юбилей собора василия блаженного
Храму Василия Блаженного — 460 лет! Интересные факты и фото
Храм Покрова Богородицы на Рву был построен в 16 веке. Ранее на этом месте стояла каменная церковь Троицы с небольшим кладбищем, где был погребен Христа Ради юродивый, Св. Василий Блаженный. Когда в 1552 году русские войска взяли Казань, царь Иван Грозный велел в ознаменование этой победы построить на Красной площади деревянные храмы. В 1555—1561 году на их месте русские зодчие Барма и Постник возвели каменный девятипрестольный храм во имя Покрова.
Это один из первых каменных храмов Москвы, и несмотря на столь почтенный возраст и отсутствие глубокого фундамента, он очень устойчив. Нам остается только дивиться мастерству зодчих XVI века: уже в те времена во время строительства собора они применяли передовые инженерные идеи.
На самом деле, если следовать чисто историческим фактам, то освящение собора произошло (29 июня) 8 июля 1561 года. Но сегодня «день рождения» храма принято отмечать 12 июля, так как по правилам Русской Православной церкви ко всем датам старого стиля при переводе на новый прибавляется число 13. Точная дата освящения стала известна, благодаря открытию реставраторами в 1957 году храмозданной надписи, выполненной зодчими в центральной церкви собора.
Собор Василия Блаженного — это ансамбль из девяти самостоятельных церквей, стоящих на едином основании, которое их объединяет. В центре композиции расположена самая главная церковь, остальные восемь её окружают. Объединяющий их нижний ярус – подклет – является традиционным элементом древнерусской архитектуры. Хотя здание собора состоит из отдельных церквей, оно очень целостно. По сути, у него отсутствует главный фасад: храм воспринимается со всех сторон как нечто единое. Его одиннадцать куполов (над каждым из основных приделов по одному, два над церковью Василия Блаженного и один над колокольней) объединены в общую пирамидальную композицию, центром которой является шатер над Покровским приделом, высотой 65 метров.
Церкви, составляющие комплекс собора, расположены по периметру вокруг центральной и образуют четкую геометрическую фигуру – Вифлеемскую звезду, символ Пресвятой Богородицы. Это можно увидеть на снимках собора сверху.
Фото: проект AirPano
Собору Василия Блаженного исполнится 500 лет в 2061 году. Он пережил за свою жизнь пожары и войны, и включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Пережив тяжелые времена Октябрьской революции, Собор чуть не был снесен после революции. Настоятель собора Иоанн Восторгов был расстрелян в 1918 году. В 1921 году из храма вывезли всё ценное, а само здание передали Историческому музею. В 1929 году богослужения в нём запретили, и он был превращен в историко-архитектурный музей.
В 1991 году богослужения в храме возобновились по воскресеньям, а еще 15 августа, в день памяти Василия Блаженного и в день Покрова Пресвятой Богородицы, которую считают покровительницей храма.
«Наполеон покидает Кремль». Картина художника Виктора Мазуровского «Московский пожар 1812 г» (1910-е годы)
Фото: Владимир Прокофьев
При проведении реставрационных работ в 1930-х годах, в храме Василия Блаженного был обнаружен потайной ход, который вёл в тайник, где хранилась царская казна. Казны там уже не было — ее забрали в Кремль после того, как в 1595 году группа заговорщиков организовала поджог с целью похищения из подклета Покровского собора хранящейся там царской казны. Заговор провалился, а казну перевезли в Кремль.
Фото: Владимир Прокофьев
Официально именуемый как Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, комплекс получил народное название Василия Блаженного.
На Руси любили юродивых. Василий Блаженный проповедовал на улицах Москвы милосердие и помощь близким. И летом и зимой он ходил почти обнаженный, носил тяжелые вериги в знак покаяния и приношения себя в жертву ради Христа. Он обладал даром ясновидения и предсказал Великий московский пожар 1547 года. Неоднократные случаи исцеления прихожан наблюдались над могилой Василия Блаженного, и даже случаются в наши дни. Рака с мощами Василия Блаженного бережно хранится в храме.
Св. Василий Блаженный на иконе начала 18 века
С 1991 года Собор находится в совместном ведении музея и Русской Православной Церкви; богослужения совершаются каждую неделю в церкви Василия Блаженного. Иногда в соборе выступают хоровые ансамбли, исполняющие русскую духовную музыку.
Если вы приехали в Москву и пришли на Красную площадь — не ограничивайтесь осмотром собора снаружи — зайдите внутрь. В церкви частично сохранена живопись XIX в., а местами восстановлена оригинальная декорация «под кирпич». К западу от центрального храма располагается придел Входа Господня в Иерусалим. Там находится иконостас XVI в., перенесенный из собора Александра Невского (стоял на территории Кремля и был разобран в XVIII в.). В Соборе Василия Блаженного хранится множество прекрасных древних икон.
И вообще это очень сильное место Москвы, соединяющее историю и современность.
Календарный повод: 12 июля 1561 года на Красной Площади в Москве освящен Покровский собор, известный также как Храм Василия Блаженного
Художественная акция «Покровскому собору 460»
Место проведения
Контактное лицо: Малыгина Алла Александровна, +7 (495) 698-20-23, st.basil.risunok@yandex.ru
12 июля 2021 года исполнилось 460 лет завершения строительства Покровского собора, который чаще называют храмом Василия Блаженного. Приглашаем всех желающих принять участие в художественной акции «Покровскому собору 460».
Организаторы: Государственный исторический музей, музей «Покровский собор».
Участники акции получат уникальную возможность прийти в Покровский собор в разные времена года и запечатлеть в любой технике его интерьеры или фасады. Работу можно завершить вне стен собора. Изображения завершенных работ будут представлены на онлайн-выставке, размещенной на сайте музея.
Условия участия: принять участие в акции можно только после предварительной регистрации; зарегистрироваться можно онлайн по электронному адресу st.basil.risunok@yandex.ru или по телефону +7 (495) 698-20-23.
Важно! Интерьеры храма отапливаются частично на первом этаже (температура 12–14º) и не отапливаются на втором этаже.
Количество участников ограничено. Если вы не можете прийти в день, на который зарегистрировались, просьба сообщить об этом заблаговременно, чтобы мы могли предложить желающим освободившееся место.
Участие в акции бесплатное. Участник использует собственные материалы. Если участник предполагает рисовать внутри собора, обязательны клеенка или крафт для рабочего места.
Обязательное условие участия: предоставление изображения завершенной работы; согласие на размещение изображения работы в рамках онлайн-выставки; согласие на фотографирование процесса создания работы для размещения фотографий на сайте и страницах музея в социальных сетях.
В условиях сохранения карантинных мер просьба находиться внутри собора в медицинских масках и перчатках, а также располагаться с соблюдением социальной дистанции.
Перед началом работы, в день участия, необходимо обратиться в экскурсионное бюро музея (первый этаж колокольни) к организатору. Телефон экскурсионного бюро: +7 (495) 698-33-04.
Сроки проведения акции:
25 января — 7 февраля 2021 г., 11:00–16:30; регистрация до 20 января 2021 г.
29 марта — 11 апреля 2021 г., 11:00–16:30; регистрация до 21 марта 2021 г.
21 июня — 4 июля 2021 г., 11:00–17:30; регистрация до 15 июня 2021 г.
27 сентября — 10 октября 2021 г., 11:00–17:30; регистрация до 20 сентября 2021 г.
Организатор оставляет за собой право вносить изменения в сроки и время проведения акции.
Предоставление изображения работы
Изображения работ — фотографии в хорошем разрешении, не менее 2 Мб или сканированное изображение с разрешением не менее 300 dpi — направляются по адресу st.basil.risunok@yandex.ru в следующие сроки:
до 7 марта 2021 г. для участников акции 25 января — 7 февраля 2021 г.
до 23 мая 2021 г. для участников акции 29 марта — 11 апреля 2021 г.
до 8 августа для участников акции 21 июня — 4 июля 2021 г.;
до 31 октября 2021 г. для участников акции 27 сентября — 10 октября 2021 г.
Если у вас нет возможности самостоятельно сделать изображение работы, предлагаем вам для фотографирования или сканирования принести работу в музей «Покровский собор» по договоренности с организатором.
Если работа выполнена коллективно, пожалуйста, укажите в письме всех авторов работы.
Онлайн-выставка работ участников акции «Покровскому собору 460» планируется в ноябре–декабре 2021 г.
В честь дня рождения: какие подарки ждут гостей храма Василия Блаженного
Государственный исторический музей (ГИМ) подготовил специальную праздничную программу под названием «День Покровского собора» (храма Василия Блаженного). Все желающие 15 августа с 13:00 до 19:00 смогут посетить знаменитый памятник средневекового русского зодчества по билетам со скидкой.
«Государственный исторический музей дарит посетителям скидку 50 процентов на входной билет по случаю дня рождения Покровского собора, которому в этом году исполняется 457 лет», — рассказали в пресс-службе ГИМ.
Гостей Покровского собора также ждут бесплатные обзорные экскурсии с осмотром старинных церковных убранств. Гостям расскажут не только об истории архитектурного шедевра XVI века, но и о символике русской иконы, которая даже с течением времени не утратила своей актуальности. Группы с гидами будут проходить по собору каждый час с 13:00 до 18:00. Регистрироваться заранее не надо.
В пресс- службе ГИМ отметили, что официальной датой празднования считается 12 июля. Ежегодно в этот день Государственный исторический музей устраивает для москвичей и гостей столицы праздничные мероприятия. Однако в этом году в связи с проведением в Москве чемпионата мира по футболу и загруженностью собора-музея праздник перенесли на 15 августа. Именно тогда отмечается день памяти Василия Блаженного, которому собор обязан вторым названием.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, известный также как храм Василия Блаженного, был построен в 1555–1561 годах по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства. С 1990 года собор включен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия в России
Собор состоит из 10 церквей: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, блаженного Иоанна Московского, Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Трех Патриархов: Александра, Иоанна и Павла Нового, Григория Армянского, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Варлаама Хутынского (размещены на одном основании-подклете), а также придела в честь Василия Блаженного. В 2008 году храм был признан одним из семи чудес света России.
Расписание мероприятий, которые пройдут 15 августа во дворе Покровского собора:
— 13:00–14:00 — мастер- класс по технике бумагопластики. Участникам предложат сделать из бумаги силуэт Покровского собора или любого другого известного архитектурного сооружения на выбор;
— 13:30–16:00 — мастер-класс по каллиграфии. Ведущие занятия познакомят с основами техники древнерусского письма;
— 13:00–17:00 — детские мастер-классы по рисованию акварелью;
— 14:30–17:00 — мастер-класс по иконописи. Мастера иконописной школы покажут, как создается икона на примере шедевров Покровского собора;
— 16:30–18:00 — мастер-класс по каллиграфии в стиле старославянской скорописи;
— 18:00-18:30 — в исполнении звонаря Московского Кремля И.В. Коновалова прозвучат основные типы православных звонов на исторической колокольне Покровского собора.
Программа сопровождается рассказом о колокольне и собрании колоколов XVI–XIX века.
Храм Василия Блаженного на фоне российской истории
На фото: репродукция миниатюры «Освящение центральной церкви собора на праздник Покрова Пресвятой Богородицы» из Лицевого летописного свода, созданного предположительно в 1568-1576 годах.
На фото: репродукция миниатюры «Освящение центральной церкви собора на праздник Покрова Пресвятой Богородицы» из Лицевого летописного свода, созданного предположительно в 1568-1576 годах.
На фото: репродукция гравюры XVII века немецкого путешественника Адама Олеария, изображающая Покровский собор.
На фото: репродукция гравюры XVII века немецкого путешественника Адама Олеария, изображающая Покровский собор.
На фото: фрагмент гравюры «Шествие на осляти» из книги Адама Олеария «Путешествие в Московию». Слева можно увидеть изображение Покровского собора.
На фото: фрагмент гравюры «Шествие на осляти» из книги Адама Олеария «Путешествие в Московию». Слева можно увидеть изображение Покровского собора.
На фото: картина Аполлинария Васнецова. «Красная площадь во второй половине XVII века».
На фото: картина Аполлинария Васнецова. «Красная площадь во второй половине XVII века».
На фото: гравюра Джакомо Кваренги «Покровский собор и Спасская башня в Москве» из серии «Виды Москвы и ее окрестностей». 1797 год.
На фото: гравюра Джакомо Кваренги «Покровский собор и Спасская башня в Москве» из серии «Виды Москвы и ее окрестностей». 1797 год.
На фото: Гильфердинг Фридрих. Вид части Красной площади в сторону Покровского собора, Спасских ворот Кремля и пушечного шатра. 1787 год.
На фото: Гильфердинг Фридрих. Вид части Красной площади в сторону Покровского собора, Спасских ворот Кремля и пушечного шатра. 1787 год.
На фото: Федор Яковлевич Алексеев и ученики. «Москва. Вид Покровского собора и Спасских ворот Кремля». 1800-е годы.
На фото: Федор Яковлевич Алексеев и ученики. «Москва. Вид Покровского собора и Спасских ворот Кремля». 1800-е годы.
На фото: Гравюра Фридриха Дюрфельдта. Гравюра «Собор Василия Блаженного в Москве». 1810 год.
На фото: Гравюра Фридриха Дюрфельдта. Гравюра «Собор Василия Блаженного в Москве». 1810 год.
На фото: последний российский император Николай II с супругой во время посещения собора в 1902 году.
На фото: последний российский император Николай II с супругой во время посещения собора в 1902 году.
Василий Блаженный и знаменитый храм: репортаж «Вестей в субботу»
Всемирно известный храм на Красной площади в Москве, который большинство из нас называет «Василия Блаженного», но который Собор Покрова Богородицы, что на Рву. На каком таком рву? На Красной площади вроде ничего такого нет. В этом году у храма – юбилей. Не очень круглый (460 лет), но зато именно на этот юбилей собор разберут? Как это и что за детали там надо разобрать?
Этот собор, этот удивительный «букет» из сразу нескольких храмов, кажется, видели все. Но на самом-то деле не видел никто. Потому что только теперь, когда придумали коптеры-дроны, только с высоты птичьего полета можно увидеть все купола: в обычной жизни, с земли, четверть храмов-куполов-башенок скрыта. А там.
— А изображен здесь где-нибудь сам Василий Блаженный?
— На надгробной раке. Василий Блаженный – на настенной живописи, – рассказывает Татьяна Сарачева, заведующая отделом «Покровский собор» Государственного исторического музея.
Мы идем к тому изображению, к той иконе, которая ближе всего.
— Здесь совершенно другие реалии Кремля. Вот тот самый ров, который дал топографическую привязку Покровскому собору, – поясняет Татьяна Сарачева.
— Он шел вдоль Кремлевской стены. Сейчас на его месте находятся мавзолей и другие сооружения.
Непривычного красного цвета и колокольня Ивана Великого.
Сейчас красят макет Покровского собора. Точнее, разборный макет.
Ищем и находим место храма именно Василия Блаженного. Юродивый – нагой, в лохмотьях в любую погоду.
— Юродивый похоже на слово «урод». По-простому – чудик?
— Действительно, они вели непривычный для всех остальных образ жизни. Но за этим образом жизни скрывалась возможность быть ближе и к народу, и к власть предержащим. Известно, например, что сам Иван Грозный побаивался Василия Блаженного, – отметила Татьяна Сарачева.
— Единственный, кого побаивался.
– Да, «аки провидца душ человеческих».
Именно при Иване Грозном этот храм был построен. А в недавнем фильме «Грозный», в запомнившемся многим эпизоде, именно тому царю этот храм и привиделся – удивительный собор сразу из нескольких храмов.
Как бы то ни было, сегодня именно на фоне изображения того царя – макет храма, сделанный в начале прошлого века. А сейчас готовятся сразу два новых.
— Шатер над нами находится. Мы под сенью шатра, под покровом, можно сказать, Богоматери. Именно так трактовался шатер в Русской Православной Церкви, – рассказала Татьяна Сарачева.
Икона с вообще нагим Василием Блаженным – на первом уровне самого Покровского собора. Здесь же и самый ценный экспонат – покров самого святого юродивого, сделанный в мастерских Ирины Годуновой.
– Есть такая легенда, что мастерицы, которые вышивали это изображение, могли видеть на улицах Москвы Блаженного Василия, поскольку лик передан очень реалистично, – отметила Татьяна Сарачева.
Так ведь и в тактильной мастерской делают так, что можно понять и тем, кто не может увидеть, – объемные изображения образов.
ХХ век принес этому собору еще какие испытания. Достаточно вспомнить, о том, какими сопроводительными надписями большевики «украшали» иконостас. Но тот же ХХ век – это то, что сейчас в тактильном режиме воссоздают для музеев в других городах в другой мастерской.
– Специальное устройство, которое использовалось во время Великой Отечественной войны. И интересно, что работали с ним, как правило, тотально слепые или слабовидящие люди. Здесь есть шлем, сидение. Здесь сидел человек, с помощью вот этих больших раструбов он мог слышать, когда приближаются вражеские самолеты, – рассказала Ксения Дмитриева руководитель программы «Особый взгляд» фонда «Искусство, наука и спорт».
– Строили на века. Посмотрите, какие толстые стены, – отметила Татьяна Сарачева.
Стены такие, что в любую погоду здесь – свой климат.
— И когда в мае приходят уже в легких платьицах и сандалиях, музейные смотрители Покровского собора иногда бывают в валенках, – сказала Татьяна Сарачева.
Удивительно: фрески и иконы этого собора любят именно этот климат. Но то, что придумали в фонде «Искусство. Наука. Спорт», – это вообще для любой погоды. Разборный макет будет стоять внутри, а целиковый – снаружи собора, который за 460 лет видел очень многое.
— В 2012 году наша страна вошла в конвенцию о правах инвалидов ООН. И эта конвенция говорит о том, что любой человек, в частности, человек с инвалидностью, имеет право на свободный доступ во все объекты или доступ к любой информации, – подчеркнула Ксения Дмитриева.
— Вопрос в том, как это право реализовать?
– Да. Существует закон том, что музеи обязаны создавать эту самую доступную среду. При этом музей получает госзадание, а в нем нет ничего о доступной среде, нет на это бюджета.
— И тут появляетесь вы.
– И тут появляемся мы. Мы нацелены еще на то, чтобы этот разрыв в законодательстве преодолеть.
— Давайте помечтаем, что из того, что мы с вами знаем глазами, что является частью мировой культуры, вы всенепременно хотели бы превратить вот в такого рода изображение, чтобы те, кто плохо видит или вообще не видит, тоже с этим познакомились?
– Наверное, было бы Сикстинскую капеллу интересно посмотреть, – признается Ольга Шу, руководитель мастерской тактильных макетов.
– А еще мы мечтаем обеспечить тактильными моделями объекты, входящие в Золотое кольцо России, – сказала Фатима Мухомеджан, директор фонда «Искусство, наука и спорт».
— Это и Переславль-Залесский, и Ярославль?
— Здесь одна из задумок была – увидеть этот собор с высоты птичьего полета, рассмотреть все детали со всех сторон, потому что проработка здесь максимальная, – отметил Михаил Шу, сооснователь, технический руководитель мастерской тактильных макетов.
— Получается, эта модель и для тех, у кого есть проблемы со зрением или его нет вообще, и для тех, кто видит все, но зато он наконец-то впервые это все может увидеть?