что служит причиной тканевого газообмена
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ НА ТЕМУ «ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ» (8 класс)
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ»
1. Что измеряется спирометром?
а) давление крови б) температура тела в) пульс г) жизненная сила легких
2. Кровь в легких отдает:
а) кислород б) углекислый газ в) азот г) инертные газы
3. Одной из функций носовой полости является:
а) задержка микроорганизмов б) обогащение крови кислородом в) охлаждение воздуха
4. Что является причиной поступления воздуха в легкие при вдохе?
а) сокращение межреберных мышц и диафрагмы, снижение давления в плевральной полости
б) расслабление межреберных мышц и диафрагмы, увеличение давления в плевральной полости
в) повышение давления воздуха в легких
5. Где происходит легочный газообмен?
а) в легочных артериях б) в легочных венах в) в капиллярах
6. По каким сосудам возвращается артериальная кровь в сердце?
а) по легочным венам б) по легочным артериям в) по нижней и верхней полым венам
7. Основным источником кислорода на Земле является процесс:
а) биосинтеза белка б) промышленного получения кислорода в) фотосинтеза
8. Сколько литров воздуха вдыхает человек за сутки?
9. К чему приводит слабое раздражение слизистой оболочки полости носа?
10. Функцию органа воспроизведения звуков выполняет …
11. Что может стать причиной учащенного дыхания?
12. Где находится дыхательный центр человека?
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ»
1. Углекислый газ образуется в организме в:
а) легких б) клетках тела в) легочных капиллярах г) капиллярах большого круга
2. Какой из органов НЕ относится к дыхательной системе:
а) легкие б) трахея в) легочная артерия г) бронхи
3. Вход в гортань защищен:
а) щитовидным хрящом б) голосовыми связками в) надгортанником
4. Функция легочных пузырьков (альвеол):
а) газообмен между кровью и тканями
б) газообмен между кровью и атмосферным воздухом
5. Жизненная емкость легких – это:
а) количество вдыхаемого воздуха в состоянии покоя
б) количество выдыхаемого воздуха в состоянии покоя
в) максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха
6. Причиной тканевого газообмена служит:
а) разница в количестве гемоглобина в крови и тканях
б) разность концентраций кислорода и углекислого газа в крови и тканях
в) разная скорость перехода молекул кислорода и углекислого газа из одной среды в другую
7. У взрослого человека в среднем жизненная емкость легких составляет:
а) 3500 мл б) 6200 мл в) 4500 мл
8. Какова частота дыхательных движений у подростков?
9. К чему приводит слабое раздражение слизистой оболочки гортани, трахеи или бронхов?
10. Каждое легкое снаружи покрыто …
11. Что управляет деятельностью дыхательной системы?
12. Какой орган дыхательной системы имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец?
ОТВЕТЫ К ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ТЕМЕ «ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ»
11. избыток углекислого газа
12. в продолговатом мозге
11. дыхательный центр
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1036530
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Кузнецова призвала разработать закон о психологической помощи
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что служит причиной тканевого газообмена
4.1. Транспорт кислорода
В сложных механизмах транспорта газов кровью и газообмена в тканях важная роль отводится эритроцитам, ответственным за доставку О2 к различным органам и удаление образующегося в процессе метаболизма СО2.
Эритроцит – безъядерная клетка, лишенная митохондрий, основным источником энергии для эритроцита служит глюкоза, метаболизируемая в гексозомонофосфатном шунте или цикле Эмбдена-Мейергофа. Транспорт О2 обеспечивается в значительной мере гемоглобином, состоящим из белка глобина и гема. Последний представляет собой комплексное соединение железа и порфирина. Глобин представляет собой тетрамер полипептидной цепи. Hb A (HbA) – основной гемоглобин взрослых содержит 2 – альфа и 2 – бета – цепи, Hb A2 – содержит две альфа и две дельта цепи.
Гем состоит из иона железа, встроенного в порфириновое кольцо. Ион железа гема обратимо связывает одну молекулу О2. С одной молекулой Hb максимально связываются 4 молекулы О2 с образованием оксигемоглобина.
Гем может подвергаться не только оксигенации, но и истинному окислению, когда железо становится из двухвалентного трехвалентным. Окисленный гем носит название гематина, а молекула гемоглобина становится метгемоглобином. В крови человека метгемоглобин находится в незначительных количествах, его уровень резко возрастает при отравлениях. Метгемоглобин не способен отдавать кислород тканям.
В норме метгемоглобин составляет менее 3% общего Hb крови. Основная форма транспорта О2 – в виде оксигемоглобина. Кислород транспортируется артериальной кровью не только в связи с гемоглобином, но и в растворенном виде. Принимая во внимание тот факт, что 1 г Hb может связать 1,34 мл О2, кислородная емкость крови в среднем у взрослого человека составляет около 200 мл/л крови. Одним из показателей кислородного транспорта является насыщение артериальной крови О2(Sa O2), равного отношению О2, связанного с Hb, к кислородной емкости крови:
SaO2=O2, связанного с Hb/O2 емкость крови* 100%.
В соответствии с кривой диссоциации оксигемоглобина насыщение артериальной крови кислородом в среднем составляет 97%, в венозной крови – 75%.
PaO2 в артериальной крови около 100 мм. рт. ст., а в венозной – около 40 мм. рт. ст.
Количество растворенного кислорода в крови пропорционально парциальному давлению О2 и коэффициэнту его растворимости.
Последний для О2 составляет 0,0031/100 мл крови/ 1 мм. рт. ст.. Таким образом, 100 мл крови при PaO2, равном 100 мм. рт. ст., содержит менее 0,31 мл O2.
Диссоциация оксигемоглобина в тканях обусловлена главным образом химическими свойствами гемоглобина, а также рядом других факторов – температурой тела, рН среды, р СО2.
При понижении температуры тела наклон кривой диссоциации оксигемоглобина возрастает, а при ее повышении – снижается, и соответственно снижается сродство Hb к О2.
При снижении рН, т.е. при закислении среды, сродство гемоглобина к О2 уменьшается. Увеличение напряжения в крови СО2 также сопровождается снижением сродства Hb к О2 и уплощением кривой диссоциации оксигемоглобина.
Известно, что степень диссоциации оксигемоглобина определяется содержанием в эритроцитах некоторых фосфорорганических соединений, главным из которых является 2,3 – ДФГ (2,3 дифосфоглицерат), а также содержанием в эритроцитах катионов. В случаях развития алкалозов, поглощение О2 в легких увеличивается, но в то же время затрудняется отдача кислорода тканями. При ацидозах наблюдается обратная картина.
4.2.Утилизация кислорода тканями
Тканевое или клеточное дыхание включает три стадии. На первой стадии пируват, аминокислоты и жирные кислоты окисляются до двухуглеродных фрагментов ацетильных групп, входящих в состав ацетилкофермента А. Последние на втором этапе окисления включаются в цикл лимонной кислоты, где происходит образование высокоэнергетических атомов водорода и высвобождение СО2 – конечного продукта окисления органических субстратов. На третьей стадии клеточного дыхания атомы водорода делятся на протоны (Н+) и «высокоэнергетические» электроны, передающиеся по дыхательной цепи на молекулярный О2 и восстанавливающие его до НО2. Перенос электронов сопряжен с запасом энергии в форме АТФ, т.е. с окислительным фосфорилированием (рис.6).
Касаясь патогенеза метаболических сдвигов, свойственных гипоксическим состояниям, следует отметить, что в организме человека более 90% всего потребляемого кислорода восстанавливается с участием цитохромоксидазы митохондрий, и лишь около 10% кислорода метаболизируется в тканях с участием оксигеназ: диоксигеназы и монооксигеназы.
Рис.6. Схема тканевого дыхания. Конечные продукты каждой стадии даны в рамке (Ленинджер А., 1999)
Наиболее многочисленны и сложны монооксигеназные реакции, протекающие в эндоплазматическом ретикулуме клеток при участии цитохрома Р-450 и обеспечивающие гидроксилирование субстрата (стероидных гормонов, лекарственных препаратов и различных др. соединений) и, как правило, его инактивацию.
Диоксигеназы катализируют реакции, в которых в молекулу органического субстрата включаются оба атома молекулы кислорода (например, реакция окисления катехола молекулярным кислородом с раскрытием кольца).
В реакциях, связанных с переносом электронов, т.е. в реакциях окисления-восстановления, где, как указывалось выше, используется более 90% потребляемого кислорода, атомы водорода, отщепленные дегидрогеназами от субстратов в цикле лимонной кислоты, передают свои электроны в цепь переноса электронов и превращаются также в Н +. Как известно, помимо 4 пар атомов водорода, поставляемых каждым оборотом цикла лимонной кислоты, образуются и другие атомы водорода, отщепленные дегидрогеназами от пирувата, жирных кислот и аминокислот в процессе их расщепления до Ацетил-СоА и других продуктов.
Таким образом, все атомы водорода, отщепляемые дегидрогеназами от субстратов, передают свои электроны в дыхательную цепь к конечному акцептору электронов – кислороду.
Скорость утилизации О2 в различных тканях различна. В среднем взрослый человек потребляет 250 мл О2 в 1 мин. Максимальное извлечение О2 из притекающей артериальной крови свойственно миокарду.
Кислород используется в клетках, в основном в метаболизме белков, жиров, углеводов, ксенобиотиков, в окислительно-восстановительных реакциях в различных субклеточных фракциях: в митохондриях, в эндоплазматическом ретикулуме, в реакциях липопероксидации, а также в межклеточном матриксе и в биологических жидкостях.
Коэффициент утилизации О2 в тканях равен отношению потребления О2 к интенсивности его доставки, широко варьирует в различных органах и тканях.
В условиях нормы минимальную потребность в О2 проявляют почки и селезенка, а максимальную потребность – кора головного мозга, миокард и скелетные мышцы, где коэффициент утилизации О2 колеблется от 0,4 до 0,6, а в миокарде до 0,7. При крайне интенсивной физической работе коэффициент утилизации О2 мышцами и миокардом может возрастать до 0,9.
Обмен дыхательных газов в тканях происходит в процессе свободной и облегченной диффузии. При этом О2 переносится по градиенту напряжения газа из эритроцитов и плазмы крови в окружающие ткани.
Одновременно происходит диффузия СО2 из тканей в кровь. На выход О2 из крови в ткани влияет диссоциация оксигемоглобина в эритроцитах, что обеспечивает так называемую облегченную диффузию О2. Интенсивность диффузионного потока О2 и СО2 определяется градиентом их напряжения между кровью и тканями, а также площадью газообмена, плотностью капилляров, распределением кровотока в микроциркуляторном русле. Интенсивность окислительных процессов в тканях определяется величиной критического напряжения О2 в митохондриях, которое в условиях нормы должно превосходить 0,1-1 мм рт. ст.
Соответствие доставки О2 к органам и тканям, возросшим потребностям в оксигенации обеспечивается на клеточном, органном уровнях за счет образования метаболитов изнашивания, а также при участии нервных, гормональных и гуморальных влияний.
Основная масса углекислого газа (СО2) образуется в организме как конечный продукт различных метаболических реакций и транспортируется к легким с кровью. Вдыхаемый воздух содержит лишь незначительное количество СО2.
Транспорт СО2 кровью осуществляется в 3-х состояниях: в виде аниона бикарбоната, в растворенной форме и в виде карбаминовых соединений.
СО2 хорошо растворяется в плазме крови и в артериальной крови, около 5% от общей двуокиси углерода содержится в крови в растворенной форме.
Третьей формой транспорта СО2 кровью являются карбаминовые соединения, образованные взаимодействием СО2 с концевыми группами белков крови преимущественно с гемоглобином:
Карбаминовые соединения составляют около 5% от общего количества СО2, транспортируемого кровью.
В оксигенированной артериальной крови напряжение СО2 составляет 40 мм. рт. ст., а в венозной крови Рv СО2 равно 46 мм. рт. ст.
4.4.Связывание гемоглобина с окисью углерода
Материалы к уроку «Газообмен в легких и тканях»
Выбранный для просмотра документ газообмен в легких и тканях.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Актуализация знаний повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных путей, Взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
При спокойном дыхании за один вдох в легкие входит 0,3- 0,5 л воздуха (дыхательный объем). При самом глубоком дыхании дыхательный объем может достигать 3-5 л (жизненная емкость легких). Но и тогда после выдоха в легких остается более 1 л воздуха (остаточный объем). Жизненная емкость легких
Жизненная емкость легких измеряется при помощи прибора спирометра.
Взаимодействие выдыхаемого воздуха с известковой водой
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха Газ Вдыхаемый воздух Выдыхаемый воздух Альвеолярный воздух Кислород 20,94% 16,3% 14,2% Углекислый газ 0,03% 4% 5,2% Азот 79,03% 79,07% 80,6%
2. Лёгочное дыхание (газообмен в лёгких). Газообмен между воздухом и кровью происходит путем диффузии по разности концентраций газов. В мертвом пространстве газообмен не идет. Венозная кровь превращается в артериальную.
