что соединяет канал имени москвы
История
Предпосылки развития
В начале 1930-х годов проблема обеспечения Москвы водой стояла очень остро. Город стремительно рос, благоустраивался, развивалась его промышленность. Нужен был новый источник, который обеспечивал бы столицу питьевой водой, давал воду для судоходства и улучшения санитарного состояния Москвы-реки и ее притоков. Таким источником воды стала Волга.
15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП (б) постановил: «. коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги». Для определения оптимального пути соединения двух рек были проведены значительные изыскательские работы. В результате были разработаны несколько вариантов: Старицкий, Шошинский и Дмитровский.
Старицкий вариант предусматривал подачу воды в Москву по самотечному каналу длиной 230 км. В этом случае не требовались ни насосные станции, ни шлюзы. Но этот, на первый взгляд, заманчивый вариант не решал полностью задач обводнения столицы, был колоссальным по объему земляных работ. Кроме того, вода могла прорваться в карстовые пустоты, которых много в районе Старицы, уйти под землю, а песчаные грунты на трассе будущего канала грозили большими оползнями.
В Шошинском варианте канал брал свое начало у впадения реки Шоши в Волгу. Для обеспечения нужного профиля требовался механический подъем воды на 71 м, а для судоходства – устройство шлюзов.
В Дмитровском варианте трасса канала начиналась в месте впадения в Волгу реки Дубны. Отсюда канал, преодолевая на своем пути довольно значительный подъем пятью ступенями, направлялся на юг через Дмитров и Икшу. Каждая ступень представляла собой однокамерный шлюз и насосную станцию. Далее, дойдя до селения Пестово, расположенного при впадении реки Черной в реку Вязь, канал пересекал водораздел между реками Вязь и Уча и поворачивал на юго-запад. В этом направлении он прорезал Клязьминско-Химкинский водораздел и, пройдя далее долиной реки Химки, спускался по крутому склону к Москва-реке в районе селения Щукино.
Водохранилище в восточной части водораздельного участка канала было предусмотрено специальными плотинами разделить на два самостоятельных водохранилища: западное – судоходное, и восточное – отстойное, предназначенное для водоснабжения. От последнего прокладывался водопроводный канал для подачи питьевой воды в городскую водопроводную сеть через городские очистительные станции. От западной же части водохранилища судоходный канал шел на юг и спускался к реке Москве двумя двухкамерными шлюзами.
Благодаря устройству Иваньковского водохранилища с подъемом воды на 16 м уменьшилась высота накачки воды в канал, был обеспечен равномерный забор воды в необходимом количестве.
Геологические условия Дмитровского варианта, хотя и оказались весьма разнообразными, значительно усложнявшими как выбор отдельных участков канала, так и мест расположения его основных сооружений, в целом были более благоприятными, нежели условия других вариантов. Общая протяженность канала составляла 128 км.
1932. Инженер Семёнов чертит трассу Канала
3 сентября 1932. Начальник Химкинского участка Марченко вынимает первый грунт из русла будущего канала
Строительство
3 сентября 1932 года началась одна из грандиозных строек века. Предстояло в сжатые сроки преодолеть расстояние от села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу. Высокий гребень холмов с истоками и долинами мелких рек должен был превратиться в многокилометровый «водяной мост» Волга-Москва. У деревни Иваньково, близ устья реки Дубны, Волгу перегородили огромной плотиной. Упираясь в плотину и разливаясь, вода должна была накапливаться в системе искусственных водохранилищ – Московском море. Часть воды должна была круто повернуть на юг, в русло «Канала» и дальше взбираться по «лестнице» вверх на высоту десятиэтажного дома, чтобы потом пройти по ровному и широкому участку и снова круто спуститься вниз по системе шлюзов к Москва-реке.
К весне 1937 года было вынуто 151,4 млн куб. м земли, 56 млн куб. м гравия, песка и глины. Уложено 3,11 млн куб. м бетона и железобетона. Почти 6,5 млн кв. м откосов «Канала» было укреплено камнем (это сопоставимо с размерами небольшой европейской страны). Для сооружения «Канала» потребовалось 35 тыс. тонн металлоконструкций, 2,35 млн куб. м лесоматериалов, 850 тыс. тонн цемента, около 7 млн куб. м камня и гравия, 110 млн штук кирпича. На стройке работали 170 экскаваторов, 1600 автомобилей, 275 тракторов, 150 паровозов, 225 мотовозов, 2113 железнодорожных платформ, 240 бетономешалок, 1100 электровибраторов, 5750 электромоторов. К трассе «Канала» было подведено свыше 600 км железных дорог, по которым можно было увезти почти 50 тыс. тонн груза.
