За что благодарить бога
Наука благодарения Бога: шаг за шагом
Сегодня хочу поразмышлять вместе с вами, дорогие читатели, о благодарности. А знаете почему? Потому что чем благодарнее человек, тем он ближе к совершенству, а значит, и к Богу. Эти замечательные слова произнес мой любимый святитель Николай Сербский. Слова святых сказаны не для обсуждений и споров, а для смиренного исполнения, для детской веры в них. «В этом мире только в человеке благодарность приобретает свое истинное божественное сияние», – еще одна мысль сербского святителя. Она родилась из опыта чисто прожитой жизни, а еще потому, что святыми достигнута цель – Царство Небесное.
Напомню, что одним из признаков святости является безукоризненное православие угодника Божия, в том числе выраженное в его наставлениях и советах. В пояснение этих слов приведу пример из личной жизни. В молодости я немного увлекался альпинизмом. Ходить при ярком солнечном свете по снежным участкам очень опасно для глаз: можно ослепнуть. Новичку инструктор говорит: «Для восхождения нужны специальные темные очки! Без них – нельзя». Это совет умудренного практика неопытному ученику. Послушаешься – увидишь ни с чем не сравнимую красоту гор; усомнишься – станешь слепым. Так и слова святых о благодарности: они выведены из многолетнего опыта. Их советы – это ступени, которыми поднимаются в Горний Иерусалим. К словам святых нужно внимательно прислушиваться.
«За всё благодарите Господа!» – это изречение апостола Павла стало новозаветной заповедью. На него опирается святитель Николай Сербский, указывая путь к христианскому совершенству. Быть совершенным – это тоже заповедь; и так же, как святость, – это плод христианского подвига, и он должен в нас созревать. Духовная жизнь – это всегда движение вперед и развитие лучших качеств и способностей человека. В том числе благодарности. Об этом нужно знать, и этого надо хотеть. Вектор нашего движения должен всегда указывать на Христа, ибо Он – наш путь к вечной жизни и пример для подражания.
Но жизнь земная длится десятилетия, а требуется ежедневно делать правильные шаги и усилия. Как быть? На помощь приходит богатый евангельский юноша, задавший Спасителю самый важный вопрос: «Учитель благий, что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» На такой серьезный вопрос молодого человека сразу последовал единственно правильный ответ: «Если хочешь войти в жизнь вечную – соблюди заповеди…» А среди них есть и заповедь о благодарении Бога. Итак, ответ мы услышали.
Заповедей Божиих немало, своим множеством и разнообразием напоминают они тропинки в лесу. Идти через лес можно только по тропам. Путь напролом через кустарник и овраги – для кабанов и медведей, но не для человека. Примерно так и в христианской жизни: движение вперед, ко Христу возможно только по «духовным тропам» – заповедям Божиим. Это единственный правильный и безопасный путь. Святые отцы советуют избирать заповеди удобоисполнимые, которые, по мысли преподобного Серафима Саровского, «помогают в деле собирания наибольшего духовного прибытка». Благодарность Богу – одна из таких.
Рождается благодарность от внимательной жизни, особенно от внимания к мелочам
Рождается благодарность от внимательной жизни, особенно от внимания к мелочам. «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16: 10). Вовремя подъехавший автобус или свободное место в метро – и ты не будешь мерзнуть на остановке или целый час после службы стоять в вагоне. Как будто о тебе кто-то добрый позаботился, чтобы тебе стало повеселей. И таких маленьких радостей и утешений в течение дня бывает немало. Тихое солнечное утро, добрая обстановка в семье, комплимент или слово благодарности от людей, удачная покупка, да и просто чашка ароматного кофе или обилие цветов на улицах и в парках… Всё это не может не радовать. А кто дает нашей душе радость? О Нем-то мы чаще всего забываем.
Масштабные события в нашей жизни случаются нечасто. Свадьба, успешная операция, покупка жилья, повышение по службе, рождение сына или внука… Об этом люди просят Бога и потому какое-то время помнят и обычно благодарят. Хотя не все. С мелочами бывает по-другому. Они воспринимаются как должное и очевидное, и на поток маленьких радостей и сюрпризов мы даже не обращаем внимание. А надо бы! А еще нужно понимать и чувствовать, что их посылает Бог. Самое главное – не быть равнодушным к этому действию любви Божией, но обязательно реагировать – не только умом, но главное – сердцем.
Еще пример. В нашем храме есть буфет, куда я иногда хожу поесть. Однажды после службы мне очень захотелось пшенной каши. Повара каждый день варят разные: манную, рисовую, овсяную, гречневую… А мне хочется пшенной. Захожу в буфет – а пшенная каша меня ждет. Маленький, но очень важный повод прославить Бога. Он обо мне позаботился, и я должен Его поблагодарить.
Чтобы упражняться в благодарности Богу, требуются остановки на нашем жизненном марафоне. Человек – это не белка в колесе и не шестеренка в часовом механизме. Когда под завалами разрушенных зданий ищут живых людей, то каждые 10 минут глушат мощные двигатели строительной техники. В наступившей тишине все внимательно прислушиваются к каждому шороху и звуку. Лучшие часы для размышлений о жизни – это вечер – время тишины и отдыха, время для подведения итогов дня.
Начать можно с «благодарности от ума», а потом проснется и сердце
Благодарность Богу должна идти от сердца. На сердце человека Бог непрестанно взирает с высоты небесной, ждет, когда оно научится любить и станет Его храмом: «“Сыне, даждь Ми твое сердце” – и Я буду в нем пребывать». Сердце отогревается и мягчает долго. Ускорить этот процесс не получится, поэтому нужно набраться терпения. А вот ум человека более подвижен. Потому начинать надо с него: «благодарить от ума», как говорится. Вспомним, как воспитывают маленьких детей. Их просто заставляют произносить «волшебные слова», надеясь, что со временем и сердце ребенка включится в дело благодарения.
Развитию сердечной благодарности помогает процесс познания Бога в Его действиях. Бог благ и дела творит только благие. Каждый человек это чувствует, но по гордости с этим не соглашается, а потому на это никак не реагирует. Нужно развивать память сердца, накапливать бесценный опыт благодарных чувств и переживаний и бережно его хранить.
Христианин в деле благодарения Бога должен двигаться от частных случаев к общей картине жизни, от повседневных мелочей к конечной цели нашего бытия. За успешно сданный экзамен, например, нужно поблагодарить Бога сразу же – зайти в ближайший храм и поставить свечку или прочитать акафист Спасителю. Общих рецептов здесь нет, но принцип понятен: благодарить Бога как можно скорее.
Иногда благодарить Бога помогает даже личный эгоизм. Поясню как. Человек хочет себе комфорта и удобств, но у него нет возможностей этого достичь. Мол, «кругом все живут как надо, а я – хуже всех». И здесь утопающий в тоске человек может схватиться за свою последнюю соломинку: вспомнить о Боге и обратиться к Нему словами своей собственной молитвы. И часто такая молитва бывает услышана, а память о своем личном чуде долго хранится в сердце. И обычно бывает за всё это глубокая благодарность Богу, подобная чувствам исцеленного прокаженного самарянина. Если человек умеет быть благодарным, то Бог не откажет ему и в земных благах. Опасно давать гордому и умному, но не смиренному и не благодарному. «Благодарность Богу – это протянутая к Нему рука за новыми благодеяниями», – гласит замечательная духовная мудрость.
Наступило время подводить итог нашему разговору. Плодотворность духовных трудов зависит от точного и правильного исполнения евангельских заповедей. «Лучше меньше, да лучше» – это изречение применимо и к христианской жизни, когда человек, избрав одну из евангельских заповедей, ответственно и внимательно трудится над ее исполнением. В качестве примера была предложена заповедь за всё благодарить Бога. Она может способствовать успешному духовному росту и дать душе желанную благодать Божию. Я не говорю, что нужно оставить в небрежении прочие заповеди, нет-нет! Просто хотелось напомнить, что Богу, как и нам, иногда важнее качество, а не количество. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» – об этом следует помнить. Будешь пытаться исполнить всё сразу – надорвешься и разочаруешься в христианстве. Вспомним рассказ из Патерика про монаха, который внешне жил неусердно, но всеми силами старался никого не осуждать. Он достиг цели: ангелы были при его кончине и возвестили о его блаженной участи в вечности. Тщательно и разумно исполненная единственная Божия заповедь открыла монаху врата рая. Благодарность Богу – заповедь не менее важная, а ее исполнение не менее плодотворно.
Я благодарю Бога за Его помощь при написании статьи, а вы, дорогие читатели, прославьте Его, если наш разговор оказался для вас назидательным и полезным. До новых встреч.
Если мне по жизни не везет, как и почему я должен благодарить Бога?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Благодарность — одно из важных качеств, свойственных человеку. Благодарность Богу — это то, что выводит нас за пределы трехмерного мира и открывает двери Божественной реальности. Поблагодарить Господа — значит преодолеть собственную ограниченность, приникнуть к источнику жизни, добра и любви, преобразить собственное существование, ощутить счастье общения и единения с Творцом. «Самый несчастный человек на свете — это атеист, он видит морской закат, и ему некому сказать спасибо за эту красоту», — писал Гилберт Кийт Честертон.
Благодарность Богу — одна из часто встречающихся тем в Священном Писании. Она составляет основное содержание многих псалмов. Глубоким чувством благодарности наполнены прекрасные библейские гимны: песнь Мариам, воспетая сестрой пророка Моисея после чудесного перехода евреев через Красное море, и песнь трех отроков, которую они вознесли, когда Ангел Божий спас их от смерти в огненной печи. Иисус Христос удивляется неблагодарности исцеленных Им прокаженных, из которых только один пришел Его поблагодарить. А апостол Павел прямо заповедует: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес 5:16–18).
Но каким образом может поселиться в сердце благодарность Богу, если жизнь идет под откос, мир вокруг рушится и впереди не видно никакой перспективы? Оказывается, может, но лишь в том случае, если мы посмотрим на обстоятельства нашей жизни и ее смысл под иным углом зрения.
Чаще всего мы сами является причиной как наших бед, так и радостей. Конечно, речь тут не идет о неизлечимой, смертельной болезни или иной напасти, которая обрушивается на человека внезапно и не является следствием его мировоззрения, характера и поведения. Хотя и тут высказываются мнения, что многие заболевания — в том числе рак — имеют психосоматическую природу и берут свое начало во внутреннем устроении человека. Но в любом случае не Бог является причиной наших горестей, а произошедшее в результате грехопадения удаление человечества от Бога и несовершенство нашего лежащего во зле мира (ср. 1 Ин 5:19). Как писал святитель Афанасий Великий, «зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности; но люди, с утратой представления о добре, сами себе, по своему произволу, стали примышлять и воображать не сущее».
Бог, напротив, любит нас и, несмотря на наши грехи и ошибки, предоставляет нам возможность оставить грех и начать новую жизнь, ведущую к счастью. Для этого Он воплотился на земле, пострадал за грехи людей и воскрес вместе с воспринятой Им человеческой природой, исцелив ее от греха и открыв таким образом для каждого из нас путь к Себе. Уже упомянутый выше Афанасий Великий сказал об этом очень ярко и образно: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Понимание того, что, несмотря на мои грехи и заблуждения, Бог все равно любит меня, желает мне спасения и готов при наличии у меня воли и стремления к изменению дать мне благодатные силы и помочь обрести спасение, может стать основой для благодарности. А к этому постепенно добавится и остальное — человек начнет видеть руку Божию в самых разных обстоятельствах жизни, там, где ранее этого не замечал: в красоте и величии природы, дыхании теплого ветра, солнечных лучах, улыбке соседа по лестничной клетке. Так со временем мы научаемся благодарить Бога «за всё, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас», как говорится в молитве, которую священник возносит во время богослужения.
За этот прорыв во времени и пространстве, за возможность усвоить плоды искупительного подвига Спасителя, духовно и физически соединиться с Ним в таинстве Причастия не благодарить невозможно. Невозможно без благодарности и само ощущение жизни, даже если в ней происходят болезненные события — ведь и они тоже позволяют понять что-то важное или избавляют от чего-то ненужного. Эта благодарность нужна не Богу, она нужна нам. Когда мы искренне благодарим Бога, то тем самым приближаемся к Нему, производим очень важное изменение в самих себе, возрастаем в подобие Божие.
За что благодарить Бога?
Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов. ( Иак. 1:17 ).
Глупому – «счастье», умному – «Бог дает».
Всё Божие, что ни имеем, кроме грехов.
Для человека создал Бог небо, украшенное звездами, для человека создал Он землю, – и люди возделывают ее для себя.
Господь – наш Творец и Создатель, от Него мы получили самое бытие и жизнь свою. Он сотворил наше тело. Он вдохнул в нас бессмертную душу, животворящую наше тело. Он даровал нам разум, которым мы отличаемся от неразумных животных. Он даровал нам свободную волю, которая делает нас самовластными в наших действиях. Он даровал нам сердце, способное наслаждаться дарами благости Божией и испытывать в жизни счастье, радость и блаженство.
Господь Бог есть Промыслитель и Хранитель наш. Он повелевает сиять над нами солнцу, которое согревает, освещает и увеселяет нас. Он благотворит нам, посылая подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши ( Деян. 14:17 ). Он заповедал земле взращивать многоразличные плоды, которыми питается и укрепляется наше тело, и заставляет служить нам многоразличные роды животных. И горы, и моря, и реки, птицы, рыбы, земля, воздух – все служит по Божию определению к нашей пользе и наслаждению. Не видеть всех этих благодеяний Божиих – значит не сознавать самого бытия своего, не чувствовать собственной своей жизни, сделаться совершенно камнем бесчувственным и безжизненным человеком.
Неблагодарность и пред человеками есть самый грубый и нестерпимый порок, а неблагодарность пред Богом есть уже тяжкое, противоестественное преступление. Сама природа влечет наше сердце к благодарению своего благодетеля. Ведь и бессловесные животные, и дикие звери выражают, как могут, свою благодарность благодеющему им человеку.
Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).
Мы примечаем наши ничтожные дела по тому самому, что они ограничены и малы, потому что начинаем их и оканчиваем, усиливаемся для них и устаем от них и, напротив, не примечаем иногда благодеяний Божиих по тому самому, что они велики, потому что готовы без усилий, повсеместны, всегдашни. Надобно иногда временное и местное отъятие благотворной руки Божией, чтобы люди справедливее оценили благодеяние Божие, которым долго без внимания пользовались.
Благодарность Богу за полученные от него дары есть сосуд, в который благодать Божия полагает новые.
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867).
Плоть и Кровь Сына Божия ежедневно преподаются христианам во очищение и освящение душ и телес их. Одно это Таинство вызывает всегдашнюю, всесердечную благодарность Богу. Потому-то и называется оно – Евхаристией, или благодарением.
Не будем же беспечны, но каждый из нас ежечасно, сколько может, да размышляет не только об общих благодеяниях, но и о частных, ему самому оказанных Богом… чрез это он в состоянии будет возносить Господу непрестанное благодарение.
Случилось ли с тобой хорошее – благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось ли худое – благословляй Бога, и худое прекратится. Так и Иов, быв богатым, благодарил, и, быв бедным, славословил.
Если мы за то благодарим, за что другие богохульствуют, от чего приходят в отчаяние, – смотри, какое здесь любомудрие: во-первых, ты возвеселил Бога, во-вторых, посрамил дьявола, в третьих – показал, что случившееся ничто. В то самое время, когда ты благодаришь, и Бог отъемлет печаль, и дьявол отступает.
Наипаче будь благодарен в скорбях, потому что чрез них яснее ощутишь вспомоществующую благодать.
Всякое благо, какое имеем, и всякое добро, какое делаем, есть Божие и от Бога.
Богу не нужны твои благодарения, но тебе неотложно нужны Божии благодеяния. Приятелище же и хранилище сих благодеяний в тебе есть благодарное сердце.
Позаботься же возгревать в себе чувства благодарения к Богу с первого момента по пробуждении от сна, во весь день и засыпай со словами благодарения на устах, потому что ты погружен в Божии благодеяния, в числе которых и самый сон.
С внутренним действием сознания своего окаянства и смирения себя перед Богом подвигнись и на теплое воспоминание великих милостей, лично тебе явленных Богом и тем оживив в себе любовь к Нему, расположи себя к благодарению и славословию Его, и самым делом возблагодари и восславословь Его тепло из глубины души.
Когда придет тебе на ум какой добрый помысл, обратись к Богу и, сознав, что он Им послан, благодари Его.
Благопризнательный скоро входит в любовь Божию, а неблагодарный пес, схватив хлеб, тотчас оставляет давшего.
Сперва должно поблагодарить Бога за все необходимое для ежедневной потребности, что имеем, а потом уже пользоваться имеемым.
Но да не будет благодарение, как того фарисея ( Лк. 18:11 ), осуждающее других и оправдывающее себя; но, скорее, как более всех находящееся в долгу, и по недоумению благодарящее, и с ужасом рассматривающее неизреченное долготерпение Божие.
Благодарность – плод живой веры в Бога
Слово в Неделю 30-ю по Пятидесятнице
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелии мы слышали о десяти прокаженных, которых исцелил Христос, и только один из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Господь сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17: 15–19).
Так сегодняшнее Евангелие говорит нам о милости Божией к человеку, о Божием промышлении о человеке и о том, как человек отзывается на явленные ему Богом милости.
Являемые нам многие милости Божии наполняют сердце человека чувством благодарности, или же сердце человека может перестать замечать их, будет оставаться равнодушным, черствым по отношению к ним.
Чувство благодарности связано с живой верой Богу, с преданностью святой воле Его и является ее плодом (потому и сказал Господь исцеленному: вера твоя спасла тебя). Поскольку только утверждающееся в сердце доверие Промыслу Божию способно увидеть окружающие человека Божии милости.
Способность видеть промыслительные действия во всем касающемся нас – от малого до великого, от важных событий в жизни до незначительных встреч, – основывается на несомненно истинной уверенности, что всё с нами происходит по Божиему произволению. Он, Господь, везде есть, следовательно, и с нами. «Вообще всё, что только есть в нас и касается нас, есть от Бога и касается нас по Его воле… и ничто не может втесниться в Божии планы против Его воли».
Каждый человек со всех сторон окружен милостями Божиими – всегда и везде
Святые постоянно напоминают нам о том, что каждый человек со всех сторон окружен милостями Божиими, что меньше дышишь, чем получаешь милостей, и что самый миг больше, чем само расстояние от милости к милости.
Способность видеть Божии милости меняет, преображает, смягчает человеческое сердце: «Если душа размыслит об одних лишь благодеяниях Божиих, то они могут стремительно поднимать ее ввысь, а если она размыслит о множестве своих грехов и о многом [милосердии] Божием… то, видя Божию заботу [о себе и других], она чувствует и переживает Божественный Промысл… вся проникается благодарностью».
«Человек ощущает себя перед Богом неоплатным должником… а Бог ему посылает благословения, одно больше другого». «Чем больше человек узнает себя, тем… лучше видит свою великую немощь. Познает свое недостоинство и свою неблагодарность, а вместе с тем великое милосердие Божие».
Видение своей нищеты рождает в человеке видение множества милостей Божиих и чувство благодарности. Такой человек всему рад, подобно бедному, который принимает всё и всяким подаянием оказывается доволен, радуется «даже самому малому благодеянию Божию». Ведь «благодарение есть чувство милости Божией незаслуженной».
И тогда в душе рождается мысль: «Даже если бы мы жили тысячу лет и имели бы тысячу сердец, то и этого бы нам не хватило, чтобы воздать Христу за Его великую к нам любовь (милость), которую Он нам явил и продолжает являть, прощая нас, терпя и очищая наши души Своей Божественной Кровью».
«И сколько сейчас людей, уже, казалось бы, погрязших в пучине греха, получают спасительный толчок от Господа к возрождению души… Толчок получили, а дальше должно быть осознание чуда Божией любви (милости), преобразующей жизнь… и вместе с тем бесконечной благодарности Богу и упование на Его силу и милость на будущее».
«После исповеди покаявшемуся необходимо осознание того, что Бог оказал ему милость. Нужно чувствовать себя так, как человек, которому простили его долг, и он чувствует себя благодарным и обязанным своему благодетелю. Благодари Бога… для того чтобы не дать себе воли и не впасть снова в те же самые грехи».
Многих бед мы и не замечаем, потому что они незаметно проходят для нас. Но, обернувшись назад, мы не можем не увидеть, что там и там была беда и прошла нас, а как миновала, сказать не можем. Таких сокровенных к нам – к каждому из нас – милостей Божиих несчетное множество.
За всё благодарите, – учит апостол, – ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Сол. 5: 18).
В Церкви есть много молитв, в которых изливается благодарность души человеческой Богу за все те милости, которыми Он ее окружает. Какие же это милости?
Так, святой пророк и псалмопевец Давид, видя помощь Господа, не оставляющего его среди многих трудностей, благодарит Бога за то, что Он:
услышал [молитвы его] и от всех скорбей (опасностей) избавил (см.: Пс. 33: 5); сохранил душе нашей жизнь (см.: Пс. 65: 9); вспомнил нас в унижении нашем и избавил нас от врагов наших (см.: Пс. 135: 23–24); прощает все беззакония [наши], исцеляет все недуги [наши]; избавляет от истления (смерти) жизнь [нашу], венчает [нас] милостью и щедротами (см.: Пс. 102: 3–4); дает пищу всякой плоти (см.: Пс. 135: 25); подает хлеб алчущим (см.: Пс. 145: 7); освобождает узников (см.: Пс. 145: 7); хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову (см.: Пс. 145: 9); отверзает очи слепым, возводит (поднимает) низверженных (см.: Пс. 145: 8).
Святитель Тихон Задонский благодарит в своих молитвах Бога за то, что Он:
«меня создал по образу Своему и по подобию; меня падшаго искупил; обо мне недостойном промышлял; меня согрешившаго на покаяние призвал; согрешающего меня не погубил, но по Своей благости потерпел согрешения мои; помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях; при бедственных и смертных случаях меня сохранял, меня предающегося печали, скорбящего утешал; мне недостойному подавал пищу, которою мое немощное тело укреплялось; подавал одежду и кров, в чем я находил упокоение».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в им составленных молитвах также обращается к Богу с благодарностью:
за дарование бытия, за рождение в христианской вере; за Пречистую Деву Марию, Ходатаицу о спасении рода нашего, за святых Угодников Твоих, молящихся за нас, за Ангела Хранителя; за общественное богослужение, поддерживающее в нас веру и добродетель, за Священное Писание, за Святые Таинства, а в особенности Тело и Кровь Твою; за таинственные благодатные утешения, за надежду получить Царствие Небесное и за все блага, Тобою дарованные; за то, что без числа спасал от лютости страстей.
В акафисте «Слава Богу за всё» благодарность Богу приносится:
за щедрые дары Твоего Промысла, явленные мне с первого дня и доныне (икос 1); за то, что Ты призвал меня к жизни (икос 1); за то, что Ты явил мне красоту вселенной (икос 1); за то, что возлюбил нас любовию глубокою, неизмеримою, Божественною (икос 12); за тайные и явные милости Твои (икос 1); за непрестанные заботы обо мне (икос 5); за промыслительное стечение обстоятельств (икос 10); за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости (икос 1); за то, что посылаешь нам неудачи и скорби, дабы мы были чутки к страданиям других (икос 9); за промыслительные встречи с людьми (икос 5); за любовь родных, за преданность друзей (икос 5); за отдых благодатного сна (икос 4); за земную жизнь, предвестницу небесной (икос 2); за нашу неутолимую жажду Богообщения (икос 6); за всё открытое нам по благости Твоей; за то, что Ты сокрыл по мудрости Твоей (икос 7).
И преподобный Паисий обращается к Богу: «Благодарю Тебя, Боже мой, всем сердцем моим за все Твои дары. Благодарю Тебя за то, что Ты прощаешь многие мои грехи, и всего мира неблагодарность, и собственную мою неблагодарность многую».
Так святые призывают нас «учиться за всё благодарить Господа и не быть черствыми (равнодушными) сердцем».
Там же, «где или не знают благ, или считают себя их достойными, выставляют свои права на них», там сердце человека наполняет неблагодарность. «Неблагодарный Богу способен любить только себя, и вместе с тем он в этом чувстве ограничен и слеп».
Переживая те или иные тяжелые обстоятельства, мы иногда перестаем видеть пути Божии и видим только нестройность нашей жизни, однако люди святые, подвижники и в этих обстоятельствах видят Промысл Божий, а значит, и основание для благодарности.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал одному своему духовному чаду: «Что же ты всё смущаешься неустройством своим? Мне вот кажется, что вся жизнь твоя идет вполне логично и не спеша, одно вытекает из другого, последовательно и промыслительно. Надо благодарить Господа, что [Он] дает время и силы, чтобы всё вокруг (то есть и то, что кажется неустройством), и в тебе, и в близких, созрело. Ведь и плод будет в свое время зрелый».
И в другом письме: «Недуг в тебе действительно есть, и именно он создает такое паническое отношение к жизни. И недуг этот – отсутствие истинной веры в Промысл Божий и соответственно предание себя и всего и всех в руки Божии… И еще всё это (паническое отношение к жизни) за то происходит, что забываешь Божии благодеяния и не благодаришь за всё… Нам всё мало, нам хочется, чтобы никакая пылинка не омрачала око, никакие, не говорю: страдания, а просто невзгоды и мелкие неприятности не раздражали нас».
И к другому человеку он обращается: «Вы не стали хуже, чем были раньше. Просто обстоятельства жизни постепенно открывают нас даже и для самих себя, стирая налет обольщения на свой счет. И слава Богу за это! Увидеть себя таким, какой я есть на самом деле, трудно, но крайне необходимо для спасения души. Рождается из этого видения самоукорение и появляется не смиренничание и смиренноглаголание, но благодатное смирение. Благодарите Господа за дарованную вам школу». «Человек, пока не коснулось его искушение, кажется и кротким, и смиренным, и добрым, и простым, и целомудренным, и верующим; а испытание показывает нередко, что они и злы, и горды, и жестокосерды, и коварны, и сластолюбивы».
Один из святых писал: «И с одра болезни приносите благодарение Богу… Благодарением притупляется лютость болезни. Благодарением приносится болящему [и] духовное утешение! Наставленное и услажденное благодарением сердце обновляется силою живой веры… [Потому-то] одр болезни бывает часто местом Богопознания и самопознания… Когда душа вкусит сладость и покой, доставляемые благодарением, – сама спешит в него, как бы в пристанище. Спешит она туда от тяжких волн ропота, малодушия, печали».
Человек, благодарный Богу, благодарен и другим людям – даже за их самое маленькое добро, сделанное ему
Человек, благодарный Богу, является благодарным и по отношению к другим людям, «даже за самое маленькое добро, которое они ему делают».
При этом, «делая какое-то добро, он никогда его не запоминает, но никогда не забывает даже самое малое добро, сделанное ему. Он не может закрыть глаза даже на самое ничтожное благодеяние других по отношению к нему». Как писал старец Паисий, такой человек «может быть, подарил кому-то целый виноградник и забыл об этом. Но одну виноградную гроздь, данную ему из подаренного им же самим виноградника, он не может забыть никогда. Или, может быть, он дал кому-то много резных деревянных икон и этого не помнит. Если, однако, этот “кто-то” подарит ему одну иконочку, запаянную в пластик, то он придет в умиление от этой иконочки, несмотря на ее малую цену, и с благодарностью будет потом думать, как за это отплатить. Он может построить целую церковь, пожертвовать землю под строительство и забыть об этом. То есть правильный духовный путь таков: помнить добро (даже самое малое), сделанное тебе другими».
«Если же кто-то все время забывает добрые дела, сделанные ему другими, и помнит добрые дела, сделанные им самим, то это делание противоположно тому, которого хочет Христос».
Так, «мы должны быть благодарными ближним, а кто к людям благодарен, тот благодарит и Бога. Благодарность – знак духа смиренного и Богу преданного».
Бог любит благодарных, и если человек умеет видеть и ценить милости Божии, то получает их постоянно и неизменно.