Яуза что это такое

Яуза что это такое

Яуза что это такое. Смотреть фото Яуза что это такое. Смотреть картинку Яуза что это такое. Картинка про Яуза что это такое. Фото Яуза что это такое

Яуза что это такое. Смотреть фото Яуза что это такое. Смотреть картинку Яуза что это такое. Картинка про Яуза что это такое. Фото Яуза что это такое

Яуза что это такое. Смотреть фото Яуза что это такое. Смотреть картинку Яуза что это такое. Картинка про Яуза что это такое. Фото Яуза что это такое

Я́уза — малая река в Московской области и в Москве, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина — 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.

Содержание

Притоки

Притоки Яузы: правые — Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые — Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Судоходство

Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ на Яузе появляются суда «Мосводостока»-организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 2 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг. Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20—25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе.

План реконструкции Яузы

Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 г. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал по которому из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Сыромятнический гидроузел

Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893—1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе(Сыромятники).

Ниже плотины гидроузла, у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.

В 2005—2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Экология

Дноуглубительные работы

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы. В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе начались дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера «Орион» и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью руфулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100», «Сходня» и «Сетунь». В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу.

Фауна

Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе «Медведково») наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба — уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

Мосты через Яузу

В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой — между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, поэтому этот мост малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь — по которым ходит троллейбус и двадцать три — пешеходных.

Здания на берегу Яузы

На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец. На противоположном берегу раскинулся Лефортовский парк, а за ним на высоком берегу стоит Екатерининский дворец. Рядом на правом берегу за Лефортовским мостом стоит здание КБ Туполев, где ранее размещалась знаменитая «Туполевская шарага».

Источник

Яуза что это такое

Яуза — река Московской губернии и уезда, левый приток реки Москвы; берет начало в болотах лесной дачи «Лосиный остров»; течет в юго-западном направлении, большей частью, особенно в своих низовьях, среди высоких берегов; впадает в Москву-реку в центре г. Москвы у Имп. воспитательного дома. По берегам Я. в черте города и его непосредственных окрестностях много фабрик и красильных заведений, вследствие чего вода реки сильно загрязнена, окрашена и совершенно негодна для питья.

Река Яуза в конце XIX в.
Москва.

Я́уза самый крупный приток Москвы-реки, вторая по величине река города (после Москвы-реки). Длина 48 км (в черте города 29 км). Площадь бассейна 452 км 2 (в пределах города 272 км 2 ). Средний расход воды около 9,4 м 3 /с.

Берёт начало из болот на территории Лосиного Острова. Пересекает г. Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки: справа — Чермянку, Лихоборку, Каменку, Горячку, Копытовку, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинку, Чечёру, Черногрязку; слева — Ичку, Будайку, Хапиловку, Синичку, Золотой Рожок. В Москве протекает в районах Медведкова и Бабушкина, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо; впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

До XVIII в. была известна как часть торгового пути из бассейна Москвы в бассейн Клязьмы с волоком в районе Мытищ. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX в. до середины XX в. были основой первого централизованного Мытищинского водопровода. С начала XVIII в. берега Яузы от устья до Сокольников застраивались, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, что сильно загрязняло воду. В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты.В 1940 в 3 км от устья, между Разумовской и Золоторожской набережными, сооружён Сыромятнический гидроузел (со шлюзом), плотина которого подняла уровень воды выше гидроузла на 2 м. От устья до гидроузла уровень воды поддерживается Перервинской плотиной на Москве-реке. В относительно естественном состоянии долина Яузы сохранилась только между Сокольниками и Лосиным Островом, где она частично покрыта лесом; в других местах вдоль Яузы встречаются низинные болота и пустыри с рудеральной растительностью. Вся незастроенная часть долины от МКАД до Ярославского направления Московской железной дороги объявлена в 1991 памятником природы. Для обводнения Яузы из Химкинского водохранилища по Лихоборскому каналу (через Головинские пруды) и р. Лихоборку поступает волжская вода.

В связи с сильным загрязнением реки ведутся большие работы по очистке Яузы. Судоходна для небольших судов от устья до Преображенской площади. В черте Москвы на Яузе имеется 14 автодорожных мостов, 6 железнодорожных, 2 метромоста, 1 — для трамвая, 2 — пешеходных.

На правобережье Яузы расположен Главный ботанический сад РАН, на левобережье, на территории Заяузья, находится Парк Московского окружного Дома офицеров.

На берегах Яузы находились сёла Медведково, Свиблово, Ростокино, Богородское, слободы Преображенская, Сокольническая, Семёновская (Введенское), Синичкина, Кукуй (Немецкая слобода), Сыромятническая и Котельническая, а также ряд деревень.

Вдоль Яузы по правому берегу располагались Ширяево поле, Сокольничье поле и Васильевский луг; на левом берегу у Семёновской слободы возвышались Введенские горы.

Источник

Река Яуза — наибольший приток Москва-реки в столице

Самым крупным притоком Москвы-реки в пределах столицы России является река Яуза. Площадь бассейна, в котором она располагается, составляет 452 км2. Ее длина – 48 км, а ширина варьируется от 20 до 65 м, в основном такое расхождение происходит из-за искусственного расширения русла. Протекает река в северо-восточном и центральном районах Москвы. В 1908 году ее назвали официальной границей Москвы, на участке между Камер-Коллежкого вала и места впадения р. Копытовки. Пойма реки Яуза располагается в Северо-Восточном округе столицы. Она окружена небольшими лугами и полями. Питание водного потока на 90% снеговое.

Судоходство

Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ, на Яузе появляются суда «Мосводостока» — организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 2 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг. Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20—25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе. На шлюзе Сыромятнического гидроузла установлены светофоры. Над верхними воротами установлен знак «Надводный габарит-6.0 м». Над плотиной предупреждающие красные огни.

Содержание

План реконструкции Яузы

Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 г. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал, по которому из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Географические особенности

Яуза растянулась по Москве на 27 км, выныривая из района МКАДа на Широкую улицу. Течет через Бабушкинский район и Свиблово, Ботанический сад, проспект Мира, затем попадает в «объятия» набережной в Сокольниках. Перед тем как попасть в Москву-реку, протекает через Лефортово и Земляной вал.

Пойма реки Яуза практически в естественном состоянии сохранилась лишь в районе между Лосиным Островом и Сокольниками. Можно сказать, что этот участок совсем не затронул век технологий. Здесь она частично покрыта лесом. В то время как другие районы в основном заболоченные или представляют собой пустыри с сорняками. В 60-70 гг. из-за постоянных работ по расширению русла значительно снизился уровень воды в Яузе. Для того чтобы наполнить ее, были построены каналы, соединяющие Волжский бассейн, Химкинское водохранилище и Головинские пруды. Благодаря построению такого пути приток Лихоборка наполнялся водой, которую разносил по всей реке Яузе.

Яуза что это такое. Смотреть фото Яуза что это такое. Смотреть картинку Яуза что это такое. Картинка про Яуза что это такое. Фото Яуза что это такое Яуза что это такое. Смотреть фото Яуза что это такое. Смотреть картинку Яуза что это такое. Картинка про Яуза что это такое. Фото Яуза что это такое Яуза что это такое. Смотреть фото Яуза что это такое. Смотреть картинку Яуза что это такое. Картинка про Яуза что это такое. Фото Яуза что это такое

Сыромятнический гидроузел

Основная статья: Сыромятнический гидроузел

Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893—1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники).

Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.

В 2005—2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Несколько слов о Москве-реке

Рассказывая о р. Яузе, нельзя обойти вниманием ее устье – Москву-реку. Она является главнейшей артерией столицы Российской Федерации. Ее общая протяженность составляет 502 км. Москва-река берет свое начало из большого болота возле Старького (Смоленская область). Впадает у города Коломны в Оку. Еще с древности она была достаточно важным водным объектом для государства, объединяя Новгород и Смоленск, Волгу и Дон. Такое же ее значение остается и на сегодняшний день. Происхождение названия реки связывают с фино-угорским, балтийским и славянскими языками. Точной версии не существует.

В реке Москве водится около 30-35 видов рыб. Чаще всего встречается лещ, плотва и окунь, намного реже щука, густера, жерех, сазан, судак и голавль. Лишь истинному рыбаку повезет поймать сома, язя, ряпушку и подуста. Для того чтобы увеличить популяцию такой рыбы, как стерлядь, в реку выпускают молодь, которую выводят искусственным путем. Благодаря действиям человека в Москву-реку переплывают рыбы из рядом располагающихся водохранилищ и рыбных хозяйств. Появляются популяции таких видов, как карп, угорь, толстолобик, чехонь и форель.

Экология

Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Участились случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.

Ещё в конце XIX — начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона говорилось: «По берегам Я. в черте города и его непосредственных окрестностях много фабрик и красильных заведений, вследствие чего вода реки сильно загрязнена, окрашена и совершенно негодна для питья»[2]; с тех пор, по заявлениям экологов, ситуация только ухудшается пропорционально росту производства и населения Москвы.

Исторические сведения о реке Яуза

Водный поток Яузы практически всегда был судоходным, соединяя юг России с Владимиром. В древних летописях было сказано, что он являлся достаточно важным водным путем города. В XVII веке на ней был создан флот. Петр I, последний царь и первый император Руси, мечтал, что именно она будет соединять Волгу и Москву-реку. Здесь был построен завод, на котором происходила выделка парусов.

На островах возле Яузы располагались мельницы, которые перемалывали зерно, поэтому люди, проживающие в округе, в основном занимались продажей хлеба. В древние времена река была важной торговой точкой, однако со стремительным развитием технологий она быстро потеряла свою значимость. Сейчас ее используют для проведения экскурсий по самому большому городу России, рассказывая людям историю и показывая достопримечательности.

Дноуглубительные работы

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы. В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе начались дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью руфулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100», «Сходня» и «Сетунь». В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу. В 2013 году работы продолжились. Проводилась расчистка русла плавкраном «ПК-141» вдоль правого берега вниз по течению от Сыромятнической до Серебрянической набережных. В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста с помощью земснаряда «WATERMASTER». Весной 2014 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2014 года «WATERMASTER» начал работу в районе Лефортовского моста. На берегу у моста был установлен сортировочный «завод» для обработки пульпы, подаваемой с земснаряда.

Спрямление русла Яузы

В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей)[3]. Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.

Яуза что это такое. Смотреть фото Яуза что это такое. Смотреть картинку Яуза что это такое. Картинка про Яуза что это такое. Фото Яуза что это такое Яуза что это такое. Смотреть фото Яуза что это такое. Смотреть картинку Яуза что это такое. Картинка про Яуза что это такое. Фото Яуза что это такое Яуза что это такое. Смотреть фото Яуза что это такое. Смотреть картинку Яуза что это такое. Картинка про Яуза что это такое. Фото Яуза что это такое

Почему реки уводят под землю

Как же некогда знаменитые столичные реки оказались заточенными в коллекторы? Оказывается, решение спрятать реку в коллектор — мера вынужденная.

Во-первых, в прошлом во время продолжительных дождей или в половодье даже небольшие водоемы выходили из берегов и подтапливали окрестности. Во-вторых, примерно в XVI веке деревни и села вокруг Москвы начали активно связывать дорогами, которые со временем превратились в улицы и переулки. Реки с оврагами и заболоченными берегами нарушали связность районов, затрудняя строительство зданий и дорог.

Еще одна важная причина — экологическая обстановка. Чем больше людей заселяло Москву, тем грязнее становились реки. Люди сливали туда нечистоты, и водоемы постепенно превращались в сточные канавы. При Екатерине II от колодцев начали проводить водопроводы, город становился чище и опрятней, а многие реки начали убирать под землю.

Яуза что это такое. Смотреть фото Яуза что это такое. Смотреть картинку Яуза что это такое. Картинка про Яуза что это такое. Фото Яуза что это такое

Мосты через Яузу

Основная статья: Мосты через Яузу

В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой — между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, а над рекой на опорах проложены трубы теплоцентрали и пешеходная аллея, поэтому этот мост малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь — по которым ходит троллейбус и двадцать три — пешеходных.

Здания на берегу Яузы

На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец. На противоположном берегу раскинулся Лефортовский парк, а за ним на высоком берегу стоит Екатерининский дворец. Рядом на правом берегу за Лефортовским мостом стоит здание КБ Туполев, где ранее размещалась знаменитая «Туполевская шарага».

В Медведково на правом берегу восстанавливается храм Серафима Саровского. На высоком левом берегу Яузы стоят Андроников монастырь и храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе.

