Язык выражает внутреннее состояние говорящего его чувства в этом проявляется такая функция языка как
Медицинские интернет-конференции
Языки
Язык и сознание. Диалектика их взаимосвязи.
Аристанова Л.С., Араньязова Э.Р.
Резюме
Ключевые слова
Статья
Язык и сознание. Диалектика их взаимосвязи.
Аристанова Л.С., Араньязова Э.Р.
Научный руководитель: Кузнецова М.Н.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Язык и сознание. Диалектика их взаимосвязи.
Аристанова Л.С., Араньязова Э.Р.
Научный руководитель: Кузнецова М.Н.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
В философии понятия сознания и языка тесно связаны,
а это говорит о том, что узнать внутренний мир человека можно, проанализировав то,
что он говорит и как.
Язык так же древен, как и сознание. Язык во взаимосвязи с сознанием представляют органическое единство, не исключающее и противоречия между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях.
В начале 20 ст. возникает новое направление, называемое «философия языка», согласно которому сознание оказывает влияние на мировосприятие человека, на его речь и, следовательно, на общение
с окружающими. Основоположником этого течения считается философ Вильгельм Гумбольд.
Прежде всего, язык выступает как средство общения, передачи мыслей, т.е выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. А в роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения.
Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль — значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово — это знак особого рода:
в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи,
явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака — представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.
Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей. Через речь осуществляется мощное воздействие одних людей на других. Эта роль языка видна в процессе обучения в том значении, которое в наши дни приобрели средства массовой информации. Вместе с тем успехи в познании мира, накопление знаний ведут к обогащению языка, его словарного запаса. С возникновением письменности знания и опыт закрепляются в рукописях, книгах и становятся общественным достоянием.
Языку присущи следующие функции:
Можно выделить следующие виды речи:
Слово, как единица языка, имеет внешнезвуковую (фонетическую) и внутреннесмысловую (семантическую) стороны. Среди неязыковых знаков выделяют знаки-копии (отпечатки), знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы. Различают также специализированные (системы символов в математике, физике, химии, лингвистике) и неспециализированные языки (эсперанто). В процессе исторического развития языка сформировался язык науки, отличающийся точностью, строгостью, однозначностью понятий, что способствует точности, ясности формулировок. В социально-гуманитарном познании использование искусственного языка затруднительно.
Изучая воздействие языка на мышление, можно сказать, что как язык вызывается мышлением, так и мышление развивается через язык. Именно обратным воздействием языка на мышление можно объяснить возникновение первых слов у ребенка, как результат проснувшейся языковой способности, которая, действуя в ребенке, побуждает его через называние предметов к различению объективного и субъективного, окружающего мира и себя как индивидуума, что находит свое выражение в произнесении местоимения «я».
Возникая и развиваясь в обществе, в процессе общения людей между собой, язык представляет собой объективное явление. Это значит, что, будучи продуктом, созданным обществом, язык существует независимо от отдельных людей. Каждое поколение застает язык уже выработанным предшествующими поколениями и овладевает им, т. е. учится пользоваться им в общении.
Люди воспринимают слова языка так же, как и другие явления окружающей их действительности, т. е. как раздражители, воздействующие на органы чувств. Однако особенность явлений языка заключается в том, что они передают закрепленное в звуках отражение людьми других явлений, результаты познания действительности. Существуя в виде материальных явлений — звуков речи или письменного их изображения, — явления языка в то же время передают знания, понятия, мысли людей, т. е. воплощают в себе явления идеальные, явления общественного сознания.
В процессе развития труда и трудовых общественных связей людей друг с другом вместе с языком возникает, следовательно, особая форма отражения людьми действительности — их сознание.
Необходимо различать общественное и индивидуальное сознание.
К явлениям общественного сознания принадлежат создаваемые обществом знания о природе, обществе,
о человеческом мышлении. Индивидуальное сознание — это высшая форма отражения действительности отдельным человеком, членом общества.
Общественное сознание возникает вместе с формированием этой новой, высшей формы психического отражения действительности отдельных людей, членов общества.
Таким образом, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно, мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак — средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу — национален.
Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание.
Функции языка
Вопрос о функциях языка тесно связан с проблемой происхождения языка. Какие причины, какие условия жизни людей способствовали его зарождению, его формированию? Каково назначение языка в жизни социума? На эти вопросы искали ответы не только лингвисты, но и философы, логики, психологи.
Появление языка тесно связано с формированием человека как мыслящего существа. Язык возник естественным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу). В результате этого язык по своей природе полифункционален.
Прежде всего он служит средством общения,позволяет говорящему (индивиду) выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и в свою очередь соответственно реагировать (принимать к сведению, соглашаться, возражать). Таким образом, язык помогает людям делиться опытом, передавать свои знания, организовывать любую работу, строить и обсуждать планы совместной деятельности.
Язык служит и средством сознания,способствует деятельности сознания и отражает ее результат. Язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание). Это познавательнаяфункция.
Развитие языка и мышления – взаимообусловленный процесс. Развитие мышления способствует обогащению языка, новые понятия требуют новых наименований; совершенствование языка влечет за собой совершенствование мышления.
Язык, кроме того, помогает сохранять(аккумулировать) и передавать информацию,что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. В письменных памятниках (летописи, документы, мемуары, художественная литература, газеты), в устном народном творчестве фиксируется жизнь нации, история носителей данного языка. В связи с этим выделяются три основные функции языка:
– познавательная (когнитивная, гносеологическая);
Дополнительные функции проявляются в речи и определяются структурой речевого акта, т.е. наличием адресанта, адресата (участники коммуникации) и предмета разговора. Назовем две такие функции: эмоциональная(выражает внутреннее состояние говорящего, его чувства) и волюнтативная(функция воздействия на слушателей).
Помимо названных основных и дополнительных функций выделяется еще магическаяфункция языка. Это связано с представлением о том, что некоторые слова, выражения обладают магической силой, способны изменять ход событий, влиять на поведение человека, его судьбу. В религиозном и мифологическом сознании такой силой прежде всего обладают формулы молитв, заклинаний, заговоров, ворожбы, проклятий.
Поскольку язык служит материалом и формой художественного творчества, то правомерно говорить о поэтическойфункции языка. Таким образом, язык выполняет самые разнообразные функции, что объясняется его использованием во всех сферах жизни и деятельности человека и общества.
Итоговое тестирование по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Контрольные тесты по русскому языку и культуре речи
1. Выбор слов для выражения смыслов осуществляется на … уровне языка.
2. Меморандум, пакт, нота, верительная грамота – это документы, в которых используется … подстиль официально-делового стиля литературного языка.
г) собственно официально-деловой.
3. Установите соответствие между функциональными стилями и их характерными особенностями.
2) Г Официально-деловой стиль
3) А Публицистический
а) массовость аудитории, авторская оценка
б) неподготовленность высказывания, непринужденность
в) объективность, обобщенность, активное использование терминов
г) официальный характер изложения, стандартизированность
4. Вошедши в зал, он должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск свечей, ламп и дамских платьев был страшный. Черные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета.
Текст относится к … стилю литературного языка.
5. Жанр монография характерен для
а) собственно научного подстиля
б) научно-популярного подстиля
в) научно-учебного подстиля
г) научно-справочного подстиля
6. Жанр рецензии характерен для
а) официально-делового стиля
в) научно-учебного подстиля
г) публицистического стиля
7. Ясность, логичность, сжатость изложения, точность и объективность, унифицировать, стандартность и безобразность характерны для
б) публицистического стиля
в) официально-делового стиля
г) всех книжных стилей
8. Такие сферы человеческой деятельности, как передача, анализ и оценка информации, пропаганда, воздействие на сознание и чувства людей, организация досуга, обслуживает стиль
9. В разговорной речи действие норм литературного языка
а) менее строго и несистематично
б) ничем не отличается от действия в письменной речи
г) существенно отличается от письменной, т.к. нормы совсем иные
10. Выразительное средство, представляющее собой повтор заключительных компонентов следующих друг за другом предложений, называется
11. «Человек без адреса подозрителен, человек с двумя адресами – тем более». Б. Шоу использует такое средство выразительности, как …
12. … язык формируется на базе языка народности, является результатом процесса становления нации и одновременно предпосылкой и условием ее образования.
13. В каком ряду слов под ударением поизносится [‘о], а не [‘э]?
а) оседлый, наемник, зов
б) перенесенный, новорожденный, никчемный
в) афера, бытие, жернов
г) подоплека, совершенная (красота), современный
14. Укажите ряд слов, в которых ударение на первом слоге.
б) баловать, мизерный
в) августовский, баржа
15. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду:
16. Употребление слова в соответствии с его значением и стилистической принадлежностью определяют нормы
17. Слова бомжатник, тусовка, бабки относятся
а) к литературному языку
б) к разговорному стилю
18. Источником разговорной фразеологии (например, как с гуся вода, повернуть оглобли) является
а) различные сферы жизни человека
в) античная мифология
г) греческая фразеология
19. В каком ряду существительные только мужского рода?
20. Род таких географических названий, как Дели, Перу, Гоби и т.п.
г) определяется по роду более общего по значению слова
21. В каком ряду есть ненормативная (нелитературная) форма Родительного падежа множественного числа существительного?
а) трое гусаров, пригоршней, оглобель, грузин
б) саженей, рентген, сплетней, плеч
в) носков, коленей, помидоров, басен
г) свечей, румын, кеглей, (эскадрон) гусар
22. Укажите ряд слов, в которых на месте пропусков пишется буква Е.
а) заплесн…веть, кат…гория
б) затм…вать, поч…татель
г) солом…нка, пр…клонный возраст
23. В каких словах пишется И?
а) пр. ломление, пр. вратник
б) пр. митивный, пр. дел (мечтаний)
в) пр. спешник, пр. строить
г) беспр. кословно, пр. мадонна
24. Укажите предложения, в которых слова, набранные курсивом, выделяются запятыми (не менее 2х примеров)
а) Она относилась к несчастью совершенно спокойно
б) Ваше предложение может быть принято на определенных условиях
в) Она должно быть много горя перенесла на своем веку
г) Он кажется совсем расстроился
25. В каком предложении иноязычное слово употреблено неуместно?
а) Большинство айсбергов имеют так называемую столообразную форму
б) Человеческий организм способен адаптироваться к изменяющимся условиям жизни
в) Премьера спектакля вызвала настоящий ажиотаж
г) Родители оппонировали против моего решения устроиться на работу
26. Информативная насыщенность речи проявляется в таком требовании, как
б) содержательность речи
27. А.С. Пушкин говорил, что первые достоинства прозы –
а) точность и краткость
в) речевая избыточность и стилистическая точность
г) правильное композиционное построение и логичность
28. Определите, какая из формул приветствия не заключает в себе дополнительную информацию о речевой ситуации.
а) Здравствуйте, уважаемый Николай Сергеевич!
29. Установите все этапы подготовки к выступлению в необходимом порядке.
1) Разработка плана выступления
2) Выбор темы и определение цели выступления
3) Написание текста выступления
4) Овладение материалом выступления
5) Работа над композицией
6) Подбор материалов
7) Изучение и анализ отобранного материала
30. Определите, к какому виду ораторского искусства следует отнести это выступление
«Владимир Данилович! Я бы мог в вас приветствовать все, что угодно — только не юбиляра. Простите мне мою ненависть к времени! Вы глава нашей адвокатуры, славный ученый, большой художник, вечно памятный деятель,— лично для меня: дорогой друг и человек,— все, что хотите,— но только не чиновник-юбиляр! Упаси Боже! Вы поэт. Ваш сильный язык поучал. Ваши слова западали в чужие сердца. »
31. Функционально-смысловой тип речи, который представляет статичную картину чего-либо (характер, состав, свойства, качества) без какого-либо развития, называется
32. … метод – это метод, при котором изложение материала осуществляется в хронологической последовательности, описываются и анализируются изменения, произошедшие с лицом или предметом в течение какого-либо времени.
а) обучение им в учебных заведениях
б) следование им всех образованных людей
в) изучение и выбор отдельных вариантов в качестве единственно верных
г) закрепление их в специальных словарях, грамматиках и учебных пособиях
34. Антинормализаторство – это
а) неприятие всех новшеств и изменений в языке
б) научное течение в языкознании
в) прямое запрещение введения новшеств в языке
г) отрицание научной нормализации и кодификации языка, основанное на утверждении стихийного развития языка
35. Культура речи как лингвистическая наука изучает
а) литературный язык
б) совокупность и систему коммуникативных качеств
в) слово как единицу языка
36. К недопустимым уловкам в споре относятся (не менее 2-х примеров)
а) оттягивание возражения
б) безответственные намеки
в) аргумент к здравому смыслу
г) перебивание оппонента, нежелание его слушать
37. Язык выражает внутреннее состояние говорящего, его чувства. В этом проявляется такая функция языка, как
б) аккумулятивная (эпистемическая)
38. Не является элементом рекламного текста…
39. Укажите ряд слов, в которых на месте пропусков пишется буква А.
б) убл…жать, комп…новать
г) эст…када, нак…вальня
40. Какое средство выразительности использовано в предложении?
Исследователи решили, что человек зрелый руководствуется серьезными побуждениями, ребенок – импульсивен; взрослый – логичен, ребенок во власти прихоти воображения; у взрослого есть характер и определенный моральный облик, ребенок запутался в хаосе инстинктов и желаний.
Контрольные тесты по русскому языку и культуре речи
1. Выбор конструкций и формирование предложений с помощью морфологически оформленных слов осуществляется на … уровне языка.
2. В официально-деловом стиле выделяют следующие подстили (не менее 3-х)
3. Установите соответствие между функциональными стилями и их характерными особенностями.
2) Г Официально-деловой стиль
3) Б Публицистический
а) Описание мира как объекта познания, аргументированность
б) Информативная насыщенность, актуальность тематики, авторская оценка событий
в) Спонтанность, непосредственный контакт, сопровождение речи невербальными средствами передачи информации
г) Безличность, наивысшая степень строгости в изложении, стандартизированность
4. Простейшей формой движения материи является механическое движение. Оно состоит в перемещении тел или их частей относительно друг друга.
Текст относится к … стилю литературного языка.
5. Для синтаксиса научного стиля характерны
а) простые предложения
б) неполные предложения
в) сложносочиненные предложения
г) усложненные конструкции
7. Жалоба, ходатайство, исковое заявление – это документы, в которых используется … подстиль официально-делового стиля литературного языка.
г) собственно официально-деловой.
8. Передача информации и оказание желаемого воздействия на разум и чувства читателя, слушателя – это цели
а) разговорного стиля
б) публицистического стиля
г) художественного стиля
9. С точки зрения лексического состава, в русском языке больше
б) специальных слов
г) разговорных слов
10. Эмоционально окрашенные слова и фразеологизмы относятся к
а) разговорным элементам языка
б) просторечным единицам языка
в) стилистическим средствам языка
11. «И глупец, когда молчит, может показаться мудрым». В высказывании царя Соломона используется такое средство выразительности, как …
13. В каком ряду слов перед Е произносится мягкий согласный?
а) академия, фанера, музей
14. Укажите ряд слов, в которых ударение на третьем слоге.
б) анатом, возбужденное (дело)
в) апартаменты, договор
г) апостроф, вперегонки
15. В каком предложении иноязычное слово употреблено неуместно?
а) Премьера спектакля вызвала настоящий ажиотаж
б) Человеческий организм способен адаптироваться к изменяющимся условиям жизни
в) Родители оппонировали против моего решения устроиться на работу
г) Большинство айсбергов имеют так называемую столообразную форму.
16. Какая ошибка допущена в предложении «В клетке живет мой пернатый друг хомячок»?
17. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
б) адекватный – вполне соответствующий чему-либо, тождественный, совпадающий
в) сентиментальный – особо тщательный, до мелочи точный
г) криминальный – относящийся к преступлению, уголовный
18. Фразеологизмы без году неделя и водой не разольешь характеризуются как
19. Найдите правильную форму родительного падежа существительного «вафли»:
20. В каком ряду все существительные общего рода?
а) брюзга, плакса, судья
б) тихоня, скряга, задира
в) агроном, ровня, недоучка
г) запевала, кассир, невежа
21. Допустимы ли вариативные формы существительного тысяча в творительном падеже: тысячей и тысячью?
22. Укажите ряд слов, в которых на месте пропусков пишется буква О.
а) эст…када, обв…рожить
б) р…внина, укр…титель
в) к…варный, рез…люция
г) обр…мление, эксп…нат
23. Под культурой речи понимается (не менее 3-х примеров):
а) владение нормами литературного языка
б) умение выбрать и использовать в соответствии с ситуацией общения те языковые средства, которые способствуют достижению поставленных задач коммуникации
в) умение эффектно воздействовать на собеседника
г) соблюдение этики общения
24. В каком предложении на месте пропуска необходимо поставить двоеточие?
б) Молвит слово … соловей поет.
в) Смелые побеждают … трусливые погибают.
г) Ни в городе Богдан … ни в селе Селифан.
25. Найдите предложение с речевой избыточностью (многословием).
а) Вытекает вполне обоснованный вывод, что производительность труда на различных ступенях развития техники определяется объективными закономерностями.
б) Наши спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать и зарубежные спортсмены.
в) Прежде чем идти к цели через труднодоступные горные хребты, нужно создать опорную базу на побережье.
г) Из заповедника на свободу было выпущено стадо муфлонов, и для животных настало суровое время борьбы за существование.
26. Употребляемые часто и немотивированно в одном речевом акте обычные вводные слова (например, значит, так сказать и др.) или частицы оцениваются как
в) однородные члены
27. Определите, какие из этикетно-речевых формул демонстрируют уважительное отношение руководителя к подчиненному (не менее 2-х).
а) Вам необходимо сделать все в указанный срок
б) Пожалуйста, постарайтесь это сделать к понедельнику
в) Будьте любезны, выполните отчет как можно скорее
г) Принеси(те) документы в кабинет
28. В … излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.
29. Определите, к какому виду ораторского искусства следует отнести это выступление
«Каждый член феодальной аристократии располагал по произволу своими рабами и отчасти своими вилланами. На него не было апелляции; апелляция на вассалов появилась уже позднее, в XIII столетии. Кроме того, у него не было общих юридических положений: при каждом колодце было свое право, по известному французскому выражению. Владелец судил по преданиям и обычаям своей местности, но и эти обычаи не обеспечивали подданных от его произвола. Уже в этом было много тяжкого для народа, который не находил нигде управы и защиты.
31. Прочитайте заключительную часть обвинительной речи А. Жукова. Определите, какую функцию она выполняет.
Дело это, бесспорно, доказало следующее: игуменья Митрофания, пользуясь положением Медынцевой, выставляя себя особой всемогущей, подчинила своему влиянию Медынцеву. Обольщая ее надеждой снять опеку, сообщая по сему предмету ложные сведения, она выманивала у Медынцевой долговые документы на все ее состояние и употребила эти документы на свои дела, путем обмана. Путем мошенничества получила из опекунского управления значительные суммы и, наконец, присвоила и растратила вещи, отданные ей Медынцевой на сохранение. Будучи уличена во всем этих преступных действиях, она, не отвергая фактов, ранее мною изложенных, стремится всю вину сложить на своих сообщников и для доказательства своего оговора совершает подлоги, подделывает расписки от имени Макарова.
а) обобщение вышеизложенного
б) призыв к действию, пожелание
в) подчеркивание актуальности и перспективности положенной темы
г) вывод из вышеизложенного