что сначала эпилог или пролог
Очень часто в школе ученики так до конца и разбираются в некоторых простых понятиях. Это может произойти из-за неясности пояснения учителя или нерадивости самого ученика. Но приходит момент, когда школьнику нужно уходить из школы и поступать, куда бы ему хотелось. А для этого нужно стать много экзаменов, в том числе и по литературе. Вот тут-то и возникает вопрос, что такое пролог и эпилог, и как правильно их понимать.
Умение правильно вступить
Сам пролог может даже не касаться дальнейших событий. Например, если автор во вступлении решил рассказать мотивы написания этого произведения или изложить свое кредо. Но может быть и по-другому. Пролог может рассказывать о какой-то цепочке событий, которая не будет отражена в книге, но она очень важна для этой истории, и без знания этих событий многое в книге теряет смысл. Автор все невидимые до начала рассказа моменты может поместить в пролог. Это поможет и ем, и читателям чувствовать себя более комфортно.
Быть услышанным
Эпилог имеет такое же происхождение, что и пролог, то есть взяты эти слова из греческого языка. Но значение его прямо противоположно прологу. Эпилог дает возможность автору после основного текста высказать некоторые мысли, быть услышанным. Иными словами, это послесловие.
Если у книги нет продолжения, что сейчас очень модно, автор может оставить самому читателю пофантазировать о судьбе своих героев. Но если он хочет сам о них позаботиться, то пишет эпилог. Здесь он излагает, каким образом после изложенных в основной части событий складывается судьба героев.
Но нельзя путать эпилог и заключительное слово автора, которое является, собственно, послесловием. Эпилог в любом случае содержит информацию о действующих лицах книги, а послесловие дает возможность автору порассуждать и обобщить темы, рассмотренные в книге.
Использование пролога в литературе
Чтобы понять, что значит пролог в литературе, нужно понимать, насколько он незаменим. Он служит подготовительным плацдармом для творения волшебства в голове читателя.
Некоторые скажут, что все можно было бы изложить в предисловии, но это не так. Предисловие могут написать и другие люди, но не пролог. Это имеет право сделать только сам автор, и он сам решает, что именно должно быть написано. Если он захочет, это будет его собственное рассуждение на какие-либо темы, а может, это будет некий исторический экскурс, или же рассказ о том, почему он решил написать именно эту книгу. Также он может ввести читателя в предысторию своих персонажей.
История возникновения пролога
Зачастую прологом для книг служат небольшие отрывки, которые сначала совсем непонятны читателю, но они служат предпосылкой для завязки сюжета. Также такой отрывок может показывать, какие проблемы хотел автор отобразить в данном произведении, что он хотел им сказать.
Эпилог в литературе
Когда-то древнегреческие трагедии заканчивались небольшим монологом главного героя, в котором он отображал смысл происходившего на сцене, пояснял сложные моменты и просил о снисхождении к персонажам и самим актерам. Это и был эпилог.
Но литература не стоит на месте, а постоянно развивается. И когда появился такой жанр, как роман, он стал активно набирать популярность у публики. Поэтому появилась необходимость рассказать о судьбе героев после изложения основной истории. Иногда в эпилоге автор рассказывает о дальнейшей жизни второстепенных героев или потомков главных.
Читая книгу, человек всем сердцем начинает любить описанных персонажей или ненавидеть их, смотря какой это герой. И по окончании рассказа читателю хочется все таки узнать, что же было дальше, как сложилась судьба его любимцев. Для этого и существует эпилог, который помогает автору передать интересующие читателя события.
Но эпилог является не обязательным. Если автор не желает его писать, то это не будет нарушением каким-то норм. В эпилоге не могут присутствовать моральные поучения или философские рассуждения. Написан он может быть только самим автором.
Таким образом, разобрав значение слова «пролог», а также «эпилог», их характеристики, можно более точно понять, что это такое, и уже с легкостью отличать их от других структурных элементов текста.
Что такое пролог в игре. Эпилог в литературе
Чем пролог отличается от эпилога?
В чем разница между прологом и эпилогом?
Пролог — это предисловие, грубо говоря. То, с чего все начинается или началось в книге. Можно сказать это своеобразная завязка событий.
Эпилог — это концовка, причем особенность эпилогов в том, что они в основном раскрывают события, которые разворачиваются по стечению определенного времени с момента завершения всех центральных событий. Например, месяц спустя, год, несколько лет и т.п.
Обычно, если есть пролог, то есть и эпилог. Часто в книгах встречаются эпилоги, но нет прологов.
ПРОЛОГ — от греч. prologos, где pro — перед, а logos — слово, речь. В художественном произведении, например, в романе — это вводная часть, обычно описывающая события, которые предшествовали тому, о чём говорится в основной части романа.
Противоположное значение имеет слово ЭПИЛОГ — от греч. epilogos, где epi- после,а logos — слово, речь. В литературе — это заключительная часть художественного произведения, кратко рассказывающая о дальнейших событиях, случившимися с героями данного произведения.
Во вторых, в прологе основные события фактически еще не начались, а в эпилоге уже закончились, ну это в стандартных ситуациях, бывают и исключения.
В четвертых, набором персонажей,
В пятых, задумкой автора.
И это можно продолжать до бесконечности.
пролог-предисловие, зачин) эта часть текста нужна,чтобы проложить путь читателя в мир героев,
обозначить вещи,необходимые для дальнейшего понимания ситуации)
эпилог же подводит итог всего.
Чтобы понять, чем отличается пролог от эпилога, разберем эти литературные понятия более подробно.
Прологом называется вводная часть, вступление, предисловие. Он дает читателю немного узнать о месте действия, о предшествующих событиях,познакомиться с персонажами. Пролог позволяет лучше ориентироваться в сюжете произведения.
Эпилог — это заключительная часть книги, в которой писатель рассказывает о дальнейших событиях, о том, как сложилась жизнь действующих персонажей. Эпилог всегда представлен в виде рассказа и, в отличие от послесловия, лишен личных размышлений автора.
Пролог — это ключик к сердцу читателя
Очень часто в школе ученики так до конца и разбираются в некоторых простых понятиях. Это может произойти из-за неясности пояснения учителя или нерадивости самого ученика. Но приходит момент, когда школьнику нужно уходить из школы и поступать, куда бы ему хотелось. А для этого нужно стать много экзаменов, в том числе и по литературе. Вот тут-то и возникает вопрос, что такое пролог и эпилог, и как правильно их понимать.
Умение правильно вступить
Слово «пролог» было позаимствовано из греческого языка, там его первоначальная форма означала «вступление». Если говорить о литературе или музыке, то пролог — это часть какого-либо художественного произведения, которая вводит читателя или зрителя в суть повествуемой истории.
Сам пролог может даже не касаться дальнейших событий. Например, если автор во вступлении решил рассказать мотивы написания этого произведения или изложить свое кредо. Но может быть и по-другому. Пролог может рассказывать о какой-то цепочке событий, которая не будет отражена в книге, но она очень важна для этой истории, и без знания этих событий многое в книге теряет смысл. Автор все невидимые до начала рассказа моменты может поместить в пролог. Это поможет и ем, и читателям чувствовать себя более комфортно.
Быть услышанным
Эпилог имеет такое же происхождение, что и пролог, то есть взяты эти слова из греческого языка. Но значение его прямо противоположно прологу. Эпилог дает возможность автору после основного текста высказать некоторые мысли, быть услышанным. Иными словами, это послесловие.
Если у книги нет продолжения, что сейчас очень модно, автор может оставить самому читателю пофантазировать о судьбе своих героев. Но если он хочет сам о них позаботиться, то пишет эпилог. Здесь он излагает, каким образом после изложенных в основной части событий складывается судьба героев.
Но нельзя путать эпилог и заключительное слово автора, которое является, собственно, послесловием. Эпилог в любом случае содержит информацию о действующих лицах книги, а послесловие дает возможность автору порассуждать и обобщить темы, рассмотренные в книге.
Использование пролога в литературе
Чтобы понять, что значит пролог в литературе, нужно понимать, насколько он незаменим. Он служит подготовительным плацдармом для творения волшебства в голове читателя.
Некоторые скажут, что все можно было бы изложить в предисловии, но это не так. Предисловие могут написать и другие люди, но не пролог. Это имеет право сделать только сам автор, и он сам решает, что именно должно быть написано. Если он захочет, это будет его собственное рассуждение на какие-либо темы, а может, это будет некий исторический экскурс, или же рассказ о том, почему он решил написать именно эту книгу. Также он может ввести читателя в предысторию своих персонажей.
История возникновения пролога
Пролог своим началом обязан еще античной литературе, а именно — мифам и трагедиям, для которых он служил фабулой. А вот благодаря литературе, создаваемой в девятнадцатом столетии, пролог приобрел ту форму, к которой мы уже привыкли. В это время он приобрел все свои разнообразные формы, к которым относят и мотивы к написанию книги, и причины написания именно этой истории, и историческую завязку всего сюжета.
Зачастую прологом для книг служат небольшие отрывки, которые сначала совсем непонятны читателю, но они служат предпосылкой для завязки сюжета. Также такой отрывок может показывать, какие проблемы хотел автор отобразить в данном произведении, что он хотел им сказать.
Кроме того, пролог — это дополнительная возможность возбудить и направить воображение читателя, создать еще большую интригу и вызвать огромный интерес.
Эпилог в литературе
Когда-то древнегреческие трагедии заканчивались небольшим монологом главного героя, в котором он отображал смысл происходившего на сцене, пояснял сложные моменты и просил о снисхождении к персонажам и самим актерам. Это и был эпилог.
Но литература не стоит на месте, а постоянно развивается. И когда появился такой жанр, как роман, он стал активно набирать популярность у публики. Поэтому появилась необходимость рассказать о судьбе героев после изложения основной истории. Иногда в эпилоге автор рассказывает о дальнейшей жизни второстепенных героев или потомков главных.
Читая книгу, человек всем сердцем начинает любить описанных персонажей или ненавидеть их, смотря какой это герой. И по окончании рассказа читателю хочется все таки узнать, что же было дальше, как сложилась судьба его любимцев. Для этого и существует эпилог, который помогает автору передать интересующие читателя события.
Но эпилог является не обязательным. Если автор не желает его писать, то это не будет нарушением каким-то норм. В эпилоге не могут присутствовать моральные поучения или философские рассуждения. Написан он может быть только самим автором.
Таким образом, разобрав значение слова «пролог», а также «эпилог», их характеристики, можно более точно понять, что это такое, и уже с легкостью отличать их от других структурных элементов текста.
Что такое пролог и эпилог? Где это применяется?
Значения слов «пролог» и «эпилог» необходимо понимать, готовясь к ЕГЭ по русской и зарубежной литературе. К сожалению, школьникам не всегда удается получить необходимые знания на уроках или из учебника.
Мы постараемся объяснить содержание этих понятий в максимально простой и доступной форме.
Пролог – это слово, заимствованное из греческого языка, где «prologos» обозначает «вступление». Так называется вводная часть литературного или музыкального произведения, в том числе театральной пьесы или музыкально-сценической постановки.
В прологе могут излагаться события, предшествующие основной сюжетной линии произведения, излагается художественное кредо писателя, мотивация написания им данного произведения и т.д. Музыкальный пролог предваряет основную часть пьесы и служит вступлением, предназначенным вызвать интерес слушателей.
Эпилог – слово, также заимствованное из греческого. «Еpilogos» означает «послесловие». Это завершающая часть произведения, которая отделена от основного текста и представляет собой краткое описание дальнейшей судьбы действующих лиц.
Литературоведы различают эпилог и собственно послесловие, которое может содержать отвлеченные рассуждения и обобщения автора, тогда как в эпилоге всего лишь окончательно завершаются сюжетные линии произведения.
В структуре литературного произведения пролог занимает важное место, поскольку подготавливает читателя к восприятию основного содержания книги.
Пролог, в отличие от предисловия, пишется всегда самим автором, и его содержание может быть любым – от рассуждений на отвлеченные темы и исторических экскурсов до изложения предыстории событий, которые описаны в его произведении либо причин, по которым книга появилась на свет.
Пролог присутствовал еще в античных трагедиях и служил для пояснения фабулы произведения: излагал суть мифа или легенды, легшей в его основу. Литература девятнадцатого столетия значительно расширила функции пролога, а в дальнейшем развила его многочисленные формы. Это и мотивация содержания книги, и побудительные мотивы автора для ее написания, и историческая канва, на которой развивается сюжет.
В современных произведениях пролог нередко представляет собой отрывок, на первый взгляд, не связанный с основным действием и дающий предпосылки к возникновению завязки сюжета, либо вовсе играет концептуальную роль, излагая этические либо философские проблемы, легшие в основу сюжетной линии.
Кроме того, роль пролога сегодня заключается и в том, чтобы возбудить интерес читателя, заставив его приобрести книгу.
Первоначально эпилог был заключительной частью древнегреческой трагедии. Он представлял собой монолог одного из героев, который объяснял зрителям суть произошедших событий и просил публику быть снисходительной к актерам и к поступкам действующих лиц.
С развитием жанров художественной литературы, в частности, романа, появилась необходимость в изложении краткого пересказа судьбы героев по окончании драматических событий, описанных в романе, жизни их потомков и второстепенных участников драмы.
Эпилог подводит точку под историей, рассказанной автором и удовлетворяет интерес читателей, у которых перипетии сюжета и судеб героев вызывают искренний эмоциональный отклик.
Эпилог не является обязательной частью любого произведения. От послесловия он отличается тем, что пишется обязательно автором книги и содержит только краткое изложение событий, без философских обобщений, морализаторства и прочих отвлеченных рассуждений.
Пролог в музыкальном произведении служит вступительной частью, подготавливающей слушателей и зрителей (если это опера, балет или оперетта) к восприятию основной части произведения.
Музыкальный пролог может исполняться солистом, оркестром или хором. Иногда с течением времени он может приобрести значение отдельного произведения и исполняться самостоятельно.
Эпилог, или раздел, завершающий музыкальное произведение, характерен в основном для музыкально-сценических жанров – оперы, оперетты или балета.
Характерным примером является эпилог оперы «Иван Сусанин» М.Глинки, который представляет собой массовую сцену оплакивания гибели Сусанина, которое затем переходит в мощный величественный хор – знаменитое «Славься».
Поиск
Оценка читателей
ПРОГОЛОСОВАЛО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: 3 ЧЕЛ.
Структура литературного произведения включает в себя множество компонентов. В последнее время писатели все чаще незаслуженно обходят стороной предисловия, послесловия, прологи и эпилоги. Между тем, необходимо четко понимать, что это такое, для чего они нужны и какую роль могут сыграть в повествовании. Только осознавая все плюсы и минусы, можно отказываться или соглашаться на что-то.
Начать следует с предисловий и послесловий. Это тексты, которые автор добавляет соответственно до или после произведения. Они не связаны с основным сюжетом и могут рассказывать об эпизодах жизни писателя, повлиявшие на его творческое развитие или ставшие вдохновением, об эмоциях, которые он испытывал в процессе работы, или поднимать иные вопросы. Настоящим мастером предисловий и послесловий является Стивен Кинг. Редко какие его книги обходятся без таких вставок. Мастер ужасов может вспомнить детство, поведать миру какую-то автобиографическую историю, поделиться мнением об актуальных событиях. Сами по себе эти части книги довольно интересны. Но давайте будем честными: только в том случае, если автор уже получил славу Кинга или вот-вот пройдет последний виток до верхушки Олимпа, имеет смысл говорить о себе. Еще один вариант — просьба издательства, которое публикует книгу в рамках серии, подразумевающей подобные отступления от всех участников.
Известны случаи, когда эпилоги полностью переворачивали представление о сюжете. Например, герой романа Тургенева «Рудин» раскрывается именно после финала. До того инертный, любящий поговорить ни о чем, то есть типичный лишний человек, он вдруг превращается в борца за справедливость, погибающего на баррикадах во имя идеи. Получается, писатель хотел донести до публики влияние обстоятельств на наши поступки и мироощущение.
Прологи и эпилоги появились в древнегреческих пьесах. В то время они имели огромное значение, были развернутыми и многоступенчатыми. Особенно это касалось вступительной части, которая разыгрывалась на сцене очень подробно и могла сама по себе нести в себе некое заключение. Как правило, речь шла об исторической, мифологической или бытовой подоплеке, которая разыгрывалась перед зрителями с участием музыкантов, хора, танцоров и представляла собой красочную феерию. Эпилоги были короткими и емкими. В них выражалась главная нравственная идея, прописывался вывод, который автор хотел донести до публики. Однако, уже в Древнем Риме значение этих частей драмы было утрачено. Постепенно и вступления, и заключения все более сокращались, а иногда и вовсе игнорировались. В более поздние периоды, что можно увидеть, например, у Шекспира, были и эпилоги, и прологи, но они не имели особого значения для основных событий и формирования отношения к ним публики.
Если говорить об эпических жанрах, то здесь ситуация обратная. Фольклорные сказки, былины, первые поэмы имели очень короткие вступления и заключения. Они могли ограничиваться одним четверостишием в начале и конце, как в «Песни о Нибелунгах», или вовсе выполнять орнаментальную функцию, например, сводиться к «ворота открыты — ворота закрыты». Однако, чем дальше развивался эпос, чем более индивидуальным остановился, тем чаще встречались прологи и эпилоги. Писатели пытались четко направить мысль читателя, донести до них свои представления, определить личную позицию. В девятнадцатом веке, когда в ходу стали повести и популярность обрели романы, авторы начали втискивать в начало и конец то, о чем не смогли гармонично рассказать в основном тексте, но считали важным для понимания сюжетных веток и характеров персонажей. Некоторые, например, Лев Толстой в «Войне и мире», не ограничивались одним эпилогом, а писали их сразу несколько.
Используют ли современные писатели вступления и заключения в своем творчестве? Да, но далеко не все и не всегда. Иногда прологом становится некий кульминационный момент, который позже будет раскрыт в основной части. Увидеть подобное можно в саге «Сумерки» Стефани Майер. Заключение иногда относится к иному времени и даже героям, то есть раскрывать некую в корне другую общественную реальность, фактически новый мир. Так, в частности, использовал заключение Филип Рив в цикле «Хроники хищных городов». И все же, хотя полностью каноническая композиция произведения не исчезла, многие недооценивают роль этих сюжетных структур, не отдают себе отчета в том, как их можно использовать, чтобы усилить восприятие читателя.
Кому пролог, а кому эпилог
К 130-летию со дня рождения Михаила Булгакова режиссёр, выпускник ГИТИСа (мастерская Е. Каменьковича и Д. Крымова) Иван Миневцев выбрал в Севастопольском театре имени А.В. Луначарского драму, с которой началась театральная судьба писателя, – пьесу «Дни Турбиных». Именно она, несмотря на название спектакля, является его литературным источником.
Роман о судьбе семьи на фоне хаоса Гражданской войны впервые был инсценирован 95 лет назад. После того как в 1925 году «Белая гвардия» была принята к постановке Московским Художественным театром, она имела не менее семи редакций. Мучительный процесс перестройки романа в пьесу Булгаков описывает в «Театральном романе»: «Надо было ещё что-то выкидывать, выбрасывать из пьесы, а что – неизвестно. Всё мне казалось важным, и, кроме того, стоило наметить что-нибудь к изгнанию, как всё с трудом построенное здание начинало сыпаться, и мне снилось, что падают карнизы и обваливаются балконы, и были эти сны вещие». Только если автор «Чёрного снега» с часами в руке пытался уложиться в границы сценического времени, то задачей Булгакова было угодить театру, критикам, власти. Константин Станиславский решительно порекомендовал: «Название «Белая гвардия» изменить непременно». В качестве вариантов рассматривались «Белый декабрь», «1918», «Конец концов», «Концевой буран». Заголовок «Дни Турбиных» соединил семейную хронику с исторической, что отвечало духу спектакля, который зритель впервые увидел на сцене МХАТа 5 октября 1926 года.
Иван Миневцев сохранил оригинальное булгаковское название. И с первой сцены спектакля ясно, что избегать слова «белый», как советовал Станиславский, не получится. Весь мир турбинского дома, равно как и населяющие его герои, – ослепительно белый. Хотя и совершенно невозможно заподозрить «Белую гвардию» в попытке являться идеологической «агиткой». Турбины у Миневцева «против властей не бунтуют». Режиссёр говорит: «Мне хотелось рассказать историю про любовь, а не про войну. Мы не уходим из исторического контекста, а смещаем акценты на семью, на хрупкий турбинский мир». В спектакле нет гетмана всея Украины и германских союзников, нет петлюровцев, нет страшной сцены бесчинств гайдамаков.
На сцене – дом с кремовыми шторами и чёрное гибельное пространство вокруг. Внутри «как бы коробочки» фарфоровый мир семьи Турбиных. И точно по описанию из булгаковских «Записок покойника» – «горит свет и движутся в ней те самые фигурки, что описаны в романе». Громадный в глазах житомирского кузена дом – куб, занимающий не более трети сцены. Все детали его убранства белого цвета. На изразцах Саардамского плотника нет призывов и признаний, ничто не нарушает идеального быта и ничто не привязывает к конкретной эпохе. Внутри «коробочки» так тепло и уютно, что к ней хочется протянуть руки, чтобы согреть их. Окружает дом темнота. Герои, входящие в гостиную Турбиных, спешат скинуть с себя верхнюю чёрную одежду, как будто она является кусками гибельной атмосферы, разлившейся вне стен.
До самого конца остаётся наглухо застёгнут во всё чёрное только полковник Владимир Тальберг (Андрей Бронников). Визуальное ощущение инородности только подчёркивает его поведение. Ещё до того, как неоднократно будет подмечено сходство Владимира Робертовича с крысой, при первом появлении в нём видится что-то от гофмановского Мышиного короля. Круглые бока, недовольные брыли и маленькие бегающие глазки. В том, как широким жестом он выдаёт Елене (Мария Кондратенко) деньги, которые перед тем взял из общего запаса, виден тот неприятный вёрткий тип человека, умеющего возвысить любой свой самый гадкий поступок.
За окнами буран и выстрелы. В тот момент, когда «коробочка» разворачивается внешней стороной, видно, что напрасны опасения Елены «разбудить весь переулок». Вокруг дома лежат не глубокие сугробы, а множество трупов в шинелях.
Сцена в гимназии проходит в зрительном зале. Неожиданно из боковых проходов выскакивают юнкера, разрезая темноту светом фонарей. Картина с участием нескольких актёров приобретает атмосферу массовости, реальности, позволяет отождествить себя с судьбой сценических героев. Для севастопольских зрителей это просто. И несколько пунктирное соединение сцен в спектакле не разрывает контекста.
Слыша грохот ломаемых парт и отрывистые указания Алексея Турбина (Николай Нечаев), опёршегося о край сцены напротив партера, всем, кто волей случая оказался сидящим в зале, так легко и страшно вообразить, что всё это относится напрямую к тебе.
Контрастна к происходящему в тёмном зрительном зале гостиная Турбиных. Поначалу кажется, что актёры – это фигурки, которыми играет в кукольном домике невидимый малыш. Усиливается ощущение игрового начала происходящего и от того, что герои под стать обстановке одеты во всё белое. Украшая маленькую зелёную ёлку, Елена и Лариосик (Юрий Михайловский) развешивают на ней белых человечков. И есть в этих новогодних игрушках, как и в их обладателях, что-то полусказочное, далёкое. Какое-то воспоминание о навсегда ушедшей жизни.
В героях «Белой гвардии» не только внешне нет ничего специфического. Их характеры существуют на грани кукольности, но получаются общечеловеческими. Ларион Суржанский – «поэт и неудачник из Житомира», смешной мальчик с покоряющейся улыбкой и нелепыми движениями. Попадая в семью Турбиных, он, понимая неожиданность положения, спешит уехать в гостиницу, но тут же нелепо заваливается у порога. В его рассказе об украденных в поезде вещах, из которых осталась только одна рубашка, куда было завернуто собрание сочинений Чехова, ощущение прежнего мироощущения турбинской жизни.
Покровительственной нежностью проникается к Лариосику штабс-капитан Виктор Мышлаевский (Евгений Чернорай). Антипод житомирского кузена, из тех людей, которые органично живут войной. Несмотря на это, в нём нет пафоса русской идеи, наоборот, Виктор Викторович вмещает в себя такого рода иронию, когда «помирать, так с музыкой». Он появляется из темноты в чёрном бушлате, скрюченный и полуобмороженный. И даже в этот совсем не весёлый момент его появление вызывает какое-то благостное расположение. То ли от смешных «отчаянных кавалерийских усов», то ли от того, как он категорически запрещает Николке (Пётр Котров) растирать водкой замёрзшие ноги. А как он залихватски опрокидывает рюмочки, разомлев в тепле, чем вызывает заслуженное восхищение Лариосика и зрителей.
Другой друг Турбиных – небезуспешно влюблённый в Елену Васильевну личный адъютант гетмана Леонид Шервинский (Александр Аккуратов). Темпераментный поручик больше оперный певец, чем вояка. А Елена для него – более трофей, чем предмет нежного чувства. На нём окружающая дом ночь оседает в виде роскошной бурки, под которой не «адьютанские побрякушки», а зефирная свадебная сорочка. Актёрский ансамбль спектакля получился «как на подбор», и не только по отношению к Шервинскому можно сказать, что он «смазлив, как херувим». Но у Леонида Юрьевича эта красота с салонным лоском, с театральной природой.
Заглавные герои пьесы получились будто разбелёнными, исчезающими. В каждом из Турбиных есть только по паре ярких акцентов. Рыжеволосая Елена, чья короной уложенная причёска становится уныло обвисшими прядями, когда женщина, нарушая принцип четвёртой стены и как бы узаконивая просачивающуюся сквозь стены черноту, бредёт сквозь метель. Лица интеллигенции, столкнувшейся с революцией, – старшего, Алексея, и младшего, Николки. Задумчивое у Алексея и с меловым румянцем у Николки.
В конце спектакля всё встанет на круги своя, финальная сцена попытается повторить ту, где в начале все собрались за столом тёплой гостиной. В углу стоит наряженная ёлочка, гитара наигрывает лирический мотив, изгнан обманутый муж, а его фото сожжено в печи. «Кому – пролог, а кому – эпилог» – фраза капитана Студзинского (Геннадий Ченцов), ставящая точку в «Днях Турбиных». Опять развернётся «коробочка» и следы от снятых со стены фотографий станут похожи на следы от пуль. В тлеющем свете гайдамаки разорят дом с кремовыми занавесками, и музыка громче сыграет чужую победу.
Дарья Пархоменко, студентка ГИТИСа (семинар Григория Заславского)