что случилось в 1666 году
1666 год
Годы |
---|
1662 · 1663 · 1664 · 1665 — 1666 — 1667 · 1668 · 1669 · 1670 |
Десятилетия |
1640-е · 1650-е — 1660-е — 1670-е · 1680-е |
Века |
XVI век — XVII век — XVIII век |
2-е тысячелетие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
XV век — XVI век — XVII век — XVIII век — XIX век | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хронологическая таблица |
1666 год — невисокосный год, начинающийся в пятницу по григорианскому календарю. Это 1666 год нашей эры, 666 год 2 тысячелетия, 66 год XVII века, 6 год 7-го десятилетия XVII века, 7 год 1660-х годов.
Содержание
События
Западная Европа
Восточная Европа
Африка
Америка
Наука и искусство
Родились
См. также: Категория:Родившиеся в 1666 году
Скончались
См. также: Категория:Умершие в 1666 году
См. также
Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. |
Календарь на 1666 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Январь
| Февраль
| Март
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель
| Май
| Июнь
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Июль
| Август
| Сентябрь
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Октябрь
| Ноябрь
| Декабрь
|
Полезное
Смотреть что такое «1666 год» в других словарях:
Захват Маракайбо (1666) — Был произведён в 1666 году французским флибустьером Франсуа Олоне совместно с г ном д’Артиньи (Мигелем Баском). В начале похода они захватили два испанских галиона; один на северном побережье Эспаньолы, 16 пушечный торговый корабль,… … Википедия
БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ СОБОР 1666-1667 гг. — самый представительный по числу участников за всю предшествующую историю РПЦ; проходил в 2 этапа: заседания, на к рых присутствовало только рус. духовенство (29 апр. сент. 1666), и Собор с участием как рус., так и греч. духовных лиц (28 нояб.… … Православная энциклопедия
Польско-казацко-татарская война (1666—1671) — Польско казацко татарская война (1666 1671) боевые действия на Украине между Речью Посполитой и Османской империей (в реальности между Гетманщиной и Крымским ханством). Они были одним из последствий русско польской войны 1654 1667… … Википедия
1670 год — Годы 1666 · 1667 · 1668 · 1669 1670 1671 · 1672 · 1673 · 1674 Десятилетия 1650 е · 1660 е 1670 е 1680 е · … Википедия
1642 год — Годы 1638 · 1639 · 1640 · 1641 1642 1643 · 1644 · 1645 · 1646 Десятилетия 1620 е · 1630 е 1640 е 1650 е · … Википедия
1696 год — Годы 1692 · 1693 · 1694 · 1695 1696 1697 · 1698 · 1699 · 1700 Десятилетия 1670 е · 1680 е 1690 е 1700 е · … Википедия
1669 год — Годы 1665 · 1666 · 1667 · 1668 1669 1670 · 1671 · 1672 · 1673 Десятилетия 1640 е · 1650 е 1660 е 1670 е · … Википедия
1668 год — Годы 1664 · 1665 · 1666 · 1667 1668 1669 · 1670 · 1671 · 1672 Десятилетия 1640 е · 1650 е 1660 е 1670 е · … Википедия
1667 год — Годы 1663 · 1664 · 1665 · 1666 1667 1668 · 1669 · 1670 · 1671 Десятилетия 1640 е · 1650 е 1660 е 1670 е · … Википедия
1665 год — Годы 1661 · 1662 · 1663 · 1664 1665 1666 · 1667 · 1668 · 1669 Десятилетия 1640 е · 1650 е 1660 е 1670 е · … Википедия
Какое событие произошло в 1666 году?
Если мне не изменяет склероз, в 1666 году произошел большой Лондонский пожар, страшное событие, потрясшее абсолютно всех. больше ничего не помню (
Большой (Великий) пожар в Лондоне (англ. Great Fire of London) продолжался в течение четырёх дней, со 2 по 5 сентября 1666 года.
Пожар начался на хлебобулочных Томаса Фарринера в пер. Пуддинг. Он начался сразу после полуночи в воскресенье, 2 сентября, и разгорелся очень быстро. Пожарные того времени, как правило, применяли метод разрушения зданий вокруг возгорания для того, чтобы огонь не распространялся. Это не сделали только потому, что лорд-мэр, г-н Томас Блудворт, не был уверен в целесообразности этих мер. К тому времени, когда он приказал разрушить здания, было слишком поздно.
Пожар продолжился на севере в понедельник в центре города. Кое-кто считает, что иностранцы были виновниками пожаров. Подозревают французов и голландцев. Обе страны были врагами Англии во второй англо-голландской войне. Во вторник пожар распространился по большей части города, разрушив Собор святого Павла, и перешёл через реку.
Социальные и экономические проблемы, которые возникли в результате этого стихийного бедствия были очень большими. Карл II призвал погорельцев выехать из Лондона и обосноваться в другом месте. Он опасался, что в Лондоне вспыхнет мятеж среди тех, кто потерял свое имущество. Несмотря на многочисленные радикальные предложения, Лондон был реконструирован по тому же плану, что и до пожара
Во время лондонского пожара летописец Сэмюэл Пипс закопал в своём дворе сыр и бочки с вином, после чего сбежал
Общехристианское ожидание апокалиптических событий.
Восточная Европа
Адиль Герай становится крымским ханом.
Ян Собеский становится гетманом польным коронным.
1666—1667 — Война Польши с Турцией за Правобережье Днепра.
Поход казаков к берегам Крыма и Турции.
Василий Богданович Квашнин-Самарин становится воеводой Мезени.
Поход Василия Уса на Тулу.
Мирные русско-польские переговоры в деревне Андрусово.
12 декабря низложен патриарх Никон.
В Москве состоялся собор, на котором расстрижен протопоп Аввакум.
Основан Сенгилей.
Впервые упомянут украинский город Сокиряны.
Турками захвачена венецианская крепость Кандия на албанском берегу.
Ильяш Александру становится правителем Молдавии.
Африка
Мулай Рашид ибн Шериф становится султаном Марокко.
1 января — Португальцы, опираясь на помощь местных князьков, разбили войско Конго. Антонио I был убит. Однако португальцам пришлось покинуть страну.
Азия
Русский посол Кульвинский вёл в Урге переговоры о переходе монголов в подданство России.
Основан Улан-Удэ.
1666—1678 — Восстания афганцев против Моголов на северном и южном склонах Сулейманова хребта.
Абу-л-Мозаффар Шах Солайман Сафи становится шаханшахом Ирана
Восточная Европа
Адиль Герай становится крымским ханом.
Ян Собеский становится гетманом польным коронным.
1666—1667 — Война Польши с Турцией за Правобережье Днепра.
Поход казаков к берегам Крыма и Турции.
Василий Богданович Квашнин-Самарин становится воеводой Мезени.
Поход Василия Уса на Тулу.
Мирные русско-польские переговоры в деревне Андрусово.
12 декабря низложен патриарх Никон.
В Москве состоялся собор, на котором расстрижен протопоп Аввакум.
Основан Сенгилей.
Впервые упомянут украинский город Сокиряны.
Турками захвачена венецианская крепость Кандия на албанском берегу.
Ильяш Александру становится правителем Молдавии.
Африка
Мулай Рашид ибн Шериф становится султаном Марокко.
1 января — Португальцы, опираясь на помощь местных князьков, разбили войско Конго. Антонио I был убит. Однако португальцам пришлось покинуть страну.
Азия
Русский посол Кульвинский вёл в Урге переговоры о переходе монголов в подданство России.
Основан Улан-Удэ.
1666—1678 — Восстания афганцев против Моголов на северном и южном склонах Сулейманова хребта.
Абу-л-Мозаффар Шах Солайман Сафи становится шаханшахом Ирана (см. Персидские правители династии Сефевидов)
Шабтай Цви принимает ислам
Америка
Основан Ньюарк.
Первая попытка англичан овладеть Гваделупой.
См. также: Категория: Родившиеся в 1666 году
6 сентября — Иван V Алексеевич, русский царь (1682—1696) из династии Романовых (ум. 1696).
Великий лондонский пожар: катастрофа, которая преобразила город
Ранним утром 2 сентября 1666 года мирная жизнь средневекового Лондона изменилась навсегда из-за одной непотушенной свечи. Беспощадное пламя унесло мириады жизней, разрушило многие районы и существенно повлияло на ход истории. В годовщину Великого пожара рассказываем, как ужасная катастрофа превратила столицу Великобритании в самую передовую в Европе.
