Юнгианская песочница что это такое
Юнгианские песочницы – главные свойства и отличия
Что имеют в виду под названием юнгианские песочницы? Как выяснилось, все что угодно. Я был гостем в различных клубах, кабинетах и студиях песочной терапии. Обычно я видел там одну песочницу классических размеров (50х70х8 см). Реже видел в кабинете 2 классических юнгианских песочницы. Иногда встречаются песочницы малых размеров – например, 40х50 см, или 30х40 см. Встречаются песочницы для групповой работы 70х100 см, и даже 100х140 см. Некоторые производители называют все размеры, в том числе и указанные выше 40х50 см, юнгианскими песочницами.
Малая песочница 40х50 см
Малые песочницы не являются классическими в строгом смысле, прежде всего потому, что у них соотношение сторон ближе к квадратной форме. То есть, у классических песочниц соотношение сторон равно 1,4, у малых (40х50 см) 1,25, а у самых малых (30х40 см) 1,33. Это означает, что сеанс песочной терапии в них проходит более центрировано. А меньшие размеры уменьшают поле для работы, в связи с чем работа принимает более укрупненную тенденцию, с меньшей детализацией. Но при всех этих отличиях малые песочницы очень удобны в некоторых ситуациях – например, маленькая площадь кабинета, возможность возить с собой в чемодане песочницу с песком.
Песочницы малых размеров (40х50 и 30х40 см) были впервые анонсированы магазином Песочный мир. Песочницы размера 40х50 см – в 2012 году, песочницы 30х40 см – в 2015 году. Выход на рынок с
Групповая песочница 70х100 см
песочницами такого размера был определенным риском, но он оправдал себя. Практически сразу эти песочницы стали популярными, и сейчас многие производители выпускают модели 40х50 см. Полагаю, читателю ясно, что юнгианскими песочницами можно называть только один размер песочниц – 50х70 см с бортами 8 см, выкрашенными изнутри в голубой цвет, дно выкрашено в синий цвет. Остальные песочницы не являются ни юнгианскими, ни классическими. Их можно называть только песочницами для песочной терапии, и не более. Но я никак не отрицаю полезность таких песочниц для расширения возможностей песочной терапии, адаптированности к реальным условиям работы, и в качестве еще одного инструмента работы.
Интересны песочницы размером 43,3х70 см. Эти песочницы следует выделить отдельно. Соотношение сторон их составляют 1,618. Это число примечательно тем, что является соотношением «золотого сечения». Чем же примечательно это золотое сечение? Его использовали в своих работах признанные гении, например Леонардо да Винчи. Это число постоянно возникает при вычислении пропорций природных объектов. Оно же всплывает в соотношениях частей человеческого тела. Использование этой пропорции в изобразительных работах делает их особенно привлекательными, и порой именно в использовании золотой пропорции кроется гениальность произведений искусства. Много писать про это не буду – достаточно сделать запрос в поисковике по теме золотого сечения, и изучить информацию подробнее.
Встречается много других размеров песочниц, но уже гораздо реже названных. Мне попадались даже квадратные песочницы. Были крашеные и некрашеные. Магазин Песочный мир предлагает даже шести- и восьми-угольные песочницы на заказ, и они тоже пользуются спросом.
Чем все эти песочницы интересны, чем они особенны при проведении сеансов песочной терапии?
В литературе, ставшей уже классическими основами песочной терапии, указываются размеры 50х70х8 см. Считается, что полноценный сеанс проходит именно в песочницах таких размеров. Основания для этого в том, что такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать песочницу взглядом целиком (Большебратская Э.Э. «Песочная терапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Практикум по креативной терапии»).
Есть другие доводы за прямоугольную форму песочницы. Вытянутая прямоугольная форма песочного поля вносит небольшой дискомфорт и провоцирует клиента на движение и преобразование. Говоря языком современных тренингов, такая форма мягко, исподволь выводит из зоны комфорта. В результате клиент направляется на активное решение своих задач в песочнице.
Более квадратная форма, а тем более симметричная 6-8-угольная или даже круглая (такие сейчас стали появляться на фестивалях песочной терапии) не способствуют движению к развитию ситуации на песочном поле, но направляют на структурирование и центрирование картины. Многоугольная форма часто применяется в детских клубах в качестве песочницы для групповой работы.
Симметричные размеры песочниц вполне могут быть использованы для работ по стабилизации личности, так как симметричная форма провоцирует движение к центру. Поэтому в таких песочницах эффективно было бы проводить работу по центрированию и стабилизации личности а так же гармонизации, закреплению каких-то результатов, подведению итогов, работе типа построения мандал.
Песочницы, занимающие промежуточное положение между симметричными и прямоугольными классическими песочницами, например, 40х50 см, будут полезны для диагностической или предварительной работы, связанной с фокусировкой запроса, о чем ранее я уже писал. Особенно для первых сеансов, когда клиент еще не встречался с песочной терапией или не готов глубоко войти в работу.
И в заключение я хочу отдельно поговорить о песочнице с соотношением размеров золотого сечения, или золотой пропорции.
Эта песочница имеет более удаленную от квадрата форму, чем классическая юнгианская песочница, и как следствие обладает еще меньшим децентризмом. Соотношение же золотого сечения добавляет этим песочницам свойство вселенской гармонии, на основе которой построена живая природа. Таким образом, элементом гармонизации является не только натуральный материал дерево, но и геометрическое соотношение размеров, равное золотой пропорции. Говоря словами известного песочного терапевта Галины Эль, «Песочное поле, сделанное по пропорции «золотого» сечения, будет воздействовать на человека гармоничным образом и способствовать его целостности». То есть у прямоугольной песочницы появляются свойства симметричной песочницы, при этом сохраняются все её прежние преимущества. У песочницы, построенной по принципу соотношения золотой пропорции, есть множество интересных свойств. Очень интересно эти свойства описывает Галина Эль в своих работах и на своих семинарах.
В заключение отмечу, что магазином Песочный мир предлагается вся линейка песочниц для песочной терапии. И конечно же, эти песочницы самого лучшего качества, с длительной гарантией и невероятным сроком службы.
Качество наших песочниц постоянно растет, и мы всегда на пике современных достижений в конструкциях и технологиях песочниц.
Самые свежие новости и много интересной информации публикуются в нашей группе ВКонтакте.
Читайте новости, подписывайтесь на новостную рассылку и обновления группы.
Вопросы пишите сюда — самый быстрый способ получить печатный ответ. Или звоните — актуальные телефоны на сайте и в группе ВКонтакте.
Как работает юнгианская песочная терапия?
Сэмюель Батлер сказал, что «любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись — это всегда автопортрет». Песочные композиции создаются без предварительного планирования и соответствуют внутреннему миру их создателя. В процессе создания мира с использованием песка, воды и фигур у клиента возникает решение, которое его бессознательное передаёт рукам.
Таким образом, клиент создаёт мост от бессознательного к сознательному, от внутреннего к внешнему миру, от духовного к физическому и от невербального к вербальному.
Бессознательное воплощается в том, как человек взаимодействует с песком и в образах фигурок, которые он выбирает. Создавая композицию в подносе с песком, человек становится участником взаимоотношений четырёх стихий, понятие о которых зафиксировано во всех человеческих культурах. Песок — это земля; голубые стенки подноса, символизирующие небо — воздух; синее дно подноса — вода; огонь — взаимодействие клиента с песком, его энергичное размешивание, раскапывание, построение своего мира, творческое вдохновение и активизация психической энергии.
Не существует никакого правильного или неправильного способа работы в песочной терапии. По этому поводу в Дзен есть понятие «коан» — маленькая притча без морали, дающая ученику возможность самому постичь её суть. Тит Нат Хан в соей работе «Ключи Дзен. Преображение и целительство» приводит такой коан: «Демонстрируя свой бамбуковый посох, мастер Тху Сон говорит: «Если вы назовёте эту вещь бамбуковым посохом, то попадёте в мою ловушку. А если вы не назовёте её бамбуковым посохом, тогда совершите ошибку. Как же вы назовёте эту вещь?»».
Сын основательницы метода Доры Калфф, доктор философии и Сэндплей — терапевт Мартин Калфф, рассказывал об изучении Дорой Калфф восточной философии. В 1960-е годы у них в доме жил тибетский лама, также она изучала и практику дзен. Объединяя естественность подходов самопознания и песочной терапии, терапевт создаёт поддерживающее пространство тишины и старается вместе с клиентом распознать послание его песочных композиций.
Терапевт помогает понять, что наши душевные процессы нуждаются не столько в точных интерпретациях, сколько в новом опыте трансформации. Во-первых, каждая фигура многозначна, например, рыбка символизирует и молчание, это и знак зодиака, и символ Христа. Рыбка может быть «золотой», и тогда — это исполнительница желаний. Важно и то, где и как расположена фигурка: рыбка в воде или, быть может, она задыхается на песке? Во-вторых, готовая интерпретация вызывает у клиента или подчинённую, беспомощную позицию, и тогда он ведом терапевтом, или побудит его сопротивляться и отвергать любую интерпретацию, что бы при этом не было сказано терапевтом.
Поэтому в Сэндплей прежде всего важен смысл фигурки, который вкладывает сам автор своей работы. Клиент сам создаёт и наблюдает свой мир, а терапевт помогает справиться с нахлынувшими чувствами, понять смысл, найти в созданном не только проблемы, но и ресурсы. Терапевт предлагает клиенту рассказать о его картине и фигурках, побуждая свободно ассоциировать, и помнит об уникальности каждой личности. Таким образом, клиент становится активным и сознательно вовлечённым в процесс терапии.
Получившиеся работы в подносе с использованием песка и фигур можно сравнить с серией сновидений, важность которых доказана многими исследователями. Как и сновидения, работы в песочной терапии являются «королевской дорогой к бессознательному». Над ними можно поразмышлять, их можно запомнить или запечатлеть, сфотографировать их и затем наблюдать за изменением содержания самих картин как за динамикой трансформаций в психике их создателя.
Юнгианская песочная терапия — это уникальный метод самопознания и самоисцеления. Он основан на преобразовании содержания коллективного бессознательного в значимый опыт психологических переживаний для понимания своего предназначения и индивидуации.
Песочная терапия: весь мир на песке
Часто мы не можем понять, что с нами происходит, не можем выразить свои мысли, чувства, эмоции. Всё как будто слилось в единый ком.
Испытывая тревогу, злость, подавленность, мы не всегда можем понять, в чём причины конфликтов, душевной боли. Здесь на помощь приходит песочная терапия. Это один из самых приятных и удивительных методов современной психотерапии.
Что она из себя представляет? Это особая песочница голубого цвета, наполненная мягким, приятным на ощупь песком.
Как она работает? Занимаясь песочной терапией, общаясь с песком, клиент бессознательно придаёт форму своим внутренним конфликтам, «говоря» языком песка, то, что не может выразить словами, запуская процесс самоисцеления.
Человек строит в песочнице свой внутренний мир, своё пространство. В этом деле клиенту помогают различные фигурки: людей животных, растений, природные материалы.
Карл Густав Юнг, великий психотерапевт, создатель основ песочной терапии, любил проводить время на берегу реки, размышляя о трудностях, переживаниях. Он строил из песка, камешков, деревяшек различные образы, сцены, целые города Он заметил, что игры с природными материалами помогают ему осознать многие сложные вещи, до которых он не мог дойти, используя лишь разум! При помощи фантазирования он дал выход своим переживаниям. Камни и песок не только помогали ему посмотреть на ситуацию со стороны, но и облекали его проблемы в символическую, образную форму. Юнг писал: «Всё, что находится в бессознательном, стремится проявиться во вне, и личность в своём развитии стремиться перейти из бессознательного к целостному переживанию самой себя». Это означает, что наши конфликты, которые сложны для осознания, всегда пытаются выйти наружу. Они могут выходить по-разному — в виде неприятных снов, слезливости, в виде телесных симптомов. Поэтому, необходимо дать им выход в позитивной, целостной форме — в символе.
Песок символизирует душевное пространство человека, и мы становимся хозяевами своего пространства, выстраивая в нём всё, что мы хотим, и бессознательное нам в этом помогает. Символически перестраивая наш внутренний мир в песочнице, мы делаем это и внутри себя, постепенно осознавая свои внутренние конфликты.
Окружающий мир заставляет нас быть рациональными, серьёзными, «взрослыми», и мы учимся подавлять наши чувства, воображение, теряем связь сами с собой, своей личностью, истинными желаниями. В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательное, и скрытые в нем тайны.
Детская песочная терапия
Песочная терапия — это прекрасный инструмент детской психотерапии, ведь песочница — естественная и любимая составляющая детской игры. Первый опыт тесного общения и сотрудничества ребёнок получает именно в песочнице. Только теперь она выполняет и целебную задачу, под руководством детского психолога.
Песочная терапия прекрасно подходит для коррекции школьной тревожности, агрессивности, помогает найти истинные причины школьной неуспеваемости.
Ребёнку в любом возрасте сложно выражать свои чувства в общении так, как привыкли это делать мы, взрослые. Мы можем выражать своё недовольство по-разному, можем обсудить проблемы с друзьями, с психологом, активно отстаивать свою позицию перед оппонентами. И главное — у нас есть опыт, мы более устойчивы к стрессу. Ребёнок тоже выражает свои негативные чувства, но особым образом. Ребёнок может хулиганить, бить вещи, замыкаться в себе, грубить. Так ребёнок выплёскивает негативные эмоции, он просто пока не умеет делать это по-другому. Такое поведение не одобряется в школе, в семье, за такое поведение часто наказывают. В результате у ребёнка возникает конфликт, не остаётся свободы действий, самовыражения.
Некоторые продолжают вести себя подобным образом, и это приводит к затяжным проблемам в поведении. Песочная терапия помогает ребёнку спонтанно выражать свои чувства при помощи образов, символов.
Ребёнок без всяких ограничений выстраивает в песке образ конфликтной ситуации, и делает с ней всё, что захочет, снимая напряжение, высвобождая обиду, страхи. Общаясь с песком ребёнок проигрывает сценки отношения со взрослыми, одноклассниками, реалистично проживая их, решая для себя важные вопросы, и изменяя отношения к ситуации.
В процессе работы в песочной терапии нормализуется фон настроения, снимается агрессия, снижается острота переживания конфликтных ситуаций. В результате улучшается успеваемость, ощутимо снижается вероятность возникновения неврозов, энуреза, ослабляется конфликтность, гиперактивность. Песочная терапия позволит вашему ребёнку ярко, свободно безо всяких рамок и ограничений проявлять свои эмоции, от счастья до агрессии, при этом учась проявлять их безопасно, обеспечивая личностный рост.
Юнгианская песочная терапия
Евгения Трошихина
к.пс.н., доцент СПбГУ, песочный терапевт
Юнгианская песочная терапия
Безграничность и живость фантазии рождает многообразие методов и техник психотерапии. В качестве средств при работе с клиентами можно использовать рисование, лепку, игру, инсценировки, кукольный театр, теневой театр, музыку, танец, рассказывать и сочинять истории, применять притчи, сказки, создавать коллажи, мастерить кукол и многое другое. Психотерапевт и клиент совместно ищут соответствующие средства самовыражения. Для одних людей таким средством служит игра с песком, для других – драма, для третьих – инсценировка фантазий. Одних привлекает рисование, других – глина, а третьих – сочинение историй. В продуктах творчества находят символическое выражение трудности и проблемы, а в процессе регулярных встреч происходит продвижение образов фантазии и в результате возникает возможность разрешения конфликтов и исцеления. Как пишет Э.Ф. Эдингер, «настроения и чувства сотрясают нас до тех пор, пока не образуют нечто зримое и осязаемое, и тогда мы уже вступаем с ними во взаимодействие как с реальными объектами».
Творчество открывает пространство для жизни образов, что переживается как ощущение глубокой реальности взаимодействия внутреннего и внешнего мира. Только символическая жизнь способна выразить повседневные чаяния души.
Песочная терапия корнями связана с символической игрой детей. Дети любят играть в песок. Летом мы часто наблюдаем, как они строят запруды у ручейков, песочные замки на пляже, а дети помладше лепят куличи в песочнице. В игре дети проживают свои чувства, разбираются во взаимоотношениях, фантазируют. В случае неудач, обид, встреч с сильными чувствами такая игра позволяет им восстановить равновесие в своей душе и разобраться в окружающем мире. Играя в свои игры, дети идут именно туда, куда они должны идти.
Игра с песком как методика консультирования была впервые описана в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В специальном подносе, заполненном песком, дети создавали композиции, используя воду, а также понравившиеся им миниатюрные фигурки и предметы из коробок или с полок. Полученные композиции дети часто называли «мой мир», и свою технику Ловенфельд назвала «Построение мира». В настоящее время игра с песком и композиции в песке используются многими направлениями психотерапии, в организационном консультировании и глубинной психотерапии, в индивидуальной и групповой работе, при работе с детьми и взрослыми.
Теоретические принципы юнгианского подхода для песочной терапии сформулировала швейцарский юнгианский детский психотерапевт Дора Калфф в конце 50-х годов ХХ века, после того, как она, по совету Юнга, прошла обучение лично у Ловенфельд. Она использовала поднос размерами 49,5х72,5х7,0, выкрашенный изнутри в голубой цвет, символизирующий небо и воду, и наполовину заполненный песком, а также кувшин с водой и сотни миниатюрных фигурок и предметов, расположенных на полках. Она изменила размеры подноса и расположила его на столе для того, чтобы клиенту было удобно удерживать в поле зрения всю свою композицию. Свою технику она назвала “Sandplay”, в наши дни она получила широкую известность как “Песочная терапия”.
В юнгианской песочной терапии клиенту предлагается создать что-либо в подносе, при этом обращается внимание, что при желании можно использовать воду, фигурки, предметы, а после завершения композиции ему предоставляется возможность дать название построению, как «если бы это была картина», и рассказать что-нибудь о композиции. Четкой инструкции нет, она определяется обстоятельствами. Дора Калфф обычно говорила так: «Посмотрите на полки, найдите то, что представляет для вас наибольший интерес, поставьте в песочницу, а затем, если захотите, добавьте любые другие предметы». Джун Атертон, президент Международной Ассоциации юнгианской песочной терапии, предпочитает использовать корзину, в которую клиент, разглядывая фигурки на полках, складывает те из них, которые его притягивают. Она говорит об этом так: «клиентом выбирается все то, что нравится или пугает, как бы «просится» быть взятым или отталкивает. Здесь нет давления того, каких и как много следует брать фигурок, и как их использовать. Клиент может просто расположить их на песке, а может создать картину».
В течение всего времени общения с клиентом терапевт обеспечивает «свободное и безопасное пространство», а именно, является внимательным сопровождающим лицом, старающимся понять клиента и доносящим по возможности свое желание понять. Его позиция – это «активное присутствие», он не руководит процессом, а только следует за развитием фантазии клиента. Он слуга процесса.
По словам Д. Калфф, построение мира на песке высвобождает внутреннее бессознательное содержание психики. Оно выплескивается на поднос, обретя символическую форму в виде гротов и мостов, холмов и рек, людей, животных, мифических существ, драгоценностей в сундуках и закопанных скелетов. Все построенное, «свой мир», человек может охватить одним и тогда становится зримым и доступным осознанию то, что было заблокировано на вербальном уровне. Построение открывает возможность уникального доступа и для клиента, и для терапевта в исследование сознательного и бессознательного мира создателя песчаной картины, возможность «увидеть мир в одной песчинке».
Интегрирование бессознательного материала приводит к усилению чувства целостности, внутренней силы Эго.
Д. Калфф считает, что Эго ребенка начинает развиваться с самого рождения, что Эго черпает силу из глубокого внутреннего ощущения единства младенца с матерью, которое развивается постепенно и достигает пика во второй – третий год жизни ребенка. Дискретная связь с матерью травмирует внутреннее чувство целостности и препятствует нормальному функционированию Эго. В условиях терапии специалист создает «свободное защищенное пространство», что является условием появления ощущения единства у обоих участников, по своей природе похожего на взаимоотношения «мать – ребенок», и тогда клиент имеет возможность проживания заново эмоционального отношения в переносе и достижения психической интеграции.
При построении в песке проявляется способность человека создавать символы. Психика спонтанно производит символы, и эта способность активизируется, когда человек теряется и не может справиться с внутренней или внешней ситуацией. Символическая функция открывает доступ к глубинным ресурсам психики. Способность символизировать развивается у человека с рождения. Образ матери – это тот первый символ, который позволяет ребенку ощущать безопасность даже тогда, когда мать исчезает из поля зрения, понимать, что при этом она все равно существует.
М. Фордхам считает, что способность к образованию символов происходит в результате тесного эмоционального общения матери и младенца. Способность удерживать образ матери развивается постепенно и этому способствует поведение матери. Например, издревле мамы играют со своими детьми в хорошо всем известную игру «Ку-ку», когда мать прячется за тканью или спинкой кроватки, и, спустя некоторое время, появляется снова. С течением времени у маленького ребенка накапливается опыт возвращения матери. Затем способность к образованию символов продолжает развиваться, когда родители обогащают, в психологическом смысле, жизнь ребенка. У ребенка появляются любимые игрушки, с которыми он спит, книжки, зачитанные от корки до корки, коврик над кроваткой, первые красивые ботинки. Мать постоянно обращается к истории его жизни: «Помнишь, как мы приезжали сюда прошлым летом и ходили на озеро…». Так, с помощью самых близких людей выстраивается внутренний мир ребенка, и, став взрослым, человек вспоминает сонм вещей, с которыми связаны нежные чувства, идущие из детства.
Недостаток способности к образованию символов, по словам М. Фордхама, происходит из-за нарушения эмоциональной связи матери и ребенка, в случае отсутствия матери, а также в результате серьезного заболевания ребенка. В свою очередь, сильные психологические травмы могут нарушить уже сформировавшуюся способность к символизации. С этой точки зрения, процесс построения на песке в ходе терапии может способствовать развитию или восстановлению данной функции.
Создание песочной композиции может помочь клиенту придать смысл происходящему с ним. Как отмечает Дж. Атертон, «многие из символических предметов имеют универсальные, мифологические значения, и могут показать клиенту универсальные истины или прояснить его личный миф. Фигурки и символы, предоставляемые терапевтом, обеспечивают значительное облегчение блокированным или «затемненным» частям души. Песочная терапия как объясняет, так и раскрепощает, привнося глубину визуального понимания в то, что так часто бывает блокировано вербально. И даже если увиденная правда ужасна, или миф трагичен, – сама работа в подносе с песком приносит облегчение и примирение. Иногда для терапии достаточно просто позволить невидимому стать видимым. Тогда ночные страхи и привидения испаряются освещенные работой с песком».
Песочная терапия – это обманчиво простая техника. При всей кажущейся простоте проведения метода, он является глубинным и тонким инструментом и требует от терапевта постоянного профессионального развития и шагов на пути индивидуации. Важной заботой терапевта является создание отношений, которые ощущаются двумя людьми как уникальный опыт живой связи, именно он необходим для развития. Такое отношение терапевта приводит к возникновению пространства, в котором клиент чувствует себя настолько свободным, и в то же время защищенным, что позволяет себе исцелиться. Это терапевтическое пространство удерживается терапевтом. В добавление, сам поднос является еще одним символическим контейнером, способным удерживать.
К.Г. Юнг полагал, что установление терапевтического альянса активизирует целительный потенциал, заложенный в человеческой психике. Он рассматривал этот потенциал как составную часть «архетипа самости», который ведет по пути индивидуации. При активизации с помощью терапевтического альянса архетип приводит клиента туда, куда ему необходимо было прийти.