за что можно благодарить бога
Нам есть за что благодарить Бога каждую минуту!
Предлагаем вниманию читателей портала беседу игуменьи Ново-Тихвинского монастыря Домники с сестрами обители о счастье и о том, что мешает нам быть счастливыми.
Пахарь из прошлого. Автор: Радов Лъчезар
В начале беседы хочу прочитать вам отрывок из письма святителя Николая Сербского. Одна его духовная дочь спросила его: «Почему в Евангелии не говорится о счастье?» И вот что ответил святитель Николай:
«Как же, душенька, не говорится? О чём же в Евангелии говорится больше, чем о счастье людей? Мне кажется, что Евангелие можно назвать Книгой счастья, а науку Христову – наукой о счастье. Тебя смутило, что в Евангелии не пишется именно слово ‟счастье”? Но вместо этого слова там есть другие слова, например, ‟радость”, ‟веселье”, ‟рай”, ‟блаженство”. Слово ‟блаженство” и означает наивысшее счастье. Знаешь, какую науку Господь преподал людям в первую очередь? Науку о счастье. Эту науку Православная Церковь всегда повторяет людям в начале литургии пением ‟Блаженны”».
Вот такой ответ дал святитель Николай своей духовной дочери. И действительно, могло ли быть так, чтобы в Евангелии не было сказано о счастье? Как могло Евангелие не дать ответа на самый главный вопрос, который занимает человека: что такое счастье и как его найти? Господь, придя на землю, к людям, начал Свою проповедь именно с ответа на этот вопрос. И Своим ответом Он для каждого человека сделал счастье очень близким, можно сказать, вложил его ему в руки.
Обычно человек представляет себе счастье как то, что наступит, когда изменятся обстоятельства
Обычно человек представляет себе счастье как нечто далёкое, то, что наступит, когда изменятся обстоятельства. Один, например, думает: «Если у меня будет другая работа, тогда я буду счастлив». Другой размышляет так: «Если у меня будут другие соседи, тогда мне будет хорошо». Третий считает, что для счастья ему не хватает какой-нибудь поездки. Бывает и так, что человек, например, мечтает поменять форму носа и думает, что тогда изменится вся его жизнь. И действительно, люди так и делают. Но часто человек, достигая того, чего хочет, видит, что счастья в этом нет. И тогда человек испытывает шок, так что порой даже полностью теряет смысл жизни. Так происходит всегда, когда человек гоняется за какой-либо мечтой, идеей. Этим он, можно сказать, обеспечивает себе несчастье. Старец Эмилиан объясняет, почему так происходит:
«Когда нас что-то занимает, когда мы желаем чего-то земного и упорно этого добиваемся, мы становимся несчастными, потому что думаем о своём желании, о порождении нашего сердца, а не о Боге».
Игумения Домника (Коробейникова) Человек становится несчастным, когда начинает гнаться за тем, что порождает его сердце, то есть его фантазия, его страсти. И это самая трагическая ошибка человека. В погоне за порождениями своей фантазии он упускает подлинное блаженство.
И Господь, зная эту мучительную проблему всех людей, сразу дал им её разрешение. Он сказал: «Не ищите счастья где-то далеко. За ним не надо куда-то бежать, торопиться, добиваться. Блаженство рядом, оно внутри вас». И затем Он рассказал им, в чём подлинное счастье, то есть дал заповеди блаженства. Когда человек их исполняет, тогда и становится счастливым.
Кто-то, может быть, скажет: «Но как же исполнить все эти заповеди? Они так трудны и высоки!» На самом деле есть способ исполнить их все сразу. И этот способ доступен любому человеку. Вот как об этом говорит преподобный Паисий Святогорец:
«Пусть всё, что с нами случается, будет для нас не темой для помыслов, а поводом для благодарности».
Благодарность – это и есть тот способ, с помощью которого человек исполняет все заповеди блаженства и становится счастливым.
Благодарность – способ, с помощью которого человек исполняет заповеди блаженства и становится счастливым
Всё, что нас окружает, всё, что с нами происходит, может стать для нас темой для помыслов: «Почему он/она так себя ведёт? Почему у меня такая работа? Опять снег пошёл, опять дождь, опять всё не так…». И тогда, конечно, никакого счастья и блаженства мы не чувствуем. Но стоит нам начать благодарить, например, произносить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе!» – конечно, не только устами, но и всем сердцем, – и мы уже вскоре ощущаем, что мы блаженны. Ведь когда мы благодарим, то в этом выражаем и глубокое смирение, и кротость, и своё стремление к чистоте сердца, то есть всё, что описано в заповедях блаженства.
У святителя Николая Сербского есть такая интересная притча. Он рассказывает о некоем вельможе, который жил во дворце в большой роскоши и неге, всё у него было, но при этом мучила его тяжкая хандра. И вот однажды решил он, чтобы развеяться, отправиться в путешествие. Долго он ехал на своём коне, но не встретил на пути ничего интересного. Пока, наконец, не подъехал он к одному полю, на котором был пахарь с двумя волами. И здесь богач увидел необычную картину. Дальше я зачитаю:
«Видит вельможа: один вол лежит на земле, другой стоит в ярме, а пахарь – в борозде, на коленях, с воздетыми руками непрестанно восклицает: ‟Слава Тебе, Боже! Благодарю Тебя!” В полном недоумении вельможа слез с коня, подошёл к пахарю и спросил:
– За что ты так благодаришь Бога, приятель?
– Пал у меня один вол, – ответил пахарь.
– И ты за это благодаришь Бога? – удивился богач.
– Ничего не понимаю! – сказал вельможа. – Другой бы на твоём месте рыдал, стенал и жаловался на несправедливость неба и земли, а ты благодаришь Бога! Объясни: за что?
Вздохнул пахарь и говорит:
– Я человек грешный, потому и свалилось на меня это несчастье. Вместо того, чтобы наказать смертью меня за мои грехи, Господь взял у меня одного вола. Как же мне не благодарить Его?
Удивился вельможа ещё больше и снова спрашивает:
– Хорошо, но как же ты теперь станешь пахать на одном воле?
– Господь управит! – ответил пахарь, и лицо его осветилось лёгкой улыбкой.
Вельможа подумал, что он, живущий во дворце, годами не улыбался так светло, как этот бедный крестьянин. Тогда богач достал из кармана несколько золотых монет.
– Вот, возьми, – сказал он крестьянину, – купи себе другого вола. Сегодня я научился у тебя многому.
Крестьянин радостно воскликнул:
– Не говорил ли я тебе, господин, что Господь всё управит?
И он опять воздел руки к небу и громко повторил:
– Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже!»
На этом притча могла бы и закончиться. Но у неё есть продолжение. Святитель Николай рассказывает, что после этой встречи вельможа отправился в обратный путь, и когда подъезжал к своему дворцу, увидел, что он объят пламенем. Что же сделал вельможа? Он упал на колени, воздел руки и воскликнул: «Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже!»
А слугам, изумлённым его поступком, он сказал: «Успокойтесь! Я столько лет не благодарил Бога, хотя Он всё мне давал. Начну благодарить теперь, когда Он у меня забирает. Теперь настало для меня время труда, а это и есть то, что мне нужно, чтобы вернуть смысл жизни». И вельможа усердно предался труду, начав строить новый дом. И, как пишет святитель Николай,
«дух его воспрянул, на душе прояснилось, сердце развеселилось. И привык богач изо дня в день благодарить Бога за всё».
Так заканчивает свою притчу святитель Николай. Она звучит как сказка, но описывает реальные вещи. Действительно, ни один человек, который благодарил Бога, не обманулся. Благодарность открывает человеку глаза, так что он начинает видеть, как Бог действует в разных обстоятельствах его жизни, как Он непрестанно изливает на него Свою любовь. И естественно для человека всегда быть благодарным Господу, ибо всякому человеку в любую минуту его жизни есть за что благодарить Бога.
Помыслы так застилают человеку глаза, что он не видит даров Божиих, которыми полна его жизнь
Наоборот, тот, кто не благодарит, обманывается постоянно. Такого человека обманывают его собственные помыслы. У него может быть всё прекрасно, всем одарил его Бог. Но есть у него какая-нибудь маленькая особенность, которую он считает недостатком. И вот, человек 30 лет об этом недостатке думает и считает себя несчастным. Например, кто-то думает, что ему не повезло с родителями: «Если бы я родился в другой семье, то был бы счастливым». Кто-то считает, что во всех его трудностях виноваты его рыжие волосы, потому что в детстве его все за это дразнили. Другой сетует, что он учился не в лучшей школе или не получил высшего образования. И вот эти помыслы так застилают человеку глаза, что он не видит даров Божиих, которыми полна его жизнь. И получается очень странная вещь: человек богато одарён от Бога, все любуются им, а он от малейших помыслов делается несчастным! Преподобный Паисий Святогорец говорил об этом:
«Почему мы вместо того, чтобы радоваться и благодарить Бога за все доброе, занимаемся глупостями и соблазняемся от малейшего: почему он сказал мне так, почему он посмотрел на меня не так, почему он взял стакан и пошёл туда, а не сюда. и тысячи других детских вещей».
Так помыслы могут обманывать человека, как бы ослеплять его и делать его жизнь мрачной. И чтобы не допустить этого, важно всегда наблюдать за своим сердцем. Как только заметим, что нас что-то огорчает, приближается к нашему сердцу помысел: «Я несчастный, потому что со мной то и то произошло, или у меня того и того нет…», – будем знать, что самая большая ошибка – поверить этому помыслу. Такие помыслы могут возникать и в каких-то неожиданных повседневных ситуациях, и просто оттого, что мы привыкли носить в себе давнишнюю обиду или огорчение. Будем трудиться, бодрствовать, чтобы не впускать эти помыслы, не беседовать с ними, но всегда хранить в сердце чувство благодарности Богу. Вспомним ещё раз мудрые слова преподобного Паисия Святогорца:
«Пусть всё, что с нами случается, будет для нас не темой для помыслов, а поводом для благодарности».
В этих кратких словах – вся тайна счастья. Не в том блаженство, чтобы иметь что-то внешнее, чтобы переменить обстоятельства, а в том, чтобы за всё благодарить и через это быть в мире с Богом и чувствовать Его любовь. Как говорит преподобный Силуан Афонский:
«Раньше я думал, что вот счастье, на земле: я здоров, красив, богат, и люди любят меня. И я этим тщеславился. Но когда я познал Господа Духом Святым, тогда на всё счастье мира стал смотреть, как на дым, который уносится ветром. А благодать Святого Духа радует и веселит душу, и она в мире глубоком созерцает Господа».
Наука благодарения Бога: шаг за шагом
Сегодня хочу поразмышлять вместе с вами, дорогие читатели, о благодарности. А знаете почему? Потому что чем благодарнее человек, тем он ближе к совершенству, а значит, и к Богу. Эти замечательные слова произнес мой любимый святитель Николай Сербский. Слова святых сказаны не для обсуждений и споров, а для смиренного исполнения, для детской веры в них. «В этом мире только в человеке благодарность приобретает свое истинное божественное сияние», – еще одна мысль сербского святителя. Она родилась из опыта чисто прожитой жизни, а еще потому, что святыми достигнута цель – Царство Небесное.
Напомню, что одним из признаков святости является безукоризненное православие угодника Божия, в том числе выраженное в его наставлениях и советах. В пояснение этих слов приведу пример из личной жизни. В молодости я немного увлекался альпинизмом. Ходить при ярком солнечном свете по снежным участкам очень опасно для глаз: можно ослепнуть. Новичку инструктор говорит: «Для восхождения нужны специальные темные очки! Без них – нельзя». Это совет умудренного практика неопытному ученику. Послушаешься – увидишь ни с чем не сравнимую красоту гор; усомнишься – станешь слепым. Так и слова святых о благодарности: они выведены из многолетнего опыта. Их советы – это ступени, которыми поднимаются в Горний Иерусалим. К словам святых нужно внимательно прислушиваться.
«За всё благодарите Господа!» – это изречение апостола Павла стало новозаветной заповедью. На него опирается святитель Николай Сербский, указывая путь к христианскому совершенству. Быть совершенным – это тоже заповедь; и так же, как святость, – это плод христианского подвига, и он должен в нас созревать. Духовная жизнь – это всегда движение вперед и развитие лучших качеств и способностей человека. В том числе благодарности. Об этом нужно знать, и этого надо хотеть. Вектор нашего движения должен всегда указывать на Христа, ибо Он – наш путь к вечной жизни и пример для подражания.
Но жизнь земная длится десятилетия, а требуется ежедневно делать правильные шаги и усилия. Как быть? На помощь приходит богатый евангельский юноша, задавший Спасителю самый важный вопрос: «Учитель благий, что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» На такой серьезный вопрос молодого человека сразу последовал единственно правильный ответ: «Если хочешь войти в жизнь вечную – соблюди заповеди…» А среди них есть и заповедь о благодарении Бога. Итак, ответ мы услышали.
Заповедей Божиих немало, своим множеством и разнообразием напоминают они тропинки в лесу. Идти через лес можно только по тропам. Путь напролом через кустарник и овраги – для кабанов и медведей, но не для человека. Примерно так и в христианской жизни: движение вперед, ко Христу возможно только по «духовным тропам» – заповедям Божиим. Это единственный правильный и безопасный путь. Святые отцы советуют избирать заповеди удобоисполнимые, которые, по мысли преподобного Серафима Саровского, «помогают в деле собирания наибольшего духовного прибытка». Благодарность Богу – одна из таких.
Рождается благодарность от внимательной жизни, особенно от внимания к мелочам
Рождается благодарность от внимательной жизни, особенно от внимания к мелочам. «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16: 10). Вовремя подъехавший автобус или свободное место в метро – и ты не будешь мерзнуть на остановке или целый час после службы стоять в вагоне. Как будто о тебе кто-то добрый позаботился, чтобы тебе стало повеселей. И таких маленьких радостей и утешений в течение дня бывает немало. Тихое солнечное утро, добрая обстановка в семье, комплимент или слово благодарности от людей, удачная покупка, да и просто чашка ароматного кофе или обилие цветов на улицах и в парках… Всё это не может не радовать. А кто дает нашей душе радость? О Нем-то мы чаще всего забываем.
Масштабные события в нашей жизни случаются нечасто. Свадьба, успешная операция, покупка жилья, повышение по службе, рождение сына или внука… Об этом люди просят Бога и потому какое-то время помнят и обычно благодарят. Хотя не все. С мелочами бывает по-другому. Они воспринимаются как должное и очевидное, и на поток маленьких радостей и сюрпризов мы даже не обращаем внимание. А надо бы! А еще нужно понимать и чувствовать, что их посылает Бог. Самое главное – не быть равнодушным к этому действию любви Божией, но обязательно реагировать – не только умом, но главное – сердцем.
Еще пример. В нашем храме есть буфет, куда я иногда хожу поесть. Однажды после службы мне очень захотелось пшенной каши. Повара каждый день варят разные: манную, рисовую, овсяную, гречневую… А мне хочется пшенной. Захожу в буфет – а пшенная каша меня ждет. Маленький, но очень важный повод прославить Бога. Он обо мне позаботился, и я должен Его поблагодарить.
Чтобы упражняться в благодарности Богу, требуются остановки на нашем жизненном марафоне. Человек – это не белка в колесе и не шестеренка в часовом механизме. Когда под завалами разрушенных зданий ищут живых людей, то каждые 10 минут глушат мощные двигатели строительной техники. В наступившей тишине все внимательно прислушиваются к каждому шороху и звуку. Лучшие часы для размышлений о жизни – это вечер – время тишины и отдыха, время для подведения итогов дня.
Начать можно с «благодарности от ума», а потом проснется и сердце
Благодарность Богу должна идти от сердца. На сердце человека Бог непрестанно взирает с высоты небесной, ждет, когда оно научится любить и станет Его храмом: «“Сыне, даждь Ми твое сердце” – и Я буду в нем пребывать». Сердце отогревается и мягчает долго. Ускорить этот процесс не получится, поэтому нужно набраться терпения. А вот ум человека более подвижен. Потому начинать надо с него: «благодарить от ума», как говорится. Вспомним, как воспитывают маленьких детей. Их просто заставляют произносить «волшебные слова», надеясь, что со временем и сердце ребенка включится в дело благодарения.
Развитию сердечной благодарности помогает процесс познания Бога в Его действиях. Бог благ и дела творит только благие. Каждый человек это чувствует, но по гордости с этим не соглашается, а потому на это никак не реагирует. Нужно развивать память сердца, накапливать бесценный опыт благодарных чувств и переживаний и бережно его хранить.
Христианин в деле благодарения Бога должен двигаться от частных случаев к общей картине жизни, от повседневных мелочей к конечной цели нашего бытия. За успешно сданный экзамен, например, нужно поблагодарить Бога сразу же – зайти в ближайший храм и поставить свечку или прочитать акафист Спасителю. Общих рецептов здесь нет, но принцип понятен: благодарить Бога как можно скорее.
Иногда благодарить Бога помогает даже личный эгоизм. Поясню как. Человек хочет себе комфорта и удобств, но у него нет возможностей этого достичь. Мол, «кругом все живут как надо, а я – хуже всех». И здесь утопающий в тоске человек может схватиться за свою последнюю соломинку: вспомнить о Боге и обратиться к Нему словами своей собственной молитвы. И часто такая молитва бывает услышана, а память о своем личном чуде долго хранится в сердце. И обычно бывает за всё это глубокая благодарность Богу, подобная чувствам исцеленного прокаженного самарянина. Если человек умеет быть благодарным, то Бог не откажет ему и в земных благах. Опасно давать гордому и умному, но не смиренному и не благодарному. «Благодарность Богу – это протянутая к Нему рука за новыми благодеяниями», – гласит замечательная духовная мудрость.
Наступило время подводить итог нашему разговору. Плодотворность духовных трудов зависит от точного и правильного исполнения евангельских заповедей. «Лучше меньше, да лучше» – это изречение применимо и к христианской жизни, когда человек, избрав одну из евангельских заповедей, ответственно и внимательно трудится над ее исполнением. В качестве примера была предложена заповедь за всё благодарить Бога. Она может способствовать успешному духовному росту и дать душе желанную благодать Божию. Я не говорю, что нужно оставить в небрежении прочие заповеди, нет-нет! Просто хотелось напомнить, что Богу, как и нам, иногда важнее качество, а не количество. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» – об этом следует помнить. Будешь пытаться исполнить всё сразу – надорвешься и разочаруешься в христианстве. Вспомним рассказ из Патерика про монаха, который внешне жил неусердно, но всеми силами старался никого не осуждать. Он достиг цели: ангелы были при его кончине и возвестили о его блаженной участи в вечности. Тщательно и разумно исполненная единственная Божия заповедь открыла монаху врата рая. Благодарность Богу – заповедь не менее важная, а ее исполнение не менее плодотворно.
Я благодарю Бога за Его помощь при написании статьи, а вы, дорогие читатели, прославьте Его, если наш разговор оказался для вас назидательным и полезным. До новых встреч.
Как правильно благодарить Бога, Богородицу и святых?
Согласно практике Православной Церкви, за все благодеяния, о которых мы просили в наших молитвах, полагается благодарить только Самого Бога. И это вполне закономерно, поскольку к святым христиане обращаются как к ходатаям у Бога, имеющим дерзновение перед Ним. Но единственным источником и причиной всего, кроме греха, является Сам Господь.
Существует особый чин — Благодарственный молебен Спасителю. Его можно заказать в любом храме, но обязательным условием является присутствие на молебне того, кто его заказал. Также молиться можно и дома, например, прочитать Акафист Пресвятой Богородице, как главной Ходатаице о нас перед Богом. А вообще Господь, Матерь Божия и все святые радуются тому, когда мы имеем с ними общение в Церкви, причащаемся, исповедуемся, то есть проводим благочестивую христианскую жизнь, — это и будет настоящей, угодной Богу жизнью, которая вся должна быть благодарностью Господу за все Его неисчислимые на нас благодеяния.
иеромонах Дорофей (Баранов)
Когда мы служим молебен святым угодникам Божиим, то, обращаясь к ним, надеемся, что они своей святой молитвой испросят нам от Бога милости, помощь, укрепление. Поэтому, когда священник служит молебен в храме, он обращается к святому и просит его молитвенного предстательства. Например: Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Конечным образом нам всегда помогает Сам Господь, Который и является Источником всех благ и милостей для нас. Поэтому благодарение (благодарственный молебен) в храмах всегда возносится Богу, а не святым людям.
Главной радостью для святых является то, что мы обращаемся к ним с просьбой помочь нам своей святой молитвой к Богу. Они при жизни учились молиться и помогать другим, они и оказавшись в вечности и обретя дерзновение пред Господом, продолжают помогать нам, прося для нас у Бога помощи. Поэтому благодарственный молебен всегда служится Богу, а не его святым угодникам.
протоиерей Андрей Туров
Можно ли Богу, Богородице и святым говорить «спасибо»?
Лучше выразить это словами благодарения или хваления, потому что в прямом смысле «спасибо» – это «спаси Боже», и его естественней обращать к людям.
протоиерей Максим Козлов
Можно ли Богородице и святым говорить Помилуй?
Лучше придерживаться традиции Церкви, то есть Богородице и святым говорить «моли Бога о нас», а также обращаться к Богородице «спаси нас».
архимандрит Рафаил
Какие существуют благодарственные молебны?
В Богослужебных книгах Православной Церкви не существует благодарственных последований святым или бесплотным силам, а только благодарственный молебен Спасителю, именуемый: Последование благодарственного молебного пения о получении прошения и о всяком благодеянии Божием.
Если мне по жизни не везет, как и почему я должен благодарить Бога?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Благодарность — одно из важных качеств, свойственных человеку. Благодарность Богу — это то, что выводит нас за пределы трехмерного мира и открывает двери Божественной реальности. Поблагодарить Господа — значит преодолеть собственную ограниченность, приникнуть к источнику жизни, добра и любви, преобразить собственное существование, ощутить счастье общения и единения с Творцом. «Самый несчастный человек на свете — это атеист, он видит морской закат, и ему некому сказать спасибо за эту красоту», — писал Гилберт Кийт Честертон.
Благодарность Богу — одна из часто встречающихся тем в Священном Писании. Она составляет основное содержание многих псалмов. Глубоким чувством благодарности наполнены прекрасные библейские гимны: песнь Мариам, воспетая сестрой пророка Моисея после чудесного перехода евреев через Красное море, и песнь трех отроков, которую они вознесли, когда Ангел Божий спас их от смерти в огненной печи. Иисус Христос удивляется неблагодарности исцеленных Им прокаженных, из которых только один пришел Его поблагодарить. А апостол Павел прямо заповедует: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес 5:16–18).
Но каким образом может поселиться в сердце благодарность Богу, если жизнь идет под откос, мир вокруг рушится и впереди не видно никакой перспективы? Оказывается, может, но лишь в том случае, если мы посмотрим на обстоятельства нашей жизни и ее смысл под иным углом зрения.
Чаще всего мы сами является причиной как наших бед, так и радостей. Конечно, речь тут не идет о неизлечимой, смертельной болезни или иной напасти, которая обрушивается на человека внезапно и не является следствием его мировоззрения, характера и поведения. Хотя и тут высказываются мнения, что многие заболевания — в том числе рак — имеют психосоматическую природу и берут свое начало во внутреннем устроении человека. Но в любом случае не Бог является причиной наших горестей, а произошедшее в результате грехопадения удаление человечества от Бога и несовершенство нашего лежащего во зле мира (ср. 1 Ин 5:19). Как писал святитель Афанасий Великий, «зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности; но люди, с утратой представления о добре, сами себе, по своему произволу, стали примышлять и воображать не сущее».
Бог, напротив, любит нас и, несмотря на наши грехи и ошибки, предоставляет нам возможность оставить грех и начать новую жизнь, ведущую к счастью. Для этого Он воплотился на земле, пострадал за грехи людей и воскрес вместе с воспринятой Им человеческой природой, исцелив ее от греха и открыв таким образом для каждого из нас путь к Себе. Уже упомянутый выше Афанасий Великий сказал об этом очень ярко и образно: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Понимание того, что, несмотря на мои грехи и заблуждения, Бог все равно любит меня, желает мне спасения и готов при наличии у меня воли и стремления к изменению дать мне благодатные силы и помочь обрести спасение, может стать основой для благодарности. А к этому постепенно добавится и остальное — человек начнет видеть руку Божию в самых разных обстоятельствах жизни, там, где ранее этого не замечал: в красоте и величии природы, дыхании теплого ветра, солнечных лучах, улыбке соседа по лестничной клетке. Так со временем мы научаемся благодарить Бога «за всё, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас», как говорится в молитве, которую священник возносит во время богослужения.
За этот прорыв во времени и пространстве, за возможность усвоить плоды искупительного подвига Спасителя, духовно и физически соединиться с Ним в таинстве Причастия не благодарить невозможно. Невозможно без благодарности и само ощущение жизни, даже если в ней происходят болезненные события — ведь и они тоже позволяют понять что-то важное или избавляют от чего-то ненужного. Эта благодарность нужна не Богу, она нужна нам. Когда мы искренне благодарим Бога, то тем самым приближаемся к Нему, производим очень важное изменение в самих себе, возрастаем в подобие Божие.