У устья на левом берегу стоит жилой дом на Котельнической набережной.

Строения[править | править код]

Мосты через Яузу[править | править код]

Основная статья: Мосты через Яузу

В черте Москвы на Яузе имеется:

Тоннели под Яузой[править | править код]

Здания на берегу Яузы[править | править код]

На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец. На противоположном берегу раскинулся Лефортовский парк, а за ним на высоком берегу стоит Екатерининский дворец. Рядом на правом берегу за Лефортовским мостом стоит здание КБ Туполев, где ранее размещалась знаменитая «Туполевская шарага».

В Медведково на правом берегу восстанавливается храм Серафима Саровского. На высоком левом берегу Яузы стоят Андроников монастырь и храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе.

У устья на левом берегу стоит жилой дом на Котельнической набережной.

Источник

Река Яуза на карте Москвы

Яуза одна из малых рек Москвы и Московской области, при этом является наибольшим притоком Москвы-реки. В древности по её течению формировался современный мегаполис.

Рекомендуем к прочтению: река Синичка.

Описание

Расход воды ближе к устью не превышает 6 м ³ /с.

Притоки

Вытекает река из небольших болот на Лосином острове, пересекает город Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, затем входит в Москву. На этом участке к Яузе присоединяется несколько десятков притоков.

Самые крупные из них:

Река Яуза на карте Москвы расположена в районах Медведкова и Бабушкина, проходит через Окружную железную дорогу, проспект Мира. Далее течёт по Ярославскому, Казанскому и Курскому направлениях Московской железной дороги, Садовому кольцу.

Рекомендуем к прочтению: реки Сочи.

Происхождение названия

Первое упоминание о Яузе содержится в летописи, датируемой 1156 годом. Изначально водоём именовался Ауза. Предполагается, что название имеет балтийского происхождение.

Судоходство

В древности Яуза входила в состав важного транспортного пути на территории Руси. Речное русло соединяло два значимых для государства города, Москву и Владимир.

Сильное обмеление Яузы началось из-за того, что в 60-е и 70-е годы проводились дноуглубительные работы.

Ширина Яузы на разных участках колеблется от 25 до 65 метров. Сейчас река судоходна лишь в промежутке от устья до площади Преображенской. Даже маленькие катера могут преодолеть по руслу всего 10 километров.

План реконструкции Яузы

Строительство набережных на судоходном участке реки завершилось в 1940 году. Генеральный план (1935 год) предусматривал вхождение Яузы в Водное кольцо Москвы.

Должно было начаться строительство Северного канала (от Химкинского водохранилища до Яузы). Для шлюзования реки нужно было построить шесть низконапорных гидроузлов. Из них четыре на Яузе и шлюз с судоподъемником на Северном канале.

Скорее всего план реконструкции реки был рассчитан до 1960-х годов. Набережные от Росткинского акведука и Оленьего моста были сооружены в начале 1970-х годов.

Ширину русла между стенками набережной хотели увеличить 20-25 метров, что гораздо больше чем естественное русло реки. Однако сделали это лишь в месте постройки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом.

Для дополнительного наполнения Яузы был прорыт Головинский деривационный канал. Вода из Химкинского водохранилища поступает в Головинские пруды, а затем в Лихоборку (приток Яузы).

Сыромятнический гидроузел

Другое название: Яузский гидроузел. Был сооружен в 1940 году на расстоянии трёх километров от устья. Гидроузел состоит из однокамерного судоходного шлюза и плотины, находящейся у правого берега.

За плотиной гидроузла установлены боны для сбора мусора. Там же была стоянка судов «Московского водостока». Мусор с акватории Москвы-реки и Яузы перевозится на базу в Курьяново.

Капитальный ремонт на гидроузле провели в 2005-2006 годах. Отремонтировали шлюз, и заменили затвор водосливной плотины. Капитальный ремонт стенок набережных проводили ещё в 2000 году.

На плотине гидроузла установлены светофоры над верхними воротами. Также горят над плотиной предупреждающие красные огни. Они облегчают видимость проходящим судам.

Спрямление русла Яузы

Русло Яузы в Медведково спрямили в 1970-х годах. К этому привели сложности при строительстве линии метрополитена между станциями «Бабушкинская»-«Медведково». Старое русло протекало параллельно будущей линии метро. Потому его изменили, а над рекой построили мост. Извилистая река мешала постройке жилого квартала к западу от Сухонской улицы.

Первоначальная идея изменить русло Яузы появилась ещё в 1930-е годы. Согласно плану реконструкции Москвы в 1935 году Яузу хотели внести в «водное кольцо» и сделать судоходной. В тот период велось укрепление берегов, строились набережные, которые сейчас расположены в центре города. Но до конца проект так и не был доведён.

Старое русло Яузы протекало по улице Сухонской (между домами №5 и №7), далее направлялось к северу (до современной улицы Молодцова) и еще несколько сотен метров протекало вдоль улицы. Недалеко от проезда Шокальского (дом №18) река резко поворачивала на восток и северо-восток к бывшей деревне Ватутино.

Дноуглубительные работы

Когда-то в Яузу сваливали снег. Также в реке постоянно углубляли дно. Летом 2008 года после длительного перерыва работы по углублению дна возобновили, продолжались они до октября.

В течение двух месяцев расчистили участок от правого берега на Рубцовской набережной до Госпитального моста. На место расчистки привлекли плавающий кран и два буксира. Подобные очистительные работы проводились каждый год.

Несколько лет назад Яуза вошла в государственную программу возрождения малых рек Подмосковья. Подрядчикам было достаточно полтора месяца, чтобы возродить угасающий водоём, начиная с устья на Яузе. Она стала живой, резвой речкой, к тому же несколько увеличилась её ширина и глубина. Благодаря работам по углублению русла, на некоторых участках глубина сейчас достигает двух метров.

Экология

Экологическое состояние Яузы и её притока Сукромки резко ухудшилось за последние годы. Русла сильно занесло илом, появилось много водорослей, даже кустов и деревьев.

Ещё одной причиной загрязнений являются промышленные предприятия, в зоне которых находятся реки. В воду сливаются нефтепродукты и другие органические примеси. Экологи утверждают, что без вмешательства властей не обойтись. Река мелеет, вода в ней очень грязная, купаться опасно для здоровья.

Было проведено очищение 10-километрового участка реки от иловых отложений. На берегах вырублены кустарники, сухостои и поваленные деревья. В воду выпускают молодняк рыбы.

Фауна

Относительно естественное русло Яузы осталось в Главном ботаническом саду и Лосином острове около Сокольников. В парках ниже Лосиного острова водится очень много водоплавающих уток.

Река почти не замерзает и на зиму к ней слетаются московские и подмосковные птицы. Иногда зимой наблюдают непривычных для города птиц: лебедей, индийских и серых гусей, канадских казарок.

Из рыб в верхнем течении Яузы водятся окуни и плотва, попадается уклейка, щука и жерех.

Строения

Половина русла Яузы протекает в черте огромного мегаполиса. Вдоль русла был построен жилой район и промышленные предприятия.

Для транспортного соединения между районами города на Яузе реконструировали старые мосты.

Мосты через Яузу

В черте Москвы на Яузе сооружены 14 автодорожных, 6 железнодорожных моста, 2 метромоста, 1 трамвайный и ещё два пешеходных моста.

Самые большие из них:

Остальные три моста автодорожные, самый старый из которых (Устьинский) был открыт в 1938 году. Предполагается, что в ближайшее время через Яузу перекинут ещё несколько мостов.

Тоннели под Яузой

Лефортовский тоннель под одноименным парком и рекой Яузой имеет протяженность около 4 км. Это наиболее протяженный тоннель в Москве и один из наибольших в Европе.

Тоннель разделён на семь автомобильных полос: три полосы для движения на север, четыре идут в южном направлении. Входит в состав Московского третьего транспортного кольца.

Другие метро тоннели:

На карте

Река Яуза на карте Москвы расположена в самом центре. На правом берегу находится Главный ботанический сад Российской академии наук. На левобережье Парк Московского дома офицеров. Вдоль берегов были многочисленные деревни, которые сейчас входят в состав столицы, как районы города.

Власти проводят очистительные работы на русле реки и вдоль берегов. Большая часть территории пригодна для активного отдыха и прогулок всей семьей. Однако предстоит много работы, потому что участки рядом с промышленной зоной все ещё завалены кучами бытового мусора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *