».
Вскоре она оставила этот мир. Три месяца соблюдал муж ее последнюю волю, но потом встретил другую женщину и полюбил ее. Они решили пожениться.
Сразу после помолвки к вдовцу стало являться привидение жены. Каждую ночь она упрекала за то, что он не держит слова. Вдобавок она оказалась прозорливой: точно перечисляла ему все, что происходило между ним и его новой возлюбленной. Когда бы он ни дарил невесте подарок, она точно описывала его. Привидение даже повторяло разговоры между ними, и это так раздражало вдовца, что он не мог спать. Кто-то подсказал ему обратиться к мастеру дзен, жившему неподалеку от деревни. Наконец, отчаявшись, несчастный вдовец отправился к нему за помощью.
— Значит, твоя бывшая жена стала привидением и знает все, что ты делаешь, — заключил мастер. — Что говоришь, что даришь любимой — все знает она. Она должна быть очень знающим привидением. Таким привидением гордиться нужно. Как только она появится, заключи с ней договор. Скажи, что раз она все знает и от нее ничего не скрыть, то — если она сумеет ответить тебе на один вопрос — ты обещаешь расторгнуть помолвку и остаться одиноким.
— Какой же вопрос я должен задать? — спросил тот. Монах ответил:
— Возьми полную горсть соевых бобов и спроси ее, сколько именно бобов у тебя в руке. Если она не сможет ответить, то ты поймешь, что она всего лишь плод твоего воображения и больше тебя беспокоить не будет.
Едва только явился дух жены, вдовец польстил ей, сказав, что она знает все.
— И в самом деле, — отвечало привидение, — знаю и то, что ты сегодня был у мастера дзен.
— Ну, если ты столько знаешь, скажи-ка, сколько бобов у меня в руке, — потребовал вдовец.
Отвечать на вопрос уже было некому — привидение исчезло.
Притча о старом самурае
В Японии, в одном поселке недалеко от столицы жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.
Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси.
Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:
— Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?
Старый самурай ответил:
— Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?
— Своему прежнему хозяину, – ответил один из учеников.
— Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Непринятый подарок
В Чечне в одном ауле жил старый мудрый джигит. Однажды, когда он вел занятия с учениками, к нему подошел молодой джигит, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: вывести противника из себя, чтобы тот, ослепленный яростью, принимал вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал.
Однажды у мудреца спросили.
Хулиган
Малец чумазый в рваном армяке
Кидался грязью в чопорных прохожих –
Завидит даму в белом вдалеке,
Швырнет из-за угла и скорчит рожу.
Его смешил их искренний испуг,
До слез обида: кто? с какой же стати?
Смущенье, стыд, дрожь побледневших губ
И грязь на безупречно-белом платье.
Но вот однажды строгий господин
Безжалостно схватил его за ухо:
«Тебе что, мало пьяных образин?
Иль в мужика швырнуть не хватит духу?
Слабо подкрасться к дворнику тому,
Что дрыхнет на скамейке у колодца?»
«Я пробовал, – сказал малец ему. –
В такого бросишь, он не обернется!»
Вот также клеветник или подлец
В клеветника и подлеца не метит,
А метит в тех, кто грязь его заметит
На фоне чистоты своих сердец.
© Автор. Олеся Емельянова. 2013 г.
Картинка из интернета.
Пастух и мудрец. Очень короткая сказка.
Пастух, ища заблудшую овцу,
Помог спастись из речки мудрецу.
Придя в себя, сказал ему старик:
«Я быть в долгу у смертных не привык.
За то, что уберег меня от бед,
Я на один вопрос твой дам ответ.
Любую тайну неба и земли
Тебе открою, только повели!»
Вздохнув, пастух спросил у мудреца:
«Скажи, любезный, где моя овца?»
© Автор. Олеся Емельянова. 2010 г.
Притча о великих мудрецах
К Великому Учителю пришел китайский крестьянин.
— Великий Учитель, мне не хотелось бы отрывать тебя от сидения под деревом. Но мне нужен твой совет.
Великий Учитель открыл глаза и вопросительно посмотрел на крестьянина.
— Ого! Научишь меня открывать глаза так, чтобы они не становились больше закрытых? — восхитился крестьянин.
— Не ерничай, китайский крестьянин. — лениво огрызнулся Учитель — Тебе нужен был совет. Так спроси его.
— Всем нужен совет, ко всем сплошным потоком идут советы. Совет в камне у дороги, совет в утреннем дожде. Но только познавшие Истину умеют распознавать нужный совет в потоке! Не познавшие Истину не видят капли воды в ревущем водопаде! — красиво понтанулся Учитель.
— Ты — Величайший Учитель! — поклонился крестьянин — Но теперь рисую конкретную ситуацию — крестьянин из соседней деревни спер у меня грабли. Что мне делать теперь?
— Встань на его место, — быть может ему нужны эти грабли? — начал сеанс Учитель.
— А мне они стало быть не нужны? Я чем должен работать?
— Вся твоя проблема в том, что ты видишь Инструмент, но не видишь радости Познания.
— Я познал, что он попросту стырил у меня Инструмент, но почему-то я не чувствую Радости.
— До конца дослушай, деревня! — рявкнул Учитель и прописал крестьянину фофан — Взгляни на этот сигнальный рельс! Это ты. Ты кричишь когда тебя бьют, но бьют тебя во спасение. Ибо крики боли твоей возвестят миру, что каждого можно избить так же как и тебя. И, познав через крики твоей боли угрозу себе, многие спасутся. Я, например, грабли свои спрячу сегодня. И многие спрячут. Ты понял меня, о саранча на древе знания моего?
— Я понял тебя, Учитель! — просветлился крестьянин.
— Иди отсюда, раз так! Прием окончен! Иди и умней!
— Только это. А с тем подлецом, что грабли украл — что мне делать?
— Иди! Набей ему рыло и отбери у него свои грабли! Ибо теперь ты Мудр, Просветлен и тебе можно, а он — простой крестьянин! — молвил учитель и закрыл глаза.
Притча о старом самурае, или как правильно реагировать на провокации
«Не все понимают, что мы приходим в этот мир, чтобы прожить жизнь в гармонии. Те, кто знают это, никогда не станут конфликтовать с окружающими»,
– Будда.
Это очень мудрая мысль, которую нам следует всегда помнить, если мы хотим адекватно реагировать на провокации. Теперь давайте узнаем историю старого самурая…
Старый самурай
Давным-давно недалеко от Токио жил старый самурай. За свою жизнь он выиграл много сражений, его уважали. Со всей страны к нему съезжались молодые воины, чтобы перенять его мудрость и искусство ведения боя.
Однажды летом в его доме появился человек, который славился своей несдержанностью. Провокационная манера общения этого самурая раздражала его противников. Они вступали с ним в схватку ослепленные гневом, то есть изначально проиграв битву.
И вот он решил победить старого самурая, чтобы обогатить свою историю победой над легендарным воином.
Однако сколько бы ни старался этот молодой самурай, преуспевший в нечестных приемах ведения боя, но у него так и не поучилось спровоцировать старого воина. Прошло несколько часов, но меч старого самурая так и остался не обнаженным, что заставило его врага сдаться, испытав унижение.
Однако ученики старого самурая были расстроены поведением учителя. То, что он в ответ на оскорбления так и не воспользовался мечом, они восприняли как проявление трусости. В чем они его не замедлили упрекнуть.
На что учитель ответил, что подарок, который вам дарят, но вы его не принимаете, остается в руках дарителя. И если гневные и оскорбительные слова не принимаются вами на свой счет, они остаются собственностью того, кто их произнес.
Какие мы можем извлечь уроки из этой истории?
«Держаться за свой гнев – это все равно, что хватать горящий уголь с желанием бросить его в кого-то другого; потому что в этом случае сгорите лишь вы сами», – Будда.
Вне зависимости от того, какое количество психологического груза мы в себе несем, всегда найдутся токсичные люди. Это деструктивные личности, которые маскируют свой негатив за якобы желанием помочь, чтобы затем навредить нам, вызывая чувство вины и питая наши страхи и неуверенность в себе.
Другими словами, если мы не ответим на провокацию, если найдем в себе силы не принять токсичные дары, а вместо этого промолчим или ответим нейтрально, постаравшись в дальнейшем избежать общения с этим человеком, то сможем обезопасить себя от яда этого человека.
Научитесь реагировать осознанно
Если у нас получится отвечать на провокации вдумчиво, а не поддаваясь эмоциям, нанести обиду будет очень сложно. Тем самым мы выстроим вокруг себя практически непроницаемый панцирь, защищающий от всяких глупых нападок.
Вы можете это сделать следующим образом:
«Каждое произносимое нами слово мы должны подбирать с заботой о человеке, которому оно предназначается – ведь именно от наших слов зависит наше внутреннее самоощущение», – Будда.
Нам постоянно приходится делать выбор – принять или отвергнуть провокацию. Наша реакция – наш выбор.