Яйца фаберже зачем нужны
Бесценные яйца. Как русский немец Карл Фаберже прославил свой ювелирный бренд на весь мир
Со смерти создателя знаменитых драгоценных яиц Карла Фаберже минул уже 101 год. Российский немец по происхождению, он начинал как скромный наследник ювелирного дела отца, но сумел стать одним из крупнейших поставщиков украшений для императорского двора и прославить своё имя на века. Какой вышла история его жизни и что случилось с легендарным домом Фаберже — вспоминает «Секрет».
О Карле Фаберже часто говорят как об основателе одноимённого ювелирного дома. Однако основал компанию «Фаберже» вовсе не он, а его отец — Петер Густав Фаберже, выходец из балтийских немцев и французских гугенотов. Предки Карла изначально носили другую фамилию — Фаври, но в процессе переездов из страны в страну она изменилась сначала на Фабри, затем на Фабрьер и в конечном счёте на Фаберже.
Своё ювелирное дело Фаберже-старший открыл в 1842 году в Петербурге, куда в 1830-х переехал из Эстонии с женой Шарлоттой Юнгштедт. Звание ювелирного мастера он получил годом ранее, завершив обучение у известного в ту пору изготовителя золотых шкатулок Андреаса Фердинанда Шпигеля. Первый магазин Фаберже располагался на Большой Морской улице.
Первый сын и наследник — Карл — появился в семье в 1846 году. Начальное образование мальчик получил в петербургской гимназии Святой Анны, где учились представители низших сословий дворянства. В 1860 году Густав Фаберже оставил своё дело в руках управляющих и уехал вместе с семьёй в Дрезден, где молодой Карл продолжил обучение.
Его отец понимал, что его преемник должен получить соответствующую подготовку. Поэтому, как было принято в те времена, окончив среднюю школу, Карл отправился в длительное путешествие по Европе — продолжать обучение и расширять кругозор. В 18 лет Фаберже повидал множество известных ювелиров Франции, Германии, Англии, посетил галереи и лучшие музеи Европы, где почерпнул множество идей для своей будущей работы.
За Карлом Фаберже в молодые годы закрепилась слава не столько ювелира, сколько учёного. Вернувшись в Петербург в 1864 году, он занимался исследовательской и реставрационной работой. В частности, с 1867 года юноша изучал и восстанавливал ювелирные произведения разных эпох из собрания Императорского Эрмитажа. Тем временем стареющий Густав окончательно удалился от дел и обосновался в Дрездене, передав управление фирмой, где числилось около 100 мастеров со всей Европы, управляющему Зайончковскому. Но уже в 1872 году Карл Фаберже вступил в должность главы семейного дела и взял бизнес в свои руки.
Почему Карл Фаберже начал делать яйца?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Российский ювелир Карл Фаберже прежде всего известен пасхальными яйцами, которые ценят коллекционеры по всему миру. Но почему именно яйца? Это не самая очевидная форма для ювелирного изделия.
Дарить яйца на праздник Пасхи — древняя православная традиция, которую особо любят в России. По преданию, одна из жен-мироносиц, Мария Магдалина, после вознесения Христа отправилась с проповедью о Спасителе в Рим. Там она поздравила императора Тиберия словами «Христос Воскресе!», подарив ему куриное яйцо. Император не поверил словам женщины и ответил, что мертвый не может ожить, так же как и это белое яйцо не может покраснеть. Внезапно подаренное яйцо стало красным, а Тиберий убедился в истинность слов Марии.
Все началось в 1885 году, когда император Александр III заказал у петербургского ювелира Карла Густавовича Фаберже первое яйцо для своей супруги Марии Федоровны как подарок на Пасху. Император познакомился с Карлом Фаберже на выставке в Москве, где высоко оценил работы его мастерской.
Императорское пасхальное яйцо «Курочка» из коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Фото Михаил Овчинников/wikimedia.org
Первое ювелирное яйцо, которое изготовила фирма Фаберже, — «Курочка». Название оно получило из-за сюрприза, который находился внутри — маленькой фигурки курицы из цветного золота. Подарок настолько понравился Марии Федоровне, что император стал заказывать яйца на каждую Пасху, а Карл Фаберже получил должность придворного ювелира. Требование к изделиям было всего одно: внутри яйца обязательно должен был быть сюрприз. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию и заказывал у ювелира сразу два яйца: для овдовевшей матери Марии Федоровны и своей супруги, Александры Федоровне.
Печальная история Карла Фаберже и самых дорогих в мире пасхальных яиц
Главный ювелир императорского дворца считал себя бездарностью
Карл Фаберже родился в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье немца и датчанки. У отца была своя ювелирная мастерская, и по традиции тех лет сын должен был в итоге перенять его дела. Когда Карлу было 26 лет, он не только продолжил начатое отцом, но и превратил его ювелирную компанию в одну из самых известных в мире.
Карл любил старину и ездил по миру в поисках ранее неизвестных ювелирных техник (и таки воскресил позже моду на эмаль). Получивший престижное образование в Европе, на родине Фаберже бесплатно работал реставратором в Императорском Эрмитаже, чтобы познакомиться с русской стариной. О его личной жизни известно только то, что в это время он женился и обзавелся тремя сыновьями, но на этом подробности заканчиваются.
Однажды работу его ювелирного дома увидел на выставке император Александр III. Он был потрясен и решил заказать у ювелира пасхальный подарок жене Марии Федоровне. Так в 1885 году появилось первое драгоценное яйцо из коллекции, покрытое белой эмалью, внутри которого находились желток и курочка из золота, а в птице — ювелирные украшения. Это была не оригинальная идея: она основывалась на задумке самого царя, который хотел угодить жене и сделать подарок, напоминающий ей о родине (такое же яйцо хранилось в музее в Дании). Мария Федоровна была в таком восторге, что император решил сделать это традицией, а Фаберже — назначить ювелиром дворца.
Традицию продолжил его сын Николай II, который каждую Пасху дарил два яйца: своей овдовевшей матери и жене Александре Федоровне. Как будет выглядеть яйцо, заказчик никогда не знал: это оставляли на усмотрение ювелиров. На создание одного яйца в среднем уходил год.
При этом мсье Фаберже своими руками знаменитые на весь мир произведения искусства не создавал: на него трудился штат именитых мастеров. Он только рисовал эскизы и руководил работой, считая себя бездарным ювелиром. Когда однажды его спросили, как научиться ювелирному делу, он в шутку ответил: «Без битья мастерству не научиться. Меня не били — вот ничего и не вышло».
Революция, насильственная приватизация, побег и депрессия
За последующие 32 года ювелирный дом создал еще как минимум 71 яйцо по принципу матрешки (внутри непременно был какой-то сюрприз). Десяток яиц мастерской Фаберже сделали по заказу царя Александра, еще 40 — для семьи его сына.
Так как все представители русской знати в те годы были знакомы между собой, вести о мастерстве Фаберже распространялись со скоростью звука. Каждая богатая семья непременно хотела себе драгоценности от Фаберже. Заказы множились, а с ним ширился и бизнес — компания переехала в специально отстроенное здание на Большой Морской, 24, чтобы там поместилось 500 мастеров и художников. Впоследствии открылись также офисы в Лондоне и Киеве.
А затем начался кризис, и спрос на драгоценности упал. Дом Фаберже не растерялся и стал выпускать медную посуду.
В 1917 году случилась Октябрьская революция, перечеркнувшая все амбициозные планы ювелира. Пришедшие к власти большевики признали все мастерские и магазины Фаберже государственной собственностью (кое-что из драгоценностей его сын успел вывезти из страны). Часть находившихся там произведений прибрали к рукам, еще часть продали за бесценок через «Антиквариат». Потом был голод, и некоторые драгоценности перепродавались не один десяток раз, так что установить местоположение многих из них едва ли возможно.
Богач Фаберже стал классовым врагом и почти год скрывался от советской власти. Только в сентябре 1918-го ему удалось вместе с матерью нелегально выбраться из родного города под видом курьера иностранного посольства и уехать в Финляндию. За следующие два года ювелир исколесил десяток стран и городов, пока на старости лет окончательно не осел с семьей в Швейцарии. Все случившееся было для Карла слишком тяжелым потрясением. Два года после побега он находился в депрессии и умер от проблем с сердцем осенью 1920-го.
Впрочем, не умерло его имя. Сын Евгений решил возродить дело отца и открыл ювелирный дом Фаберже в Париже — сейчас там работает его правнучка. Чтобы купить драгоценность от Фаберже, необязательно продавать почку или быть императором: цены там бывают даже ниже, чем у заклятого конкурента на протяжении более чем сотни лет — Картье.
В России тоже помнят о мастере и в 2013 году даже открыли музей его имени, в коллекции которого представлено девять императорских пасхальных яиц, которые удалось выкупить из разных коллекций по всему миру.
Одно из яиц было продано как драгоценный лом: секреты, которые хранят произведения Карла Фаберже
Знаменитый на весь мир ювелир появился на свет в Северной столице России 30 мая 1846 г. В этом году исполняется ровно 175 лет со дня его рождения, а его произведения искусства не устаревают и становятся все дороже. Кем же был Карл Фаберже? Как создавались его шедевры и кто стал почитателями его ювелирного искусства? Читайте, это действительно интересно.
Творческий путь гения
В 1841 г. Карл Фаберже получил титул ювелирных дел мастера и открыл фирму в Санкт-Петербурге. Его талант был ярок, не заметить творения юного ювелира было невозможно. В 1882 году на художественно-промышленной выставке его работами заинтересовался сам император Александр III. Карл Фаберже сразу же оказался под покровительством царской семьи, получив почетное звание придворного ювелира Его Императорского Величества.
Слух о небывалой красоты изделиях Фаберже пошел по всей Европе. Высокопоставленные родственники российского императора получали в подарок ювелирные изделия, которыми потом дорожили как величайшей ценностью. Революция 1917 года приостановила деятельность Фаберже, ему пришлось закрыть студию и эмигрировать в Швейцарию. Там он и прожил до самой смерти в 1920 году.
Королевские традиции
Издревле в России существовала традиция разрисовывать пасхальные яйца. В императорской семье Александр III эту традицию слегка трансформировал. Он хотел однажды удивить императрицу Марию Федоровну и заказал для нее яйцо с секретом. Оно открывалось, и можно было достать золотую курочку, а внутри нее — миниатюрную корону и подвеску с рубинами. От такого подарка императрица пришла в восторг.
Автором таких изделий был не кто иной, как Карл Фаберже. Только он мог выполнить такую тонкую работу. Император предоставлял ему свободу творчества во всем, он мог создавать драгоценные яйца любой тематики. Главное, чтобы внутри каждого из них находился сюрприз. Это были либо алмазная копия короны, либо механический лебедь, либо золотая миниатюра дворца, корабля, кареты. Также мастер создавал крошечные портреты царской семьи на мольбертах. Это был верх ювелирного мастерства.
Революция и спасение драгоценных изделий
Когда отгремела Октябрьская революция, большевики стали распродавать художественные сокровища императора. Церкви и музей были разграблены, полотна из Эрмитажа проданы, следом «ушли с молотка» диадемы, короны, ожерелья, а также яйца Фаберже. В 1925 году всем иностранным представителям в СССР разослали каталог ценностей императорского двора. В 1928 году были изъяты семь яиц Фаберже, которые посчитали «малоценными», а также еще 45 предметов.
Именно это спасло произведения искусства от переплавки. Так, например, в целости осталось уникальнейшее творение Фаберже — яйцо «Павлин». Оно сделано из тончайшего хрусталя и золота, а внутри сидит эмалированный механический павлин. Когда его снимали с дерева, он поднимал хвост и даже мог ходить. Никогда более в мире не было создано ничего подобного.
Самые ценные яйца Фаберже
Елизавета II — одна из поклонниц Фаберже
В частной коллекции английской королевы находится четыре яйца Фаберже. Яйцо-часы «Колоннада» император Николай II подарил Александре Федоровне в 1905 году в честь рождения долгожданного наследника — цесаревича Алексея. Корпус яйца сделан из золота и платины, поверх усыпан бриллиантами. Наверху стоит позолоченный Купидон — прообраз цесаревича. Само яйцо поддерживает зеленая нефритовая колоннада, из нее выходит часовая стрелка, крутящаяся вдоль бриллиантового циферблата.
Яйцо «Мозаика» — уникальный проект Альмы Пихль. Она была единственной девушкой-дизайнером фирмы Фаберже. Идея пришла к ней во время вышивания: она захотела повторить сложный рисунок путем выкладывания драгоценных камней на яйце. Каждый из них был точно вырезан, чтобы подойти в отверстия, из которых состояла платиновая сеть. С этой задачей справился ювелир Альберт Хольстрем. Уникальную имитацию вышивки выполнили при помощи драгоценных камней разных цветов, а также жемчуга.
Название яйца «Корзина цветов» говорит само за себя. Это покрытая белой эмалью и витой золотой решеткой цветочная корзина. Сама она, как и ручка, инкрустирована алмазами. Ее Николай II подарил супруге в 1901 году на Пасху. Букет полевых цветов сделан из чистейшего золота разных оттенков. Подставка яйца утеряна, но реставраторы позже сделали ее копию.
Яйцо «С двенадцатью панелями» когда-то заказал русский предприниматель Кельх для супруги — владелицы сибирских золотых приисков. В 1920 году яйцо было продано и со временем оказалось в Английской сокровищнице. Эта работа поражает мастерством. Поверхность яйца делится на шесть секторов золотыми полосами, в самом широком месте идет полоса алмазов. Сюрприз яйца, к сожалению, был утерян.
Яйца Фаберже: 5 удивительных историй легендарной коллекции
Какой секрет хранило первое яйцо Фаберже, почему стиль модерн не любили при дворе, и кто мог позволить себе подобную покупку, кроме Императорской семьи? Рассказываем 5 историй легендарной коллекции
Первые ассоциации, которые приходят в голову, при слове «Фаберже», это – роскошь и семейные обычаи царской России, традиция подарков и, безусловно, легендарная пасхальная коллекция яиц. Их изготавливали для царской семьи мастера ювелирной фирмы Карла Фаберже еще в XIX веке.
Несмотря на удивительную внешнюю красоту изделий, главный секрет всегда хранился под драгоценной скорлупой. Внутри каждого яйца помещался «сюрприз» – статуэтка животного, кольцо, миниатюра, портрет царской семьи или драгоценный камень.
О произведениях фирмы Карла Фаберже мечтали все, кто видел их хотя бы раз, и ценовая политика ювелирного дома позволяла им быть не только царским подарком: в коллекциях Фаберже всегда были изделия, доступные даже студентам Петербурга той эпохи.
С 1885 по 1916 год включительно ювелирный дом изготовил 50 пасхальных яиц по императорскому заказу. И сегодня крупнейшая в мире коллекция произведений Карла Фаберже представлена в Музее Фаберже на набережной реки Фонтанки, 21 в Санкт-Петербурге, который рассказал Westwing о пяти самых ценных экспонатах.
Пасхальная традиция
Самое первое яйцо «Курочка» было заказано царем Александром III ювелирному дому Фаберже в 1885 году как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Первоначально это должна была быть точная копия французского пасхального яйца начала XVIII века. Однако Карл Фаберже отверг эту идею и создал собственную, оригинальную и элегантную вариацию.
Оно не только внешне напоминало яйцо (хотя было сделано из золота), но и на ощупь, потому что было шероховатым, как настоящая скорлупа. Такого эффекта мастер добился благодаря опаковой эмали. Внутрь Александр III попросил поместить маленькое яйцо «из какого-нибудь драгоценного камня», посчитав, что «это может быть очень мило». Выслушав наставление императора, Карл Фаберже решил пойти дальше и сделал «сюрприз в сюрпризе».
Когда Мария Федоровна открыла пасхальный подарок, то обнаружила золотой желток из двух половинок, а раскрыв его, увидела курочку из разноцветного золота. Но на этом сюрпризы не закончились, потому что внутри птички оказалась крошечная императорская корона, выполненная из алмазов. Воистину, царский подарок!
Императрице так понравился подарок, что идея дарить такие пасхальные яйца стала традицией для императорской семьи. И отныне каждый год на Страстной неделе Карл Фаберже передавал императору очередной шедевр.
Фото: Пасхальное яйцо «Курочка». Подарок императора Александра III супруге императрице Марии Федоровне на Пасху 1885 года. Санкт-Петербург, 1885. Фирма К. Фаберже.
Пропавший сюрприз
Последним пасхальным подарком Александра III «милой душке Минни» стало яйцо «Ренессанс», выполненное в одноименном стиле по мотивам старинной шкатулки мастера Леруа. Так, форма старинной овальной шкатулки, взятой Фаберже за основу, была преобразована в форму яйца, размещенного по горизонтали. Внешняя часть выполнена из агата и украшена золотой, покрытой полихромной эмалью оправой с золотыми львиными маскаронами и драгоценными камнями. На верхней половине бриллиантами была выложена дата его создания.
Главная тайна крылась в другом: «А был ли внутри сюрприз?». Историки, исследовавшие этот вопрос, не нашли упоминаний о внутреннем содержании подарки. Однако, среди материалов значился жемчуг, которым не украшалась сама скорлупа. Можно предположить, что внутри яйца-шкатулки лежало какое-нибудь жемчужное украшение – нитка, кулон, браслет, а возможно, окруженный жемчугами портрет «ангела Александра» – второго сына царской четы, умершего в младенчестве в 1870 году.
Была высказана идея, что внутри находилось хрупкое каменное яйцо «Воскресение» в шкатулке, украшенной жемчугом. Подобный экземпляр сохранился до наших дней, и ныне украшает коллекцию Музея Фаберже. Но имеет ли он связь с потерянным сюрпризом – покажут время и дальнейшие исследования.
Фото: Пасхальное яйцо «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге императрице Марии Федоровне на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Политика и вдохновение
Яйцо, созданное для Александры Федоровны к Пасхе 1897 года, было впервые посвящено важнейшему политическому событию – коронации Николая II.
Идею отделки драгоценной скорлупы Карлу Фаберже подсказали золотые мантии, в которые были облачены царь и царица во время коронации. Драгоценная скорлупа покрыта прозрачной желтой эмалью и сверкает, как тяжелая златотканая парча. Поверх без малейших зазоров укреплена сетка из накладных черных эмалевых орлов с алмазами, соединенных лиственными ветвями зеленого золота.
Сюрприз «Коронационного» яйца содержит крошечную копию кареты, в которой 9 мая 1896 года Александра Федоровна въезжала в Москву. Золотая миниатюра катится по всем правилам экипажного дела, при этом пружиня на рессорах. Обе дверцы открываются после поворота крошечной золотой ручки, а изнутри с двух сторон выбрасываются складные подножки.
Фото: Пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Модель кареты изготовлена Г. Штейном.
Подлинным украшением яйца является крупный плоский алмаз огранки «роза», укрепленный на его верхней половине. Сквозь этот магический кристалл виден вензель императрицы. Буква «А» выложена из мелких бриллиантов, а «O» (фита) – из рубинов. Внизу яйца укреплена алмазная «роза» меньшего размера, сквозь которую читается дата «1897».
В дальнейшем фирма Фаберже еще не раз обратится за вдохновением к российской истории конца ХIХ – начала ХХ века. Основой сюжета для пасхального яйца станет строительство Великого Сибирского железнодорожного пути и 300-летний юбилей династии Романовых.
Фото: Пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Модель кареты изготовлена Г. Штейном.
Яйцо в стиле модерн
В конце XIX века в моду вошел новый стиль модерн. Императорская семья, в отличие от русской знати, прониклась передовым веянием и оформила интерьеры своей Нижней дачи в петергофском парке, а так же свои личные покои, в стиле ар-нуво. Особую любовь к нему питала царица Александра Федоровна, и Фаберже решил отразить эту привязанность в своем новом шедевре.
Яйцо «Ландыши» Николай II преподнес императрице в 1898 году в день празднования Пасхи. Скорлупа была покрыта прозрачной розовой эмалью, украшена вертикальными фризами алмазов огранки «роза» и жемчужными ландышами с алмазными лепестками. Ландыши – символы чистоты, юности и невинности – были любимыми цветами Александры Федоровны.
Сюрпризом яйца стали миниатюрные акварельные портреты Николая II и двух маленьких дочек царской четы, Ольги и Татьяны, в виде трилистника, «распускающегося» при нажатии на жемчужную кнопку.
Трогательный подарок тронул сердце мечтательной Аликс, воспитанной в духе викторианской сентиментальности.
Фото: Пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, художник-миниатюрист И. Цейнграф.
Символ счастья герцогини Мальборо
Помимо членов императорской семьи, уникальные пасхальные яйца с сюрпризами могли приобрести представители титулованной и промышленной элиты.
Например, обладательницей такого ювелирного шедевра стала английская герцогиня Мальборо. В 1902 году она приехала в Санкт-Петербург и присутствовала на балу в Зимнем дворце. Великолепие русского двора, самого блистательного в Европе, поразило искушенную роскошью аристократку.
С собой на родину она увезла помимо прочего изящное, покрытое нежнейшей розовой эмалью яйцо-часы с бриллиантовой стрелкой-змеей. Скорлупу драгоценного подарка украшала гирлянда цветов из четырехцветного золота, которая переливалась всеми цветами радуги.
Фото: Яйцо герцогини Мальборо. Санкт-Петербург, 1902. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Стрелки-змеи были символом супружеской верности и постоянства, однако символом счастья для супружеской четы Мальборо так и не стали. Брак был расторгнут, а в 1926 году герцогиня продала яйцо на благотворительном аукционе. Оно сменило несколько владельцев, прежде чем попасть к магнату Форбсу.