что случилось с варлей после фильма вий
«Вий»: Тяжёлое послевкусие Наталья Варлей чудом осталась жива, выпав из гроба
«Вий»: Тяжёлое послевкусие
Наталья Варлей чудом осталась жива, выпав из гроба
Фильм «Вий» режиссёров Георгия Кропачёва и Константина Ершова по повести Гоголя – первый, последний и единственный советский фильм ужасов. Ленты с «Вием» застрекотали в кинопроекторах советских кинотеатров в 1967 году. Фильм мгновенно завоевал популярность у отечественных зрителей, практически лишённых доступа к зарубежным нуару, саспенсу, хоррору, слэшеру, всевозможным оборотням, зомби и вампирам… А тут вдруг такое!
Напомним в двух словах классический сюжет. Бурсак Хома Брут случайно убивает ведьму, и вскоре его вызывают отпевать усопшую молодую панночку, которая и есть та самая угробленная им нечистая сила. Ведьма готовится отомстить Хоме. Ему предстоят три страшных ночи, наполненные борьбой с покойной панночкой-ведь-мой, упырями, вурдалаками и, в конце концов, самим Вием, страшным хтоническим существом.
Идея экранизировать классическую гоголевскую повесть принадлежит советскому режиссёру и киноорганизатору, тогда опальному, но по-прежнему влиятельному Ивану Пырьеву, который стал чем-то вроде куратора фильма. Натуру нашли в Западной Украине, павильонные съёмки проходили на «Мосфильме».
Пырьев на правах куратора решает усилить творческий дуэт молодых режиссёров мэтром в мире киносказок – Александром Птушко, который сразу дал понять новичкам, что именно он будет руководить съёмочным процессом и фильм выйдет таким, каким его видит именно он, и никто другой. (При этом Птушко в титрах числится лишь как один из авторов сценария.) Недоброжелатели ворчали, что теперь, мол, ждите детскую сказку в духе Птушко. Но Александра Лукича это волновало мало, он рьяно взялся за работу.
На роли вислоухих вампиров, трехносых упырей и отвратительных вурдалаков были приглашены двенадцать гимнастов и четыре батутиста. Для нечисти ростом пониже наняли на работу актёров с физическими изъянами, а также лилипутов и карликов. Оборотни в фильме лазили по вертикальной стене, словно гигантские насекомые (трюки снимал опытнейший оператор 60-х годов прошлого века Фёдор Проворов).
Для изображения животной нечисти и создания мрачной атмосферы задействовали девять черных кошек, на которых во время съёмок надевали специальные шапочки-капоры с рожками. Животных пускали прыгать с возвышения, и снимали их гигантские тени на стене. Для изображения потусторонних сил пробовали снимать сверхкрупными планами богомолов, жуков-носорогов, пауков и других насекомых. Но режиссёров и операторов результат не устраивал. Решили попробовать близких к мистическим субстанциям птиц: летучих мышей, филинов и ворон. Около пятидесяти ворон поймали прямо во дворах «Мосфильма». И наконец, дрессированный пёс Мишка отчаянно выл, «оплакивая» умершую панночку: в звукоряд вошёл реальный собачий «голос». Целый кинозоопарк участвовал в съёмках.
С приходом Птушко изменилась концепция внешнего вида Вия. Если поначалу Кропачёв и Ершов видели его неким человекообразным существом, то Александр Лукич предложил образ монстра, одновременно похожего на человека-великана, медведя и отвратительную жабу. Эта нелёгкая (в буквальном смысле слова) роль досталась цирковому артисту, атлету Николаю Степанову, – только он смог выдержать вес примерно стокилограммового огромного воздухонепроницаемого костюма, сродни тем, что делаются для ростовых кукол. Силач-циркач при всей своей тренированности падал с ног от усталости после нескольких дублей.
Описанный Гоголем смертоносный взгляд Вия потребовал необычных технических решений. Веки этого персонажа преисподней в нужный момент откидывались на шарнирах, и начинали жутко сверкать глаза, отлитые из стекла со светоотражающей поверхностью. За открытие век отвечали два ассистента с тончайшими верёвочками-манипуляторами.
Пробы на роль Панночки проходили звезды советского кино того времени: Елена Санько, Ада Роговцева, Жанна Болотова, Светлана Коркошко и другие. Поначалу утверждена была Александра Завьялова (зрители старшего поколения помнят её Пистимею из телесериала «Тени исчезают в полдень»). Но в самом разгаре съёмочного периода, когда половина материала уже была отснята, Иван Пырьев распорядился, чтобы вместо Завьяловой снималась Наталья Варлей. (Существует, впрочем, версия, что Завьялова во время съёмок тяжело заболела, и её будущий муж, режиссёр Резо Эсадзе, настоял на том, чтобы она не связывалась с «дьявольской картиной».)
Итак, на съёмочной площадке в центре внимания – всесоюзно любимая «кавказская пленница» из незабвенной комедии Леонида Гайдая. И если не обязательно комсомолка, то уж точно красавица, а главное – спортсменка нужна была на сложную в физическом смысле роль в «Вии». (Напомним, что Наталья Варлей окончила акробатическое отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства и работала эквилибристкой в труппе Московского цирка на Цветном бульваре.)
Неугомонный изобретатель, Александр Птушко предложил использовать специальную вибрирующую платформу, с помощью которой Панночка тряслась от гнева, ему же принадлежит идея превращения в кадре слезинки героини в кровавую каплю. Не забудем: ни о какой компьютерной графике тогда и слыхом не слыхивали, всё делалось с помощью специальных приспособлений. Но сцена с трясущейся, словно в припадке, Панночкой по-настоящему страшна до озноба, как, впрочем, и с кровавой слезой – в этом можно убедиться и сегодня, благо что фильм не так давно был полностью отреставрирован и оцифрован.
Недоброжелатели Птушко из съёмочной группы вскоре перестают шушукаться и ворчать: фильм приобретает новую интонацию, мистика русского писателя-классика находит адекватное воплощение на плёнке, ни о какой «детской сказке в духе Птушко» никто уже не судачит.
По сюжету Панночка – Варлей летала внутри церкви в гробу. На самом деле гроба было три: первый небольшой – закрытый; во втором актриса лежала во время сцены отпевания, и, наконец, третий, в котором оборотившаяся красавицей ведьма летала, нагоняя ужас на Хому и зрителей в зале. Этот гроб подвешивался на шести металлических струнах к потолку. В основание летающего гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристёгивали монтажным поясом. За спиной, под балахоном Варлей, была закреплена опора. Но казавшаяся надёжной страховка подвела, и это едва не стоило жизни исполнительнице главной отрицательной роли. На полном ходу Варлей вылетела из гроба, и если бы не реакция и сильные руки Хомы (его роль играл Леонид Куравлёв), то быть беде: Наталья разбилась бы о дощатый пол. Актриса вспоминала: «Гроб был привязан на длинной верёвке к стреле крана и на большой скорости нёсся по кругу. В какой-то момент я потеряла равновесие и свалилась, летела вниз головой. Даже сгруппироваться не успела. Лёня Куравлёв меня поймал. Проявил, можно сказать, чудеса циркового партнёрства. Со мной ничего не произошло, а по стране пошёл слух, что я погибла…»
Вскоре после окончания съёмок Наталья Варлей слегла с серьёзной болезнью. У неё после «Вия» так и не было больше ярких ролей в кино. Наперекосяк пошла личная жизнь: расстроились отношения с мужем, известным актёром Николаем Бурляевым, их брак распался. Вторым мужем актрисы в 1969 году стал сын актёра Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой – Владимир Тихонов. В их семье в 1972 году родился первенец – сын Василий, но брак был уже на грани распада из-за пристрастия супруга к алкоголю. Вскоре Наталья и Владимир развелись. (О трагической и мистической гибели Владимира Тихонова мы расскажем в главе «Жизнь прожить – не русское поле перейти».)
Нельзя не упомянуть и такой случай. На одном из морских круизов, куда была приглашена Наталья Варлей, в культурной программе был запланирован «Вий». Но показать картину так и не удалось: каждый раз, когда начинался сеанс, море отзывалось сильной бурей, и пассажирам-зрителям было уже не до экрана. Этот случай Наталья Владимировна несколько раз рассказывала на встречах со зрителями, но подать морскую историю как шутку у неё ни разу не получилось – зал озадаченно молчал, люди не смеялись, хлопали рассеянно и растерянно…
В разных интервью Наталья Варлей по-разному отвечала на вопрос о «расплате» за своё участие в работе над «Вием». Иногда отшучивалась, говорила, что и на съёмочной площадке, и в жизни бывает всякое, и фильм тут ни при чём, а иногда прямо говорила о том, что считает роль Панночки грехом, о том, что за эту роль она покаялась и получила в церкви прощение и теперь твёрдо уверена, что «нельзя заглядывать туда, куда смертным вход запрещён». Вот цитата из её интервью еженедельнику «Семь дней»: «Я потом много раз читала и слышала, что Панночка сыграла роковую роль в моей жизни. На самом деле это всё вымыслы журналистов и зрителей! Конечно, изображать нечистую силу, тем более в храме, грех. Но, во-первых, храмом был павильон «Мосфильма», во-вторых, грех случился по неведению, я в нем исповедовалась и, надеюсь, Бог мне его простил. Вскоре после «Вия» я окрестилась. С тех пор стараюсь жить по заповедям. Конечно, в моей судьбе было много светлого и хорошего и не менее болезненного и печального. Но я не думаю, что фильм может разрушить жизнь».
Согласитесь, Варлей противоречит самой себе. То говорит о журналистских вымыслах, то признаётся в содеянном грехе. Но не будем выносить никаких вердиктов любимой актрисе.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
2. «От этой прогулки осталась…»
2. «От этой прогулки осталась…» От этой прогулки осталась Весенняя тяжесть в крови И нежность — она показалась Предчувствием новой любви. Но сердце послушно приказу, Оно покорилось, и вновь Из уст не слетало ни разу Заветное слово —
Любовь до гроба и после гроба
Любовь до гроба и после гроба О том, что Камил болен раком, я впервые услышал в Штокдорфе вскоре после своего шунтирования и возвращения из больницы. Мне сказали, что он лежит в клинике в Кёльне, куда его устроил Лева Копелев. Мы с Ирой навестили его там. Он был худ и бледен,
Наталья ВАРЛЕЙ
Наталья ВАРЛЕЙ Н. Варлей родилась 22 июня 1947 года в румынском городе Констанца. Как гласит семейное предание, Варлей — фамилия валлийская. Предки нашей героини попали в Россию из Англии. Это случилось в XIX веке: некий музыкант приехал к нам с туманного Альбиона и привез с
Англия осталась одна
Англия осталась одна Как только новый правительственный аппарат был налажен — военный совет, правительство, военный и гражданский секретариаты, связь с начальниками штабов, — руководство страны приняло первые решения, продиктованные нуждами военного времени.
Наталья ВАРЛЕЙ
Наталья ВАРЛЕЙ В первый раз Варлей вышла замуж, когда училась в Театральном училище имени Щукина, в конце 60-х. Ее супругом стал актер Николай Бурляев. Причем по популярности Варлей, конечно, в ту пору затмевала своего супруга: только что вышла «Кавказская пленница»,
Любовь до гроба и после гроба
Любовь до гроба и после гроба О том, что Камил болен раком, я впервые услышал в Штокдорфе вскоре после своего шунтирования и возвращения из больницы. Мне сказали, что он лежит в клинике в Кёльне, куда его устроил Лева Копелев. Мы с Ирой навестили его там. Он был худ и бледен,
ТАЙНА ГРОБА НУМЫ
ТАЙНА ГРОБА НУМЫ Энний создал целое возвышенное и несколько туманное учение (недаром Гораций пишет, что он впадает в «пифагорейский бред»). Прежде всего он решил перевести для римской публики Эпихарма. Эпихарм был учеником Пифагора (Diog., VIII, 78). «Он переложил в стихи мысли
Л.3. Копелев. Это было чудом…[101]
Л.3. Копелев. Это было чудом…[101] Она приехала из Саратова в голодную Москву в 1921 г. Ровесница века — ей исполнился 21 год — она уже твердо знала свое призвание: учиться и просвещать. Гражданская война закончилась, оставались разруха, нищета, голод… Она верила в то, что
ЧУДОМ УЦЕЛЕВШИЙ
ЧУДОМ УЦЕЛЕВШИЙ Адмирал Колчак, трезво оценив, чем может кончиться его попытка вырваться из окружения Красной Армии, обратился к своим сподвижникам: «Желающие могут остаться со мной и разделить участь до конца, остальным предоставляю полную свободу действия».В числе
3. На свой юбилей она помирилась с Натальей Варлей
3. На свой юбилей она помирилась с Натальей Варлей В последние два-три года жизни Нонна Викторовна медленно, но верно ослабевала. Периодически попадала в больницу, где к ней применяли интенсивную терапию, поддерживали и ставили на ноги. Но творческих вечеров и
Я ОСТАЛАСЬ ОДНА
Я ОСТАЛАСЬ ОДНА Он не особенно раскрывался перед людьми. Слово «профессионал» у него было наивысшей оценкой. Он был начальником, которого я боялась, но боялась потому, что очень уважала. И мне страшно было чувство чем-то его огорчить. Но в то же время у меня было чувство, что
XXI Послевкусие любви
Победа осталась за нами[11]
Победа осталась за нами[11] Хорошо запомнились мне дни эвакуации лагеря. Первым рейсом Молоков и Каманин вывезли на материк только пять человек. В лагере не нашлось желающих ложиться в «сигары», подвешенные под плоскостями самолета. В эти «сигары», сделанные из толстой
«Примерка гроба»[422]
«Примерка гроба»[422] Это заглавие придумано не мной. Честно в этом признаюсь. Я его взял из статьи «Новый текст программы НТС» в номере 49 «Посева» от 6 декабря 1959 г. Там сказано: «…живой контакт с пришедшей в движение народной массой (в сегодняшней России. — В.З.), ощущение
Первый советский ужастик «Вий»: судьба актеров, дурная слава и мистические факты
«Вий» стал первым советским ужастиком. Это был во многом новаторский фильм, который пришелся по вкусу неискушенному зрителю. Однако мистика с экранов кинотеатров внезапно перешла и в реальную жизнь всех, кто был связан с картиной. В течение нескольких лет после премьеры скончалось несколько актеров и участников съемочной группы, а тех, кто остался в живых, преследовали несчастья.
Откуда взялись слухи о проклятии «Вия», как фильм повлиял на жизнь актеров и какие мистические совпадения он за собой нес – читайте в нашем материале.
Александра Завьялова
Кадр из фильма «Вий», киностудия «Мосфильм», Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967
Не многие знают, что изначально на роль Панночки была утверждена не Наталья Варлей, а Александра Завьялова. Кроме того, с ней уже была отснята большая часть фильма, когда актриса внезапно отказалась от роли. Ходили слухи, что Завьялова серьезно заболела и из-за этого была вынуждена бросить съемки. Однако есть и другая версия, официальная: Александра Завьялова была занята работой в фильме «Четыре страницы одной молодой жизни» Резо Эсадзе. Кстати, на тот момент у режиссера и актрисы был роман. Эсадзе лично позвонил на «Мосфильм» и потребовал снять Завьялову с роли.
Наталья Варлей
После ухода Завьяловой режиссеры бросились срочно искать другую актрису на главную женскую роль. Появиться на пробах согласились Жанна Болотова и Наталья Варлей, однако по странному стечению обстоятельств Болотова вдруг заболела. Было решено утвердить Варлей – юная актриса не боялась ни гробов, ни мистики. Кроме того, Наталья Варлей обладала хорошей физической подготовкой, что также сыграло большую роль.
Для съемок «Вия» было изготовлено три гроба: первый, статичный, в котором Варлей и провела больше всего времени. Помимо самих съемок, актриса (на тот момент она была студенткой Щукинского) лежала в нем и в перерывах, пока меняли свет, и готовилась к зачетам.
Кадр из фильма «Вий», киностудия «Мосфильм», Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967
Второй гроб был закрытым и маленьким, именно его двигали сотрудники с помощью обыкновенных веревок. А в третьем гробу Панночка летала по церкви. Варлей приходилось стоять во весь рост – в основание гроба был вмонтирован штырь, к которому и пристегивали актрису. Такие полеты проходили на высоте 15 метров! В один из съемочных дней чуть не произошел несчастные случай – у актрисы закружилась голова, а страховка так некстати подвела, и Варлей выпала из гроба. Избежать трагедии удалось чудом – девушку поймал Леонид Куравлев.
Несмотря на то, что жизнь актрисы сложилась не так трагично, как у ее предшественницы, на сегодняшний день Наталья Варлей живет одна с кошками (их число достигало 14). Обрести любовь артистка так и не смогла, хотя и была трижды замужем. Первым супругом стал известный режиссер Николай Бурляев, от брака с ним юную Наташу отговаривали все друзья, и вскоре супруги развелись. Второй раз Варлей вышла замуж за своего однокурсника Владимира Тихонова, однако он вскоре стал злоупотреблять алкоголем, и пара рассталась спустя несколько месяцев брака. Третий, и последний раз Наталья вышла замуж за бизнесмена Владимира, но и этот брак продержался недолго.
Александр Птушко
Мастера сказочного жанра в кино и главного режиссера «Вия» Александра Птушко проклятие фильма также не обошло стороной. Сценарий для первого советского ужастика он писал в перерывах между съемками своих сказок. Правда, снимать его сам он не собирался и доверил это дело старшекурсникам режиссерского факультета Константину Ершову и Георгию Кропачеву. Однако студенты не справились, и за дело пришлось браться самому. Птушко создал фантастическую «нечисть»: пригласил артистов цирка, спортсменов и карликов. Им красили в синюшный и серый оттенок, приделывали дополнительные носы, подбородки и уши, замазывали лица.
После «Вия» режиссер снял «Руслана и Людмилу», мечтал экранизировать «Тараса Бульбу» и «Слово о полку Игореве». По последнему он даже написал сценарий, но из-за болезни задуманному не суждено было сбыться. В последние годы жизни режиссер страдал тяжелой болезнью почек. Но он всегда появлялся на съемочной площадке вовремя и работал до последних дней свой жизни.
Александр Птушко скончался 6 марта 1973 года в Москве в возрасте 72 лет.
Мистические факты
За фильмом прочно закрепилась дурная слава, росли слухи о порче, проклятии и злом роке. Все это неспроста, ведь неудачи преследовали не только трех главных участников фильма.
Дурная слава кинофильма «Вий»: как Наталья Варлей поплатилась за роль Панночки и действительно ли этот фильм стал роковым в судьбе режиссера и актеров
Первые попытки экранизации повести Гоголя были предприняты еще в начале ХХ в. в немом кино. Однако обе эти картины не дошли до наших дней, поэтому традиционно первой известной версией считают фильм 1967 г., который называют первым советским фильмом ужасов. Идея экранизации принадлежала директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву, который поручил работу над фильмом двум учащимся Высших режиссерских курсов Союза кинематографистов СССР Константину Ершову и Георгию Кропачеву. «Вий» стал для них дипломной работой. Впоследствии к съемкам привлекли также известного создателя советских киносказок Александра Птушко, так как отснятый молодыми режиссерами материал показался руководству «Мосфильма» «слишком реалистическим».
Изначально на роль Панночки утвердили актрису Александру Завьялову, но ее сняли с роли в разгар съемочного процесса. Когда было снято больше половины сцен, неожиданно по распоряжению руководства «Мосфильма» актрису отстранили от съемок, и Пырьев потребовал найти ей замену. В архивах киностудии было записано, что Завьялова была занята на съемках другого фильма на «Ленфильме», поэтому потребовалось ее заменить. Режиссер этой картины был мужем Завьяловой, и он запретил ей сниматься, пока не закончит работу. Он позвонил на «Мосфильм» и попросил снять ее с роли. По другой версии, актриса сама отказалась от съемок из-за внезапной болезни, которая отступила сразу после того, как она ушла из проекта. Как бы то ни было, роль Панночки в итоге досталась Наталье Варлей.
Натурные съемки проходили в украинской деревне в Ивано-Франковской области. Позже, в 2006 г. дотла сгорела старинная деревянная церковь, в которой проходили съемки. Многие местные жители были уверены в том, что это было следствием того, что когда-то здесь снимали сцену с ведьмой в гробу.
Сложности возникли и с поиском актрисы на роль старой ведьмы. Все приглашенные на пробы актрисы отказались сниматься в этом фильме. В результате этот образ воплотил на экранах мужчина, театральный актер Николай Кутузов. Во время съемок он начал злоупотреблять алкоголем, хотя до этого таких проблем у него не было. Сам актер объяснял это своим страхом перед нечистой силой и этой «дьявольской ролью».
Позже Наталья Варлей не раз говорила о том, что пожалела о съемках в этом фильме, что именно тогда на нее стали обрушиваться неприятности. Сначала она слегла с тяжелой болезнью, потом начались проблемы и в личной, и в профессиональной жизни: распался брак с актером Николаем Бурляевым, в 1969 г. она вышла замуж за сына Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой Владимира Тихонова, но и этот брак продержался недолго, а в 1990 г. 40-летний актер скончался. В кино ей больше не доставалось таких ярких ролей, как в «Кавказской пленнице» и «Вие». Актриса также рассказывала, что в одном из морских круизов, куда она была приглашена, несколько раз отменяли запланированный показ фильма «Вий» из-за того, что перед началом сеанса в море начинался шторм.
За эту роль Наталья Варлей покаялась и получила прощение в церкви. Поначалу она говорила: «Это был страшный грех. Я теперь с ужасом думаю, как могла решиться лечь в гроб…». Однако в поздних интервью актриса уже отрицала мистическую связь фильма с неприятностями в своей судьбе: «Я потом много раз читала и слышала, что Панночка сыграла роковую роль в моей жизни. На самом деле это всё вымыслы журналистов и зрителей! Конечно, изображать нечистую силу, тем более в храме, грех. Но, во-первых, храмом был павильон «Мосфильма», во-вторых, грех случился по неведению, я в нем исповедовалась и, надеюсь, Бог мне его простил. Вскоре после «Вия» я окрестилась. С тех пор стараюсь жить по заповедям. Конечно, в моей судьбе было много светлого и хорошего и не менее болезненного и печального. Но я не думаю, что фильм может разрушить жизнь».
Фильм еще долго сопровождала дурная слава. Говорили, что люди, причастные к его созданию, умирали один за другим. В 1971 г. в возрасте 48 лет скончался актер Алексей Глазырин, сыгравший сотника. Вскоре после премьеры стал сильно болеть режиссер Александр Птушко, а в 1973 г. он ушел из жизни. В том же году умер актер Степан Шкурат, исполнивший роль Явтуха, которая стала его последней работой. Через два года не стало оператора картины, затем – режиссера Константина Ершова. Конечно, это можно было списать на совпадение – ведь многие из них были уже в преклонном возрасте. Однако это стало новым поводом для слухов о злом роке «Вия».
В 2005 г. Олег Степченко приступил к работе над новой экранизацией повести Гоголя, которая вышла на экраны только в 2014 г. Ее создатели тоже говорили о том, что почувствовали на себе мистическое влияние этой истории. Сценарист и режиссер фильма Олег Степченко признавался, что его еще долго мучили ночные кошмары с персонажами этой повести. Фильм во многом повторил судьбу своего предшественника: многие актеры так же категорично отказывались сниматься. Роль Явтуха стала последней для актера Валерия Золотухина, который после завершения съемок ушел из жизни. А для актрисы, сыгравшей главную роль, – Ольги Зайцевой – съемки так же, как и для Варлей, едва не обернулись трагедией: под ней проломились доски мостика над рекой, и актриса чуть не утонула.
Впрочем, сама актриса не верит в слухи о злом роке «Вия»: «Я думаю, слава Богу, Наталья Варлей жива и здорова… Если бы с ней действительно произошло что-то неприятное, то можно было бы говорить о каких-то суевериях, но так как все в порядке, повышенный интерес к этой теме кажется мне слишком раздутым. Но были люди, которые присылали мне после выхода фильма на почту предложения сходить в церковь, помолиться за меня… Однако некую мистику, присущую произведениям Гоголя, отрицать глупо».
Наталья Варлей: «Проклятых» ролей не бывает, или Как общение перерастает в любовь
К 70-летию актрисы
Приблизительное время чтения: 12 мин.
Наталья Варлей актриса театра и кино, поэт и певица, заслуженная артистка РСФСР. В детстве Наталья много путешествовала: семья постоянно перемещалась по месту службы отца — капитана дальнего плавания. В 1965 году окончила физкультурно-акробатическое отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства и пришла в труппу Московского цирка на Цветном бульваре. Сниматься в кино Варлей начала, еще учась в цирковом училище. Всесоюзную известность принесла ей роль Нины в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» режиссера Леонида Гайдая. В 1967 году сыграла Панночку в «Вие», снятом по повести Гоголя. В 1971 году окончила Театральное училище имени Б. В. Щукина. В 1971–1979 годах Варлей — ведущая актриса Драматического театра им. К. С. Станиславского. В 1992-м защитила с отличием диплом еще одного вуза — Литературного института им. А. М. Горького. Пишет стихи, играет в театральных антрепризах, концертирует. Имеет двоих взрослых сыновей.
«Проклятых» ролей не бывает
В прессе, в основном «желтой», не раз писали, что после роли Панночки в фильме «Вий» на меня посыпались несчатья. И якобы именно это привело меня к вере. Это неправда. В юности, когда я только начинала воцерковляться, я очень переживала, что роль греховна (ну как же — «нечистая сила в храме»!), но потом начала понимать, что все-таки Панночка — просто роль. Это экранизация повести Гоголя. И сам храм — построенная на «Мосфильме» декорация. Конечно, на каждую роль, особенно на такую, надо просить разрешения духовника, но в те годы я еще даже не была крещена. Я работала в театре, у меня рос сын, я была секретарем комсомольской организации театра. И вдруг почувствовала огромное желание креститься. Как человек приходит к вере? Либо его воцерковляют в детстве, либо он сам ищет пути к Богу. Меня к вере привела тяжелая полоса в жизни, которую я, конечно, не связываю напрямую с «Вием». Крестилась я в Херсоне, у меня до сих пор хранится молитвослов, который мне подарил в тот день крестивший меня батюшка.
Имеет ли роль силу над актером? Я часто думала над этим. Много лет назад я спросила у своего первого духовника отца Алексия Грачева: «Раньше скоморохов хоронили за оградой кладбища, работа у меня греховная… Как быть?» Батюшка ответил тогда: «Наташа, ты готова все бросить и пойти в храм свечницей? Ты сможешь этим прокормить свою семью? Нет. Тогда используй единственное право человека — право выбора. Всегда пытайся понять, полезна ли роль для человеческой души или вредна?»
Артист может нести добрые мысли и идеи, не обязательно играя положительных героев, а просто ясно давая понять, что зло — это зло, а добро — это добро. Хотя добро не всегда бывает внешне привлекательным, как и зло — отвратительным. Панночка — яркая, красивая, страстная, но она — средоточие темных сил, и это становится ясным до конца, когда в храме гроб в храме под ней рассыпается и она превращается в страшную старуху-ведьму. Гоголь не романтизирует зло. Да, он был мятущимся, противоречивым, но очень верующим человеком. Но творец — в душе ребенок, Гоголю все время хотелось заглянуть в страшную темную комнату, где живут ведьмы и вурдалаки.
Возможно, роль Панночки стала одной из последних капель, которая упала на чашу весов и перевесила, — и я пошла и крестилась. Но крещение — это еще не воцерковление.
Отец Алексий Грачев спас моего сына
По-настоящему я начала воцерковляться, когда стала духовной дочерью священника Алексия Грачева (1959–1998). История нашего знакомства удивительна. Я училась на втором курсе Литинститута, готовилась к сессии и всю ночь перепечатывала контрольную по истории КПСС. Я была беременна младшим сыном, Сашей. Беременность была сложная, срок еще небольшой — семь месяцев, и, конечно, надо было себя поберечь, а не печатать ночью на машинке. Пойти утром в институт я уже не смогла. Я была дома одна, вызвала такси и поехала в родильный дом. У врачей в ординаторской был какой-то праздник — никто даже не захотел слушать, что я рожаю, сказали: рано.
В результате я сама пошла в родильное отделение, и побежавшая за мной акушерка еле успела подхватить ребенка. И вот тогда доктора подняли тревогу: «Ах, маленький срок! Ах, отрицательный резус! Ах, ребенок не закричал! Скорее ищите Алексея Владимировича, если он еще не ушел».
Алексей Грачев, врач-микропедиатр (специалист по первым дням жизни младенца), должен был уйти из роддома еще сутки назад, но Бог распорядился так, что он оказался рядом с моим малышом и начал его спасать. Меня, оцепеневшую, увезли в общую палату. Вскоре мамам принесли детей. А мне никого не несут. И вот тут-то у меня началась истерика: я сидела и рыдала, понимая, что из-за истории КПСС я прохлопала своего ребенка. Потом взяла ведро, тряпку и начала протирать пол в палате, лишь бы делать хоть что-то.
И вот я роняю слезы на пол, растираю их вместе с водой — и навстречу мне идет молодой врач с лучистыми глазами: «Ну что ты плачешь?». Берет меня за руку и ведет к палате интенсивной терапии, где в кювезе лежит непонятное синее существо, опутанное трубочками и проводками, — мой сын.
«Вот посмотри, внимательно посмотри. Ты видишь, что он улыбается?». И я вижу — да, улыбка, пусть и из носа трубка, и из ротика — отовсюду. «Он нам помогает. А ты, плача, ему мешаешь. Ты должна, во-первых, молиться, во-вторых, назвать его по святцам и обязательно, как только все будет нормально, его крестить». Через пять дней моего сына перевели в 13-ю больницу к замечательному врачу Марине Викторовне. Господь послал мне двух удивительных людей, которые, как Ангелы на крыла, подхватили моего ребенка и удержали на этой земле.
Как мы крестили детей
Через месяц я забрала Сашу из больницы, и в доме воцарились счастье и покой. Но поскольку у старшего был сложный переходный возраст, младший был слабеньким, а я еще училась в институте… в общем, о крещении я забыла. Я молилась каждый день, но уже прошло года два, а сын мой все еще оставался некрещеным. А тут наша родственница подарила крестик для Сашеньки, и я предложила ей стать его крестной. Захотела и старшего Васю крестить, но он, пятнадцатилетний, взбунтовался: «Нет, опоздали, я не хочу». Я очень переживала, не знала, у кого просить совета, одно было ясно: силой в храм вести нельзя. И случилось так, что мой давний поклонник — майор Вова, афганец, которые трогательно ухаживал за мной много лет, — рассказал, как однажды после службы подвез из храма приглянувшуюся ему девушку. Она пригласила его в гости и познакомила с мужем и детьми.
Хозяином дома оказался тот самый врач, который так помог мне, к тому времени уже семинарист. Так мы снова встретились с Алексеем Грачевым, и я попросила его стать крестным моих детей: «Но мой старший не хочет, что делать?» Ответ был короткий: «Я приду завтра». Он ровно полчаса говорил с моим сыном, и после беседы Вася вышел со словами: «Я буду креститься». До сих пор не знаю, о чем они говорили. Крестили моих сыновей в Богоявленском соборе, и я вспоминаю этот день как один из самых волшебных в жизни. С того момента отец Алексий, который вскоре рукоположился, всегда был рядом с нашей семьей.
Мой духовник
Для меня разговор обо мне верующей невозможен без рассказа об отце Алексии. Каким я запомнила его? По-отечески ласковым и в то же время строгим. Сам бывший хиппи и битломан, он непримиримо относился ко всякого рода фанатству и идолопоклонничеству. Увидев у моего старшего сына на стене плакаты Beatles, очень расстроился; в тот же день сын молча снял плакаты. Глядя на привезенные мной из Африки ритуальные маски, покачал головой: «Что же ты, Наташа, идолов в дом принесла?». А придя через неделю и не увидев ни того, ни другого, удивился: «Послушались? А я все переживал, думал, не слишком ли суров был с вами».
При всей своей строгости батюшка был «детский человек» — доверчивый и отзывчивый. Я могла позвонить ему в любое время суток, с любой своей болью, и он слушал меня, слушал… Он всего себя отдавал нам. А ведь это очень важно, когда священник с тобой всем сердцем — молится вместе, страдает вместе. Особенно на исповеди.
Формальная исповедь может надолго отвратить человека от храма, и пусть она благодатна, но когда выходишь после — на душе тяжело. Вспоминаю свою первую исповедь у отца Алексия. Я долго готовилась к ней, а когда подошла к нему и увидела его глаза — слезы сами потекли ручьями, как будто грехи истекали из меня. После, причастившись, я ощутила, будто у меня крылья выросли: так было легко.
Став священником, отец Алексий все равно был окружен детьми: крестил и исповедовал сирот-инвалидов, отговаривал стоящих на перепутье будущих мам от аборта. Помню, когда я приходила к нему в храм, часто видела коляски с краснощекими младенцами: «Это вот раб Божий Феодосий, это раба Божия Параскева. А ведь могли и не родиться на свет…». В 1998 году отец Алексий погиб в автокатастрофе, для меня это была невероятная утрата. Я утром открывала глаза, и начинала плакать. Я понимала, что надо молиться, но ничего не могла с собой поделать. И тогда я решила отправиться в паломничество — с сыном Сашей мы проехали по многим монастырям. Из поездки я вернулась другим человеком. Но у меня не было духовника. Моим вторым духовным отцом стал близкий друг отца Алексия — священник Сергий Николаев, настоятель храма Рождества Богородицы в Заозерье. Это в семидесяти километрах от Москвы, но в праздники мы всегда ездим туда с детьми и внуком. Это храм — наша вторая семья.
Рассказ о моем папе
Многие говорят: «Бог у меня в душе и в храм мне ходить не нужно». Наверно, эти люди просто не читали Библию: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18:20). Бог там, где сильная молитва. Особенно молитва братская. Нельзя говорить, что люди сторонятся Церкви потому, что не хотят утруждать себя постами и долгими службами. Мне кажется, часто это происходит просто от незнания: у них нет опыта этой самой братской молитвы. Когда в Прощеное воскресение на чине прощения все становятся друг перед другом на колени — прихожане, священник — у меня в душе растет такое чувство единения с людьми, которого, наверно, я нигде больше не испытываю.
Если бы мы всегда так умели просить друг у друга прощения, как в те минуты церковной службы, на земле царили бы мир и добро. А многие люди просто не знают такой Церкви! Дай Бог им узнать — и чтобы не было слишком поздно.
Я часто вспоминаю своего отца. Всю жизнь он прожил атеистом. Родился в 1919 году, стал пионером, потом комсомольцем, вступил в партию. Человек военный, он был мягким с родными, но жестким на службе, если дело касалось принципов. В войну папа был контужен, и когда ему исполнилось восемьдесят лет, врачи обнаружили у него в мозге кисту: «Отдавайте его в психиатрическую клинику, одна вы не справитесь». Но папа остался с нами: он то забывался, то был буйным.
Однажды я осторожно спросила: «Папа, можно я позову отца Сергия, он тебя соборует?» Он согласился. От отца батюшка вышел потрясенный: «Владимир Викторович встал и… подпевал все псалмы и молитвы. На вопрос, откуда он знает тексты, рассказал, что когда был маленьким, сбегал из дома и тайком пел в церковном хоре». Представляете, в самое атеистическое время он, ребенок, принял в свою душу зернышко веры, и оно проросло перед самой его смертью. Наверно, это и есть тертуллианово «душа по природе христианка»! Я очень радуюсь, что и мама моя, которой сейчас восемьдесят четыре года и которая тоже не была верующей, пришла к Богу.
Почему зрители любят Нину
Чему меня научил цирк
Если в кино, театре и цирке смеются — это должен быть добрый смех. Когда в цирке я работала вместе с Леонидом Енгибаровым, я видела, что его персонаж — «клоун с осенью в сердце» — смешной, трогательный, нескладный — умеет любить так, как никто другой. И вместе с тем он — необыкновенно смешной. Вообще цирк дал мне очень многое.
Когда я была маленькой, меня потряс балет, и я мечтала стать балериной, но была слабым и болезненным ребенком, к тому же полненькой. Потом я увидела укротительницу тигров Маргариту Назарову и воздушную гимнастку Раису Немчинскую — и все вопросы были для меня решены. Ничего не говоря родителям, я пришла в детскую цирковую студию, а через год поступила в цирковое училище. Захотела стать эквилибристкой — и стала. Хотя до сих пор не могу подняться на последний этаж и глянуть без ужаса вниз, в лестничный пролет: у меня боязнь высоты.
Мне стало однажды обидно: почему я не могу летать, если хочу, почему я должна ползать? Мне не хотелось быть слабее своего страха. Дети ведь наделены многими талантами, искрами, которые в них вдохнул Господь, и искры эти можно либо погасить, либо дать им разгореться. Пока росли мои дети, я много времени проводила с ними, но все-таки мне кажется: моя профессия их обокрала. Путь даже фильмы и спектакли дали им что-то важное в душевном плане, но разве это может заменить постоянное общение мамы с ребенком? Я очень хочу, чтобы мои сыновья, сейчас уже взрослые, несмотря ни на что смогли реализовать дар Божий, который в каждом из них заложен.
Что трудно в Церкви
Много времени прошло с момента моего воцерковления. Стало ли мне легко в Церкви? И да, и нет. Иногда бывает очень трудно удержаться на правильном пути. Я эмоциональный человек и склонна к тяжкому унынию. Порой бывает так плохо на душе, что уткнусь в подушку и реву. А ведь надо только взять себя в руки: позвонить батюшке, пойти в храм и хотя бы просто постоять перед иконами. И уже станет легче. Но оправдываешь свою лень тем, что «нет сил», «устала».
Бывает, сделаешь себе маленькую поблажку — не прочитаешь вечернее правило: вроде все в жизни хорошо, спокойно и просить Бога особо не о чем. А потом маешься.
А пересилишь себя в малом — и все будто встает на место: и страх за близких стихает, и дух лени тебе не страшен, и просыпаешься наутро совсем другой — с обновленным сердцем и верой в лучшее.