Языкознание связано с такими науками как
СВЯЗЬ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА
Языкознание — наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, об общих закономерностях строения и развития всех языков мира, а также способах их изучения.
• его происхождение и основные функции;
• соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности;
Выделяются общее и частное языкознание.
Предмет общего языкознания — общие законы организации, развития и функционирования языков. В рамках общего языкознания находится типологическое языкознание, которое изучает языки в сопоставительном плане, выявляет общие закономерности из развития и функционирования.
Общие признаки всех языков мира:
• язык — достояние отдельного коллектива (народа или нации), в жизни которого он выполняет две основные функции — познания и человеческого общения;
• язык состоит из звуков, которые образуют слова и выражают мысли людей;
• высказывание в любом языке членится на элементы, которые повторяются в составе других высказываний;
• язык обладает набором повторяющихся элементов и правилами их соединения в высказывания.
Предмет частного языкознания — отдельные языки или группы родственных языков.
Виды частного языкознания:
• описательное (синхронное)— описывает факты языка в какой-то момент истории;
• историческое (диахронное) — прослеживает развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.
Дисциплины, входящие в языкознание, изучают:
• внутреннюю организацию языка, устройство его уровней (фонетика, морфология, лексикология, грамматика);
• историческое развитие языка, формирование его уровней (историческая фонетика, историческая грамматика, историческая лексикология);
• функционирование языка в обществе (социолингвистика, лингвогеография, диалектология);
• комплексные проблемы, которые возникают на стыке наук (психолингвистика, математическая и инженерная лингвистика);
• прикладные лингвистические (лексикография, экспериментальная фонетика и т.д.)
СВЯЗЬ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
С языкознанием наиболее тесно связаны гуманитарные дисциплины, изучающие человека и человеческое общество:
• филология — языкознание как часть филологии наряду с литературоведением изучает структуру и функционирование языка;
• философия — в проблемах «сущность языка», «язык и общество», «язык и культура», «соотношение понятия и значения в слове»;
• логика — соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения;
• история — влияние различных социальных изменений на развитие языка, культуры, литературы и искусства;
• археология — изучение вымерших языков, определение локализации и миграции их носителей;
• антропология — происхождение речи у первобытных людей;
• социология — соотношение языка и общества, языка и нации, языковая политика, общественные функции языка, двуязычие и многоязычие;
• психология — отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности человека языковыми формами, изучение особенностей процессов порождения, восприятия и понимания речи;
• семиотика — изучает язык как одну из знаковых систем.
Естественные науки, связанные с языкознанием:
• биология — сходство генетического кода и естественного языка;
• география — территориальное распространение языков и диалектов, отдельных языковых явлений; изучение географических факторов на численность носителей языков и на широту языковых контактов, а также географических названий;
• физиология — образование звуков речи в речевом аппарате, восприятие речевого потока органами слуха;
• медицина — при изучении зоны и функций центральной нервной системы;
• неврология — языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии; изучение всевозможных речевых расстройств, афазий;
• психиатрия — анализ бессознательных речевых ошибок, речевых нарушений и отклонений.
Математические и технические науки, имеющие связи с языкознанием:
• акустика — технические задачи экспериментальной фонетики при изучении звуков речи на акустической основе;
• математика — проведение количественных исследований различных языковых явлений, их классификация, создание частотных словарей, изучение формальной сочетаемости языковых единиц, моделирование процессов порождения и восприятия речи, применение математических идей в осмыслении языка как системы;
• информатика — создание и работа информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления;
• кибернетика — изучение языка в его отношении к компьютерам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса.
Языкознание в системе наук о человеке. Связь языкознания с другими науками
Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук
Языкознание, или лингвистика, — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.
Языкознание связано со всеми главными разделами современной науки, и это объясняется той огромной ролью, которую играет язык во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в процессе познания и общения.
Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как история, экономическая география, психология, педагогика.
С историей языкознание связано потому, что. история языка является частью истории народа.
Языкознание связано, в частности, с такими историческими дисциплинами, как археология.
Язык как продукт речевой деятельности индивида является предметом изучения психологии и языкознания.
Языкознание связано также и с педагогикой. Речь идет здесь прежде всего о существовании такой дисциплины, как методика преподавания языка.
Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с физиологией человека и антропологией.
Языкознание, как и другие науки, связано с философскими науками. Недаром в последнее время развивается такая наука, как философия языка, в центре внимания которой представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания.
Языкознание даже связано с точными науками: кибернетикой, информатикой, математической логикой.
Математическая логика использует язык как естественную знаковую систему, из которой можно черпать материал, например, для решения формально-логических задач.
Наблюдается теснейшая связь между языкознанием и семиотикой.
Литературоведение и языкознание составляют общую науку – филологию, предметом которой является текст. Языкознание анализирует языковые средства в речи, стиль текста.
В последнее время появилось много новых наук связанных с языкознанием, например, социолингвистика, психолингвистика.
Связь языкознания с другими науками
Языкознание связано:
а) с социальными науками (гуманитарными): философией, археологией, этнографией, антропологией, историей, психологией, логикой, филологией (объединяющей литературоведение, поэтику, фольклористику). Филология изучает язык, литературу и культуру данного народа в их взаимосвязях;
б) с естественными науками: математикой, физикой, физиологией, теорией информации, анатомией, медициной, географией, статистикой, кибернетикой.
в) в последние десятилетия возникли новые дисциплины на стыке традиционных областей знания: социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и др.
Самые тесные и древние связи существуют у языковедения с филологией, ее составной частью является и сама наука о языке. Фактически языковедение как наука вышла из недр филологии, которая в древности была единой нерасчлененной наукой, включающей в себя литературоведение, текстологию, поэтику, теорию культуры и саму лингвистику.
Древнейшими являются связи языковедения с физиологией, поскольку уже древние индийцы описывали звуки на физиологической основе. Физиология и нейрофизиология изучают устройство речевого аппарата, образование звуков речи в нем, восприятие речевого потока органами слуха, рефлекторную физиологическую основу языка. Примерно в середине XIX в. под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина образуется союз лингвистики и биологии, возникает взгляд на язык как естественное, природное явление — натуралистическое направление в языкознании. Его основателем считается немецкий языковед А. Шлейхер (1821 —1868). В XX в. в результате обнаружения структурного сходства генетического кода и естественного языка нейролингвистика расширяет свои границы, образуя тесный союз с биологией. Достаточно прочные связи существуют у лингвистики с географией. Часто географические факторы служат предпосылкой фактов лингвистических: особенности горного ландшафта на Кавказе или на Памире предопределяют существование малочисленных по количеству носителей языков.
В конце XX в. образуется тесный союз лингвистики с теоретической физикой, с теми ее разделами, которые занимаются созданием единых теорий мироздания. Оказалось, что получение единой физической непротиворечивой теории об устройстве мира возможно лишь с помощью естественного языка и только при ясном представлении о структуре сознания. Это поставило перед необходимостью изучения структурных связей между языком, мозгом, сознанием, человеком, объектами микромира и макромира. Этими вопросами занимается современная нейролингвистика. В 50-х гг. XX в. на стыке математики и лингвистики возникает математическая лингвистика, разрабатывающая формальный аппарат для описания естественных языков. Математическая лингвистика использует в изучении языка различные разделы математики — статистику, теорию вероятностей, теорию множеств, алгебру, математическую логику.
Тесно связана современная лингвистика и с кибернетикой — наукой об управлении и месте информации в процессах управления. Кибернетика пытается понять язык как естественную и мощную информационную саморегулирующуюся систему, которая участвует в процессах управления практически во всех областях человеческой жизнедеятельности. Контакты лингвистики, с кибернетикой привели к формированию инженерной лингвистики, которая занимается изучением языка в его отношении к компьютерам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса, а также другими проблемам.
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ (Курс лекций) (2 стр.)
1.1 О СВЯЗИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
— Языкознание связано с социальными науками, в частности, с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.
— Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.
— Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.
— Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.
1.2 О СВЯЗИ ЛИНГВИСТИКИ С ЕСТЕСТВЕННЫМИ НАУКАМИ
О связи языкознания с философией. Философия вооружает языкознание как впрочем, и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа.
1.3 АСПЕКТЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Языкознание является многоаспектной наукой, так как язык представляет собой весьма разнообразное и сложное явление. Языкознание как наука делится на общее и частное. В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, задачей которого является сопоставление неродственных языков.
Синхронный и диахронный аспектычастного языкознания.
Частное языкознание может изучаться в синхронном плане и в диахроническом. Синхронный план исследования предполагает изучение фактов языка, относящихся к одному и тому же времени.
Диахронический план изучения предполагает изучение фактов языка в их развитии.
1.4 КРУГ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ ЯЗЫКОЗНАНИЕМ
В заключение нам хотелось бы очертить круг задач, которые должно решить языкознание.
1. Установить природу и сущность языка.
2. Рассмотреть структуру языка.
3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.
4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества; как и когда, возникли и то и другое;
5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;
6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.
7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, количественный (квантитативный). Последний метод основан на математической статистике.
8. Языкознание стремится быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.
9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.
10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой).
Язык является важнейшим средством человеческого общения; нет, и не может быть человеческого общества и народа, которые не имели бы языка. Нет и самого человека без языка. Язык как средство общения и как систему знаков изучают многие науки.
Языкознание – одна из древних наук, прошедшая длительный путь развития. На примере языкознания можно проследить, как возникает наука, как она уточняет и углубляет свой предмет и совершенствует свои методы.
Интерес к языку отражается в фольклоре всех народов. Как возник язык и чем объясняется многообразие языков, что обозначает слово и в чем сила слова – вот далеко не полный перечень вопросов, которые ставятся и на которые даются ответы в устном народном творчестве всех народов мира.
Этот интерес к общему учению о языке отразился в древнегреческой философии, в частности в трудах Аристотеля (384 – 322 г.г. до н.э.). Аристотель, сам, будучи учеником Платона, создал свою философскую школу в Афинах – лицей (греч. Λύχειον), название школа получила от храма Аполлона, возле которого она находилась. Ученики и последователи Аристотеля развивали его учение, а также издавали его сочинения и составляли комментарии к ним.
Рукописи Аристотеля были собраны и опубликованы под названиями: «Метафизика» (философское сочинение, названное так потому, что шло после «Физики»), «О душе», «Органон» (сочинения по логике; сюда включено сочинение «Об истолковании», написанное после смерти Аристотеля), «Политика», «Этика», «Поэтика», «Риторика».
Вопросы языкознания Аристотель рассматривал в связи с проблемами философии (особенно логики) и поэтики. Связь языкознания с этими науками, установленная Аристотелем, сохраняет актуальность и в наше время.
Приведем несколько высказываний Аристотеля.
«Только человек из всех живых существ одарен речью».
«От природы нет имен; они получают условное значение, когда становятся символом, ибо ведь и нечленораздельные звуки поясняют собою нечто, как, например, у животных, хотя ни один из этих звуков не есть имя».
«Слова, выраженные звуками, суть символы представлений в душе, а письмена – символы слов».
«Слова общеупотребительные, точные и метафоры – вот единственный материал, пригодный для стиля прозаической речи».
Практической причиной возникновения языкознания является необходимость научить читать и понимать письменную речь, особенно памятники прошлых веков.
2 ЯЗЫК – ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ
2.1 ТИПОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ.
ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА КОММУНИКАЦИИ
Процесс коммуникации может быть разделен на отдельные фрагменты, единицы коммуникации – коммуникативные акты. Разумеется, сам по себе коммуникативный процесс представляет собой континуум, непрерывное взаимодействие участников коммуникации. Однако, в целях анализа и описания, необходимо выделять дискретные единицы – так уж устроено человеческое познание.
Рассмотрим основные понятия и термины, используемые для анализа коммуникативного процесса и его элементов.
В коммуникативных актах задействованы участники коммуникации – коммуниканты (отправитель и получатель), порождающие и интерпретирующие сообщения.
Коммуникантами могут быть человеческие индивиды и общественные институты (правительства, партии, фирмы и т.п.). В последнем случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный человек. В то же время в юриспруденции, политике, бизнесе, образовании и других общественных сферах коммуникации весьма часто ответственным отправителем признается коллегиальный или институционализированный отправитель.
Обычно сообщения – это высказывания или тексты. В невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак поворота или фотография встречи политических лидеров), физический предмет (цветок на окне явочной квартиры как сообщение о провале или архитектурное сооружение как сообщение о его предназначении, подарок как знак признательности или черная метка как знак приговора). Сообщениями можно также признать поступки (например, знаковые поступки политических деятелей или шаги фирмы по продвижению товара).
СВЯЗЬ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА
Языкознание — наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, об общих закономерностях строения и развития всех языков мира, а также способах их изучения.
• его происхождение и основные функции;
• соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности;
• организация их языковых уровней;
Выделяются общее и частное языкознание.
Предмет общего языкознания — общие законы организации, развития и функционирования языков. В рамках общего языкознания находится типологическое языкознание, которое изучает языки в сопоставительном плане, выявляет общие закономерности из развития и функционирования.
Общие признаки всех языков мира:
• язык — достояние отдельного коллектива (народа или нации), в жизни которого он выполняет две основные функции — познания и человеческого общения;
• язык состоит из звуков, которые образуют слова и выражают мысли людей;
• высказывание в любом языке членится на элементы, которые повторяются в составе других высказываний;
• язык обладает набором повторяющихся элементов и правилами их соединения в высказывания.
Предмет частного языкознания — отдельные языки или группы родственных языков.
Виды частного языкознания:
• описательное (синхронное)— описывает факты языка в какой-то момент истории;
• историческое (диахронное) — прослеживает развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.
Дисциплины, входящие в языкознание, изучают:
• внутреннюю организацию языка, устройство его уровней (фонетика, морфология, лексикология, грамматика);
• историческое развитие языка, формирование его уровней (историческая фонетика, историческая грамматика, историческая лексикология);
• функционирование языка в обществе (социолингвистика, лингвогеография, диалектология);
• комплексные проблемы, которые возникают на стыке наук (психолингвистика, математическая и инженерная лингвистика);
• прикладные лингвистические (лексикография, экспериментальная фонетика и т.д.)
СВЯЗЬ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
С языкознанием наиболее тесно связаны гуманитарные дисциплины, изучающие человека и человеческое общество:
• филология — языкознание как часть филологии наряду с литературоведением изучает структуру и функционирование языка;
• философия — в проблемах «сущность языка», «язык и общество», «язык и культура», «соотношение понятия и значения в слове»;
• логика — соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения;
• история — влияние различных социальных изменений на развитие языка, культуры, литературы и искусства;
• археология — изучение вымерших языков, определение локализации и миграции их носителей;
• антропология — происхождение речи у первобытных людей;
• социология — соотношение языка и общества, языка и нации, языковая политика, общественные функции языка, двуязычие и многоязычие;
• психология — отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности человека языковыми формами, изучение особенностей процессов порождения, восприятия и понимания речи;
• семиотика — изучает язык как одну из знаковых систем.
Естественные науки, связанные с языкознанием:
• биология — сходство генетического кода и естественного языка;
• география — территориальное распространение языков и диалектов, отдельных языковых явлений; изучение географических факторов на численность носителей языков и на широту языковых контактов, а также географических названий;
• физиология — образование звуков речи в речевом аппарате, восприятие речевого потока органами слуха;
• медицина — при изучении зоны и функций центральной нервной системы;
• неврология — языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии; изучение всевозможных речевых расстройств, афазий;
• психиатрия — анализ бессознательных речевых ошибок, речевых нарушений и отклонений.
Математические и технические науки, имеющие связи с языкознанием:
• акустика — технические задачи экспериментальной фонетики при изучении звуков речи на акустической основе;
• математика — проведение количественных исследований различных языковых явлений, их классификация, создание частотных словарей, изучение формальной сочетаемости языковых единиц, моделирование процессов порождения и восприятия речи, применение математических идей в осмыслении языка как системы;
• информатика — создание и работа информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления;
• кибернетика — изучение языка в его отношении к компьютерам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса.
Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. М.А.Шолохов |
ЯЗЫК КАК СИСТЕМА ЗНАКОВ
Знак есть материальный объект, используемый для передачи информации. Наука семиотика изучает всевозможные знаковые системы, поскольку среди этих систем центральное место занимает человеческий язык, постольку объект данной науки пересекается с объектом лингвистики.
Знак имеет преднамеренную, целенаправленную природу, он специально используется для передачи определенного смысла.
У знака должны быть две стороны: идеальная, внутренняя (значение, смысл) и материальная, внешняя (форма). Для языкового знака основная форма существования – звуковая.
3. Конвенциональность (условность)
В основе названия лежит договоренность, соглашение, конвенция.
Каждый знак – член своей системы, он обусловлен этой системой.
Знак стремится к стабильности, обладает относительной устойчивостью во времени.
Составляющие языковую систему знаки входят друг с другом в отношения двоякого рода. Это или отношения смежности, сочетаемости (синтагматические отношения) или отношения сходства, взаимозаменяемости, конкуренции (парадигматические отношения). Можно сказать, что в первый вид отношений вступают слова-партнеры, а во второй – слова-дублеры. Например, слово «горячий» в современном русском языке сочетается со словами «чай», «хлеб», «воздух», «песок», «поцелуй» и т.д. Синтагматические и парадигматические отношения – всеобъемлющие категории языка, под них подводятся все остальные виды отношений между единицами, например, синонимия и антонимия – частный случай парадигматических отношений, а глагольное управление – реализация синтагматических отношений.
К знакам обычно относят все основные языковые единицы, кроме фонемы, а именно: морфему, слово, словосочетание и предложение. Но при этом нередко подчеркивают, что наиболее типичной знаковой единицей является слово, поскольку оно выполняет номинативную (назывную) функцию, обозначая отдельные понятия, представления и предметы. У слова есть свой план выражения – это последовательность определенных звуков. У него есть и план содержания – это совокупность сем (сема – минимальный содержательный элемент). Членение плана содержания и плана выражения слова не совпадают.
Морфемы (в школьной практике их называют значимыми частями слова: корни, приставки, суффиксы и окончания) номинативной функцией не обладают и реализуют свои возможности не самостоятельно, а лишь через слово, в комбинации с другими его значимыми частями. По этой причине морфемы иногда называют полузнаками. И в самом деле: сравним, с одной стороны, самостоятельные по значению такие слова-знаки, как красный, краснота, краснеть, красненький, и с другой – значение корня-полузнака красн= в составе приведенных слов, где он сам по себе не имеет четкой соотносительности с определенным понятием: красн=ый, красн=ота, красн=еть, красн=енький.
Звуки и слоги также не являются знаками (они обладают только планом выражения).
ЯЗЫК, РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ
Язык противостоит речи как явление социальное явлению индивидуальному. Основные характеристики языка и речи:
• стабилен, пассивен и статичен;
• достояние общества – отражение «картины мира;
• имеет уровневую организацию – вносит в линейную последовательность речи иерархические отношения;
• независим от ситуации и обстановки общения;
• вид общения, производимого посредством языка;
• воплощение и реализация языка, который через речь выполняет
свою коммуникативную функцию;
• материальна, в ней конкретизируется все, что есть в языке; она
состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом;
• активна и динамична, очень вариативна;
• индивидуальна, отражает только опыт индивидуума;
•имеет линейную организацию (последовательность слов, связанных в потоке);
• контекстно и ситуативно обусловлена — в ней единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которых в языке у них нет;
• служит общению в «действии».
Таким образом, понятие языка и речи соотносятся как общее и частное.
Язык и мышление неразрывно связаны как виды общественной деятельности. Но существуют различные точки зрения о природе и качестве этой связи:
• механизм мышления не связан вербальным кодом и осуществляется независимо от языка;
• механизм мышления тесно связан с языком и без языка не может быть мышления;
• мышление может быть как вербальным, так и невербальным (наглядно-образным).
Материалистическая теория отражает язык и мышление в диалектическом единстве.
Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности; целенаправленно, опосредованное и обобщенное познание существенных связей и отношение предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества.
Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней царственное слово. А. Ахматова |
Отличия языка от мышления:
• идеально – не имеет свойств материи: массы, протяженности, плотности;
• материален – все его единицы облечены в звуки.
Связь языка с мышлением позволяет ему осуществлять коммуникативную и когнитивную функции.
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА
Проблема происхождения естественного человеческого языка не является чисто лингвистической. Она решается в рамках комплексной проблемы «Происхождение человека, общества, сознания, языка». Данных, которыми располагает современная наука, достаточно лишь для выдвижения общих гипотез.
Вопрос происхождения языка интересовал человечество с самых давних времен. Уже в библейских легендах обозначились две противоположные точки зрения:
• язык не от человека – в I главе Книги Бытия говорится, что Бог сотворил мир и человека словесным заклинанием;
• язык от человека – во II главе Книги Бытия говорится, что Бог привел к Адаму всех тварей, чтобы человек сам дал им имена.
В раннем средневековье (IV век до н.э.) Григорий Нисский опроверг теорию происхождения языка как «божественного дара», утверждая, что Бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия предметов.
В античном языкознании вопрос о происхождении языка был поставлен в рамках общих философских дискуссий о сущности языка. В греческой (а позднее и в эллинистической) науке существовали две теории языка и его происхождения:
• биологическая обусловленность возникновения языка;
• искусственность, сознательный характер возникновения языка в обществе.
Эти два борющихся направления продолжали существовать в европейской лингвистике средних веков и Возрождения, а затем Просвещения до середины XIX века.
К биологическим гипотезам происхождения языка относятся я теории звукоподражания и теория междометий.
Согласно теории звукоподражания язык возник в результате того, что человек подражал звуковым (и незвуковым) признакам называемых объектов. Звукоподражание понималось широко, как собственно звукоподражание (подражание звуком звуку), так и звукосимволизм (подражание звуком не-звуку).
Сильные стороны теории:
• признание существования первоначальной связи между звуком и
значением в словах языка;
• признание естественного, природного характера этой связи.
• недооценка социальных условий возникновения языка;
• причина возникновения языка сводится только к экспрессивной функции;
• междометий в языке немного, а на вопрос о происхождении других слов теория не дает ответа.
К социальным гипотезам происхождения языка относят теорию «трудовых выкриков» и теорию социального договора.
Теория «трудовых выкриков» сводится к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. «Трудовые выкрики» ничего не выражали (ни эмоций, ни мыслей), а являлись лишь средством оптимизации (ритмизации) и согласования трудовой деятельности коллектива людей. Им не присуща ни одна из характерных для языка функций.
Сущность теории социального договора состоит в том, в позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в области терминологии.
• она ничего не дает для объяснения первобытного языка, так как для того, чтобы «договорится» о языке, надо уже иметь язык. На котором «договариваются».
Социально-биологическая теория изложена Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и объединяет биологические и социальные предпосылки возникновения языка как реакции на потребность в разумном сообщении, где осуществляются сразу и коммуникативная, и номинативная, и экспрессивная функции языка. И язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания, а не как индивидуальное свойство отдельной особи.
Основные положения учения Энгельса о происхождении языка:
• вопрос о происхождении языка нельзя рассматривать вне происхождения человека;
• происхождения человека нельзя доказать научно, а можно только выдвинуть гипотезы;
• проблема происхождения языка не является чисто лингвистической; ее решение может быть достигнуто только совместными усилиями представителей разных наук (истории, археологии, геологии, антропологии, биологии, общей теории коммуникации, семиотики, этнографии);
• язык является одной из основных и первых характеристик человека, без языка человек не мог бы быть человеком;
• так как «язык – важнейшее средство человеческого общения» (В.И.Ленин), то он появился тогда, когда возникла потребность «человеческого общения»;
• язык выражает понятия, которых нет у животных (наличие этих понятий отличает человека от животных);
• факты языка с самого начала должны обладать всеми функциями настоящего языка (сообщать, называть вещи и явления действительности, выражать понятия, выражать чувства и желания);
• язык возник в виде звуков.
Вопрос об образовании реально существующих или существовавших языков и языковых семей решается на основании реальных исторических данных.
Таких данных больше всего о языках периода развития наций, когда возникла наука о языке; меньше – о языках периода складывания народностей (здесь важным материалом служат не описания языков, а письменные памятники); еще меньше информации о реальных чертах языков родоплеменных.
О первобытных языках могут быть высказаны лишь более или менее вероятные гипотезы.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
Классификация языков — определение места каждого языка среди языков мира; распределение языков мира по группам на основе определенных признаков в соответствии с принципами, лежащими в основе исследования.
Вопросы классификации многообразия языков мира, распределения их по определенным рубрикам стали активно разрабатываться в начале XIX века.
Наиболее разработанными и признанными являются две классификации — генеалогическая и типологическая (или морфологическая).
Генеалогическая (генетическая) классификация:
• базируется на понятия языкового родства;
• цель — определить место того или иного языка в кругу родственных языков, установить его генетические связи;
• основной метод — сравнительно-исторический;
•основная классификационная категория — семья, ветвь, группа языков;
• степень устойчивости классификации — абсолютно устойчивая (так как каждый язык изначально принадлежит к той или иной семье, группе языков и не может изменить характер этой принадлежности).
В соответствии с этой классификацией выделяют следующие языковые семьи:
В индоевропейской семье есть множество ветвей, среди них — славянская (русский язык, польский, чешский и т.д.), германская (английский, голландский, немецкий, шведский и т.д.), романская (французский, испанский, итальянский, португальский и т.д.), кельтская (ирландский, шотландский, бретонский, валлийский).
Татарский язык входит в алтайскую языковую семью, в тюркскую ветвь
Типологическая классификация (первоначально известная как морфологическая):
• базируется на понятии сходства (формального и/или семантического) и соответственно различия языков; основывается на особенностях структуры языков (на признаках морфологического строения слова, способах соединения морфем, роли флексий и аффиксов в образовании грамматических форм слова и в передаче грамматического значения слова);
• цель – сгруппировать языки в крупные классы на основе сходства их грамматической структуры (принципов ее организации), определить место того или иного языка с учетом формальной организации его языкового строя;
• основной метод – сравнительно-сопоставительный;
• основная классификационная категория — тип, класс языков;
• степень устойчивости классификации — относительна и исторически изменчива (так как каждый язык постоянно развивается, меняются его структура и сами теоретические основы этой структуры).
Согласно морфологической классификацией языки распределяются по 4 классам:
1) изолирующие или аморфные языки, например, китайский язык, большинство языков Юго-восточной Азии. Для языков этой группы характерно отсутствие словоизменения, грамматическая значимость порядка слов, слабое противопоставление знаменательных и служебных слов.
В агглютинативных языках каждое морфологическое значение выражено отдельным аффиксом, и каждый аффикс имеет одно назначение, вследствие этого слово легко расчленяется на составные части, связь между корневой частью и аффиксами слабая. К этим языкам относятся тюркские, угро-финские, иберийско-кавказские (например, грузинский). Для них характерна развитая система словообразовательной и словоизменительной аффиксации, единый тип склонения и спряжения, грамматическая однозначность аффиксов.
3) флективные языки
4)инкорпорирующие или полисинтетические языки
Культурно-историческая классификация рассматривает языки с точки зрения их отношения к истории культуры; учитывает историческую последовательность развития культуры; выделяет:
• литературные языки народности и нации;
• языки межнационального общения.
По распространенности языка и количеству говорящих на нем людей различают:
• языки, которые распространены в узком кругу говорящих (племенные языки Африки, Полинезии; «одноаульные» языки Дагестана);
• языки, на которых говорят отдельные народности (дунганский – в Киргизии);
• языки, на которых говорит вся нация (чешский, болгарский языки);
• языки, которые используются несколькими нациями, так называемые межнациональные (французский – во Франции, Бельгии, Швейцарии; русский, обслуживающий народы России);
• языки, которые функционируют как международные (английский, французский, испанский, китайский, арабский, русский).
По степени активности языка различают:
• живые – активно функционирующие языки;
• мертвые (латинский, галльский, готский) – сохранившиеся только в памятниках письменности, в названиях мест или в виде заимствований в других языках или исчезнувшие бесследно; некоторые мертвые языки применяются и сегодня (латинский – язык католической церкви, медицины, научной терминологии).
СИСТЕМА И СТРУКТУРА ЯЗЫКА
Каковы же эти элементы высказывания?
4) I- это предложение, т. е. элемент, заключающий в себе сообщение.
Больше в языке ничего не бывает и не может быть.
Все ступени структуры языка представляют собой «то же» i, но взятое каждый раз в особом качестве.
2. Морфемы могут выражать понятия:
4.Предложения служат для сообщения; это самое важное в речевом общении, так как язык есть орудие общения; эта функция коммуникативная; так как предложения состоят из слов, они в своих составных частях обладают и номинативной функцией и семасиологической.
В пределах каждого круга или яруса языковой структуры (фонетического, морфологического, лексического, синтаксического) имеется своя система, так как все элементы данного круга выступают как члены системы.
Характеристика звука
С акустической точки зрения звук является результатом колебаний упругого тела, передаваемых воздушной средой. Человеческое ухо воспринимает звуки, если количество колебаний не меньше 16 и не более 20 тысяч в сек. (если число колебаний более 20 тысяч, то они воспринимаются как ощущение боли в ушах).
В зависимости от характера колебаний создаются тоны и шумы. Тоны получаются, если колебание носит ритмический характер, шумы порождаются при отсутствии ритмичности.
В звуке различают силу, высоту, продолжительность и тембр.
Сила звука зависит от размаха колебаний: чем больше размах, тем сильнее звук.
Высота звука зависит от количества колебаний, чем больше колебаний в секунду, тем выше звук.
Продолжительность (долгота или длительность) звука зависит от того, как долго длится колебание.
Тембр звука зависит от взаимоотношения основного тона и побочных тонов.
В отношении звуков человеческой речи следует отметить:
а) большинство звуков речи является шумными, не представляют собой чистых тонов.
б) сила звука речи определяется силой напора струи выдыхаемого воздуха на голосовые связки или другие места преграды.
в) высота звуков речи определяется длиной и напряженностью голосовых связок. У детей, у женщин голосовые связки короче, напряженность большая, высота звука также соответственно увеличена.
г) продолжительность гласных звуков большая, чем согласных
д) тембр звуки речи определяется объемом и формой ротовой и носовой полости, а также полости зева.
Значение слова
Выбирая из ряда близких по смыслу слов нужное нам слово для выражения мысли по его значению, мы обязательно должны наряду с требующимся для нас значением учитывать и пригодность избираемого слова по его стилистической окраске.
Это требование, конечно, должно соблюдаться и при выборе слов для перевода с одного на другой язык.
Полисемия
Многозначность позволяет переносить название с одного предмета на другой или на какой-либо признак этой вещи или на ее часть.
Перенос наименования при метафоре основан на сходстве вещей по цвету, форме, характеру движения и т.д.
Вещи очень разные, но признак вместилища, охватывающего и объединяющего множественность каких-либо предметов, сохраняется во всех случаях.
Метонимия
— такой перенос названия, который совершается не на основании внешних или внутренних признаков прежней вещи и новой, а на основании смежности, то есть соприкасания вещей в пространстве или во времени.
Особой разновидностью метонимии является синекдоха. Синекдоха – основывается на переносе названия с части на целое. Например, Он бегает за каждой юбкой.
Омонимия
От полисемии (разные значения того же слова) следует различать омонимию. Омонимы – это разные слова, имеющие одинаковый звуковой состав. В пределах омонимии в широком смысле следует различать:
1) омофоны, т.е. напр. пруд –прут, но они имеют разный состав фонем, что видно в других формах.
2) омоформы – у двух слов совпадает и произношение, и состав фонем, но лишь в одной форме, напр. три –3, три – глагол повелительного наклонения.
3) собственно омонимы или подлинные омонимы – т.е. слова звучащие одинаково, имеющие одинаковый состав фонем и морфологический состав, и при этом и в словоизменительных формах слова, но разного происхождения, из двух ранее не совпадающих по звучанию слов, напр. лук, лама – копытное животное и тибетский священник, некогда – когда-то и нет времени.
СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ
Каковы же основные, необходимые для характеристики слов основного словарного фонда определения?
В плане лексикологии можно дать три таких признака, которые дают ответы на вопросы: 1)когда? 2)кому?3) в каком случае?
На эти вопросы относительно слов основного словарного фонда следует ответить так: 1)всегда (т.е. в продолжение целых эпох), 2) всем (т.е. не только носителям данного литературного общенационального языка, но даже и представителям большинства диалектов) и 3) во всех случаях.
При характеристике словарного состава, принадлежащего каждому народу, важно различить, что из этого состава принадлежит к активным словам и что — к пассивным.
У каждого человека свой активный состав, в том числе и по качеству. Так, например, у Пушкина он составлял около 25 тысяч слов, у образованного человека — около 10 тысяч.
Пассивный словарь значительно больше активного. Он включает в себя много слов, которые понятны, или о значении которых можно догадаться из контекста, но большинство слов из пассивного словаря только тогда всплывает в сознании, когда их приходится читать или слышать от других.
Понятие активного и пассивного словаря очень важно при изучении иностранного языка, но не следует думать, что между фактами активного и пассивного словаря существует непроходимая стена; наоборот, то, что имеется в пассиве, может при надобности легко перейти в актив, а наличное в активе — уйти в пассив.
Сравнительно с фонетикой и грамматикой, в общем консервативных, мало склонных к изменениям и пополнению своего состава, словарный состав любого языка более доступен и изменениям и возможностям своего пополнения. В связи с изменениями материальной и духовной культуры — техники, науки, искусства, с изменениями характера общения с другими народами в языке происходит, с одной стороны, отмирание ряда слов, утрачивающих свое значение вместе с понятиями, которые раньше ими назывались, а позже вышли из употребления, а с другой стороны, при этом обыкновенно в гораздо большем количестве — пополнение словами-знаками новых представлений и понятий.
Пополнение лексики совершается, не говоря о росте оттенков значений, появляющихся в процессе комбинации слов в контекстах, главным образом, двумя путями — переносным употреблением слов и образованием новых при помощи тех морфологических словообразовател