Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 7. Тема и главная мысль текста. Заглавие.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.

Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная мысль текста — это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.

Заглавие текста — это название произведения.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня на уроке вы познакомитесь с такими понятиями, как тема и главная мысль текста, узнаете, как они связаны с заглавием текста.

Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения объединены одной темой и основной мыслью. Познакомимся с этими понятиями.

Прочитайте текст Е. Чарушина «Курочка».

Ходила курочка с цыплятами по двору.

Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорее. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?

В тексте рассказывается о том, как цыплята прятались от дождя. Это и есть тема текста. То, о чём или о ком говорится в тексте, называется темой.

Автор текста Е. Чарушин не только рассказывает о поведении цыплят и мымы-курицы. В последнем абзаце он говорит о том, что для маленьких цыплят всё удивительно, даже дождик. Это и есть главная мысль текста —то главное, о чём хотел сказать автор.

Прочитайте еще один рассказ и попробуйте определить его тему и главную мысль.

У Алёши Чупина ангина. Он давно не ходит в школу. К мальчику пришли Гриша и Алёнка. Они рассказали товарищу о школьных делах. Гриша научил его решать новую задачу. Алёша был рад приходу ребят.

Хорошие у мальчика товарищи!

Рассказ о том, как ребята навестили больного товарища. Это — тема текста.

Главная мысль текста такая: у Алеши хорошие товарищи. Это главное, что автор хотел сказать читателю.

Рассказ имеет заглавие (название) — «Товарищи». Заглавие отражает главную мысль текста. По нему можно определить, о чём хотел сказать автор.

Заглавие должно указывать на самое важное в содержании текста — на тему или главную мысль текста.

Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть картинку Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Картинка про Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется

Сегодня на уроке вы узнали:

1. У каждого текста есть тема. Тема — это то, о чём или о ком говорится в тексте. Чтобы определить тему, можно задать вопрос: о чём (о ком) говорится в тексте?

2. Также в тексте есть главная мысль — то важное, о чём хотел сказать автор, в чём хотел убедить читателя или слушателя. Для того чтобы определить главную мысль, можно задать вопросы: чему учит текст? С какой целью автор написал текст?

3. Текст может иметь заглавие. Заглавие отражает тему или основную мысль текста. Определив их, можно подобрать к тексту заглавие.

Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть картинку Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Картинка про Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Тема текста.

Что такое тема текста? Выберите один правильный ответ.

А) это то важное, о чём хотел сказать автор

Б) это то, о ком или о чём говорится в тексте

В) это название текста

Подсказка: Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Б) это то, о ком или о чём говорится в тексте

Разместите предложенные варианты ответов в пропуски в тексте.

Текст может иметь ________.

Заглавие отражает ______ или ________ текста.

Варианты ответов: главную мысль, заглавие, тему

Подсказка: Вспомните определения, которые вы узнали в ходе урока.

Текст может иметь заглавие.

Заглавие отражает тему или главную мысль текста.

Текст может иметь заглавие.

Заглавие отражает главную мысль или тему текста.

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Тема: Обобщение изученного материала по разделу «Текст» в форме обучающего тестирования

Я вспомню, что такое «текст».

Я научусь: определять текст, его составляющие, виды текста, составлять тексты, оформлять тексты.

Текст — высказывание, состоящее их двух и более предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны по смыслу.

Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Повествование — рассказывается, сообщается о чём-либо (что? где? как? когда произошло?).

Описание — описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие (какой? какая? какое? какие?).

Рассуждение — объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий (почему?).

Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. — 143 с.

Русский язык. Рабочие программы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2018.

Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. — М.,1989.

Книга для каждого человека становится лучшим другом с самого детства. Испокон веков книга растит человека. Она содержит знания, даёт представление о жизни, помогает понять многие вещи.

Объясните, почему это можно назвать текстом.

Выберите подходящий для этого текста заголовок:

Прочитайте текст. Сколько в нём предложений? Какова тема текста?

Наступила осень. Листва на деревьях пожелтела. Частыми стали дожди. Детвора любить гулять под дождём в резиновых сапожках.

Установите соответствие между определением и его объяснением. Соедините подходящие элементы стрелками.

высказывание, в котором два или несколько предложений, связанных общей темой

то, о чём или о ком говорится в тексте

Посмотрите на картинки. Придумайте к ним предложение. Напишите его, правильно оформляя.

Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть картинку Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Картинка про Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется

Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть картинку Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Картинка про Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется

Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть картинку Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Картинка про Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется

Раскрасьте картинку. Напишите, о чём она.

Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть картинку Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Картинка про Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется

1. Текст, в котором сообщается о чём-либо (что? где? как? когда произошло?).

3. Текст, в котором объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий.

4. Текст, в котором описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие.

5. Список, состоящий из основных мыслей текста, которые изложены в логической последовательности.

7. То, о чём или о ком говорится в тексте.

8. Название произведения или отдельных его частей.

2. Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

6. Высказывание, в котором два или несколько предложений, которые объединены общей темой и связаны по смыслу.

9. Первая буква в предложении.

Коля, Женя, двор, мяч, игра, ворота, гол, любимая, игра

Ветер шевелил с_лому по д_роге, а к_тёнок играл с с_ломой, и дети рад_вались. П_том они нашли возле дороги щавель, пошли соб_рать его и забыли про к_тёнка. Вдруг они услышали, что кто-то громко кр_чит: «Назад, назад!» — и увид_ли, что скачет охотник, а впереди его две собаки увид_ли к_тёнка и хотят схв_тить его. А к_тёнок глупый, вместо того чтобы б_жать, пр_сел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закр_чала и поб_жала прочь от них. А Вася что было духу пустился к к_тёнку и в одно время с собаками подб_жал к нему. Собаки хотели схватить к_тёнка, но Вася упал животом на к_тёнка и закрыл его от собак.

Прочитайте. Наберите текст, разбив его на предложения. Вставьте пропущенные знаки препинания.

потоки воды размывают вершины оврага роют ямы на его дне образуют новые боковые овражки Они ползут во все стороны прорезают поля подступают к селениям размывают улицы уничтожают дороги подкапываются под дома Ветер загудел затрещал сорвал крышу сарая и помчался дальше. Вот он снова несётся ломает сучья крутит пыль на дороге подхватывает солому и бросает её через дорогу

10. Напишите рассказ по картинке, состоящий из четырёх предложений. Придумайте к нему заголовок. Правильно оформите текст.

Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть картинку Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Картинка про Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется

11. Рассмотрите картинки. Подберите к ним правильные предложения. Прочтите получившийся текст.

Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть картинку Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Картинка про Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называетсяЗакончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть картинку Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Картинка про Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется

Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть картинку Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Картинка про Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называетсяЗакончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть картинку Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Картинка про Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется

Маша взяла яйцо в руки, и из него вылупился цыплёнок.

Маша вышла погулять. Светило яркое солнце.

Девочка отнесла цыплёнка курице с цыплятами.

В траве она увидела гнездо, котором лежало яйцо.

Напишите тему текста. Придумайте ему название.

12. Прочитайте слова. Можно ли сказать, о чём будет рассказ?

Маша, на грядке, морковка, поливала, лягушка, увидела

Составьте текст по опорным словам. Запишите. Придумайте название.

Источник

Отличие темы от основной мысли текста

Тема и основная мысль: связь и различие

Существуют разные определения понятия «текст».

В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.

В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.

Текст — это группа предложений, которые связаны между собой грамматически и синтаксически, а также объединены общим смыслом и темой.

Основные признаки:

Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:

Тема текста — это то, что раскрывается в его содержании.

Тексты могут описывать:

Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.

Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.

Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.

Основная мысль — это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея. Она определяет содержание и напрямую связана с темой. Может быть выражена в одном или нескольких предложениях.

Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.

Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.

Разница между основной мыслью и темой:

Как определить тему текста и главную мысль

Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:

Подсказки, по которым можно определить тему:

Подсказки, по которым можно определить основную мысль:

Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:

Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:

Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.

Пояснения на примерах

Приведем несколько примеров, для того чтобы лучше понять, как определить тему и основную мысль текста.

Взволнованные дети, в нарядной одежде и с красивыми букетами в руках, заходят в класс. Они видят на партах новенькие, как будто только что отпечатанные книги. Первоклассники с любопытством рассматривают их. В книгах много красочных картинок и интересных заданий.

— Это ваша первая учебная книга, — говорит детям учительница. — Она называется букварь. Как вы думаете, почему у нее такое название?

Первоклассники поднимают руки.

— Мы будем по ней учиться буквам, — робко отвечает Машенька.

— С ее помощью мы научимся читать и писать, — весело говорит Сережа.

— Мы узнаем с ее помощью много нового, — добавляет Танечка.

Учительница улыбается. Она говорит детям:

— Да, вы правы. С этой книгой вы откроете для себя дорогу в мир знаний. С ее помощью вы потом научитесь хорошо читать и другие книги.

Тема этого текста — «Букварь», поскольку на протяжении всего рассказа речь идет именно об этой книге.

Основная мысль может быть сформулирована следующим образом:

«Букварь — это первая учебная книга для детей. С ее помощью дети обучаются чтению».

Волк является опасным хищником. Это очень сильное и выносливое животное. Волки охотятся на оленей, лосей и косуль. Но могут они есть и более мелкую добычу: зайцев, сусликов и даже мышей. Многие боятся и не любят волков. Но не все знают, что эти животные выполняют очень важную роль. Они являются своеобразными санитарами лесами, поскольку чаще всего охотятся на слабых и больных зверей. К тому же благодаря волкам контролируется популяция грызунов и травоядных животных.

Тема текста — «Волк» или «Волки».

Основная мысль: «Волк — не просто опасный хищник, но и полезный санитар леса».

Источник

«Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Смотреть картинку Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Картинка про Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется. Фото Закончи высказывание то о ком или о чем говорится в тексте называется

Алина Косова

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.

Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

Чем различаются тема и главная мысль текста?

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 💪🤓

Я помогаю ученикам запомнить самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!

Как определить тему и главную мысль текста?

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

Поработаем с примером

«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-разному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!

Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!

Источник

тема. Тема текста. Текста это то, о ком или о чем говорится в тексте

Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объеденённых общей темой связанных друг с другом по смыслу.

Тема текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте.

Основная мысль или идея текста – это то главное, что хотел сказать автор текста.

Заглавие текста – это название произведения. Оно отражает либо тему, либо основную мысль текста. Заглавие помогает предположить,что будет в тексте, предположить возможное развитие событий, понять смысл текста.

Стиль текста – это разновидность языка-речи, характеризующаяся совокупностью определенных средств, использующихся в той или иной сфере общественной деятельности. Разговорный и книжный. Книжный стиль делится на 4: научный, официально-деловой, публицистический и художественный.

Тип текста – это способ изложения, при помощи которого автор сообщает определенную информацию. В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Рассуждение — тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки. Рассуждением может стать словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-то мысли. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события). Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?)

Жанр текста. Жанром называют форму организации речи, выделяющую и характеризующую типы текста. Также жанр различает характер речевой деятельности и форму его использования. К примеру, жанром разговорного стиля является диалог, беседа, письмо, открытка; Художественный стиль включает в себя такие жанры, как роман, очерк, повесть, басню. Научный стиль включает в себя такие жанры, доклад, научная статья. Жанры Официально-деловой стиля записка, заявление, объявление, резюме. Жанры публицистического стиля интервью, репортаж, заметка в газете.

Ключевые слова – слово в тексте, способное в совокупности с другими ключевыми словами дать высокоуровневое описание содержания текстового документа, выявить его тематику.

Микротемы – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац. Но вы должны помнить, что количество микротем и абзацев в тексте не всегда совпадает; в одном абзаце может быть две микротемы или микротема может занимать два абзаца.

Коммуникативная задачи текст – с какою целью создан, написан текст. Коммуникативная задача текста – задача общения, т. е. задача, которую автор ставит перед читателем и для раскрытия которой создается текст. Предложение, в котором поставлена коммуникативная задача, обычно находится в начале текста.

1. Определение предмета (дефиниция). Что есть что; Что – это что; Что называется чем; Что называют чем

2. Введение термина. Что носит название чего; Что получило название чего; Что имеет название чего

3. Квалификация предмета. Что считают чем (каким); Что считается чем (каким); Что представляет собой что; Что кажется (казалось) чем (каким); Что заключается в чем; Что состоит в чем

4. Принадлежность предмета к классу. Что относится к чему; Что принадлежит к чему; Что входит в группу (класс, тип) чего; Что является одним из чего

5. Классификация предмета. а) Что делят на что; Что разделяют на что; Что подразделяют на что; Различают что б) Что делится на что; Что разделяют на что; Что подразделяется на что; Что различается

6. Качественный состав, строение предмета. а) Что входит в состав чего; Что содержится в чем; Что образует что; Что является составной частью чего б) Что состоит из чего; Что содержит что; Что включает в себя что; Что имеет в своем составе что

7. Количественный состав предмета. Сколько чего входит в состав чего; Сколько чего содержится в чем; Сколько чего падает на долю чего; Сколько чего приходится на долю чего

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *