юон рождение новой планеты
Картина Юона Новая планета 1921 г.
Разверзается земная плоть, гибнут люди, а небо озаряют оранжево-красные всполохи. Рожденная пла¬нета представляет собой для человечества что-то неизведанное и не совсем непонятное: и люди протягивают в небо руки с мольбой.
Астрономы ищут звезды и находят их, ах, какое же это таинство, всех интересует есть ли жизнь на марсе?, Существуют ли инопланетяне?. Появление планеты как вспышка. Она ослепляет, поражает и невыносима для любого человека, но она навсегда изменяет уклад привычной устоявшейся жизни, существующей до нее.
На холсте мы видим, как только мгновение назад из небытия появился громадный пылающий шар, контрастирующий с темно-серо-зеленой планетой, где множество оглушенных крошечных фигурок застыли на фоне пространства, пронзенного золотистыми лучами, напоминающими неведомые пути. Это новое врывается в жизнь внезапно, опрокинув привычный вековой уклад патриархальной жизни.
Константину Федоровичу было 45 лет, и он понимал, что новые государства, как и все живое рождается в огне, крови и боли, а люди или радуются новому, хотя и непонятному и протягивают к нему руки. Возможно, они давно ожидали перемен, предчувствовали их и теперь радуются новой жизни.
Другие падают в панике, осознавая неизбежность произошедшего. Некоторые смирились, но закрыли глаза, словно маленькие дети, которым кажется, что если закрыть глазки и ничего не произойдет и все будет по-прежнему. Юон ясно показывает противоречивые настроения масс и раскол мира.
Полотно очень напоминает торжественную симфонию, аллегорически-символичную композицию. Оно не характерно для творчества уже известного пейзажиста. Но стоит вспомнить, что Юон часто создавал декорации для театра и был признан мастером в этой отрасли искусства. Так и было изображено его личное видение событий, происходивших в России. Произведение Юона экспонировалось на XVIII выставке «Союза русских художников» в конце 1922 года, и совпало по времени с созданием Советского Союза.
Константином Юоном в 1900-х годах создается серия «Сотворение мира», где он изобразил появление светила из хаоса. «Новая планета» словно продолжает этот цикл.
Композицию картины Юон выстраивает довольно затейливо. Здесь вспышки пламени, красные, черные и жел¬то-золотистые цвета, в своей совокупности вызывающие необъяснимую тревогу. На полотне нет населенных пунктов: городов и деревень.
Существуют лишь строгие прямолинейные лучи из космоса, нацеленные на маленькие фигурки беззащитных людей. Люди не могут убежать или спрятаться. Но куда? Они открыты разрушительному космическому катаклизму как концу света, предрекаемому различными религиями. В принципе револю¬цию вполне можно сравнить с концом света, обычным течением жизни, какими-то привычными нормами. Вокруг все изменилось, стало иным, неузнаваемым и поэтому угрожающим.
Если судить по этому полотну, то художник признавал всю разрушитель¬ную силу социального катаклизма, негативные факторы, хотя надеялся на рождение чего-то нового. Юон считал, что спустя некоторое время все успокоится и жизнь, безусловно, станет лучше. Ведь трагедии неизбежны, так как возникновение нового всегда приводит к уничтожению старого. Возможно, художник с помощью символов оставляет потомкам предупре¬ждение о том, чем страшны революции, пробуждающие к жизни темные силы.
Сегодня картина Юона Новая планета находится в Третьяковской галерее в Москве
Новая планета
Описание картины «Новая планета»
Картина Константина Юона «Новая планета» – побочный продукт работы художника над занавесом для Большого театра. Для занавеса главного театра страны такое изображение признали несколько… неподходящим, и Юон по эскизам сделал станковую картину. Советское искусствоведение трактовало ее как монументальное изображение рождения новой страны, приравниваемое к созданию новой планеты. Впрочем, если смотреть почти через сто лет, то она может показаться изображением космической катастрофы, а не прославлением новой планеты. В любом случае, речь о катаклизме вселенского масштаба.
Юон символически изобразил Октябрьскую революцию. Алая (кровавая?) планета, кажется, обдает жаром даже зрителей. А уж каково участникам приходится! Справа мы видим фигуры, устремленные к красной планете (в восторге? в страхе? кто в восторге, а кто и в ужасе…), некоторые из них изображены упавшими (погибшими?), кто-то устремился в противоположном направлении, убегает. Группа слева, похоже, пытается защититься от пылающего шара и дотянуться до «старой» планеты. Все персонажи показаны голыми или в шкурах, что, вероятно, должно придать картину величие мифа, ощущение первозданного творения. Слева, присмотревшись, можно различить двух вооруженных людей, которые, схватив обнаженного человека за руки, куда-то его тянут. Впору вспомнить еще одну странную для Юона работу – «Люди», на которой вполне узнаваемы контуры Соловецкого лагеря особого назначения. Уж не туда ли?
В «Новой планете» можно многое увидеть и трактовать ее по-разному. Юон, вероятнее всего, и сам не вполне осознавал, какой же ему видится советская действительность в целом и конкретно роль Октябрьской революции. Но что это были грандиозные по масштабу метаморфозы и, как показало время, весьма длительного действия – понимал.
Константин Юон. Новая планета
Удивительная вещь. Давно была написана эта картина. В 1921 году. Почти 100 лет назад. А вот сюжет её стал актуален, даже сверхактуален в наши дни. Потому как в те времена никаких споров картина и не вызывала. Ну да, её бранили и ею же восхищались. И всё. А вот пронзительной звонкой нотой она зазвучала именно сегодня. Потому как многие засомневались, нужна ли была нам эта новая планета, и зачем ей было вообще появляться.
Сам я увидел эту картину впервые очень давно. Так давно, что и самому страшно сказать. Ещё в детстве. И по первости эта картина произвела самое жуткое впечатление. Я не понимал, что хотел сказать художник, и что так мистически тянуло меня к этому полотну. В нем таилась, как мне казалось, какая-то фантастическая загадка. Загадка, которая тем только и была интересна, что ответа сразу так вот и не давала при всем напряге воображения. Эта планета вся дышит жаром. Она обжигает. От неё исходит невероятная энергетика. Мы это чувствуем, даже если мы и не будем вдаваться в поиски смысла изображенного.
Что мы видим? Сюжет, как мне казалось тогда, совершенно фантастический, сказочный и к жизни всего земного, к миру реальных привычных картин никакого отношения не имеющий. Мне тогда казалось, что всё это видение с лучистыми всполохами создано было только для того, чтобы пригласить меня поразмышлять. Самому мысленно создать какие-то воображаемые картины. Единственно только ради этого и была написана. Так мне казалось.
Ну так, как это делает абстрактная живопись, в которой нет вроде бы сюжета, но есть широчайшее поле для фантазий. Что бы не родилось в твоей голове при рассмотрении абстрактного изображения – то всё будет правдой. Твоей правдой. И это хорошо, и это замечательно. Ты вроде бы становишься соавтором Художника. И может даже в твоём воображении ты превзойдешь самого живописца. А почему бы и нет.
Ну, всё равно как музыка, которая не дает же видимых осязаемых образов. А, тем не менее, сколько пищи для воображения и волнений для души.
Эта планета была послана к нам по воле художника из дальних глубин космоса. А внизу мы видим ещё и каких-то мелких человечков, внеземных, как мне представлялось. Кто-то из них в исступлении воздевает руки к небу в горячих молитвах. И таких большинство. А других страшная сила, исходящая от огромного красного приближающегося шара, сгибает и расплющивает. А ещё есть и такие, кто в панике и страхе разбегаются
Да и как не бежать. Красное раскаленное космическое тело, внезапно появившееся в небесах, неумолимо движется в твою сторону. И, кажется, нет от него спасения. Ужас. Этот ужас вселяется и в наши души от восприятия увиденного. И что же, вот только в том, чтобы напугать нас и состоял замысел Художника?
Кто-то много лет спустя назовёт это событие и перемену всего мировоззрения презрительно через губу «переворотом». Кто то и сегодня назовёт эту планету вздором, нечто надуманным и придуманным искусственно несколькими фанатиками и безумцами. Безумцами, потому как они вознамерились переменить природу человеческую силовыми и безжалостными средствами.
Иные утверждают сегодня, что вся эта история с планетой – сплошная ложь, призрак, который материализовался только на время. Пусть и не маленькое время. Несколько десятков лет. Но как и положено любому призраку рассеялся он и исчез по всей видимости навсегда. Пустое было поверить этой планете во всём её притягательном огненном пламени. Всё ложь! Ложь, которая, как ей положено, закончилась горестным разоблачением и распадом.
******
И я знаю, о чем говорю. Получается так, что это видение с новой планетой стало просто до невозможности актуально. Вновь о нем все только и говорят, и спорят. Спорят о том, была ли она или нет, эта планета. Призрак она зловредный или не призрак? Вот совсем недавно меня пытались разуверить в реальности представленной художником. И я снова услышал именно эти слова про ложь изначальную. И от кого же я их услышал? А услышал я про то из уст одного священника. Он пришел с тем на передачу Архангельского. Пришел он весь в сутане и с большим наперсным золотым крестом на груди, как бы подтверждающим всю правдивость его слов.
Вот он сидит за столом весь такой благообразный, как и положено попу, и в смирение и со всей внутренней страстной убеждённостью утверждает, что коммунистическая теория – это сплошная ложь. Понимаете, ЛОЖЬ. Не было той планеты.
Я не помню имени этого священника. Но зато хорошо запомнил другого. Тот пришёл на ток-шоу с ведущим Бабаяном. Он пришёл в цивильном платье и без креста. Но это не важно. А важно то, что и он тоже о том же. То есть о лжи. Вот познакомьтесь с ним. Его зовут Аркадий Малер. Он философ. А еще он (попытайтесь проникнуться всей значимостью его поста) член синодальной библейско – богословской комиссии и московского присутствия московского патриархата. И вот, что он утверждает дословно:
« Главная причина падения СССР – это то, что его идеология была изначально нежизнеспособна. (то есть, ложна, добавлю от себя) Она не хотела развиваться. У людей есть естественные потребности. Есть потребность(?)верить в Бога, ходить в церковь. Советская власть их этой потребности лишила. Если бы эта власть даже и разрешила православие или стала бы с ней заигрывать, то, может быть, ещё 20 лет и продержалась бы безбожная власть. СССР – это такая ещё одна версия Вавилонской башни. Версия пленения человечества. Естественно, Богу такое государство было неугодно»
Вот так. То есть СССР распался, потому как он был неугоден Богу. Не надо, пожалуйста, смеяться над таким искренним убеждением попа. Я к нему отношусь со всею серьёзностью. ( Хотя и знаю, что после Петра именно советская власть позволила возродить институт православного патриаршества. Вспомним Тихона. А потом Сталин вновь восстановил этот институт духовной власти. Да вот ещё и сам я был крещен в Духовской церкви в четыре года. Сталин был ещё жив. А отец мой был коммунист. Это я к тому, кто тут у нас врёт)
Я вчитываюсь в слова попа с наперсным крестом. Я стараюсь понять. А потом включаю логику. И вот, что у меня получается.
Я рассуждаю так. Если марксистская теория и идеология – это всё ложь и неправда, то надо думать так, что за самим попом стоит правда. Несомненная правда. В ней он ни на секунду не сомневается. Мне нравится эта убежденность. Но тут же передо мной встает такой естественный вопрос. И неизбежный. А почему я должен верить этому попу и его правде? На чем основана эта его правда. Он разве сам-то побывал за гранью того, где кончается наше земное существование, чтобы нам, как очевидец, обо всём и поведать.
Для упомянутого попа может быть всё и ясно, а для меня совсем нет. Мне вот такое его утверждение бездоказательное кажется абсурдным. И про абсурд я вовсе здесь не случайно.
Был такой богослов. Звали его Тертуллиан. Жил в начале третьего века. Много чего написал. Но запомнился всем одной фразой. «Верую, ибо абсурдно». То есть ему никаких объяснений и доказательств не нужно. Потому он и верует, что бездоказательно и абсурдно. Но я то не Тертуллиан. И даже и не этот поп из передачи Бабаяна. И что мне делать? Я не хочу верить тому, что абсурдно.
Вот я так думаю, что и эти люди, которые создавали новый мир в виде новой планеты, думали точно также. И им тоже хотелось торжество царства справедливости. И это было их главным побудительным мотивом для создания новой планеты. И на этом основании создали новую веру и новую религию. Им хотелось устроить это царствие не где-то в очень далёких космических глубинах. А на Земле. Человеческими руками. И я не вижу в этом их вдохновенном порыве никакой лжи.
Я вновь включаю логику. Если эта попытка установить царстве справедливости для живущих на Земле была ложью, если вера в новую планету тоже была ложью, то, видимо, то, чем мы занимаемся сегодня – это всё правда. А правда – это, как раз наоборот, царствие несправедливости. То есть то, что мы имеем сегодня. Вот что оказывается правдой. Вот ведь что получается, если послушать попа с крестом наперсным поверх сутаны.
То есть поп знает, что живём мы в царстве несправедливости. И что все попытки наши установить царство справедливости на земле будут тщетны, и надо просто быть терпеливыми и упорными, и ждать всем нам смиренно смертного часа, после которого нам откроется заветная дверь со всем обещанным этим самым попом на земле. И никак не раньше. А пока будем пребывать в законном грехе. И это не абсурд.
Я вновь смотрю на картину Юона. Удивительная вещь. Если бы я не знал всё, что им было написано ранее да и после, то я подумал бы, что её написал совсем другой художник. Совсем другой, настолько она отличается от всего им созданного.
Это был удивительный художник. У него такая фамилия не русская. Да и не был он по крови русским. А был он швейцарским немцем. Правда, родители его уже совсем обрусели. И сам он тоже стал совсем русским. И советским тоже, добавлю ещё.
Я обожаю его пейзажи, написанные в окрестностях Троицко-Сергиевской Лавры. Возможно ещё и потому, что и сам я был бессчетное количество раз в нашем самом известном монастыре. Эти избы, купола, весеннее небо и рыхлый снег, напоённый талой водой.
И не уехал он после революции никуда. Хотя у него-то было этих возможностей предостаточно. А ведь были и те, кто уехал. Такие как Коровин, Серебрякова, Бенуа, Шагал, Гончарова, Ларионов, да и сам Репин. И многие другие. А этот швейцарский немец остался. Значит, было в нём что-то такое, что не отпустило его из России.
И был он патриотом. И это видно по его живописным картинам. Но более всего я чувствую его патриотизм, когда смотрю на его большое полотно «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 г.» Потрясающая картина. Посмотрите и вы. И вы услышите мерную поступь по скрипучему снегу колонн смертников, уходящих на защиту Москвы. Из них почти никто не вернулся с фронта. Все полегли на полях жестокой войны.
Да и как он мог уехать, если он был воспитан как художник в Московском училище живописи, ваяния и зодчества великими художниками. Савицкий, Архипов, Касаткин, Серов были его учителями. Он и сам впоследствии преподавал в этом знаменитом доме на Мясницкой улице.
Нет, никак он не мог уехать из России, этот швейцарский немец. А не отпускала его из страны не только дух воздух почва, ставшая родной ему, но ещё и эта самая Новая планета. Потому как только в нашей стране по-настоящему поверили в её существование. Поверили, и под сенью этой веры сокрушили самую злую силу на Земле, разнесли черную планету, которая стремилась поглотить наш мир.
«Новая планета», Константин Фёдорович Юон — описание картины
Описание картины:
Это одна из самых неоднозначных картин Юона во многих отношениях. Во-первых, она резко выделяется на фоне его лирических, даже благостных и благодушных пейзажей. Во-вторых, в ней задействована совершенно несвойственная художнику цветовая гамма. В-третьих, используется броская экспрессия, не встречающаяся в других его полотнах. И самое основное – это единственная картина мастера, которой приписывают диаметрально противоположное значение.
Это очень экспрессивное и выразительное полотно, выполненное в стиле характерном больше для искусства плаката. На нем рождается и восходит красная планета, что можно трактовать и как рождение нового государства, и как угрозу красного террора. По краю земли мечутся маленькие человеческие фигурки вне себя от ужаса, горя и непонимания происходящего. Они хватаются за голову, молятся и в страхе протягивают руки к новому светилу. В их жестах и позах так много силы и выразительности, что уже они одни делают динамичным статичное изображение.
Энергией и движением полотно наполняют и острые, бьющие в небо лучи тревожного желтого цвета. Вместе с ними из недр космоса поднимается алая планета, вся в красных пятнах, словно в следах запекшейся и свежей крови. Она пугает и удивляет одновременно, символизируя собой радикальные изменения в обществе. Ее появление сметет все старое и отжившее, но вот что она принесет с собой – благо или погибель?
Цветовая гамма полностью отвечает революционной направленности и экспрессии полотна. В нем задействованы очень яркие, даже агрессивные краски – темно-синий, желтый, красный, черный. Но открытых цветов нет, на всех изображениях есть многоцветные блики, особенно на человеческих фигурках. Это как отпечаток судьбы, прошлой и будущей жизни в отблесках кровавой новой планеты.
Юон Новая планета
История создания и описание картины Константина Юона «Новая планета». В конце статьи сочинение для 8 класса.
Юон Новая планета описание картины
Картина была написана в 1921 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
Автором картины является знаменитый советский художник Константин Фёдорович Юон (1875-1958). Картина была создана после революции, и, как считают искусствоведы, напрямую относится к революционным событиям, в символической и аллегорической форме показывая сами события и результат, или тот результат, которого хотели добиться победители.
На первый взгляд картина может показаться фантастической, фэнтезийной, футуристической, и многие действительно рассматривают работу как фантастическую катастрофу или катаклизм космического масштаба. Однако фантастики здесь нет. Картина представляет собой аллегорическое изображение революционных событий 1917 года.
Интерпретаций у картины множество. Любители и ценители искусства по-разному видят события, которые происходят на картине. Стоит отметить, что авангардная живопись тем и прекрасна, что в символических, аллегорический вещах и образах каждый зритель может видеть что-то своё, размышлять, делать свои выводы.
Картина представляет собой красочное полотно, темпера на картоне, 71×101 см. В нижней части картины мы можем увидеть пустынную землю и множество фигур людей. Фигуры ведут себя активно, нападают друг на друга, сталкиваются в схватке, вздымают руки к небу. Некоторые из них лежат на земле, став жертвами битвы за новую землю.
Над ними мы можем увидеть несколько планет — две большие и три маленькие. Из-за края земли бьют разноцветные лучи, которые делают картину совершенно сюрреалистической, экспрессионистской, практически абстрактной.
Как можно расшифровать картину?
В этой картине Юон показал скорее не саму битву противоборствующих сторон времён революции, а идею, тот результат, которого, по мнению Юона, она добилась. Свет из-за горизонта можно интерпретировать, как яркий восход Солнца, который указывает на светлое будущее обновлённой планеты. Новая планета — это рождение новой страны, на которую возлагали надежды современники автора и он сам.
Красная планета — это война, кровь и боль. Но люди всё равно тянутся к ней, искренне считая, что только через такой болезненный путь можно подарить всем людям совершенно новую жизнь. Красная планета, как символ Октябрьской революции, и как символ того, насколько опасна война. Кто-то к ней стремится, а кто-то убегает в ужасе.
Планета внизу пустынная, рядом находятся крупные космические объекты. Таким образом Юон символически изобразил будто бы первозданное творение — с этого момента жизнь человечества начнётся заново.
Работа по-настоящему грандиозная по своему замыслу. Изучая её в подробностях и размышляя над её смыслом, можно открывать для себя всё новые и новые зашифрованные послания.
Новая планета Юон сочинение 8 класс
Картина «Новая планета» была написана русским художником Константином Фёдоровичем Юоном в 1921 году. Работа представлена в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
Картина поражает воображение сразу же, как только на неё посмотришь. Она гипнотизирует свой загадочностью. Яркие цвета, огромные планеты на небосклоне, люди, которые мечутся и воздевают руки к небу. Картина может показаться фантастической. Именно такие мысли посещают, когда смотришь на неё в первый раз. Складывается ощущение, будто на картине изображён какой-то вселенский апокалипсис, рождение новой планеты, которая может стать для людей губительной.
Картина «Новая планета» не является фантастической. Ни в названии, ни в сюжете нет указания на рождение некой реальной новой планеты. Константин Юон создал не фантастическое и реалистичное полотно, а зашифровал здесь события революции 1917 года.
Люди, которые мечутся по пустынной земле в нижней части картины — участники Октябрьской революции и гражданской войны. Некоторые из них уже пали, сложили головы на поле битвы. Многие люди тянут руки к красному диску на небосклоне. Красный диск — это символическое изображение новой земли, новой планеты, окрашенной в цвета красного знамени. Люди воздевают к ней руки, так как искреннее верят в то, что гражданская война за идеалы сделает планету лучше, обновит её, подарит счастье всем людям.
Сражение ещё идёт, но всю картину пронзают яркие и разноцветные лучи восходящего солнца. Таким образом Константин Юон показал скорое осуществление надежд воюющих. Рассвет символизирует скорое окончание войны и начало обновлённой планеты.