За что я люблю березу тип текста
Канакина. 3 класс. Учебник №1, упр. 13, с. 13
Сен 17
Канакина. 3 класс. Учебник №1, упр. 13, с. 13
13. Рассмотрите схему «Типы текстов». Объясните её название. Расскажите, какие бывают тексты и как их различить. Какой вопрос можно задать к каждому из текстов?
Упражнение 11
В старой роще над тихим озером жил соловей. Был он маленький, незаметный, коричневато-серый, как воробушек, но имел такой чудный голос, что не было ему равного певца.
Это текст-описание (описывается внешний вид соловья, к тексту можно задать вопрос какой?)
Упражнение 12
Около ямки ходят утка с утятами. Утка крякает, а утята пищат.
Наташа подбежала к ямке и увидела в ней пушистый жёлтенький шарик. Лежит на спинке, головкой вертит, ножками и крылышками трепыхает, а встать не может.
Девочка достала из ямки утёнка и пустила на землю. Утёнок побежал к матери, братцам и сестрёнкам.
Это текст-повествование (рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, можно поставить вопросы что случилось? что произошло?)
Содержание текста упр.11 можно передать в одном кадре.
Содержание текста упр.12 можно передать в нескольких кадрах.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Текст, с. 4 — 5
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Текст. Предложение. Словосочетание
Текст
Ответы к стр. 4 — 5
1. Прочитай.
Как Томка научился плавать
Щенка Томку взяли на озеро. Дети бросали камешки в воду. А Томка играл с мячиком.
Никита взял мячик и бросил его в озеро. Томка побежал за любимой игрушкой. Он доплыл до мячика, цап его в зубы и обратно.
Так Томка научился плавать.
• Определи тему текста. Закончи предложение.
• Задай вопросы к каждой части текста. Запиши вопросы.
1. Что делал Томка на озере?
2. Как Томка достал мяч из воды?
3. Как Томка научился плавать?
1. Жили-были лиса и заяц. 5. Лиса попросилась к зайцу переночевать да его из избы и выгнала. 2. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная. 4. У лисицы избушка растаяла. 3. Пришла весна.
3. Прочитай. Определи тип каждого текста. Впиши цифру (номер текста в нужный квадратик.
1) Какой же это чудесный, этот сырой груздь! Белизна у него нежная и яркая. Перламутровая какая-то! И ни единой соринки на шляпке, на влажной ароматной бахромочке, с мельчайшими капельками на ресничках. (А. Куликов)
2) За что птица получила название клёст? Название произошло от старого русского слова клестить, что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. (Г. Юрмин)
3) Закинул рыболов в речку удочку. Сиидит, ждёт, когда рыба клюнет. Вдруг поплавок на воде запрыгал и утонул. Значит, кто-то попался! Дёрнул рыбак удочку и вытащил окуня. (Г. Скребицкий)
3 повествование 1 описание 2 рассуждение
• Подчеркни в тексте-описании предложение, в котором выражена главная мысль.
1) Красива русская берёзка! ⇒ описание
2) За что я люблю берёзку? ⇒ рассуждение
3) Что я видел и слышал в берёзовой роще. ⇒ повествование
Жил в лесу Лис. Хитрый-прехитрый — всех проведёт и обманет.
Урок русского языка в 3-м классе (1–4) по теме «Работа с текстом «Береза». Конструирование текста путем расширения содержания входящих в его состав предложений»
Тема: Работа с текстом «Береза». Конструирование текста путем расширения содержания входящих в его состав предложений.
Задача урока: воздействие на душу ребенка, воспитание души через слово.
I. Организация класса
– Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь! Скажите добрые, хорошие слова друг другу.
– Молодцы! Я думаю, что сегодня на уроке у вас все получится.
II. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня на уроке русского языка мы будем конструировать текст, т.е. будем учиться расширять содержание текста.
– Урок мы посвятим удивительному дереву.
Береза, березонька – это дерево ассоциируется с родиной, красивой стройной девушкой, родным домом, поэтому мы с вами посвятим наш урок
березе.
III. Чтение этимологической справки
Береза – лиственное дерево с тонкими розовато – коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой темными полосками. Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЕЗА. БЕРЕЗА – БЕРЗА, БЕР = светлый, ясный, белый.
– Ни в одной стране мира не воспевается береза так, как в нашей стране. Писатели пишут прекрасные тексты, поэты – стихотворения, а композиторы сочиняют замечательную музыку на стихотворения поэтов о березе.
– Сейчас мы послушаем песню на музыку композитора Григория Пономаренко и на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая».
– Вы прослушаете песню и скажите, какие чувства вызвала у вас эта песня?
(Прослушивание песни, ответы детей)
– Вы прослушали, как композитор передает свои чувства по отношению к березе. Но есть писатели, которые по своему отражают свою любовь к этому дереву.
– Послушайте текст Александрова о березе.
Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь березки. Мила она русскому человеку. А сколько рек, сел, деревень названо в честь великой березки: река Березина, село Березово, Березники. Любит наш народ свою веселую красавицу и за ее красоту, и за пользу, которую она приносит.
– Как проявлялась любовь человека к березе в этом рассказе?
– За что человек любит березу?
– Докажите, что это текст.
– Какова тема этого текста?
– Назовите основную мысль текста.
– Много существует произведений о березе и мы с вами прочитаем еще один текст, который называется «Береза» и написал этот текст Кайгородов.
– Вы внимательно слушайте и скажите, что особенно в этом тексте понравилось.
(Чтение текста «Береза» сильными учениками)
Нет дерева прекраснее березы. Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень березы разве не прелесть? Как ласкает наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки! А летом? Сколько красоты в покрытых листьями березах! Длинные тонкие ветви, словно зеленые гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой – то торжественно – печальный вид. И, наконец, зимой. Какое дерево сравнится по красоте с березой, когда она стоит, изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она стоит словно громадный фонтан, брызги которого внезапно оледенели и повисли в воздухе. Да, нет прекрасное дерево береза, и нет ее прекраснее.
– Докажите, что это текст?
– Какой это текст? Почему?
– Какова тема этого текста?
– Какая основная мысль этого текста – описания?
– В каких предложениях она прямо сформулирована? Прочитайте.
– Какие выражения, сравнения вам особенно понравились в тексте о березе? Подчеркните.
– Зачитайте вслух, что вы подчеркнули о листьях, о стволе, о ветках. Это вам пригодится в дальнейшей работе над текстом.
– Быть писателем сможет не каждый человек, но видеть красоту окружающего мира может каждый пусть по-своему.
– Сейчас я вам прочитаю еще один текст, который посвящен березе.
Какое русское, какое очаровательное дерево – береза! В ней есть все: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская речь, и холщовая рубашка.
А молодые березки, тоненькие, пряменькие, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами, светлоокую, и вспомнится много русских имен, таких милых и светлых. Смотришь на березу и слышишь деревенские хороводные песни, переливчатые звуки гармони и в душе любовно обнимаешь это дерево, как самое тебе близкое и дорогое.
– Понравился ли вам текст? Что особенно запомнилось?
– Назовите тему текста.
– Какая основная мысль текста?
– Какой это текст? Докажите, что это текст – описание?
– А сейчас мы поработаем над расширением содержания текста, т.е. сегодня мы будем немного писателями, будем вводить в состав предложений этого текста имена прилагательные. Для этого мы познакомимся с некоторыми произведениями поэтов, например со стихотворением В.Рождественского «Береза».
(Чтение стихотворения учителем)
Чуть солнце пригрело откосы
И стало, в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,–
Дождинки встряхнув, улыбнется
Береза – и вновь весела.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.
Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется – в шуме березы.
Есть что-то от русской души.
IV. Физкультминутка.
Под песню «Во поле береза стояла…» дети выполняют упражнения.
– Поэт Прокофьев чувствует березу совсем по-другому.
(Чтение стихотворения А.Прокофьева «Люблю березку русскую» учеником)
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
листья: зеленые косы кружевные клейкие нежные | ствол: белое платье тонкий белый сарафан | ветви: тонкие нежные прозрачные гибкие | березка: русская белоствольная грустная молодая | дерево: сказочное красивое |
– Ребята мы с вами подобрали достаточное количество прилагательных, описаний, синонимов, а теперь попробуем расширить содержание текста «Береза». Пользуйтесь словосочетаниями, записанными на доске.
(Работа над расширением проводится отдельно с каждым предложением)
– Кто попробует рассказать свой текст?
Под окном нашего старого дома растет березка.
Весной ее ветви одеваются маленькими листочками.
Первые листочки нежно – зеленые и клейкие.
Ствол березы белый с черными пятнышками.
Он стройный и тонкий. Ветви березы гибкие.
Хороша наша береза весной! Мы любим и бережем ее.
V. Орфографическая подготовка
– Назовите в тексте слова с безударными гласными в корне.
– Назовите слова с парными согласными в корне.
– Найдите в тексте словарные слова и прочитайте.
– Обратите внимание на словосочетание: нашего старого дома; растет.
VI. Запись текста «Береза»
(Сильные ученики выполняют работу сразу в тетрадях; слабые – на черновиках, а затем тоже переписывают в тетрадь)
– Ну вот, некоторые уже закончили свой творческий труд, и мне очень хочется послушать ваши сочинения о березе.
– Ребята, какой текст у вас получился? Почему?
– Прочитайте некоторые предложения, в которых ты описываешь березу.
VII. Итог урока
– Спасибо вам за урок.
– За что вы можете сегодня похвалить себя, учителя, товарищей?
Урок развития связанной речи по русскому языку на тему » Красавица береза» ( 3 класс)
Артёмовская общеобразовательная школа І – ІІ ступеней № 9
Тема: «Красавица береза»
Тип урока: урок развития связанной речи.
Оборудование урока: ветки березы с сережками; иллюстрации, картины художников.
I. Организация начала урока.
II. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока.
— Дети, сегодня на уроке развития связанной речи мы будем учиться: правильно составлять предложения, короткий текст описание, передавать свои эмоции, своё настроение с помощью слов. Также мы расширим и пополним знание о давно известном дереве. Загадка поможет вам узнать его.
В белой одежде целый год ходила,
Весною зеленый волос распустила,
Кудри умывала чистою росою
И развеселяла белой красотою.
III. Актуализация опорных знаний.
— Дети, давайте вспомним, что мы знаем про берёзу?
1. Начисляется 20 видов берёзы. В Украине распространена плакучая береза.
2. Живёт берёза приблизительно 50 лет. За 25 лет она достигает высоты пятиэтажного дома – 10 – 20 метров.
3. Цветет береза в конце апреля. Её цветки – скромные сережки.
4. Из почек березы изготовляют лекарство. Из веток делают веники, метлы, а из древесины- мебель, лыжи.
5. Из березовой древесины изготовляют скипидар, уксус и разные изделия – ложки, ковшики, тарелки, игрушки.
6. Березовый сок вкусный и полезный. Он легко утоляет жажду.
— « Красавицей леса» называют берёзку люди. Берёза – единственное дерево с белой корой, потому что только она содержит особенное вещество – буталин, что делает ее привлекательной.
Наши предки сажали это дерево возле своих домов, потому что считали, что береза отгоняет злых духов, бережет их от болезней.
Ценность берёзы еще в том, что, попавши в берёзовую рощу, сразу ощущаешь, как легко дышится, этому воздействует эфирное масло, которое выделяют березовые листья. Много песен, стихов, рассказов написано о березе.
2. Чтение стихов о березе.
— Какие стихи о берёзе вы знаете?
2. Люблю березу Русскую,
То светлую то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
С нарядными оплечьями,
То грустную, плакучую…
3.Если б дали березе расческу,
Изменила б березка прическу,
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
— Дети, вы наверное заметили, с какой любовью описуют в стихах поэты березку. Они сравнивают её ветки с косами, вспоминают про кудрявые пряди, белый сарафанчик.
3. Рассмотрение картин художников
3. Рассматривание картин.
1. И. И. Левитан « Золотая осень»
2. О.К. Саврасов « Грачи прилетели»
3. А.И. Куиджи « Березовая роща»
4. М.П. Глущенко « Зимний день»
— А какие народные приметы знаете вы?
1. Зазеленела березовая роща – пересаживай деревья.
2. С березы течет много сока – лето будет дощевым.
3. Когда сначала листьями укрывается береза – жди сухое лето, а когда клен – влажное.
4. Если листья березы осенью начинает желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранней, а если снизу – поздней.
IV. Подготовка к устному составлению текстов.
— Сегодня на уроке мы будем работать отдельными группами. Каждая группа получит отдельное задание.
1 группа – «писатели», которым надо написать художественное описание березы, используя в речи прилагательные, сравнения, эпитеты.
2 группа – «сказочники». Для вас сложнее задание – попробуйте придумать сказку, где береза была б главной особой.
3 группа – « ученые», которым надо составить научный рассказ о березе.
— Исходя из этого, что у каждой группы разное задание, то и минута каллиграфии будет для всех разная.
1. Минута каллиграфии.
1 группа – из бер ка берёзка
2 группа – оньк риз бе берёзонька
3 группа – бе за ре берёза
— Дети, давайте вспомним, из каких частей состоит текст?
( вступление; основная часть; заключение)
— Как начинаем писать каждую часть?
( каждая часть пишется с абзаца)
— Какие эпитеты можно подобрать к слову « березка»?
( стройная; нежная; белокурая; кудрявая)
( тоненькие; гибкие; долгие; будто косы; роскошные)
( зеленые; золотисто – желтые; будто сердечки; клейкие)
( высокий; тонкий; белокурый; стройный)
( Учитель показует иллюстрации березы в разные времена года)
— Какой наряд дарит березе зима?
( Пушистую белую шубку и серебряные рукавички)
( Золотистые сережки; маленькие позолоченные листочки, будто сердечки)
( Подарило зеленое платье)
( Разукрасила кисточкой листочки в золотисто-желтый цвет).
V. Составление устного рассказа за данным планом.
1.Где растет березка?
4. Какие у березки веточки, на что они похожи?
5.Когда появляются сережки?
6.Какие у березы листочки?
7. За что любят и ценят березку?
3.Какие подарки принесла березе зима?
4.Какие слезы были у березы весною? Почему?
5.Какое платье подарило лето?
6.Как разукрасила осень березку?
7.Почему березка не плачет осенью?
1. Что это за дерево – «береза»?
2.Сколько видов березы насчитывается?
3.Какая береза распространена в Украине?
4.Сколько лет живет береза, какой высоты достигает?
5.Когда цветет береза?
6.Что изготовляют из березовых почек, веток, древесины?
VI. Написание текстов за данным планом.
Стоит в лесу стройная, белокурая, кудрявая березка. Она похожа на молодую девушку в белой рубашке. Тоненькие гибкие ветви свисают донизу, будто косы. Весною березка особенно красива. У нее появляются золотистые сережки и маленькие позолоченные клейкие листочки, похожие на сердечка.
С давних времен люди ценят березку за ее великолепность и полезные дары.
В лесу жила-была стройная, кудрявая, молодая березка. Каждое время года дарило ей свой наряд.
Зима подарила ей пушистую белую шубку с инея и серебряные рукавички.
Но вот пришла весна, пригрело ясное солнышко, и растаяла шубка у березки. Заплакала она, загрустила, но слезы были, почему- то не горькие, а сладкие.
Шли дни. Солнышко пригревало все больше и больше. И вот, в один день березка сама не узнала себя. На каждой веточке появились долгие сережки. Они колыхались от дуновения ветра и сыпали золотистую пыльцу, а на ветках появились маленькие клейкие листочки.
Пришло лето. Оно нарядило березку в роскошный зеленый сарафанчик, который очень понравился птицам.
Но осени сарафанчик не понравился. Она взяла кисточку и краски и раскрасила его в золотисто- желтый цвет. Стояла березка и раздавала по своему листочку всем, кто проходил мимо: грибу-подберезовику, ежику-лисовику, пока у нее не осталось ни одного листочка.
Больше березка не плакала, потому что знала, что зима подарит ей вновь серебряную шубку.
VII. Зачитывание 2-3 сочинений, написанных учениками
IX. Подведение итога урока
— Дети, сегодня на уроке вы очень хорошо поработали. Я думаю, что вы пополнили свои знания и научились составлять тексты разных видов.
X. Домашнее задание.
— Дома перечитайте текст, который вы сочинили. Напишите текст на отдельном листе и нарисуйте березку.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » русский язык » Типы текстов (упр. 12-16) Канакина Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Типы текстов (упр. 12-16) Канакина Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Упр. 12. Прочитайте. Вставьте пропущенные в словах буквы. Озаглавьте текст.
У окна появился петух. Петух был красивый, весь огненно-рыжий, с белыми сережками и большим черным клювом. Гребень его держался гордо и напоминал яркое пламя.
Петух важно прошелся взад-вперед, а потом остановился. Он покосился на бабушку, которая резала хлеб. Я поманил пришельца, но он и глазом не моргнул. Тогда я бросил ему корку. Петух есть не стал, а отдал корку курам.
2-я часть: повествование
Упр. 13. Прочитайте. Составьте из предложений текст-рассуждение. Укажите цифрой в квадратах последовательность предложений в тексте.
[3] А еще за то, что они лазают и крутятся на жердочках, тоже как попугаи.
[2] Такое название им дали за их пестрый и яркий, как у попугая, наряд.
[1] Клестов иногда зовут «попугаями».
Упр. 14. Прочитайте. Составьте продолжение повествовательного текста. Запишите.
Муравей нашел зерно. Зерно было тяжелое. Муравей не мог его сдвинуть. Тогда он позвал своих друзей-муравьев. Вместе они легко утащили зерно в муравейник.
Упр. 15. Прочитайте. Составьте по данному началу любой описательный текст (3-4 предложения). Запишите его.
Какое сегодня небо? Оно голубое и удивительно чистое. Нет ни одного облака. Очень похоже на летний день.
Упр. 16. Прочитайте. Составьте продолжение текста-рассуждения. Запишите составленный текст.
Мне нравится урок физкультуры. Хотите узнать, почему? На этом уроке мы много двигаемся, а на других занятиях нужно спокойно сидеть. На физкультуре весело. Мы много бегаем, прыгаем, играем в спортивные игры. Физкультура позволяет быть сильным и здоровым.