Явление иконы что это значит

Contra mundum

Чудотворные иконы как ньюсмейкеры

Христианские реликвии были и остаются в центре политики. О причинах этого феномена обозревателю ГАЗЕТЫ Надежде Кеворковой рассказал Алексей Лидов, директор Центра восточно-христианской культуры, руководитель международного научного проекта «Чудотворные иконы в Византии и Древней Руси».

— Как вы оцениваете всю многолетнюю историю с возвращением Казанской иконы из Ватикана?

— Как наглядное подтверждение, что чудеса – сюжет политический.

— Вы либо верите в святость иконы, либо нет, как она может быть фактором политики?

— Чудотворные иконы всегда были ‘ньюсмейкерами’, а чудеса – событиями первого информационного ряда. В Константинополе, например, по пятницам происходило чудо – поднятие завесы перед Влахернской иконой Богоматери. Так вот на рубеже XI—XII веков император Алексей Комнин уже во главе собранного в поход войска пришел поклониться иконе – но чуда не произошло, и это расценили как божественное предостережение. Пришлось отложить поход до следующей пятницы! Чудо иногда было более важным элементом истории, нежели события, которым мы сейчас придаем первостепенное значение. Удивительно, что почитание икон так мало исследовано. Например, пушкинисты не смогли мне ответить, какая чудотворная икона почиталась в семье Пушкина, о котором известно практически все. Почему чудотворные иконы не изучались после революции – понятно, но это не изучалось и до революции, хотя, как кажется, русская гуманитарная наука тогда исследовала практически все.

— Но в массовом сознании придание политического значения акту возвращения Казанской только «портит» возвращение иконы, разве не так?

— Она всегда была в центре политики. Обретение иконы в Казани в 1579 году дало новый импульс к христианизации недавно завоеванных земель. Один из списков Казанской иконы оказывается в войске Минина и Пожарского. Ее покровительству приписывается освобождение Руси от поляков в 1612 году. А политическим результатом этого освобождения стало появление новой династии Романовых год спустя. Романовы почитали эту икону как особую покровительницу царской семьи и страны, что превратило ее в одну из главных чудотворных икон России. Оба освобождения Москвы от иноземцев (в 1612 году – от поляков, в 1812-м – от французов) были приписаны чудесному покровительству именно Казанской иконы: Кутузов получает ее благословение перед Бородинским сражением, ей в дар он приносит все трофейное серебро после разгрома Наполеона (из него был сделан иконостас Казанского собора в Петербурге). Петр I, привезя в Санкт-Петербург еще один древний список, сделал Богородицу Казанскую покровительницей города, для нее и выстроен Казанский собор. По оборонительным рубежам Ленинграда во время блокады с одним из ее списков совершались крестные ходы, как некогда в средневековой Москве.

— Список с иконы ниже по чину, чем сама чудотворная?

— Большинство древнерусских икон – либо чудотворные, либо списки с них. Для иконописцев до сих пор важно то, что они пишут не просто Христа или Богородицу, а образ, восходящий к чудотворному прототипу. С точки зрения Церкви, потенциальная возможность чуда заключена в любой иконе. Это ясно сказано в чине освящения иконы. Но только избранные иконы получают этот дар. А критерий тут один – само чудо.

— А что принято понимать под чудесами?

— Абсолютное большинство чудотворений связано с исцелением, которое люди получают после молитвы перед иконой. Физиолог-позитивист убежден, что это связано с психическим состоянием, переживанием молящегося, которое и приводит его к выздоровлению. Увы, доказательств не больше, чем у тех, кто верит, что Заступница исцелила чудесным образом. Известны тысячи случаев, когда медицина не в силах объяснить, что произошло, а люди выздоравливают. Разубедить исцеленных невозможно. Не существует и общепризнанных научных аргументов, которые показали бы, что люди заблуждаются.

— Среди ныне существующих в России списков Казанской иконы есть чудотворные?

— Все три главные чудотворные иконы Казанской Богоматери исчезли. Главная – обретенная и хранившаяся в Казани – была украдена и, если верить показаниям вора, уничтожена, а драгоценный оклад разобран на части. Сохранились фотографии и описания – она не имеет ничего общего с иконой в Ватикане. Исчез и второй по времени список, но, может быть, первый по значимости, – тот, что находился в войсках Минина и Пожарского, а затем – в Казанском соборе на Красной площади. Исчез и список из Казанского собора Петербурга. Но сохранилось много других. Казанских в России были написаны тысячи, несколько десятков из них прославились как чудотворные. Одна из самых красивых – икона из Вознесенского монастыря Московского Кремля. Это список конца XVII века, с окладом XVIII века. В ее оклад вмонтированы две драгоценные реликвии – волосы Богоматери и частичка ее ризы. С начала XVIII века по приказу инокини Иоанны Барятинской, принесшей эту икону в монастырь, велась фиксация чудотворений от этой иконы. Сейчас эта икона находится в Оружейной палате.

— Что значит «явление иконы»? Сейчас их просто находят, не «обретают»?

— Тип явления – это особый исторический сюжет. В XII веке чудотворные образы привозят из Византии, в XIII—XV веках находят в воде или на деревьях, в XVII веке часто покупают, иногда в заморских странах. Обретение Казанской в 1579 г. в земле после пожара представляет замечательно документированный случай, подробно описанный очевидцем событий, который, в частности, указывает, как долго люди не верят девочке Матроне, рассказывающей о своем видении. Вполне можно представить себе эту историю и в наши дни.

— Есть что-то общее в чудотворных иконах, какая-нибудь деталь, которая их объединяет?

— В этих иконах всегда есть что-то особенное, и часто это не древность или художественное совершенство. По моему ощущению, которое я не берусь доказать научно, этот выбор не случаен. В афонском монастыре Ватопед хранится большая древняя икона Богоматери XIV века. Перед ней стоит совсем маленькая икона – с точки зрения искусства, совсем неинтересная. Но именно она увешана драгоценными дарами, а на большой ничего нет. Я спросил у афонского монаха: «Это та знаменитая икона?» – «Да, да, это знаменитая, древняя…» – и рассказал ее историю. Тогда я поинтересовался, почему все дары находятся на маленькой и не знаменитой Богоматери Пантанассе, которая всего несколько лет назад появилась в монастыре. Он посмотрел на меня с некоторым удивлением: «Ведь эта чудотворит, а большая – нет!». Всегда существовала «чудотворная специализация», она существует и до сих пор. По мнению верующих, икона Пантанассы из Ватопеда исцеляет детский рак.

— Чудотворным в России становится только каноническое изображение, идущее от византийских образцов?

— Нет. На Русь в XVII веке через Польшу и Украину приходят западные изводы, например апокалиптический сюжет «жена, облеченная в солнце» – с точки зрения византийской традиции, экзотика. Людям это так нравилось, что, даже не имея никаких сказаний и преданий, они начинали их почитать как чудотворные образы. Иногда почитание возникало и без фактов зафиксированных чудес – столь прекрасным им казался сам образ. Конечно, это уже кризис, существенная ревизия византийских ценностей в пользу внешней эстетики. А в XIX веке мы можем отметить почитание образов, написанных обычными живописцами маслом на холсте в академической манере. Такой была икона Богоматери «Спорительница хлебов», которая находилась в келье знаменитого св. Амвросия Оптинского. Сотни списков с этого образа создавались в Оптиной пустыни, и никому не приходило в голову поставить их «неканоническую» технику под сомнение.

— Фотография тоже может стать чудотворной иконой?

— Самая знаменитая из недавно прославившихся представляет собой цветную ксерокопию, сделанную с иконы царя-мученика Николая II, написанной в Америке в 1996 г. Спустя два года от иконы-ксерокопии, оказавшейся в России, стали происходить чудеса – она начала источать благоухания в московских квартирах и церквах, а на ее поверхности появлялись капельки миро. Происходили и исцеления. В 1999 году на самолете МЧС с этой иконой был совершен крестный ход (или, точнее, лет) по границам России. На первый взгляд это может показаться аттракционом, но если задуматься, то это деяние соответствует и духу, и букве византийской традиции при всей современности технического решения. Не забудем и вездесущий политический аспект – все чудесные события происходят накануне трудной и спорной канонизации Николая II.

— Есть какая-то иерархия среди русских чудотворных икон?