Ранней весной 1937 года «Канал» был почти готов: к тому времени были прорезаны холмы, намыты высокие дамбы, воздвигнуты железобетонные коробки шлюзов. В отличие от других крупных гидротехнических строек «Канал имени Москвы» был запроектирован и построен силами советских инженеров без участия иностранных фирм и специалистов. Многие из созданных тогда гидротехнических сооружений до сих пор удивляют специалистов смелостью и оригинальностью инженерных решений.
Итак, за неполных пять лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, пять насосных станций, восемь гидроэлектростанций, три железобетонные плотины, восемь земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, два транспортных тоннеля, восемь аварийных и заградительных ворот, одна водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач и другие объекты и сооружения.
23 марта 1937 года было принято решение «остановить Волгу», то есть приступить к наполнению Московского моря и самого «Канала». Одновременно с Волгой реки Икша, Уча и Клязьма заполнили своими водами громадные водоемы – будущее ложе «Канала». Через 13 дней специалисты доложили: «Московское море заполнено!». Волга покорена, ее вода взята на строгий учет.
К 17 апреля 1937 года вода наполнила все 128 км «Канала Москва-Волга». Работы, начатые в конце 1932 года, были выполнены за 4 года и 8 месяцев.
2 мая 1937 года флотилия белоснежных теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала.
15 июля 1937 года «Канал Москва-Волга» был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов.
Строительство «Канала», соединившего Волгу с рекой Москвой, комплексно разрешило все водохозяйственные проблемы Москвы на несколько десятилетий вперед. Опыт эксплуатации «Канала» полностью подтвердил правильность выбранного решения.
Военные годы
В 1941 году «Канал Москва-Волга» сыграл важную роль в защите столицы от немецко-фашистских захватчиков. Группой специалистов «Канала» (Д.Ф. Агафонов, Л.С. Кусков, Б.М. Фрадкин, А.А. Ярустовский, И.Н. Дымент, В.С. Жданов) было внесено предложение о создании дополнительной водной преграды врагу, используя гидротехнические сооружения. В конце ноября 1941 года немецкие части, продвигаясь от города Калинина в направлении Большой Волги, начали форсировать замерзшее Иваньковское водохранилище, двигаясь по достаточно прочному льду. Работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Уровень воды в водохранилище понизился на 2 м, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника были вынуждены повернуть назад.
В этот же период немецкие войска начали наступление на участке Клин–Рогачево–Дмитров. Командующий Западным фронтом Г.К. Жуков отдал распоряжение о затоплении поймы рек Сестры и Яхромы. Несмотря на налеты вражеской авиации, к 1 декабря 1941 года был осуществлен сброс воды из «Канала» в реку Сестру через водосброс Сестринских сооружений. В результате интенсивного сброса воды в реки Яхрому и Сестру на пути гитлеровской армии был поставлен мощный водный заслон.
«Канал» выполнил роль мощного оборонительного и напорного рубежа и тем самым вписал яркую страницу в историю победы советского народа в битве под Москвой. В память об этом на Перемиловских высотах под Дмитровом в 1966 году сооружен монумент воинской славы. Отсюда началось наступление наших войск в начале декабря 1941 года. Саперные специалисты инженерных войск при участии работников «Канала» превратили его в прочный оборонительный рубеж. Вдоль всего «Канала» были вырыты траншейные ходы и гнезда для установки пулеметов и малых орудий.
В годы Великой Отечественной войны «Канал» ни на один день не прекращал своей деятельности. Подавая тогда около 80% питьевой воды, он имел важное стратегическое значение для жизнедеятельности Москвы. Гидроэлектростанции «Канала» составляли существенную долю от мощности энергосистемы, помогая в энергоснабжении региона. По «Каналу» перевозились военные грузы.
В результате военных действий многие гидротехнические сооружения сильно пострадали. Для своевременной организации перевозок, улучшения водоснабжения и энергоснабжения предприятий Москвы и области Государственный Комитет Обороны вынес решение о восстановлении «Канала» и его пуске к навигации 1942 года.
19 мая 1942 года было открыто сквозное движение по «Каналу».
В 1943 году было полностью завершено восстановление «Канала».
В 1947 году в честь 800-летия столицы «Канал Москва-Волга» был переименован в «Канал имени Москвы».
28 ноября 1941. Немцы на левом берегу Канала
Канал на крови: А по берегам — мёртвые с косами стоят
90 лет назад было принято решение пустить воды Волги в Москву
Не канал, а каналище — искусственная водная артерия от Волги (в районе Дубны) до Москвы поражает сейчас своей красотой и техническим совершенством. 90 лет назад, 15 июня 1931 года, на пленуме ЦК ВКП (б) по докладу Лазаря Кагановича о положении с водой в столице, было решено использовать ресурсы Волги для водоснабжения Москвы и других городов региона.
Строили ударными темпами, что отразилось в названии одного из лагерей строителей ГУЛАГа «Темпы», трудились день и ночь — в память осталась платформа и одновременный посёлок «Трудовая Северная». Да и других отметин на берегах канала в память о «героическом» труде осталось с тех далеких уже времен немало. Но мало кто об этом уже и помнит.
Изначально имеющий нынешнее название канал имени Москвы протяженностью в 128 километров, строительство которого было завершено в 1937 году, предназначался для пополнения столицы питьевой водой, а уж во втором предназначении — для судоходства. Вода из Волги, идущая в белокаменную в районе Дубны, и сейчас обеспечивает более половины потребности водоресурса Москвы. А еще, канал — это красивейшее место, где каждый его участок радует глаз, как с берега, так и с борта круизного теплохода.
Вот едешь, бывало, по участку дороги от Дмитрова до Дубны (ну, или в обратную сторону), высоченные березы здесь окружают трассу, красота необыкновенная. И вдруг, бац, параллельным с тобой курсом, на расстоянии всего-то метров в 50, плывёт белоснежный теплоход или баржа, доверху груженная песком. Такое ощущение, что сам качаешься на волнах и — протяни руку — дотронешься до борта судна.
А еще потрясающее зрелище, когда пятничным вечером выйдешь на берег канала в районе Икши, там, где его пересекает мост «третьей бетонки» возле железнодорожной станции «Морозки», и видишь сияющий огнями теплоход. Звучит музыка оркестра (видимо в записи), сидят за столиками парочки и веселые компании. И одинокая женщина, затерявшаяся на верхней палубе, машет тебе радостно рукой — то ли зовет к себе, то ли просто от избытка чувств радуется любому встречному на реке, пусть и с удочкой в руках.
Круизное движение на канале им. Москвы сейчас не такое интенсивное, как в первые годы его существования, когда пассажиры запросто добирались хоть до Твери, хоть до Санкт-Петербурга (тогдашнего города Ленинграда), через Волго-Балтийский канал. Пароходы бегали через эту водную артерию и на Большую Волгу, вплоть до Астрахани. Время было тогда не столь быстротечно, и неделя-другая в пути не вызывали особых неудобств. Тем более, что помимо каюты на судне путешественнику прилагался целый комплекс дополнительных услуг — рестораны, танцевальные площадки, места для отдыха на верхних палубах.
Соседка по даче, который находится в поселке «Речник-1» (это напротив посёлка Деденево), баба Соня, вспоминает, что раньше на канале судам и баржам было не протолкнуться. «Шли по воде днём и ночью, гудели своими сиренами постоянно, — вспоминает София Тимофеевна. — Еще когда мост в Морозках не построили, была тут у нас паромная переправа, чтобы перебраться в Деденево. Так порой добрый час приходилось ждать, пока баржы на шлюзе в Икше стояли, дожидаясь сброса воды. Сейчас поменьше стало, но нет-нет, да выйду на берег, провожу пароход взглядом».
Шлюзы — пожалуй, основная достопримечательность канала им. Москвы. Их одиннадцать, и практический каждый является архитектурной и исторической достопримечательностью. И если решиться на речное путешествие, то помимо потрясающей природы, пейзажи которой завораживают хоть летом, хоть уже и «золотой» осенью, можно внимательно присмотреться к шлюзам. Некоторые из них напоминают триумфальные арки, на одном, носящем название № 5, установлена скульптура «Девушка, несущая корабль». В архитектуре шлюза № 3 гранитные башни увенчаны моделями кораблей, напоминающих каравеллы Христофора Колумба.
Из более чем двухсот гидротехнических сооружений на канале наиболее грандиозным является Северный речной порт, который наконец-то реконструировали и придав былой блеск, добавили современного изыска. А вот на берегах самого канала поддержание технического состояния никогда и не прекращалось. Исправно работают бакены и светофоры, берега убирают от старых или мешающих навигации деревьев, шлюзы регулируют сброс воды. Это вообще потрясающее зрелище, когда она заходит и выходит в водоотводы — мощь невероятная! Течение под мостами в эти водохранилища напоминает в такие моменты горный поток. Этим приноровились пользоваться местные рыбаки, которые здесь подлавливают судака, который устремляется за мелкой рыбешкой в потоке.
Вообще рыбалка на канале — тема для отдельного обсуждения. Хищник, щука, держится в заливах-водоотводах, судак разбойничает на всей территории, но его наибольшая активность приходится на весну, когда нерестится уклейка. Осенью судак скатывается в Волгу, но в последние годы замечен и в заливах. Водится лещ и плотва, так что наиболее активных рыбаков здесь можно увидеть и зимой, на льду. Кстати, использование маломерных судов, моторных и весельных лодок, в период судоходства на канале категорически запрещён. Допускается использование «резинок» — надувных лодок в заливах или впадающих в канал рек, чем и пользуются местные рыбаки, принося домой вполне приличный улов.
А еще берега канала имени Москвы стали зоной размещения многочисленных домов отдыха, санаториев, рыболовных баз и дачных посёлков. Этот участок занимает протяженность от Клязьминского водохранилища до практически самого города Дмитрова. Места и впрямь потрясающие, их облюбовали в последние десятилетия как под размещение яхт-клубов, так и строительство частных домов, правда, не на самом берегу канала, а на берегу заливов и водохранилищ.
Вообще изначально канал Москва-Волга носил имя Сталина. Про Кагановича при официальном открытии в июле 1937-го уже не вспоминали. Сталин, к слову, канал поздней осенью 1941 года использовал как мощное оборонительное сооружение. Вначале в него «качнули» воду, затопив немецкие танковые дивизии под Яхромой, потом его осушили, превратив при наступивших морозах в огромный противотанковый ров. Канал сыграл большую роль в том, что наступление немцев на Москву со стороны Дмитрова было сорвано. Можно сказать, канал-герой.
В 1947-м, во время празднования 800-летия Москвы, Сталин отказался от своего имени — канал по его решению переименовали в канал имени Москвы. Тогда же в столице в районе Бескудниково появилась улица «800-летия Москвы» — самое сейчас «пробочное» место на Дмитровском шоссе из-за строительства метро. А вот канал — открыт на всех направлениях. И если в 2020-м здесь проход одинокой баржи был событием, то сейчас опять активно снуют теплоходы компании «Водоходъ». Многим проплывающим туристам, машущим селянам и дачникам на берегу, и неведомо, что берега эти обильно политы кровью его строителей. Вода всё смыла.
Опции темы
Канал имени Москвы — соединяет реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м.
Был открыт 15 июля 1937 как Канал Москва — Волга. Строительство канала Москва-Волга началось в сентябре 1932 года и длилось 4 года и 8 месяцев. При строительстве канала использовался труд заключённых ГУЛАГа (14 сентября 1932 для строительства канала был создан Дмитлаг, просуществовавший более пяти лет).
К началу 30-х годов Москве не хватало питьевой воды. Рублевский водопровод не мог обеспечить растущие потребности столицы в воде. Река Москва настолько обмелела, что ее можно было перейти вброд напротив Кремля в том месте, где сейчас красуется Большой Каменный мост. Вся водопроводная сеть подавала в город 15 млн. ведер воды. А население возросло до 3-х млн. человек.
И вот тогда взоры обратились к далекой от Москвы Волге. Только эта полноводная матушка-река могла спасти растущий город от безводья. Но Волга текла за бугром, севернее Клинско-Дмитровской гряды, высота которой достигала почти шестидесяти метров над уровнем Москвы-реки. Прорыть канал подобной глубины казалось затеей безумной, тем более что расстояние — 128 километров по прямой!
Откуда же взять такую массу воды? Инженеры решили перегородить Волгу плотиной у деревни Иваньково, близ устья реки Дубны. В весеннее половодье река упрется в плотину и разольется, образует новое рукотворное озеро — Иваньковское водохранилище, первое «московское море». Часть его воды продолжит путь по старому волжскому руслу, другая часть круто повернет на юг, в искусственное русло, и по высокой водяной лестнице начнет взбираться на высоту девятиэтажного дома, чтобы далее пройти по ровному и широкому водяному мосту и снова спуститься по крутой южной лестнице в Москву-реку.
Было предложено несколько вариантов трассы канала. После долгих споров 20 мая 1932 г. Московский горком партии выбрал «Дмитровский» проект, а на следующий день инженерные группы уже обозначали колышками будущую трассу.
Трасса канала должна была пройти по кратчайшему пути между реками Волгой и Москвой: расстояние от старинного села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу, было 130 км. Высокий гребень холмов с истоками и долинами мелких рек планирова-лось превратить в непрерывный многокилометровый водяной мост. К нему с двух сторон — от Волги и от Москвы-реки — нужно было поднять водяные лестницы, чтобы по этому пути направить воду и корабли из Волги в Москву-реку.
Намеченная проектировщиками и утвержденная правительством трасса канала неизбежно пересекала определенное число селений. Часть селений также попадала в зону затопления шести вновь образуемых водохранилищь. Согласно финансовому отчету НКВД переносу подлежал 6261 двор. Примерно было перенесено около 200 сел. Переселения на вновь выделенные территории явились тяжелым стрессом для переселяемых.
Схема прокладки канала
Масштабы стройки
Стройка разворачивалась быстро и решительно. Прошел год с тех пор, когда были вбиты первые колышки на трассе. Где еще недавно изыскатели вспугивали тетеревиные выводки, теперь на всем протяжении будущего канала гремела стройка. На ней работало около 200 экскаваторов — до тех пор ни одно строительство мира не имело такого экскаваторного парка. К трассе канала были подведены железные дороги, поезда которых могли увезти за один раз почти 50 тысяч тонн груза. По новым шоссейным дорогам неслись тысячи грузовиков и мотовозов. Весь фронт работ из конца в конец опутала паутина телефонных и телеграфных проводов. По ночам над стройкой стояло электрическое зарево. Появились и гидромониторы, впервые освоенные здесь инженером Николаем Дмитриевичем Холиным. Насосные системы, сконструированные молодыми специалистами, были построены на Московском заводе «Борец». Для канала работали самые крупные заводы страны.
На трассе и в карьерах канала вынуто свыше 200 млн. куб. земли, уложено около 7 млн. т бетона. Для обслуживания строительства проложено 700 км железнодорожных путей. Десятки паровозов и сотни железнодорожных платформ отвозили вынутый грунт на низкую пойму Клязьмы, где выросли горы земли, а свалочные пути беспрерывно переносились с места на место. Громадная рабочая армия была занята разгрузкой железнодорожных платформ и перекладкой пути.
Строительство канала им.Москвы
Для строительства канала был создан Дмитровлаг — крупнейшее лагерное объединение ОГПУ-НКВД. Создан приказом 889 от 14 сентября 1932 для использования труда заключённых на строительстве канала Москва-Волга им. И. В. Сталина. Дмитлаг занял комплекс зданий Борисоглебского монастыря.
В сентябре 1933 года в Дмитлаг начали прибывать по этапу заключённые из-под Ленинграда и из Средней Азии, Темниковских и Вишерских лагерей, Саровского ИТЛ и из Сибири. На 1 января 1936 г. численность заключенных Дмитлага возросла до 192 тысяч человек.
Строительство канала не имело вначале кадров квалифицированных рабочих, необходимых для возведения сложных технических сооружений, оно само подготовило и обучило эти кадры.
В Дмитрове, в районе стройки, были созданы курсы, подготавливающие специалистов 43 основных специальностей. Так стройка получила: прорабов, младших и старших техников различных специальностей, лаборантов по бетону и грунтам, машинистов и кочегаров для экскаваторов, монтажников, мотористов, шоферов и электросварщиков.
23 марта 1937 г. последовало решение «остановить Волгу», то есть приступить к наполнению Московского моря и канала. В этот день полноводная весенняя Волга сердито несла свои воды через пролеты плотины. Главный Инженер спокойно, будто он это делал каждый день, велел закрыть Волге дорогу на восток. Один за другим опустились тяжелые металлические щиты. И когда медленно и властно опустился последний щит, Волга оказалась запертой. Первый раз за многие тысячелетия ее жизни могучую реку остановили воля и труд человека.
Через 13 дней главному инженеру доложили: «Московское море полно!» Тогда он отдал приказ открыть щиты бетонной плотины, чтобы пропустить на восток излишние волжские воды. Волга была окончательно покорена.
Так Волга пришла в Москву. Уровень воды у Кремля поднялся почти на 3 м.
С 1947 канал носит современное название Канала имени Москвы.
Иваньковское водохранилище («Московское море»)
5 пользователей сказали cпасибо Atlantika за это полезное сообщение:
Канал имени Москвы — крупный комплекс гидротехнических сооружений, решающий задачи водоснабжения, обводнения, воднотранспортной связи столицы, выработки электроэнергии и электроснабжения промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в зоне канала.
Канал им.Москвы около Дмитрова
Трасса канала имеет 240 сооружений, из них 11 шлюзов, 40 плотин, 8 водохрани-лищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, три главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и в Химках — Северный речной порт Москвы), а также многочисленные пристани местных линий.
По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами грузоподъёмностью до 5000 т.
НКВД заметает следы Дмитлага
Календарный учет заключенных вели очень строго, списки были по всем лагерным пунктам, регулярные отчеты оседали в Управлении Дмитлага НКВД.
На сегодня о судьбе архива Дмитлага известно следующее. Осенью 1941 года при приближении немцев к Москве архив Дмитлага эвакуировали. Управление канала выделило для этого людей и транспорт в виде небольшой баржи с буксировщиком. Для сопровождения архива было назначены два ответственных человека из работников канала Изотов Н.И и Тельпуховский Е.С.. По распоряжению НКВД груз был доставлен в Ульяновск по Волге.
Выемка и транспортировка грунта
• Посещение строй площадки Сталиным 4 июля 1934 году. Это эпизод наблюдал своими глазами Щербаков П.И. Заканчивая осмотр котлована, Сталин вдруг обратил внимание на то, что заключенные работают без обуви, то есть босиком. Хотя было начало лета, погода не была теплой.Сопровождающих свиту руководителей стройки (начальник строительства Л.Коган, начальник Дмитлага С.Фирин и др.) Сталин тут же строго допросил, почему рабочие работают без обуви. Те отвечали не очень определенно: мол, народу пришлость направить на эту стройку много, и на всех обуви не хватило, но недостающая обувь на подходе. Закончил этот разговор очень резко, приказав, чтобы через 2 часа все рабочие были обуты, а в отношении нескольких человек (начальник отдела снабжения, начальника участка и еще кого-то) сказал: «А этих расстрелять!».
Этих людей тут же схватили и расстреляли здесь же у котлована.
• Бетонный массив западной башни нижней головы шлюза №3 стал вечно могилой одного из заключенных, работавших на стройплощадке в Яхроме. Этот человек упал в бетонируемый котлован. Подача раствора была уже начата, когда один из заключенных пошатнулся от истощения и упал в бетонируемый котлован для устоя нижней головы. Производитель этих работ (прораб), зная, что по технологической инструкции запрещается прерывать начатое бетонирование, запретил другим работающим поднимать упавшего, то есть приказал продолжать работу. Тело этого человека навсегда осталось замурованным в бетоне устоя шлюза.
• «Канал начинал строиться с центра. Укладывали широкие толстые доски, по которым на тачках возили вверх землю и высыпали ее на берегу. Заключенных там было, как муравьев в муравейнике. Стояли широкие доски (см 30 шириной) по обе стороны. По одной доске тачки везут вверх и высыпают, а по другой доске, которая 2 м длиной, вниз. Внизу лопатами в эти тачки насыпают, и без конца круг идет. И такие вещи стоят через каждые 5-6 м, т.е. расстояние между этими «дорогами». И так без конца. Ходили они быстро: вверх чуть не бегом, вниз тем более.»
Ценой многих жизней, досталась эта стройка. История его создания вызывает чувство восхищения и преклонения перед людьми, претворившими в жизнь этот грандиозный комплекс сооружений.
В память о строителях канала, на берегу Канала имени Москвы при подходе к шлюзу №4 возведена часовня Новомучеников в земле российской просиявших, по проекту художника Петра Стронского, первый камень которой был торжественно заложен 5-го июля 2007 года, в день открытия музея.
2 пользователей сказали cпасибо Atlantika за это полезное сообщение:
Все, что есть у меня о КИМе. Сканы не все мои, есть и найденные в интернете, и подаренные конкретными людьми.
Книги, обязательные для всех
Первая книга о КИМе, предназначенная для внелагерного распространения. Множество фотографий и цифр. Выпущена под редакцией ещё самого Семёна Фирина.
Канал Москва-Волга. Справочные данные. Под ред. С.Фирина, НКВД СССР, Дмитров, 1936г., 174стр, иллюстрации, твёрдый переплёт. Тир. 10000
Подробное техническое описание КИМа. Но читается легко и напоминает научно-популярную литературу. Огромное количество интересных фактов и подробностей о канале.
Канал Москва-Волга. 1932-1937. Технический отчёт. Ленинград, Стройиздат, 1940, тир.3000
Современные исследователи истории канала
Публикации в журналах
7 пользователей сказали cпасибо kuv за это полезное сообщение:
Это не Иваньково. Это на самом канале. В районе «Солнечной поляны» (Аксаково)
Где то тут.
http://www.ershovmarine.com/maps-riv. ic/p2-11-2.htm
Но только с другого ракурса, чем выложена карта.
kuv, Игорь огромное спасибо.
По мере возможности будем дополнять эту интересную тему.
Большинство теплоходов начинают свои круизы от СРВ и им предстоит пройти весь канал, так что такая информация и о строительстве, и об архитектуре, да и о самих строителях-каналоармейцах будет интересна любопытствующим туристам.
2 пользователей сказали cпасибо Irinka за это полезное сообщение:
![]()
Канал имени Москвы. Речной вокзал в Химках. Пристань. А.М. Рухлядев. 1937
Канал имени Москвы. Речной вокзал в Химках. А.М. Рухлядев. 1937
Канал имени Москвы. Башня управления шлюза № 3. В.Я. Мовчан. 1937
Канал имени Москвы. Карамышевская плотина. А.М. Рухлядев. 1937
Канал имени Москвы. Башня управления шлюза № 2. В.М. Лисицын. 1937
Канал имени Москвы. Башня управления шлюза № 5. Б.Д. Савицкий, Ю.А. Кун. 1937
Тоннель-проезд под каналом имени Москвы у шлюза № 8. В.Ф. Кринский. 1937
Канал имени Москвы. Заградительные ворота у Большой Волги. И.К. Белдовский. 1937
Канал имени Москвы. Башня управления шлюза № 9. А.М. Рухлядев, В.Ф. Кринский. 1937[COLOR=»Silver»]
Водохранилища Канала им. Москвы
Московским морем чаще всего называют Иваньковское водохранилище, образованное подпором реки Волги плотиной ГЭС у деревни Иваньково Калининской (Тверской) области. Заполнение водохранилища началось 23 марта 1937 года.
На просторах Московского моря насчитывается 291 остров, из них 8 имеют площадь от 150 до 750 га. Большая часть островов заболочена и поросла лесом.
Длина береговой линии водохранилища составляет 520 км. Оно является самым большим водоемом вблизи столицы. Сами берега Московского моря отлогие, низменные, с преобладанием галечных, глинистых, илистых и торфяных почв, поросшие лесом, в основном хвойным. На водосборе почвы подзолистые и болотные, растительность представлена смешанным и хвойным лесом, луговыми и болотными травами, сфагновыми мхами.
Вода Иваньковского водохранилища мягкая и бедна минеральными веществами, с большим количеством растворенных органических веществ растительного происхождения, что придает воде желто-бурую окраску. Уровень воды с мая по декабрь постоянный, а за зиму снижается на 5,5 м. К концу зимы остается не более одной четверти начальной площади водохранилища.
Водохранилище наполняется главным образом в весенний период при прохождении паводка.
Излишняя вода, сбрасываемая в нижний бьеф Иваньковской плотины, используется также на гидростанции для получения гидроэнергии.
Так называют часть Клязьминского водохранилища, от плотины и до канала имени Москвы протяжённостью около 10 км и шириной местами более километра. Глубина у плотины 18 м, у деревни Сорокино и насосной станции до 20 м, по руслу реки Клязьмы – 11 м.
Пестовское водохранилище образовалось при сооружении канала имени Москвы. Плотина, построенная на реке Вязь, затопила ее пойму и притоки рек Черной и Кокотки. Образовавшийся водоем соединили с Учинским водохранилищем судоходным каналом, протяжением 3 км. Начинается он от деревни Пестово.
Основной плес Пестовского водоема проходит от плотины в северо-западном направлении, вначале по реке Вязь, затем от канала по пойме реки Черная и тянется до судоходного шлюза, расположенного недалеко от станции Трудовая Савеловской железной дороги. По середине плеса проходит главный фарватер, по которому движется водный транспорт с Волги в Москву и обратно.
Ближе к северному берегу водоема, против канала, возвышаются два лесных острова, а на противоположной стороне раскинулась бухта Большая заводь. Вблизи плотины на южном берегу стоит дом отдыха.
Рельеф дна и глубины водоема разнообразны. В руслах рек они достигают 10-12 м, на плесах не превышают 5-7 м, а прибрежная часть совсем мелководная. Грунты в водохранилище торфянистые, песчаные и суглинистые, заиленные. Основная часть ложа сильно закоряжена.
Уровень воды во все времена года изменяется незначительно, что благоприятно сказывается на жизни самых разнообразных рыб.
Его северо-западный рукав такой же плотиной отделен от Пестовского водохранилища, лежащего далее на трассе канала. Пяловская и Пестовская плотины оборудованы фильтрующими сооружениями, благодаря которым в Учинское отстойное водохранилище поступает вода, очищенная от загрязнения. У Пяловской плотины, несколько западнее города Пушкино, берет начало большой водопровод, по которому волжская вода поступает в водопроводную сеть Москвы. Учинское водохранилище является водоохранной зоной.
В районе города Пушкино находятся также две небольшие гидроэлектростанции, использующие падение избыточной волжской воды, сбрасываемой в русло Учи.
4 пользователей сказали cпасибо Atlantika за это полезное сообщение:
Для заключения шлюзового договора для прохода через шлюзы канала имени Москвы необходимо обратиться в ФГУП «Канал имени Москвы» расположенного по адресу: 125362 Москва, ул. Водников, 1.
Там необходимо обратиться в Группу договоров, расположенную на первом этаже, ком. 13.
Приемные дни вторник, четверг с 9-00 до 17-00, обед с 12-30 до 13-30., телефон для справок 491-90-15
Наличие на вашем катере или яхте радиостанции судового диапазона сильно облегчит процедуру шлюзования. Особенно это касается Рыбинского шлюза. Пришвартоваться, чтобы высадить члена экипажа для общения с диспетчером, там практически негде. Если же у вас её все-таки нет, попробуйте использовать средства связи больших или маломерных судов, с которыми вы собираетесь пройти шлюз. При удачном раскладе вам в дальнейшем практически уже не придется договариваться с диспетчером в каждом шлюзе, так как вы их будете проходить их каждый раз в установленном порядке. Разумеется, все сказанное относится только к шлюзам от шестого до первого.
Ни в коем случае не нужно пытаться прорваться в шлюз без разрешения и использовать для этого, например высокую корму какого-нибудь сухогруза.
Мало того, что вы подвергните себя при этом опасности (попадете в непроглядываюмую капитаном судна зону и можете быть раздавлены при маневре), но, и при этом, даже при наличии шлюзового договора, просто лишитесь права прохождения канала на весь сезон или, по крайней мере, до пересдачи правил в ГИМСе.
Методика прохождения системы шлюзов от Химок до Оки мало отличается от вышеописанной, только вниз по Москва реке судов ходит значительно меньше, а многие из них могут идти вообще только до Южного порта и наличие радиосвязи у вас в этом случае еще более актуально. Рекомендуем также посмотреть Правила по пропуску маломерных судов через шлюзы канала имени Москвы