явгильдина зилия мухтаровна год рождения

О правилах жизни Зилии Явгильдиной

явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть картинку явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Картинка про явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения

Музыка — высшее в мире искусство.
Лев Николаевич Толстой

Знакомьтесь: Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой татаристики и культуроведения, заместитель директора по социально-воспитательной работе Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого, инициатор и разработчик инновационных творческих проектов и научных грантов в области искусства, организатор и председатель жюри творческих конкурсов и фестивалей различного уровня, лауреат университетского конкурса «Женщина года. Мужчина года: женский взгляд» в номинации «Культура и духовность» Зилия Мухтаровна Явгильдина.

Выпускница балетной, музыкальной, художественной школ, Зилия Мухтаровна влюблена в спорт, страстный любитель вождения и обожает танцевать: «Видимо, все идет с детства. Я с 5 лет занималась в балетной школе, и раз в два года приезжал педагог из Ленинграда и отбирал несколько девочек в балетную школу-интернат. Тогда родители меня не отпустили, и я не поехала. Сейчас предпочитаю классические и бальные танцы. Мне танец дарит радость и ощущение свободы».

«Мне повезло в жизни, я занимаюсь любимой профессией, горжусь своей семьей, обожаю дочь. И люблю жизнь! Путешествия дают мне возможность постигать прекрасное, изучать «музыку» архитектуры, и достопримечательностей. Особенно меня потрясла Испания. Барселона, собор Святого семейства, музей Сальватора Дали, национальный музей Прадо.

— Вы сильная женщина?

— Сила – это не женское качество. Оно мне не присуще. А вот уверенность в своих силах дает ощущение свободы, позволяет строить далеко идущие планы и принимать нестандартные решения.

— Вы всегда элегантны. У Вас есть свой имиджмейкер?

— Мой стиль – классика, элегантность, изящество. Я подбираю не гардероб, а создаю образ.

— Как Вы полагаете, доброта присуща только женщинам?

— Доброта не носит гендерный характер. Достаточно и мужчин, и женщин, несущих Добро.

— Как Вы решились участвовать в конкурсе?

— Честно говоря, предпочитаю избегать участия в конкурсах. Хотя, признаюсь, приятно ощутить себя Леди, Дамой, Женщиной года.

Зилия Мухтаровна уверена, что «Красота спасет мир», ведь «категория Красоты включает в себя и Доброту, и Любовь, и Свет, и Счастье». И как всякая женщина имеет свои страхи: «Я не оригинальна в этом плане. Боюсь болезней и ухода своих близких».

— По Вашему мнению, есть у Вас недостатки?

— Они есть у всех без исключения. А что касается моих, например, я не всегда могу сказать «Нет».

— Вы поклонница кино?

— Как и все. Из всех советских фильмов больше всего люблю «Служебный роман», а из западных – «Коко Шанель».

-Как всякая женщина, Вы любите цветы…

— Люблю весенние букеты с ирисами, нарциссами, тюльпанами.

— О чем Вы мечтаете?

— Мечта? О ней не говорят вслух. Это самое сокровенное. Не случайно известная поговорка гласит: «Хочешь рассмешить Господа Бога — расскажи ему о своих планах».

— «Не сотвори себе кумира». Это про Вас?

— У меня нет идеалов. И нет правил. Мне нравится высказывание Барбары Стрейзанд: «Жизнь слишком коротка, потому начинайте с десерта».

— Спасибо большое за беседу!

Источник

Явгильдина Зилия Мухтаровна

Доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по воспитательной и социальной работе Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого / Высшая школа татаристики и тюркологии им.Габдуллы Тукая / Кафедра татаристики и культуроведения Казанского федерального университета

Член Учебно-методической комиссии по музыке Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров(УМО).

Член редакционной коллегии раздела «Культура, личность и образование» научного журнала TATARICA

Круг научных интересов

История, теория, методология музыкального образования; музыкальный фольклор; музыкально-эстетический интерес; национальная культура; художественное образование

Использование фольклора в музыкальном образовании

История музыкального образования в Казанской губернии

Компьютерные технологии в музыкальном образовании

Методика музыкального образования

Методология педагогики музыкального образования

Методология художественного образования

Методология художественных исследований

Музыкально-педагогический пактикум: Импровизация

Музыкально-педагогический практикум: Вокально-хоровой

Музыкально-педагогический практикум: Игра на элементарных музыкальных инструментах

Музыкально-педагогический практикум: Импровизация

Музыкально-педагогический практикум: Развитие навыков слушания музыки

Практикум игры на синтезаторе

Теория музыкального образования

Краткое описание важнейшего научного результата:

Уникальный идентификатор в Web of Science (Researcher ID):http://www. resear cherid.com/rid/D-9032-2015

Количество публикаций в базе данных Scopus: 8

Количество ссылок на публикации в базе данных Scopus: 10

Персональный индекс Хирша: 5

Источник

Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста Явгильдина Зилия Мухтаровна

явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть картинку явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Картинка про явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения

явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть картинку явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Картинка про явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения

явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть картинку явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Картинка про явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть картинку явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Картинка про явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть картинку явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Картинка про явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть картинку явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Картинка про явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть картинку явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Картинка про явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть картинку явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Картинка про явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть картинку явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Картинка про явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть картинку явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Картинка про явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть картинку явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Картинка про явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть картинку явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Картинка про явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть картинку явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Картинка про явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Смотреть картинку явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Картинка про явгильдина зилия мухтаровна год рождения. Фото явгильдина зилия мухтаровна год рождения

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Содержание к диссертации

Глава I. Воспитание музыкально-эстетического интереса младших школьников как актуальная проблема их гармонического развития

1.1. Проблема формирования интереса в обучении в психолого-педагогической литературе 16

1.2. Анализ состояния практики воспитания музыкально-эстетического интереса учащихся младших классов в современной школе 33

1.3. Возможности татарского детского фольклора в воспитании музыкально-эстетического интереса у младших школьников 65

Библиографический список 195

В настоящее время, как отмечают обществоведы, у многих народов ярко проявляет себя тенденция национально-культурного возрождения, выражающаяся в стремлении к возврату в лоно своей культуры, языка* обьшаев и традиций. Для достижения общественного согласия чрезвычайно важно уделить особое внимание этим процессам и в государственном масштабе, и в плане признания актуальности проведения специальных гуманитарных исследований в этой области. С этим связана и актуализация поддержки системы социально-культурных мероприятий по сохранению, возрождению и трансляции ценностей и традиций национальных культур народов конкретного региона. Вновь переживая и подвергая переоценке исторический опыт жизни народа, его исконную духовно-нравственную основу, мы наконец-то пришли к неоспоримой истине: только встав на вершину национальной культуры, человек может оценить общечеловеческие ценности, только обогатившись национальной духовностью, он раскроет для себя духовную силу и духовные достижения других народов.

эстетические взгляды. Считается, что народное творчество является важнейшим средством формирования личности, причем воспитательные функции фольклора весьма многообразны. В частности, в нем выражено представление народа и о целях и задачах, и о содержании, и о средствах воспитания; а также даются конкретные советы по воспитанию детей. Вот почему сам по себе фольклор, его содержательная часть, ценности, заключенные в нем, могут рассматриваться в качестве уникального и проверенного вековой мудростью народа средства воспитания.

Выше сказанное имеет непосредственное отношение к перспективам культурно-образовательного обновления общественной жизни в Республике Татарстан. На протяжении многих десятилетий Республика Татарстан находилась в составе большого государства, в ней успешно развивались экономика и промышленность, однако развитие татарской национальной культуры было недостаточным. Отрадно отметить, что в последнее десятилетие отмечается взлет процесса национального возрождения народов, проживающих в Республике Татарстан. Это определенно выражено в новой государственной политике, отстаивающей приоритет региональных интересов. Не умаляя значимости развития национальных культур всех народов, проживающих в Республике Татарстан, все же следует признать вполне справедливой тенденцию усиления внимания к национальной культуре татарского народа как исконной для данной территории. С этим связана забота и о развитии татарского языка, а также возрастание бережного отношения к татарскому фольклору. Говоря о педагогическом аспекте данного феномена, отметим, что наилучшие условия для реализации его потенциала создаются в том случае, если знакомство детей с татарским народным творчеством начинается с раннего возраста.

Говоря о педагогических возможностях фольклора как средства воспитания целесообразно ставить вопрос и о его жанровом многообразии. Специалисты выделяют разные виды фольклора: словесный, музыкальный, декоративно-прикладной, изобразительный, танцевальный и др. Кроме того, фольклор может быть, дифференцирован и по предназначенности для

взрослой и детской аудитории. Так, отдельному изучению подлежит, по мнению исследователей, детский фольклор (О. Капица, Г. Виноградов, М.Н. Мельников и др.). Последний включает в себя такие жанровые разновидности, как детские народные песни, потешки, прибаутки, сказки, за-клички, пословицы, поговорки, загадки, жеребьевки, считалки, игры и т. д. Термин «детский фольклор» был введен в нашей стране учеными в начале двадцатого века. Им обозначали произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми. Следует отметить, что более подробно исследованным можно считать русский детский фольклор (Г.С. Виноградов, М.Н. Мельников, Г.М. Науменко), хотя и он раскрыт в большей степени с позиций литературоведения и искусствоведения.

Вместе с тем, тщательное изучение содержательного богатства детского фольклора, в частности, татарского детского фольклора позволяет утверждать о наличии заложенных в нем больших возможностей, которые могут быть реализованы прежде всего в художественно-эстетическом воспитании детей, особенно младшего школьного возраста. Отсюда представляется весьма актуальной задача формирования общей эстетической культуры детей, их художественно-творческих интересов на основе использования средств татарского детского фольклора. Это и определило область нашего научного поиска, а именно, выход на проблему формирования интересов младших школьников средствами фольклорного материала.

Общая стратегия исследования определилась на основе тщательного теоретического анализа проблемы формирования интересов школьников. Формирование интересов личности является одной из важных проблем воспитания. Эта проблема весьма многогранна, и потому в ее решение вносят вклад представители различных человековедческих наук. Так, психологи исследуют условия и механизмы возникновения интересов и воздействие их на личность (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.), педагоги выявляют возможности формирования интереса, заложенные в педагогическом процессе (Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова, А.К. Маркова,

Ю.В. Шаров и др.), социологи изучают связь интересов с общественной средой и характером деятельности личности (Л.М. Архангельский, Г.А. Логинова, Т.К. Панкратов и др.).

Концептуальные основы педагогического аспекта проблемы особенно глубоко исследованы в трудах Г.И. Щукиной: сущность и значение проблемы интереса в обучении; понятийно-терминологическое обоснование категории. Познавательный интерес,, по мнению автора, представляет собой избирательную направленность личности на определенные объекты познания, что содействует развитию у нее пытливости ума, мыслительной активности, постоянного стремления к совершенствованию в соответствующей области знания, науки, культуры (1.264).

Проводились и проводятся исследования в этой области и другими педагогами-исследователями. Так, Н.Г. Морозова подробно раскрывает поэтапный характер процесса формирования познавательных интересов; А.К. Маркова рассматривает значимость формирования интереса школьников в общей структуре мотивации учебной деятельности; А.С. Роботова изучает взаимосвязь формирования мировоззрения, нравственности и познавательных интересов школьников в учебном процессе; И.Г. Шапошниковой исследовано формирование познавательных интересов у слабоуспевающих учеников. Таким образом, можно сказать, что проблеме формирования познавательных интересов посвящено достаточно большое число педагогических исследований.

Однако есть и другие, не менее значимые в педагогическом отношении, виды интересов. Так, на наш взгляд, большего внимания заслуживает категория эстетического интереса, т. е. интереса, основанного на актуализации в системе ценностей личности эмоционального компонента, определяющего высокий уровень развития чувства прекрасного в человеке. Этот интерес формируется, прежде всего, в системе уроков художественно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, ритмики, театра. Наибольшими возможностями в формировании эстетических интересов обладают уроки музыки. Специально рассматривая вопрос

о формировании учебных интересов учащихся на уроке музыки, мы пришли к необходимости уточнения их видового своеобразия и посчитали возможным ввести понятие «музьпсально-эстетический интерес». Прежде чем определить это понятие, нами был проведен тщательный анализ источников, в которых были затронуты те или иные аспекты проблемы интереса, формируемого в процессе музьпсально-эстетического воспитания и образования учащихся.

Общие позиции глобальной значимости проблемы формирования музыкально-эстетических интересов могут быть почерпнуты в трудах крупных теоретиков музыки. К ним относятся работы ведущих ученых-музыкантов в области музыкознания и музыкальной психологии (Б.В. Асафьев, Б.В. Медушевский, Е.Б. Назайкинский и др.), инструментальной педагогики (Л.А. Баренбойм, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз и др.), музыкального воспитания школьников и студентов музьпсально-педагогических факультетов (О.А. Апраксина, Н.А.Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Г.М, Цыпин и др.). Ими были созданы предпосылки для проведения музьпсально-педагогических исследований в сфере проблемы интереса.