— Жесткую иерархию никто никогда не устанавливал, но она, тем не менее, есть. Среди нескольких сотен почитаемых икон были разные уровни прославления, которые нашли отражение, например, в количестве официальных празднований. Главной святыней считается Владимирская, которая имеет три главных праздника в год. Она почитается как небесная покровительница всей России, начиная с 1395 года, когда с ее чудотворным заступничеством связали спасение Москвы от Тамерлана. Эта великая византийская икона была в начале XII века привезена в Киев, и об этом как о выдающемся событии сообщается в летописи, притом что греческие иконы привозили на Русь тысячами. Считается, что это был список с той самой чудотворной иконы из Влахернского храма Константинополя.

— Вы считаете достоверным рассказ о том, что Владимирская икона была написана на столешнице стола Тайной вечери, а автор ее – евангелист Лука?

— Предание о столешнице – очень позднее, рассказ об авторстве возникает на Руси в XV веке. А самые ранние свидетельства о том, что евангелист Лука был иконописцем, относятся к VIII веку – времени иконоборчества. Это не опровергает и не доказывает его авторства, это просто исторический факт, который отнюдь не всегда совпадает с благочестивыми легендами.

— А где место чудотворным иконам? В музее верующие к ним не могут прикоснуться, а в храме нарушаются условия хранения…

— Владимирская икона сейчас находится в храме Николы в Толмачах, входящем в комплекс Третьяковской галереи, – идеальное компромиссное решение, которое, к сожалению, не может стать правилом. На мой взгляд, древние иконы должны оставаться там, где они находятся. Главное – сохранить святыни-памятники, которые составляют национальное достояние всей России, не только православной. Прежде иконы находились в постоянном движении. Для нас это непривычно, поскольку мы привыкли к их музеефикации. Иконы «ходили» в крестных ходах, «встречались» друг с другом, «ходили в гости» к другим иконам. Это был насыщенный мир, не застывшая схоластика, а живое религиозное чувство, в которое было вложено очень много ума и знания. В рамках христианской концепции мира, представляющей ряд непрерывных чудес, движение происходит от чуда к чуду. В истории многое можно понять, лишь осознав природу такого миросозерцания. Интересно, что в современном российском обществе существует потребность в возвращении древних традиций. Мы недавно видели, как громадная процессия с мощами Андрея Первозванного выплеснулась на улицы современной Москвы.

— Подозрительно для людей то, что реликвии притягивают паломников, большие деньги, и, как следствие, некоторые склонны искать мошенничество, так?

— Я не настаиваю на реальности чудес, поскольку это недоказуемо, но целый ряд современных и исторических событий может быть понят, только если их рассматривать сквозь призму чудотворения. Серьезные исследователи избегали этих сюжетов, поскольку со времени французских просветителей принято считать, что разоблачительный взгляд на чудеса есть норма либерального сознания. С того времени чудеса – символ мошенничества церковников, вспомним знаменитую кинопародию «Чудо святого Йоргена». Но и чудеса, и мошенничества, которые тоже имели место, – это исторические факты, содержащие подчас уникальную информацию. Экономическая сторона – вторичная и регулируемая. Сохранился, например, договор об иконе Богоматери Кобукларая, который был заключен в XIV веке в Константинополе между семьей, владевшей чудотворной иконой, и конкретным храмом, получившим образ в аренду. В договоре расписано в деталях, как будут делиться все доходы. По всей видимости, это был вполне обычный контракт. Начиная с XVI века чудотворные иконы появляются в самых глухих деревнях России. Надо сказать, Церковь относилась к этому настороженно и не поощряла массового чудотворения. От того же XVI века сохранились документы специальных комиссий, которые расследовали на месте обстоятельства явления и факты чудотворений от иконы. Только после заключения церковной комиссии икона могла быть официально признана «местночтимой».

— А вы лично видели какую-нибудь икону в момент чудотворения?

— В Америке зимой 1994 г. в небольшом русском храме под Нью-Йорком я видел очень знаменитую теперь Иверскую-Монреальскую икону Богоматери. Миро стекало по ней сплошным потоком и собиралось в поддоне. Она только что была привезена, поставлена на аналое в центре храма. Ни к стене, ни к столбу она не была приставлена. Вообще заподозрить в этом мошенничество невероятно трудно. Таких мироточений очень много. Есть и кровоточения – традиция очень древняя, восходящая к VI веку.

— До христианства такие чудеса тоже случались?

— Тогда были свои чудеса – источения воды, слез, «потение» чудотворящих статуй известны в античности. Древние авторы сообщали и о случаях мошенничества.

— А в латинской традиции какое отношение к чудотворным иконам?

— В чем-то Россия и Италия очень похожи. Не случайно в своих фильмах Феллини так любил показывать сцены экзальтированного почитания чудотворных статуй. И у него присутствует не только и не столько насмешка, сколько понимание значимости. Так что не случайно сюжет с Казанской иконой связал Рим и Москву сейчас. Католическая церковь к фактам чудотворения относится достаточно сдержанно, но почитание икон и статуй широко распространено, есть и обычай приносить дары образам, особенно в Литве и Польше. Во Флоренции, например, на улицах, на углах зданий часто встречаешь киоты со старинными иконами, перед ними зажжены лампады, лежат цветы – местные жители хранят предания о чудесах. В Италии различие между просто иконой и чудотворным образом несколько смазано. Чудо, в латинском понимании, – от самой Мадонны. В нашем сознании чудо более конкретно, оно всегда совершается через данный образ в его исторической индивидуальности.

— Чудотворные иконы в современной России – это возрождение суеверий в эпоху упадка?

— Перефразируя известное выражение, чудо в России всегда больше чем чудо. Речь идет не только о своеобразной религиозной практике или интересном сюжете исторической науки, но о важнейшем явлении национальной культуры, с которым связан целый пласт духовной жизни. В той или иной форме это касается практически каждого живущего в нашей стране. Почитание чудотворных икон в России по своему значению можно сравнить с культом чайной церемонии или сада камней в Японии, также имеющих религиозные истоки. Порой образованный россиянин знает о японских традициях едва ли не больше, чем о своих собственных. Просвещение в этой сфере мне представляется задачей большой общественной и культурной значимости, не сводимой ни к Закону Божьему, ни, тем более, к распространению суеверий.

Источник

Мироточение икон явление чаще бесовское

Явление иконы что это значит. Смотреть фото Явление иконы что это значит. Смотреть картинку Явление иконы что это значит. Картинка про Явление иконы что это значит. Фото Явление иконы что это значит

Мироточение, как известно, есть чудесное истечение некой обычно благоуханной маслянистой жидкости. Это явление издревле известно в Церкви, но если обратиться к церковной истории, мы увидим, что случаи мироточения икон крайне редки: два-три на столетие. Например, случаев мироточения от богородичных икон за почти 2000-летнюю историю Церкви, вплоть до XX века, наблюдалось не более 18 раз (!) (Поселянин Е. Е. «Сказания о чудотворных иконах Богоматери»).

И вдруг в наше время мы натыкаемся, например, на следующую заметку: «В 1998 году в одной из келий Свято-Введенского монастыря замироточили иконы. Тогда в этой чудесной келье паломники стали намеренно оставлять свои иконы, которые тоже становились мироточивыми. А в монастыре стали вести учет: до начала 1999 года количество замироточивших икон было не более 100; в апреле — 2500; к концу 2000 года количество мироточивых икон перевалило за 7000… Т.е., мироточивыми становились около 209 икон в день».

И таких заметок очень и очень много.

Также стоит отметить, что особо почитаемые у нас издревле иконы, как правило, ни разу не мироточили. Ничего такого ни разу не было связано ни с Владимирской иконой Богородицы, или например с одной из икон письма прп. Андрея (Рублёва).

Казалось бы, если некое весьма редкое исключительное явление в жизни Церкви вдруг приобретает массовость, это могло бы стать поводом задуматься: что-то здесь не так. Это настолько бросается в глаза, что даже апологеты новых мироточивых икон не могут пройти мимо этого факта. Однако воспринимают его некритично, исходя из принципа, что мироточение — априори Божье чудо.

Объяснения же весьма разнообразны, но, по большему счету, сводятся к тому, что сейчас время «глобального неверия», и такими чудесами Бог нас вразумляет и приводит в Церковь множество людей.

С этим трудно согласиться. На мой взгляд, сейчас время как раз «глобального всеверия»

Но «всякое древо познаётся по плодам». Взять, к примеру, известный случай массового мироточения икон в военном городке Клин-2, о котором много и охотно писала пресса. Напомню, у пожилой женщины дома замироточили иконы, причём не одна, а практически все. Тут же в её квартиру начались многочисленные паломничества. Люди приносили свои иконы, которые тоже начинали мироточить. Закончилась эта эпопея так: хозяйка квартиры«перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться… предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин».

Нецерковный характер этого «чуда» может подчеркнуть то, что, как только иконы приносились в храм, истечение «маслянистой жидкости» тут же прекращалось.

Этот эпизод — самый характерный, но далеко не самый редкий. Если «чудо» не приводит людей в Церковь, но способствует некой «альтернативной» духовности, от Бога ли оно?

И вот здесь вопрос: если это не Божье чудо, то что?

Ответов может быть несколько. Это может быть банальное шарлатанство, о котором известно ещё «с петровских времен». И правда, случаи, когда икона в некой квартире обильно источает «миро», а после принесения в храм прекращает «течь», настораживают. Особенно, если с такими «святынями» совмещается «сбор пожертвований».

Это может быть явление, имеющее физическую природу, ложно принятое за чудо. Есть ведь и так называемое кровоточение, когда икона как бы истекает кровью. И очень часто это всего лишь действие шелака, который из-за горячего влажного воздуха пробивается сквозь верхние красочные слои.

Но бывает так, что явление материально объяснить нельзя. Например, общеизвестна картонная икона Спасителя (обычная полиграфическая репродукция), которая однажды стала кровоточить. Здесь, на мой взгляд, нужно очень осторожно подходить к вопросу, согласно трезвой заповеди «не принимай, но и не хули». Лично у меня к упомянутому кровоточению есть одна, но конкретная претензия: «кровь» так залила лик, что он более не различим. Вместо светлого лика Спасителя, мы видим страшное чёрное пятно. Но если образ перестает нести на себе подобие Первообраза, то это уже не икона.

Вновь и вновь не устаю напоминать: икона есть изображение Господа Иисуса Христа (или Богородицы, или святых), если нет изображения – нет и образа. И это вызывает конкретное сомнение в божественном источнике данного чуда.

Впрочем, это мое частное мнение. Но важно знать, что мы можем принять за чудо бесовское искушение.

Здесь стоит вспомнить, что мироточение само по себе не есть исключительно христианский феномен

Известны аналогичные случаи, когда некая жидкость источалась и языческими изображениями. И сейчас «текут» не только иконы Христа, Богородицы и святых, но и изображения совершенно сомнительных личностей, таких как Григорий Распутин или царь Иван Грозный.

То есть, «мироточение» может иметь инфернальное происхождение. Ведь из жизнеописаний святых нам известно множество случаев, когда бесы пытались прельстить людей, имитируя чудеса и примеряя на себя образ ангелов, а то и Богородицы и самого Христа. Впрочем, это не удивительно, ведь если человеком движет не стремление ко Христу, а поиск «чудес», «откровений», различных экстатических состояний и просто острых ощущений, то темным силам трудно было бы этим не воспользоваться.

К сожалению, в отличие от дореволюционной практики, духовенство на местах часто спешит объявить произошедшее явление чудом, не дожидаясь выводов соответствующей церковной комиссии.

Возможно, я повторюсь, но отцы Церкви учат нас осторожнее относиться ко всем потусторонним явлениям.

«Некоторым враг внушил мысль, что если они не сподобятся в сей жизни благодатных даров от Господа, то и не получат их в будущей жизни. Одному из таких враг показал лучи, исходящие от иконы, приказал ему открыть рот и глотать их как благодатные дары. Тот по неопытности сделал это и затем, повредившись, через неделю умер, не принимая пищи от страха. Другой усердно молился пред иконой. Лампадка закачалась. Он принял это за признак угодности его молитвы. Лишь только утвердился в этой мысли, тотчас упал в обморок, и затем обмороки эти стали с ним повторяться. Третьему явилась икона Богородицы, к которой он приложился, сделался бесноватым и скоро умер. Таковы последствия доверия своему мнению, мнимой своей святости и достоинству в собственных своих глазах» («Духовная брань. О кознях врага спасения и как противостоять им»).

В Евангелии прямо сказано: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24)

Профессор Московской духовной академии А.И.Осипов по этому поводу конкретно говорит: «Уже сейчас идет активная подготовка сознания народа, в том числе и вполне православных («избранных») людей к исканию чудес, погоне за ними. Посмотрите, сколько литературы посвящено им. И, увы, многие православные уже хорошо знают, в каких нуждах каким иконам молиться, к каким святым обращаться, и к каким мощам прикладываться. Мысль о спасении от страстей и греха, от зла, неприязни, зависти, блуда, воровства постепенно отходит на второй план».

По словам Осипова, «через искание земных благ, чудес, прозорливцев» люди придут к тому, что примут антихриста, который будет совершать поражающие воображения чудеса».

Источник

Чудесные явления: подборка самых известных икон на Руси

Diletant.media рассказывает о пяти великих иконах, которые заслужили безусловную всенародную любовь.

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери — главная и самая чтимая из всех русских икон.

Явление иконы что это значит. Смотреть фото Явление иконы что это значит. Смотреть картинку Явление иконы что это значит. Картинка про Явление иконы что это значит. Фото Явление иконы что это значит

По преданию, ее написал в I веке евангелист Лука на доске от стола, за которым некогда сидели за трапезой Иисус Христос и Богородица. В середине XII века икона была подарена великому князю Юрию Долгорукому и хранилась в Вышгородском монастыре под Киевом. Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей, впоследствии прозванный Боголюбским, отправляясь с юга России на север для создания независимого от Киева владения, взял образ Богоматери с собой. После краткого отдыха в городе Владимире князь Андрей продолжил свое путешествие, но лошади, отъехав на несколько верст от города, неожиданно встали, и все попытки заставить их тронуться с места были безуспешны. Смена лошадей также ни к чему не привела. Тогда князь начал усердно молиться, и ему явилась сама Царица Небесная, которая повелела оставить чудотворную икону во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь ее рождества. С тех пор икона Божией Матери стала называться Владимирской.

Икона не раз являла миру свои чудеса. В 1395 году она спасла Москву от нашествия среднеазиатского хана Тимура. Когда уже не оставалось надежды одолеть вражеские полчища, великий князь московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Путь иконы до Москвы продолжался 10 дней, и на протяжении всего пути люди стояли по сторонам дороги на коленях и молились. В Москве икону встретили 8 сентября. В это время Тамерлан спал в шатре и увидел во сне высокую гору, с которой к нему спускались святые мужи с золотыми жезлами. Над ними в воздухе, озаренная божественным светом и окруженная воинством небесным, стояла «Лучезарная Жена». Мудрецы поведали хану, что во сне ему был послан знак свыше: сама Божья Матерь встала на защиту земли Русской. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы», — писали летописцы.

В 1480 году Владимирская икона Божией Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву, в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. 8 сентября 1999 года чудотворная икона была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах, соединенный с музеем небольшим коридором.

Тихвинская икона Божией Матери

Еще одной весьма почитаемой в России иконой является Тихвинская икона Божией Матери.

Явление иконы что это значит. Смотреть фото Явление иконы что это значит. Смотреть картинку Явление иконы что это значит. Картинка про Явление иконы что это значит. Фото Явление иконы что это значит

Согласно преданию, икона также была написана апостолом Лукой в I веке. В летописях говорится, что в 1383 году икона Божией Матери с Богомладенцем появилась над озером, и неведомая сила переносила ее по воздуху. Остановилась икона близ Тихвина. Там и построили храм из камня, а позже на этом месте появился Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

По молитвам перед иконой случилось множество чудес. Так, в 1615 — 1617 годах молитва перед святыней спасла Новгородские земли от наступления шведов. А в 1858 году по усердным мольбам перед образом излечился 2-х летний малыш Анатолий, который не мог ни сидеть, ни ходить с самого рождения. Наконец, глубоко чтила Тихвинскую икону и царская семья. Представители дома Романовых неоднократно посещали Богородице-Успенскую обитель, чтобы преклонить колени перед святыней.

В 1944 году икона была вывезена в Европу, а затем и в США. В 1982 году архиепископ Иоанн наказал протоиерею Сергию Гарклавсу вернуть святыню в Россию, когда в стране изменится отношение к церкви и восстановят Тихвинский монастырь. В июне 2004 года икона вернулась в Россию.

Казанская икона Божией Матери

Московский список из Елоховского собора

Явление иконы что это значит. Смотреть фото Явление иконы что это значит. Смотреть картинку Явление иконы что это значит. Картинка про Явление иконы что это значит. Фото Явление иконы что это значит

Икона Казанской Божией Матери была обретена 21 июля 1579 года в Казани. Прошло чуть больше четверти века после того, как Иван Грозный покорил Казанское ханство. И случился в Казани страшный пожар, превративший в пепелище половину Казанского кремля и часть города. Мусульмане злорадно говорили, что это Всевышний прогневался на христиан, но оказалось, что казанский пожар стал предзнаменованием бесповоротного утверждения православной веры на земле Золотой Орды.

Через несколько дней после пожара стрелец Даниил Онучин решил начать на месте сгоревшего дома новую стройку. Но его 10-летняя дочь Матрона сказала, что во сне ей явилась Богородица и повелела возвестить, чтобы они обрели ее на месте недавнего пожара. Словам девочки значения не придали, то Богородица явилась к ней и во второй раз, и в третий. Настояниям девочки вняли и, разгребая пепелище, нашли икону Казанской Божией Матери.

Икона исцеляла болящих (началось все с прозрения слепцов Никиты и Иосифа), вдохновляла русскую рать в Смутное время, перед ней накануне Полтавы молился Петр I, а в 1812 году — Михаил Кутузов.

В 1904 году Казанскую чудотворную икону Божией Матери похитили и, сняв с нее драгоценные ризы, уничтожили. Многочисленные древние списки с этой иконы разошлись по всему миру. Сегодня Русская православная церковь прилагает огромные усилия, чтобы вернуть эти святыни на родину. Самый ранний список этой иконы сегодня можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Иверская икона Божией Матери

Еще одна легендарная икона Божией Матери — Иверская.

Явление иконы что это значит. Смотреть фото Явление иконы что это значит. Смотреть картинку Явление иконы что это значит. Картинка про Явление иконы что это значит. Фото Явление иконы что это значит

Первое упоминание о ней датируется еще византийскими источниками, относящимися к IX веку. Тогда икона находилась в доме благочестивой вдовы, которая жила неподалеку от города Никеи (сегодня это Турция). В то время злобствующие еретики уничтожали по приказу властей святые иконы Богородицы. Когда они явились в дом вдовы, та упросила их оставить ей образ за вознаграждение. Корыстолюбцы согласились, но уходя, один из них ударил в лик копьем, и из иконы потекла кровь. Вдова поспешила с иконой к морю и опустила ее в воду, но та не легла на воду, а двинулась по морю, стоя вертикально.

Через 200 лет на Афоне монахи увидели огненный столп, доходящий до неба, в основании которого была эта икона. По легенде, после молебна старец Гавриил пошел по воде, как и повелела ему во сне Богородица, взял икону, и ее повесили в храме.

О чудотворной Иверской иконе Божией Матери хорошо знали в России. В XVII веке Никон, архимандрит Новоспасского монастыря, ставший впоследствии Патриархом всея Руси, испросил благословения на Афоне прислать список этой иконы. Писал икону для России священник Иамвлих Романов. После великого молебна с вечера до рассвета, участие в котором принимали 365 монахов, святой водой окропили легендарную икону, а потом — новую доску из кипарисного дерева. Писали икону красками, смешанными с частицами мощей.

Хранилась икона в Иверской часовне у Воскресенских ворот, и русские государи, перед тем, как войти в кремль, обязательно молились перед этой чудотворной иконой. В 1929 году часовня была разрушена, и икона исчезла. Сохранилась только передвижная икона, которая сегодня находится в Сокольниках, в храме Воскресения Христова.

«Троица» Андрея Рублева

Троица в православной церкви знаменует один из главных христианских догматов о единстве Бога в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Явление иконы что это значит. Смотреть фото Явление иконы что это значит. Смотреть картинку Явление иконы что это значит. Картинка про Явление иконы что это значит. Фото Явление иконы что это значит

«Троица». Андрей Рублев, XV век

Среди всех икон Троицы существует одна, выполненная не рукой простого художника, но святым Андреем Рублевым. Она передает не догмат, а живого Бога. Этот образ, невероятно важный для истории иконописи, не имеет чудодейственных свойств и легенды необычного появления. Но мастерство, живая энергия, одухотворенность иконы сделали ее всемирно ценным предметом искусства.

Андрей Рублев расписывал многие церкви и создал множество икон. Но «Троица» считается его самым гениальным произведение. В XVI веке образ был по достоинству оценен Иваном Грозным и подарен Троице-Сергиевской лавре. Сегодня икону можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *