что случилось с мортал комбатом
Батяня комбат Фаталити, много крови и мало дичи: каким получился новый «Мортал Комбат»
В российский прокат вышел новый «Мортал Комбат» — первая за 20 с лишним лет масштабная попытка перезапустить киновселенную, основанную на персонажах и мифологии культовой видеоигры. «Лента.ру» рассказывает о том, удалось ли фильму Саймона МакКуойда оправдать ожидания многочисленных фанатов файтинга.
Япония, 1617 год. Легендарный ниндзя Хасаши Ханзо (уважаемый актер Хироюки Санада, за пределами родины засветившийся в «Последнем самурае» и финале «Мстителей») идет к ручью набрать воды, а вернувшись домой, обнаруживает жену и сына превращенными в ледяные скульптуры. Виновник — китайский ассасин со сверхспособностями холодильника Би Хан (Джо Таслим) — терпеливо ждет хозяина на завалинке и вскоре насмерть пронзит клинком и его самого. Благодаря чудесному спасению малолетней дочки Ханзо его род, впрочем, все-таки продолжится — и к XXI веку деградирует до бойца ММА по имени Коул Янг (Льюис Тан), без шансов проигрывающего даже в заштатных турнирах, где платят 200 долларов, и неспособного даже найти секунданта, из-за чего в этой роли приходится выступать его дочери. Сверхъестественно же в данном случае лишь то, что эта дочь-подросток и ее мать ухитряются лузера Янга каким-то образом терпеть и поддерживать.
Впрочем, именно от Коула Янга, этого побитого жизнью качка с глазами голодного щенка, зависит судьба не только древнего японского рода, но и, к-хм, человечества. Все благодаря родимому пятну в форме закольцованного дракона — знаку избранного, как вскоре узнает Янг, когда в его жизнь вторгнутся, с одной стороны, окруженный хлопьями снега, обзаведшийся погонялом Саб-Зиро и всерьез настроенный охладить пыл эмэмашника Би Хан, а с другой — пара американских спецназовцев Соня Блэйд и Джакс, которые с одержимостью героев Дэна Брауна настаивают на реальности одной особенно несусветной теории заговора. Если вкратце: избранные представители Земли раз в столетие защищают честь планеты в смертельной битве с монстрами-каратистами, четырехпалыми гигантами и колдунами-душесосами. Теперь честь поучаствовать в «Мортал Комбате» предстоит и Янгу — если, конечно, он сможет в ускоренном режиме найти в себе сверхспособность, причем под ехидные насмешки мастеров Шаолиня, уже умеющих метать файрболы и обезглавливать врагов стальными шляпами.
Да, вернувшись в большое кино спустя 25 лет после провала «Смертельной битвы: Истребление», основанный на не нуждающейся в представлениях серии видеоигр-файтингов «Мортал Комбат» упускает возможность в полной мере поэксплуатировать кого-то из культовых персонажей, предпочитая вместо этого выстроить сюжет вокруг нового ребенка сценаристов. То, что это детище — тот самый Коул Янг — лишен и харизмы, и хоть сколько-то оригинальной истории, еще полбеды. Куда хуже тот факт, что когда «Мортал Комбат» все-таки отворачивается от своего протагониста, чтобы взглянуть на Лю Канга, Шан Цунга, Саб-Зиро и компанию, это кино вдруг наливается специфическим в своей китчевой незамутненности обаянием — вполне схожим с дешевыми искрометными прелестями первого фильма франшизы, снятого Полом У. С. Андерсоном в середине 1990-х и давно заслужившего статус классики категории «Б».
Причем подводит фильм Саймона Маккуойда даже не столько опора на несчастного Коула Янга, сколько оглядка на другие успешные кинофраншизы современности. Подобно каким-нибудь комиксным блокбастерам, новый «Мортал Комбат» выбирает для своего сюжета потасканный шаблон origin story, супергеройского генезиса — не замечая, что выбранный для этого герой того не стоит. В процессе игнорируется и тот факт, что играм Mortal Kombat в промежутках между боями удавалось вполне связно, а временами даже и цельно рассказывать истории о своих персонажах и мире. Да, по большей части эти истории были абсолютно, невозможно чокнутыми, но эта дичь не просто входила в стоимость билета, но и добавляла играм шарма. «Мортал Комбат» Маккуойда же зачем-то пытается выглядеть чуть более приличным и причесанным, чем предполагает буйный материал первоисточника, и в итоге сбивает всю завораживающе абсурдистскую мифологию игры в короткие, а значит, неизбежно смехотворные вставки между битвами и основной сюжетной линией. Выходит не то что не фаталити, но даже и не чистая победа. Так, очередная ничья в сражении между Голливудом и той интеллектуальной собственностью, которую киноиндустрия так настойчиво пытается превратить в сверхдоходы.
Фильм «Мортал Комбат» (Mortal Kombat) уже вышел в российский прокат
Mortal Kombat, краткая история или, что там вообще происходит? (24 фото)
Тысячи лет назад у одного мудреца случилось видение. Он увидел мрачный и устрашающий мир, которым правил жестокий император по имени Шао Кан (Shao Kahn). Мудрец понял, что рано или поздно баланс между светом и тьмой, между добром и злом нарушится, а значит, врата между Землей (Earthrealm) и Внешним миром (Outworld) откроются. Преисполненный страхом за свою планету, мудрец в конической шляпе, носящий имя Рейден (Raiden), обратился к Старшим богам (Elder Gods), и они постановили — когда Шао Кан обратит свой взор на Землю, в десяти турнирах подряд его бойцы должны будут победить защитников планеты. Лишь тогда мир будет в его власти.
За 500 лет до событий первой игры серии Mortal Kombat, чемпион Земли — шаолиньский монах Кун Лао (Great Kung Lao), впоследствии прозванный Великим, одержал победу над Шан Цуном (Shang Tsung), приспешником Шао Кана, Однако, в следующем турнире Кун Лао потерпел поражение в битве с шоканским принцем Горо (Goro), который носил титул чемпиона «Смертельной битвы» на протяжении следующих восьми турниров.
Когда от окончательного поражения Землю отделял лишь один турнир, Бог грома и защитник планеты Рейден решил взять дело в свои руки. Он сделал ставку на молодого шаолиньского монаха Лю Кана (Liu Kang) и не прогадал. Принявший участие в турнире «Смертельная битва», наряду с кинозвездой Джонни Кейджем (Johnny Cage), лейтенантом спецназа Соней Блейд (Sonya Blade), смертельными врагами Скорпионом (Scorpion) и Саб-Зиро (Sub Zero), а также самим Рейденом, Лю Кан не просто заслужил право сразиться с Горо, но и победил его.
Казалось, на долгие годы на Земле должен воцариться мир, однако Шао Кан, по понятным причинам, оказался недоволен таким поворотом дел. И тут-то его последователь и слуга Шан Цун посоветовал ему устроить еще один турнир — на этот раз во Внешнем мире. Приглашенные на «Смертельную битву» воины не могли отказаться от участия, ведь это приравнивалось к поражению. Защитники Земли решились на авантюрное приключение во Внешний мир, где Шао Кана и его бойцы имели заметное преимущество.
Несмотря на это, воины Земли вновь одержали победу. Впрочем, он слишком поздно поняли, что второй турнир был лишь отвлекающим маневром. В то время, как защитники покинули свой мир, Шао Кан нашел способ воскресить свою погибшую королеву Синдел (Sindel). Она возродилась на Земле, что позволило властелину нарушить правила «Смертельной битвы», проникнуть в мир Рейдена и присоединить его к своей империи.
Во время катаклизма, вызванного объединением миров, погибли миллионы людей. Рейдену удалось защитить выживших с помощью своих божественных сил, однако после этого он стал смертным. Во Внешнем мире Бог грома не обладал властью, а Земля уже стала частью империи Шао Кана. Тогда непримиримые противники пошли на крайние меры — Шао Кан дал своим бойцам задание перебить всех выживших, а Рейден вновь собрал своих воинов вместе, чтобы защитить остатки человечества.
Победой воинов Земли заканчивается сюжет оригинальной трилогии Mortal Kombat. Прежде чем двигаться дальше по хронологии событий, необходимо сделать небольшое отступление и вернуться назад во времени, до событий самой первой «Смертельной битвы».
Все в мире Mortal Kombat подчиняется воле Старших богов. Они карают и награждают, наблюдают и порой вмешиваются в течение истории, решают судьбы и вершат суд. Одного из них звали Шиннок. Но даже боги подвержены человеческим слабостям. Шиннок (Shinnok) возжелал абсолютной власти и решил, что Земля оптимально подходит для осуществления этой цели. Но человечеству повезло, что молодой бог грома Рейден не согласился с таким положением дел. Разразилась страшная битва, во время которой планета оказалась практически уничтожена. В огне той войны сгинула раса разумных рептилий, последними представителями которой остались Рептилия (Reptile) и Хамелеон (Chameleon). Рейден до конца времен винил себя в произошедшем. Но речь сейчас не об этом.
Сражаясь с Шинноком, Рейден заметил, что Старший бог черпает свою силу в особом амулете — артефакте, существующем в единственном экземпляре и позволяющем в любой момент путешествовать между мирами. С помощью Старших богов Рейден все же одержал победу — Шиннок был заточен в мрачном и почти необитаемом Нижнем мире (Netherrealm), а его амулет похоронен в Гималаях, под защитой стражей ветра, воды, огня и земли.
И держаться бы этому порядку вечно, если бы однажды в Нижний мир не попал некромант Куан Чи (Quan Chi), обладающий способностью путешествовать между мирами без разрешения богов. Предприимчивый колдун предложил Шинноку сделку — Куан Чи помогает ему вырваться из заточения, а взамен Старший бог награждает его силой и делает своим союзником. Договор был заключен, и первым шагом к достижению цели стало полное подчинение Нижнего мира.
И тут к чудесной парочке обратился небезызвестный Шан Цун. Победив 400 лет назад Великого Кун Лао, колдун (по привычке видимо) впитал в себя душу монаха, а вместе с ней и секрет древней карты, на которой был отмечен путь к Храму амулета. Шан Цун предложил обменять эти знания на помощь в воскрешении королевы Внешнего мира Синдел (Sindel).
Впоследствии, после того как Саб–Зиро пообщается с Рейденом, он осознает свою ошибку и обратно выкрадет амулет у Шиннока. Впрочем, реликвия впоследствии окажется поддельной — коварный Куан Чи в очередной раз обманет всех и оставит настоящий артефакт себе.
Эти события освещаются в побочной игре серии Mortal Kombat Mythologies: Sub–Zero, в то время как в Mortal Kombat 4 сюжет вращается как раз вокруг последствий освобождения Шиннока.
Вырвавшийся из Нижнего мира бог при поддержке Куан Чи уничтожил почти всех Старших богов, однако оставшиеся в живых Рейден, Фуджин (Fujin) и их последователи нашли в себе силы противостоять захватчикам и победить.
И вновь силы тьмы терпят поражение. Куан Чи вынужден скрыться в Нижнем мире, так как по его следу идет Скорпион — ниндзя, чей клан погиб от рук колдуна. Спасаясь бегством, некромант случайно обнаруживает тайную гробницу, в которой находится множество мумифицированных тел — армия короля Драконов Онаги, первого императора Внешнего мира, свергнутого Шао Каном. Эти воины были бессмертны и непобедимы, и Куан Чи решил найти возможность воскресить их и подчинить своей воле. Для достижения этой цели он заручился поддержкой небезызвестного Шан Цуна, пообещав тому вечную жизнь. Так появился Смертоносный Союз (Deadly Alliance).
Лишь двое могли помешать их планам — император Шао Кан и чемпион Земли Лю Кан. Предательски убив первого, союзники отправились на Землю, где сразились с Лю Каном. В жестоком и кровопролитном сражении воин Земли также потерпел поражение и был повержен. Более ничего не отделяло Куан Чи и Шан Цуна от их цели — вернувшись во Внешний мир они использовали души побежденных противников, чтобы вернуть к жизни непобедимую армию Короля Драконов. Казалось, Внешний мир и Земля обречены.
В этой фактически безвыходной ситуации в события вновь вмешался бог грома Рейден. Он отказался от своей силы и статуса Старшего бога и отправился на Землю, чтобы возглавить оставшихся в живых защитников планеты и повести их на битву со Смертоносным Союзом. Однако для Земли явно наступила череда неудач — Лю Кан был убит, Китана (Kitana), Кун Лао, Джакс (Jax), Соня Блейд и Джонни Кейдж проиграли таркатанским воинам, способности Фрост вышли из–под контроля, а Саб–Зиро оказался потерян во Внешнем мире. И тогда, вопреки воле Старших богов, Рейден сам вызвал Шан Цуна и Куан Чи на смертельную битву.
Схватка была долгой и жестокой, и какое-то время защитник Земли, казалось, был ближе к победе. Однако против объединенной силы колдунов не смог выстоять даже бог — Рейден оказался повержен.
Король Драконов задумал вновь объединить шесть существующих миров в Единую Сущность (The One Being), что означало неминуемую гибель всего живого. Однако для этого ему нужно было разыскать шесть артефактов — Камидогу. Дух Онаги явился воину по имени Сюдзинко (Shujinko). Якобы от имени Старших богов Король Драконов дал ему задание — собрать все шесть Камидогу. К сожалению, Сюдзинко слишком поздно осознал, что его обманули. Камидогу объдинились, последнее из существующих драконьих яиц раскололось, и душа Онаги вселилась в тело Рептилии. Король Драконов вернулся.
Перед ликом самого страшного зла, даже старые враги были вынуждены объединиться. Шан Цун, Куан и Рейден вступили в схватку, используя все свои силы и могущество…
Но всего этого оказалось недостаточно, чтобы победить Короля Драконов. Союзники поневоле потерпели поражение, а у Онаги оказались ключи к господству над всеми мирами. Но нашелся еще один герой, способный противостоять злу. Признавший свою фатальную ошибку, Сюдзинко отправился в путешествие по всем известным мирам, пытаясь собрать выживших воителей, которые могли бы противостоять Онаге. Уникальная способность Сюдзинко впитывать умения других бойцов, помогла ему на равных сражаться с Королем Драконов и даже победить. Однако перед последним ударом душа Короля Драконов покинула тело Рептилии и скрылась в Нижнем мире.
Наступило затишье перед бурей, но часы Армагеддона уже были запущены, и ничто не могло спасти вселенную от разрушения. Пророчество эденийской волшебницы Делии (Delia) начало сбываться. Тысячи лет ее сыновья Тайвен (Taven) и Даэгон (Daegon) спали под защитой драконови огненного духа Блейза (Blaze), чтобы в решающий момент пробудиться и удержать Вселенную от гибели. Но единожды предначертанное не так легко изменить. Вернувшийся к жизни раньше своего брата, Даэгон подпал под влияние Шиннока и перешел на темную сторону силы…
Mortal Kombat: Armageddon не имеет единой концовки — для каждого из 62 персонажей конец света происходит по-своему. Например, Рейден заключает соглашение с Шао Каном, по которому Император обещает оставить Землю в покое, если бог грома уничтожит Тайвена. Во время этого боя Онага (Onaga), Шан Цун, Куан Чи и Шао Кан успевают через портал в Эдению. В итоге Тайвен одерживает победу, однако время оказывается упущено. По истории Шао Кана Император в этот момент вступает в финальную схватку с огненным духом Блейзом и одерживает победу. После этого все миры сливаются в один, правителем которого и становится Шао Кан.
Однако еще одна победоносная битва ждет Императора впереди — битва против Рейдена. Впрочем, перед окончательной смертью бог грома успевает спутать все планы Шао Кана. Он отправляет ментальное сообщение самому себе в прошлое, во времена одиннадцатого турнира «Смертельная битва», в котором должен принять участие юный шаолиньский монах Лю Кан.
История серии Mortal Kombat. Часть 3. Разработка и выход MK3: суды с актерами, смена стилистики и разочарование фанатов
Разработка Mortal Kombat 3 началась в начале 1994 года, после релиза второй части, а вышла игра 1 апреля 1995 года. Основной платформой по-прежнему оставались игровые автоматы, которые выпускала компания Williams Electronics Games:
У Midway было около двух лет, чтобы выпустить триквел. Команда решила не просто скопировать и улучшить, а доработать сеттинг и сюжет Mortal Kombat, сильнее проработать персонажей, устранить известные недостатки.
Из первых двух игр собирались перенести полюбившихся героев, для которых уже была придумана новая механика геймплея. Третья часть должна была стать сложнее и интереснее.
Но кое-что пошло не так.
Суды с первоначальным актерским составом
В своем интервью журналу Polygon Даниэль Песина (Daniel Pesina), прообраз Джонни Кейджа, Саб-Зиро, Скорпиона, Рептилии, Смоука и Нуб Сайбота, рассказал много интересного об этом времени.
Все началось в 1994 году, когда он заметил, какую популярность набрала Mortal Kombat 2, и заинтересовался простым вопросом — не должны ли ему заплатить больше? Какой-нибудь процент с продаж на домашних консолях, где игра расходилась как горячие пирожки.
Он полностью развеивает миф о том, что его уволили из-за съемок в рекламе файтинга BloodStorm. Игра позиционировалась не просто как конкурент Mortal Kombat, а должна была стать «убийцей» знаменитого файтинга. Само по себе, участие в других проектах не было незаконным, однако Песина предстал в образе Джонни Кейджа:
Отсюда и приклеилась байка, что Песину уволили из-за нарушения авторских прав. Игра, к слову, провалилась, но все события с ней начались уже после того, как взаимоотношения между Песиной и Midway испортились.
Менеджеры и юристы Williams, составлявшие контракты, были достаточно умны, чтобы не платить денег сопутствующему персоналу (актеры ведь не разработчики), если игра вдруг выстрелит. Договор заключался по каждой игре отдельно, касался только очень конкретной работы (позирования), все актеры не состояли в команде разработчиков.
Мы подписали соглашение, которое состояло буквально из одного абзаца. И когда игра стала мегапопулярной [Джон Тобиас] успокоил нас, сказав: «Не волнуйтесь, эти парни [Midway] не козлы. Не беспокойтесь об этом. Они позаботятся о вас». И я такой: «Окей, хорошо».
Позже к вопросу о проценте с продаж или хотя бы материальной компенсации присоединились и другие актеры — Филип Анн (Philip Ahn, Шанг Цунг), Элизабет Малеки (Elizabeth Malecki, Соня Блэйд), а также Каталин Замьяр (Katalin Zamiar), игравшая Китану, Милену и Джейд. Последние две на фото:
Однако Acclaim и Williams не собирались ни о ком заботиться, а когда актеры начали ставить вопрос ребром (с такой-то популярностью неудивительно), то предложили обратиться в суд.
Вот что вспоминает Джон Тобиас (John Tobias):
Очевидно, судебное разбирательство затронуло наши отношения. Дэнни был другом, и мое сердце было разбито. Я чувствовал тогда и сейчас разочарование, что вся эта ситуация вышла из-под контроля и помню свою неспособность как-либо её исправить. Я все еще считаю Дэнни своим другом и сочувствую ему, поскольку чувствовал тоже, что и он.
В 1996 году Даниэль Песина подал в суд на Midway, Williams, Acclaim, Nintendo и SEGA. Парень явно недооценил свои силы — над его делом работало 20 юристов, в то время как ответчики суммарно подключили около 2 000 (!) юристов в составе 68 юридических групп.
Песина потребовал возместить 10 000 000 долларов за использование его личности, имени и визуального сходства без его на то разрешения в консольных версиях Mortal Kombat и Mortal Kombat 2. Позже с аналогичными требованиями выступили Филип Анн, Элизабет Малеки и Каталин Замьяр, хотя суммы их требований неизвестны.
Истцы проиграли. В случае с Песиной был проведен опрос, в котором только 6 % респондентов опознали его в качестве актера Mortal Kombat (хотя были юридические нюансы договора и сроков обращения в суд):
Знаете, я ходил по улицам и во мне признавали Джонни Кейджа. Не знаю, как они делали свой опрос. Были ли там люди, игравшие в игру? В конце концов, все знали, что мое подобие было подобием Джонни Кейджа.
В деле трех других актеров Mortal Kombat суд постановил, что договор касался видеозаписи и все добровольно на неё согласились, а раз так — что с ней потом делали их уже не касается. Кроме того, хореография и позирование, использованные в игре, не могут принадлежать отдельным лицам.
Однако пока шло все это разбирательство, юристы запретили Midway использовать образы старых героев в новой игре, дабы избежать любых проблем в случае проигрыша.
Так что для Mortal Kombat 3 команде Эда Буна (Ed Boon) и Джона Тобиаса пришлось искать новых актеров и придумывать новых персонажей, оцифровать для них действия актеров заново.
Новые персонажи и неожиданный сюжет
В интервью 2012 года Джон Тобиас вспоминал, что Mortal Kombat 3 собирались делать либо полностью в 3D, либо с большим количеством 3D-графики. Однако технология находилась еще «в зачаточном состоянии» и просто не позволила достичь уровня спрайтовой графики двух предыдущих игр.
Если бы мы сделали это, готовые персонажи получились бы своего рода блочными версиями существующих.
Чтобы наши молодые читатели поняли, о чем речь, представьте себе первоначальных «кубоватых» персонажей Minecraft, дерущихся в Mortal Kombat 3 — это был бы настоящий позор. Поэтому разработчики вернулись к идее спрайтовых персонажей, оцифрованных с реальных людей, для чего пришлось нанимать новых актеров.
Речь идет о 1994-1995 годах, а судебные решения в пользу Midway были приняты в 1996-1997. Поэтому перед Тобиасом, как перед сценаристом этой игровой вселенной, стояли две неприятные задачи:
Шао Кан реализовывает собственный план, который задумал еще 10 000 лет назад, просто Шанг Цунг во второй части помешал. План позволяет обойти правила Смертельной Битвы, установленные Старшими Богами, тем более что Шао Кан и его приспешники проиграли Лю Кэнгу по ходу дилогии и опять сражаться с Земным Царством было бы просто нелогично.
Лишь Рейден — бог грома и защитник Земли — спасается сам и защищает души нескольких выживших во время вторжения. Они становятся Избранными, которым предстоит уничтожить Шао Кана и выжить в боях с его слугами. Рейден не может вмешаться, поскольку защищает Земное Царство, а оно как-бы стало частью Внешнего мира.
Из небольшого интервью с командой разработчиков, записанном в честь скорого релиза игры, можно узнать о серьезных спорах внутри команды по поводу новых персонажей. Каждый считал своим долгом предложить персонажа, однако находился тот, кто считал этого персонажа отстойным.
Что касается старых персонажей, то им прописали сюжетную ветку на начало событий и концовку. Лю Кенг и Кунг Лао восстанавливали храм Белого Лотоса, пока Шао Кан его не разрушил. Соня Блэйд и Джакс пытались достучаться до руководства США и предупредить о надвигающейся опасности из другого мира.
Саб-Зиро сбросил свою маску и отрекся от своего клана, из-чего все на него и набросились. Наемный убийца Кано скрывался после второй части, но, после нападения Шао Кана, вызывался тренировать новичков.
Нуб Сайбот был одним из секретных персонажей — это старший Саб-Зиро, ставший демоном. Во всех версиях Mortal Kombat 3, кроме Sega Genesis, неиграбелен.
Свое место хитрого злодея сохранил Шанг Цунг, желающий проявить себя пуще прежнего. Шао Кан больше не доверял расе шоканов, поэтому командовать войсками был поставлен рогатый, мускулистый кентавр по имени Мотаро. Кентавры также составили основу армии главгада.
Каноничной является концовка за Лю Кенга, и она же считается самой скучной — в третий раз знаменитый монах Шао Линя победил всех оппонентов, под-босса Мотаро и Шао Кана.
Он закрывает портал на Землю и встречает Китану, которая благодарит его за спасение Внешнего Мира. Земное царство возвращается к своему самостоятельному статусу под началом Рейдена.
Разработка и новшества Mortal Kombat 3
Эд Бун в одном из интервью рассказывал, что разработкой занималась исключительно Midway:
Над третьей игрой мы работали всемером. Появилось новое оборудование и денег стало больше.
Да, вот так просто — всего один новый человек в команде в купе с инвестициями в студию позволили разработчикам добавить важные новшества:
Эд Бун, оставшийся главным программистом Mortal Kombat 3, однажды признался, что все это делалась разработчиками намеренно:
Постоянно возникало множество легенд и выдумок, которые подогревали другие слухи, например, про еще одного тайного персонажа или скрытое место. Мне это нравилось, это интриговало людей.
В числе таких секретов — мини-игра в духе Galaxian, где нужно отстреливаться старфайтером от летящих в него камней.
Еще была рулетка, прокручивая которую можно было выбить новый код для мультиплеера и режима комбат-кодов.
Чтобы снизить порог вхождения придумали экран «Выбора судьбы» (Choose your Destiny) — своего рода выбор уровня сложности.
На легком нужно было одолеть 6 оппонентов, на сложном — 10. Основная однопользовательская механика осталась без изменений — для победы нужно пройти всех, поражение на любом этапе возвращало в меню.
Все эти новшества дались команде Midway с огромным трудом. Сэл Дивита (Sal Divita), второй программист, как-то раз пожаловался на ход разработки Mortal Kombat 3:
В то время мы использовали худшее программное обеспечение всех времен. Мы вручную вырезали каждый кадр, пиксель за пикселем, и делали анимацию. Этот «зеленый экран» — он вообще был непригоден. Я знаю это, потому что точно такую же методику применял для своей игры.
А ведь это была середина 90-х, когда Midway могла себе позволить цифровую камеру, мощное оборудование для обработки, куда сразу поступали все кадры, а также последнюю версию Photoshop, получившую множество инструментов обработки изображений. Посмотреть на то, как шла запись актеров, вы можете посмотреть в этом редком видео:
Почему Mortal Kombat 3 невзлюбили игроки
Несмотря на коммерческий успех и большую популярность среди новых игроков, старые фанаты Mortal Kombat, коих было большинство, не приняли третью часть. Объективные причины лежат на поверхности.
Во-первых, слишком резко изменился стиль арен. В первой игре они были исполнены в восточных мотивах, располагая к поединкам насмерть, во второй предстали страшными окрестностями огромного замка, его жуткими подземельями и залами, либо какими-то психоделическими пейзажами.
А для третьей части разработчики выбрали самые стереотипные места — кладбища и банки, метро и улицы, какие-то непонятные крыши и захолустья, изобразив их максимально обыденно.
Даже если забыть про арены, возникнет ворох других вопросов. Например, зачем Шао Кан ждал 10 000 лет для вторжения на Землю и пытался честно выполнить правила какого-то дурацкого турнира, когда мог вторгнуться в любой момент?
У многих игроков случился «разрыв шаблона» от Саб-Зиро, который в концовке второй части был азиатом, а в третьей почему-то стал типичным белым европейцем:
Разработчики хотели дать ему новый облик и выкрутились так: Саб-Зиро из первого МК — это старший брат Саб-Зиро из MK 2 и MК3, и братья они только по отцу, у младшего Саб-Зиро мать — американка. Теперь все фанаты поняли, что Саб-Зиро в первой игре действительно отличается от Саб-Зиро в следующих.
Фаталити — важнейшая часть игры — смотрелись странно. Так, Джакс мог превратиться в гиганта и задавить противника огромной ногой, Лю Кенг аки Флэш бегал за игровым автоматом Mortal Kombat и сбрасывал его на голову врага, а Кабал «фаталил» просто снимая свою маску:
Во-вторых, в раскрутку Mortal Kombat 3 вложили серьезные деньги, издатели даже проехали по Америке с Mortal Kombat Live Tour. Это когда актеры в костюмах персонажей игры собирались на импровизированных аренах и изображали сражения друг с другом:
А теперь представьте, что вы устанавливаете новую Mortal Kombat 3 и… не видите там ни одного знакомого, полюбившегося лица в меню выбора:
Знаменитый Рейден, который точно не мог никуда пропасть, появлялся лишь на пару секунд в сюжете и был недоступен как играбельный персонаж. Связано это с тем, что Карлос Песина (Carlos Pesina), который играл Рейдена в первых двух играх, не участвовал в разработке Mortal Kombat 3 — он помогал конкурирующему проекту Tattoo Assassins (закрыт до релиза).
Сильно изменился Лю Кенг. В первых двух играх его роль исполнил Пак Хо Сон, во второй — Эдди Вон. Разница во внешности была так велика, что никакой костюм это не скрыл:
Складывалось впечатление, что на каком-то этапе у разработчиков закончился творческий потенциал или споры внутри команды стали слишком долгими и они потеряли интерес. Ведь хватило ума придумать Джаксу кибернетические руки, а Соне Блэйд — необычное излучение, испускаемое из её милых рук.
Из новых персонажей интерес могли вызвать шокан Шива и обезображенный Кабал, а лучше всего игроки приняли Синдел.
Третий и самый главный недостаток Mortal Kombat 3 разработчики привезли себе сами. Дело в том, что Сэл Дивита, которого мы упоминали как разработчика, также сыграл половину новых персонажей, причем Сектор, Сайракс и Смоук принадлежали к одному классу — они были кибер-ниндзями.
Сэл давно работал на Midway программистом, и как-то раз ему просто предложили поучаствовать в записи движений новых персонажей. Студия экономила дважды — Дивита работал программистом и как актер, но к последнему он не был готов.
Почти все актеры игр Mortal Kombat были низкорослыми и легонькими, за счет чего могли выполнять любые трюки, включая кувырки назад спиной. Тому же Даниэлю Песине не составило труда отыграть разные наборы приемов для Джонни Кейджа, Саб-Зиро, Скорпиона, Рептилии, Смоука и Нуб Сайбота.
Дивита напротив, не разбирался в боевых искусствах, не был профессиональным спортсменом или хотя бы атлетом. Именно поэтому все его герои получили довольно простые удары, причем некоторые из них, вроде удара ногой в голову противника, дорисовывались на компьютере — Сэл просто не мог задрать ногу так высоко.
Идея с кибер-ниндзя, которые заменили обычных ниндзя, была тепло принята игроками — в тот момент были популярны «Робокоп» и «Терминатор». Но подкачала реализация — все киборги Mortal Kombat 3 чувствовались одинаковыми настолько, что игроки различали их только по цвету.
Эти три пункта вызывали максимум негатива, хотя игра не была плохой. Просто старые фанаты были разочарованы.
Туманные перспективы
PR-кампания Mortal Kombat 3 удалась, не даром ее в 2011 году даже включили в книгу рекордов Гиннеса, как «крупнейшую рекламную кампанию для видеоигры в жанре файтинг».
Народ толпами валил в залы игровых автоматов, пугался новых персонажей, но быстро их осваивал.
Acclaim, финансировавшая разработку версий для домашних консолей, получала уже готовые наработки, ресурсы и код, после чего около полугода работала над портом. В октябре-ноябре 1995 года Mortal Kombat 3 вышла для Sega Mega Drive, Genesis и Game Gear; Nintendo Game Boy и SNES; PC под управлением DOS. В 1996 году вышли отдельные порты для Windows и PlayStation.
Мнение критиков разделилось. Кто-то считал, что игра была практически без недостатков, а кто-то вставал на сторону фанатов. Более всего MK3 критиковали за комбо-систему и спец-удары. Так, в 1998 году журнал PC Gamer выпустил довольно жесткую рецензию:
Mortal Kombat 2 удалось улучшить задающую быстрый темп формулу оригинала, в то время как триквел даже близко не проходит рядом. Он страдает от извращенного геймплея, излишне глупых завершающих ударов, таких как «Озверение», и невыносимо скучного дизайна персонажей.
Несмотря на улучшения геймплея, над Mortal Kombat 3 просто не работали с тем же энтузиазмом, как над его предшественником. Отсутствие бойцов-фаворитов оставило у многих игроков чувство, что их обделили.
Что действительно удивляет в истории Mortal Kombat 3, так это тройной релиз. Оригинальная игра на территории СНГ плохо известна — тем более важно осветить её историю.
Но уже в октябре 1996 года вышла доработанная Ultimate Mortal Kombat и вот её чаще всего подразумевают, когда говорят про триквел. Еще была Mortal Kombat Trilogy (MKT) — сборник, включающий всех персонажей и арены, но с геймплеем Ultimate Edition и немного доработанным сюжетом, позволяющим сделать из Mortal Kombat полноценную франшизу. Trilogy также была очень популярна и ее могут иметь ввиду, когда вспоминают о третьей части.