Касаясь проблемы формирования музыкально-эстетического интереса школьников, следует принять во внимание те педагогические исследования, которые были посвящены проблеме формирования интереса школьников к предметам художественно-эстетического цикла. Среди них для нас наиболее значимы работы, освещающие педагогические основы и методику формирования устойчивых интересов учащихся к музыке. При этом проблема формирования музыкальных интересов рассматривается в разных аспектах: формирования у восьмиклассников интереса к серьезной музьже (Т.П. Плеснина); выявления особенностей развития интереса к музыке в условиях пионерского лагеря (Э.Б. Абдуллин); формирования музыкального интереса у младших школьников в условиях внеклассной работы (А.И. Паламарчук); роли музыкальных интересов в формировании познавательной деятельности подростков (Н.Н. Гришанович). Есть работы, в которых проблема интереса изучалась применительно к высшей школе. В частности,

были изучены методы развития профессиональных интересов студентов музыкально-педагогического факультета в классе фортепиано (Б.Л, Яконюк); рассмотрена роль хорового класса в формировании интереса к профессии у студентов музыкально-педагогического факультета (Т.А, Колышева); изучены особенности формирования познавательного интереса средствами вокально-хорового репертуара (Н.В. Соколова).

За последние годы появились работы, специально посвященные возможностям музыкального национального фольклора разных народов в воспитании школьников: средств азербайджанской народной музыки в воспитании музыкально-эстетических способностей учащихся (Н.С. Меликма-медов); роли армянской народной музыки в музыкальном воспитании (Ю.В. Юзбашян); возможностей узбекской народной музыки как средства нравственного воспитания (А.Ш. Хасанов); исследование методов и приемов формирования интереса к белорусской народной музыке (Л.С, Бабен-ко); путей активизации творческой деятельности младших школьников средствами русского музыкального фольклора (Л.Л. Куприянова).

Справедливости ради следует сказать, что в литературе было уделено определенное внимание и исследованию такого феномена культуры, как татарский фольклор (X, Ярмухаметов, Ф.А, Урманчеев, X, Ярми и др.). Наибольший интерес для нас представляют исследования, касающиеся анализа его педагогических возможностей. Так, С.И.Раимовой были рассмотрены вопросы изучения традиций татарского народа в эстетическом воспитании и использования их в современной практике школы.

Проблеме татарской музыкальной фольклористики, его теоретического и практического осмысления посвящены труды М.Н. Нигметзянова, Р.Ф. Халитова, Р.А. Исхаковой-Вамбы, 3,Н. Сайдашевой. На использование фольклора в подготовке учителей начальных классов в педагогических училищах обращает внимание в кандидатской диссертации Н.Х. Халитова.

В целом, можно сказать, что на сегодняшний день проблема использования фольклорных источников в музыкально-эстетическом воспитании признана в педагогической теории достаточно перспективной.

Практическую актуальность данной проблематики для воспитания в современной школе следует связать со сложившимся на практике реальным состоянием эстетической и музыкальной культуры школьников. Проведенное нами эмпирическое исследование, также как данных других аналогичных исследований, показывают, что уровень эстетических интересов школьников, их ценностное отношение к высоким музыкальным образцам, будь то классика, современная музыка или фольклор, находятся на низком уровне и, следовательно, нуждаются в более пристальном внимании со стороны практиков, а также ученых-исследователей.

В частности, несомненно, заслуживает особого внимания специальное изучение татарского детского фольклора в процессе формирования музыкально-эстетических интересов младших школьников. Таких исследований и методических разработок нами не выявлено.

Все выше отмеченное позволяет обнаружить противоречие между возросшей в современных условиях значимостью возрождения национальных культур и воспитания подрастающего поколения в соответствующем духе и отсутствием конкретных методик и технологий воспитания, обеспечивающих данную стратегию воспитания, в частности, между значимостью формирования музыкально-эстетического интереса школьников на основе источников татарской национальной культуры и недостаточным использованием в данном процессе возможностей татарского детского фольклора.

Отсюда, проблема нашего исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы содержание, формы, методы и приемы использования татарского детского фольклора как эффективного средства формирования музыкально-эстетического интереса младших школьников.

Теоретическая и методическая неразработанность проблемы, ее практическая значимость и побудили избрать тему исследования: «Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста».

Объектом исследования является процесс воспитания эстетического интереса у младших школьников на основе актуализации его национально-регионального компонента.

Предметом исследования выступают содержание, формы, методы и приемы воспитания музьшально-эстетического интереса у младших школьников средствами татарского детского фольклора.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание» формы, методы и приемы использования татарского детского фольклора в процессе воспитания музьшально-эстетического интереса младших школьников.

будут внесены изменения в содержание учебных программ по музыке в начальной школе за счет их обогащения произведениями татарского детского фольклора на основе соответствующего научно-методического обоснования;

преподаватели музыки пройдут соответствующую подготовку по целенаправленному использованию на уроках музыки фольклорного материала;

— будут разработаны адекватные содержанию татарского детского
фольклора формы, методы и приемы его использования в процессе воспи
тания музьпсально-эстетического интереса младших школьников.

Для достижения цели исследования потребовалось решение ряда конкретных задач:

Выявить воспитательные возможности татарского детского фольклора в формировании музьшально-эстетического интереса младших школьников.

эстетического воспитания младших школьников на основе включения элементов татарского детского фольклора.

Определить формы, методы и приемы воспитания музыкально-эстетического интереса младших школьников с использованием источников татарского детского фольклора.

Экспериментально проверить эффективность разработанной программы воспитания музьпсально-эстетического интереса младших школьников на основе целенаправленного применения средств татарского детского фольклора.

В процессе исследования применялись следующие методы:

теоретический анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме; анализ, сравнение и классификация разнообразных источников татарского фольклора;

педагогическое наблюдение, изучение, анализ, обобщение опыта работы преподавателей предметов художественно-эстетического цикла ( наблюдение, интервьюирование, анкетирование ), а также самоанализ собственного многолетнего опыта работы в качестве учителя музыки общеобразовательной школы;

изучение и сопоставительный анализ учебно-программной документации по предмету «Музыка в школе», а также других предметов художественно-эстетического цикла;

обобщение результатов анкетного опроса учащихся младшего школьного возраста с целью выявления уровня их музыкально-эстетической культуры; опрос родителей учащихся; анализ творческих работ школьников;

констатирующий эксперимент; преобразующий эксперимент, направленный на формирование музыкально-эстетического интереса младших школьников средствами татарского детского фольклора.

Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школы-гимназии № 8 Советского района, школы № 38 Ново-Савиновского района, школы № 87 Кировского района, школы № 58 Советского района г. Казани, школы-гимназии № 2 г. Бугуль-мы и школы № 7 г. Лениногорска РТ. Всего анкетным опросом было охвачено 536 учащихся, 112 родителей. Кроме того, в анкетировании и интервьюировании приняли участие более 100 преподавателей названных школ.

Основной формирующий эксперимент был проведен на базе школы-гимназии № 8 Советского района г. Казани.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

охарактеризован воспитательный потенциал татарского детского фольклора как средства формирования музыкально-эстетического интереса младших школьников;

дано определение понятия «музыкально-эстетический интерес» как разновидности эстетического интереса;

разработано содержание и программа музыкально-эстетического воспитания младших школьников с использованием татарского детского фольклора;

— предложен комплекс форм, методов и приемов воспитания музыкально-эстетического интереса младших школьников с применением источников татарского детского фольклора.

Практическая значимость работы заключается в том, что применение разработанной программы музьшально-эстетического воспитания, основанной на использовании разнообразных жанров татарского детского фольклора, позволяет интенсифицировать процесс формирования музыкально-эстетического интереса у младших школьников. Разработанные рекомендации могут быть использованы в курсах общей педагогики, а также методики музыкального воспитания, в педагогической практике студентов и учителей музыки в общеобразовательных школах, в процессе повышения квалификации преподавателей педагогических вузов, училищ и школьных учителей; применимы в других звеньях педагогического и музыкального профессионального образования ( на факультетах педагогики и методики начального обучения педагогических вузов, на музыкально-педагогических отделениях педагогических училищ, в музыкальных школах ).

ференции «Плюралистические подходы к использованию традиций народной педагогики» (г. Елабуга, 1997 г.), изложены в шести публикациях по теме исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась совокупностью использованных методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; целенаправленным анализом педагогической практики; результатами опытно-экспериментальной работы, показавшей эффективность предложенной программы музьпсально-эстетического воспитания младших школьников; репрезентативностью выборки исследования.

На защиту выносятся положения:

Татарский детский фольклор обладает большими воспитательными возможностями в развитии музьпсально-эстетического интереса младших школьников, что обусловлено доступностью и яркостью его образной системы; нравственно-эстетической содержательностью; жанровым многообразием, отвечающим разным эстетическим вкусам учащихся.

3. Процесс воспитания музьпсально-эстетического интереса младших
школьников на основе источников татарского детского фольклора осуще
ствляется с помощью комплекса специальных форм, методов и приемов:
создания эстетических ситуаций «погружения» в среду фольклорных ценно
стей; организации творческой деятельности, связанной с освоением фольк
лорного материала; стимулирования достижений детей в творческой и ис
полнительской деятельности по мотивам фольклора.

Проблема формирования интереса в обучении в психолого-педагогической литературе

Проблема формирования, интересов школьников во всем их многообразии признается и в педагогической теории и на практике одной из самых актуальных для гармонического развития личности. Ей было уделено немало внимания в педагогических исследованиях и рассматривалась она с самых разных сторон. Прежде чем приблизиться к аспекту нашего исследования, рассмотрим наиболее важные концептуальные положения по данной проблеме, разработанные психологической и педагогической теорией.

Немецкие ученые так же обращали внимание на интерес и создали свои теории. Согласно Гегелю, интерес не сводился к грубой чувственности. Гегель- считал,, что люди «добиваются, удовлетворения своих, интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения» (1,65.20).

Большое внимание проблеме интереса заявляется в педагогике и психологии. Это понятие трактуется исследователями по- разному: и как направленность (Г.И. Щукина, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн и др.), и как потребность (Л.И. Божович, А.В. Петровский, Ю.В. Шаров и др.), и как отношение (В.Н. Мясищев, Н.Г. Морозова, А.П. Архипов и др.). Различие в определениях свидетельствует о том, что: а) интерес может выступать в различных видах в зависимости от объекта, условий и аспекта изучения; б) в этом явлении находят отражение все основные психические функции личности; в) интерес часто рассматривается не в общем понятии, а в «срезе», уровень которого принимается за исходный и полученная характеристика распространяется затем на весь класс явлений. Поэтому прежде всего следует установить, какие уровни развития интереса соответствуют перечисленным понятиям.

Специфичен подход к пониманию познавательного интереса и его динамики, когда он связывается с категорией «отношение». Так, Н.Г. Морозова представляет развитие интереса, как переход от одной стадии к другой, постепенное развитие характеристик устойчивости, что приводит к трансформации отношения в направленность личности. По этому поводу она пишет, что «отношение скорее можно отнести к начальной стадии развития интереса, когда еще не выкристаллизовалась его структура, а содержание носит неопределенный, диффузный характер» (1.145.73). Более устойчивый, инициативный, личностный характер отношение приобретает только по достижении определенного уровня развития, когда при «переходе эпизодического интереса в личный, активный, инициативный интерес эмоционально-познавательное отношение переходит в эмоционально-познавательную направленность» (1.145.81).

Анализ состояния практики воспитания музыкально-эстетического интереса учащихся младших классов в современной школе

В предыдущем параграфе было показано, что весьма актуальной для общего гуманитарного развития личности является задача воспитания музыкально-эстетического интереса учащихся. Для того, чтобы составить представление о том, в какой мере решается она на практике и находит ли отражение в современных художественно-педагогических концепциях, необходимо было провести соответствующее эмпирическое исследование, изучить имеющийся педагогический опыт, а также действующие программы и методики, эстетического воспитания и художественного образования. Рассмотрим основные результаты по решению обозначенного комплекса исследовательских задач.

Преодолевая ошибки «бездетности» традиционной педагогики, исследование было начато с тщательного изучения интересов, эстетических запросов самих детей, определения состояния их общей эстетической культуры.

Наблюдения за учащимися начальных классов проводились в процессе посещения школьных занятий по музыке, изобразительному искусству, театру, ритмике. Напомним, что всего наблюдением было охвачено 536 учащихся из разных школ. В процессе наблюдения выяснилось, что больше всего интересует младших школьников; какие предметы эстетического цикла (музыка, ИЗО, театр, ритмика); какие виды учебной работы наиболее привлекательны для них и какова роль каждого из них в формировании интересов; при каких условиях учащиеся проявляют наибольшую активность в учебной работе Оценивалось также значение различных, методических, приемов, применяемых учителем на уроках для возбуждения и воспитания интереса у учащихся; обращалось внимание и на то, какие виды работ по содержанию наиболее интересны для учащихся и т. д.

