Задача этого текста объяснить нам что

Урок по русскому языку и культуре речи на тему «Текст как речевое произведение» (2 курс СПО)

Конспект урока по предмету «Русский язык и культура речи»

Тема: Текст как речевое произведение

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН

Цели: сформулировать определение текста , повторить основные признаки текста; развивать умение строить текст, пунктуационные навыки; формировать умение выполнять языковые и композиционные особенности текста.

Задачи: Знать, что такое текст, каковы его признаки; определять тему, основную мысль текста; знать композиционные элементы текста ( вступление, основная часть, заключение); устанавливать принадлежность текста к определённому типу и стилю речи, находить изобразительно-выразительные средства языка; учиться создавать собственные тексты типа с учётом требований к построению связного текста на примере авторского.

Предметные: Научиться определять признаки текста, составлять собственные тексты.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Личностные результаты: Формирование познавательного интереса.

Оборудование: раздаточный материал, учебники.

2.Определение цели и задачи урока

Цели и задачи урока.

(Прежде чем начать работу с текстом, определим, что мы должны знать и уметь. Попробуйте сформулировать цели и задачи вашей предстоящей работы).

1) Знать, что такое текст, каковы его признаки;

2) определять тему, основную мысль текста;

3) знать композиционные элементы текста ( вступление, основная часть, заключение);

4) устанавливать принадлежность текста к определённому типу и стилю речи, находить изобразительно-выразительные средства языка;

5) учиться создавать собственные тексты типа с учётом требований к построению связного текста на примере авторского.

3. Проверка домашнего задания

Чтение наработок студентов.

4. Изучение нового материала

Запишем несколько предложений.

1.Не место красит человека, а человек место.

2.Красноярск лучший город на планете Земля! Потому что это город, в котором я живу и учусь. Здесь я родился и вырос. Я люблю этот город ещё и за свою красоту.

3.Наш Красноярск богат своей природой. Быстро пролетает короткое северное лето. Енисей – самая красивая река.

Какие предложения нужно объединить, чтобы получился текст? Аргументируйте свой ответ. (1 и 3)

Запись теоретического материала в тетради:

Текст – это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью. Чаще всего текст представляет собой ряд предложений (частей), связанных по смыслу и грамматически.

Текст может составлять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление), совокупности предложений, объединенных в абзац, несколько абзацев, глав и даже нескольких книг.

2. Признаки, структура текста

Важнейшими признаками текста являются:

1.Тематическая и композиционная цельность (наличие единой темы, то есть того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, то есть основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту).

Тема текста определяется по вопросу: «О чем говорится в тексте?». Тема текста может быть заложена в его названии: «отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание» и т.д. Тема текста часто может заключаться в первом предложении:

Идея текста определяется по вопросам: «Какова главная мысль текста?», «К чему призывает автор?»

структурная упорядоченность и членимость (возможность делиться на предложения, абзацы, главы, разделы, идущие в определенной последовательности, а также на темы, подтемы и микротемы).

Смысловая и грамматическая связность между частями текста (последовательность и логичность изложения; наличие специальных средств связи между отдельными частями текста).

Стилистическое единство (отнесенность текста к тому или иному стилю: официально-деловому, научному, публицистическому, художественному, разговорному).

3. Способы связи предложений в тексте

Основными видами (способами) связи предложений в тексте являются: цепная и параллельная.

Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.

Наконец мы увидели море. Оно было огромным и очень спокойным . Но это спокойстви е было обманчивым.

Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации .

При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, то есть одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.

Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).

Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы. Их справедливо называют «легкими земли».

5. Закрепление материала. Работа с текстами

Упражнение 1. Прочитаете текст. Определите тему и идею текста.

Как рождается замысел?

… Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи…

Замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния.

… Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается это все медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию – замысел.

Тема этого текста заключена уже в первом предложении текста – рождение замысла. Основная идея – показать путем сравнения, как в сознании писателя появляется замысел. Тема раскрывается с помощью ключевых слов и словосочетаний: замысел, возникновение замысла, внутреннее состояние писателя, сравнение, молния, сознание человека.

Упражнение 2 . Озаглавьте текст. Определите тему и идею текста. Разделите текст на абзацы. К какому типу речи можно отнести данный текст и почему?

1)В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын тёмного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, вдруг бросает всё и пешком идёт в Москву учиться. Всё так и не так.

2) Во-первых, это был совсем не мальчик. В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублён самыми злыми северными ветрами.

3) Во-вторых, в Москву отправился не сын бедного тёмного помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом, и известностью.

4) И наконец, в Москву пришёл вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду.

Основная тема текста-мифы о переезде Ломоносова из родного села в Москву.

Идея этого текста в том, чтобы развеять эти мифы и предоставить читателям объективную картину происходящего.

Этот текст следует отнести к рассуждению, потому что его главной задачей является опровержение мысли и доказательство авторского тезиса.

Упражнение 3. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты.

Определите к какому стилю речи можно отнести данный текст? Назовите эпитеты, использованные в данных текстах. В каких целях они используются в художественной речи?

I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.

III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами.

5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.

Данные тексты можно отнести к художественному стилю речи.

Изобразительно-выразительные средства: эпитеты (зимняя белизна, одинокая и гордая фигура, двойная пылающая синева и т.д.

Упр.4 Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.

Существуют два способа связи предложений в тексте: цепная и параллельная. Цепная связь характеризуется тем, что одно высказывание последовательно вытекает от другого. Конец одного предложения служит началом следующего. Предложения с цепной связью ведут к постепенному развитию мысли в тексте, продолжают мысль, начатую в предыдущем предложении. А тексты с параллельной связью не имеют последовательного развития мысли от предложения к предложению. В них каждое предложение вытекает из первого. То есть первое предложение содержит какой-то тезис, который раскрывается во всех остальных предложениях. При этом все они относительно независимы друг от друга и связаны только с первым предложением.

1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. (указательное местоимение и синоним) Более того (вводное словосочетание), словарь (повтор слова) стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник (указательное местоимение, синоним), созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)

2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем (наречие времени) в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами (слова одной тематической группы, синоним), было воспринято греками. Считается, что древние греки (повтор слова) позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом (указательное местоимение) если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко)

В данных текстах цепная связь, так как одно предложение является продолжением другого, наблюдается постепенное развитие мысли.

Чтение рассказов студентами.

Подведение итогов. Выводы.

Каковы его признаки?

Назовите способы связи предложений в тексте

выучить лекцию, доработать рассказ.

Тема урока : Текст как речевое произведение

Тема урока соответствует программе и месту урока в системе уроков по разделу.

Цели урока: сформулировать определение текста, повторить основные признаки текста; развивать умение строить текст, пунктуационные навыки; формировать умение выполнять языковые и композиционные особенности текста.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН

Цели, задачи, структура урока, организация учебной деятельности учащихся ориентированы на требования ФГОС.

Структура урока соответствует требованиям ФГОС: На этапе целеполагания были созданы условия для мотивации к учебной деятельности, а именно дети выдвигали предположение о теме предстоящего урока.

Этапы урока логически прослеживаются, присутствует плавный переход от одного к другому. Можно проследить целостность и завершенность урока. Считаю, что выбранная структура урока рациональна, т. к. позволяет реализовать в комплексе все цели и задачи урока.

В процессе урока стремилась активизировать мыслительную и творческую деятельность каждого ребёнка, используя следующие приёмы и методы: беседа, рассказ, наглядность, частично-поисковый метод, работа с учебником и метод самостоятельной работы.

Цель урока была достигнута. Задачи выполнены. Этому способствовало применение различных форм работы. Все учащиеся активно участвовали в процессе изучения материала.

На завершающем этапе мною был подведен итог урока, поставлены оценки, а также прокомментировано домашнее задание.

Упражнение 1. Прочитаете текст. Определите тему и идею текста.

Как рождается замысел?

… Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи…

Замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния.

… Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается это все медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию – замысел.

Упражнение 2 . Озаглавьте текст. Определите тему и идею текста. Разделите текст на абзацы. К
какому типу речи можно отнести данный текст и почему?
В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, вдруг бросает все и пешком идет в Москву учиться. Все так и не так. Во-первых, это был совсем не мальчик. В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами. Во-вторых, в Москву отправился не сын бедного темного помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом, и известностью. И наконец, в Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду. Таким образом, явление Ломоносова в Москву — это не некая игра судьбы, не случайность внезапного озарения, а неизмеримо более серьезное отражение сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером. (Я. К. Голованов)

Упражнение 3. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Определите к какому стилю речи можно отнести данный текст? Назовите эпитеты, использованные в данных текстах. В каких целях они используются в художественной речи?

I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.

III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами.

5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.

Упражнение 4. Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.

1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)

2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками. Считается, что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко)

Справочный материал: указательное местоимение, повтор слова, синоним, слова одной тематической группы, наречие времени, вводное словосочетание

Источник

Свяжите ситуацию с ранее изученным или прочитанным

Работаем с текстом

Ваша задача — извлечь как можно больше информации из печатного текста и научиться эффективно пользоваться ею. При этом вы будете развивать и свою коммуникативную культуру, т. е. культуру общения. Вы будете работать в паре с товарищем или группой. Вне зависимости от того, как будет организована работа, каждому из вас предстоит индивидуальный этап работы с текстом.

Ниже помещены три отрывка из разных источников.

1. Прочитайте текст целиком. Обратите внимание на источник.

2. Начните изучать текст по абзацам. Если в абзаце встретятся новые слова или словосочетания, попробуйте объяснить их значение своими словами, а затем проверьте себя по справочной литературе или Интернету. Найдите в абзаце главное слово, словосочетание или предложение и объясните, почему вы считаете его ключевым. Выявите суть, главную мысль абзаца и запишите ее на черновике.

3. Придумайте заглавие (или несколько вариантов) для изучаемого отрывка.

4. Свяжите ситуацию с ранее изученным или прочитанным. Сформулируйте собственное отношение к тексту: что дает знакомство с ним с точки зрения сегодняшнего дня? Видите ли вы корни нынешних проблем (каких?), или это лишь интересные исторические сведения либо устаревшие взгляды? Опирайтесь на примеры из своей жизни. Сделайте на черновике необходимые заметки.

5. Сформулируйте вопросы к тексту. Среди них отметьте те, на которые у вас есть ответ, и те, которые вы хотели бы обсудить.

6. Обменяйтесь подготовленными вопросами с товарищем. По указанию учителя вы должны будете ответить устно или письменно либо принять участие в общем обсуждении.

I. Задолго до появления славян в области Верхней Волги и Оки этот край был населен различными финскими племенами. Западную часть его занимало финское племя меря, среднюю — мурома, восточную — мордва и черемиса. Финны жили небольшими поселками, разбросанными на огромные расстояния друг от друга, и занимались отчасти земледелием, но главным образом рыболовством и охотой. Некоторые племена, например меря и мурома, исчезли без остатка, слившись с позднейшими русскими насельниками, другие сохранились и сейчас, но уже в значительной степени обрусели и утратили свой первоначальный тип.

Характер великоросса сложился под влиянием окружающей его природы. Борьба с суровой, скудной природой, необходимость на каждом шагу преодолевать препятствия и затруднения выработали в характере великоросса Верхнего Поволжья черты, которых нет у южанина, живущего в более благоприятных условиях. Суровая обстановка жизни сделала его терпеливым в борьбе с лишениями, невзгодами и малотребовательным к благам жизни. В Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого, чем великороссы. Но также неблагоприятные условия природы способствовали развитию в его характере и других черт — предприимчивости, сметливости.

Великоросс отличается большой работоспособностью, но у него нет выдержки в труде. Кратковременный чрезмерный труд сменяется у него продолжительным отдыхом и бездельем. И в этой его особенности сказывается влияние природных условий. Малая продолжительность летней рабочей поры приучила его к крайнему напряжению сил, выработала привычку работать быстро. Длинная зима, дающая продолжительный досуг, приучила к безделью и отдыху.

Пройдя тяжелую школу в борьбе со своей скудной и суровой природой, великоросс научился ценить сотрудничество, работу сообща. В жизни великорусского народа еще недавно играла видную роль, да и теперь далеко не утратила своего значения так называемая артель — вид рабочего содружества, производящего сообща и распределяющего доходы между всеми участниками. Та же сторона быта отчасти сказалась и в особенностях владения землей. Большинство великорусских крестьян владеет землей не единолично, а сообща, общинно. Земля считается собственностью целой общины и по определенным правилам распределяется между отдельными ее членами. Пользование пашней, правда, не общинное, а личное. Каждый крестьянин обрабатывает сам или с помощью семьи отведенную ему землю. Некоторые угодья — покосы, выгоны, леса — состоят в общем пользовании. Сено косят, скот пасут и лесом пользуются сообща, по правилам, установленным общиной.

Физический тип великоросса не отличается однородностью. В местности, где происходило смешение славянских племен между собою и с различными финскими племенами, не могло, конечно, создаться однородного и однообразного типа. В общем великоросс среднего роста, сильного телосложения, статен, широк в плечах; лицо то напоминает финский тип (скуластость, широкий нос), то характерно славянский, с довольно тонкими чертами, прямым носом, голубыми глазами.

Из этнографического описания начала XX в.

II. Кому случалось из Волховского уезда перебираться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породой людей в Орловской губернии и калужской породой. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах.

И. С. Тургенев. «Записки охотника», рассказ «Хорь и Калиныч»

III. Отхожие промыслы играли огромную роль в хозяйстве крестьян. В отход большей частью уходили в межсезонье, когда сельским хозяйством заниматься было нельзя, но иногда и на несколько лет, чтобы заработать денег на обзаведение хозяйством. Наиболее распространен был отход в обе столицы (Москву и Санкт-Петербург). Чем занимались в отходе? Калужская и Костромская губернии поставляли в основном плотников, штукатуров, мостовщиков, печников. Из Тверской губернии шли преимущественно в дворники, полотеры, половые (официанты), извозчики, в личное услужение. Из Ярославской и Владимирской губерний выходили трактирщики, лавочники, подрядчики, коробейники.

Отходничеством занимались в основном мужчины. Некоторые местности получили название «бабьей стороны» из-за того, что из них уходило почти все мужское население. Отходничество считалось престижным занятием. Так, в Ярославской губернии мужчине было очень трудно жениться, если он «даже ни разу в Петербурге не был!», — такой не пользовался уважением у девушек.

Географическое описание начала XX в.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Недавно в средствах массовой информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно обществу. (2)Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. (3)Другие (в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал.

(4)В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. (5)Однако свобода в получении образования имеет и другую сторону. (6)Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. (7)Статистика свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ далеко не всегда являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

(8)Принято считать, что человек с университетским дипломом олицетворяет не только профессионализм, но и высокий уровень культуры. (9)Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница университета, которая на вопрос профессора о роли языка в её жизни ответила: «Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое».

(10)То же самое можно сказать о других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодёжи. (11)Я имею в виду средства массовой информации, литературу, телевидение, кино.

(12)Позволю себе небольшое отступление, обратившись к русской классике. (13)Лев Толстой — это писатель, которого я читаю, можно сказать, всю жизнь, без перерыва. (14)Но что-то заставляет меня вновь и вновь перечитывать, переосмысливая заново то, с чего начинается роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (15)И в этой ставшей афоризмом и сохранённой в памяти с юных лет фразе мне явилось обобщение, чрезвычайно актуальное в наши дни. (16)Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? (17)Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. (18)И так называемое счастье превращаем в рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем. (19)И потому зло становится более привлекательным. (20)И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость.

(21)И это всё обязывает нас посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне. (22)И тогда, я думаю, мы поймём, что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так, как теперь выходим на улицу, когда вместо элегантного костюма мы надеваем футболки, когда вместо красивых туфель на нас надеты шлёпки. (23)И уже на улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь элегантно одетых людей. (24)И если раньше всегда стремились быть не хуже других в одежде, то сейчас каждый боится оказаться элегантней других. (25)И мы не задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим. (26)Думаю, не ошибусь, если скажу, что с элегантно одетой, подтянутой девушкой мы разговариваем по-иному и ведём себя по-иному. (27)И ненормативная лексика с футболкой и шлёпками больше сочетается, чем с элегантной блузкой и туфлями.

(28)Критерием качества каждого человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова, который утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (29)Так давайте же спасать прекрасное — красоту наших лиц, одежды, души, мыслей.

* Лариса Григорьевна Матрос — юрист по профессии, доктор философии,

писатель, литературный критик.

Ис­точ­ник тек­ста: досрочный ЕГЭ 2014, вариант 2.

Проанализируйте педагогическую ситуацию, связанную с взаимоотношениями субъектов образовательного процесса:

В ходе устного индивидуального опроса на уроке естествознания в третьем классе учитель неоднократно прерывает ученика, задавая дополнительные вопросы, корректируя ответ. Ученик нетактично реагирует на действия учителя и отказывается отвечать. Учитель неудовлетворительно оценивает ответ ребенка.

Проанализируйте ситуацию по следующему плану:

1.Выявите проблемы, связанные с особенностями профессиональной деятельности учителя.

2.Какие педагогические способности проявились или не проявились в данной ситуации?

3.Сформулируйте проблемы, связанные с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка.

4.Спроектируйте возможные варианты решения данной проблемы

Задача № 11. «Он как-то так строил уроки, что сам не выделялся как человек всезнающий. Никто не боялся сказать что-то свое, если даже не был уверен, что сказанное будет верным. Мы всегда выходили из класса с чувством какой-то наполненности души, можно даже сказать – уважения к себе. На уроках он всегда старался использовать максимальные возможности каждого ученика. И нам иногда казалось, что он только присутствует на уроке, а ведем его – мы. Он никогда не говорил нам: «Этого не будет!» Если мы не правы, он направляет, убеждает, доказывает, требует. Советуется с нами, когда ему самому что-то неясно. Он не играет в «педагогическую прозорливость», а живет с нами»,- пишет о любимом учителе ученица.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения психологических закономерностей используемых учителем при организации процесса обучения.

2.Какой тип педагогического взаимодействия выбрал педагог?

3. Соответствует ли данный тип взаимодействия основным положения педагогической аксиологии? Аргументируйте свою точку зрения 3-4 аргументами

4.Какова роль взаимоотношений, складывающихся между учителем и учащимися на уроке?

Задача № 12. Это была первая тройка по математике. Пятиклассник Слава Лихачев бережно принял дневник из рук учительницы. Сел за парту. Он еще раз взглянул в него и убедился, что тройка не миф, не фантазия, а счастливая реальность. Мысли мальчика то и дело возвращались к одержанной победе. Он думал о том, как начнет теперь исправлять двойки по другим предметам, как он наконец-то разделается со славой трудного ученика, о том, как обрадуется мать. Опьяненный приятными мыслями, Славка не заметил, как пролетело полурока. Он то и дело приоткрывал дневник и поглядывал на заветную отметку. Ему казалось – вот сейчас он откроет дневник, а ее уже и след простыл. Но стоило ему открыть дневник – троечка первая кидалась к нему навстречу. В один из таких моментов, как будто издалека, он услышал голос Татьяны Ивановны:

– Лихачев, что ты все с дневником возишься? А ну-ка повтори мой вопрос!

Повторить вопрос Слава не мог. Он не услышал его.

– Давай сюда дневник! – оскорбилась его молчанием учительница. Славка инстинктивно спрятал дневник в парту. Но это подлило масла в огонь.

И не успел Славка что-то возразить, о чем-то попросить, как тройку, на которую он возлагал такие большие надежды, учительница переправила на двойку.

Он стиснул зубы, стукнул кулаком по дневнику, нагло ухмыльнулся в лицо учительнице.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения организации педагогического взаимодействия между учителем и учеником.

2. В какой позиции находится ученик, он объект или субъект учебной деятельности? Докажите.

3. Соответствует ли данный тип взаимодействия основным положения педагогической аксиологии? Аргументируйте свою точку зрения 3-4 аргументами.

4.Какова роль взаимоотношений, складывающихся между учителем и учащимися на уроке?

Задание № 13.Проанализируйте педагогическую ситуацию, связанную с взаимоотношениями субъектов образовательного процесса:

В ходе устного индивидуального опроса на уроке естествознания в третьем классе учитель неоднократно прерывает ученика, задавая дополнительные вопросы, корректируя ответ. Ученик нетактично реагирует на действия учителя и отказывается отвечать. Учитель неудовлетворительно оценивает ответ ребенка.

Проанализируйте ситуацию по следующему плану:

1.Выявите проблемы, связанные с особенностями профессиональной деятельности учителя.

2.Какие педагогические способности проявились или не проявились в данной ситуации?

3.Сформулируйте проблемы, связанные с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка.

4.Спроектируйте возможные варианты решения данной педагогической ситуации.

Задача № 14. Однажды в школе учительница показала ребятам простую круглую чашку и предложила нарисовать ее. Сидящий впереди мальчик долго смотрел на чашку и наконец поднял руку.

– Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? – спросил он.

– Что же ты хочешь нарисовать? – удивилась учительница.

– Дерево эвкалипт,- сказал мальчик задумчиво.

– Нарисуй,- согласилась учительница. Мальчик некоторое время молчал и смотрел перед собой. Потом опять поднял руку.

– Можно, я нарисую то, что видели только некоторые? – спросил он.

– Объясни, пожалуйста, что это такое,- сказала учительница с интересом.

– Синяя птица,- сказал мальчик очень серьезно.

– Пожалуйста, рисуй синюю птицу, если тебе так хочется.

Весь класс старательно скрипел карандашами. Но мальчик, спустя какой-то срок, снова поднял руку.

– Я хотел бы нарисовать то, чего никто никогда не видел,- сказал он тихо.- Можно?

– Мамонта, когда он просыпается,- сказал мальчик виновато.

– Мамонта? – переспросила учительница, внимательно глядя на него.

– Мамонта,- вздохнул мальчик.

– Ну что ж,- сказала учительница.- В конце концов можно и мамонта.

Урок закончился, весь класс отдал учительнице альбомы, где была старательно нарисована круглая чашка с ручкой «бубликом».

Только перед мальчиком, сидящим впереди, лежал чистый лист бумаги.

Мальчик хотел нарисовать эвкалипт, синюю птицу, просыпающегося мамонта – и не нарисовал ничего. Но весь урок он видел их, видел огромное красное дерево с розовым стволом и голубой тенью, стаи попугайчиков, которые клевали его цветы, видел волшебную птицу счастья, видел мамонта, медленно выходящего на луг, поросший гигантскими цветущими травами.

Он видел их, восхищался ими, стремился их нарисовать, но маленькие его пальцы были слабее, чем его воображение, его мечта: лист бумаги остался чистым. Мальчик не выполнил задания. Учительница была вправе, очевидно, поставить ему двойку.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения аксиологической педагогики.

2. В какой позиции находился ученик на уроке, в позиции или объекта собственной деятельности.

3. Какова роль учителя в организации совместно-раздельной деятельности?

4. Прав ли учитель в данной педагогической ситуации? Аргументируйте свою точку зрения.

5.Каким образом можно было построить педагогическое взаимодействие с мальчиком для получения результата продуктивной деятельности

Задача № 15. Учитель математики что – то объясняет, а Витя, впечатлительный мальчик, только что получивший тройку по любимому предмету – истории, сидел и раскладывал какую – то бумажку на столе, думая о своей неудаче.

-Что ты там делаешь? Почему не слушаешь? – обрушилась на него Ксения Витальевна. Ты стал плохо себя вести…

– Ну и что же! – вызывающе буркнул Витя.

-Как ты разговариваешь с учителем? Встань!

-А чего мне вставать? Я ни чего не сделал…

– Ну тогда выходи отсюда!

Учительница, взяв мальчика за руку, выгнала его из класса.

1.Проанализируйте характер педагогического воздействия учителя на Витю.

2.Дайте объяснение методам, выбранным учителем.

3.Являлся ли Витя субъектом обучения и воспитания в данной ситуации.

4.Предложите свой вариант построения педагогического взаимодействия с мальчиком.

Задача № 16. Изучая книги по педагогике, вы вероятно обратили внимание на то, что в них мало говорится о поле ученика. Субъект образовательного процесса предстает как школьник, ученик, обучающийся т.е. безотносительно к тому, какую часть человечества они представляют. А нужно ли это учитывать? Ведь у нас для всех написаны одинаковые учебники, всех спрашивают одинаково, всем даются одинаковые темы сочинений и варианты по математике, физике.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения учета индивидуальных особенностей в педагогическом процессе.

2.Должны ли учителя интересовать индивидуальные, возрастные, гендерные особенности обучаемых? Аргументируйте свой ответ.

3.Важно ли для организации субъект – субъектных отношений в педагогическом знать индивидуальные особенности школьников? Аргументируйте свой ответ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9515 – Задача этого текста объяснить нам что. Смотреть фото Задача этого текста объяснить нам что. Смотреть картинку Задача этого текста объяснить нам что. Картинка про Задача этого текста объяснить нам что. Фото Задача этого текста объяснить нам что| 7342 – Задача этого текста объяснить нам что. Смотреть фото Задача этого текста объяснить нам что. Смотреть картинку Задача этого текста объяснить нам что. Картинка про Задача этого текста объяснить нам что. Фото Задача этого текста объяснить нам чтоили читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *