что случилось с генералом лебедем
Летчик, погубивший генерала Лебедя, вышел на свободу
На заседание суда Ахмеров пришел без конвоя. Все было решено за 40 минут. После этого осужденного увезли в колонию, оформили документы об условно-досрочном освобождении и отпустили. Радостный Тахир Ахмеров заявил, что после того как поправит здоровье, попробует вернуться на работу. Хотя сесть за штурвал 53-летнему летчику уже вряд ли когда-нибудь позволят.
Лебедь на экипаж не давил
Ахмеров до сих пор считает себя невиновным, говорит, что, управляя вертолетом, не видел опасности для его пассажиров. Первое интервью на свободе летчик дал собкору «Известий» Александру Макарову.
известия: Тахир, проясните, есть ли вина Александра Лебедя в произошедшем? После катастрофы многие говорили, что именно он надавил на экипаж, настаивая, чтобы вы продолжали полет, хотя метеоусловия были плохими.
известия: Может, вас угнетало чувство ответственности, что вы не смогли выполнить поставленную задачу?
известия: Как к вам относились заключенные?
Ахмеров: Нормально. Процентов 60 там водители, совершившие преступление по неосторожности. Произошла авария, человек погиб, кто-то должен понести за это наказание. Следствие установило, что именно они превысили скорость. От такого никто не застрахован.
известия: Два года назад суд обязал вас оплатить судебные издержки. Это была серьезная сумма. Удалось ли вам расплатиться?
известия: Чем займетесь, когда выйдете из колонии?
Соратники Лебедя до сих пор считают, что его убили
Один из соратников Александра Лебедя, депутат Законодательного собрания края Олег Захаров до сих пор считает, что губернатор стал жертвой диверсии.
Как погиб губернатор Лебедь?
По словам очевидцев, туман в горах стоял сплошной стеной. Однако периодически в небе появлялись «окна». Поскольку пилоты плохо знали маршрут, в качестве проводника к ним отправили главу администрации Ермаковского района Василия Рогового.
Что было после аварии?
Александр Лебедь похоронен на Новодевичьем кладбище. На могиле установлен бронзовый памятник. Средства на него собирали всем Красноярским краем, однако, по неофициальной информации, большую часть необходимой суммы выделил глава «Русского алюминия» Олег Дерипаска. Именем генерала Александра Лебедя назван Красноярский кадетский корпус, улицы в деревне Новоуспенка Ермаковского района Красноярского края и в городе Новочеркасске Ростовской области.
Вместе с ним погибли заместитель губернатора по социальным вопросам Кольба Надежда Ивановна, начальник краевого управления по туризму Чернов Лев Яковлевич, глава Ермаковского района Роговой Василий Константинович, работник шушенского санатория Лев Конзинский, оператор Красноярской гостелерадиокомпании Гареев Игорь Васильевич, корреспондент телекомпании «7-й канал» Пивоварова Наталья Викторовна, корреспондент «Сегодняшней газеты» Константин Степанов.
Тайна гибели Александра Лебедя. Кто и зачем мог убрать красноярского «генерал-губернатора»
Фото © ТАСС / Анатолий Морковкин и Александр Неменов
28 апреля 2002 года страну облетела весть: «Генерала Лебедя убили!» Ещё не зная причин катастрофы, народ интуитивно почувствовал: своей смертью такой политик, как Александр Лебедь — губернатор, или, как его ещё называли, «генерал-губернатор», Красноярского края, — умереть не мог. Он непременно должен был погибнуть от рук врагов — скрытых или явных.
Но уже на следующий день министр по делам ГО и ЧС Сергей Шойгу огласил другую версию произошедшего: вертолёт Лебедя упал из-за плохой видимости, зацепившись за линию ЛЭП. Что же произошло на самом деле?
Утром 28 апреля губернатор Александр Лебедь летел на вертолёте Ми-8 в район Ойского озера на «презентацию» горнолыжной трассы. На борту находилось ещё 19 человек: чиновники, охрана и журналисты.
Был воскресный день, и после осмотра трассы губернатор с приближёнными собирался порыбачить — на вертолёт были загружены снасти. Но в 10:15 утра в Ермаковском районе Красноярского края недалеко от Буйбинского перевала, не долетев до посадочной площадки у озера 1800 метров, его вертолёт рухнул с высоты, ещё в воздухе начав разваливаться на части.
Буйбинский перевал. Фото © Travel drom
Кроме губернатора погибло ещё семь человек: его зам Надежда Кольба, начальник Управления по туризму Лев Чернов, глава Ермаковского района Василий Роговой, сотрудник санатория Лев Конзинский и трое журналистов: Игорь Гареев, Константин Степанов и Наталья Пивоварова. Вскоре список жертв пополнился: от травм умер охранник Виталий Шлык, выпавший из вертолёта с высоты, и от инсульта неожиданно умер бортинженер Павел Евсеевский.
Версий трагедии было несколько: плохая погода и плохая видимость, ошибки экипажа, неисправность вертолёта, указания самого Лебедя, который якобы мог приказать пилотам лететь на предельно низкой высоте, и, наконец, ЛЭП, которая не была указана на полётных картах.
Советские «люди в чёрном»: как сотрудники КГБ следили за контактёрами НЛО
Правда, власти тут же заявили, что вертолёт был в «идеальном» техническом состоянии, а возможность теракта вообще не рассматривали. Комиссия, занимавшаяся расследованием причин катастрофы, пришла к выводу, что падение Ми-8 произошло из-за столкновения в полёте с ЛЭП. Это случилось из-за неудовлетворительной подготовки к полёту экипажа, незнания местности и решения экипажа лететь по маршруту Ермаковское — Ойское озеро в плохую погоду.
Командир экипажа Тахир Ахмеров и его помощник Алексей Курилович пошли под суд и получили приговоры — четыре года колонии-поселения и три года условно соответственно. Оба лётчика вину не признали и подавали кассацию, но Верховный суд отклонил её. Но, может статься, в 2002 году комиссия просто нашла стрелочников? А главные виновники ускользнули от внимания?
Генерал Лебедь был сложным человеком. Наверх десантника вынес развал СССР и череда конфликтов на границах бывшей державы. Подавление беспорядков в Тбилиси, затем — уже вполне самостоятельная операция в Приднестровье стали для Лебедя трамплином наверх. В Приднестровье у Лебедя был лишь приказ вывести остатки 14-й армии и вывезти вооружение.
Но генерал проявил инициативу: смёл артиллерией позиции молдавских войск и уничтожил переправы через Днестр. А когда кишинёвские дипломаты стали жаловаться в Кремль, пригрозил: или признание Приднестровья, или авианалёт на Кишинёв. Возражать ему не решились.
Так в России появился новый политик. Журналисты магната Гусинского называли его «наш Пиночет», а Ельцин старался использовать в своих целях. Лебедя бросали туда, где «или пан, или пропал». Много позже в вину ему ставили «Хасавюртовский мир», которым закончилась Первая чеченская война. На самом деле к войне — и в особенности к идее взять Грозный танками — Лебедь относился с неодобрением и сделал то, что считал нужным.
Народу образ «лихого вояки» импонировал. По стране гуляли его высказывания: «упал — отжался», «бью два раза: первый — в лоб, второй — по крышке гроба», «какое у него может быть сотрясение мозга — там же кость». Лебедь стал лидером Российской народно-республиканской партии, посещал США и Францию, раздавал интервью иностранным журналистам.
Фото © ТАСС / Виталий Иванов и Владимир Казанцев
На президентских выборах 1996 года он стал третьим, набрав больше 14% голосов. Его прочили в преемники Ельцина и считали, что на следующих выборах он победит. Но за полгода до знаменитой фразы Ельцина «Я устал, я ухожу» Лебедя буквально «выдавили» из Москвы в Красноярск, где он без особого труда победил на выборах и стал губернатором. Возможно, там Лебедь надеялся найти опору и источники финансирования для будущей президентской гонки. Это было ошибкой.
Соколы Сталина — Чкалов, Байдуков и Беляков: как Америка встречала «диких русских лётчиков»
Для народа Лебедь сделал всё, что мог. Свернул в крае приватизацию государственной собственности, прекратил бартерные расчёты между предприятиями, наполнил бюджет. При нём ветераны войны получили больше 4 тыс. автомобилей. В крае стали открываться храмы, кадетские корпуса, гимназии, строились дороги, мосты, путепроводы. Краевые программы охватили льготами больше 400 тыс. человек. Образование края, культурная сфера и медицина получили 2 млрд рублей дополнительного финансирования.
Но с бизнесом отношения не сложились. Для него Лебедь оставался «варягом» — человеком со стороны, не знающим реальностей. Кто-то из местных олигархов сравнил команду Лебедя с «детишками, которые топчутся сапогами в чужой песочнице».
Серьёзный конфликт возник у губернатора с руководством «Норникеля» и олигархом Потаниным. Лебедь нашёл серьёзные нарушения в работе предприятия и не обанкротил его лишь потому, что это было невыгодно. В результате конфликта «Норникель» стал выводить налоги из края в Таймырский округ. А перед очередными выборами губернатора налоги упали до минимума, хотя цена на продукцию «Норникеля» только росла.
Ещё один конфликт возник с местными продавцами спиртного: Лебедь старался ограничить продажу алкоголя спецмагазинами. Третий конфликт был с местным руководством: «генерал-губернатор» запрещал выдавать зарплату чиновникам, пока не будет выплачена зарплата учителям и медикам.
Фото © ТАСС / Виталий Иванов
Кроме того, Лебедь без колебаний увольнял местных замов, назначал на должности своих людей. В прессе началась настоящая травля генерала. При этом шансы победить на выборах у Лебедя были: рейтинг оставался высоким. А значит, убрать его всё же могли.
В восьмом сезоне детского «Голоса» победил взрослый человек с лицом мальчика
Диверсия или разгильдяйство?
Но какие доказательства могут склонить чашу весов в пользу теракта? Любопытные факты упоминал в интервью осуждённый командир экипажа Ми-8 Тахир Ахмеров. Во-первых, не всё в порядке было с Ми-8. Накануне полёта вертолёт передали от одного предприятия другому. А значит, к полёту машину могли готовить новые люди.
Во-вторых, пилот упоминал о странном позднем звонке накануне полёта. Ахмерова не было рядом, а звонивший не представился и повесил трубку. Кто знает, быть может, пилота хотели предупредить о диверсии?
В-третьих, Ахмеров указывал, что погода 28 апреля 2002 года была отличной. Нижний край облаков находился на высоте 1600 метров. При этом были и несуразицы: пилоты ориентировались по устаревшей лётной карте 1956 года, на которой ЛЭП не было. Шли низко, и дорогу в буквальном смысле слова показывал местный чиновник.
Фото © ТАСС / Константин Кижель
В-четвёртых, Ахмеров был уверен: падать они начали с 65 метров, тогда как провод молниеприёмника ЛЭП, который намотался на хвостовой винт вертолёта, находился на высоте 37 метров. Да, была опасность задеть ЛЭП, но Ми-8 всё же сумел проскочить выше.
В-пятых, по свидетельству атамана Кызыльского казачьего войска Беспалова, оказавшегося на месте крушения одним из первых, катастрофу на видеокамеру снимал некий мужчина, который скрылся, едва атаман окликнул его.
И, наконец, пилоту стало известно, что на заседании Государственной комиссии произошла ссора. Один из её членов настаивал на теракте и якобы отказался от дальнейшей работы. Так всё могло случиться по выражению самого Лебедя: «Если виновных нет, их назначают».
Может быть, правды мы никогда не узнаем. А возможно, она и в самом деле находится на страницах официального заключения комиссии. Оставшаяся после катастрофы инвалидом корреспондент «Красноярского рабочего» Елена Лопатина в интервью «Известиям» сказала, что причиной гибели людей стала «всеобщая расхлябанность и безответственность».
Надо признаться, что эта «расхлябанность» случилась очень вовремя — накануне выборов губернатора и за два года до президентских выборов 2004 года.
Как погиб Александр Лебедь
Нелепая гибель губернатора Красноярского края, генерала Александра Лебедя в ближайшие дни обрастет горой слухов и домыслов. Достоверной информации пока немного, но все, что известно об обстоятельствах вчерашнего ЧП, свидетельствует: это была трагическая случайность.
В это время в районе станицы, по словам ее жителей, валил мокрый снег с дождем и не было видно ничего в радиусе 25 метров. Как сейчас утверждают участники расследования обстоятельств катастрофы, именно погода и стала причиной трагедии. В 10 часов 15 минут по местному времени губернаторский вертолет, снижаясь под снегом, задел лопастями провода ЛЭП и рухнул на землю на 604-м км трассы Красноярск-Кызыл неподалеку от озера Ольское. Жители станицы Ермаковская, рядом с которой упал Ми-8, рассказали корреспонденту «НГ», что пока вертолет летел, ничего особенного не происходило: «Не было ни вспышек, ни хлопков, ни взрыва. Все произошло внезапно, ни с того ни с сего. Мы толком-то и не поняли. «
Сразу после известия о случившемся в Красноярске был создан штаб по расследованию причин катастрофы под руководством первого заместителя губернатора края Николая Ашлапова (именно он теперь, согласно Уставу края, будет исполнять обязанности губернатора) и председателя краевого Законодательного собрания Александра Усса. В 16.00 по местному времени они провели пресс-конференцию, на которой были оглашены первые результаты расследования обстоятельств трагедии.
Для расследования обстоятельств гибели Александра Лебедя и других участников полета вчера по распоряжению правительства была создана комиссия под руководством министра МЧС Сергея Шойгу. Вчера же вечером он должен был вылететь в Красноярск, чтобы участвовать в работе следователей на месте ЧП. Кроме того, расследованием катастрофы займется и Межгосударственный авиационный комитет СНГ: его комиссию возглавляет Валерий Черняев.
Что случилось с генералом лебедем
Накануне 19rus.info напомнило своим читателям о трагической дате — год назад не стало бывшего председателя правительства Хакасии Алексея Лебедя.
А сегодня, 28 апреля, исполнилось ровно 18 лет со дня гибели в авиакатастрофе недалеко от Хакасии старшего брата Алексея Лебедя — экс-губернатора Красноярского края, генерала Александра Лебедя.
События того рокового утра 28 апреля 2002 года сейчас уже не вспоминает почти никто — Александр Лебедь ушел в историю. Много лет подряд журналисты многих СМИ неоднократно пытались получить доступ к материалам уголовного дела, возбужденного в связи с его гибелью. Однако все эти попытки заканчивались неудачей. Дело в том, что разрешение на ознакомление с этими материалами и их обнародование в прессе можно дать только при получении согласия ближайших родственников погибшего. Таковыми все эти годы считались вдова генерала Инна Лебедь и его младший брат Алексей. Они своего согласия не давали.
Год назад Алексей Лебедь ушел из жизни.
А в свое время, сразу после гибели Александра Лебедя, в СМИ было довольно много публикаций на данную тему.
19rus.info решило напомнить своим читателям об одной из них, вышедшей в российском Агентстве федеральных расследований (FLB) 27 июля 2002 года под заголовком «Гибель Лебедя: кто был за штурвалом борта N22158?».
За все эти 18 лет информация, изложенная в этом материале, ни разу нигде и никем официально не опровергалась.
«Гибель Лебедя: кто был за штурвалом борта N22158?»
Главными виновниками в этом документе названы пилоты геликоптера, их неподготовленность, плохая видимость и еще несколько субъективных факторов. Одним словом, стрелочники найдены, и хотя следователи прокуратуры считают, что обвинять в случившемся только летчиков несправедливо, вряд ли уголовное расследование катастрофы будет резко отличаться от выводов комиссии Шойгу. Тему эту, похоже, решено закрыть навсегда, хотя.
«Странности» официальной информации
Итак, сначала официально о том, что произошло 28 апреля в Ермаковском районе Красноярского края в районе озера Ойское, что в ста километрах юго-восточнее села Ермаковского вблизи Буйбинского горного перевала с географическими координатами в точке падения вертолета на пересечении координат 52 градуса 53 минуты северной широты и 93 градуса 15 минут восточной долготы.
Красноярский губернатор был еще жив, когда его и раненых погрузили на борт вертолета и доставили сначала в Ермаковское, а затем в аэропорт Абакана для эвакуации в реанимационное отделение Республиканской больницы столицы Хакасии. Однако при приземлении в 13-00 по местному времени выяснилось, что губернатор уже мертв, он умер еще находясь в воздухе. Первым об этом сообщили младшему брату Александра Лебедя Алексею, главе Республики Хакасия. Вечером того же дня в 18-00 тело Александра Лебедя на военном вертолете переправили в красноярский краевой морг в сопровождении его младшего брата и начальника ГУИН края Владимира Шаешникова.
Показания очевидцев в этом случае также расходятся.
Так, например, вот что говорит Станислав Смирнов, оператор телекомпании «7 канал» (Красноярск), явно симпатизирующей Александру Лебедю:
«Сначала все было нормально, через горы летели, там все видно было, и высоко летели. Практически все журналисты спали, никто из нас не мог ничего видеть, где кто находится на борту (!).
Вот что, к примеру, во всеуслышание заявил директор летного комплекса авиакомпании «Сибавиатранс» Иван Левандовский, который считает, что порой бывают ситуации, когда на летчиков пассажиры-начальники могут оказать соответствующее давление:
«Я все понимаю. Над ними довлела эта аура начальства в лице Лебедя, такое бывает, но в воздухе командует только командир корабля, который в случае опасности, ну, там, нет хорошей карты, или прогноз погоды угрожающий, или что-то другое, может вообще отказаться лететь и должен иметь смелость заявить об этом хоть Президенту.
Прокуратура: ясно еще далеко не все
Кстати, свою лепту в вопрос о причинах авиакатастрофы 28 апреля в Красноярском крае пытается внести и краевая прокуратура. Пытается довольно сумбурно, тоже некоторыми загадками, но все-таки на кое-какие подозрительные мысли по поводу работы комиссии Сергея Шойгу это опять-таки наводит. Взгляните сами.
По словам Гриня, выводы, сделанные комиссией во главе с Сергеем Шойгу о виновности только экипажа вертолета, пока не находят своего подтверждения:
«В документах комиссии есть противоречивые данные, которые не совсем подтверждаются данными, которые есть у нас в возбужденном уголовном деле. Есть моменты, когда, на наш взгляд, выводы, сделанные комиссией, основаны на недостаточном изучении и технических, и других обстоятельств трагедии».
Очевидец №2
Теперь давайте предоставим слово еще одному участнику и очевидцу трагедии 28 апреля. Это Михаил Кузичев, генеральный директор ОАО «Красноярскэнерго». Он стал единственным, кто после падения вертолета не потерял сознание, самостоятельно выбрался наружу и до прихода помощи вытаскивал из машины погибших и раненых.
А отказавшись от госпитализации, уже на следующий день вышел на работу:
Именно со слов этих двух людей, Станислава Смирнова и Михаила Кузичева комиссия МЧС и смогло частично восстановить схему размещения людей в Ми-8.
Итак, представьте себе «сигару» вертолета в разрезе, вид сверху.
«Черный ящик»
Любопытно, что на следующий день после катастрофы, к утру 29 апреля спасатели, работавшие на месте падения, обнаружили оба «черных ящиках» с разбившегося Ми-8. Спустя еще сутки появляется неофициальное сообщение, что во время расшифровки информации с бортовых самописцев изучающие их специалисты услышали, как один из пилотов предупреждает о возможном столкновении с линией электропередач. Далее якобы слышен голос губернатора Лебедя, приказывающего садиться и берущего в связи с этим всю ответственность за полет на себя. В связи с этими последним данными и появились слухи, что за рулем вертолета находился Лебедь. Официальные представители ГО и ЧС это яростно опровергают до сих пор, заявляя, что голоса губернатора на записи нет, так как Лебедь был в салоне, а речевой самописец фиксирует лишь переговоры экипажа, да и то только если у пилотов на головах надеты наушники-ларингофоны. Но!
Перед вами расшифровки из «черного ящика», последние несколько минут полета:
Крик из салона (неразборчиво).
Курилович, спокойно, себе под нос: «Все».
Одновременно сзади неразборчивые крики.
Обрыв пленки, тишина.
Губернатор же, светясь от счастья, тогда гордо заявил:
«Акулы пера» в ответ мрачно промолчали и опешили еще больше, когда вышли на поданный к самолету трап: вокруг кружилась вьюга, снег хлопьями бил в лицо, ничего не было видно на расстоянии вытянутой руки.
За гранью возможного
И, наконец, последняя, весьма трагическая странность вокруг событий 28 апреля. Утверждать это можно с малой степенью вероятности, однако все-таки можно. Дело в том, что, по данным FLB, в то трагическое утро 28 апреля на борту вертолета не спало несколько журналистов местных СМИ, взятых на борт МИ-8 Лебедем для освещения своей поездки. Одной из них была журналистка красноярской телерадиокомпании «7 канал» Наталья Пивоварова.
Из досье FLB
Через 5 дней после трагедии ей исполнилось бы 24 года. Наталья пришла на работу в телекомпанию сразу же после окончания филфака красноярского пединститута.
Ее коллеги отыскали в архиве одно из ее недавних высказываний, сделанных «на камеру»:
А теперь о странностях.
За 10 минут до катастрофы
Что сгубило Александра Лебедя: туман, самонадеянность или козни «серого полковника» Выдвигаются самые фантастические версии катастрофы
На обломки вертолета случайно наткнулись сотрудники ГИБДД. Они вызвали подмогу и стали оказывать Лебедю и другим пострадавшим первую медицинскую помощь. Затем губернатора доставили в ближайшую больницу в поселке Танзыбей, а затем переправили в областную больницу Абакана. Там врачи четыре часа боролись за его жизнь, однако спасти губернатора не удалось.
Лебедя похоронят на Новодевичьем
Шойгу: Виноват туман
Расследованием причин и обстоятельств катастрофы Ми-8 занялась специально созданная государственная комиссия во главе с министром МЧС России Сергеем Шойгу. Сейчас она работает в Красноярске. Шойгу выезжал на место падения вертолета, а также навещал пострадавших в больнице. После этого он пообщался с журналистами.
По словам Шойгу, основной пока является версия о том, что катастрофа произошла из-за плохой видимости. По предварительным данным, вертолет при посадке (или после незапланированной посадки) зацепил провода линии электропередач и рухнул с небольшой высоты. При падении машина не загорелась.
Красноярское ТВ: Виноват Лебедь
Между тем красноярская государственная телекомпания предложила свою версию развития событий, которой фактически возложила всю ответственность за ЧП на покойного губернатора Лебедя. В понедельник компания сообщила, что, по ее сведениям, командир вертолета Тахир Ахмеров не хотел подниматься в воздух, но Александр Лебедь настоял на вылете вертолета.
Березовский: Виноват Кремль