благовещенский монастырь киржач владимирская область
Благовещенский монастырь в Киржаче – обитель Сергия Радонежского
Разноцветная осенняя листва шуршит под ногами, кружит над головой. После городских пейзажей глаз невольно отдыхает на живописной пойме речушки Киржач. Мы стоим на ее высоком берегу, на самой круче и любуемся великолепными видами. Здесь установлены удобные скамейки. Садись и думай о вечном. Место для подобных размышлений просто идеальное.
Провожу здесь всего 10 минут и сразу понимаю: трудно представить в эту чудесную осеннюю пору локацию более красивую, чем древний Свято-Благовещенский женский монастырь, притаившийся в самом центре города Киржача. Оазис светлой энергетики в нашей быстрой и суетной жизни. Сюда заходишь и как будто говоришь себе: «Я в домике! То есть под особой защитой…»
А ведь почти 700 лет назад на этой самой круче остановился подвижник земли Русской — Сергий Радонежский.
И кто знает, возможно, этот завораживающий пейзаж и заставил его основать посреди глухих лесов уединенную обитель, где преподобный прожил четыре года. А затем вернулся в Троицкий монастырь, оставив новую общину на своего сподвижника. Но обо всем по порядку.
Правда ли, что Сергий Радонежский своими руками ископал в обители святой источник, кто из Милославских нашел здесь свой последний приют и какая святыня заставляет верующих посещать монастырь снова и снова. Смотрите новый выпуск программы «Точка на карте». В роли рассказчика – народный гид Алексей Валентинович.
Тайм — коды выпуска:
Колодец ископал сам преподобный
Территория монастыря – место тихое и спокойное. Однако то и дело здесь можно встретить людей с пластиковыми бутылками и канистрами. Все они направляются к святому источнику. Спускаемся к роднику и мы по металлической лестнице.
Внизу из небольшой трубы бьет источник. Все обустроено очень удобно и цивилизованно. Доступ открыт для всех.
Чуть выше расположена небольшая часовня, внутри которой колодец.
Рядом икона преподобного Сергия Радонежского. По преданию, он своими руками ископал этот источник, который, не иссякая, принимает страждущих и по сей день. Получается, что воду здесь берут уже почти семь веков.
Пришел из Троицкого монастыря
Но вернемся к XIV веку, а точнее — в 1354 год. Это год основания Благовещенского монастыря. Из истории мы знаем, что благодаря Сергию Радонежскому в Русской земле появилось немало обителей. И лишь немногие он открыл лично. Среди них — Троицкий монастырь на Маковце и Благовещенский на Киржаче. Троицкий монастырь (сегодня это Троице-Сергиева лавра) преподобный покинул после того, как у него возникли разногласия со старшим братом Стефаном. Тот допустил брань в адрес Сергия. Чтобы избежать конфликта, преподобный принял решение уйти.
Сначала он отправился в Махрищский монастырь, а потом решил найти место, где можно уединиться. Во время своего странствия Сергий остановился на высоком берегу реки Киржач. В переводе с сарматского (один из финно-угорских языков) Киржач — это «левый», то есть левый приток Клязьмы. Вокруг были непроходимые леса — местность идеальная для одинокой жизни.
Здесь Сергий Радонежский и обустроил себе скромное жилище. Постепенно за своим игуменом на берег Киржача стала переселяться братия Троицкого монастыря. Община росла. Тогда, по сути, и образовалась новая обитель. Вскоре появилась и первая деревянная церковь, освещенная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
И умерли в один год
Спустя четыре года Сергий Радонежский вернулся в Троицкий монастырь. А вместо себя оставил своего сподвижника и ученика – Романа Киржачского, который и стал игуменом нового монастыря. Примечательно, что учитель и ученик скончались в один и тот же год – в 1492-м. Погребли Романа Киржачского у южной стены деревянного храма, ближе к алтарной части.
Сегодня мощи святого обретены. Они размещены в подклети собора, в храме, который освящен в честь преподобного Романа. Многие едут издалека, чтобы поклониться святыне, попросить здоровья и благополучия. Верующие говорят, что Роман Киржачский помогает людям в исцелении болезней, в решении сложных житейских ситуаций, оказывает духовную поддержку.
Семейная усыпальница Милославских
Время шло. Вокруг появлялись слободы и селения. Монастырь ширился и процветал. К середине XVI века Благовещенский монастырь был вторым из четырнадцати приписанных к Троице-Сергиевой лавре. В киржачской обители проживали 90 монахов. Она имела свои мельницы, солеварни, рыбные ловли, обширные земельные угодья, ярмарочную торговлю.
А в 1656 году боярин Иван Андреевич Милославский возводит рядом с Благовещенским собором над могилами своих родителей богатую каменную церковь в честь Всемилостивого Спаса.
Об этом факте свидетельствовала надпись вязью на южной стене постройки, которая гласила: «своей казной над родителями своими и по своей душе вечный поминок…» Этот храм становится фамильной усыпальницей Милославских. Здание очень интересное. Это достаточно редкий тип шатровой церкви, которая стоит на подклете и завершается шатровой колокольней.
Глава семейства Иван Андреевич служил у царя Алексея Михайловича окольничим боярином и состоял в родстве с его первой супругой Марией Милославской. Сам боярин женат был дважды. Но все его дети (двое сыновей и четыре дочери) скончались в младенчестве. Таким образом, киржачская ветвь рода прервался со смертью самого Ивана Андреевича в 1663 году. Сейчас в усыпальнице находится 15 гробниц, где покоится прах Милославских. Сохранились и немногие надгробные камни, которые свидетельствуют о том, кто здесь был похоронен.
Интересно, что на территории Владимирской области, в селе Подолец Юрьев-Польского района, есть еще одна усыпальница Милославских. Мы побывали там летом и об этом путешествии писали здесь.
Монастырь исчез – появился Киржач
Свято-Благовещенский монастырь был упразднен в 1764 году по указу Екатерины II о секуляризации церковных земель. В результате перехода монастырских земель в ведение государства появилось казенное село Киржач, получившее свое название по реке. Через 14 лет оно слилось с селом Селиванова Гора. И новое образование получило статус уездного города под названием Киржач.
План Киржача с нанесенными слободами
Росписи старосты
После закрытия монастыря его храмы стали приходскими. Со временем они беднели и сильно обветшали. Положение изменилось лишь в XIX веке, когда среди жителей Киржача нашлись люди, которые за свой счет решили провести восстановление церковных построек. Особенно много сделала семья Соловьевых, местных купцов.
Примечательно, что на стенах Благовещенского собора сохранились фрагменты уникальных росписей XIX века. В 1857 году храм как раз и был расписан художником Александром Петровичем Соловьевым, главой торгового дома Соловьевых и бессменным старостой собора. В 1885 году росписи были поновлены московским живописцем А.Я. Стороженко.
Александр Соловьев был старостой 17 лет. Этот человек и вся его семья очень много сделали для сохранения храмов Киржача. После кончины Александра Петровича на его могиле были высечены такие слова:
Дышал он дружбою святою,
Любил и бедным помогать,
Своей искусною рукою
Любил он храмы украшать.
Семнадцать лет при них старался,
Потом Предвечного Христа
Икону Снятия с Христа
Писав – в страстной пяток скончался…
Памятник над могилой А.П. Соловьева. Фото начала XX века
Дети Александра Петровича (Александр Александрович и Петр Александрович) в память о своем родителе возвели в 1866 году на территории монастыря еще одну постройку – храм Всех Святых. Он сохранился до наших дней. Примечательно, что на средства братьев Соловьевых для колокольни были отлиты колокола в количестве 9 штук. Самый большой весил 549 пудов (8784 килограмма).
Древний Благовещенский собор
Самое древнее из сохранившихся сооружений на территории монастыря – это каменный Благовещенский собор. Кратко мы уже коснулись его уникальных росписей. Сам же храм был построен в конце XV – начале XVI века. Предположительно в последние годы жизни Ивана III (1505 год).
По архитектуре памятник схож с Троицким собором Троице-Сергиевой лавры, а жители Владимира могут узнать в нем черты Успенского собора Княгинина монастыря. Сравните сами.
Успенский собор Княгинина монастыря
В Благовещенском соборе без труда мы угадываем черты раннего московского стиля. Это крестово-купольное, четырехстолпное здание с красиво устроенными сводами, которые особенным образом организуют сакральное внутреннее пространство. Церковная опись XIX века сообщает об огромном трехъярусном деревянном иконостасе, в котором было 47 икон.
Снаружи под куполом — несколько рядов характерных кокошников, или ложных закомаров. Архитектура очень проста и в то же время монументальна. Собор стоит на высокой подклети, где, как мы уже говорили, сегодня находится храм с мощами Романа Киржачского.
Колбаса среди могил
После революции 1917 года постройки бывшего Благовещенского монастыря стали использоваться властью в своих целях. До 1932 года местный музей, в чьем ведении были храмы, боролся за их сохранение. Финансирования не было, зато были варварские набеги с последующим разграблением церковных ценностей. Погибло практически все. А в 1932 году была взорвана Сергиевская церковь. В двух уцелевших храмах бывшего монастыря разместили мастерские, склады, конюшню, коптильню. Только один пример: в фамильной усыпальнице Милославских был оборудован колбасный цех. Стоит ли говорить, что надгробия XVII века были практически полностью уничтожены.
Хлебозавод в храме Всех Святых.
Шлемовидный, потом луковичный. И наоборот
Бесчинства продолжались вплоть до 60-х годов XX века. К этому времени памятники имели ужасающий вид, но стояли: без крестов, с оскверненными алтарями, с текущими крышами и разрушающейся живописью на стенах.
Наконец, в 60-х годах архитекторы «Владимирреставрации» смогли убедить областную власть в необходимости восстановления киржачских памятников. И здесь ключевую роль сыграл академик архитектуры Игорь Александрович Столетов. Именно ему мы обязаны тем, что два древних храма Благовещенской обители дожили до наших дней.
Команда суздальских реставраторов провела срочную консервацию Благовещенского собора и храма Всемилостивого Спаса. На соборе был реконструирован купол. Он вновь стал шлемовидным, что соответствовало ранней московской архитектуре и воссоздавало первоначальный вид сооружения.
В XIX веке купол по каким-то причинам заменили на луковичный, что противоречило чертам раннего московского стиля.
Также реставраторы восстановили ряды кокошников под куполом, увенчали обе церкви крестами. По причине ветхости была разобрана галерея, построены новые лестницы, восстановлены дверные и оконные проемы. Все это, без преувеличения, спасло разрушающиеся памятники древности. Планировалось, что в них разместят музей. Но этого не случилось. После спасительного ремонта уникальные храмы вновь на долгие годы повисли в воздухе. «Очень скоро, — вспоминал Игорь Столетов, — обнаружилось их (властей — Прим. редакции) полное равнодушие к этому делу… Оказалось, что хозяина там и в помине не будет. И отреставрированные храмы с открытыми галереями повисли на десятки лет заброшенными…»
Возродилась духовная жизнь
И лишь в 90-е годы XX века в бывшем монастыре вновь возродилась духовная жизнь. В ситуацию вмешались обычные жители Киржача. С началом перестройки образовалась группа неравнодушных людей, которые стали требовать возвращения обители верующим. И они добились своего, храмы вернули в ведение Русской Православной Церкви. С этого момента началось восстановление. В основном оно шло на пожертвования. Кроме того, люди приходили убираться, облагораживали территорию, помогали во всем. А 4 июля 1995 году киржачский монастырь был возобновлен как женский и стал называться Свято-Благовещенским.
Запах роз и истории
Сегодня в монастыре, к счастью, ничто не напоминает о былой разрухе. Повсюду благоухают заботливо устроенные цветники. Даже поздней осенью здесь цветут розы: в этом году они распустились уже в третий раз! И это почему-то не удивляет. Уж больно живая и светлая здесь энергетика.
Территория обители ухоженная, чистая. А спасенные храмы регулярно созывают верующих на службу. И, что важно, работа по восстановлению памятников продолжается. Здесь чтут и сохраняют историческое и духовное наследие предков. Для всех желающих сестры, которых всего около 20, проводят экскурсии.
Посетите Благовещенский женский монастырь, умойтесь водой из источника Сергия Радонежского. Это место, где очень четко ощущаешь, что чудо – это не какое-то волшебное событие. Чудо – это вера и сила духа, это добрые человеческие дела во имя родной земли, во имя своих корней, во имя будущего. И сложная судьба Благовещенской обители — лучшее тому доказательство.
Подготовила Дарья Ермолина
Съемки и монтаж Дмитрия Киреева
Фото и видео «Призыва»
*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода
Благовещенский Киржачский женский монастырь
Мiръ Россия Владимирская область Киржач Благовещенский Киржачский женский монастырь
Содержание
История [ править ]
Согласно летописным источникам Троице-Сергиевой лавры, в 1358 году преподобный Сергий Радонежский на время покинул Троицкий монастырь и отправился в путь в поисках места для строительства новой обители. В Махрищском монастыре он встретился с игуменом Стефаном и взял себе в спутники монаха Симона. После долгих странствий путники остановились у левого высокого берега реки Киржач.
Через некоторое время к новому месту пребывания Сергия пришли его ученики. Братией были построены кельи и деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Прожив в обители на Киржаче четыре года, Сергий Радонежский вернулся в Троицкий монастырь, оставив настоятелем своего ученика преподобного иеромонаха Романа, который занимался благоустройством Киржачского монастыря до самой смерти — до 1392 года. Роман Киржачский, причисленный Церковью к лику святых, считается первым игуменом монастыря.
Монастырь, изначально существовавший как мужской, находился в ведении Троице-Сергиевой лавры. В XVI веке на месте деревянной Благовещенской церкви был построен каменный храм, а также возведена трапезная церковь, освящённая в честь Сергия Радонежского. В 1656 году за алтарём Благовещенской церкви боярин Иван Андреевич Милославский над могилами своих родителей построил Спасскую церковь с колокольней. Впоследствии это место стало фамильной усыпальницей Милославских. Архивные документы свидетельствуют, что в средние века монастырь был окружён каменной оградой, за которой с северной стороны находилась часовня над колодцем, выкопанным Сергием Радонежским.
В 1764 году монастырь был упразднён и обращён в Благовещенский приход. По манифесту Екатерины II о секуляризации церковных владений, монастырское имущество было передано в Троице-Сергиеву лавру, братия была переведена частью туда же, частью в другие монастыри.
В середине XIX века росписью приходских храмов занимался основатель шёлковой промышленности в городе Киржаче Александр Петрович Соловьёв. В 1864—1869 годах его сыновья Пётр и Александр построили храм Всех Святых с высокой колокольней.
Только в 1990 году Благовещенский и Спасский храмы были возвращены Русской православной церкви. В июле 1995 года указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия монастырь возобновил свою деятельность как женская обитель. В 1997 году в подклети Благовещенского собора была установлена рака с мощами Романа Киржачского. В многолюдных богослужениях по поводу обретения мощей Романа Киржачского принял участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельниц обители.
Совершенствуются формы социального служения.
Храмы [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Свято-Благовещенский епархиальный Киржачский женский монастырь
Основан преподобным Сергием Радонежским в 1358
СВЕТ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Покров Божией Матери — праздник, который почитается в русском православном народе, почти как двунадесятый, как то, что имеет решающее значение для нашего спасения. И это действительно так. Потому что тайна, открываемая этим праздником, — тайна Креста Христова.
Когда кажется, что зло торжествует, что побежден Господь наш Иисус Христос, а с Ним и все человечество — все люди, которые надеются на Бога, на правду, на истину, — тогда Божия Матерь, имея этот дар — быть Матерью всего рода человеческого, встает на молитву за всех, кому суждено пережить это поражение в жизни. И Покров Божией Матери — светоносный, благодатный, пасхальный, сотканный из света победы Христовой над злом и над смертью, — простирается над миром. Потому что в мире всегда присутствует Крест Христов, внешне видимый всеми и все более различаемый теми, кому дается видеть незримое.
Служба Погребения Божией Матери
Чин Погребения Пресвятой Богородицы – особое богослужение в православной Церкви, во время которого воспоминается успение и погребение в Гефсимании Божией Матери.
Чин Погребения Пресвятой Богородицы включает в себя как грустные песнопения, посвященные успению (смерти) Девы Марии, так и богослужебные тексты, дарующие человеку надежду на исполнение обетования самой Богородицы о заступничестве человечества перед Богом до момента скончания времен.
Отправления богослужения Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, вошедшим в литургическую жизнь Церкви. В Типиконе (главной книге, отображающей богослужебный устав Церкви) самого последования чина Погребения Божией Матери и указаний на его совершение в православных храмах нет. Однако такое умолчание Типикона об этой службе не является серьезным препятствием к отправлению богослужения, ведь в таком действии проявляется особая любовь человека к Божией Матери и почитание усердной Заступницы христиан.
ДРЕВНЕЙШИЙ КАНОН УСПЕНИЮ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Перевод и комментарии
Гробница Богородицы. Иерусалим
11 августа — память Рождества свт. Николая чудотворца и день преставления прп. Романа Киржачского
11 августа 2021 года, в день памяти преподобного Романа Киржачского, Преосвященный Иннокентий, епископ Александровский и Юрьев-Польский, совершил Божественную Литургию
Его Преосвященству сослужили секретарь епархиального управления иеромонах Даниил (Колесников), благочинный монастырей Александровской епархии игумен Серафим (Котенёв), благочинный Киржачского церковного округа протоиерей Дмитрий Ершов, благочинный Петушинского церковного округа протоиерей Сергей Берёзкин и духовенство Киржачского благочиния. За Литургией молились настоятельница Свято-Благовещенского Киржачского женского монастыря игумения Феодора (Трубач), настоятельница Свято-Успенского Александровского женского монастыря игумения Иоанна (Смуткина), настоятельница Скорбященского женского монастыря игумения Магдалина (Лушина). По окончании Литургии Владыка обратился ко всем собравшимся со словом проповеди и преподал архипастырское благословение. В завершение был совершен крестный ход к мощам преподобного Романа Киржаского, возле которых был совершен чин славления.
1358-1764 От основания до упразднения
История Благовещенского Киржачского монастыря от основания до упразднения
(1354 – 1764 годы)
«В лето отъ сотворения мира 6900», а от Рождества Христова 1392 «сентября 25 преставися преподобный игуменъ Сергий, святый старецъ, тихий и кроткий»[1]. Вот скромная отметка летописи о кончине преподобного Сергия Радонежского – величайшего подвижника земли Русской, благоговейно почитаемого всеми, от великого князя до простолюдина; умиротворителя князей и поборника единодержавия – созидателя русской государственности; заступника за землю Русскую, благословившего князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву; смиреннейшего инока, известного своим благочестием далеко за пределами нашего отечества; друга святителей, умоляемого, но не умоленного занять кафедру митрополита всея Руси; любимого игумена – преобразователя монашества; пламенного молитвенника, давшего русскому народу такую твердыню Православия и народности, какой явилась основанная им Троицкая обитель во все последующие исторические времена.
Но не один Троицкий монастырь основал великий Сергий Радонежский. Его благословением и трудами на Руси появилось множество монашеских обителей. В их числе – и основанный Преподобным по особому Промыслу Божиему Свято-Благовещенский монастырь на Киржаче.
Случилось это следующим образом. Во второй половине XIV века в Русской церкви происходила смена Студийского устава на Иерусалимский. Возможно, старший брат преподобного Сергия Стефан был сторонником старой традиции, тогда как Сергий склонялся к новому уставу, введение которого было связано с деятельностью святителя Алексия. Как мы знаем из «Жития преподобного Сергия», составленного его первым биографом Епифанием Премудрым, однажды во время вечернего богослужения Стефан спросил канонарха: «Кто дал тебе эту книгу?» Канонарх ответил: «Игумен дал мне ее». На что Стефан резко сказал: «Кто здесь игумен? Не я ли основал это место?» И другие произнес немирные слова. Преподобный Сергий находился в алтаре и все слышал.
Чтобы не вступать с братом в состязание о первенстве, Преподобный, прямо из алтаря, не заходя в келью, вышел никем не замеченный из ворот основанного им монастыря и направился в Махрищский монастырь к своему духовному другу игумену Стефану. По преданию, в этом путешествии великого Сергия сопровождал его ученик, преподобный Роман.
Некоторое время преподобный Сергий пребывал в Махрищском монастыре, в молитве испрашивая волю Божию, после чего вместе с провожатым отправился дальше. В нескольких верстах от Махры они нашли пустынное место поразительной красоты. Здесь, на высоком берегу реки Киржач, они и остановились. Облюбовав это место для пустынножительства, Преподобный устроил убогое жилище и своими руками ископал на Киржачской круче колодец.
Инокам Троицкой обители вскоре стало известно, куда удалился их смиренный игумен. Один за другим, самые верные и любящие, стали приходить к нему его духовные чада. Преподобный с любовью принимал каждого, расчищал с братией лес и ставил келии. По благословению московского митрополита святителя Алексия Преподобный поставил небольшую деревянную церковь, которую освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Умилительна молитва Преподобного, с которой он обратился ко Господу, приступая к ее строительству: «Господи Боже сил древле укрепивший Израиля многими чудесами и законодавца Своего Моисея многими различными известив знамениями, и Гедеону руном образ победы показавший, Сам ныне, Владыко, Вседетель, услыши мя, грешнаго раба Твоего, молящагося Тебе; прими молитву мою и благослови место сие, где благоизволил создаться храму, во славу Твою и похвалу и честь Пречистыя Матере Твоея, честнаго и славнаго Ея Благовещения, да и в том славится пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь»[2].
Вот так и начался Благовещенский Киржачский монастырь.
Оставшаяся в Троицкой обители осиротевшая братия с сокрушенными сердцами отправились к митрополиту Алексию с просьбой о возвращении дорогого игумена. Вняв их просьбе, святитель Алексий послал на Киржач двух архимандритов просить Преподобного вернуться в обитель Святой Троицы. Смиренный игумен отвечал посланным: «Так от меня скажите владыке моему митрополиту: все из уст твоих приемлю с радостию, как бы из уст Христовых и ни в чем тебя не преслушаю»[3]. Преподобный Сергий повиновался святительскому слову и после четырех лет устроения Благовещенского монастыря на Киржаче, вернулся в Троицкую обитель.
Продолжить дело созидания новой пустынной обители и быть в ней наставником иноков игумен Сергий поручил своему преданному ученику и сподвижнику Роману. Преподобный Роман исполнил заповедь своего духовного отца: устроил Благовещенский монастырь и стал образцом подвижнической жизни для своей братии. Он оказался достойным преемником своего игумена, поистине духоносным руководителем своей паствы, словом и примером назидавшим братию монастыря и всех приходивших в обитель. Умножив монастырские здания и украсив Благовещенский храм, преподобный Роман преставился как и его учитель преподобный Сергий в 1392 году и был похоронен у стен Благовещенской церкви.
В ходе строительства монастыря окружавшая его местность, некогда глухая и безлюдная, постепенно оживала. Близ обители на месте непроходимых лесов появлялись селения и слободы.
Благодаря славе своего основателя Преподобного Сергия, Киржачский монастырь пользовался большой известностью и вниманием русских князей, царей и бояр. Они одаривали его землями, селами и различными угодьями, так что очень скоро он стал одним из богатейших монастырей северо-восточной Руси.
К середине XVI века Киржачский Благовещенский монастырь являлся вторым из 14 приписных монастырей Троице-Сергиевой обители. В нем подвизалось 90 монахов. Настоятель Киржачского монастыря, который, как правило, назначался из числа монахов Троицкого монастыря, занимал вторую ступеньку после Троицкого архимандрита. Владения монастыря разрослись и располагались уже не только в Переславском, но и в Дмитровском, Владимирском и Юрьевском уездах. Монастырь имел своих крестьян, собственные рыбные ловли, шесть водяных мукомольных мельниц, две солеварницы, доходы с ярмарок.
Однако жизнь монастыря не была безоблачной. По писцовым книгам видно, что в это столетие на долю монастырской братии и населения прилегающих деревень выпали тяжелые испытания. В Киржачской земле свирепствовали то моровая язва, то голод в связи с неурожаями, то пожары. Пережил монастырь и разорение от польско-литовских войск.
Во второй половине XVII века, в царствование Алексея Михайловича, положение Киржачского монастыря улучшилось. В описи Троице-Сергиевой Лавры и приписных к ней монастырей 1642 года о Киржачском монастыре говорится, что храмы его украшены благолепно. Многие из святых икон в храмах обложены серебром, венцы имеют золоченые, а некоторые украшены жемчугом и драгоценными каменьями. Иконостасы с украшениями. Царские врата, сень над ними и столбцы с литыми оловянными и позолоченными изразцами[4]. До середины XVII века в монастыре было три храма – Благовещенский, Сергиевский и в Святых вратах. В 1656 году боярин Иван Андреевич Милославский возводит рядом с Благовещенским собором над могилами своих родителей новую каменную церковь в честь Всемилостивого Спаса. Впоследствии это место становится фамильной усыпальницей Милославских.
В середине XVII века Киржачский монастырь прославился литературными трудами своего игумена Александра, составившего церковную службу и жизнеописание преподобного Даниила, игумена Переславского Горицкого монастыря.
В XVIII веке Благовещенский монастырь продолжал процветать и расширяться.
Но 1764 год стал для него поистине трагическим. В этом году Екатерина II подписала Манифест о передаче монастырских земельных владений и населяющих их крестьян государству. В результате из 954 великорусских монастырей было упразднено 569 и оставлен за штатом 161 монастырь[5]. В числе упраздненных оказался и Киржачский монастырь. Его имущество было передано в Троице-Сергиеву Лавру[6], братия переведены частью туда же, частью в другие монастыри. Монастырские церкви стали приходскими.
«Болезненным ударом по сердцу верующих русских людей была эта реформа. Запустели места, освященные подвигами святых иноков. Заросла тропа, по которой направлялись народные массы к святым старцам для духовного руководства, к святым могилам – для молитв. Закрылось при церквах и монастырях множество школ, больниц и богаделен. Вместе с закрытием монастырей остановилось и великое дело просвещения инородцев. Народное чувство было слишком возмущено, ибо отобрание церковных имуществ было вопиющим нарушением прав собственности и воли тех, которые завещали свои имения церквам и монастырям на дела благотворения, на поддержание иночества и на помин души. Эта реформа была в глазах народа великим грехом, ибо на пожертвования в пользу церквей и монастырей, о чем было сказано выше, Церковь всегда смотрела как на посвященное Богу», – писал архиепископ Серафим (Соболев)[7].
В 1764 году, при отобрании в государственную казну монастырских вотчин, из подмонастырской слободки было образовано казённое село Киржач. Спустя 14 лет его объединили с селом Селиванова Гора. Тогда же новое образование получило статус уездного города с названием Киржач.
[1] Полное собрание русских летописей. Т. VI. СПб, 1855. С. 134.
[2] Преподобный Роман Киржачский и монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы от основания до наших дней /авт.-сост. Белицина Н.В., монахиня Мария (Сташевская). Москва, 2003. С. 13.
[3] Муравьев А.Н. Жития святых Российской Церкви. СПб., 1855. С. 513.
[4] Сборник Актов Сергиево-Лаврской библиотеки № 679 по Переславлю-Залесскому.
[5] Например, во Владимире из 6 монастырей было упразднено 5, в Суздале и Переславле-Залесском из 12 – 8.
[6] Вследствие реформы 1764 года, из 14 приписанных к Лавре монастырей при ней остался только Махрищский, а сама Лавра поступила на штатное (т.е. на государственное) содержание.