По первому признаку было выяснено, что вопросы учителю или одноклассникам школьники задают редко. В основном, они бывают технического порядка, например они звучат в таких формулировках: «Как оформить нотную запись?» или «Какой цвет выбрать для фона картины?» В справочной литературе ответы на вопросы самостоятельно практически не ищет никто. Если такое задание дает учитель, то его выполняет лишь половина учащихся.

По второму признаку можно сказать, что эмоциональные реакции учеников бывают разные. Так, во время исполнения учителем новой песни, показа незнакомого танцевального движения или выполнения учителем эскиза рисунка в классе устанавливается тишина. Если в грамзаписи звучит шуточное музыкальное произведение (С. Прокофьев «Болтунья») или группа ребят исполняет.юмористическую сценку («Два лентяя»)г то можно услышать смех, возгласы и т. д. Более глубокие эмоциональные реакции (восторг, удивление, экстаз) встречаются редко.

Характер деятельности учащихся на уроке также бывает различным. Основная-часть, учащихся принимает задание с.готовностью, выполняет его увлеченно; при свободном выборе задания предпочитает творческое репродуктивному. Но есть немалая группа ребят, которые равнодушны и рассеяны; результаты их работы не отличаются глубиной.

В предыдущей главе были сформулированы основные исходные положения, определившие общую стратегию проведенного исследования, а именно: трактовку педагогического смысла задачи воспитания музыкально-эстетического интереса младших школьников, а также представление такого средства его формирования, как татарский детский фольклор во всем богатстве его воспитательных возможностей.

В качестве основы разработки соответствующей диагностической методики выступала методика определения эстетической наклонности, предложенная Л.М. Фридман, Т.А. Пушкиной, И.Я. Каплунович. Методика была переработана для ее приближения к цели данного исследования и с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Каждый из названных критериев выражается в совокупности количественных и качественных показателей. Количественные показатели содержат информацию о количестве прочитанных художественных произведений, просмотренных фильмах, посещений выставок изобразительного искусства, драматических и музьпсалъных спектаклей. Частота посещений учеником того или иного места культурного обогащения должна была говорить о выраженности определенного типа художественных интересов (интерес к театру, изобразительному, музыкальному искусству). Качественные показатели эстетического интереса позволяли судить, в определенной степени, о глубине его развития (от потребности в глубоком переживании до низкого уровня эстетической потребности, выраженного в примитивном потреблении эстетической информации).

Диагностика эстетического интереса предполагала выявление трех уровней его сформированности у младших школьников: констатирующего, анализирующего и гармоничного (1.246.111).

Гармоничный уровень характеризуется: а) целостностью восприятия искусства и окружающей действительности, которая сопровождается эмоциями, свидетельствующими о личном отношении к искусству; б) синтезом непосредственного восприятия факта и желанием его проанализировать; в) гармонией анализа и синтеза, рационального и эмоционального начал; г) умением чувствовать природу искусства (умение узнавать и воспроизводить стилистические особенности произведения, автора, интерес к личности и мироощущению художника); д) умением найти форму для выражения оригинального отношения к действительности.

В отечественной педагогике утверждение о ведущей роли содержания в учебном процессе является бесспорным. Ю.К. Бабанский, в частности, пишет, что положительная реализация задач обучения на практике зависит, в первую очередь, от построения содержательного компонента обучения (1.24). Л.С. Выготский также в свое время подчеркивал ведущее значение для развития личности содержания усваиваемых знаний и ориентировал педагогику не столько на разработку эффективных способов обучения, сколько на разработку проблемы содержания обучения (1.61). В.В. Краевский определяет содержание как «педагогическую модель социального заказа, обращенного к образованию» (1.115). Из концепции автора следует, что структурирование учебной деятельности начинается со структурирования содержания, определяемого педагогической целью. Исследователи также неоднократно подчеркивали, что содержание учебного материала является важным источником развития интереса и одним из основных условий его формирования. Следовательно, именно со стороны содержательной разработки учебного курса следует начинать поиск эффективных путей воспитания интереса личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *