Ырка это что такое
Что такое Ырка, почему славяне его боялись и не ходили ночью в поле одни
Редакция, Общество, 11:28, 02.12.2021
Ырка – выдуманный персонаж якобы славянской мифологии: злое и худое существо, которое когда-то было человеком, а теперь по ночам в полях охотится на одиноких путников, чтобы выпить их кровь
В Сети пишут, что Ырка – это персонаж славянской мифологии. Однако академической науке он не известен. Ырка встречается в текстах писателя Юрия Миролюбова, который, по всей видимости, ее выдумал:
«Ырка, Ыро не черт, но темный человек Ночью – его воля. Ночью он ходит по всем дорогам, где бы кого встретить, тепла живого напиться, чтобы дожить недожитое, – пишет Миролюбов. – Особенно он привязчив на Ивана Купалу. Потому-то и огни разводят на всю ночь. «
Редкие выжившие счастливчики описывали Ырку как худое существо с горящими глазами, тело которого обезображено язвами и покрыто трупными пятнами. Этот монстр когда-то был человеком, но потерял человеческий облик после самоубийства. Теперь он охотится на живых, чтобы выпить их жизненные силы через кровь.
В леса Ырке путь заказан, поэтому он охотится только в полях. Согласно интернет-преданиям, от него спасают христианские молитвы и взывание к именам языческих богов. Одиноким путникам в поле ночью ни в коем случае нельзя оборачиваться, если их кто-то зовет или кажется, что некто идет следом. Если обернуться, Ырка поймает.
В Алтайском крае разрешили проводить новогодние корпоративы
В Алтайском крае власти перед Новым годом ввели некоторые послабления для граждан, несмотря на продолжающееся распространение коронавируса
Кто такой Ырка
Ырка — странный персонаж предположительно из славянских мифов. Известно о нем мало, появился он похоже с легкой руки Ю.П. Миролюбова. Миролюбова называют открывателем «Велесовой книги». По ней он написал свои трактаты, в одном и встречается этот самый странный Ырка.
Ырка — это душа самоубийцы, которая бродит по земле ночами, имеет огромные глаза, как у кошки, злобный нрав. Он догоняет припозднившихся одиноких прохожих и пугает их, а то и убивает высасывая души.
Тут стоит задумать о том, что души самоубийц — это заложные покойники, о которых статья уже выложена. Они пакостят людям, появляясь на месте своей смерти, пугают прохожих и пытаются всячески испортить жизнь живым. Тут история об Ырке вступает в противоречие с изысканиями Зеленина, что заставляет задуматься о том, что Ырка все же выдумка Миролюбова. Как и его приятель — Укрут. Укрут приносит Ырке шалунов и непослушных детей, из которых Ырка выпивает души. Чем-то похоже на финского Деда Мороза, ворующего на Рождество непослушный детей и поедающего их.
Как выглядит Ырка
Как прогнать Ырку
Судя по тому же Миролюбову не так страшен Ырка, как его малюют. Нельзя оборачиваться по ночам гуляючи, не смотреть Ырке в глаза, не говорить с ним, звать Чуров, читать молитвы, пугать огнем. В общем персонаж явно слабоват, разве что нервы потреплет. советует Миролюбов еще припугнуть вредного духа: «Отстать от меня, Дуду пожалуюсь!» или спросить знает ли Ырка Отче Наш, тогда он сразу заплачет и убежит.
В общем персонаж странный и забавный и скорее всего придуман самим Миролюбовым вместе с Велесовой книгой.
Ырка мифологическое существо у славян
Ырка — злой дух, который якобы присутствовал в славянском пантеоне богов и существ. Существовали или нет такие духи в славянской древности, в частности, в языческой мифологии древних славян, — достоверно неизвестно. По всей видимости, ырка — плод фантазии русского писателя, которого считают писателем-фальсификатором, Юрия Петровича Миролюбова. Миролюбов в первую очередь известен тем, что написал «Велесову книгу», выдав её за некие древнейшие рукописи славян. Однако большинство учёных, историков, славянистов считают эту книгу обычной фальсификацией, придуманной Ю. П. Миролюбовым и А. А. Куренковым.
Глаза у этого существа, как у большой кошки и обладают особым гипнотизмом. Если посмотреть в глаза этому существу, можно попасть под его влияние. Потому ни в коем случае нельзя смотреть ырке в глаза.
Существо может встретить одинокого путника на дороге, где начнёт его морочить, сбивать с пути, удлинять дорогу. Чтобы обратить на себя внимание, оно может начать говорить, задавать вопросы или даже звать знакомым голосом, например, голосом близкого родственника.
Согласно той же книге, о которой говорилось выше, чтобы прогнать злое существо, нужно сказать: «Чур меня, чур Пращур!» трижды, либо прочитать молитву, например «Отче Наш». Также в книге даётся совет, следуя которому, нужно позвать своих предков на помощь: «Деде, Прадеде, Пращуре, слышишь?», в ответ на это может послышаться: «Слы… шу!», и ырка уберётся восвояси. Также в описании говорится, что ырка боится огня.
Ещё один персонаж, которого также приписывают фантазии авторов «Велесовой книги», — Укрут. Судя по описанию, укрут действует в паре в ыркой. Он ловит детей-шалунов, засовывает их в мешок и относит ырке, который питается их жизнью.
В общем, история про Ырку и Укрута достаточно интересная и захватывающая, если только не считать, что это обычное славянское фэнтези, вряд ли имеющее хоть что-то общее с настоящей древнеславянской мифологией.
Bestiary.us
Быстрый переход
Особенно он привязчив на Ивана Купалу. Потому-то и огни разводят в эту ночь. Ырка Иванова Огня боится. Но пуще всего Деда боится. Ежели скажешь ему: «Отстань, а то Деду скажу!», он сразу присмиреет. А коли станет вопросы задавать или скажет что-либо, так надо непременно отвечать: «А ты, Ырка, Отче Наш знаешь?» В тот же момент он заплачет, зарыдает слезами горькими и позади останется.»
«Деда звать» значить призывать Исварога, ибо его имя было Дедо, Дед, Праде, Пращур.
Юрий Петрович Миролюбов
«Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов» (648: Т.1, с.212-213)
«Его помощник — Укрут — искал детей-шалунов, засовывал их в мешок и относил к Ырке, который и пил из них жизнь.» (323: с.207)
Comments
Нельзя ли добавить в статью иллюстрацию от El Padre?
Вот глава «Ырка» из книги Юрия Петровича Миролюбова «Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов»:
Старые люди рассказывали на Рождественское Свято:
И тогда остановилась вода прибывать, перестала земля трястись, и стало тепло, и травы выросли новые, и земля вышла из воды. Так Щуры Щуров и Пращуры Пращуров научились в Бога верить!»
Особенно он привязчив на Ивана Купалу. Потому-то и огни разводят в эту ночь. Ырка Иванова Огня боится. Но пуще всего Деда боится. Ежели скажешь ему: «Отстань, а то Деду скажу!», он сразу присмиреет. А коли станет вопросы задавать или скажет что-либо, так надо непременно отвечать: «А ты, Ырка, Отче Наш знаешь?» В тот же момент он заплачет, зарыдает слезами горькими и позади останется.»
«Деда звать» значить призывать Исварога, ибо его имя было Дедо, Дед, Праде, Пращур.
Представляется, что не нужно быть специалистом, чтобы заподозрить, что что-то с этим текстом «не так». Но судите сами!
Радуют «варианты» названий «Ыр» и «Ыро»! =)
Кстати, вопрос о происхождении ырки открыт. До сих пор не представляю, откуда он мог взяться. Из этого опуса Миролюбова? Или всё-таки из фольклора? Слово, как я уже писал в другой теме, крайне нетипично. Много вы видели слов начинающихся с Ы? =) Это уже наводит на некие подозрения.
Слышала, что он душит свои жертвы. Мне давно уже дедушка всякие страшилки рассказывал. Я даже одно время велась laugh.gif
Про то что оборачиваться нельзя, говорил, а еще надо носить на себе крест или оберег не снимая. Но это, по моему ко многим педставителям нечисти относится.
Хм. позвольте полюбопытствовать, вам дедушка так прям про «ырку» говорил? А кто ваш дедушка? И откуда он про «ырку» наслышан, если не секрет?
Bestiary.us
Быстрый переход
Особенно он привязчив на Ивана Купалу. Потому-то и огни разводят в эту ночь. Ырка Иванова Огня боится. Но пуще всего Деда боится. Ежели скажешь ему: «Отстань, а то Деду скажу!», он сразу присмиреет. А коли станет вопросы задавать или скажет что-либо, так надо непременно отвечать: «А ты, Ырка, Отче Наш знаешь?» В тот же момент он заплачет, зарыдает слезами горькими и позади останется.»
«Деда звать» значить призывать Исварога, ибо его имя было Дедо, Дед, Праде, Пращур.
Юрий Петрович Миролюбов
«Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов» (648: Т.1, с.212-213)
«Его помощник — Укрут — искал детей-шалунов, засовывал их в мешок и относил к Ырке, который и пил из них жизнь.» (323: с.207)
Comments
Нельзя ли добавить в статью иллюстрацию от El Padre?
Вот глава «Ырка» из книги Юрия Петровича Миролюбова «Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов»:
Старые люди рассказывали на Рождественское Свято:
И тогда остановилась вода прибывать, перестала земля трястись, и стало тепло, и травы выросли новые, и земля вышла из воды. Так Щуры Щуров и Пращуры Пращуров научились в Бога верить!»
Особенно он привязчив на Ивана Купалу. Потому-то и огни разводят в эту ночь. Ырка Иванова Огня боится. Но пуще всего Деда боится. Ежели скажешь ему: «Отстань, а то Деду скажу!», он сразу присмиреет. А коли станет вопросы задавать или скажет что-либо, так надо непременно отвечать: «А ты, Ырка, Отче Наш знаешь?» В тот же момент он заплачет, зарыдает слезами горькими и позади останется.»
«Деда звать» значить призывать Исварога, ибо его имя было Дедо, Дед, Праде, Пращур.
Представляется, что не нужно быть специалистом, чтобы заподозрить, что что-то с этим текстом «не так». Но судите сами!
Радуют «варианты» названий «Ыр» и «Ыро»! =)
Кстати, вопрос о происхождении ырки открыт. До сих пор не представляю, откуда он мог взяться. Из этого опуса Миролюбова? Или всё-таки из фольклора? Слово, как я уже писал в другой теме, крайне нетипично. Много вы видели слов начинающихся с Ы? =) Это уже наводит на некие подозрения.
Слышала, что он душит свои жертвы. Мне давно уже дедушка всякие страшилки рассказывал. Я даже одно время велась laugh.gif
Про то что оборачиваться нельзя, говорил, а еще надо носить на себе крест или оберег не снимая. Но это, по моему ко многим педставителям нечисти относится.
Хм. позвольте полюбопытствовать, вам дедушка так прям про «ырку» говорил? А кто ваш дедушка? И откуда он про «ырку» наслышан, если не секрет?