Непроизвольная регуляция частоты и глубины дыхания. ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ Произвольная регуляция частоты и глубины дыхания. Дыхательным центром продолговатого мозга. Корой больших полушарий. Воздействие на холодовые, болевые и др. рецепторы может приостановить дыхание. Мы можем произвольно ускорить или остановить дыхание.
ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ Частоту и глубину дыхания ускоряет Избыток CO2 замедляет Недостаток CO2 В результате усиления вентиляции легких дыхание приостанавливается, т.к. концентрация CO2 в крови снижается.
1. Удовлетворены ли вы результатом своей работы на уроке? 2. Появился ли интерес к содержанию урока? 3. Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества? да нет не знаю
Найдите ошибки в тексте и объясните их. 1.Дыхание –жизненно необходимый процесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей средой. 2.Газообмен осуществляется по законам диффузии. 3.Кислород и углекислый газ движутся из области меньшей их концентрации в область большей концентрации. 4.Газообмен в легких осуществляется в большом круге кровообращения, в тканях в малом круге кровообращения. 5.В большом круге кровообращения кровь из венозной превращается в артериальную, а в малом круге – из артериальной в венозную. 6.Перенос кислорода осуществляется при помощи гемоглобина, содержащегося в эритроцитах.
Домашнее задание Параграф 20,опорные схемы Ответить на вопросы 2,4 Темы сообщений (опережающее задание) (по желанию) 1. История открытия и борьба с туберкулезом. 2. Влияние курения на органы дыхания и весь организм. 3. Окружающая среда и здоровье человека. 4. Болезни, передающиеся через воздух, и их профилактика. 5. Влияние физических упражнений на органы дыхания.
Выбранный для просмотра документ итоговые тестовые задания.doc
1.Укажите путь кислорода при газообмене в легких.
В ответе укажите последовательность явлений
А) Превращение венозной крови в артериальную
Б) Превращение артериальной крови в венозную
В) Кислород в химической связи с гемоглобином
Г) Стенка легочного пузырька
Д) Стенка капилляра
Е) Углекислый газ в плазме крови
Ж) Воздух в легочном пузырьке (альвеоле)
2.Укажите путь углекислого газа при газообмене в легких.
В ответе укажите последовательность явлений
А) Превращение венозной крови в артериальную
Б) Превращение артериальной крови в венозную
В) Кислород в химической связи с гемоглобином
Г) Стенка легочного пузырька
Д) Стенка капилляра
Е) Углекислый газ в плазме крови
Ж) Воздух в легочном пузырьке (альвеоле)
3.Укажите путь кислорода при газообмене в тканях.
В ответе укажите последовательность явлений
А) Стенка капилляра
В) Кислород в химической связи с гемоглобином
Г) Межклеточная жидкость
Д) Расходование кислорода на окислительные процессы
Е) Превращение артериальной крови в венозную
Ж) Превращение венозной крови в артериальную
Найти ошибки в тезисах:
1.Дыхание – жизненно необходимый процесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей средой.
2.Газообмен осуществляется по законам диффузии.
3.Кислород и углекислый газ движутся из области меньшей их концентрации в область большей концентрации.
4.Газообмен в легких осуществляется в большом круге кровообращения, в тканях в малом круге кровообращения.
5.В большом круге кровообращения кровь из венозной превращается в артериальную, а в малом круге – из артериальной в венозную.
6.Перенос кислорода осуществляется при помощи гемоглобина, содержащегося в эритроцитах.
Выбранный для просмотра документ карточки групповой работы.doc
Работа с терминами (вспомните определения понятий)
Как изменяется состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?
Газообмен в легких
Прочитайте всю информацию. Ответьте на вопросы (в ваших индивидуальных опорных схемах )
Между воздухом в легких и кровью происходит газообмен. Важнейший механизм газообмена — диффузия. Рассмотрим диффузионный газообмен в альвеолах легких.
В воздухе легочных альвеол мало углекислого газа и много кислорода. Кровь в капиллярах, оплетающих легочные альвеолы, поступила из правого желудочка сердца. Это венозная кровь, содержащая много углекислого газа.
Молекулы углекислого газа покидают кровяное русло, где их концентрация велика и перемещаются в альвеолярный воздух. В венозной крови мало кислорода, поэтому его молекулы стремятся покинуть альвеолы и перейти в кровяное русло. Ставшая артериальной, кровь покидает альвеолы. В альвеолярном воздухе после этого изменилось содержание дыхательных газов – стало меньше кислорода и больше углекислого газа. Интенсивность диффузии падает.
Чтобы поддерживать уровень диффузии, необходимо поддерживать в альвеолах концентрацию кислорода достаточно высокой, а концентрацию углекислого газа достаточно низкой. Для этого необходимо часто менять отработанный воздух на свежий. Это и определяет ритм нашего дыхания.
Выберите правильные ответы.
Значение дыхания для организма человека:
а) Обеспечение питательными веществами,
б) Охлаждение организма
в) Поглощение кислорода
г) Выделение паров воды
д) Выделение углекислого газа
е) Освобождение энергии
Какой физический процесс обеспечивает газообмен? Почему?
Газообмен в тканях
Прочитайте всю информацию. Ответьте на вопросы (в ваших индивидуальных опорных схемах).
Тканевое дыхание также осуществляется благодаря диффузии.
В капиллярной сети тканей кровь отдает кислород и поглощает углекислый газ. Кислород непрерывно расходуется для получения энергии в клетках. Поэтому в тканях кислорода мало.
Из кровяного русла кислород поступает в межклеточную жидкость, а оттуда в клетки.
Углекислый газ непрерывно образуется в результате обмена веществ. Поэтому в клетках его много. Он поступает в тканевую жидкость, а из нее – в кровь.
Здесь углекислый газ частично захватывается гемоглобином, а частично растворяется или химически связывается солями плазмы крови. Венозная кровь уносит его к сердцу, а затем к легким. Чем больше работа, выполняемая каким-либо органом, тем больше ему требуется кислорода. Поэтому, например, при физической работе, когда интенсивно сокращаются мышцы, одновременно усиливаются дыхание и деятельность сердца.
Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости.
1.Трахея
2. Носовая полость
3. Гортань
4. Бронхи
5. Носоглотка
О чем свидетельствует состав альвеолярного воздуха?
Газообмен в легких
Прочитайте всю информацию. Ответьте на вопросы (в ваших индивидуальных опорных схемах )
Между воздухом в легких и кровью происходит газообмен. Важнейший механизм газообмена — диффузия. Рассмотрим диффузионный газообмен в альвеолах легких.
В воздухе легочных альвеол мало углекислого газа и много кислорода. Кровь в капиллярах, оплетающих легочные альвеолы, поступила из правого желудочка сердца. Это венозная кровь, содержащая много углекислого газа.
Молекулы углекислого газа покидают кровяное русло, где их концентрация велика и перемещаются в альвеолярный воздух. В венозной крови мало кислорода, поэтому его молекулы стремятся покинуть альвеолы и перейти в кровяное русло. Ставшая артериальной, кровь покидает альвеолы. В альвеолярном воздухе после этого изменилось содержание дыхательных газов – стало меньше кислорода и больше углекислого газа. Интенсивность диффузии падает.
Чтобы поддерживать уровень диффузии, необходимо поддерживать в альвеолах концентрацию кислорода достаточно высокой, а концентрацию углекислого газа достаточно низкой. Для этого необходимо часто менять отработанный воздух на свежий. Это и определяет ритм нашего дыхания.
Вставьте пропущенные слова:
Дышать нужно через … (1). Носовая полость выстлана … (2), покрыта многочисленными … (3), которые задерживают … (4). Клетки носовой полости выделяют … (5), которая задерживают частички пыли и микроорганизмы.
Сколько кислорода усваивает ученик за один урок?
Газообмен в тканях
Прочитайте всю информацию. Ответьте на вопросы (в ваших индивидуальных опорных схемах).
Тканевое дыхание также осуществляется благодаря диффузии.
В капиллярной сети тканей кровь отдает кислород и поглощает углекислый газ. Кислород непрерывно расходуется для получения энергии в клетках. Поэтому в тканях кислорода мало.
Из кровяного русла кислород поступает в межклеточную жидкость, а оттуда в клетки.
Углекислый газ непрерывно образуется в результате обмена веществ. Поэтому в клетках его много. Он поступает в тканевую жидкость, а из нее – в кровь.
Здесь углекислый газ частично захватывается гемоглобином, а частично растворяется или химически связывается солями плазмы крови. Венозная кровь уносит его к сердцу, а затем к легким. Чем больше работа, выполняемая каким-либо органом, тем больше ему требуется кислорода. Поэтому, например, при физической работе, когда интенсивно сокращаются мышцы, одновременно усиливаются дыхание и деятельность сердца.
Выбранный для просмотра документ кроссворд.doc
Процесс, обеспечивающий поступление кислорода в организм и выведение из него углекислого газа.
Белок крови, выполняющий транспортную функцию
Мышца, разделяющая грудную и брюшную полости человека
Процесс, обеспечивающий образование кислорода и органических веществ. Происходит в зеленых частях растений.
Дыхание, происходящее в клетках, называют_________
Постоянство внутренней среды организма
Кровеносный сосуд, несущий кровь от сердца
Мельчайшие кровеносные сосуды в тканях
Выбранный для просмотра документ лист анализа работы участников группы.doc
Выбранный для просмотра документ опорная схема урока.doc
Опорная схема «Газообмен в легких и тканях» _____________________________________________________________________
1) Дыхательные движения 2) Показатели дыхания
— дыхательный объем ___________________________________________
— жизненная емкость легких_______________________________________
— остаточный объем _______________________________________________
3. Заполните таблицу
Газообмен в тканях
1. Какой физический процесс лежит в основе газообмена?
2. Где происходит легочной газообмен?
3. Какая кровь поступает в легочные капилляры?
4. Что происходит с кровью в легочных капиллярах?
5. Какая кровь покидает легочные капилляры?
6. Почему со временем падает интенсивность диффузии?
7. Что происходит с кровью при легочном дыхании?
При легочном дыхании кровь в капиллярах альвеол насыщается ___________________ и отдает ____________________, из __________________ превращается в _________________________.
1. Благодаря чему осуществляется тканевое дыхание?
2. Почему в тканях мало кислорода?
3. Почему в тканях много углекислого газа?
4. Что происходит с кровью при тканевом дыхании?
При тканевом дыхании кровь в капиллярах тканей большого круга кровообращения насыщается ___________________ и отдает
____________________, из __________________ превращается в _________________________.
Выбранный для просмотра документ план урока.doc
Урок «Газообмен в легких и тканях»
Цели урока : Организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими результатов:
Формировать представление о строении и функциях верхних и нижних дыхательных путей, взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
Изучить процессы газообмена в легких и тканях.
Углубить знания о физиологической связи кровеносной и дыхательной систем
2. Метапредметные: развивать инициативу, любознательность, умственную активность; вырабатывать умения мыслить, наблюдать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы на основе эксперимента, применять теоретические знания для объяснения биологических процессов, подчеркивать взаимосвязь с другими науками: химией, физикой, математикой; продолжить формирование навыков работы с источником информации, навыков работы в группе и паре.
3. Личностные: расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей учащихся.
Учебные задачи:
Способствовать развитию навыков самостоятельного приобретения знаний учащимися, обработки информации.
Раскрывать взаимосвязь науки и практики.
Формировать навыки использовать полученные знания в быту, в повседневной жизни, в профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения:
(базовый уровень) учащиеся характеризуют процессы дыхания; регуляцию дыхательных движений; строение и функции органов дыхания; механизм легочного дыхания, объясняют механизм кровообращения в легких и тканях; гуморальную регуляцию процесса дыхания;
(повышенный уровень) учащиеся сравнивают и обосновывают различие состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Применяют знания для профилактики заболеваний органов дыхания
Метапредметные и личностные результаты: создание условий для использования данных понятий в повседневной жизни, научится искать дополнительную информацию по теме, выдвигать гипотезы, строить логические цепочки рассуждения о влиянии физических упражнений на органы дыхания.
Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.
Используемые методы обучения:
— метод эвристической беседы (решение проблемных вопросов),
— частично-поисковый лабораторный метод (обсуждение результатов опыта)
— метод работы с дидактическими материалами
Изучение нового материала:
А) дыхательные движения
Б) жизненная емкость легких
В) состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (видео-опыт, беседа)
Г) газообмен в легких (анимация)
Д) газообмен в тканях (анимация)
4. Закрепление (работа с текстом)
6. Подведение итогов урока
7. Домашнее задание
1. Организационный момент
Приветствие. Сообщение целей, хода урока.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Дыхание», объясним взаимосвязь строения органов дыхания и их функций, дыхательной и кровеносной систем. А конкретную тему сегодняшнего урока вы узнаете чуть позже.
2. Актуализация знаний (работа в группах, в каждой группе есть эксперт, оценивающий работу каждого члена группы)
Первая группа
Работа с терминами (будут необходимы при изучении нового материала), объяснить значение каждого:
Дыхание
Артерии (кровеносные сосуды, идущие от сердца)
Капилляры (мельчайшие кровеносные сосуды)
Артериальная кровь (кровь, насыщенная кислородом)
Венозная кровь (кровь, насыщенная углекислым газом.)
Альвеолы (легочные пузырьки)
Эритроциты (красные кровяные тельца, содержащие гемоглобин.)
Гемоглобин (белковое вещество, входящее в состав эритроцита).
Вторая группа
Выберите правильные ответы.
Значение дыхания для организма человека:
а) Обеспечение питательными веществами,
б) Охлаждение организма
в) Поглощение кислорода
г) Выделение паров воды
д) Выделение углекислого газа
е) Освобождение энергии
Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости.
1. Трахея
2. Носовая полость
3. Гортань
4. Бронхи
5. Носоглотка
Вставьте пропущенные слова:
Дышать нужно через … (1). Носовая полость выстлана … (2), покрыта многочисленными … (3), которые задерживают … (4). Клетки носовой полости выделяют … (5), которая задерживают частички пыли и микробы.
По окончании работы учащиеся озвучивают результаты своей работы, оппонентами выступает следующая группа, эксперты оценивают работы, фиксируют результаты членов группы.
3. Изучение нового материала
Учитель: Дыхание – свойство всех живых организмов. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этого процесса, который как и все процессы в живых организмах, подчинен законам физики. Какой именно процесс лежит в основе газообмена в организме человека, вы узнаете решив кроссворд ( на каждой парте – ребята отгадывают его)
Если вы правильно отгадаете кроссворд, то по вертикали получите ключевое слово в теме урока. (диффузия)
Сообщение темы: «Газообмен в легких и тканях»
– Как вы считаете, какова цель нашего урока? (Ответы ребят)
Учитель : (по ходу объяснения учащиеся заполняют индивидуальные опорные схемы)
1) Дыхательные движения обеспечивают вдохи и выдохи, то есть попеременные увеличения и уменьшения объема легких (механизм дыхательных движений, защитные дыхательные рефлексы, спокойное и глубокое дыхание, грудной и брюшной тип дыхания)
2) Показатели дыхания:
— дыхательный объем легких 0,5 л в спокойном состоянии
— дополнительный объем после спокойного вдоха можно еще вдохнуть 1,5 л воздуха
-резервный объем после спокойного выдоха можно еще выдохнуть 1,5 л воздуха
-жизненная емкость легких = 3,5 л
3) Ч еловек дышит атмосферным воздухом, который состоит из смеси газов. Как вы считаете – одинаков ли состав воздуха, который мы вдыхаем и состав воздуха, который мы выдыхаем. (Учащиеся отмечают, что состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха различен)
– Подтвердим это опытным путем.
Эвристическая беседа:
– Как изменилась вода в пробирках? (В одной из пробирок она стала мутной).
– В какой пробирке вода помутнела? (В которую попадал выдыхаемый воздух).
– Какой можно сделать вывод? (В выдыхаемом воздухе содержится вещество, которое вступило в реакцию с известковой водой.)
– Как вы думаете, что это за вещество? (Углекислый газ).
Обратимся к слайду «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» – Проанализируйте данные таблицы, сравните, сделайте вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Беседа ( каждая группа получает задание по таблице )
Первая группа как изменяется состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?
Вторая группа какой физический процесс обеспечивает газообмен? Почему?
Третья группа о чем свидетельствует состав альвеолярного воздуха?
Четвертая группа сколько кислорода усваивает ученик за 1 урок?
Учитель : Каково процентное содержание кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе?
– Как количественно изменяется состав выдыхаемого и вдыхаемого воздуха?
– Распределите цифры правильно: 16,3 %, 0,03 %, 20,9 %, 4 % (на бронхиальном дереве)
Учащиеся: Из таблицы видно, что в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа почти на 4%, а во вдыхаемом воздухе увеличивается количество кислорода почти на 5%.
Учитель: Как же это происходит? Почему в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа и уменьшается количество кислорода? (Проблемный вопрос)
Ответить на этот вопрос вы сможете, когда познакомитесь с тем, как осуществляется газообмен в организме.
Показываем флешанимацию «Газообмен в легких и тканях»
Учитель: Какое физическое явление лежит в основе газообмена? Что называется диффузией? (Диффузия – физическое явление, когда молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их концентрация мала.)
Ученики могут сразу и не ответить на вопрос, тогда обсудить вопрос при работе с текстом.
Учитель: Как же протекает процесс газообмена в легких и тканях? Об этом вы узнаете, поработав с текстом.
Работа в группах с текстом:
Газообмен в легких
Прочитайте всю информацию. Ответьте на вопросы.
Между воздухом в легких и кровью происходит газообмен . Важнейший механизм газообмена — диффузия . Рассмотрим диффузионный газообмен в альвеолах легких .
В воздухе легочных альвеол мало углекислого газа и много кислорода. Кровь в капиллярах , оплетающих легочные альвеолы, поступила из правого желудочка сердца. Это венозная кровь, содержащая много углекислого газа.
Молекулы углекислого газа покидают кровяное русло, где их концентрация велика и перемещаются в альвеолярный воздух. В венозной крови мало кислорода, поэтому его молекулы стремятся покинуть альвеолы и перейти в кровяное русло. Ставшая артериальной, кровь покидает альвеолы. В альвеолярном воздухе после этого изменилось содержание дыхательных газов – стало меньше кислорода и больше углекислого газа . Интенсивность диффузии падает.
Чтобы поддерживать уровень диффузии, необходимо поддерживать в альвеолах концентрацию кислорода достаточно высокой, а концентрацию углекислого газа достаточно низкой. Для этого необходимо часто менять отработанный воздух на свежий. Это и определяет ритм нашего дыхания
1. Какой физический процесс лежит в основе газообмена?
Важнейший механизм газообмена …
2. Где происходит легочной газообмен?
Легочной газообмен происходит …
3. Какая кровь поступает в легочные капилляры?
В легочные капилляры поступает …
4. Что происходит с кровью в легочных капиллярах?
5. Какая кровь покидает легочные капилляры?
Легочные капилляры покидает …
6. Почему со временем падает интенсивность диффузии?
7. Что происходит с кровью при легочном дыхании?
При легочном дыхании кровь в капиллярах альвеол насыщается ___________________ и отдает ____________________, из __________________ превращается в _________________________.
Учитель: Результатом газообмена в легких стало превращение венозной крови в артериальную. А для чего нужен кислород нашему организму? (Для обмена веществ)
Чтобы в нашем организме проходили реакции обмена веществ, кислород с током крови должен попасть в каждую клетку нашего тела. Этому способствует газообмен в тканях
Газообмен в тканях
Прочитайте всю информацию. Ответьте на вопросы.
Тканевое дыхание также осуществляется благодаря диффузии.
В капиллярной сети тканей кровь отдает кислород и поглощает углекислый газ. Кислород непрерывно расходуется для получения энергии в клетках. Поэтому в тканях кислорода мало .
Из кровяного русла кислород поступает в межклеточную жидкость, а оттуда в клетки.
Углекислый газ непрерывно образуется в результате обмена веществ. Поэтому в клетках его много . Он поступает в тканевую жидкость, а из нее – в кровь.
Здесь углекислый газ частично захватывается гемоглобином, а частично растворяется или химически связывается солями плазмы крови. Венозная кровь уносит его к сердцу, а затем к легким. Чем больше работа, выполняемая каким-либо органом, тем больше ему требуется кислорода. Поэтому, например, при физической работе, когда интенсивно сокращаются мышцы, одновременно усиливаются дыхание и деятельность сердца.
1. Благодаря чему осуществляется тканевое дыхание?
Тканевое дыхание осуществляется благодаря …
2. Почему в тканях мало кислорода?
В тканях мало кислорода, потому что…
3. Почему в тканях много углекислого газа?
В тканях много углекислого газа потому что, потому что…
4. Что происходит с кровью при тканевом дыхании?
При тканевом дыхании кровь в капиллярах тканей большого круга кровообращения насыщается ___________________ и отдает ____________________, из __________________ превращается в _________________________.
– Выполните задание, осуществите самоконтроль. Запишите результат «+» или «–».
По ходу обсуждения ученики заполняют таблицу