только днем в саду было тихо беспокойные птицы улетали на юг

Упражнения по теме «Сложное предложение. Обобщение»

Упражнение 1.

Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим образом:

Упражнение 2.

Расставьте знаки препинания, произведите синтаксический разбор предложений, составьите схему предложений.

1) Принесён был к чаю черничный пирог от вида которого все оживились задвигались и весело заговорили. 2) Мы поехали в музей экспозиция которого была обновлена и интересно составлена. 3) Впереди показалась широкая река и когда всадники подъехали и спешились то увидели что мост снесло наводнением. 4) Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение. 5) Астрономы считают что хотя кометы астероиды и метеориты стороной облетают нашу Землю никак нельзя утверждать что когда-нибудь столкновения не произойдёт. 6) Тот который писал и к которому обратился Борис досадливо обернулся и сказал ему что Болконский дежурный и чтоб он шел налево в дверь, в приемную коли ему нужно видеть его.

Упражнение 3.

Исправьте пунктуационные ошибки там, где нужно, и запишите предложения согласно их значениям и знакам препинания (Знаки препинания расставлены).


Упражнение 4.

Перепишите, расставляя знаки препинания. Произведите синтаксический разбор выделенных предложений.

Два с половиной столетия историки философы писатели спорят о значении Петровских преобразований. Действительно их можно оценивать по-разному. Все зависит от того что считать полезным для России а что вредным что главным а что второстепенным. Но все согласны в одном Петровские реформы были важнейшим этапом в истории России благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев которому может быть лучше других удалось понять и личность Петра и его дело писал: «Различие взглядов. происходило от громадности дела совершенного Петром продолжительности влияния этого дела».

Многие преобразования Петра I уходят корнями в XVII век. Во второй половине этого столетия изменяется становясь более централизованной система государственного управления. Предпринимаются также попытки более четко разграничить сферы деятельности различных приказов (центральных органов управления). Тогда появляются первые зачатки регулярной армии так называемые полки иноземного строя. Происходят важные изменения в культуре появляются театр первое высшее учебное заведение. Русские люди начинают теснее соприкасаться с представителями других культур особенно после присоединения в середине XVII века к России Украины и — временно — Белоруссии находившихся в составе Великого княжества Литовского и глубоко воспринявших идеи и традиции западноевропейского Возрождения.
После смерти Петра I Россия была на пути к превращению уже в совершенно иную страну. Прежде всего из Московского государства чьи контакты с внешним миром (несмотря на их существенное оживление в XVII веке) были довольно ограниченными она превратилась в Российскую империю — одну из могущественнейших стран Европы.

Упражнение 5.

Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях. Внесите стилистическую правку.

1) В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция. 2) Докладчик заострил внимание на вопросе, что нередко поднимается на подобных собраниях. 3) Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение. 4) Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге. 5) Основное, на что следует обратить внимание, — это на нарушение дисциплины. 6. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 7) В сборник вошли частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях, которые бытуют в Смоленской губернии.


Упражнение 6.

Найдите ошибки и недочёты в употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения.

Тест по теме «Сложное предложение. Обобщение»

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.
2) Мать явно была обижена бестактностью сына.
3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.
4) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.
2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.
3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.
4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.


3. Укажите предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической нормы)

1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.
2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.
4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.


4. Укажите предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической нормы)

1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.
2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.
3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих
4) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.

5. Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении.

Его герои, которые так интересно описываются в произведении, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.

1) нарушен порядок слов
2) неправильно использованы союзы или союзные слова
3) неверно преобразована прямая речь в косвенную
4) допущено нанизывание придаточных предложений

6. Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении.

Школа — это где учатся дети.

1) пропуск слова, к которому относится придаточное предложение
2) неправильно использованы союзы или союзные слова
3) неверно преобразована прямая речь в косвенную
4) допущено нанизывание придаточных предложений

7. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

1) Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
2) Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает.
3) Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще.
4) Днем в доме, где я живу, идет привычная жизнь.

8. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

1) Он пообещал, что вернется до заката.
2) Известие, что гости приедут сегодня, застало хозяйку врасплох.
3) Бывают такие дни, когда все ладится, когда жизнь прекрасна, проста.
4) Дорога, которая вела в лес, который славился обилием грибов и ягод, была сильно размыта осенними дождями.

9. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

1) Когда читаешь роман «Война и мир», всегда поражаешься глубине философской мысли автора.
2) В вагоне, так как многие возвращались домой, ехало много молодежи, так что там было шумно и весело.
3) После экзаменов мы подождали, когда инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу.
4) Я хочу знать, как это делается и зачем это делается.

10. Найдите предложение, где пропущена запятая.

1) Горные ключи и низменные болотные родники бегут ручейками: иные текут скрытно, потаенно, спрятавшись в траве и кустах; слышишь, бывало, журчание, а воды не находишь.
2) Иногда в Москву на неделю, дней на десять прилетала Лена и тогда они бродили вместе, отправляясь то на выставку, то в Замоскворечье, то на Химкинское водохранилище.
3) На другой день поутру я только что стал одеваться, как дверь отворилась и ко мне вошел молодой офицер невысокого роста.
4) На синем, ослепительно-синем небе — полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром неправдоподобной белизны облака.

11. Найдите предложение, в котором пропущена запятая.

1) Залп был дан в воздух, но толпа отступила, рассеялась, часть ее с флагом двинулась к Знаменской площади.
2) В это время на левом берегу реки, на обрыве, появились верховые: сначала выскочили двое, потом четверо.
3) Он вошел в кабинет; это была самая теплая комната во всей квартире, но сегодня и здесь было прохладно.
4) Узнав что новая московская дорога совсем окончена, я вздумал съездить в Петербург, где не бывал более пятнадцати лет.

12. Найдите предложение, в котором пропущена запятая.

1) Сначала все товарищи ему верили, но скоро догадались и никто не хотел ему верить даже тогда, когда случалось ему сказать правду.
2) Катя стащила перчатки, сняла шляпу, поправила волосы, и все это время лукавая и нежная усмешка морщила ее губы.
3) Слегка закинув голову, она глядела из-под опущенного платка на тусклый осенний закат: он протянулся узкой щелью и уже не озарял пустынной и бездонной степи.
4) В тот день, когда ты уехал, вечером пошел дождь, вчера весь день дул свирепый ветер, шли дождь и снег вместе, сегодня опять тихо и ясно.

13. Найдите предложение, в котором пропущена запятая.

1) Вдалеке хлопнула дверь, и через дворик прошел, хрустя валенками, низенький человек в длинном, до земли, пальто, в шляпе грибом.
2) Искусство, которого достиг он, было неимоверно, и если б он вызвался пулей сбить грушу с кого б то ни было, никто бы в нашем полку не усомнился подставить ему свою голову.
3) Вскоре самолет пошел на снижение, как бы захватывая в свои объятия лесные поляны, трубы и крыши пригорода, и вот, коснувшись земли, он покатился по бетонной полосе.
4) Слушатель он был простой, доверчивый, а моряку другого и не нужно: только гляди ему в рот.

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На вопрос (1) случалось ли ему драться (2) отвечал он сухо (3) что случалось (4) но в подробности не входил (5) и видно было (6) что такие вопросы ему неприятны.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6
2) 2, 3, 4, 5, 6
3) 1, 2, 3, 4, 6
4) 3, 4, 5, 6

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Хорошее воспитание (1) не в том (2) что ты не прольешь соуса на скатерть (3) а в том (4) что не заметишь (5) если это сделает кто-нибудь другой.

1) 1, 2, 3, 4, 5
2) 2, 3, 4, 5
3) 1, 2, 3
4) 2, 3, 5

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ни человеческого жилья, ни живой души вдали (1) и (2) кажется, что тропинка (3) если пойти по ней (4) приведет в то самое неизвестное, загадочное место (5) куда только что опустилось солнце (6) и (7) где так широко и величаво пламенеет вечерняя заря.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
2) 1, 3, 4, 5, 6, 7
3) 2, 3, 4, 5
4) 1, 3, 4, 5

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Уже несколько минут стоял Плюшкин (1) не говоря ни слова (2) а Чичиков все еще не мог начать разговора (3) развлеченный (4) как видом самого хозяина (5) так и всего того (6) что было в комнате.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6
2) 2, 3, 4, 5, 6
3) 1, 2, 3, 5, 6
4) 1, 2, 4, 5, 6

18. В каком случае правильно определено количество отсутствующих знаков препинания?

Наша газета начала распространяться по международной компьютерной сети Интернет так что теперь если у вас есть компьютер модем и доступ в Интернет то где бы вы ни находились свежая информация и все прошлые выпуски газеты всегда под рукой.

1) три запятых
2) четыре запятых
3) пять запятых
4) шесть запятых

19. В каком случае правильно определено количество отсутствующих знаков препинания?

Кому неизвестен странный каприз времени когда торопишься когда каждый миг дорог то часы летят как минуты но минуты растягиваются в часы когда ждешь или тоскуешь.

1) двоеточие, пять запятых
2) двоеточие, четыре запятых
3) тире, пять запятых
4) тире, четыре запятых


20. В каком случае дана правильная характеристика предложения?
(знаки препинания не расставлены)

Величие всякого ремесла быть может прежде всего в том и состоит что оно объединяет людей ничего нет в мире драгоценнее уз соединяющих человека с человеком.

1) сложносочиненное предложение
2) сложноподчиненное предложение
3) бессоюзное предложение
4) предложение с разными видами связи


21. В каком случае дана правильная характеристика предложения
?
(знаки препинания не расставлены)

Когда жар спадал и мы открывали окно часть моря видная из него между кипарисов имела цвет фиалки.

1) сложносочиненное предложение
2) сложноподчиненное предложение
3) бессоюзное предложение
4) предложение с разными видами связи


22. В каком случае дана правильная характеристика предложения
? (знаки препинания не расставлены)

Мне кажется что в одной улыбке состоит то что называют красотой лица если улыбка прибавляет прелести лицу то лицо прекрасно если она не изменяет его то оно обыкновенно если она портит его то оно дурно.

1) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из девяти простых.
2) Предложение сложное, с разными видами связи, состоит из девяти простых.
3) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из восьми простых.
4) Предложение сложное, с разными видами связи, состоит из восьми простых.

Источник

Упражнения по теме «Бессоюзные сложные предложения»

БСП1. Перепишите расставляя знаки препинания. Укажите тип/вид сложного предложения. В бессоюзных сложных предложениях объясните постановку знаков препинания.

1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет он бежит себе в волнах на поднятых парусах.

2) Дубровский вышел из комнаты сел в коляску и поскакал.

3) Прошло много времени с тех пор как они разлучились.

4) Там счастье не диво где трудятся красиво.

5) Май холодный год хлебородный.

6) Вдали не то поезда грохотали не то бронетехника шла.

7) Я приехал в Пятигорск и нанял квартиру на краю города на самом высоком месте у подошвы Машука.

8) Где любовь да совет там и горя нет.

9) Пойди-ка братец узнай скоро ли подадут обед.

10) Если чайка прилетела скоро лёд пойдёт.

11) Труд человека кормит лень портит.

12) Они без труда добрались до посёлка да уехать потом обратно оказалось делом нелёгким.

БСП2. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Сделайте полный синтаксический разбор всех бессоюзных сложных предложений.

1) Весело пробираться по узкой дорожке да сквозь высокие стены ржи.

2) Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью.

3) Вот и лес в чаще тень и тишина.

4) Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берёз едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.

БСП3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. В таблице укажите количество предикативных частей и характер смысловых отношений между частями предложения.

Номер предложенияКоличество предикативных частейХарактер смысловых отношений между частями

1) Я поднял глаза на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами (Михаил Лермонтов).

2) Коля смутился весь этот допрос был ему и неприятен и тягостен (Александр Куприн).

3) Я закрываю глаза и в воспоминаниях своих вижу я отворяю калитку она входит в сад ей немного зябко мне неловко мы обнимаем друг друга и отправляемся к беседке.

4) Только днём в саду было тихо беспокойные птицы улетели на юг деревья в безветренную погоду стояли неподвижно.

5) Вы видите первый луч упал на каменную ограду нагрел её от неё поднимается пар (Константин Паустовский).

6) Щёлкни кобылу в нос она махнёт хвостом (Козьма Прутков).

7) Ветер подул с юга чувствую будет дождь недаром и ласточки летают низко к земле.

8) Его глаза никогда не смотрят просто они всё высматривают да подсматривают (Иван Тургенев).

9) Засыпая вздрагивают вершины деревьев на землю сыплются капли дождя (Максим Горький).

10) Столыпин постоял-постоял попробовал окликнуть друга тронул за плечо ответа не было (Павел Антокольский).

11) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой сон сразу прошёл (Константин Паустовский).

12) Спесивому кланяться он пуще чванится (пословица).

БСП4. Перепишите предложения, вставляя буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите характер отношений между частями БСП.

БСП5. Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки, обозначая грамматические основы.

БСП6. Составьте вторую часть для каждого предложения (важно, чтобы каждое предложение являлось сложным бессоюзным). Выделите грамматические основы. Объясните расстановку знаков препинания. .

БСП7. Перестройте сложносочинённые и сложноподчинённые предложения таким образом, чтобы они стали бессоюзными. Выделите грамматические основы. Как изменилась расстановка знаков препинания после преобразования союзных предложений в бессоюзные?

БСП8. Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы, укажите характер отношений между частями.

БСП10. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Укажите в таблице количество грамматических основ и смысловую связь между частями.

Номер предложенияКоличество грамматических основХарактер смысловой связи между частями

Источник

Читаем, перечитываем, обсуждаем

Сообщество создано для объединения любящих вдумчиво читать и перечитывать Священное Писание в отражении наших РУССКИХ КЛАССИКОВ, а также тех, кому дорог наш русский язык и его источник церковно-славянский язык, и, конечно, готовых делиться с другими своими мыслями, наблюдениями и опытом на почве прочитанного. Обращаем внимание, что здесь не публикуются литературные опыты, зарубежные писатели и авторы, которых трудно отнести к русским и советским классикам. Публикуются в сообществе критические статьи к известным текстам и материалы, посвященные искусству чтения и библиотекам. О бытовании книги, о собирании личных библиотек и многом другом без разделения книг по тематике см.: https://elitsy.ru/communities/36005/

только днем в саду было тихо беспокойные птицы улетали на юг. Смотреть фото только днем в саду было тихо беспокойные птицы улетали на юг. Смотреть картинку только днем в саду было тихо беспокойные птицы улетали на юг. Картинка про только днем в саду было тихо беспокойные птицы улетали на юг. Фото только днем в саду было тихо беспокойные птицы улетали на юг

Константин Паустовский. Жёлтый свет.

«Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным жёлтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шёл снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её почти не замечал.

Осень пришла врасплох и завладела землёй – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Всё сразу стало осенним.

Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелётные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. «

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *