Что означает выражение ярость благородная
Ярость благородная
Война 1812 года – первая война, которая была Россией наречена Отечественной, таковой она и останется навсегда в русском сознании
Картина Н.С. Самокиша |
Исследователи за два столетия уже, наверное, вскрыли все доступные документы, с разных точек зрения рассмотрели канву событий. Трудно предположить, что какие-то ранее неизвестные факты могут радикально изменить представление о летописи войны 1812 года. Однако у современного человека и исследователя есть возможность осмыслить этот период не только с высоты накопленных за два столетия знаний, но и более отстранённо, более панорамно.
России приходилось воевать немало, практически каждое десятилетие в течение многих столетий. Однако войны Нового времени, в том числе и героические походы А.В. Суворова, которые прославили русского солдата на всю Европу, не затрагивали судьбы страны в целом. Они служили либо решению своих геополитических задач, либо чужих, участвуя в коалициях и замыслах других держав, то есть были борьбой за интересы, но не «за живот».
Если же нация способна ощутить угрозу Отечеству как общенациональную беду, то это уже симптом известного духовного строя народа, который определяется тем, чтo он почитает наиценнейшим. Ибо беда случается не с государством, а именно с Отечеством – понятием, включающим не только и не столько землю и построенную на ней жизнь, но чувство рода, живую сопричастность деяниям предков и судьбе потомков. Рациональные иностранцы, например, в 1812 году видели варварство в пожаре Москвы. Но ведь в таком порыве нет места сомнениям о цене победы. Помещики жгли свои поместья, крестьяне бросали своё хозяйство, не думая о том, что потом нечего будет есть, брали вилы и шли на неприятеля. Упоминая «самосожжение» Москвы, Иван Ильин писал, что «Россия победила Наполеона именно этой совершеннейшей внутренней свободой… Нигде люди не отказываются так легко от земных благ… нигде не забываются так окончательно потери и убытки, как у русских».
Отечество вечно в отличие от государства – преходящей формы, творения рук человеческих, которая наследует предыдущие грехи и накапливает собственные.
Государство всегда несовершенно и всегда будет вызывать критику, даже отторжение у части общества. Отечество же – это вечный дар, данный нам для постоянного исторического делания. Подлинное национальное сознание – это не слепое любование, не завышенная самооценка, это – жгучее чувство принадлежности ко всей истории Отечества и его будущему. Такое чувство пробуждается, когда встаёт вопрос: «Быть или не быть?»
В годину «грозы 1812 года» это чувство пронизало всё общество – от аристократии, преклонявшейся перед французским гламуром, до крестьян, знающих только Псалтырь. Лермонтов неслучайно написал своё знаменитое «Бородино» от лица простого солдата, свободного от всякого «классового» чувства, об отсутствии которого в войне 1812 года так сокрушалась «красная профессура» ультрамарксистской школы Покровского, считавшая Наполеона «освободителем», который нёс якобы прогресс в «отсталую» Россию. Но нет, царь, офицер, аристократ и простой мужик были едины: «Полковник наш рождён был хватом: слуга царю, отец солдатам…»
Такое же чувство – «ярость благородная» – «вскипело, как волна» во время гитлеровского нашествия, хотя многие пребывали в ужасе от революции и её следствий, не принимали государство. И именно Великая Отечественная война, востребовав национальное чувство, порушенное классовым интернационализмом, очистила от скверны Гражданской войны и воссоединила в душах людей разорванную, казалось, навеки, нить русской и советской истории. Неслучайно тогда были возвращены с «исторической свалки» великие имена Суворова, Кутузова, Давыдова. Память об Отечественной войне 1812 года вдохновила и на великую Победу мая 1945-го…
В нынешний век скепсиса и нигилизма нелишне помнить, что нация, способная ценить и чтить свою историю, в итоге всегда побеждает и остаётся самостоятельным субъектом мировой истории.
Победа в отечественной войне консолидирует национальную волю и даёт огромный заряд энергии, несмотря на материальные потери и гибель людей – самых смелых и пылких. И Россия вышла из войны 1812 года и последующего победного шествия по Европе способной к историческому рывку – как всегда в русской истории, противоречивому, усилившему внутренние напряжения, рождая новые идеи общественного переустройства. Именно эта способность подвигла Россию на дальнейшее закрепление на Дальнем Востоке, Чёрном море и в Закавказье, оградив его от Персии и Турции, несмотря на все козни Англии. На Венском конгрессе 1815 года она уже действительно могла вести себя как держава, «без которой ни одна пушка в Европе не стреляла». Россия стала превращаться в такой фактор мирового соотношения сил, который и поныне вызывает кое у кого нервозность.
1812 год оставил глубочайший след и в сознании людей, породил мощный творческий импульс, давший миру великую русскую литературу в лице А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого. У Пушкина, кстати, есть потрясающее стихотворение «Бородинская годовщина», по которому можно изучать геополитику с XIX века по сей день: «Куда отдвинем строй твердынь? – За Буг, до Ворсклы, до Лимана? За кем останется Волынь? За кем наследие Богдана?»
XIX век – век империй и «тиранов» был ещё веком почти «рыцарских» войн по сравнению с войнами ХХ столетия и сегодняшним веком насаждаемой бомбами вселенской демократии.
Но война 1812 года, если говорить о жертвах и геополитике, имела всеевропейский характер. По масштабу геополитических амбиций «тяготеющего над царствами кумира» и по втянутым участникам наполеоновского нашествия на Россию это была почти мировая война. В ходе нашествия «двунадесяти языков» французы составляли лишь половину Великой армии. В ней же была вся покорённая Европа – голландцы и бельгийцы, баварцы, саксонцы и хорваты, итальянцы и принудительно мобилизованные испанцы и португальцы, австрийцы в лице восточноевропейцев, румын и мадьяр и, конечно, неугомонные, когда дело касается вреда России, поляки, давшие 100 тысяч солдат.
Кумир же последних – Наполеон Бонапарт, «не любивший Польши, а любивший поляков, проливавших за него кровь» (А. Герцен), считал Польшу разменной картой против России, о чём свидетельствуют его предложения в ходе переговоров по Тильзитскому миру.
Наполеон, ярчайшая фигура не только французской, но и европейской истории, вернул залитой революционной кровью Франции мотив национального единения и величия, за что его правомерно почитают французы.
Но в соответствии с западным «прометеевским» типом (В. Шубарт) Бонапарт обратил революционный пафос в завоевательный. Возжелав возглавить Европу, он безуспешно пытался подорвать мощь своего главного соперника – Британии, втягивая в «континентальную блокаду» Россию, безуспешно предлагал в Тильзите Александру I убрать с карты Европы Пруссию. Наполеон, может быть, первым в истории осознал, что невозможно стать правителем мира, не устранив с мирового поля Россию, не лишив её роли великой державы. Россия уже мешала, как будет она мешать в ХХ и в ХХI веках любому, кто мнит управлять миром. Не пожалевшая жизней за Отечество, она уже тогда оказалась силой, равновеликой совокупной мощи Европы, что и выразил Пушкин с его необычайным историческим чутьём:
Великий день Бородина
Мы братской тризной поминая,
Твердили: «Шли же племена,
Бедой России угрожая;
Не вся ль Европа тут была?
А чья звезда её вела.
Но стали ж мы пятою твёрдой
И грудью приняли напор
Племён, послушных воле гордой,
И равен был неравный спор…»
Выдающийся русский политический географ П.П. Семёнов-Тян-Шанский, председатель Русского географического общества, рассматривал большие когда-либо существовавшие геополитические проекты, среди которых со времён Пунических войн было стремление кольцеобразно овладеть обоими побережьями Средиземного моря, что делали и арабы, и турки и что начал реализовывать Наполеон. Если бы он по наущению своей соперницы Англии, как пишет Семёнов-Тян-Шанский, не двинулся на Россию, Бонапарт вполне мог стать «господином мира». Было бы интересно найти документальные подтверждения такому мнению и выяснить, не являлись ли англосаксы уже тогда заинтересованными в сталкивании крупных континентальных соперников в Европе, дабы не допустить формирования одной преимущественно влиятельной державы на Европейском континенте, что составляет суть британской стратегии. Это была роковая ошибка Наполеона.
Потерпев сокрушительное поражение, он бежал из России, бросив свою разгромленную, голодную, оборванную и замерзающую Великую армию. Россия же за века не знала такой гибели людей и акого разорения и опустошения.
Русская армия победоносно вошла в Париж, удивляя парижан казачьим обмундированием и желанием всё получить «бистро-бистро». Но Россия тем не менее спасла Францию, став на Венском конгрессе единственной, кто не позволил лишить её геополитического значения, что предпочитали Австрия и Пруссия. Император Александр содействовал уменьшению репараций, возложенных на Францию, сокращению срока оккупации союзными войсками французской территории. Меркантильность совершенно не была свойственна тогдашней русской политике, руководствовавшейся прежде всего принципом легитимизма и тогда ещё сохраняемой государственной морали.
Хотя Франция была неприятелем и завоевателем, французские политические идеи оказались весьма заразительными, и российские умы возмечтали о республиках, социализме, свержении самодержавия, ничуть не испугавшись террора. Это и дух декабризма с его ещё кабинетными, хотя весьма кровожадными утопиями, это и развивавшийся весь XIX век революционный проект, который реализовал себя через столетие в Октябрьской революции, скопировавшей и якобинский «революционный террор», и неизбежный итог, когда «революция, как Сатурн, пожирает собственных детей» (А. Франс), а гильотина репрессий рубит уже собственных «октябрьских» дантонов и робеспьеров.
Можно только пожалеть о том, что взаимное узнавание России и Европы, столкновение и взаимодействие культур, привычек, образа жизни непосредственно и осязаемо происходило в прошлые века тогда, когда русский народ, изгоняя захватчиков и оттесняя их к собственным границам, освобождал и другие страны и народы. Но это очень интересный процесс на самом живом человеческом уровне.
Если во французском языке русские оставили слово «бистро» – быстро, то в русском языке до наших дней сохранилось слово «шаромыжник» – вызывающий жалость проситель, от французского обращения «Шер ами» (Сherami! – Дорогой друг!), с которым замерзающие французы поздней осенью 1812 года, съев уже своих павших лошадей, просили поесть и обогреться.
Слово это, чисто по-русски беззлобно, отражает судьбу завоевателя, который приходит в Россию в блестящем мундире на белом коне, мнив себя правителем мира, а обратно, усеяв русскую равнину своими и нашими мёртвыми телами, возвращается с протянутой рукой, голодный, холодный, жалкий и недоумевающий, зачем он сюда пришёл с оружием… Уроки истории, хотя никого не учат, всё-таки назидательны.
«Вставай, страна огромная»
Вставай, страна огромная — ставшая крылатой фразой строчка из песни «Священная война» композитора Александра Александрова и поэта Василия Лебедева-Кумача, написанная под влиянием событий июня 1941 года, когда гитлеровская Германия, бывшая союзником СССР, вдруг без объявления войны напала на него. Текст «Священной войны» Лебедев-Кумач создал уже 24 июня, Александров тут же сочинил мелодию и 26 июня она была впервые исполнена на Белорусском вокзале одной из групп Краснознамённого ансамбля песни и пляски
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.
Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всём враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!
Встаёт страна огромная,
Встаёт на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Что означает выражение ярость благородная
Может. Это когда видишь например трупы женщины и её ребёнка которые умерли в ужасных пытках и мучениях,догоняешь со своим маленьким отрядом целое войско этого неприятеля и рубишь это войско в щепки.
Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реют чайки
С дорогой наравне.
Король глядит угрюмо:
«Опять в краю моем
Цветет медвяный вереск,
А меда мы не пьем!»
Бывает и такая грусть.
«True was the word I told you:
Only my son I feared;
For I doubt the sapling courage
That goes without the beard.
But now in vain is the torture,
Fire shall never avail:
Here dies in my bosom
The secret of Heather Ale.»
Да, безкорыстно, яростно казнить, тех людей, что рвуться на восток, кто его посмеет обвинить если будет он в бою жесток
а почему бы и нет если мы убиваем убийцу то мы поступаем как убийцы или освободители
я допустим сам видел но не я законы издаю сегодня я прав а придет другая власть и все перевернет с ног на голову
Тогда в соответствии с вашей совестью. Эту ситуацию судить не могу. Конкретную.
раньше мы рукоплескали советскому солдату освободившему землю от фашизма теперь некоторые мудаки пытаются переписать историю и пройдет не так много времени и то хорошее что сегодня было обернется злом и хрен кто докажет что черное это плохо а белое это хорошо
Теоретически нет! Ярость чувство не контролируемое. А благородстро очень тонкое.
Спасибо)) мне приятны Ваши комплименты)))
Не трогай эту Песню. а то мы тебя еще раз освободим.,но в это раз уже на всегда.
Спасибо за столь развернутое определение,но это всего лишь сухие фразы,не относящиеся к одноимённой песне.
я внимательно прочитал Ваш ответ,согласен с Вами,я тоже однажды слышал эту песню. в 2009 году в Владивостоке,там давал концерт Назарет,слова что я услышал в некоторых песнях я смог перевести,в том числе и этот сингл тоже. Animals (оригинал Nazareth),там именно эти слова.
Может, если направлена на установление (восстановление справедливости.
Не слышал чтобы бесконтрольным злом можно было справедливость восстановить. Как то не вяжется это.
Если Вы не слышали, это ещё не значит, что так не бывает.
Это метафора, означающая двигательную энергию, возбуждаемую идеей.
может-во имя Отчизны, во имя справедливости, во имя мира на земле
Я не помню, когда последний раз смотрела ТВ, всё равно там сплошной негатив
Абсолютно согласен с вами. По этой причине вы и имеете нормальные мысли и рассуждения. Без надутой предвзятости.
Спасибо, весьма приятный комплимент
Не гневите! Никакого спиртного! Песня о войне, Великой войне советского народа против немецких оккупантов. Если враги сожгут ваш дом, убьют ваших родных, разве не охватит вас ярость? Далеко и спокойно живёте, очевидно.
Что ж вы от родных-то могил свалили за бугор.
. «Вскипает как волна.Идет война народная-Священная война. «.
Фраза «благородная ярость»
Фраза состоит из двух слов и 17 букв без пробелов.
Гимн защиты Отечества
Пусть ярость благородная.
Вставай, страна огромная!
Синонимы к фразе «благородная ярость»
Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.
Фразы
Ваш синоним добавлен!
Написание фразы «благородная ярость» наоборот
Как эта фраза пишется в обратной последовательности.
Написание фразы «благородная ярость» в транслите
Как эта фраза пишется в транслитерации.
в латинской 🇬🇧 blagorodnaya yarost
Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN
Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.
, k f u j h j l y f z z h j c n m
Написание фразы «благородная ярость» шрифтом Брайля
Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.
Передача фразы «благородная ярость» на азбуке Морзе
Как эта фраза передаётся на морзянке.
Произношение фразы «благородная ярость» на дактильной азбуке
Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).
Передача фразы «благородная ярость» семафорной азбукой
Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.
Остальные фразы со слова «благородная»
Какие ещё фразы начинаются с этого слова.
Ваша фраза добавлена!
Остальные фразы из 2 слов
Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.
Комментарии
Что значит фраза «благородная ярость»? Как это понять.
У вас есть вопрос или вам нужна помощь?
Спасибо, ваш вопрос принят.
Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.
Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.
Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.
По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.
Всегда бо царемъ подобаетъ обозрителнымъ
быти: овогда кротчайшимъ, овогда же ярымъ;
ко благимъ убо милость и кротость, ко злому же
ярость и мучение, аще ли сего не им;я, несть царь
Первое послание Ивана Грозного Курбскому (1564)
Ярость – неуправляемый, бурно проявляющийся гнев, неистовство, порыв сильной страсти в совокупности с агрессивным поведением; проблема малоисследованная. Видимое проявление ярости в быту: потеря чувства страха и стыда, хватание противника за «грудки», агрессивная мимика и жесты, крик, нанесение ударов. В общем, оскорбление словом и физическим действием (делом), разламывание мебели, предметов и другие неадекватные действия, основная цель – запугать противника, привести его в состояние страха, ужаса.
Сегодня, это чувство, искусственно воспитывается в массах, на образах и сценах, созданных в кино и ТВ (особенно голливудского, а в последнее время и русского), где мужчины и женщины не сдерживают своих эмоций и в порывах ярости крушат всё, что попадается под руку. В советское время проявление ярости в быту было крайне редким явлением (воспитывали чувство стыда за поступок), а проявление безудержной злости в обществе контролировали, человек позволяющей себе психическое распутство по отношению к людям оказывался в культурной изоляции. К сожалению, люди сегодня копирует «яростный» киношный стиль поведения в обществе, нередки случаи в быту, когда водители на дорогах выясняют между собой уровень знаний правил дорожного движения с бейсбольной битой в руках.
В военное время у солдат, пришедших в состояние ярости (крайнего озлобления), пропадает страх смерти или увечья и осторожность по отношению к противнику. Типичная реакция на ярость – возникновение у людей с нормальной психикой, при контакте с впавшим в ярость человеком, чувства страха или ужаса. Переживание чувства ярости имеется в жизненном опыте любого человека, раз побывав в этом состоянии большинство людей, пугаются последствий и отказываются от проявления безудержной злости (себе дороже, да и СТЫДНО).
1) Существующая этимология
Этимология по Максу Фасмеру
б) Этимологический словарь А.В. Семёнов
Ярость. Древнерусское – яръ, ярость (гнев). Общеславянское – jarъ (ярость). Индоевропейское – ioros (пылкий, порывистый, стремительный). В древнерусском языке слово широко употребляется примерно с середины XI в. и означает «гнев», «досада». Общеславянское слово имеет индоевропейский корень ia- – «быть возбужденным, раздраженным». В свою очередь, этот корень представлен древнеиндийским yatar – «мститель, преследователь».
2) Применение термина в русском языке
а) Повесть временных лет, под 912 год
«От Рима бо пришедъ въ Узантию, умоленъ бысть от живущих ту, створити сия: отгна множьство змий и скоропия изъ града, яко не вьрежатися человЪкомъ от нихъ, ЯРОСТЬ коньскую обуздавъ, егда схожахуся боярЪ».
б) Московский великокняжеский летописный свод (XV в.) In Полное собрание русских летописей. Т. 25 Москва-Ленинград, 1949
«с. 116 неудобно есть тебЬ о семъ въ ярость приходити; но пошли къ нему еще съ лестию, и прелукавствовавъ его, якоже хощеши казнити».
в) Национальный корпус русского языка
* Из Диоптры Филиппа Пустынника. Разговор души и плоти (1300-1400)
«Еже есть ярость же, възрЪние окрестъ сердечныя крови мнозЪ быти мнится; индЪ же;желание же въозопечалити (оскорбить, опечалить) преже наченшаго, якоже мы непщуемъ (грубость?) или ярость есть устремление озлобити раздражившаго».
* А. Пушкин. Взгляд на военное состояние Турецкой империи // «Сын отечества», 1826
«Главное правило состоит в том, чтобы в первую минуту нападения турок, твердо удержаться, показать силу и непоколебимость; сие имеет непосредственное влияние на их запальчивость: малейший успех ободряет, почему и надлежит действовать так, чтобы можно было сказать, что невежество и ярость азиатов сокрушаются об искусство и хладнокровие европейцев: и сие в особенности необходимо при начале открытия кампании».
3) Обобщение и вывод
Термин часто применялся в русском языке примерно с XII века в переводах Библии, богослужебной литературе, светской литературе и актах.
Термин должен содержать в своей графике и фонетике образы-сигналы, которые были закрепленные в нашем сознании библейскими примерами: страх, ужас, страшить и ужасать, пугать, наводить страх, быть страшным и ужасным. Так как средствами русского языка объяснить термин невозможно, то целесообразно обратиться к оригинальному лексикону Библии и библейским образам. Мировоззрение русского человека (представление о действительности) формировалось в системе иудеохристианства, соответственно должна быть связь между образом и термином его обозначающим.
4) Терминология иврита
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – ЯРЫЙ =ЯРЫ+Й.
* ЯРЫ+Й = ивр. ЙАРЕ испуг, страх, ужас; бояться; быть страшным, грозным или ужасным (внушающим страх или благоговение); устрашать, пугать, наводить страх. Термин и его производные применяется в Библии 331 раз.
Ивр. ЙИРА страх, боязнь; ЙАРУИ страшный.
См. стронг;
Общий вид
ЯРЫЙ = ЯРЫ+Й = ивр. ЙАРЕ испуг, страх, ужас; быть страшным, грозным или ужасным; бояться, опасаться.
б) Библейский образ
* Бытие 42:18: «И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь (ЙАРЕ) Бога».
* Исход 3: 6: «И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся (ЙАРЕ) воззреть на Бога».
* Иов 22:4: «Неужели Он, боясь (ЙИРА) тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою?».
Таким образом, русское слово ЯРЫЙ является транслитерацией (передача слова другим алфавитом) библейского термина ЙАРЕ быть страшным, грозным, ужасным. Понятия еврейского и русского языка – тождественны и соответствует действительности, страшному виду человека в момент проявления им «ярости».