Многие приписывают Великому лондонскому пожару мистическое значение, что не удивительно — ведь в XVII столетии во всех стихийных бедствиях винили дьявола. Тем более за год до этого буйствовала эпидемия бубонной чумы, которая выкосила четверть населения страны. Однако свидетельства очевидцев помогают найти логичное объяснение произошедшему. Оно больше связано с людской халатностью, нежели с гневом Люцифера.
Источником бедствия стала свеча, которую забыл потушить пекарь по имени Томас Фарринер. Этот джентльмен владел пекарней на Паддинг-лейн (территория Сити), где в основном проживали торговцы и ремесленники. Большинство домов в этом густонаселенном районе были деревянными, а также построенными из дешевых легковоспламеняющихся материалов: соломы, дегтя и льна. Плюс роль сыграло расстояние между зданиями: оно было настолько мало, что там едва могли разойтись телеги, доверху набитые провизией.
В то злосчастное утро лорд-мэр города Томас Бладворт, разбуженный слугами, нехотя посмотрел на пламя вдалеке, зевнул и, произнеся лишь: «Тьфу! Даже баба сможет потушить этот огонь, помочившись», отправился досыпать. Далее случилось непредвиденное. Из-за сильного ветра и жаркой погоды огонь начал распространяться на запад и разбушевался до такой степени, что его было трудно остановить. Горожане пытались спасти дома, ломая трубы из водопровода, потому что путь к реке перекрывали языки пламени. В городе воцарился хаос. Власти, которые наконец оценили масштаб катастрофы, обратились к правящему королю Карлу II. Монарх принял радикальные меры: приказал сносить здания на пути огня.
Отчаявшиеся горожане спасались бегством, пробираясь из Сити на север и восток через узкие улицы и на лодках по Темзе. Все, кто остался без крова, сооружали укрытия из подручных средств на площадях и в парках. Но пожар все не хотел останавливаться. Некоторые очевидцы утверждали, что видели огненный смерч, который поглотил целый район. Спустя два дня Карл II лично присоединился к пожарным, чтобы раздавать указания и помогать таскать ведра с водой, пока его советники наблюдали гибель собора Святого Павла.
Горит старый собор Святого Павла (в удалении)
Мракобесие закончилось 5 сентября, благодаря тому, что сработал план подрыва и уничтожения зданий. В некоторых точках огонь все еще бушевал, но к тому моменту политическая элита была обеспокоена поиском виноватых. В основном обвиняли иностранцев. Если попадался кто-то из французов и голландцев — главных противников Англии — то их избивали до полусмерти. В конце концов поджигателем признали часовщика Юбера. Несчастного немедленно казнили, прежде чем выяснилось, что он страдал слабоумием и прибыл в Лондон спустя два дня после начала пожара.
Пока отчаявшиеся жители нещадно обвиняли в случившемся врагов страны, папскую власть и приближенных Карла II, элита занялась восстановлением покалеченного города. В архитектуре новых зданий дерево заменили на камень, запретили надстраивать верхние этажи так, чтобы они нависали над нижними, расширили улицы, освободили подступы к Темзе и установили систему противопожарных гидрантов.
Тушение пожара возле Лондонского моста, 1861 год
Далее нужно было придумать способ предотвратить новые пожары. На помощь пришел Николас Барбон. В 1667 году он учредил первую в Англии страховую компанию по защите от возгораний, которая взяла под контроль каждый десятый дом.
Сейчас многие историки считают Великий лондонский пожар «очистительным» событием. Несмотря на четыре дня агонии и колоссальные потери, Лондон освободился от возможно имеющихся очагов чумы и стал самой развитой архитектурной столицей Средневековья.
Антихрист, 1666 год и Петр I
Как связаны с апокалипсисом монголы и половцы, почему год открытия Америки должен был стать последним для России и когда Антихрист все-таки объявился в Москве
Богатый человек в геенне огненной. Фрагмент росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря. Псков, XIV век © Getty Images / Fotobank
Конец света должен был начаться с череды бедствий и нашествий «нечистых народов» (то есть нехристианских, а в случае Руси — неправославных народов); затем случится явление и воцарение Антихриста и преследование им праведников; его гибель; всеобщее воскресение из мертвых и наконец — Страшный суд, на котором земная история и в целом ход времени завершатся, и наступит вечность («восьмой век») — праведники обретут награду в царствии небесном, а грешники будут низвергнуты в геенну огненную. Ожидание конца света было постоянным, но лишь иногда — чаще всего в эпоху внешних нашествий и внутренних раздоров — оно актуализировалось и становилось основной матрицей истолкования происходящего.
Гог и Магог Гог и Магог — два народа Ветхозаветной эсхатологии, нашествие которых потрясет мир незадолго до конца света. Римские и византийские историки отождествляли Гог и Магог со скифами и, позднее, славянами.
Самым мощным триггером эсхатологических ожиданий были, вероятнее всего, не хронологические подсчеты (распространенные среди образованных элит),
а различные бедствия. Например, в древнерусских летописях очередные волны кочевников (от половцев в XI–XII веках до татаро-монголов в XIII веке) уподобляли измаильтянам Измаильтяне — потомки Измаила, старшего сына Авраама от рабыни Агари (отсюда — агаряне), легендарный прародитель бедуинов и арабов. (агарянам) или другим «нечистым народам», ассоциировавшимся с наступлением «нечестия» в конце времен.
«Гедеон выжал из шерсти, покрытой росою, целую чашу воды». Миниатюра из Восьмикнижия (Октатевха) Ватопедского монастыря. Греция, XIII век © ruicon.ru
Популярное на Руси «Откровение», приписывавшееся Мефодию Патарскому (III–IV века), подробно описывало сценарий последних времен, состоявший из нескольких этапов (которые вдобавок варьировались в разных редакциях памятника): сначала из Етривской пустыни, куда их некогда заточил израильский судия Гедеон, выйдут измаильтяне, которые покорят весь мир, кроме богохранимого Греческого царства; затем, после того как греческий царь Михаил их разобьет, последует следующая волна бедствий, и на свободу выйдут «нечистые народы», в том числе Гог и Магог, некогда затворенные за горами Александром Македонским; они будут сокрушены архангелом Михаилом; вернувшийся царь Михаил воцарится в Иерусалиме; потом явится Антихрист, а после того, как он будет сокрушен, настанет Страшный суд.
Уподобляя половцев или татар народам последних времен, летописцы объясняли скрытый смысл обрушившихся на Русь бедствий и вписывали «незнаемые» народы в библейски-провиденциальную картину истории (аналогично и на средневековом Западе после появления монголов их уподобляли Гогу и Магогу, а само слово «монголы» порой интерпретировали как «Magogoli», то есть «потомки Магога»). Эти отсылки, безусловно, окрашены в эсхатологические тона. Однако это не означает, что древнерусские книжники ждали конца времен со дня на день (да и последние времена мыслились как протяженные во времени). Важнее то, что они представляют нашествия иноплеменников как казни Божьи — посланное с небес коллективное наказание «за грехи наша» и призыв к коллективному же покаянию, которое может остановить Божий гнев и отвратить завоевателей.
7000 год от сотворения мира
Приведение конца света к хронологическим подсчетам было развлечением элитарным. С текстами, указывающими на время Второго пришествия, были знакомы лишь духовенство и образованное меньшинство.
Миниатюра из книги «Апокалипсис толковый в лицах» с толкованием Андрея Кесарийского. XVI век © Российская государственная библиотека
В Новом Завете сказано, что сроки прихода последних времен неведомы никому, кроме Бога Отца (Мф. 24:36), и что Второго пришествия следует ждать ежечасно, так как «Придет же день Господень, как тать ночью» (2 Пет. 3:10). Однако другие фрагменты Писания явно давали подсказки для исчислений, и выкладкам этим не было конца. Многие подсчеты исходили из соотнесения двух мест — утверждения, что «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8), и убеждения, что мир был сотворен за шесть или семь (если считать воскресное отдохновение) дней, — значит, возможно, просуществует столько же, то есть 6 тысяч или 7 тысяч лет. Причем «тысяча» могла толковаться и строго буквально, и метафорически, как указание на «век» неопределенной длительности.
В тот самый год, когда Колумб достиг Америки (1492 год), на Руси наступал 7000 год от сотворения мира. Как и в Византии, древнерусские таблицы с расчетами даты Пасхи заканчивалась на этой дате, и в некоторых рукописях напротив нее стояли устрашающие пометы наподобие «Зде страх, зде скорбь», «В лето 7000 последнее зрите, сде есть конец» и так далее. Среди русских клириков было распространено убеждение, что мир просуществует 7000 лет, а после скончания седьмой тысячи настанет «восьмой век» — вечность.
Аналогичные эсхатологические пометы появлялись не только под 7000,
но и под 6967 (1459) год, поскольку считалось, что если Христос был распят
в 33 года, то Антихрист, его антипод и пародия, должен явиться за 33 года
до конца света («В лето в 6967… боудет Рожество Антихристово… Оувы, оувы, будет нам, грешным, тогда горе, беда велика…»). Тема последних времен звучит в некоторых житиях, созданных задолго до самой даты (например,
в «Житии Сергия Радонежского», где сказано, что святой воссиял в конце седьмой тысячи лет), и посланиях церковных иерархов, которые были написаны еще за столетие до грозного 7000 года. Например, митрополит Киприан в послании игумену Афанасию (около 1381–1382 годов) писал: «ныне есть последние времена, и летом скончание приходит, и конец веку сему».
В этих формулах, безусловно, есть своя доля риторики (всякое время — последнее), но их учащение к 7000 году явно указывает на то, что эта дата приковывала к себе внимание духовенства.
Антихрист убивает Илию и Еноха. Миниатюра из «Апокалипсиса Сен-Севера» Беата Лиебанского. Франция, XII век © Photo 12 / Getty Images / Fotobank
Тем не менее мы не знаем, насколько глубоко эсхатологические ожидания проникли в тогдашнее русское общество и даже клир. У нас нет свидетельств
о том, что русские земли при Иване III охватил массовый страх, а жизнь (походы, строительство, торговля) «остановилась». Трудно сказать, насколько широк был круг людей, знавших, что приближается 7000 год и что в этот год может последовать.
1598–1613 — Смутное время
Череда катастроф, естественно, пробудила эсхатологическое видение событий. В стране распространились истории о грозных небесных знамениях, а с ними
и тексты различных «видений»: рассказывали, что гневный Христос посылает на Русь казни, так как люди пали во всевозможные грехи и забыли о Боге. Людям отведено лишь краткое время на покаяние; если они не одумаются, Господь погубит весь мир.
Апокалипсис. Егоровский сборник Чудова монастыря. XVI век © biblia.ortox.ru
После изгнания из Москвы польского гарнизона в начале 1613 года в столице прошел собор, участники которого постились (как предписывали распространившиеся по стране «видения»), а затем выбрали нового царя. Венчание Михаила Романова положило в итоге конец Смуте (хотя раздоры и войны продолжались еще долго), а вспоминавшие о ней современники считали, что только Божья милость и всеобщее покаяние отвратили конец света.
1666 год — число зверя
«А по исполнении лет числа, тысящи шести сот шестидесяте шести… настоит день Христов, якоже рче апостол», — говорилось в «Книге о вере», изданной
в Москве в 1648 году. Пришествие Антихриста должно было произойти через 18 лет, и людям настоятельно советовали готовиться: «И не несть ли быти готовым подобает, аще кто достигнет тех времен, на брань с самим диаволом!» Хотя на вопрос апостолов, когда придет конец света, Христос ответил: «Не ваше есть розумети часы и лета» (отмеренные Богом Отцом), —средневековые книжники были уверены, что высчитать его все-таки можно.
Страшный суд. Фрагмент фрески из Новодевичьего монастыря. XVII век © Getty Images / Fotobank
На Руси 1666 год был связан, вероятно, с самым ярким всплеском эсхатологических ожиданий, основанных на хронологических вычислениях. «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» — говорится в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). 1666 год задолго до своего наступления будоражил умы.
В конце XVI века украинский книжник Стефан Зизаний написал «Казанье
об Антихристе» (позже оно было издано в популярной московской «Кирилловой книге», 1644 год). По мнению Стефана, хоть сын погибели
не пришел в мир в 1492 (7000) году, ждать его нужно в ближайшее время, ведь именно на восьмой день Христос явился ученикам, на «осьмой век» (тысячелетие) должно свершиться и Второе пришествие, которое предсказывал еще царь Соломон. До Конца осталось немного: как только Антихрист распространит католическую «мерзость запустения» в православных храмах, людям останется только ждать звука архангельских труб, возвещающих
о Втором пришествии Христове.
Сборник «Кириллова книга». 1644 год © old.stsl.ru
«Казанию» (и «Кирилловой книге») вторила «Книга о вере» (1648 год): «по еже седми деньми мир совершися, и по еже седмотысящными леты боудет кончина», «и яко сень к вечеру, да приидет вскоре страшное и великое Пришествие Христово». Мир «обветшал и состарился», он может «умереть»
в любой момент.
В начале XVII века другой украинско-белорусский книжник, Захария Копыстенский (умер в 1627 году), создал особую историко-эсхатологическую теорию, согласно которой вся история христианского мира знаменуется четырьмя великими отпадениями от правой веры. В 1000 году отпали в ересь западные христиане (1054 год — раскол православной и католической церквей). В 1600 году отпали православные древней Киевской митрополии (в 1595–1596 годах подписана Брестская уния, по которой большинство епископов митрополии перешло в унию, то есть католичество при сохранении православной обрядовости). Впереди людей ждут два последних отпадения — в 1660 и 1666 годах, а за ними — конец света. Эта идея тоже вошла в «Кириллову книгу». Страшный 1666 год приближался, настораживая и пугая. Однако события, всколыхнувшие всю страну и заставившие тысячи людей поверить в пришествие Антихриста, произошли немного раньше.
1653 и далее — никоновские реформы, гибель Святой Руси и пришествие в мир Антихриста
В глазах многих людей пророчество Захарии Копыстенского об отпадениях
от веры в 1660 и 1666 годах в самом деле сбылись (если немного округлять даты, как поступал он сам, писав об отпадениях в 1000 и 1600 годах).
История Соловецкого восстания. Факсимиле иллюстрированной рукописи XVIII века © Getty Images / Fotobank
В 1653 году новоизбранный московский патриарх Никон приступил
к реформам Русской церкви по новогреческому образцу. Он сразу же предписал креститься не двумя пальцами, а тремя, как делали в то время греки. Беда в том, что русских людей уже на протяжении столетия убеждали, что лишь Русская церковь сохранила истинную веру, русские обряды единственно верны и отражают полноту христианской веры, а любое изменение обряда искажает саму догму и автоматически влечет за собой впадение в ересь и гибель души. Еще при Иване Грозном Стоглавый собор 1551 года предал анафеме всех, кто
не крестится древним и «истинным» двуперстным крестным знамением. Это проклятие повторялось и на протяжении первой половины XVII века, причем в издававшихся книгах помещали изображение правильного перстосложения, чтобы люди не впали в ересь по незнанию.
Решение Никона вызвало ужас и у духовенства, и у простых людей: вера истинная рушится на глазах, последнее Богохранимое царство само идет
под власть Антихриста, заветы святых отцов и правила соборов попираются, глава Церкви велит всем перейти в ересь, отречься от Христа и погубить души!
«Видим, яко зима хощет быти, сердце озябло и ноги задрожали».
Никон реформировал Церковь, видя в греках единственных своих учителей
и принимая новогреческие тексты и обряды за древние, а русские (которые как раз лучше сохранили прежний греческий устав) считая испорченными
от времени. «Ревнители старины» в свою очередь не могли принять «еретических» исправлений и готовы были умереть за истинную веру. Начался раскол. Поначалу сохранялась надежда, что противники и сторонники реформ услышат друг друга, но в 1666 году (том самом, страшном году Антихриста)
в Москве открылся Большой собор, на который по настоянию царя приехали восточные (Александрийский и Антиохийский) патриархи. Они судили
и лишили сана Никона, рассорившегося к тому времени не только со многими клириками, но и с царем, однако по вопросу реформ приняли однозначное решение, предав анафеме всех людей, не согласных служить по уставу, измененному на греческий манер. Решение вселенских патриархов поставило точку в вопросе о реформе. Старообрядцев прокляли и греки, и русские епископы.
Новые догматы Никона. Иллюстрация из «Истории об отцах и страдальцах соловецких». XVIII век © Walters Art Museum
Только в 1846 году, когда в старую русскую веру перешел
из Константинопольского патриархата епископ Амвросий, старообрядцы получили рукоположенных иереев и возродили церкви — так образовалось Белокриницкое согласие. Другие «толки» остались верны своим харизматичным лидерам, которые учили их истинной вере (и зачастую
при этом отходили далеко от древнерусского православия) и окончательно стали «беспоповцами» — не приняли и до сего дня не принимают ничего
в проклятом миру, лежащем под властью сатаны.