что подарить на юбилей музею
Подарки на день музеев
18 мая отмечается День музеев по всему миру. В этот день поздравляются сотрудники учреждений, в которых хранятся культурные ценности человечества. В музеях работают преданные своей профессии люди, потому что она приносит им, прежде всего, моральное удовлетворение. Подарки сотрудникам музеев стоит преподносить именно 18 мая, в тот день, когда отмечается их профессиональный праздник.
Международный день музеев празднуется с 1977 года. В тот год было принято судьбоносное решение для всех музейных учреждений, больших и малых. На очередном заседании Международного совета музеев было решено учредить специальный день, который будет носить официальный статус праздника для всех тех, кто занимается сохранением культурного наследия человечества.
Что подарить на День музеев?
День музеев – профессиональный праздник тех, кто непосредственно работает в музейных учреждениях. Что подарить женщине, которая большую часть жизни отдает сохранению культурного наследия человечества? Уникальные подарки подойдут в качестве презентов на День музеев. К примеру, можно подарить необычную вазу, изготовленную умелыми мастерами с использованием элементов старины, статуэтку – мини-копию известной скульптуры. Кстати, стоит иметь в виду, в каком именно музее работает представительница прекрасного пола. Если она является сотрудницей учреждения, где хранятся полотна известных живописцев, то вы точно угодите, если подарите репродукцию картины талантливого художника прошлого, но не простую, а, к примеру, выполненную из янтаря.
Что подарить на юбилей?
Директор Приказной избы Галина Гузлаева. Композиция «12 месяцев» мастера-керамиста Владимира Суслова
Макет древнерусского поселения, изготовленный ООО «Струг» в 2006 году
Владимира Суслова удивит посетителей проявленной фантазией и заставит задуматься над предназначением фигурок. Вызовет интерес макет древнерусского поселения, изготовленный ООО «Струг» в 2006 году. На выставке можно поиграть в шахматы на большом шахматном столе, подаренными ООО «Шахматы» из Орлова, подержать в руках кап и увидеть заготовки каповых шкатулок, ознакомиться с лоскутным чудом Анны Якимовой.
А я подошла в витрине, где выставлены удивительные работы наших дымковчанок, тем более, что на открытие подошла и самая старейшая мастерица Валентина Племянникова, которая в промысле уже 60 лет и до сих пор плодотворно работает.
Открытие выставки прошло по- домашнему: песни под аккордеон исполнили мама и дочка из областного колледжа музыкального искусства им. И. B. Казенина Надежда и Татьяна Помеловы. Девочки Ульяна Вотинцева и Даша Белозерцева из 48 школы пришли вместе со своим педагогом Анеттой Грачевой, чтобы порадовать собравшихся гостей игрой на фортепьяно. Выставка рассчитана на все категории посетителей и будет интересна как детям, так и взрослым. Во время работы выставки будут проходить встречи с вятскими мастерами народных художественных промыслов.
Анетта Грачева с ученицами
г. Киров, Приказная изба, ул. Спасская, 4-б.
Ольга Демина. Фото Ольга Демина.
Надежда и Татьяна Помеловы готовятся к выступлению
«Космический» хлопок, омар Юрия Гагарина, одежда первой женщины министра, или что лучше подарить музею
Традиция дарить подарки музеям существует давно. Для этого у каждого музея есть отдельный праздник — День дарителя. МОСГОРТУР и «Типичная Москва» подобрали самые интересные и необычные экспонаты, пополнившие фонды московских музеев.
Музей космонавтики
«Космический» хлопок
В личных вещах летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза Владимира Джанибекова, подаренных музею, можно обнаружить ветвь хлопка. В свой последний полет вместе с Виктором Савиных космонавты взяли материалы для биологических исследований. Доктор биологических наук Галина Нечитайло, которая курировала этот вопрос, спросила тогда у экипажа, что они хотят взять с собой. И Владимир Александрович как уроженец Узбекистана, понимающий, что значит хлопок для государства, сразу ответил: «Я возьму семена хлопка».
Поначалу растения гибли, хлопок не хотел приживаться на орбите. Сильно переживая из-за этого, Владимир Джанибеков даже сказал на связи: «Вижу, как погибает растение, а мне кажется, что я сам умираю!» Причиной стал быстрый рост корня, который погибал, достигая дна сосуда. Летчику-космонавту посоветовали посадить хлопок в «мягкие укладки», и все получилось. Длина волокна «космического» хлопка составила около 15 см, что в два раза превышает длину самого дорогого и ценного сорта хлопка – «египетского».
Документы из архива Фридриха Цандера
Документы из личного архива советского ученого и изобретателя Фридриха Цандера передал в музей внук ученого Александр Цандер. Среди материалов — справочник инженера и редчайшая книга «Исследование мировых пространств реактивными приборами», написанная Константином Циолковским. Подарок ценен еще и потому, что этой книги нет даже в главном хранилище материалов Константина Эдуардовича – Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, который находится в Калуге.
Картина, написанная Алексеем Леоновым
Среди творческих подарков музея можно выделить картину «Корабль слежения «Космонавт Юрий Гагарин», написанную дважды Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом СССР Алексеем Леоновым. На картине изображено судно, которое поддерживало связь с пилотируемыми космическими кораблями. Его судьба весьма трагична: судно пустили на металлолом, но в памяти людей, которые бывали на этом корабле, он остался важным стратегическим объектом осуществления космических операций.
Спасательный жилет с корабля «Космонавт Юрий Гагарин»
Жилет передал музею журналист «Комсомольской правды» Александр Милкус. Узнав о том, что корабль «Космонавт Юрий Гагарин» отправляется в последний рейс, Александр поехал в командировку и попросил на память какую-нибудь вещь. «Можешь взять все, что унесешь в руках». Так спасательный жилет переехал с корабля в редакцию.
Однако музей мог остаться без этой ценной реликвии. В 2006 году в редакции «Комсомольской правды» был пожар, очаг которого находился недалеко от кабинета Александра. Среди самых ценных вещей, вынесенных журналистом из огня, снова оказался жилет.
Дарвиновский музей
Подарок основателя
Первым дарителем музея условно можно считать его основателя — Александра Котса, который начинал с экспонатов из личной коллекции. Фонды постепенно пополнялись закупками на денежные средства Котса и экземплярами сооснователей музея — Надежды-Латыгиной Котс, Василия Ватагина и Филиппа Федулова.
В 1899 году Александр Котс узнал о выставленных на продажу подлинных письмах Чарльза Дарвина другу и соратнику доктору Эрнсту, которые были написаны незадолго до кончины ученого. Следующие 14 лет эти письма оставались мечтой Котса. В 1913 году Александр Федорович поехал в Германию закупать биологические препараты для музея. Потраченная сумма была внушительной, и в качестве бонуса немецкие фирмы, у которых Котс приобрел препараты для таксидермии, подарили ему заветные письма Дарвина.
Омар Юрия Гагарина
После первого полета в космос, 12 апреля 1961 года, Юрий Алексеевич Гагарин много ездил по миру. В одной из таких рабочих поездок в США космонавту подарили довольно редкий экземпляр омара. Обитают такие ракообразные в водах Северной Атлантики и являются самыми крупными представителями вида. Их максимальный вес достигает 15 кг, а длина может доходить до одного метра.
Подарок Гагарина был передан Дарвиновскому музею Алексеем и Валентиной Елисеевыми в 2009 году. До супругов экспонат хранился у академика Валентина Петровича Глушко, а сколько времени этот омар находился у первого космонавта, остается неизвестным. Длина подаренного Юрию Гагарину омара составляет 88 см.
Спаниель Иосифа Сталина
К 70-летнему юбилею генсеку прислали около 30 тысяч подарков и двух миллионов телеграмм. Поздравляли вождя не только советские граждане, но и мировая общественность. Щенок рыжего кокер-спаниеля, которого назвали Милкой, был одним из иностранных презентов. Вождь в силу своего возраста уже не мог уделять должного внимания питомцу, поэтому передал собаку своему сыну Василию, тоже заядлому охотнику. Кокер-спаниеля содержали в военном питомнике «Красная звезда», а в 1961 году, после смерти Милки, ее передали музею.
Существует две версии о том, кто именно подарил питомца Иосифу Сталину. Согласно первой, автором которой является директор питомника «Красная звезда» Александр Мазовер, кокер-спаниеля подарил бельгийский шахтер-пенсионер. Этой теории придерживаются сотрудники Дарвиновского музея. По второй версии, выдвинутой Московским обществом охотников и рыболовов, щенка вождю на юбилей преподнесла королева Нидерландов Вильгельмина.
Креветки из Китая
У Дарвиновского музея есть и постоянные, почетные, дарители. Одним из таких является научный сотрудник Кабинета научной организации фондов Палеонтологического института РАН Мария Романовна Геккер. В разные годы она принесла в дар музею аммонит, чучело кайры, книги. А в 2014 году Мария Романовна подарила картину известного и почитаемого в Китае художника Ци Байши. Живописец известен работами в жанрах «цветы-птицы», «травы-насекомые». Но прославился он мастерским изображением креветок. Их он писал много и живо. Одно из таких «креветочных полотен» Ци Байши и было передано в дар музею.
Музей Моды
Наряды первой женщины-министра СССР
В фондах московского Музея Моды хранятся личные вещи Марии Дмитриевны Ковригиной — министра здравоохранения СССР, подаренные музею её дочерью, Татьяной Дмитриевной Ковригиной.
Мария Дмитриевна во многом была первой: первая женщина-министр СССР, первый донор Советского союза, первая из дам, кто был награжден Командорским крестом ордена «Возрождение Польши». Она многого достигла за время своей работы в сфере здравоохранения: добилась подписания указа Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов» и указа о материальной помощи многодетным и одиноким матерям. Благодаря ей появилось звание «Мать-героиня», награда «Материнская Слава», медали материнства, а отпуск по беременности и родам был увеличен до 112 календарных дней.
Среди друзей Марии Дмитриевны были и жена американского президента Элеонора Рузвельт, и Индира Ганди, единственная женщина — премьер-министр Индии. С королевой Бельгии Елизаветой Мария Дмитриевна переписывалась до самой кончины монаршей особы. Они познакомились в 1958 году, когда Елизавета приехала в Москву с визитом. Мария Дмитриевна сопровождала королеву в поездке по стране, тогда между женщинами и завязались дружеские отношения.
В собрании музея находятся жакет «первой леди советской медицины», декорированный вышивкой, два платья советского производства, шёлковая блуза и две французские юбки, одна из которых экспонировалась в 2017 году в рамках выставки «Эко-революция. Мода и образ жизни».
Что подарить музею
Юбилей, как известно, дело хлопотное. В этом году испытать это на себе пришлось сразу двум московским музеям – Музеям Кремля и Третьяковской галерее. Известная практически каждому ребенку галерея отмечает свой полуторавековой юбилей с особым размахом – исчерпав свои экспозиционные возможности, музей освоил новые площадки (выставив свои запасники в Новом Манеже) и с помощью инсталляций современных художников вырвался на улицы города.
Сценарий любого дня рождения примерно одинаков и делится на две части – поздравления и угощения. «Угощает» Третьяковская галерея экспозицией редко выставляемых картин из запасников и мемориальной выставкой, посвященной братьям Третьяковым. Поздравления тоже выглядят весьма солидно. Союз художников и Объединение московских скульпторов, правительство Москвы, компании-спонсоры и частные коллекционеры существенно пополнили коллекцию галереи. Часть этих даров выставлена в залах на Крымском Валу. Там же открылась в дни юбилея выставка «Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею».
Более 30 музеев, предоставившие работы для выставки в Москве, – давние друзья и партнеры галереи. Все они – участники многолетнего проекта «Золотая карта России», благодаря которому вот уже восьмой год подряд в залах Третьяковки можно увидеть лучшее из того, что хранится в региональных собраниях. География проекта широка – Якутия, Архангельск, Краснодар и даже Грозный. Кстати, среди привезенных шедевров – 18 картин, когда-то купленных Павлом Третьяковым и находившихся в собрании галереи до тех пор, пока «мудрое» советское правительство не занялось перераспределением произведений искусства из центральных музеев. Среди таких работ можно назвать, например, теплый, трогательный и романтичный портрет Гоголя работы Моллера или долгое время украшавшую кабинет Третьякова картину Саврасова «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода». Более 100 работ, представленных в экспозиции, – все сплошь знакомые имена от строгих классиков XVIII века до авангарда и соцреализма века XX. Есть среди них знакомые и узнаваемые, но есть и неожиданные, «нехрестоматийная классика». Такой, на себя не похожий, Левитан открывает экспозицию. Это работа «Лилии. Ненюфары» – декоративная, с заметной оглядкой на французский художественный опыт. «Портрет Драгомировой» подписан Серовым, но в нем ясно читаются черты репинского стиля, что объясняется забавной историей. Начав писать портрет, Серов оставил его в мастерской Репина, и тот, по его выражению, «приложил несколько мазков», однако, зная экспрессивную натуру художника, который временами порывался дописать или исправить свои работы, уже висевшие в галерее Третьякова, можно предположить, что добавления были значительными. Совершенно великолепен и необычен по композиции другой портрет кисти Серова, на котором изображена светская красавица, княгиня Зинаида Юсупова. А картина «Нищая», написанная Репиным во Франции под влиянием художников барбизонской школы, – предмет зависти хранителей Третьяковки, так как работ французского периода такого уровня в галерее нет.
Общую картину дополняют иконопись и скульптура. А продолжение этого общероссийского поздравления можно увидеть в залах главного здания в Лаврушинском. Там среди картин основной экспозиции разместились 11 работ из коллекций Русского и Исторического музеев, Эрмитажа и Собрания Голицыных. По большей части это хрестоматийные шедевры, такие как «Корабельная роща» Шишкина, «Запорожцы» Репина, «Радуга» Куинджи, «Портрет светлейшей княгини Салтыковой» Брюллова, «Портрет Нелидовой» Левицкого, прекрасно дополнившие представленную в галерее картину развития русской живописи. Там же, в Лаврушинском, экспонируется «Распятие (Голгофа)» Николая Ге из коллекции Музея Орсэ, дополняющее так называемый «страстной цикл» художника.
Художественные поздравления разместились не только внутри, но и вне стен галереи. В Лаврушинском переулке продемонстрировать, что такое «искусство окружающей среды», взялся японский дизайнер Тетсунори Кавана. Восьмиметровая инсталляция, в очертаниях которой угадывается знаменитый фасад, придуманный Васнецовым, символизирует, по замыслу мастера, духовный переход от будничного мира к возвышенному. А сам материал – зеленый бамбук – означает пожелание вечной юности, прямого пути и движения ввысь. На Крымском Валу в дни юбилея творил художник, скульптор и график Александр Константинов. Его инсталляция под нехитрым названием «Третьяковка», также ставшая вариацией на тему основного фасада, разместилась у главного входа, в вестибюле и во внутреннем дворе.
Отверженные: что дарят музеям и от чего они отказываются
Тинторетто. «Ангел, предсказывающий Святой Екатерине Александрийской ее мученичества»
В течение почти 30 лет полотно Тинторетто «Ангел, предсказывающий Святой Екатерине Александрийской ее мученичества» находилось в коллекции скончавшегося в январе 2016 года Дэвида Боуи. 10 ноября картина была выставлена на торгах Sotheby’s, и анонимный коллекционер из Европы заплатил за нее £191 тыс. Сразу после аукциона новый владелец полотна заявил, что передаст работу живописца в дом-музей Рубенса в Антверпене, где она, как сообщил Artdaily, будет выставлена на долгосрочной основе.
Картина была написана Тинторетто в конце 1570-х годов. В тот период мастерская живописца едва успевала выполнять заказы клиентов. «Ангел, предсказывающий Святой Екатерине Александрийской ее мученичества» был изготовлен художником для алтаря венецианской церкви Сан-Джиминьяно.
Огюст Роден. «Человек со змеей»
Еще один анонимный даритель сделал щедрый подарок Музею изящных искусств в Лозанне. Пожелавший не раскрывать своего имени филантроп летом 2015 года передал культурной институции скульптуру Огюста Родена «Человек со змеей».
Работа была создана в 1887 году в единственной отливке, а ее первым обладателем стал коллекционер из Марселя Антони Ру. В письме Родену он предложил за статуэтку 2 тыс. франков, взяв со скульптора слово, что его вариант «Человека со змеей» станет единственным существующим. После смерти Ру в 1914 году скульптура была продана и скрыта от глаз публики более чем на 100 лет. Исследователи творчества Родена были знакомы с ней лишь по гипсовой копии, сохранившейся в США. Кураторы музея в Лозанне, получая работу, заявили, что она больше никогда не окажется на аукционных торгах.
Нико Пиросмани. «Косуля у ручья»
Летом 2016 года на торгах Sotheby’s была продана картина грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани «Косуля у ручья». За £629 тыс. полотно тогда приобрел бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили. Вскоре после покупки бизнесмен заявил, что передаст «Косулю у ручья» Национальному музею Грузии, что и сделал спустя три месяца.
До 2011 года полотно Пиросмани хранилось в Тбилиси в семье известной грузинской актрисы Тамары Цицишвили и академика Дмитрия Гедеванишвили. В музее рассказали, что к артистке картина попала абсолютно случайно. «Косулю у ручья» Тамара Цицишвили увидела в доме узнавшего ее на улице поклонника. Актриса попросила продать ей полотно Пиросмани, но вместо этого получила его в подарок. В 2011 году картина покинула Грузию и ушла с молотка на аукционе Sotheby’s. А спустя пять лет вновь оказалась на торгах, где ее и приобрел Иванишвили.
В 1958 году американский ювелир Гарри Уинстон решил сделать Смитсоновскому институту роскошный подарок. Им стал синий бриллиант «Хоуп» весом в 45,52 карата. Драгоценный камень, из которого позднее был изготовлен «Хоуп», из Индии ко двору Людовика XIV доставил знаменитый охотник за драгоценностями Жан-Батист Тавернье. А название бриллиант получил по имени своего первого известного владельца — британского аристократа Генри Филиппа Хоупа, к которому попал в первой половине XIX века.
Камень не раз менял хозяев. Пока в счет уплаты долгов светской леди и дочери владельца газеты Washington Post Эвелин Уолш Маклин не попал к ювелиру Гарри Уинстону.
Уинстон передал бриллиант в дар Смитсоновскому институту экстравагантным способом. Драгоценный камень он упаковал в обычный бумажный конверт и отправил по почте. К счастью, «Хоуп» не потерялся и сегодня является «гвоздем» экспозиции Музея естественной истории.
Евгения Васильева. Триптих «Транскриптаза»
Картины Евгении Васильевой, экс-руководителя департамента имущественных отношений Минобороны РФ, не появятся в коллекции Русского музея. По крайней мере пока. Бывшая чиновница хотела передать в дар музею триптих «Транскриптаза», но эксперты культурной институции отказались от подарка.
о музеях.. «Евгения Васильева передала в дар Русскому музею триптих «Транскриптаза» своей кисти». pic.twitter.com/BuH0qMesB8
Живописью Евгения Васильева увлеклась в конце 2013 года. За время домашнего ареста она написала больше сотни картин, а некоторые — даже во время судебных заседаний. В период следствия у Васильевой прошло несколько выставок, а искусствоведы отмечали «восторженный взгляд на мир» художницы и влияние на ее творчество примитивизма, экспрессионизма и импрессионизма. Видимо, эксперты Русского музея не смогли в полной мере оценить масштаб работ Евгении Васильевой, которые в итоге вернули ее представителям в полиэтиленовом мешке.
Скульптуры Зураба Церетели
Получать отказы от своих работ приходилось и скульптору Зурабу Церетели. В 2005 году в Москве около гостиницы «Космос» был установлен памятник Шарлю де Голлю. Изначально скульптура создавалась для Франции, но власти республики отказались принять подарок. А жители Москвы прозвали статую «Луи» за сильное сходство с французским комиком Луи де Фюнесом.
Отказался от работы Церетели и Нью-Йорк. После трагедии 11 сентября скульптор создал для города «Слезу скорби» — гигантский монумент, представляющий собой расколотый небоскреб с застывшей внутри слезой. Но против скульптуры восстали не только критики, но и простые горожане. Один из выживших после атаки небоскребов Всемирного торгового центра даже назвал скульптуру Церетели «чем-то средним между шрамом и женским половым органом».
В итоге «пристроить» у себя памятник согласился город Бейонн, расположенный по другую сторону Гудзона. А расходы по транспортировке и установке скульптуры взял на себя сам Церетели.